Научная статья на тему 'Конкурентоспособность России в мировой экономике (результаты международных рейтингов)'

Конкурентоспособность России в мировой экономике (результаты международных рейтингов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6801
658
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / GLOBAL COMPETITIVENESS / РЕЙТИНГИ / RATINGS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ / RUSSIA'S COMPETITIVENESS / ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS INDEX / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серова Н.А.

Предмет. Статья посвящена проблеме обеспечения конкурентоспособности страны, являющейся одной из важнейших задач экономической политики, определяющей в значительной степени ее национальную безопасность. В статье рассмотрены три основных международных исследования, дающих наиболее исчерпывающий анализ конкурентоспособности национальных экономик в системе мирового хозяйства: рейтинги глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Института менеджмента Лозанны, система индикаторов конкурентной среды. Цели. Изучение позиций России в международных рейтингах конкурентоспособности для выработки рекомендаций в сфере экономической политики и выявления возможных перспектив улучшения конкурентоспособности. Для этого был проведен сравнительный статистический анализ конкурентоспособности России на основе индексов конкурентоспособности стран. Методология. Проведен контент-анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросу конкурентоспособности стран, ежегодников Global Competitiveness Report Всемирного экономического форума, World Competitiveness Yearbook Института менеджмента Лозанны, а также исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Indicators of Product Market Regulation. Были использованы методы сравнительного, логического и экономико-статистического анализа. Результаты. В работе проведен анализ динамики позиций России в международных рейтингах конкурентоспособности. Определены наиболее острые проблемы привлечения инвестиций и развития бизнеса в России, намечены пути их решения. Выводы. Сделан вывод, что для выхода российской экономики из кризиса и повышения конкурентоспособности потребуется существенно скорректировать всю проводимую экономическую политику. Ключевыми направлениями государственной политики, направленной на реальное реформирование экономики, должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы, развитие рынков товаров и услуг, антимонопольная политика, развитие финансового сектора, борьба с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s competitiveness in the world economy: the results of international ratings

Importance The article focuses on the national competitiveness as one of the most vital issues of the economic policy, thus ensuring the national security. Objectives The research examines Russia’s position in international competitiveness ratings to formulate recommendations in the economic policy and identify possible prospects for improving the competitiveness. Methods I performed a content analysis of proceedings by national and foreign scientists on the competitiveness of countries, and competitiveness indicators and relevant reports. I applied methods of comparative, logic, economic and statistical analysis. Results The article presents an analysis of trends in Russia’s position in global competitiveness ratings, determines the most vital issues of attracting investment and business development in Russia and provides a road map for addressing these issues. Conclusions I conclude that the effective economic policy should be entirely revisited so that the Russian economy could overcome the crisis and improve its competitiveness. The State policy should envisage the improvement of the regulatory framework, development of markets of commodities and services, antimonopoly policy, development of the financial sector and corruption combating.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность России в мировой экономике (результаты международных рейтингов)»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

конкурентоспособность россии в мировои экономике (результаты международных рейтингов)

Вопросы глобализации

наталья Александровна сероВА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Мурманская область, Российская Федерация serova@iep.kolasc.net.ru

история статьи:

Принята 27.08.2015 Одобрена 21.09.2015

УДК 339.9

JEL: С13, Е2, G24, R45

Ключевые слова: глобальная

конкурентоспособность,

рейтинги,

конкурентоспособность России, индекс конкурентоспособности, бизнес

Аннотация

предмет. Статья посвящена проблеме обеспечения конкурентоспособности страны, являющейся одной из важнейших задач экономической политики, определяющей в значительной степени ее национальную безопасность. В статье рассмотрены три основных международных исследования, дающих наиболее исчерпывающий анализ конкурентоспособности национальных экономик в системе мирового хозяйства: рейтинги глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Института менеджмента Лозанны, система индикаторов конкурентной среды.

Цели. Изучение позиций России в международных рейтингах конкурентоспособности для выработки рекомендаций в сфере экономической политики и выявления возможных перспектив улучшения конкурентоспособности. Для этого был проведен сравнительный статистический анализ конкурентоспособности России на основе индексов конкурентоспособности стран. методология. Проведен контент-анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросу конкурентоспособности стран, ежегодников Global Competitiveness Report Всемирного экономического форума, World Competitiveness Yearbook Института менеджмента Лозанны, а также исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Indicators of Product Market Regulation. Были использованы методы сравнительного, логического и экономико-статистического анализа. результаты. В работе проведен анализ динамики позиций России в между народных рейтингах конкурентоспособности. Определены наиболее острые проблемы привлечения инвестиций и развития бизнеса в России, намечены пути их решения. Выводы. Сделан вывод, что для выхода российской экономики из кризиса и повышения конкурентоспособности потребуется существенно скорректировать всю проводимую экономическую политику. Ключевыми направлениями государственной политики, направленной на реальное реформирование экономики, должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы, развитие рынков товаров и услуг, антимонопольная политика, развитие финансового сектора, борьба с коррупцией.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В условиях ускорения процессов глобализации одной из ключевых задач дальнейшего развития экономики России становится обеспечение конкурентоспособности государства как главного показателя состояния экономики страны и перспектив ее развития.

Основоположник теории конкурентоспособности стран профессор Гарвардского университета М. Портер рассматривает конкурентоспособность страны как сохранение и развитие ее конкурентных преимуществ с помощью нововведений и инноваций [1, с. 571]. При этом основное внимание в понимании международной конкурентоспособности, по мнению М. Портера, должно быть сосредоточено

не на государстве как таковом, а на отдельных организациях и отраслях, составляющих основу национальной экономики [2, с. 6]. В качестве основных факторов конкурентоспособности в современном постиндустриальном обществе ученый выделяет не традиционные «сравнительные» преимущества (природные ресурсы, климатические условия, геополитическое положение), а конкурентные преимущества, создаваемые трудом с применением капитала, знаний и опыта (современная инфраструктура, высококвалифицированный персонал, новейшие технологии и пр.).

Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) определяет конкурентоспособность

страны как совокупность степени развития и взаимодействия социальных и государственных институтов и прочих факторов, касающихся бизнес-среды и различных аспектов ее организации (например, уровня развития и исполнения законодательства, состояния и развития рыночной инфраструктуры, здравоохранения и др.) [3, с. 66].

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет конкурентоспособность как способность компаний, отраслей, регионов и наций сохранять относительно высокий уровень показателей дохода и занятости населения, оставаясь открытыми для международной конкуренции [4, с. 85]. С этим определением согласны американские ученые-экономисты Д. Доллар и Э. Вульф1, считающие, что конкурентоспособной является страна, сочетающая преуспевание в международной торговле на базе высоких технологий и производительности труда с высокими доходами и заработной платой.

По мнению российского экономиста М.И. Гельвановского, под конкурентоспособностью страны в широком смысле понимается обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [5, с. 70].

Отдельного внимания заслуживает практическое понимание конкур е нто спо собно сти, сформировавшееся у представителей органов государственной власти различных стран. Например, Комиссией по вопросам конкурентоспособности при президенте США дается следующее определение: «Конкурентоспособность - способность страны в рамках свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, способные соответствовать требованиям международного рынка» [6].

Советом по конкурентоспособности Европейского союза под конкурентоспособностью понимается способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, в то же время обеспечивая для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе [7].

Обобщая приведенные мнения, можно заключить, что конкурентоспособность характеризует способность стран активно участвовать в мировых экономических отношениях благодаря своим преимуществам, а в условиях свободной конкуренции - продавать

1 DollarD., WolfE. The Global Competitive // Journal of International Economics. 2003. № 27. Oxford University Press.

товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых повышает общественное благосостояние.

В международной практике разработаны и постоянно совершенствуются различные методы расчета показателей и рейтингов конкурентоспособности стран [8, с. 296; 9, с. 154; 10, с. 148]. Среди существующих рейтингов можно выделить 3 основных международных исследования, дающих наиболее исчерпывающий анализ конкурентоспособности национальных экономик в системе мирового хозяйства:

1) Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index, GCI);

2) Рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook, IMD);

3) Система индикаторов конкурентной среды (Product Market Regulation, PMR).

Изучение позиций России в международных рейтингах, на взгляд автора, позволит выявить основные направления государственной политики по устранению институциональных ограничений экономического развития, а также обозначить возможные перспективы улучшения конкурентоспособности страны.

индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index; GCI) Всемирного экономического форума. Исследование проводится начиная с 2005 г. по методике Всемирного экономического форума, которая строится на анализе более 250 основных показателей, включающих как статистические данные, так и результаты опроса представителей бизнеса, политических кругов и государственного менеджмента (до 2/3 оценок показателей).

При расчете индекса выделяют 3 субиндекса, рассчитывающихся для стран, находящихся на разных этапах экономического развития [11; 12, с. 86; 13, с. 164; 14, с. 114]:

1) субиндекс «Базовые требования» - является ключевым для экономик, находящихся на стадии развития, т.е. на стадии управления факторами производства, поскольку основным условием их роста является мобилизация основных факторов производства (земля, природные ресурсы, неквалифицированный труд);

2) субиндекс «Развитие эффективности» - является ключевым для экономик, находящихся на инвестиционной стадии (стадии управления

Таблица 1

Весомость субиндексов конкурентоспособности по стадиям развития стран

субиндекс Вес субиндекса по стадиям развития стран, % стадия развития инвестиционная стадия инновационная стадия

Базовые требования 60 40 20

Развитие эффективности 35 50 50

Инновационный фактор 5 10 30

Источник: [14].

эффективностью), для которой значимы качество образования и профессиональной подготовки, эффективность рынков, возможности использования инновационных технологий. Особую значимость на этой стадии развития экономики имеет физическая инфраструктура (порты, телекоммуникации, дороги), а также институциональная среда, способствующая более полной интеграции экономики в глобальные рынки и предполагающая совершенствование правовой базы (таможенное, налоговое и регулирующее деятельность предприятий законодательство);

3) субиндекс «Инновационный фактор» - является ключевым для экономик, находящихся на инновационной стадии, т.е. для стран, достигших уровня высоких технологий. Особую значимость на этой стадии развития экономики имеют инновационный потенциал, наличие научно-исследовательских учреждений высокого уровня, широкое сотрудничество в исследованиях между университетами и отраслями, обеспечение защиты интеллектуальной собственности.

Итоговый индекс рассчитывается как сумма трех субиндексов с учетом весов каждого из них, определяемых в зависимости от того, на каком этапе экономического развития находится каждое конкретное государство (табл. 1).

Результаты рейтинга глобальной конкурентоспособности отражаются в ежегодных докладах Всемирного экономического форума. Так, в 2014 г. Россия значительно улучшила свои позиции, поднявшись в рейтинге на 53-е место благодаря улучшениям, связанным с эффективностью товарных рынков и ранка труда, росту инновационного потенциала и конкурентоспособности компаний, использованию информационно-коммуникационных технологий и др. (табл. 2)2. Однако отметим, что доклад ВЭФ

2 The Global Competitiveness Report 2014-2015. World Economic Forum. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015/preface.

The Global Competitiveness Report 2014-2015 был подготовлен еще до начала геополитического кризиса на Украине и введения экономических санкций в отношении России, что может негативно сказаться на реальном будущем рейтинге страны.

В целом за 5 лет Россия поднялась в рейтинге на 10 позиций, но при этом до сих пор остается в числе стран с переходной экономикой, т.е. на стадии управления эффективностью.

Тем не менее, несмотря на значительное улучшение позиций России по всем основным элементам рейтинга, конкуренция в стране, как отмечается в докладе ВЭФ, сдерживается некоторыми факторами: структурой рынка, на котором доминирует небольшое число крупных компаний; слабой развитостью финансового рынка; неэффективной антимонопольной политикой и ограничениями в торговле и иностранных инвестициях. Кроме того, в докладе также обозначены наиболее проблемные, по мнению инвесторов, факторы для ведения бизнеса в России, а именно: высокий уровень коррупции, бюрократия, неэффективная налоговая политика и пр. (табл. 3).

рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook; IMD) института менеджмента лозанны. Исследование проводится начиная с 1989 г. и рассчитывается по методике европейского Института менеджмента Лозанны (Швейцария), основанной на 1/3 из экспертного мнения и на 2/3 из статистических данных международных организаций (ООН, ОЭСР, ВТО, Всемирный банк, Международный валютный фонд и др.), а также 57 партнерских институтов по всему миру. В отличие от рейтинга глобальной конкурентоспособности GGI, где рассматриваются практически все страны мира, в рейтинге глобальной конкурентоспособности IMD ранжируются только страны, активно проводящие социально-экономические реформы, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Таблица 2

Рейтинг глобальной конкурентоспособности (GCI): Россия в 2010-2014 гг.

Субиндекс 2010 2011 2012 2013 2014

Общий рейтинг 63 66 67 64 53

(количество исследуемых стран) (139) (142) (144) (148) (143)

Базовые требования: 65 63 53 47 44

- качество институтов 118 128 133 121 97

- инфраструктура 47 48 47 45 39

- макроэкономическая среда 79 44 22 19 31

- здравоохранение и начальное образование 53 68 65 71 56

Развитие эффективности: 53 55 54 51 41

- высшее образование и профессиональная подготовка 50 52 52 47 39

- эффективность рынка товаров и услуг 123 128 134 126 99

- эффективность рынка труда 57 65 84 72 45

- развитие финансового рынка 125 127 130 121 110

- уровень развития технологий 69 68 57 59 59

- размер рынка 8 8 7 7 7

Инновационный фактор: 80 97 108 99 75

- конкурентоспособность компаний 101 114 119 107 86

- инновационный потенциал 57 71 85 78 65

Источник: составлено автором по материалам Всемирного экономического форума URL: http://reports.weforum.org.

Таблица 3

Рейтинг глобальной конкурентоспособности (GCI): наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса в России в 2010-2014 гг.

Фактор 2010 2011 2012 2013 2014

Коррупция 19,0 21,2 20,5 19,1 14,3

Налоговые ставки 8,2 7,5 9,3 13,0 12,3

Недоступность финансовых ресурсов 16,9 15,5 10,0 9,2 11,7

Налоговое регулирование 11,6 11,4 6,0 10,7 10,8

Бюрократия 8,2 8,4 11,9 9,8 8,2

Инфляция 8,7 8,5 4,1 7,1 7,6

Недостаточный уровень квалификации рабочей силы 4,1 4,9 7,1 6,6 7,3

Неразвитость этики трудовых отношений 2,4 3,2 3,1 4,2 4,8

Плохая инфраструктура 3,6 3,0 4,3 4,5 4,6

Недостаточная способность к инновациям - - 6,5 4,3 4,0

Ограничительное регулирование трудовых отношений 1,4 1,0 2,3 2,3 3,6

Уровень преступности 9,0 9,4 5,9 4,3 2,8

Политическая нестабильность 1,7 2,3 4,5 1,8 2,8

Валютное регулирование 2,9 1,4 1,1 0,8 2,2

Нестабильность действующей власти 1,4 1,4 1,6 1,6 2,0

Плохое здравоохранение 0,9 0,8 - 0,9 1,0

Примечание. Список проблем составлен на основе ответов респондентов, выбравших 5 из наиболее проблемных факторов и присвоивших им ранги от 1 (самый проблемный фактор) до 5. Численные оценки показывают ответы, взвешенные по их рангам.

Источник: составлено автором по материалам Всемирного экономического форума URL: http://reports.weforum.org.

При расчете выделяют 4 субиндекса, разделенных на 20 подгрупп [15, с. 295; 16, с. 62]:

1) субиндекс «Экономические показатели»: внутренняя экономика, международная торговля, международные инвестиции, занятость, цены.

2) субиндекс «Эффективность государственного

управления»: бюджетно-налоговая политика, общественные финансы, институциональные условия, законодательство, социальная структура.

3) субиндекс «Эффективность бизнеса»: производительность и эффективность,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Рейтинг субиндексов глобальной конкурентоспособности (IMD): Россия в 2011-2015 гг.

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015

Общий рейтинг 49 48 42 38 45

В том числе субиндексы:

- Экономические показатели 42 45 34 41 43

- Эффективность государственного управления 46 45 43 37 44

- Эффективность бизнеса 54 53 53 53 54

- Состояние инфраструктуры 38 38 39 35 36

Источник: составлено автором по материалам Института менеджмента Лозанны URL: https:// worldcompetitiveness.com/OnLine/ App/Index.htm.

рынок труда, финансы, практика управления, эффективность бизнеса.

4) субиндекс «Состояние инфраструктуры»: базовая инфраструктура, технологическая инфраструктура, научная инфраструктура, здравоохранение и окружающая среда, образование.

На протяжении последних 5 лет Россия укрепляла свои позиции в рейтинге IMD, поднявшись с 51-го места в 2010 г. на 38-е в 2014 г. Однако в 2015 г. из-за неблагоприятной геополитической обстановки на Украине и рыночной волатильности Россия опустилась до 45-го места (из 61-й страны, входящей в рейтинг), в том числе и по всем субиндексам рейтинга IMD3 (табл. 4).

По субиндексу «Экономические показатели» Россия опустилась до 43-го места, в основном за счет ухудшения имиджа страны, снижения объемов иностранных инвестиций, недоступности кредитования, состояния фондового рынка. По субиндексу «Эффективность государственного управления» Россия опустилась на 7 позиций до 44-го места за счет состояния институциональной среды (минус 20 позиций, до 52-го места - из-за санкций, закрывших доступ к зарубежным кредитам); состояния государственных финансов (минус 17 позиций, до 27-го места). Также крайне низкими остаются оценки по субиндексу «Эффективность бизнеса» из-за высокого участия госкомпаний в экономике, таможенных барьеров и недоступности кредитов. По состоянию инфраструктуры Россия после заметного роста в прошлогоднем рейтинге опустилась на одну позицию - до 36-го места.

Система индикаторов конкурентной среды (Indicators of Product Market Regulation; PMR).

3 IMD World Competitiveness 2015 Ranking. IMD Business School. URL: https://www.worldcompetitiveness.com/OnLine/App/Index. htm.

Исследование проводится каждые 5 лет начиная с 1998 г. (1998, 2003, 2008, 2013), измеряет общеэкономические, нормативные и рыночные условия в 34 странах ОЭСР и некоторых других странах. Рейтинг используется для сравнения стран по степени развития конкуренции и степени ограничения конкуренции со стороны регулирующих органов. Индикаторы PMR также охватывают некоторые отраслевые регуляторные политики (воздушный и железнодорожный транспорт, почтовые услуги и связь, электроэнергетика, розничная торговля и др.). Кроме того, рейтинг используется в качестве контрольного параметра дорожной карты Национальной предпринимательской инициативы «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»4.

Индикаторы конкурентной среды характеризуют степень регулирования в 3 областях [17, с. 115; 18, с. 61]:

1) государственный контроль: государственный контроль хозяйственной деятельности предприятий, вовлеченность в коммерческую деятельность;

2) барьеры для осуществления предпринимательской деятельности: непрозрачность административной среды, административная нагрузка для новых предприятий, барьеры для развития конкуренции;

4 Национальная предпринимательская инициатива (НПИ) - ключевой проект Агентства стратегических инициатив (АСИ) по улучшению инвестиционного климата, включающий в себя предложенные предпринимателями проекты, направленные

на упрощение, удешевление и ускорение процедур по ведению бизнеса. В рамках НПИ осуществляется разработка дорожных карт по 22 сферам государственного регулирования. Целевым показателем реализации дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» является 22-е место России к 2018 г. в рейтинге РМР. со значением индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг 2,0.

Таблица 5

Рейтинг индикаторов конкурентной среды (PMR)

Страна Индикатор PMR Место

1998 2003 2008 2013 в рейтинге

Нидерланды 1,816 1,487 0,962 0,915 1-е

Великобритания 1,319 1,098 1,208 1,084 2-е

Австрия 2,123 1,608 1,373 1,192 3-е

Дания 1,662 1,478 1,351 1,225 4-е

Новая Зеландия 1,448 1,286 1,228 1,260 5-е

Италия 2,359 1,804 1,488 1,263 6-е

Словацкая Республика - 2,175 1,620 1,288 7-е

Австралия 1,721 1,338 1,463 1,290 8-е

Эстония - - 1,370 1,292 9-е

Финляндия 1,935 1,494 1,343 1,293 10-е

Южная Африка - - 2,652 2,209 40-е

Россия - - 2,686 2,220 41-е

Турция 3,282 2,823 2,651 2,460 42-е

Источник: составлено автором по материалам OECD. URL: http:// oecd.org/economy/growth/indicatorsofproductmarketregulation homepage.htm.

3) барьеры для ведения международной торговли и инвестиций.

В 2013 г. в исследование PMR входило 47 стран, из которых Россия оказалась на 41-м месте между Южной Африкой и Турцией5 (табл. 5).

Согласно исследованию конкурентной среды, в 2008 г. индикатор PMR для России был выше 2,5 при среднем значении для стран ОЭСР 1,5. Исследование, проведенное в 2013 г., показало, что Россия за 5 лет так и не смогла значительно улучшить свои показатели. Несмотря на то, что барьеры для конкуренции несколько снизились, монополия крупных государственных предприятий и препятствия для ведения международной торговли и инвестиций по-прежнему остаются для России серьезной проблемой.

Это подтверждается и результатами исследования консалтинговой компании A.T. Kearney, проводящей собственный рейтинг стран, являющихся наиболее привлекательными для прямых иностранных инвесторов. Впервые за 10 лет Россия не вошла в Топ-25 стран рейтинга в 2014-2015 гг., что, по мнению аналитиков компании A.T. Kearney, обусловлено высоким уровнем коррупции, слабой диверсификацией экономики и сложностью

5 Indicators of Product Market Regulation. Organization for Economic Cooperation and Development. URL: http:// oecd.org/ economy/growth/indicatorsofproductmarketregulationhomepage. htm.

ведения бизнеса из-за постоянного усиления роли государства в экономике6.

Опасения инвесторов относительно перспектив развития российской экономики усилило и введение в 2014 г. экономических санкций в отношении трех секторов российской экономики: банковского (закрытие крупнейшим российским банкам доступа к внешним финансовым ресурсам); нефте- и газодобывающего (запрещены поставки оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений); оборонного (ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности).

Введение санкций моментально отразилось на позициях России в международных кредитных рейтингах. Так, в 2014 г. рейтинговые агентства Moody's и Fitch понизили кредитный рейтинг России до уровня ВВВ (самый низкий рейтинг в инвестиционной категории, т.е. обязательства ниже среднего качества), изменив при этом прогнозы по долгосрочному рейтингу со «стабильного» на «негативный». В начале 2015 г. агентство Standard and Poor's (S&P) снизило суверенный кредитный рейтинг России уже до спекулятивного BB+ (так называемого «мусорного») [19, c. 79].

В октябре 2015 г. Агентство S&P подтвердило

6 Foreign Direct Investment Confidence Index 2014. A.T. Kearney. URL: http:// atkearney.com/ru/research-studies/foreign-direct-investment-confidence-index.

долгосрочный рейтинг России в иностранной валюте на уровне BB+ (ниже инвестиционного). Долгосрочный рейтинг в национальной валюте подтвержден на отметке BBB-. Агентство полагает, что уровень рейтинга страны ограничен относительно слабыми политическими институтами и перспективами роста экономики. Они, в свою очередь, препятствуют повышению конкурентоспособности экономики, ведению бизнеса и улучшению инвестиционного климата7.

Таким образом, динамика мировых экономических тенденций подтверждает необходимость осуществления в России институциональных преобразований, формирования современной конкурентоспособной модели национальной экономики, основанной на инновациях и передовом управленческом опыте.

7 S&P подтвердило «мусорный» рейтинг России. 23.10.2015. URL: http://gordonua.com/news/worldnews/SP-podtverdilo-musornyy-reyting-Rossii-102464.html.

Для выхода российской экономики из кризиса и повышения конкурентоспособности потребуется существенно скорректировать всю проводимую экономическую политику. В первую очередь необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, ведь многие преграды, с которыми сталкиваются инвесторы в России, обусловлены характером российской правовой системы. Другими ключевыми направлениями государственной политики, направленной на реформирование российской экономики, призваны стать развитие рынков товаров и услуг, антимонопольная политика, развитие финансового сектора и борьба с коррупцией. Только ускоренное развитие по всем указанным направлениям может дать российской экономике реальный шанс в полной мере использовать весь имеющийся уникальный человеческий потенциал, материальные ресурсы, размеры рынка, а также накопленные опыт и знания.

Список литературы

1. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

2. МерзловИ.Ю. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность» // ARS ADMINISTRANDI. 2012. № 3. С. 5-13.

3. Горбашко Е., Дюков И., Туманов К. Конкурентоспособность стран: ее оценка и роль в преодолении последствий экономического кризиса // Стандарты и качество. 2009. № 10. С. 66-70.

4. ПилипенкоИ.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. М.; Смоленск: Ойкумена, 2005. 496 с.

5. ГельвановскийМ.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Русский экономический журнал. 1998. № 3. С. 18-21.

6. ШульМ.И. Научные представления о сущности конкурентоспособности национальной экономики // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 320-323.

7. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 1. С. 106-112.

8. Арсентьева Н.А. Конкурентоспособность стран мира: подходы к оценке // Вестник Чувашского университета. 2010. № 2. С. 296-301.

9. Серова Н.А. Инвестиционный климат как фактор экономического роста: теоретический аспект // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х ч. Ч. I. Уфа: Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, 2015. 334 с. C. 154-158.

10. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2008. 148 с.

11. Иманбердиев Б.Д., Касымов С.М., Турабаев Г.К. Измерение национального развития в системе глобальных трендов // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-5. С. 1100-1106.

12. Стукалов П.С. Количественные методы сравнения международной конкурентоспособности стран: методологические аспекты // Перспективы науки. 2014. № 4. С. 85-89.

13. Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю: монография. М.: Стандарты и качество, 2009. 464 с.

14. Черемисина Т.П. Индекс конкурентоспособности России как индикатор инновационности ее экономики // Вестник НГУ. Сер.: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10. № 2. С. 112-123.

15. Тетерин М.А. Анализ подходов по оценке международной конкурентоспособности государств // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер.: Экономические науки. 2009. № 1. С. 293-296.

16. Швандар К.В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник Московского университета. Сер.: Экономика. 2008. № 2. С. 58-72.

17. КонуэйП., Лысенко Т., БарнардДж. Регулирование рынков товаров и услуг в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 10. С. 95-124.

18. Wölfl A., Wanner I., Kozluk T., Nicoletti G. Ten Years of Product Market Reform in OECD Countries: Insights from a Revised PMR Indicator // OECD Economics Department Working. 2009. № 695. С. 61-72.

19. СероваН.А. Предпринимательский и инвестиционный климат России в международных рейтингах // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 2. Саратов: Центр подготовки менеджеров «Академия бизнеса», 2014. 134 с. С. 79-80.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

RUSSIA'S COMPETITIVENESS IN THE WORLD ECONOMY: THE RESULTS OF INTERNATIONAL RATINGS

Globalization

Natal'ya A. SEROVA

Luzin Institute for Economic Studies, Kola Science Centre of Russian Academy of Sciences,

Apatity, Murmansk Oblast, Russian Federation

serova@iep.kolasc.net.ru

Article history:

Received 27 August 2015 Accepted 21 September 2015

JEL classification: C13, E2, G24, R45

Keywords: global competitiveness, ratings, Russia's competitiveness, competitiveness index, business

Abstract

Importance The article focuses on the national competitiveness as one of the most vital issues of the economic policy, thus ensuring the national security.

Objectives The research examines Russia's position in international competitiveness ratings to formulate recommendations in the economic policy and identify possible prospects for improving the competitiveness.

Methods I performed a content analysis of proceedings by national and foreign scientists on the competitiveness of countries, and competitiveness indicators and relevant reports. I applied methods of comparative, logic, economic and statistical analysis.

Results The article presents an analysis of trends in Russia's position in global competitiveness ratings, determines the most vital issues of attracting investment and business development in Russia and provides a road map for addressing these issues.

Conclusions I conclude that the effective economic policy should be entirely revisited so that the Russian economy could overcome the crisis and improve its competitiveness. The State policy should envisage the improvement of the regulatory framework, development of markets of commodities and services, antimonopoly policy, development of the financial sector and corruption combating.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Porter M.E. Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnye preimushchestva stran [The Competitive Advantage of Nations]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1993, 896 p.

2. Merzlov I.Yu. K voprosu o soderzhanii ponyatiya "konkurentosposobnost'" [On the problem of the concept 'competitiveness']. ARSADMINISTRANDI, 2012, no. 3, pp. 5-13.

3. Gorbashko E., Dyukov I., Tumanov K. Konkurentosposobnost' stran: ee otsenka i rol' v preodolenii posledstvii ekonomicheskogo krizisa [The competitiveness of countries: its assessment and role in overcoming the economic crisis]. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2009, no. 10, pp. 66-70.

4. Pilipenko I.V. Konkurentosposobnost'stran i regionov v mirovom khozyaistve: teoriya, opyt malykh stran Zapadnoi i Severnoi Evropy [The competitiveness of countries and regions in the global economy: theory, experience of small countries ofWestern and Northern Europe]. Moscow, Smolensk, Oikumena Publ., 2005, 496 p.

5. Gel'vanovskii M.I. Konkurentosposobnost' v mikro-, mezo- i makrourovnevom izmereniyakh [Competitiveness at the macro-, meso- and microlevels]. Russkii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 1998, no. 3, pp. 18-21.

6. Shul' M.I. Nauchnye predstavleniya o sushchnosti konkurentosposobnosti natsional'noi ekonomiki [Scientific ideas concerning the competitiveness of the national economy]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2012, no. 8, pp. 320-323.

7. Aleshchenko V.V. Teoretiko-metodologicheskie voprosy konkurentosposobnosti ekonomicheskoi sistemy [Theoretical and methodological issues of the economic system's competitiveness].Marketing v Rossii i za rubezhom = Journal of Marketing in Russia and Abroad, 2005, no. 1, pp. 106-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Arsent'eva N.A. Konkurentosposobnost' stran mira: podkhody k otsenke [The competitiveness of countries: assessment approaches]. Vestnik Chuvashskogo Universiteta, 2010, no. 2, pp. 296-301.

9. Serova N.A. [Investment climate as a factor of economic growth: a theoretical aspect]. Innovatsionnye tekhnologii upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regionov Rossii: materialy VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Proc. 7th Sci. Conf. Innovative Technologies of Socio-Economic Development of Russia's Regions]. Ufa, Institute of Social and Economic Research, Ufa Science Centre of RAS Publ., 2015, pp. 154-158.

10. Chainikova L.N. Metodologicheskie i prakticheskie aspekty otsenki konkurentosposobnosti regiona: monografiya [Methodological and practical aspects ofthe region's competitiveness assessment: a monograph]. Tambov, Tambov State Technical University Publ., 2008, 148 p.

11. Imanberdiev B.D., Kasymov S.M., Turabaev G.K. Izmerenie natsional'nogo razvitiya v sisteme global'nykh trendov [Measuring of national development in the system of global trends]. Fundamental 'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2013, no. 10-5, pp. 1100-1106.

12. Stukalov P.S. Kolichestvennye metody sravneniya mezhdunarodnoi konkurentosposobnosti stran: metodologicheskie aspekty [Quantitative methods to compare the international competitiveness of countries: methodological aspects]. Perspektivy nauki = Science Prospects, 2014, no. 4, pp. 85-89.

13. Fatkhutdinov R.A. Global 'naya konkurentosposobnost'. Na stol sovremennomu rukovoditelyu: monografiya [Global competitiveness. The handbook of the contemporary executive: a monograph]. Moscow, Standarty i kachestvo Publ., 2009, 464 p.

14. Cheremisina T.P. Indeks konkurentosposobnosti Rossii kak indikator innovatsionnosti ee ekonomiki [The competitiveness index of Russia as an innovation indicator of Russia's economy]. Vestnik NGU. Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = Bulletin of NSU. Socio-Economic Sciences Series, 2010, vol. 10, no. 2, pp.112-123.

15. Teterin M.A. Analiz podkhodov po otsenke mezhdunarodnoi konkurentosposobnosti gosudarstv [An analysis of approaches to assess the international competitiveness of countries]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Seriya: Ekonomicheskie nauki = St. Petersburg State Polytechnic University Journal. Economics, 2009, no. 1, pp. 293-296.

16. Shvandar K.V. Mezhdunarodnaya konkurentosposobnost': transformatsiya ponyatiya, kriterii otsenki, prakticheskie rezul'taty [International competitiveness: transformation of the notion, evaluation criteria, practical results]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Bulletin of Moscow State University. Series Economics, 2008, no. 2, pp. 58-72.

17. Conway P., Lysenko T., Barnard G. Regulirovanie rynkov tovarov i uslug v Rossii [Product market regulation in Russia]. Zhurnal Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii = Journal of the New Economic Association, 2011, no.10,pp.95-124.

18. Wölfl A., Wanner I., Kozluk T., Nicoletti G. Ten Years of Product Market Reform in OECD Countries: Insights from a Revised PMR Indicator. OECD Economics Department Working Papers, 2009, no. 695, pp.61-92.

19. Serova N.A. [Business and investment climate in Russia as set in international rankings]. Obshchestvo v epokhuperemen: formirovanie novykh sotsial 'no-ekonomicheskikh otnoshenii: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 6th Int. Sci. Conf. Society in Times of Changes: the Formation of the New Socio-Economic Relations]. Saratov, Akademiya biznesa Publ., 2014, pp. 79-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.