Научная статья на тему 'Конкурентоспособная экономика в условиях модернизации'

Конкурентоспособная экономика в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1440
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность / анализ социально-экономического развития экономики / конкурентные слабости / уровни конкурентоспособности страны / IMD / GCI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даровских Елена Владимировна

Анализируется весьма актуальная для российской экономики проблема -конкурентоспособность. Оценка параметров глобальной конкурентоспособности строится на основе отчетов IMD и ВЭФ. Рассматривается роль государства в управлении конкурентоспособностью страны на каждом из уровней регулирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособная экономика в условиях модернизации»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Приоритетом современной мировой экономики становятся процессы интернационализации и глобализации, реализация которык возможна посредством рышочной (конкурентной) экономики и конкурентоспособности страны в целом.

Глобализация экономики, начавшаяся в последней трети XX в., привела не столько к обострению конкуренции, сколько к появлению понятия «новая конкуренция». Неслучайно основными факторами перемен в современном мире стали технологические, экономические и конкурентные.

Современный этап развития глобализации часто характеризуют как стремительную глобализацию, относя темпы ее высокого роста к угрозам для отдельный государств. Дж. Стиглиц отмечает: «Темп глобальной интеграции имеет существенное значение: более постепенный процесс дает возможность традиционным институтам и нормам избежать разрушения, приспособиться и найти ответы на новые вызовы»)1. Это особенно актуально для экономики России, не сумевшей избежать серьезнык потрясений при переходе к экономике открыгтого типа.

Вектор движения

Положение России весьма неоднозначно, поскольку, с одной стороны, по ряду показателей ее относят к странам третьего мира, а с другой—она стала членом «Большой восьмерки». Каковы ее реальные позиции в глобальной экономике?

300 лет назад, в 1700 г., Россия по объему ВВП занимала 4-е место в мире (4,4%), уступая Индии, Китаю и Франции (соответственно 24,4; 22,3; 5,7%), обогнав Японию, Италию, Германию и Великобританию; доля США — 0,1 %2.

Спустя два столетия, в 1900 г., по удельному весу ВВП в мировой экономике на первое место вышли США (18,34%), на 2-е —Великобритания (10,04%), на 3-е — Германия (8,3%), на 4-е — Китай (8,11%), на 5-е — Российская империя (без Польши и Финляндии) (7,92%). Перегруппировка сил была связана с индустриализацией экономик стран Западной Европы.

Наиболее высокой доли в мировой экономике СССР достиг в 1960 г. (14,47%). В этот период удельные веса США и СССР по производству промышленной продукции были сопоставимы (21,2 и 19,6%). Второе место в мире по объему ВВП СССР удерживал вплоть до начала 1980 г. В дальнейшем к общемировым кризисным экономическим проблемам, которые наша страна также переживала, добавились политические, что в итоге привело к распаду СССР3.

Сегодня основным направлением деятельности является повышение конкурентоспособности экономики как основы экономического роста и качества жизни. В программных документах страны поставлена цель: создать новую экономику страны, т. е. экономику, ориентированную на модернизацию и инновации.

Между тем положительные результаты социально-экономического развития страны 2007 г. сменились финансово-экономическим кризисом конца 2008-2009 г., который сильно изменил положение в стране.

За период 2000-2007 гг. среднегодовые темпы роста составили 7%, что превышало темпы развития экономик развитых стран мира и большинства стран с сопоставимым уровнем благосостояния. Устойчивый экономический рост несколько поднял долю России в мировой экономике (с 2,7 до 3,2%). Как результат, экономика России переместилась с 10-го места в мировом рейтинге на 7-е; по объему ВВП Россия поднялась выше Финляндии, Бразилии и Италии.

Ускорение макроэкономической динамики сопровождалось положительными структурными изменениями: улучшились показатели работы машиностроительных отраслей, усилилась инвестиционная активность, возросли потребительские расходы населения, а также реальная заработная плата.

Анализ социально-экономического развития России за2007-2010 гг. на основе отчетов Минэкономразвития выявил некоторые объективные проблемы, характерные для докризисной экономики, которые сохранились в последующие годы.

Так, отметим:

• ускорение инфляции;

• слабую инновационную активность предприятий;

• несмотря на докризисный инвестиционный бум, уровень диверсификации инвестиций невысок;

• основным источником поступления машин и оборудования остается импорт.

Проблема диверсификации производства и его технологического обновления остается одной из важнейших, без решения которой невозможно говорить о национальной конкурентоспособности.

Между тем конкурентоспособность страны определяется критериями по следующим разделам (Международный институт менеджмента и развития—IMD):

• экономическая деятельность;

• эффективность правительства;

• эффективность бизнеса;

• инфраструктура.

Современная оценка критериев конкурентоспособности России довольно печальна: в 2008 г. в ранжированном ряду 55 стран по IMD Россия занимает 47-е место, по индексу глобальной конкурентоспособности GCI среди 134 стран в 2006 г. — 59-е, 2007 г. — 58-е, 2008 г. — 51-е место.

Однако данная методика условна. Несмотря на большой объем анализируемой статистической и опросной информации (опрос проводится на значительной по объему выборке), ранг конкурентоспособности отражает лишь конкурентные преимущества страны в сравнении с другими странами, представляющими собой конкурентную среду. В частности, в методику не включен фактор природных ресурсов.

В рамках проекта «The World Competitiveness Yearbook» в 2008 г. Moscow Business School (MBS) совместно с Institute of Management Development (IMD) проанализировали международную конкурентоспособность России. Исследование основывалось на изучении статистических данных по 300 критериям. Согласно полученным результатам Россия в рейтинге международной конкурентоспособности за последний год опустилась с 43-го места на 47-е.

Между тем по критерию эффективности государственной политики Россия за последний год поднялась с 39-го на 30-е место, опередив Японию и Францию, но уступая США, Австрии, Великобритании и Германии. По оценкам макроэкономических показателей внутренней экономики Россия перешла с 52-го на 49-е место. По критерию эффективности бизнеса, который отражает показатели использования инноваций для получения прибыли, Россия занимает 49-е место.

В ходе исследования в IMD также составили рейтинг стран с точки зрения развитости инфраструктуры — соответствия основных технологических, научных и трудовых ресурсов потребностям бизнеса. Россия по этому критерию занимает 45-е место.

Обобщенной оценкой конкурентоспособности стран является индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Россия заняла в этом рейтинге 51-е место, поднявшись по сравнению с 2007 г. на 7 позиций, и, по мнению экономистов ВЭФ, вошла в группу стран, вставших на путь развития экономики по инновационному сценарию (в 2007 г. РФ находилась на 58-м месте, а в 2006 г. — на 59-м).

Таким образом, в 2007 г. впервые за последние годы российская конкурентоспособность в индексах ВЭФ повысилась. Основные преимущества России заключаются в большом размере рынка, а также некоторой стабилизации макроэкономических показателей, хотя отчасти это обусловлено дорожанием нефти.

В рейтингах 134 стран по 12 индексам — слагаемым конкурентоспособности — присутствие России в верхней половине списков отмечается по таким показателям, как «размер рынка» (8-е место), «эффективность рынка труда» (27-е), «макроэкономическая стабильность» (29-е), «высшее образование и профессиональная подготовка» (46-е), «инновационный потенциал» (48-е), «инфраструктура» (59-е), «здоровье и начальное образование» (59-е) и «технологический уровень» (67-е). За последний год относительное положение России улучшилось по всем показателям, за исключением высшего образования и профессиональной подготовки, где наша страна опустилась на одну позицию. Заметно упрочились позиции России в рейтингах по индексу «инновационный потенциал» (перемещение на 9 позиций вверх) и индексу «макроэкономическая стабильность» (на 8 позиций).

В нижней половине рейтингов Россия оказалась по таким слагаемым конкурентоспособности, как «конкурентоспособность компаний» (91-е место), «эффективность рынка товаров и услуг» (99-е), «общественные институты» (110-е) и «развитость финансового рынка» (112-е). По сравнению с 2009 г. улучшение положения России отмечается по индексу «общественные институты» (подъем на 6 позиций). По остальным трем индексам относительное положение России ухудшилось, причем по индексу «эффективность рынка товаров и услуг» произошло снижение относительной оценки на 15 позиций.

Если сравнивать Россию со странами, находящимися на аналогичном уровне развития по показателю ВВП на душу населения, то ее положение выглядит явно слабым. Существенное преимущество проявляется только по фактору «размер рынка», незначительные преимущества отмечаются по факторам «макроэкономическая стабильность» и «эффективность рынка труда». По остальным слагаемым конкурентоспособности Россия либо незначительно, либо явно уступает странам из своей группы. Наиболее сильное отстава-

ние фиксируется по факторам «общественные институты» и «развитость финансового рынка».

В рейтинге ключевых проблем на 2009 г. для развития бизнеса в России произошли некоторые изменения: основным барьером представители бизнеса назвали коррупцию, 2-е место отдали налоговому регулированию. На 3-е место в 2010 г. выдвинулась проблема с доступом к финансированию. Усилилось негативное влияние на бизнес таких проблемных факторов, как коррупция и инфляция, более серьезными барьерами становятся неразвитая инфраструктура и низкая квалификация рабочей силы. Что касается вопросов, ставших менее значимыми для предпринимателей в сравнении с предыдущим годом, то в России это проблемы преступности, политическая нестабильность и ограничительное трудовое законодательство.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности в 2009-2010 гг. возглавила Швейцария. США спустились на одну позицию и занимают 2-е место вследствие ослабления финансовых рынков и уменьшения макроэкономической стабильности.

Из числа стран группы БРИК Бразилия и Индия также улучшили свои показатели, тогда как Россия спустилась сразу на 12 позиций (с 51 на 63-е). По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По оценке экспертов ВЭФ, относительно благополучно у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по семибалльной шкале), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла), объемом рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.

В целом итоговые рейтинги конкурентоспособности стран по методикам GCI и IMD, позволили сформулировать конкурентные слабости российской экономики (табл. 1).

Таблица 1. Конкурентные слабости российской экономики

По методике IMD По методике ОС1

Экономическая деятельность диверсификация экономики, инфляция потребительских цен, способность экономики быстро восстанавливаться Эффективность правительства проблемы неэтичного поведения, воровства, насилия и др., бюрократия, законодательство по конкуренции Эффективность бизнеса фактор финансового риска, прозрачность финансовых институтов, социальная ответственность лидеров бизнеса Инфраструктура инвестиции в телекоммуникации, интенсивность энергии, кибернетическая безопасность Защита прав на интеллектуальную собственность, строгость соблюдения стандартов аудита и финансовой отчетности, инфляция, расходы на образование, уровень подготовки персонала, эффективность антимонопольной политики, совершенствование финансового рынка, ограниченность потоков капитала, надежность банков, уровень использования технологий фирм, прямые иностранные инвестиции и трансферт технологий, природа конкурентных преимуществ, протяженность цепочки создания добавленной стоимости, доступность финансирования, доверие общественности к политикам, прозрачность принятия решений правительством, фаворитизм в принятии решений государственными чиновниками

Главным условием борьбы с конкурентными слабостями России является повышение качества управления во всех структурах за счет применения инструментов конкурентоспособной экономики4.

Государственное регулирование

Опыт промышленно развитых стран, а также систем государственного регулирования их хозяйств в XX в. показал, что рыночная экономика функционирует неэффективно без активного государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Именно за счет усиления прямого государственного вмешательства в рыночный механизм странам Западной Европы в послевоенный период удалось создать высокоэффективные социально-ориентированные хозяйства, обеспечить населению высокие жизненные стандарты и значительно повысить национальную конкурентоспособность.

В современной литературе выделяют следующие уровни объектов конкурентоспособности5 :

1) макроконкурентоспособность, включает такие объекты, как страна, регионы, отрасли;

2) мезоконкурентоспособность, включает товары и услуги, организации и фирмы, средства производства;

3) микроюнкурентоспособность, включает новшества технологии, персонал.

Рост конкурентоспособности страны должен осуществляться последовательно от низшего уровня (микро-) к высшему (макроуровю).

Преобразования экономики следует начинать с человека как субъекта экономической жизни, обеспечив ему качество жизни, которое предполагает стабильность политической системы, высокий уровень образования, качество инфраструктуры и институциональной среды, хорошие условия труда и отдыха. В свою очередь перечисленные выше факторы обеспечат качественный рост экономических, политических, социальных процессов, что отразится на качестве продукции и услуг, их цене, снизит затраты потребителей на продукцию. Положительным результатом станет рост конкуренции, производительности труда и конкурентоспособности экономических объектов.

Для развития конкурентоспособности на микроуровне кроме обеспечения качества жизни необходимы инновации. Несмотря на многообразие ресурсов, ведущим источником инвестиций для субъектов хозяйственной деятельности в России являются собственные средства предприятий. На их долю приходится 50-70% всех региональных капиталовложений6, по целевому назначению используется не более половины средств. Срочно требуется принять жесткие государственные нормативы.

Средства на НИОКР составляют примерно 1,3% выручки, что явно не-достаточно7.Только 45% предприятий осуществляют расходы на НИОКР, средний уровень расходов оценивается примерно в 3,3% выручки и только 10% предприятий осуществляют расходы в размере 5% выручки. Необходимо вмешательство государства. Поскольку налоговый механизм, призванный стимулировать инновации, либерализовать порядок отнесения затрат компаний по НИОКР на расходы, явно недостаточен, необходимо сочетать налоговые и неналоговые инструменты стимулирования.

Объекты конкурентоспособности на мезоуровне также имеют множество недостатков. Главная проблема — чрезмерная ориентация экономики государства на полезные ископаемые. Это конкурентное преимущество «низкого порядка», и конкурентоспособность товаров, получаемых в результате использования этих факторов (запас полезных ископаемых, земельных площадей, водных ресурсов), весьма неустойчива.

Кроме того, в стране сложилась неудовлетворительная структура соотношения экспорта и импорта. В силу того что основными экспортными товарами являются природные ресурсы (58,2%), экономика России оказалась в значительной зависимости от импорта продовольственных товаров и сырья для их производства.

Подобная структура оказывает негативное влияние на распределение доходов в стране: основной доход получают предприятия добывающих отраслей, что ведет к узкой специализации в стране. Необходимо вмешательство государства по формированию политики развития импортозамещающих отраслей, что приведет к сокращению экспорта сырьевых товаров из-за перетока ресурсов в импортозамещающие отрасли. Это усилит конкуренцию в данных отраслях и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Важной составляющей усилением конкурентоспособности страны является таможенная политика. В целом она вполне удовлетворяет современным требованиям. Большое значение в российской экономике имеет эффективная антимонопольная политика. Государству следует не допускать горизонтальных слияний компаний, занимающих ведущие позиции в отрасли, поскольку подрывается конкурентная структура рынка.

Необходимо развивать малый бизнес. Непременным условием успеха в его развитии остается всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она может осуществляться в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием систем страхования, организацией материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства.

Развитие конкурентоспособности на макроуровне обусловлено прежде всего развитием регионов. Ключевой целью российской экономики должно стать сбалансированное развитие территорий. Формально стратегии развития регионов разработаны во всех субъектах Федерации, но они в большей степени направлены не на смягчение разного рода территориальных диспропорций, а на поддержание и восстановление накопленного потенциала. В целях активизации инвестиционных проектов следует создавать региональные инструменты, четко определять срок прохождения проектов, использовать и внедрять опыт регионов, которые добились существенного улучшения инвестиционного процесса.

Успешная деятельность регионов позволит обеспечить благосостояние страны в целом. Ставка при этом должна делаться на сокращение межрегио-

нальной дифференциации. Сейчас уровень развития отдельных регионов различается в десятки раз8. Необходимо разграничить полномочия между федеральными, региональными и местными властями.

Сегодня России чрезвычайно необходимы инвестиции. Поддерживать их постоянно высокий уровень возможно лишь при расширении доступа к источникам капитала по низким процентным ставкам. Правительство может влиять на источники, стоимость капитала и на рынки, через которые проходит их размещение. Необходимо стимулировать рост долгосрочных сбережений граждан, обеспечить трансформацию краткосрочных средств банков в долгосрочные кредитные ресурсы.

Важнейшим инструментом движения сбережений является налоговая политика. Размер налога на доходы влияет на объем наличных средств субъектов рынка, на темп увеличения капитала в стране. Если вывести инвестиции из зоны налогообложения, то это повлияет на заинтересованность вложений инвесторов в реальный сектор экономики.

Один из факторов — замедление дефицита бюджета, который в отсутствии средств будет оттягивать часть внутренних капиталов через механизм внутренних займов. Для повышения конкурентоспособности страны важен механизм целевого распределения капитала, но государственная система распределения не может быть максимально эффективной. Главную роль должны играть рыночные механизмы9.

И, конечно, при формировании конкурентоспособности страны особое внимание должно уделяться привлекательности окружающей среды. Элементами данного фактора становятся система связи, транспортная система, система здравоохранения, система образования, культура, рыночная инфраструктура и пр. Развитие данных элементов требует значительного участия государства, поскольку каждая из этих составляющих накладывает определенные ограничения на конкурентоспособность государства.

Примечания

1 Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции / пер. с англ. М.: Мысль, 2003. С. 284.

2 Бабурина О.Н. Россия в глобальной экономике, или Возможность реализации новой инвестиционной стратегии // Финансы и кредит. 2008, № 31. С.23-29.

3 См. там же. С. 23-29.

4 Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. М.: РИА «Стандарты и качество», 2009. С.303-384.

5 См: там же. С.306.

6 Мельников А. Вклад // Российское предпринимательство. 2008, № 5. Вып. 1. С. 4-9.

7 Засимова Л. Инновационная активность российских компаний //Top Meneger. 2008. Июнь. С. 72-74.

8 Симина Е. Регионы — локомотивы развития // Журнал ВВП. 2008, № 6. С. 38-41.

9 Кудрин А. Дефицит бюджета будет ликвидирован к 2015 г. // Новости экономики, бизнеса и финансов, новости мировой экономики: http: //ekonomyobzor. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.