Научная статья на тему 'Методы и модели страновых сопоставлений и проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации'

Методы и модели страновых сопоставлений и проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBAL INFORMATION MARKET / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / GLOBAL ECONOMY / РЕЙТИНГ / RATING / ИНДЕКС / INDEX / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / МИРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК. / INFORMATIONAL GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев А. Н.

В статье уточняется методика подсчета индекса глобальной информационной экономики, делаются выводы о необходимости учета особенностей приоритетов стран при реформировании их экономик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the methods of calculation of index of information economy, draws conclusions on necessity of consideration of countries' priorities in the process of their economies reformation.

Текст научной работы на тему «Методы и модели страновых сопоставлений и проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации»

Канд. экон. наук А. Н. Лазарев

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ СТРАНОВЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ

И ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье уточняется методика подсчета индекса глобальной информационной экономики, делаются выводы о необходимости учета особенностей приоритетов стран при реформировании их экономик.

Ключевые слова: информационная глобализация, конкурентоспособность, мировая экономика, рейтинг, индекс, инновационное развитие, мировой информационный рынок.

Информация и знания - основа для инновационного, научно-технического развития каждой страны и мировой экономики в целом. Глобализм как принцип экономического поведения охватывает комплекс условий, которые позволяют интегрированным странам легче и масштабнее использовать преимущества современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Проблема страновых сопоставлений как частный случай статистических сравнений становится важной при проведении оценки уровня развития стран в информационной экономике. Это связано с меняющейся картиной мировой экономики, введением информационных технологий в активную практику, возникновением новых производственных полей и видов деятельности. Появляющиеся новые товары и услуги, основанные на переработке информации, становятся не только малоузнаваемыми, но и трудносопоставимыми. При исследовании показателей развития стран в современных условиях видно, что за длительные промежутки времени, в течение которых некоторые товарные номенклатурные позиции исчезали из производства и рынка в индустриальной экономике, в постиндустриальной экономике, наоборот, быстро появляются и исчезают.

Темпы развития и новое содержание постиндустриализма делают невозможным использование старых методов оценок тех или иных явлений в мировой экономике. Поэтому для сравнения состояния экономики в разные моменты времени необходимо учитывать в составе агрегированных показателей сопоставимые показатели с учетом поправок. Особенно важно соблюдение отмеченных требований, предъявляемых к экономико-статистическим показателям в международных сопоставле-

ниях, которые и стали основой маркетингового анализа стран, предваряющего выбор того или иного варианта встраивания экономики страны в мирохозяйственные связи.

Затруднения, возникающие в процессе международных сопоставлений, связаны с несопоставимостью наборов товаров, включаемых в обобщающие показатели экономического роста. Эта проблема сходна с проблемой несопоставимости объемных показателей продукции одной и той же страны за разделенные длительным промежутком моменты времени. Подобная проблема возникает при сравнении отдельных показателей, например, уровня обеспеченности компьютерами и индексов цен. В международных сопоставлениях макроэкономических стоимостных показателей для приведения данных к сопоставимому виду обычно используется индексный метод, который имеет относительную узость, что, безусловно, приводит к значительным погрешностям. Кроме того, сравнения должны производиться в единых ценах, чему препятствует наличие разных валют. Это требует дополнительного пересчета всех стоимостных показателей в сравнимую валюту (использование паритетов покупательной способности), что также не лишено погрешностей, поскольку паритеты покупательной способности (III 1С) также рассчитываются по ограниченному кругу товаров. Вышеуказанные подходы можно считать проблемами техники счета. Есть и более серьезные препятствия проведению международных сравнений. Они возникают при сравнении ВВП двух стран, особенно тех частей продукта, которые потребляются внутри страны, а не вовлекаются в мировую торговлю. Все это означает, что проблема однородности исследуемых статистических совокупностей на уровне мирохозяйственных связей обостряется сама по себе, а в глобальной мировой экономике - тем более.

Один из наиболее часто анализируемых страновых рейтингов -это рейтинг производительности стран. Показатель годовой выработки, положенный в его основу, - ключевой в характеристике экономического роста. При анализе этой методологии сравнений возникают следующие вопросы: нужен ли экономический рост стране, является ли рост производительности в заданном формате расчета критерием конкурентоспособности национальной экономики? Экономический рост (и рост ВВП в том числе) может быть интенсивным и экстенсивным. Поэтому необходимо, например, различать рост в США и рост в Южной Корее. Нелогично одним показателем мерить два разных типа роста. В этом случае нужно переходить к исследованию структуры ВВП и ресурсов его производства. Постиндустриальный этап экономического роста характеризуется относительно низкими темпами роста ВВП. Умеренные постиндустриальные темпы могут, согласно методологии этого рейтинга, стать основой для отнесения страны к категории средне- или слабо-

развитых. И наоборот, страны с растущей экономикой, но растущей в относительно худшем индустриальном варианте, оказываются вверху рейтингового списка.

Наиболее популярным страновым рейтингом стал рейтинг конкурентоспособности стран, рассчитываемый Институтом совершенствования методов управления (Лозанна, Швейцария) (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Критерии мировой конкурентоспособности в понимании Института развития методов управления (Лозанна, Швейцария)

Группа критериев Содержание

1 2

I. Внутренняя экономика Производительность отражает добавленную стоимость в краткосрочном периоде. Долгосрочная конкурентоспособность требует накопления капитала. Процветание страны отражает ее успешное функционирование в прошлом. Конкуренция, направляемая рыночными силами, улучшает функционирование народного хозяйства страны. Чем больше конкуренции внутри народного хозяйства страны, тем более конкурентоспособны ее фирмы, вероятно, будут и за границей

II. Интернационализация Успех страны в международной торговле отражает конкурентоспособность ее народного хозяйства (при условии отсутствия торговых барьеров). Открытость экономики для международной хозяйственной деятельности улучшает функционирование народного хозяйства страны. Международные инвестиции размещают экономические ресурсы наиболее эффективным образом во всем мире. Конкурентоспособность направлена на экономический рост в народном хозяйстве страны при преимущественном росте экспорта. Поддержание высокого уровня жизни требует интеграции в мировую экономику

III. Правительство Государственное вмешательство в деловую среду должно быть минимизировано, за исключением создания конкурентных условий для предприятий. Правительство должно обеспечить макроэкономические и социальные условия, которые являлись бы предсказуемыми и таким образом минимизировали внешние риски для хозяйственного предприятия. Правительство должно гибко приспосабливать свою экономическую политику к изменяющейся международной среде

IV. Финансы Финансы облегчают деятельность по созданию добавленной стоимости. Развитый, интернационально интегрированный финансовый сектор страны поддерживает ее международную конкурентоспособность

V. Управление Конкурентоспособное соотношение цена/качество изделий отражает управленческие способности в стране. Нацеленность управления на работу на долгом промежутке времени через какое-то время увеличивает конкурентоспособность. Эффективность в хозяйственной деятельности вместе со способностью приспосабливаться к изменениям в конкурентной среде являются неотъемлемыми признаками хорошего управления, решающими для конкурентоспособности предприятия. Предпринимательство - важнейший ресурс для хозяйственной деятельности в стадии запуска. Для более зрелого корпоративного управления требуются навыки в интеграции и дифференцировании деловой деятельности

О к о н ч а н и е т а б л. 1

1 2

VI. Инфраструктура Хорошо развитая инфраструктура, включая функциональные бизнес-системы, поддерживает хозяйственную деятельность. Хорошо развитая инфраструктура включает также успешно функционирующую информационную технологию и эффективную защиту окружающей среды

VII. Наука и технология Конкурентное преимущество может быть построено на эффективном и творческом применении существующих технологий. Инвестиции в фундаментальные исследования и инновационную деятельность, создающие новое знание, являются решающими для страны на более зрелой стадии экономического развития. Долгосрочные инвестиции в НИОКР увеличивают конкурентоспособность фирмы. Невоенные частные (корпоративные) инвестиции в НИОКР, вероятно, увеличат конкурентоспособность страны больше, чем государственные инвестиции в военные НИОКР

VIII. Население Квалифицированная рабочая сила увеличивает конкурентоспособность страны. Отношение к делу рабочей силы воздействует на конкурентоспособность страны. Конкурентоспособность имеет наклонность увеличивать уровень ожиданий в отношении качества жизни

Это более сложная система расчетов, претендующая на полный охват качественных факторов развития. Принципиально важно, что декларируется оценка среды, которую создает страна для фирм: именно в обеспечении фирм средой, имеющей наиболее эффективную структуру, учреждения и политику, нации и конкурируют друг с другом.

Конкурентоспособность наций и конкурентоспособность фирм -взаимозависимые концепции; разработчики рейтинга сосредоточиваются на первом. Он измеряет и сравнивает, как страны обеспечивают фирмы средой, которая поддерживает внутреннюю и глобальную конкурентоспособность фирм, работающих в их границах. Однако этой декларацией многое и ограничивается. На поверку речь идет о своеобразной доске почета, место на которой страна зарабатывает на основе все тех же количественных сравнений.

Автор этой методологии профессор С. Гарелли считает, что важной основой для определения порядкового номера является стандартизированная оценка для всех измерителей (критериев), называемая «8ТБ-оценка». В большинстве случаев более высокая оценка предпочтительнее, поэтому страна с самой высокой стандартизированной оценкой ставится на первое место, а с самой низкой - на последнее [6].

Экономико-методологическая проблема этого и подобных рейтингов заключается в следующем. В основе построения рейтинга лежит единый стандарт, с которым сравнивается положение всех остальных стран. Такой подход был бы полезен при определении рейтинга фирм,

торгующих иа одном и том же рынке одной и той же продукцией. Если фирмы производят разную продукцию и торгуют на разных рынках, их сравнение по одному или нескольким укрупненным показателям может оказаться некорректным. Как представляется, не целесообразно оценивать конкурентоспособность страны в условиях информационной глобализации и постиндустриальной экономики с позиции информационного предприятия - это противоречит пониманию страны как особой формы общности людей, имеющей национальный суверенитет. Существует ряд вопросов, ответы на которые определяют позицию исследователя. Например, насколько общие правила мировой конкурентоспособности можно использовать для выстраивания рейтинга стран в глобальной мировой информационной экономике. Следует дать однозначный ответ, что данная методика не учитывает всех факторов, определяющих уровень страны и ее участия в мировой экономике в условиях глобализации.

Таким образом, показатели, базирующиеся на статистических данных (например, объем ВВП), не принимают во внимание новые факторы, обеспечивающие рост мировой экономики. Поэтому и появилась задача выявить конкретные источники роста и определить набор количественных и качественных страновых показателей, которые в совокупности могли бы составить инструмент анализа развития национальных экономик и форму представления соответствующих результатов. Понимание того, что точной оценки эти составляющие в силу разноплановости подходов к развитию стран не дадут, подвигло автора рассмотреть эту проблему. Ее решение, как представляется, возможно при условии определения места глобальных форм экономического сотрудничества в системе международной конкуренции, открытости экономик и отсутствия барьеров между странами в результате обмена инновационными технологиями, включая ИКТ (табл. 2).

Для оценки результатов развития глобальной информационной экономики и мирового информационного рынка часто используются статистические показатели, рассчитываемые консалтинговыми и аудиторскими фирмами (IDC, Gartner и др.), специализирующимися на исследованиях данного рынка и мировой экономики в целом. Другим информативным источником по информационной экономике и мировому информационному рынку является показатель, разработанный и просчитанный Институтом прогрессивной политики (Progressive Policy Institute). Этот показатель, по сути, рассчитывается как национальный индекс новой экономики для каждого штата США (New Economy Index), который затем кладется в основу индекса глобальной новой информационной экономики страны (Global New E-Economy Index) [2].

Т а б л и ц а 2

Место глобальных форм экономического сотрудничества в системе международной конкуренции

Признаки экономического сотрудничества Формы экономического сотрудничества

Неглобальные Глобальные

Глобальная экспансия Глобальное взаимопроникновение

Способность сформировать конкурентные преимущества Рикардианского типа в короткий период времени Портеровского типа на средних временных отрезках На длинных временных интервалах

Условие формирования преимуществ Торговые ограничения, отсутствие научно-технического прогресса Отсутствие ограничений на международное движение капитала, управление массовым сознанием, в том числе военное и политическое давление Развитие национального хозяйственного самосознания при международной передаче ресурсов

На основе анализа составных частей индекса новой экономики уточним группу показателей по методике для определения критериев при расчете позиций (рейтинга) стран в новой мировой экономике. Предлагаемая нами методика проста. По шести разделам рассчитываем показатели, которые далее ранжируем по уровням для каждой позиции (высокий, средний и низкий), и определяем общий результат для каждого участника глобальной мировой информационной экономики. Затем составляется сводная таблица (табл. 3). На последней стадии расчетов делаются выводы о положении страны в глобальной информационной экономике. Такой показатель также можно считать индексом уровня развитости информационного рынка и рынка ИКТ.

Полученный результат за несколько лет представляет собой индекс динамики и устойчивости информационной экономики, он также является показателем информационных и технологических возможностей и научно-технического потенциала страны. Но результаты расчетов - это еще не окончательная оценка, так как необходимо иметь в виду обстоятельства глобального характера, вытекающие из проблем мировой экономики и положения мирового информационного рынка в структуре экономического цикла. С учетом этих обстоятельств и национальных традиций конкретной страны можно подвести итог развитию мировой экономики или сделать окончательный прогноз на будущее. Это, по сути, оценка глобальной постиндустриальной мировой информационной экономики и рейтинг страны в ней.

Т а б л и ц а 3

Категории и показатели для расчета индекса глобальной информационной экономики*

Составляющие категорий и показателей индекса глобальной информационной экономики Содержание категорий и показателей индекса глобальной информационной экономики Единицы измерения Уровень рейтинга, оценка

1 2 3 4

I. Рабочие места, требующие высокой квалификации Уровень квалификации и уровень обеспеченности рабочих мест компьютерами и ИКТ Высокий, средний, низкий

1. Квалифицированные инженерные работники Количество инженеров на рынке труда страны млн. чел.

2. Наличие ИТ-специалистов Количество квалифицированных работников в области информационных технологий на рынке труда страны млн. чел.

3. Наличие руководящих работников Количество компетентных руководителей на рынке труда страны млн. чел.

4. Учащиеся высших учебных заведений Количество учащихся в государственных и частных высших учебных заведениях в возрасте от 17 до 34 лет млн. чел.

II. Глобализация экономики Степень и уровень зависимости и вовлеченности экономики страны в глобальную мировую экономику Высокий, средний, низкий

1. Экспорт товаров Рост доли экспорта новых и технологичных товаров (и к общему товарообороту) млрд. долл.; %

2. Экспорт коммерческих услуг Рост доли и объема экспорта коммерческих услуг к товарному млрд. долл.; %

3. Импорт товаров Снижение доли товарного импорта из других стран млрд. долл.; %

4. Импорт коммерческих услуг Снижение доли и объемов импорта коммерческих услуг к товарному импорту млрд. долл.; %

5. Прямые процесси-онные потоки за границу Рост величины прямых инвестиционных потоков за границу млрд. долл.; %

6. Прямые вложения в имущество за рубежом Рост величины прямых инвестиций из прибыли зарубежных филиалов и производств за рубежом млрд. долл.; %

7. Протекционизм Степень действия национальных протекционистских мер в целях ликвидации импорта иностранных товаров и услуг млрд. долл.; %

*Состаелено по: [2; 5].

П р о д о л ж е н и е т а б л. 3

1 2 3 4

III. Динамика экономики и конкуренция Темпы развития экономики, динамичность внедрения технологических и информационных нововведений; незамедлительная реакция на быстроменяющиеся условия Высокий, средний, низкий

1. Общая производительность Валовой внутренний продукт на одного работника млрд. долл./ чел.

2. Мотивация работников Уровень согласия сотрудников компании с ее целями и лояльности к ее менеджменту %

3. Управление процессами Уровень внимания к управлению процессами (качества, продвижения на рынок и т. д.) в стране млрд. долл.; %

4. Предпринимательство Уровень компетентности менеджмента компаний и предпринимательских способностей млрд. долл.; %

5. Финансовое благополучие компании Уровень финансового состояния компании и его влияние на уменьшение или увеличение ее конкурентоспособности млрд. долл.; %

6. Венчурный капитал Наличие венчурного капитала для бизнеса (доля к ВВП) млрд. долл.; %

IV. Трансформация в информационную экономику Уровень использования киберпространст-ва и информационно-сетевых технологий для производства, реализации товаров и услуг Высокий, средний, низкий

1. Доступ к Интернету Количество хостов на 1 тыс. человек

2. Электронная коммерция Степень развития электронной коммерции (доля к общему товарообороту) млрд. долл.; %

3. Вложения в телекоммуникации Средняя величина процента от валового внутреннего продукта млрд. долл.; %

4. Используемые компьютеры Доля от количества используемых во всем мире компьютеров млн. шт.; %

5. Мощность компьютеров Доля от мощности (миллионы операций в секунду) всех компьютеров во всем мире млн. шт.; % от парка

V. Возможности для внедрения технологических нововведений Создание условий ускоренного внедрения информационных и технологических нововведений. Уровень затрат на НИОКР в ВВП Высокий, средний, низкий

1. Количество выданных патентов Среднее ежегодное количество патентов, выданных постоянным жителям страны тыс. шт.

2. Общий объем расходов на исследования и разработки Уровень затрат на НИОКР в ВВП. Общее количество работников в стране, занятых в исследованиях и разработках млрд. долл./ чел.

О к о н ч а н и е т а б л. 3

1 2 3 4

VI. Другие категории Уровень коммерциализации, уровень использования консалтинговых услуг для организации бизнеса Высокий, средний, низкий

1. Компьютеризация и автоматизация традиционных отраслей Доля от количества компьютерного парка в традиционных отраслях экономики млн. шт.; %

2. Коммерциализация авторских прав, знаний и информации Наличие и доля информационных баз, центров создания интеллектуальной и виртуальной продукции и услуг млн. шт.; %;

3. Наличие информационных и консалтинговых фирм и/или отделов (служб) на предприятиях Количество информационно-консалтинговых фирм. Доля их услуг на имеющееся количество предприятий тыс. ед.; %

Современная международная статистика, располагающая большими массивами данных о научно-техническом развитии, активно разрабатывает и постоянно совершенствует методы расчета разнообразных индексов и рейтингов конкурентоспособности, отражающих потенциал и сравнительные преимущества стран. Разработчики этих рейтингов исходят из того, что основной вектор современной глобальной конкуренции лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях.

Новые технологии и обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности: производства товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мировых рынков на основе высокой производительности, информатизации и технологичности труда при одновременном повышении реальных доходов населения.

В дополнение к публиковавшимся ранее рейтингам в современных условиях введен новый индекс конкурентоспособного роста (Growth Competitiveness Index - GCI), который получил название индекса инновационной способности экономики. В основе построения индекса GCI лежит выделение группы стран-лидеров по ключевому показателю - количеству патентов, зарегистрированных в стране в расчете на 10 тыс. жителей. Кроме того, в модель включены объемы инновационных инвестиций и их эффективность, а также возможность использования информационных технологий в повседневной жизни граждан (количество мобильных телефонов и компьютеров на душу населения в стране, активность пользователей Интернета и т. д.). Особо учитываются институциональные и макроэкономические условия, содействующие или препятствующие инновационной деятельности.

Общий вывод, который можно сделать, сводится к тому, что применение методов и моделей страновых сопоставлений и рейтинговых подходов, которые проанализированы выше, не позволяют выстроить соответствующую предпочтениям страны национальную экономическую, технологическую и информационную стратегию развития, поскольку эти предпочтения никак не учитываются в рейтинговых оценках. Они построены на понимании видения общего хода, сложившегося в общественном сознании населения экономически развитых стран (да и то далеко не всех). Поэтому ставить в качестве приоритетной задачи развития достижение определенного рейтинга страны (переход из одной группы стран по этому рейтингу в другую) представляется авантюрной и сомнительной политикой, поскольку страна тогда должна добиваться достижений, предопределенных ей чужими, а чаще чуждыми стандартами жизни и деятельности.

Опыт экономических реформ в России в конце XX - начале XXI в. и исторический опыт развития цивилизации свидетельствуют, что невозможно реформировать экономику, не изменяя всего образа жизни людей и их сознания.

Список литературы

1. Бекетов Н. В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития экономики России // Информационные ресурсы России. -2008. - № 3.

2. Государственная стратегия перехода к информационной экономике // Информационный бюллетень Microsoft. Государство в XXI в. (май 2001 г.) // www.microsoft.com/rus/government

3. Карминский А. М., Пересецкий А. А., Петров А. Е. Рейтинги в экономике. Методология и практика. - М. : Финансы и статистика, 2005.

4. Монахова Л. И. Трансформирующиеся экономики: глобализация и экономический регионализм // Вестник Российской экономической академии им Г. В. Плеханова. - 2008. - № 1 (19).

5. Отчет компании Metricnet.com. The Global New E-Economy Index: A Cyber-Atlas. - 2nd ed., 2000 // www.metricnet.com /specials/gnei2 /Intro.pdf

6. www.svoboda.org.programs/BM/2000/BM.042100.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.