Научная статья на тему 'Налоговая нагрузка в сфере прямого налогообложения и инвестиционная привлекательность стран членов Европейского союза'

Налоговая нагрузка в сфере прямого налогообложения и инвестиционная привлекательность стран членов Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПОДАТОК НА ПРИБУТОК / РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТі / ПОДАТКОВЕ НАВАНТАЖЕННЯ / іНВЕСТИЦіЙНА ПРИВАБЛИВіСТЬ / PROFIT TAX / COMPETITIVENESS RATING / TAX BURDEN / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко Д. В.

Проведен сравнительный анализ ставок налога на прибыль, налоговой нагрузки и инвестиционной привлекательности Украины и стран Европейского союза. Рассмотрены рейтинги конкурентоспособности стран по данным всемирного экономического форума в Давосе, Международного института развития менеджмента (Лозанна) и Всемирного банка. Исследована зависимость темпов экономического роста стран от налоговой нагрузки в сфере прямого налогообложения. Определено место Украины по данным рейтингов конкурентоспособности стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tax burden in the direct taxation sphere and investment attractiveness of the European Union member countries

The comparative analysis of profit tax rates, tax burden and investment attractiveness of Ukraine, and countries of the European Union are carried out. The countries competitiveness ratings are considered according to the data of the World Economic Forum in Davos, International Institute for Management Development (Lausanne) and the World Bank. Dependence between the countries economic growth rate and the tax burden in the direct taxation sphere is investigated. The rank of Ukraine is defined based on the data of the countries competitiveness ratings.

Текст научной работы на тему «Налоговая нагрузка в сфере прямого налогообложения и инвестиционная привлекательность стран членов Европейского союза»

Міжнародна та регіональна економіка

УДК 336.226(4)

Д. В. Пономаренко,

ведущий специалист ПрАО „ДМЗ”, кандидат экономических наук, г. Донецк

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА В СФЕРЕ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СТРАН ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В связи с принятием Налогового кодекса, снижением ставки налога на прибыль в Украине и стремлением Украины стать полноправным членом Европейского Союза (ЕС), вопросы исследования налоговой нагрузки в сфере прямого налогообложения в странах членах ЕС и их инвестиционной привлекательности особенно актуальны в настоящее время и требуют дальнейшего изучения.

Как отмечают такие исследователи как А. Соко -ловская, И. Педь, О. Гусак, одним из факторов, определяющих в последнее время направления реформирования налогов на доходы в постсоциалистиче-ских странах - новых членах ЕС, является налоговая конкуренция, направленная на создание наиболее благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. По мнению А. Соколовской, следствием этой конкуренции стало снижение ставок налога на прибыль в постсоциалистических странах. В Украине финансирование таких стратегически важных сфер общественной жизни как образование, наука, здравоохранение является мизерным и осуществляется на уровне не соответствующем современным требованиям. Соответственно дальнейшее снижение ставок прямых налогов может обернуться для Украины стратегическими потерями и не привести к ожидаемому росту инвестиций и темпов экономического роста [1, 2]. Практическим подтверждением сделанных А. Соколовской выводов являются признанные в мире рейтинги конкурентоспособности стран.

По мнению М. Ануфрика налоговая нагрузка в Украине рассчитанная как отношение совокупных налоговых поступлений к ВВП не соответствует действительности т.к. структура ВВП по доходам состоит из сумм заработных плат, прибыли, ренты и уплаченных дивидендов которые частично находятся в тени. Соответственно и сам показатель ВВП в Украине не является реальным [3].

Целью статьи является сравнительный анализ ставок налога на прибыль и инвестиционной привлекательности Украины и стран ЕС.

Опыт Италии, а также других европейских государств свидетельствует о том, что не стоит спешить как с резким снижением налогов, так и с созданием безналоговых зон. Налоговые доходы составляют основу государственного бюджета любого государства

и отказ от поступлении в казну в связи с введением часто неоправданных налоговых льгот, чревато высоким уровнем дефицитов бюджетов всех уровней [4].

В мире существует две основные „школы” рейтингования конкурентоспособности стран - гарвардско-давосская (World Economic Forum, WEF) и ло-занская (IMD Ьашаппе), [5, 6]. Всемирный экономический форум в Давосе является швейцарской неправительственной организацией, которая определяет в своих исследованиях индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), измеряя с его помощью способность экономики достичь и поддерживать стабильный экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе. Индекс основывается на трех составляющих: макроэкономическая среда, качество общественных институтов, использование новых технологий, а также производится глобальный опрос руководителей компаний. В каждой стране изучаются следующие группы факторов конкурентоспособности: макроэкономическая динамика, эффективность управления страной, эффективность бизнес-сектора, развитость инфраструктуры. Страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности имеют более высокий уровень благосостояния своих граждан.

В индексе глобальной конкурентоспособности за 2010 г. страны, имеющие высокий уровень налогообложения заняли первые места. К таким странам относятся Швеция (второе место), Финляндия (седьмое), Дания (девятое). Украина заняла 89-е место, ухудшив свои позиции по сравнению с 2009 г. на 7 пунктов. Соседями Украины по рейтингу являются такие страны как Албания, Гамбия, Гондурас. В

2010 г. исследование охватывает 139 стран [7].

В 2004 г. налоговая нагрузка (отношение всех налогов к ВВП) составила в Швеции 50,5%, в Финляндии - 44,3%, в Дании - 48,8% [8]. В Украине в 2004 г. налоговая нагрузка составила 13%.

Институт развития менеджмента в Лозанне является частью Международного института развития менеджмента — International Institute for Management Development (IMD), (IMD-Lausanne). Данный институт выпускает ежегодник по мировойконкуренто-способности - The World Competitiveness Yearbook (WCY), который на сегодняшний день считается самым

компетентным ежегодным отчетом о конкурентоспособности стран и регионов. Отчет строится на ранжировании способности государств создавать и поддерживать экономическую и институциональную среду, в которой предприятия могут эффективно конкурировать.

В глобальном рейтинге конкурентоспособности World Competitiveness Yearbook 2010 Украина заняла предпоследнее 57-е место. Соседями Украины по рейтингу являются такие страны как Венесуэла, Хорватия, Аргентина. Первое место получил Сингапур, второе Гонконг, третье США. В 2010 г. исследование охватывает 58 стран [9].

Среди европейских государств в первую десятку попали Швейцария (4-е место), Швеция и Норвегия, занявшие 6-е и 9-е места соответственно. Государства с низкими налогами заняли предпоследние и последние места. Таким образом, низкие налоги не являются для инвестора самым главным фактором для ведения бизнеса. К примеру, Швеция и Норвегия имеют высокие темпы развития экономики при сильной налоговой нагрузке (не менее 42% ВВП по итогам 2004 г.).

В аналитическом докладе „Ведение бизнеса в

2011 году” опубликованном всемирным банком (World Bank), приводится рейтинг 183 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса. В рамках проекта „Ведение бизнеса” оцениваются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность малого и среднего бизнеса на протяжении его жизненного цикла. Ключевые показатели по каждой сфере приводятся в сравнении со средними уровнями в регионе и в странах с высоким уровнем дохода на душу населения (ОЭСР). Страны ранжируются по благоприятствию ведения бизнеса с 1 до 183 места, первое место - наиболее высокое. Высокая позиция в индексе легкости ведения бизнеса означает, что регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Индекс является средним показателем страны по 9 индикаторам, каждый индикатор имеет равный вес. К таким индикаторам регулирования предпринимательской деятельности относятся: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, ликвидация предприятий [10].

Согласно опубликованного индекса легкости ведения бизнеса, первое место среди 183 стран занял Сингапур. Наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса отмечаются в странах с высоким уровнем дохода. В первую десятку также попали страны с высоким уровнем налогообложения - Дания (6-е место), Норвегия (8-е место). Украина по данным рейтинга заняла 145 место в 2011 г. и 147 место в

2010 г. Соседями Украины по рейтингу являются

такие страны как Гамбия, Камбоджа, Сирийская Арабская Республика, Сьерра-Леоне.

По данным Информационного бюллетеня „Ведение бизнеса - 2011”1 (Резюме реформ в странах Восточной Европы и Центральной Азии), в Украине облегчен процесс получения разрешений на строительство за счет принятия государственных и районных нормативных актов. Упрощено соблюдение налогового законодательства в связи с созданием электронных систем подачи отчетности. Также облегчен процесс создания предприятий путем снижения минимального размера уставного капитала.

Из табл. 1 следует, что рейтинг Украины улучшился в таких категориях как регистрация предприятий и получение разрешений на строительство. В то же время рейтинг ухудшился в таких категориях как: регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, ликвидация предприятий.

По данным всемирного банка, в категории регистрация собственности, в Украине, по сравнению со странами Европы, имеет место большое количество процедур, которые, в соответствии с законодательством требуется пройти для регистрации собственности. В Украине таких процедур 10. В тоже время, в странах Восточной Европы и Центральной Азии их 5, 6, а в странах ОЭСР - 4,8. Общее среднее число дней для регистрации собственности в Украине составляет 117 дней, в странах ОЭСР - 32,7 дня [10].

В категории кредитование оцениваются права заемщиков и кредиторов, обмен кредитной информацией, количество человек, находящихся на учете в государственном реестре (% взрослого населения), количество человек, находящихся на учете в частных бюро (% взрослого населения). Права заемщиков и кредиторов оцениваются с помощью Индекса юридических прав. В странах ОЭСР данный индекс составляет 6,9, в Украине 9. Чем выше оценка, тем более эффективно законодательство по обеспечению и банкротству.

Обмен кредитной информацией оценивается по Индексу глубины кредитной информации. Индекс имеет шкалу от 0 до 6, и чем выше показатель, тем более детальная информация содержится в реестрах кредитной информации. В странах ОЭСР данный индекс составляет 4,7, в Украине - 3.

Количество человек, находящихся на учете в государственном реестре оценивает количество физических лиц и компаний, информация о которых содержится в реестре за предыдущие 5 лет. При отсутствии государственного кредитного реестра, страна получает оценку 0. Украина получила оценку 0, страны ОЭСР - 8.

Частное кредитное бюро - это частная фирма или некоммерческая организация, которая ведет базу данных о кредитоспособности заемщиков (как физических, так и юридических лиц) и способствуют обме-

1 Doing Business (DB) - в переводе с английского означает «ведение бизнеса».

Таблиця 1

Индикаторы регулирования предпринимательской деятельности, в соответствии с докладом всемирного банка в 2010 - 2011 гг.

Рейтинги по категориям ЭБ 2011 Рейтинг1 ЭБ 2010 Рейтинг Изменение рейтинга

Регистрация предприятий 118 136 + 18

Получение разрешений на строительство 179 181 +2

Регистрация собственности 164 160 -4

Кредитование 32 30 -2

Защита инвесторов 109 108 -1

Налогообложение 181 181 без изменений

Международная торговля 139 139 без изменений

Обеспечение исполнения контрактов 43 43 без изменений

Ликвидация предприятий 150 145 -5

ну информацией между банками и финансовыми организациями. Количество человек, находящихся на учете в частных бюро (% взрослого населения) в Украине составил 10,1%, в странах ОЭСР - 61%.

В категории защита инвесторов оценивается степень защиты миноритарных акционеров на случай противоправного использования активов фирмы директорами. Данный индикатор имеет три составляющих: прозрачность сделок между связанными лицами, ответственность за нечестность, способность акционеров подавать в суд на директоров и ответственных лиц компаний за неправомерные действия. Также рассчитывается индекс защиты инвесторов, который является средним значением показателей индексов раскрытия информации о сделке, ответственности директоров и легкости судебного преследования директоров компаний. Индекс имеет значения от 0 до 10, и чем выше оценка, тем выше уровень защиты инвесторов. Украина получила оценку 4,7, страны ОЭСР получили оценку 6.

В категории ликвидация предприятий определяется коэффициент взыскания (сколько центов на доллар удается взыскать кредиторам с неплатежеспособного предприятия), среднее время на ликвидацию предприятия, средние затраты на процедуру банкротства. Коэффициент взыскания для Украины составляет 7,9, для стран ОЭСР - 69,1. Среднее время на ликвидацию предприятия в Украине составляет 2,9 года, в странах ОЭСР - 1,7. Средние затраты на процедуры банкротства в Украине составляют 42%, в странах ОЭСР - 9,1%.

ОЭСР ведёт учет стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию. В 2004 г. на встрече министров финансов „Большой двадцатки” в Берлине были утверждены налоговые стандарты, разработанные ОЭСР в сотрудничестве со странами, не являющимися членами этой организации. Данные стандарты предусматривают обязательный обмен информацией по налоговым вопросам с целью контроля соблюдения национального налого-

вого законодательства. По состоянию на 02.04.2009 г., в докладе глобального форума ОЭСР перечислены страны, которые имплементировали налоговые стандарты или собираются это сделать. Украина в данных списках отсутствует [11].

В Украине ставка налога на прибыль до апреля

2011 г. составляла 25% [12]. С 1.04.11 г. до 31.12.11 г. ставка налога на прибыль в Украине установлена 23%, с 01.01.12 г. до 31.12.12 г. - 21%, с 01.01.13 г. до 31.12.13 г. - 19%, с 01.01.14 г. - 16% [13].

Анализ ставок налога на прибыль в странах-членах ЕС показал, что в странах ЕС применяются различные налоговые ставки для юридических лиц (см. табл. 2). Комитет независимых экспертов по налогообложению компаний, основной задачей которого является оценка важности влияния налогообложения на принятие бизнес-решений в отношении осуществления инвестиций и международного распределения доходов между предприятиями, 10 марта 1992 г представил доклад о путях реформирования налогообложения компаний в ЕС. В докладе сделан вывод о том, что различия в ставках, налоговых базах, налогообложении дивидендов, процентов и роялти могут влиять на распределение инвестиций и искажение конкуренции.

Из табл. 2 следует, что в среднем, в динамике, в странах ЕС наблюдается снижение ставки налога на прибыль, которая составила в 2010 г 23,06%. Ставка налога на прибыль, аналогичная украинской, действует в таких странах как: Дания, Греция, Австрия. Украина вошла в двадцатку европейских стран с самым высоким налогом на прибыль. Поступления от налога на прибыль в процентах к ВВП в Украине выше, чем в странах ЕС, однако это частично объясняется низким ВВП по сравнению со странами ЕС.

Также и сам показатель ВВП в Украине не является реальным, т.к. по структуре он состоит из сумм оплаты труда наемных работников, налогов, валовой прибыли, которые частично в Украине находятся в тени.

Ассоциация КРМв2 начиная с 1993 г. отслеживает движение ставок налога на доход корпораций во всем

Таблиця 2

Ставки налога на прибыль и размер ВВП в странах ЕС и в Украине [14, 15, 16]

Страны 2007 200В 2009 2010 Поступления от налога в % к ВВП, за 200В г. ВВП за 200В г., млрд.$

Мальта 35 35 35 35 6,77 В,4

Бельгия 33,99 33,99 33,99 33,99 3,32 507,1

Франция 33,33 33,33 33,33 33,33 2,43 2В43,1

Испания 32,5 32,5 30 30 2,ВВ 1622,5

Г ермания 38,7 29,В 29,В 29,В 0,67 3653,3

Люксембург 30,3В 30,3В 2В,59 2В,59 3,5 57,3

В еликобритания 30 30 2В 2В 3,3В 2В33,2

Италия 33 27,5 27,5 27,5 2,ВВ 2330,0

Португалия 26,5 26,5 26,5 26,5 3,74 24В,9

Швеция 2В 2В 26,3 26,3 2,63 502,5

Финляндия 26 26 26 26 3,51 273,1

Нидерланды 25,5 25,5 25,5 25,5 3,15 В62,9

Дания 25 25 25 25 2,09 349,2

Г реция 25 25 25 25 2,45 361,6

Австрия 25 25 25 25 2,24 41В,7

Эстония 22 21 21 21 1,65 25,4

Венгрия 1В,56 21,2В 21,2В 20,62 1,В1 155,2

Словения 23 23 21 20 2,51 53,3

Польша 19 19 19 19 2,71 450,6

Словакия 19 19 19 19 3,13 ВВ,9

Чехия 24 21 20 19 4,15 211,7

Румыния 16 16 16 16 2,29 1В7,9

Латвия 15 15 15 15 3,13 35,В

Литва 1В 1В 20 15 1,В4 4В,1

Ирландия 12,5 12,5 12,5 12,5 2,7В 290,7

Кипр 10 10 10 10 4,76 24,5

Болгария 10 10 10 10 3,0В 49,3

Среднее значение 24,2б 23,б8 23,34 23,0б 2,94 б84,9

Украина 25 25 25 25 4,99 180,4

мире. Из пояснений КРМО следует, что снижение ставок корпоративного налога является развитием, которое вызвано глобальным налоговым климатом.

Выводы.

Налоговый опыт и рейтинги конкурентоспособности стран членов ЕС свидетельствуют о том, что снижение налоговой нагрузки не приводит к увеличению темпов экономического роста страны. Низкие налоги не являются для инвестора самым главным фактором для ведения бизнеса. Участие

Украины в налоговой конкуренции с новыми членами ЕС может не привести к росту поступлений иностранных инвестиций в экономику страны. Установленная в 2011 г. ставка налога на прибыль в размере 23% является оптимальной и соответствует средней ставке налога на прибыль в странах ЕС. Дальнейшее снижение ставки налога на прибыль до уровня постсоциалистических стран не целесообразно.

1 KPMG International Cooperative, международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги, зарегистрирована по законодательству Швейцарии. www.kpmg.com.

Литература 1. Соколовская А. О. Стратегии реформирования налоговой системы Украины [Электронный ресурс] / Сайт газеты „Зеркало недели”. - Режим доступа: - http://zn.ua/articles/46410. 2. Педь І. В., Гусак О. Ю. Тенденції розвитку Європейського Союзу в податковій сфері в умовах інтеграції / І. В. Педь, О. Ю. Гусак // Зовнішня торгівля: право та економіка. - 2007. - № б. - С. 144 - 152. 3. Онуфрик М. С. Порівняльний аналіз податкових систем і податкового навантаження країн-членів ЕС та України / М. С. Онуфрик // Економіка та держава. - 2006. - №11. - С. 14 -1В. 4. Нестерова С. И. Опыт налоговой политики зарубежных стран / С. И. Нестерова // Экономика и право. - 2009. - №3. - С. 71 - 7В. 5. The World Economic Forum [Электронный ресурс] / Официальный сайт. -Режим доступа: - www.weforum.org. б. International Institute for Management Development (IMD) [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: - www.imd.org. 7. Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) [Электронный ресурс] / Официальный сайт всемирного экономического форума. - Режим доступа: -www3.weforum.org. В. Structures of the Taxation systems in the European Union: Data 1995-2004 / Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006. P. 215. 9. Ежегодник по мировой конкурентоспособности (The World Competitiveness Yearbook) [Электронный ресурс] / Официальный сайт международного института развития менеджмента. - Режим доступа: - www.imd.org. 10. Аналитический доклад „Ведение бизнеса в 2011 году” [Электронный ресурс] / Официальный сайт Всемирного Банка. - Режим доступа: - http:// russian.doingbusiness.org 11. Текущий доклад о юрисдикциях наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по имплементированию налоговых стандартов, принятых на международном уровне [Электронный ресурс] / Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития. - Режим доступа: - http:// www.oecd.org/dataoecd/3B/14/42497950.pdf 12. Про внесення змін до Закону України „Про оподаткування прибутку підприємств” [Текст] : Закон України від 24 грудня 2002 р. №349-IV // Офіційний вісник України. - 2003. - №3. - Ст. 462. 13. Податковий кодекс України [Текст] : Кодекс податковий від 02.12.2010 р. .№2755-VI // Офіційний вісник України. - 2010. - № 92 (частина 1). - ст. 324В. 14. База данных налогов в Европе [Электронный ресурс] / Официальный сайт Европейской комиссии. - Режим доступа: - http:// ec.europa.eu. 15. Валовой внутренний продукт в странах ЕС в 200В г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Международного Валютного Фонда. - Режим доступа: - www.imf.org. 16. Статистична інформація [Електронний ресурс] / Офіційний сайт Державного комитету статистики України. - Режим доступу : http://www.ukrstat. gov.ua/.

Пономаренко Д. В. Податкове навантаження у сфері прямого оподаткування та інвестиційна привабливість країн членів Європейського Союзу

Проведено порівняльний аналіз ставок податку на прибуток, податкового навантаження та інвестиційної привабливості України та країн Європейського союзу. Розглянуті рейтинги конкурентоздатності країн за даними всесвітнього економічного форуму в Да-восі, Міжнародного інституту розвитку менеджменту (Лозанна) і Всесвітнього банку. Досліджена залежність темпів економічного зростання країн від податкового навантаження у сфері прямого оподаткування. Визначено місце України за даними рейтингів конкурентоспроможності країн.

Ключові слова: податок на прибуток, рейтинг конкурентоспроможності, податкове навантаження, інвестиційна привабливість.

Пономаренко Д. В. Налоговая нагрузка в сфере прямого налогообложения и инвестиционная привлекательность стран членов Европейского Союза

Проведен сравнительный анализ ставок налога на прибыль, налоговой нагрузки и инвестиционной привлекательности Украины и стран Европейского союза. Рассмотрены рейтинги конкурентоспособности стран по данным всемирного экономического форума в Давосе, Международного института развития менеджмента (Лозанна) и Всемирного банка. Исследована зависимость темпов экономического роста стран от налоговой нагрузки в сфере прямого налогообложения. Определено место Украины по данным рейтингов конкурентоспособности стран.

Ключевые слова: налог на прибыль, рейтинг конкурентоспособности, налоговая нагрузка, инвестиционная привлекательность.

Ponomarenko D. V. The tax burden in the direct taxation sphere and investment attractiveness of the European Union member countries

The comparative analysis of profit tax rates, tax burden and investment attractiveness of Ukraine, and countries of the European Union are carried out. The countries competitiveness ratings are considered according to the data of the World Economic Forum in Davos, International Institute for Management Development (Lausanne) and the World Bank. Dependence between the countries economic growth rate and the tax burden in the direct taxation sphere is investigated. The rank of Ukraine is defined based on the data of the countries competitiveness ratings.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: profit tax, competitiveness rating, tax burden, investment attractiveness.

Стаття надійшла до редакції 05.07.2012

Прийнято до друку 15.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.