Научная статья на тему 'Проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации'

Проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕЙТИНГ СТРАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев А. Н.

Рассматриваются традиционные методы страновых сопоставлений, проводится анализ индексов, применяемых в международной практике для расчёта достижений в различных областях. Предлагается методика уровня информационного развития страны, делаются выводы относительно необходимости учёта особенностей приоритетов при формировании инновационной и информационной стратегий развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive Capacity and Informational Development in the Global Environment: National Assessment Index

The author reviews traditional methods for country comparisons and examines indexes used for progress analysis. In addition, the article describes the informatization impact on the economic competitiveness and presents assessment methods for information development of a country. In conclusion, the study shows the importance of priorities assessment in the structuring of innovation and information national strategies.

Текст научной работы на тему «Проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации»

УДК 339.97

проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации

Лазарев А.Н.,

кандидат экономических наук, доцент, alex_lazar@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author reviews traditional methods for country comparisons and examines indexes used for progress analysis. In addition, the article describes the informatization impact on the economic competitiveness and presents assessment methods for information development of a country. In conclusion, the study shows the importance of priorities assessment in the structuring of innovation and information national strategies.

Рассматриваются традиционные методы страновых сопоставлений, проводится анализ индексов, применяемых в международной практике для расчёта достижений в различных областях. Предлагается методика уровня информационного развития страны, делаются выводы относительно необходимости учёта особенностей приоритетов при формировании инновационной и информационной стратегий развития государства.

Ключевые слова: информационная экономика, конкурентоспособность, рейтинг стран.

Проблема страновых сопоставлений как частный случай статистических сравнений становится важной при проведении оценки уровня развития стран в информационной экономике. Это связано с меняющейся картиной мировой экономики, введением информационных технологий в активную практику, возникновением новых производственных полей и видов деятельности. Новые товары и услуги, производство которых основано на переработке информации, становятся не только мало узнаваемыми, но и трудно сопоставимыми.

Рассматривая изменения в деловой среде и менеджменте в современном быстроме-няющемся мире, Т. Питерс предлагает пересмотреть подходы к анализу результатов деловой активности [7], а основатель компании MCI Б. МакГован утверждает: «Мы привыкли к тому, что период, за который новые знания становятся общим достоянием, составляет три поколения. Нынче он равен пяти годам» [5, с. 157]. Темпы развития и содержание постиндустриализма не позволяют использовать старые методы оценок и явлений в мировой экономике. Для сравнения состояния экономики за разные моменты времени необходимо учитывать в составе агрегированных показателей сопоставимые величины с учётом поправок на информационные факторы развития.

Важно соблюдать требования, предъявляемые к экономико-статистическим показателям в международных сопоставлениях, которые и являются основой для маркетингового анализа стран, предваряющего выбор вариантов встраивания экономики страны в мирохозяйственные связи.

Затруднения, возникающие в процессе международных сопоставлений, связаны с несопоставимостью наборов товаров, включаемых в обобщающие показатели экономического роста. Эта проблема идентична проблеме несопоставимости объёмных показателей продукции страны за разделённые длительным промежутком моменты времени показатели. Сходная проблема возникает при сравнении отдельных показателей, например, уровня обеспеченности компьютерами и индексов цен. Если в странах Запада исчисление темпов инфляции ведётся по всей номенклатуре ВНП (индекс-дефлятор ВНП) с учётом динамики цен на землю, то в России необходимо иметь в виду динамику потребительских цен или индекс потребительских цен в условиях инфляции, измеренную по ограниченному набору товаров. В международных сопоставлениях макроэкономических стоимостных показателей для приведения данных к сопоставимому виду используется индексный метод, имеющий относительную узость, что, безусловно,

приводит к значительным погрешностям. Сравнения должны производиться в единых ценах. Поскольку в разных странах используются разные валюты, это требует дополнительного пересчёта стоимостных показателей в единую базовую валюту на основе паритетов покупательной способности (ППС), что также не лишено погрешностей, поскольку ППС рассчитывается по ограниченному кругу товаров.

В рамках Программы международных сопоставлений ООН, направленной на расчёт ВВП разных стран по ППС национальных валют, берут 600—800 основных потребительских товаров и услуг, 200—300 основных инвестиционных товаров и 10—20 типичных строительных объектов. Затем определяют стоимость корзины этих благ в национальной валюте исследуемой страны и в долларах США. На основе установления ППС рассчитывают покупательную способность национальной валюты. Для государств с переходной экономикой и развивающихся стран характерно то, что ППС их национальной валюты превышает её обменный курс, для развитых стран, наоборот, ППС чаще ниже обменного курса. В США курс совпадает с ППС, поскольку американские цены берутся в качестве базовых.

Указанные подходы можно считать проблемами техники счета. Есть и более серьёзное препятствие для проведения международных сравнений. Даже при относительно похожих наборах товаров последующее сравнение динамики реального объёма производства даёт неоднозначные результаты. Один и тот же товар, произведённый в разных экономиках, может быть признан потребителями одной страны, но не признан потребителями другой. В административной экономике продукция практически не имела товарного характера, а потому большая её часть гипотетически не могла бы иметь сбыта в рыночной экономике. Затруднения также возникают при сравнении ВВП стран, особенно тех его частей, которые предназначены для внутреннего потребления, а не вовлекаются в мировую торговлю. Проблема однородности исследуемых статистических совокупностей на уровне мирохозяйственных связей обостряется сама по себе в глобальной мировой экономике. За основу желательно принять сравнение экономик стран, близких по качеству экономического роста: США и

Японии, Японии и Западной Европы, Западной Европы и США, стран «третьего мира» между собой. Возникает сомнение в отношении России: найдутся ли страны-аналоги для неё, поскольку в своём экономическом развитии она невероятным образом сочетала и продолжает сочетать державную мощь Запада с нищетой развивающихся стран.

Остановимся на исследовании проблем, возникающих при исчислении и сопоставлении макроэкономических показателей. Унифицированная система статистической отчётности в стране строится под потребности государственного регулирования экономики. Отдельные предприятия систематически собирают и публикуют информацию, которая используется государственными статистическими органами для обобщения и анализа. Применяемая в государстве система экономической статистики влияет на качество информационного обеспечения политики регулирования внешнеэкономической деятельности страны.

Один из наиболее приемлемых страновых рейтингов — это рейтинг производительности стран. Показатель годовой выработки, положенный в его основу, считается одним из ключевых в характеристике экономического роста. При анализе методологии сравнений возникают вопросы: нужен ли экономической рост стране, имеется ли рост производительности труда в формате расчёта конкурентоспособности национальной экономики? Экономический рост и рост ВВП могут быть интенсивными и экстенсивными. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости различать рост в США и рост в Северной Корее. Нелогично одним показателем мерить два разных типа роста, целесообразно переходить к исследованию структуры ВВП и ресурсов его производства. Постиндустриальный этап экономического роста характеризуется относительно низкими темпами роста ВВП. Умеренные постиндустриальные темпы могут, согласно методологии этого рейтинга, стать основой для отнесения страны к категории средне-или слаборазвитых. И наоборот, страны с экономикой, растущей в относительно худшем индустриальном варианте, оказываются вверху рейтингового списка. Поэтому не ясно, как среди наиболее развитых стран может оказаться Бахрейн, у которого львиную долю производства занимает нефть и нефте-

критерии мировой конкурентоспособности в понимании Института развития Таблица 1 методов управления (Лозанна, Швейцария) [8, С. 165 —166]

Группы критериев Содержание

1.Внутренняя экономика 1.1. Производительность отражает добавленную стоимость в краткосрочном периоде. 1.2. Долгосрочная конкурентоспособность требует накопления капитала. 1.3. Процветание страны отражает её успешное функционирование в прошлом. 1.4. Конкуренция, направляемая рыночными силами, улучшает функционирование народного хозяйства страны. 1.5. Чем больше конкуренции внутри народного хозяйства страны, тем более конкурентоспособны её фирмы, вероятно, будут и за границей.

II. Интернационализация 2.1. Успех страны в международной торговле отражает конкурентоспособность её народного хозяйства (при условии отсутствия торговых барьеров). 2.2. Открытость экономики для международной хозяйственной деятельности улучшает функционирование народного хозяйства страны. 2.3. Международные инвестиции размещают экономические ресурсы наиболее эффективным образом во всем мире. 2.4. Конкурентоспособность направлена на экономический рост в народном хозяйстве страны при преимущественном росте экспорта. 2.5. Поддержание высокого уровня жизни требует интеграции с мировой экономикой.

III. Правительство 3.1. Государственное вмешательство в деловую среду должно быть минимизировано, за исключением создания конкурентных условий для предприятий. 3.2. Правительство должно обеспечить макроэкономические и социальные условия, которые являлись бы предсказуемыми, и таким образом минимизировали внешние риски для хозяйственного предприятия. 3.3. Правительство должно гибко приспосабливать свою экономическую политику к изменяющейся международной среде.

IV. Финансы 4.1. Финансы облегчают деятельность по созданию добавленной стоимости. 4.2. Хорошо развитый, интернационально интегрированный финансовый сектор страны поддерживает ее международную конкурентоспособность

V. Управление 5.1. Конкурентоспособное соотношение цена/качество изделий отражает управленческие способности в стране. 5.2. Нацеленность управления на работу на долгом промежутке времени через какое-то время увеличивает конкурентоспособность. 5.3. Эффективность в хозяйственной деятельности вместе со способностью приспосабливаться к изменениям в конкурентной среде являются неотъемлемыми признаками хорошего управления, решающими для конкурентоспособности предприятия. 5.4. Предпринимательство - решающий ресурс для хозяйственной деятельности в стадии запуска. 5.5. Для более зрелого корпоративного управления требуются навыки в интеграции и дифференцировании деловой деятельности.

VI. Инфраструк- тура 6.1. Хорошо развитая инфраструктура, в т.ч. функциональные бизнес-системы, поддерживает хозяйственную деятельность. 6.2. Хорошо развитая инфраструктура включает также успешно функционирующую информационную технологию и эффективную защиту окружающей среды.

VII. Наука и технология 7.1. Конкурентное преимущество может быть построено на эффективном и творческом применении существующих технологий. 7.2. Инвестиции в фундаментальные исследования и инновационную деятельность, создающие новое знание являются решающими для страны на более зрелой стадии экономического развития. 7.3. Долгосрочные инвестиции в НИОКР увеличивают конкурентоспособность фирмы. 7.4. Невоенные частные/корпоративные инвестиции в НИОКР, вероятно, увеличат конкурентоспособность страны больше, чем государственные инвестиции в военные НИОКР.

VIII. Население 8.1. Квалифицированная рабочая сила увеличивает конкурентоспособность страны. 8.2. Отношение к делу рабочей силы воздействует на конкурентоспособность страны. 8.3. Конкурентоспособность имеет наклонность увеличивать уровень ожиданий в отношении качества жизни.

продукты. Следовательно, второй вопрос — это качество экономического роста или критерий развития, отличный от экономического роста вообще. Является ли экономический рост единственным признаком развития? Если судить по данному рейтингу, то ответ положительный.

Конкурентоспособность — это способность, материализующаяся в потенциале страны, а не овеществленный результат её применения. Она распределяется на все создаваемые товары, но напрямую не просматривается в их стоимости. Затраты на социальную сферу, на фундаментальную науку и на военные нужды материализуются в налогах, которые представляют собой часть ВВП, но их величина не проясняет ситуацию, поскольку они расходуются по усмотрению общества. Оценка результата достигнутого страной в последний год её развития — ещё не признак потенциала и роста, поэтому популярным страновым рейтингом стал рейтинг конкурентоспособности страны, рассчитываемый по «Общим правилам определения мировой конкурентоспособности» Институтом совершенствования методов управления (г. Лозанна, Швейцария) [8]. Это сложная система расчётов, претендующая на полный охват качественных факторов развития страны (табл. 1, с. 91).

Конкурентоспособность страны и конкурентоспособность фирмы — взаимозависимые концепции; разработчики рейтинга сосредотачиваются на первом. Рейтинг показывает, как страна обеспечивает фирмы средой для поддержания их внутренней и глобальной конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности фирмы отличаются от показателей конкурентоспособности стран. Речь идет о своеобразном почётном месте, которое она получает на основе количественных сравнений. Автор этой методологии профессор С. Гарелли утверждает: «Весьма важный строительный «кирпич» для определения порядкового номера — стандартизированная оценка для всех измерителей (критериев), которую мы называем STD — оценка» [13]. Первый шаг при проведении STD—оценки — это определение измерителя (критерия) при использовании доступных статистических данных для всех стран. Затем подсчитываются очки для 250 используемых измерителей (критериев). Страна с самой высокой оценкой ставится на первое место, а с самой низкой — на послед-

нее. Экономико-методологическая проблема методологии структурного анализа на основе STD-оценки (State Transition Diagrams — диаграммы переходов состояний) и подобных рейтингов заключается в следующем. В основе построения рейтинга лежит единый стандарт, с которым сравнивается положение остальных стран. Такой подход полезен при уточнении рейтинга фирм, торгующих на рынке одинаковой продукцией. Если фирмы производят разную продукцию и торгуют на разных рынках, их сравнение по одному или нескольким укрупненным показателям может оказаться некорректным.

Государство должно создавать условия для предпринимательства, жизни и деятельности людей, а эти исходные условия изначально разные у стран в силу различий в их территориальном, ресурсном и климатическом положении. Критерий эффективности деятельности разных стран не может быть однотипным и каждая страна в идеале должна определять значимые для неё результаты и сравнивать фактически достигнутые показатели с результатами деятельности в других экономиках и с собственными планами развития. Бизнес и общество самостоятельно определяют ресурсы и способы их привлечения, что фактически означает отсутствие единых стандартов привлекательности страны как места для жизни и деятельности экономических агентов. Таким образом, единых стандартов уровня жизни и экономического развития не существует.

По нашему мнению, нецелесообразно оценивать конкурентоспособность страны в условиях информационной глобализации и постиндустриальной экономики с позиции информационного предприятия, это противоречит пониманию страны как особой формы общности людей, имеющей национальный суверенитет. Если принять во внимание, что конкурентоспособность страны в условиях глобализации определяется как комплекс её признаков, а не её рост в соответствии с количественными показателями, то и глобальная экспансия заставляет взглянуть на мир иначе, чем прежде. Ответ на вопрос, насколько «Общие правила мировой конкурентоспособности» (табл. 1) целесообразно использовать для выстраивания рейтинга стран в глобальной мировой информационной экономике, определяет авторскую позицию и дальнейший ход исследования. Эта методика не учитывает

Таблица 2

Место глобальных форм экономического сотрудничества в системе международной конкуренции [9, с. 87]

Признаки экономического сотрудничества Формы экономического сотрудничества

Неглобальные Глобальные

Глобальная экспансия Глобальное взаимопроникновение

Способность сформировать конкурентные преимущества Рикардианского типа в короткий период времени Портеровского типа на средних временных отрезках На длинных временных интервалах

Условие формирования преимуществ Торговые ограничения, отсутствие научнотехнического прогресса Отсутствие ограничений на международное движение капитала, управление массовым сознанием, в т.ч. военное и политическое давление Развитие национального хозяйственного самосознания при международной передаче ресурсов

всех факторов, определяющих уровень развития страны и её участие в мировой экономике в условиях информационной глобализации. Информационная глобализация изменяет качество экономического роста, ускоряет процессы в мировой экономике и делает более доступными мировые информационные ресурсы экономическим агентам.

Таким образом, показатели, базирующиеся на статистических данных (например, объём ВВП), не принимают во внимание новые факторы, обеспечивающие рост мировой экономики в силу указанных выше причин и разноплановости подходов к развитию стран. Поэтому и возникает задача выявить факторы роста и определить набор количественных и качественных страновых показателей, которые в совокупности могут составить инструмент анализа развития национальных экономик и форму представления соответствующих результатов. Для оценки результатов глобальной информационной экономики и мирового информационного рынка используются статистические показатели, рассчитываемые консалтинговыми, аудиторскими фирмами и другими организациями, специализирующимися на исследованиях данного рынка и мировой экономики, например, IDC, Gartner и прочие [11, 12]. Они дают сравнительно корректные, но требующие периодического уточнения оценки, что вызывает сомнение у пользователей такой информацией. Это обстоятельство обязывает рассмотреть проблему применимости индексных рейтингов,

используемых сейчас в расчёте уровня информационного развития страны, а её решение возможно после выявления места глобальных форм экономического сотрудничества в системе международной конкуренции.

Информационное развитие связано с процессом распространения информационноориентированных инноваций и внедрения их в экономику и другие сферы деятельности. Цифровые технологии, компьютерная техника, телекоммуникационные системы и интернет-технологии (электронная почта, интернет-банкинг и интернет-торговля) становятся источником конкурентных преимуществ в новой глобальной экономике. Для определения степени влияния информатизации на экономическое развитие стран необходимы новые специальные эмпирические измерители. В условиях глобализации преимущества получают, прежде всего, те страны, которые участвует в глобальных информационно-сетевых процессах, а информатизация выдвигается ими в стратегически важный фактор развития. Информационные технологии становятся источником конкурентоспособности (табл. 2).

Принципы оценки информационного развития стран отражены в ряде специальных рейтингов. Наиболее показательным для оценки информационного развития является индекс готовности к сетевой экономике — Networked Readiness Index (NRI)1. Раньше методика его расчета включала два фактора — это использование сетевых технологий страной и фак-

1 В докладе, подготовленном в рамках Программы глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума в 2002 г., с помощью индекса NRI оценивалась способность стран использовать возможности информационных и компьютерных технологий.

Таблица 3

Уровень информационного развития страны

Наименование показателя измерения Содержание показателя Единицы измерения Уровень, оценка

I. Рабочие места, требующие высокой квалификации Уровень квалификации и уровень обеспеченности рабочих мест компьютерами и ИКТ. Высокий, средний, низкий

1. Квалифицированные инженеры Количество инженеров на рынке труда страны млн чел.

2. Наличие ИТ-специалистов Количество квалифицированных работников в области информационных технологий на рынке труда страны млн чел.

3. Наличие руководящих работников Количество компетентных руководителей на рынке труда страны млн. чел.

4. Учащиеся вузов Количество учащихся в государственных и частных вузах в возрасте от 17 до 34 лет млн чел.

II. Глобализация экономики Степень и уровень зависимости и вовлеченности экономики страны в глобальную мировую экономику. Высокий, средний, низкий

1. Экспорт товаров Рост доли экспорта новых и технологичных товаров к общему товарообороту млрд долл.; %

2. Экспорт коммерческих услуг Рост доли и объёма экспорта коммерческих услуг к товарному экспорту млрд долл.; %

3. Импорт товаров Снижение доли товарного импорта млрд долл.; %

4. Импорт коммерческих услуг Снижение доли импорта коммерческих услуг к товарному импорту млрд долл.; %

5. Прямые инвестиционные потоки за границу Рост величины прямых инвестиционных потоков за границу млрд долл.; %

6. Прямые вложения в имущество за рубежом Рост величины прямых инвестиций из прибыли зарубежных филиалов и производств за рубежом млрд долл.; %

7. Протекционизм Степень действия национальных протекционистских мер в целях ликвидации импорта иностранных товаров и услуг млрд долл.; %

III. Динамика экономики и конкуренция Темпы развития экономики, динамичность внедрения технологических и информационных нововведений; незамедлительная и адекватная реакция на меняющиеся условия рынка. Высокий, средний, низкий

1. Общая производительность Валовой внутренний продукт на одного работника млрд долл./ чел

2. Мотивация работников Уровень согласия сотрудников с целями компании и лояльности к менеджменту %

3. Управление процессами Уровень внимания к управлению процессами (качеству, продвижения на рынок и прочее) в стране %;млрд долл.

4. Предпринимательство Уровень компетентности менеджмента компаний и предпринимательства %;млрд долл.

5. Финансовое благополучие компании Уровень финансового состояния компании и его влияние на уменьшение или увеличение её конкурентоспособности %;млрд долл.

6. Венчурный капитал Наличие венчурного капитала для бизнеса (доля к ВВП) %;млрд долл.

Продолжение таблицы 3

Наименование показателя измерения Содержание показателя Единицы измере- ния Уровень, оценка

IV. Трансформация в информационную экономику Уровень использования киберпространства и информационно-сетевых технологий для производства, реализации товаров и услуг. Высокий, средний, низкий

1. Доступ к Интернет Количество хостов на 1 тыс. человек шт. на тыс. чел.

2. Электронная коммерция Степень развития электронной коммерции (доля к общему товарообороту) %, млрд долл.

3. Вложения в телекоммуникации Средняя величина процента от валового внутреннего продукта %, млрд долл

4. Используемые компьютеры Доля от количества используемых во всем мире компьютеров млн. шт.; %

5. Мощность компьютеров Доля от мощности (миллионы операций в секунду) компьютеров во всем мире млн. шт.; %

V. Возможности для внедрения технологических нововведений Создание условий ускоренного внедрения информационных и технологических нововведений. Уровень затрат на НИОКР в ВВП. Высокий, средний, низкий

1. Количество выданных патентов Среднее ежегодное количество патентов, выданных постоянным жителям страны млн шт.; %

2. Общий объём расходов на НИР Уровень затрат на НИОКР в ВВП. Общее количество работников в стране, занятых в исследованиях и разработках млн шт.; %

VI. Другие категории Уровень коммерциализации, уровень использования консалтинговых услуг для организации бизнеса. Высокий, средний, низкий

1. Компьютеризация и автоматизация традиционных отраслей Доля от количества компьютерного парка в традиционных отраслях экономики млн шт.; %

2. Коммерциализация авторских прав, знаний и информации Наличие и доля информационных баз, центров создания интеллектуальной и виртуальной продукции и услуг млн шт.; %

3. Наличие информационных и консалтинговых фирм и/или отделов (служб) на предприятиях Количество информационных и консалтинговых фирм. Доля их услуг на имеющееся количество предприятий тыс. ед.; %

торов, способствующих её информационнотехнологическому развитию, но после корректировок в индексе NRI присутствуют три фактора: среда, готовность и использование. Каждый фактор представляет собой агрегированные суб- и микроиндексы с указанием веса критериев, рассчитываемых на основе статистических и экспертных показателей, и числа показателей каждого субиндекса. Недостаток индекса в том, что он в большей степени учитывает технологическую сторону информационного взаимодействия по сравнению с социальными показателями.

Индекс информационного общества (Information Society Index (ISI)) в большей сте-

пени, чем предыдущий, учитывает социальное взаимодействие в информационном развитии и публикуется с 1996 года совместно двумя организациями World Times и IDC. Он основан на 23 показателях, определяющих способность граждан пользоваться информацией внутри страны и обмениваться ею с внешним миром. Показатели агрегируют по четырем факторам. Россия занимала в 2000 году 40-е место из 55 [12].

Наиболее важным индексом принято считать индекс глобальной новой информационной экономики (Global New E-Economy Index) [2, 11], представляющий собой целый ряд показателей, разработанных Институтом

прогрессивной политики (Progressive Policy Institute) США. Он рассчитывается на основе данных из трех источников информации: Ежегодного отчета конкурентоспособности экономики (World Competitiveness Yearbook), Краткого путеводителя по компьютерной индустрии (Computer Industry Almanac) и данных консорциума Internet Software Consortium. В первом представлены в основном эмпирические данные и результаты по различным аспектам конкурентоспособности, например, активам и состоянию дел, агрессивности и привлекательности бизнеса, второй даёт информацию по американской компьютерной статистике, третий — представляет информацию консорциума Internet Software Consortium. Они используются для расчёта национального индекса новой экономики США (New Economy Index) как суммы показателей информационного развития каждого американского штата. Затем составляется индекс глобальной новой информационной экономики страны. Мировой уровень информационного развития стран рассчитывается на базе национальных индексов новой экономики. Расчёты, проведённые корпорацией Metricnet.com., показали, что лидирующее место в мире (на начало 2001 года) среди 47 стран занимают США, а Россия имеет 44 место в мировой информационной иерархии [11].

Если сравнивать результаты оценок по индексам NRI, ISI, Global New E-Economy, то получаются существенные расхождения. Как быть в этом случае? Ответ однозначен: необходимо иметь универсальную методику для определения влияния новых информационных технологий на ход экономического развития мирового сообщества. Поскольку такой методики нет, то автором был разработан и предложен способ определения уровня информационного развития страны. Предлагаемая методика опирается на положительные стороны вышеуказанных индексов и отличается наличием данных об уровне информационного развития страны. Для большей точности расчётов целесообразно использовать как международные статистические справочники (ОЭСР, ВТО, ООН и других организаций), так и документы национальной статистики. На основе этих справочников и других данных в соответствии с предлагаемыми в табл. 3 показателями проводятся расчёты уровня информационного развития страны, определяется её место в си-

стеме мировой экономики и степень влияния информационных технологий на производство товаров и услуг.

Все области для исследования (табл. 3, с. 97) группируются по шести разделам, рассчитываются показатели и ранжируются для каждой позиции — высокий, средний и низкий, затем рассчитывается результат для каждого участника. Методика даёт возможность определить уровень информационной глобализации мировой экономики и мирового сообщества, для чего на последней стадии делаются выводы о качестве информационного развития страны и её положении в глобальной экономике. Показатели табл. 3 определяют уровень информационного развития стран, индекс информационной экономики и характеристики результативности мирового информационного рынка и рынка ИКТ.

Для большей точности должны производиться корректировки, исходя из потенциала страны в информационной сфере и влияния информационно-ориентированных инноваций на её конкурентоспособность. Результаты расчётов в дальнейшем уточняются, т.к. необходимо иметь в виду обстоятельства глобального характера в мировой экономике и положение мирового информационного рынка в структуре экономического цикла. С учётом этих переменных, а также национальных традиций экономик целесообразно подводить итог и давать прогноз информационному развитию страны. при этом результат за несколько лет показывает динамичность и устойчивость информационного развития и может считаться показателем её информационно-технологических возможностей.

Современная международная статистика разрабатывает и постоянно совершенствует методы расчёта различных индексов и рейтингов, отражающих конкурентоспособность, потенциал и сравнительные преимущества стран. Разработчики рейтингов исходят из того, что основной вектор современной глобальной конкуренции лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на НТП и инновациях [1, 10]. Новые технологии и обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности: производства товаров и услуг, соответствующих требованиям международных стандартов и мировых рынков.

Таблица 4

Рейтинг экономического и инновационного развития десяти ведущих стран — лидеров мирового информационного рынка по ряду показателей (2002 г.) [1, 4, с. 73]

Страны Общий объем ВВП* Индекс GDI Число ученых и инженеров Технологии Политика инноваций

США 1 2 6 1 1

Китай 2 39 44 53 46

Япония 3 1 1 23 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индия 4 57 59 66 39

Германия 5 17 11 15 7

Франция 6 20 9 17 6

Великобритания 7 12 18 10 13

Италия 8 26 31 31 23

Россия 9 63 3 60 52

Канада 10 3 14 2 5

Примечание: * цифра 1 означает самый высокий рейтинг.

Четвёртый показатель, характеризующий конкурентоспособность экономики, — это индекс конкурентоспособного роста (Growth Competitiveness Index, GCI) или «индекс инновационной способности экономики». В основе его построения лежит выделение группы стран-лидеров по ключевому показателю — количеству патентов, зарегистрированных в стране в расчёте на 10 тыс. жителей. В модель индекса включены объёмы инновационных инвестиций и эффективность использование информационных технологий в повседневной жизни граждан (количество мобильных телефонов и компьютеров на душу населения в стране, активность пользователей Интернета) с учётом институциональных и макроэкономических условий, содействующих или препятствующих инновационной деятельности. Полученные результаты индекса GCI показывают, что при таком подходе экономика России попадает в группу стран с низким уровнем развития, причём по всем показателям (табл. 4). Это сомнительно, т.к. даётся представление об относительном состоянии сферы инновационной и информационной деятельности в РФ и далеко неполное, противоречивое. Данный индекс отражает способность национальной экономики к устойчивому экономическому росту в среднесрочной перспективе (пять лет), принимая во внимание текущий уровень экономического развития. Применение его в системном

анализе дополняет картину развития страны и её позиционирование в мировой экономике [6, 10]. Россия, по мнению Н.В. Бекетова, пока сохраняет преимущества в ключевых для современного развития сферах. В частности, за ней сохраняется лидерство в некоторых научных областях, научных школах и традициях, опыте реализации крупных национальных и международных исследовательских проектов [1]. Эти обстоятельства вынуждают внести поправки в результаты оценок индексов и ориентироваться на показатели ВВП. Следует согласиться и с тем, что необходимы уточнения при оценке уровня развития стран в современных условиях [2, 6].

Из табл. 4 видно, что имеется разрыв между Россией и другими странами по большинству качественных показателей роста. Но если она ещё опережает Китай и Индию по показателям ВВП в расчёте на душу населения, то уже отстаёт от них по индексу инновационной способности. Наличие разрыва говорит о потенциале ускорения развития экономики для Китая и Индии и, наоборот, об угрозах российскому экономическому росту в ближайшем будущем. РФ имеет значительное преимущество по сравнению с большинством стран мира по численности научно-исследовательских кадров, но этот количественный показатель практически не оказывает влияния на перспективы экономического роста страны.

Из исследования моделей страновых сопоставлений и рейтингов, определяющих уровень конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации, следует общий вывод: рейтинги и индексы не позволяют точно оценить изменения в мировой экономике под воздействием информатизации и НТП. Обоснованная методика определения

уровня информационного развития страны учитывает цели информатизации, использования информационных ресурсов для расширения производственных полей и видов бизнеса, что также важно для проведения общей оценки и измерения потенциала международного и национального информационных рынков.

Литература

1. Бекетов Н.В. Современное состояние в научной и инновационной сфере //Вестник ФА. 2005. № 4. С. 20—

28.

2. Бекетов Н. В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития экономики России // Информа-

ционные ресурсы России. 2008. № 3 . С. 8—12.

3. Государственная стратегия перехода к информационной экономике // Информационный бюллетень Microsoft

www.microsoft.com/rus/government.

4. Инновации, 2002. № 9-10. С. 72-77.

5. Книжное обозрение //Финансовый директор, 2004. № 7-8. С. 157.

6. Монахова Л.И. Трансформирующиеся экономики: глобализация и экономический регионализм // Вестник

РЭА им. Плеханова, 2008. № 1 (19). С. 9 — 14.

7. Питерс Т. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений. СПб.: Стокгольмская школа эко-

номики, 2004. 352 с.

8. Рожков К. Л. Процесс глобализации и национальная экономика. Дис... д-ра экон. наук. М.: ДА МИД РФ,

2000. 272 с.

9. Фишер Г. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, направления, перспективы. Дис.. д-ра экон.

наук. М.: ДА МИД РФ, 2000. 202 с.

10. Commission of the European Communities (2000), «Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Innovation in a knowledge-driven economy», 2000 : http://www.cordis.lu/innovation-smes/ communication 2000/home.html#download.

11. Metricnet.com «The Global New E-Economy Index: A Cyber-Atlas», 2nd Edition, 2000 : http://www.metricnet. com/specials/gnei2/Intro.pdf.

12. IDC: Worldwide Quarterly Server Tracker.2006 : http://www.idc.com.

13. Radio «Svoboda» [Electronic resource]: http://www.svoboda.org./programs/ BM/2000/ BM.042100.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.