Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF PRODUCTS / FACTORS OF COMPETITIVENESS / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цомартова А.Ф., Ситохова Т.Е.

В данной статье рассматривается понятие и сущность конкурентоспособности, а также понятие и сущность глобализации, и ее влияние на факторы конкурентоспособности продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF ECONOMY

This article discusses the concept and essence of competitiveness, as well as the concept and essence of globalization, and its impact on the factors of product competitiveness.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 339.137.21

Цомартова А. Ф. студент магистратуры 2 курса факультет «Экономики и управления» научныйруковоитель: Ситохова Т.Е., к.э.н.

доцент

Северо-Осетинский университет К. Л. Хетагурова

Россия, г. Владикавказ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие и сущность конкурентоспособности, а также понятие и сущность глобализации, и ее влияние на факторы конкурентоспособности продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность продукции, факторы конкурентоспособности, глобализация.

Tsomartova A.F. undergraduate

2nd year, Faculty of Economics and Management North Ossetian University KL Khetagurov

Russia, Vladikavkaz

Scientific director: Ph.D., associate professor Sitokhova T. Ye.

North Ossetian University KL Khetagurov

Russia, Vladikavkaz

COMPETITIVENESS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

OF ECONOMY

Annotation: This article discusses the concept and essence of competitiveness, as well as the concept and essence of globalization, and its impact on the factors of product competitiveness.

Keywords: competitiveness, competitiveness of products, factors of competitiveness, globalization.

В современной экономической теории принято различать несколько аспектов конкурентоспособности: конкурентоспособность товаров, конкурентоспособность товаропроизводителей (фирм, предприятий), конкурентоспособность регионов (стран, наций). Под конкурентоспособностью товаров подразумевается способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам потребителей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных.

Конкурентоспособность товаропроизводителей (фирм, компаний) -способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящиеся проникнуть на рынки.

Конкурентоспособность страны, государства - способность экономики

страны, государства участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам.

Термин «конкурентоспособность» в первую очередь трактуется как способность конкурировать, т.е. способность субъекта успешно функционировать, достигать поставленных целей и отстаивать свои интересы в условиях конкуренции - противодействия внешнего окружения. Поэтому сущность конкурентоспособности можно понять, изучив природу конкуренции.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку или к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшей парадигмой. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность определяет степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Обобщив результаты исследований различных авторов по данной проблематике, отметим, что конкурентоспособность предприятия зависит следующих основных факторов:

• конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

• вид производимого товара;

• ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

• лёгкость доступа на рынок;

• однородность рынка;

• конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

• конкурентоспособность отрасли;

• возможность технических новшеств в отрасли;

• конкурентоспособность региона и страны.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Рассмотрим подробнее, что представляет собой конкурентоспособность продукции.

Сегодня существует множество различных интерпретаций понятия конкурентоспособности продукции. Одним из распространенных подходов к данному понятию является трактовка конкурентоспособности как совокупности потребительских свойств товара безотносительно к его

стоимости. В соответствии с данным подходом, низкая конкурентоспособность приводит к снижению цен на товары и, напротив, рост конкурентоспособности является предпосылкой роста цен. Конкурентоспособность в данном случае отождествляется с качеством продукции, хотя качество выступает лишь как один из факторов ее конкурентоспособности.

Квалиметрическая методология ценообразования рассматривает конкурентоспособность товара через призму его цены. Она отталкивается от представления цены в качестве универсальной характеристики товара, отражающей его потребительские и меновые свойства. Отличие таких свойств у конкурирующих товаров должно выразиться в различных ценах. Данное различие и характеризует конкурентоспособность этих товаров относительно друг друга. Проводить выбор среди группы товаров -конкурентов только лишь на основе сопоставления цен нельзя.

В условиях высокой насыщенности товарных рынков товары, а также стоящие за ними товаропроизводители и продавцы должны вести интенсивную борьбу за потребителя. Одна и та же потребность покупателей может быть удовлетворена одинаковыми или различными способами, одновременно предлагаемыми множеством товаров, на одинаковых или несущественно отличающихся ценовых условиях. В этих условиях потребитель отдает предпочтение конкурентоспособному товару.

Чтобы раскрыть сущность понятия «конкурентоспособность» продукции, следует, прежде всего, учитывать, что в условиях рыночной экономики, его должно рассматривать с позиции потребителя. В соответствии с теорией и практикой маркетинга основным принципом оценки конкурентоспособности продукции выступает ее соотнесение с соответствующими потребностями покупателей. Рынок - та сфера общественных отношений, в которой товары, конкурируя между собой, подвергаются сравнению и проверке на предмет соответствия требованиям потребителей и отклонения от этих требований. Каждый отдельно взятый покупатель, совершая покупки, реализовывает процесс выбора изделия, отвечающего его потребностям, из целого ряда аналогичных изделий и приобретает тот товар, который устраивает его больше всего, в наибольшей степени удовлетворяя его потребность.

Товар, который более полно соответствует удовлетворению конкретной общественной потребности по сравнению с товарами-конкурентами, получает наибольшее признание среди аналогичных товаров. Это приподнимает его над общей товарной массой, обеспечивает успех в конкурентной борьбе. Это и дает основания говорить, что товар является конкурентоспособным.

Желая потреблять товар, в наибольшей степени соответствующий конкретным потребностям, потребитель должен также думать о затратах, связанных с этим товаром. Разумеется, потребитель пытается достичь наилучшего соотношения потребительских свойств изделия и своих издержек, получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.

Таким образом, для дефиниции конкурентоспособности важно не только сравнивать продукт по уровню удовлетворения отдельно взятой потребности, но также осуществлять учет затрат потребителя, связанных с данным продуктом. Итак, осуществляемые потребителем затраты на удовлетворение его потребности посредством конкретного товара, формируют два элемента:

• расходы на покупку товара, представленные его продажной ценой;

• расходы, осуществляемые в связи с эксплуатацией изделия за время срока его службы и касающиеся ремонта, ухода за изделием, технологического обслуживания, покупки запчастей, и др.

В совокупности же эти расходы для потребителя выступают в качестве цены удовлетворения его потребности.

Уровень цены удовлетворения потребности, или цены потребления, покупателем рассматривается как составной элемент конкурентоспособности изделия и детерминирован, прежде всего, потребительскими свойствами данного изделия. Затраты на удовлетворение потребности во многом зависят от условий приобретения и потребления продукции, которые, в свою очередь, обусловлены социально-экономическим положением потребителей, удаленностью сервисных предприятий, наличием услуг, их стоимостью и др. Кроме того, эти затраты определяются факторами общеэкономического характера. Зачастую расходы, осуществляемые потребителем в процессе потребления товара, существенно превышают его продажную цену.

Вышеизложенное позволяет определить конкурентоспособность товара как комплексную его характеристику, детерминирующую предпочтение данного товара из ряда аналогичных изделий-конкурентов, предлагаемых на рынке, по степени соответствия конкретной общественной потребности, а также по затратам на ее удовлетворение. Это позволяет сделать вывод, что конкурентоспособность детерминирована качественной и стоимостной спецификой товара, которая принимается во внимание покупателем согласно ее непосредственной важности для удовлетворения потребностей. Соответственно, среди товаров сходного назначения большей конкурентоспособностью (К) на рынке характеризуется тот товар, который в силу уникального набора своих свойств обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по отношению к цене потребления (С). Поэтому условие приоритетности одного товара в ряду других имеет вид:

К= Р/С ^тах

Оно выражает условие конкурентоспособности товара при самом общем прочтении.

Нельзя забывать, что попытка торговать неконкурентоспособными товарами бессмысленна, поскольку чревата одними убытками - как финансовыми, так и моральными. Вместе с тем не существует и не может существовать абсолютной конкурентоспособности или

неконкурентоспособности. Оба эти понятия имеют тесную связь с рынком и временем, а также многообразными факторами, оказывающими влияние на рынок и рассмотренными нами выше.

Конкурентоспособность товара тесно связана с конкретным рынком (таковым может выступать внутренний, региональный, общенациональный, международный и др. виды рынков) и обусловлена требованиями конкретных групп потребителей. Важно помнить, что чрезмерное стремление к «излишнему» качеству может сделать товар недоступным для тех потребителей, которым он изначально был предназначен, и, следовательно, не обеспечит ему «требуемый» уровень конкурентоспособности. Часто для успешной продажи товар может не обладать самыми лучшими параметрами. Вместе с тем, нередки случаи, когда продукт, соответствующий высочайшим мировым стандартам, не находит активного сбыта на отдельно взятом рынке, иными словами, не имеет необходимого уровня конкурентоспособности.

Требования, предъявляемые к товару, делятся на те, что выдвигаются каждым отдельно взятым потребителем, и требования, являющиеся общими для всех товаров. В качестве таких требований выступают нормативные параметры, которые могут устанавливаться: международными и региональными стандартами; действующими законодательствами, техническим регламентами; патентной документацией. Эти требования являются обязательными для выполнения. Если хотя бы одно из них не будет выполнено, продукция может быть запрещена к выводу на рынок.

Конкурентоспособность изделия, как уже отмечалось выше, -относительная величина. Ярко выраженное влияние на данный параметр оказывает фактор времени. Уровень конкурентоспособности продукции может изменяться под влиянием научно-технического прогресса, моды, требований рынка. На данный процесс можно оказывать влияние, но подчинить невозможно. В связи с этим подготавливаемая к выводу на рынок продукция должна иметь запас конкурентоспособности тем больший, чем продолжительнее период ее освоения.

Фундаментальные теоретические представления о сущности конкурентоспособности на рубеже 20-21 столетий претерпевают значительные изменения. Глобализация мировой экономики не могла не отразиться на формах конкурентной борьбы, которая привела к новой форме межфирменного соперничества, под названием «глобальная конкуренция».

Глобализация - это основанный на развитии современных производительных сил и производственных отношений объективный процесс международного создания товаров и услуг многонациональными компаниями в рамках унифицированной рыночной среды.

В современных условиях, принятый в классической экономической теории подход к национальному развитию, росту и процветанию с позиций природных ресурсов, рабочей силы, процентных ставок, курса и покупательной силы национальной валюты оказывается явно недостаточным. Характеристика конкурентоспособности как основы национального процветания должна исходить из основополагающего принципа -способности конкретной страны, ее промышленности своевременно вводить и осваивать новшества и модернизироваться. При этом ни одно государство

не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Даже страны с наиболее высоким уровнем жизни имеют много областей, в которых их местные компании оказываются неконкурентоспособными. Конкретные страны достигают успеха только в определенных отраслях и за счет того, что их внутренние условия оказываются наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Прежде важным фактором конкуренции всегда было расстояние. В условиях высоких транспортных затрат на преодоление расстояний наличие собственных природных ресурсов и более дешевой рабочей силы имело огромное значение для обеспечения относительных преимуществ. Фирмы всегда пользовались локальными преимуществами, проистекавшими из доступности местного сырья, а также преимуществом спроса местных потребителей. В регионах развитых стран фирмы пользовались преимуществами большого внутреннего рынка, которые характерны для зажиточных стран вследствие высокой стоимости жизни. Но удешевление коммуникаций, развитие сетевых фирм, системы многоуровневого маркетинга, виртуальной торговли и маркетинга с помощью сети Интернет сняли с регионов эту «защиту расстоянием» от конкуренции, появились новые формы конкуренции за территории. Если раньше борьба за территории происходила в форме захватнических войн, сегодня она приобретает новую форму - мирного экономического захвата. Одни регионы используют возможности других, делая их территории местом своего производства или сбыта (например, утилизации вредных отходов на территории других стран, или утилизации поддержанных автомобилей путем их сбыта, освоение предпринимательского пространства путем развития мелкого бизнеса на территории других регионов). Формой использования ресурсов других регионов является привлечение квалифицированной рабочей силы. Фирмы США, стран Западной Европы притягивают себе наиболее качественные трудовые ресурсы из других стран, причем современные виртуальные технологии позволяют работать в фирме другой страны, оставаясь «дома».

Глобализация лишает регионы традиционных преимуществ в силу того, что многие локальные возможности становятся глобальным достоянием. Низкая стоимость труда или природных ресурсов, емкий внутренний рынок -все эти преимущества называют локальными «прозрачными ресурсами», которые могут быть мобильно использованы глобальными фирмами, стремление получить доступ к ним является двигателем глобализации и глобальных фирм. Эту тенденцию можно назвать глобализацией локальных ресурсов. Обеспеченность региона собственными природными или трудовыми ресурсами больше не является важным конкурентным преимуществом в условиях, когда эти ресурсы можно приобрести на глобальных рынках по схожим с внутренними ценами. Глобализация обуславливает постановку проблемы конкурентоспособности региона как готовности отвечать на вызовы глобальной среды, способности к изменению, способности искать и защищать локальные конкурентные преимущества.

Процессы глобализации сопровождаются формированием интеграционных объединений, который основывается на двух базовых принципах: мощной инициативной роли государства (ЕС) и преобладающей роли крупного корпоративного капитала, который, по существу, заставляет государство стать на путь интеграционного сближения с той или иной группой стран (договор между США, Канадой и Мексикой - НАФТА). Наиболее успешно идет процесс международной интеграции в Европейском союзе: создан единый внутренний рынок (ЕВР), сняты ограничения в перемещении товаров, капиталов, рабочей силы. ЕВР отвечает интересам потребителей, т.к. его задачи не ограничиваются лишь сближением уровня цен в различных странах Союза, а направлены также на снижение уровня потребительских цен под влиянием оптимизации масштабов производства, структурных сдвигов, снижения издержек.

Влияние глобализации распространяется в первую очередь на факторы конкурентоспособности предприятий глобальных отраслей, особенно это касается компаний, занимающихся электронной, информационной и телекоммуникационной техникой. В результате либерализации, дерегулирования, роста капитала промышленных групп количество предприятий данных отраслей непрерывно увеличивается. Такого рода тенденция усиливает конкуренцию, при которой, с одной стороны, все сложнее добиваться и удерживать конкурентные преимущества (увеличиваются затраты на НИОКР, удлиняются сроки их проведения, сокращается жизненный цикл изделий). С другой, - вертикальная интеграция предприятий, относительно невысокие барьеры выхода на рынок, международное антимонопольное регулирование в рамках ВТО увеличили число конкурентов, способных не только преодолеть рыночные барьеры, но и на равных соперничать с существующими на рынке компаниями.

Процессы глобализации мировой экономики качественно изменили конкурентное соперничество компаний, создав предпосылки для более дифференцированного подхода к цели конкурентной борьбы. Если раньше целью конкуренции являлась борьба между компаниями за увеличение прибыли, то в настоящее время целью соперничества рассматривается борьба за каждого потребителя.

Завершая данную часть нашего исследования, мы приходим к следующим промежуточным выводам:

• конкурентоспособность товара определятся нами как комплексная его характеристика, детерминирующая предпочтение данного товара из ряда аналогичных изделий-конкурентов, предлагаемых на рынке, по степени соответствия конкретной общественной потребности, а также по затратам на ее удовлетворение;

• глобализация является объективным процессом, в основе которого лежат экономические факторы развития современных производительных сил и производственных отношений;

• важнейшим фактором развития процессов глобализации стали

изменения, вызванные научно-техническим прогрессом и несостоятельностью модели «экономики благосостояния»;

• в основе глобализации, которая сегодня охватывает разные стороны развития современного мирового сообщества, лежат, прежде всего, экономические процессы сближения стран, что находит свое отражение во вхождении национальных экономик в единый мировой воспроизводственный процесс, включающий производство, обмен и потребление товаров и услуг.

• глобализация предъявляет новые требования к хозяйствующим субъектам в части обеспечения конкурентоспособности производимой продукции и выступает качественно новой ступенью развития глобальных рынков.

Использованные источники:

1. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, - М.: Инфра-М, 2003.

2. Экономический словарь / под.ред. А.И. Архипова, М.: Проспект, 2001.

3.Абдулгамидов Н. Глобализация, трактовка и действительность// Экономист. 2001, №9.

4. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. М., 2004. - 208 с.

5. Гордеев В.А. Конкуренция в современной экономике: диалектика эволюции: Монография. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2005. - 139с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.