Научная статья на тему 'Понятие конкурентоспособности национальной экономики'

Понятие конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3582
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITIVE ADVANTAGE / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / FACTORS OF COMPETITIVENESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Т. А.

В статье рассмотрены различные подходы к понятию конкурентоспособности национальной экономики и дано авторское понимание данного экономического явления. Также в работе разграничены понятия конкурентоспособности национальной экономики и глобальной конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the various approaches to the concept of national competitiveness and given the author's understanding of economic phenomena. Also given the distinction between national competitiveness and global competitiveness.

Текст научной работы на тему «Понятие конкурентоспособности национальной экономики»

чтобы в лидеры пробиться, надо сильно потрудиться

понятие конкурентоспособности

национальной экономики

Завьялова Т.А.

доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск [email protected]

_Аннотация

В статье рассмотрены различные подходы к понятию конкурентоспособности национальной экономики и дано авторское понимание данного экономического явления. Также в работе разграничены понятия конкурентоспособности национальной экономики и глобальной конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентное преимущество, факторы конкурентоспособности, эффективность

В условиях усиливающегося процесса интернационализации и глобализации проблемы конкуренции национальной экономики выходят на первый план. В научных и практических кругах все чаще звучат мнения о том категорическом императиве, которым должно стать повышение конкурентоспособности.

Конкуренция - одно из самых распространенных терминов в экономической теории. О ней написано много работ. При рассмотрении конкуренции между фирмами главный метод выявления преимуществ одной фирмы перед другой - сопоставление объема затрат на единицу готовой продукции. Такая фирма инвестиционно привлекательнее. Обратимся к истории возникновения понятия «конкурентное преимущество». В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит критикует положение о том, что богатство страны зависит от

обладания сокровищами. Он утверждает, что реальное обеспеченность страны состоит из товаров и услуг, доступных основной части ее граждан. Смит предложил теорию, в основе которой лежит идея, что одни страны имеют возможность производить товары лучше, чем другие.

Изложенная точка зрения не учитывает различий между странами по их размерам. Крупные страны, как правило, обладают более многообразными ресурсами, однако несут большие транспортные издержки при внешней торговле. Наконец, они могут вести производство в больших масштабах, чем мелкие страны (в отдельных случаях, когда последние выполняют функцию обеспечения других стран комплектующими изделиями, масштаб производства этих изделий может быть большим). Давид Рикардо, развивая идеи Смита, в 1817 году предложил теорию относительного преимущества, суть которой сводится к следующему тезису: от торговли все равно может быть выигрыш, поскольку та или иная страна способна выпускать множество различных товаров, однако она обладает относительным преимуществом в производстве только определенных товаров. Это означает, что страна должна специализироваться на производстве тех продуктов, которые она может производить более эффективно, чем другие продукты, без учета абсолютного преимущества. Модификация теорий абсолютного и относительного преимуществ нашла отражение в трудах шведских экономистов Эли Хекшера и Бертила Олина (1919 и 1935 гг.). Их теория получила название теории соотношения факторов производства. Они предположили, что когда трудовые факторы производства превышают факторы земли и капитала, то затраты на труд будут ниже, чем затраты на землю и капитал. И наоборот, если трудовые ресурсы ограничены, то их стоимость будет выше по отношению к цене земли и капитала. Теорема Хекшера-Олина гласит: страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные фак-

конкуренция -одно из самых распространенных терминов в экономической теории

_

не

_

Ш1

шм

ди

в 90-е годы XX века _появилась теория _конкурентных

_преимуществ,

.разработанная _М. Портером,

_суть которой

_в том, что

конкурентное преимущество

_отражает

гродуктивность .использования _ресурсов

торы и импортирует товары с дефицитными факторами производства.

Лауреат Нобелевской премии американский ученый русского происхождения В.В. Леонтьев подверг критике теорию соотношения факторов производства. Его выводы, получившие название «парадокса Леонтьева», были противоположны выводам Хекшера-Олина. Леонтьев в своих трудах показал, что, несмотря на избыточность капитала, в экспорте США преобладали трудоемкие товары.

В 90-е годы XX века появилась теория конкурентных преимуществ, разработанная М.

ортером, суть которой в том, что конкурентное преимущество отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип справедлив как на уровне фирмы, так и на уровне национальной экономики в целом. По мнению М. Портера, «для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу». Эта мысль, высказанная М. Портером в конце 1980-х годов, не утратила своей актуальности до настоящего времени. Основные причины, обусловливающие множественность трактовок данной категории, кроются в различии подходов к тому, что рассматривать в качестве субъекта отношений - предприятие, отрасль, регион или экономическую систему страны в целом. Определения привязаны к различным объектам, субъектам и предмету оценки.

Обычно термин «конкуренция» трактуется как соперничество, борьба за достижение наилучших результатов. По определению, данному в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно

4>

жать

ьвная экономика, 2010, № 2

ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Исходя из этих определений можно предположить, что конкурентоспособность - это способность реализовать потенциал для победы в состязании. При таком подходе конкурентоспособность является свойством практически любых экономических объектов, как товаров, так и экономических систем, продуцирующих эти товары.

Автором конкурентоспособность интерпретируется как способность стать лидером в конкурентных отношениях.

Все разнообразие конкурентных отношений может осуществляться на микро-, мезо- и макроуровне. Причем предприятия и фирмы горизонтального типа интеграции отражают микроуровень, отрасли, отраслевые корпоративные объединения - мезоуровень и народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции конкретные виды продукции, производства, предприятия отражают макроуровень (рис. 1).

Конкурентоспособности на микро-, мезо- и макроуровне влияют друг на друга. Эта тесная взаимосвязь проявляется в характере прово-

автором конкурентоспособность интерпретируется как способность стать лидером в конкурентных отношениях

Рис. 1. Уровни конкурентных отношений

_

_

_ м

обп ди

димой внешней и внутренней политики и в стратегиях развития компаний. Причем, чем более развита экономическая система страны, тем отчетливее проявляется данное взаимодействие: фактически оно провозглашается в качестве цели проводимой государством политики и развития компаний. В России данное взаимодействие находится лишь в начальной стадии формирования. Некоторыми крупными компаниями не до конца осознана необходимость взаимодействия с государством и обществом. Существует закономерность: чем более экономически развито государство, тем в большей тепени инициатива такого взаимодействия исходит от микроуровня, то есть от самих компаний. Именно крупные компании в развитых странах во многом определяют внешнюю политику. В России государство должно взять на себя восстановление данной цепочки конкурентоспособности.

Под конкурентоспособностью на макроуровне понимается способность страны поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане. Для оценки конкурентоспособности страны используются 3 подхода: затратно-ценовой, рейтинговый и на основе реализованных конкурентных преимуществ.

В основе затратно-ценового подхода лежит показатель производительности труда. Россия по показателям удельной оплаты труда (УОТ), определяемой отношением заработной платы к производительности труда, имеет конкурентное преимущество по сравнению с промыш-ленно развитыми странами. Однако крайне низкий показатель УОТ не является следствием прогресса технологии и роста производительности труда: он отражает лишь низкую оплату труда и бедность населения, высокую норму эксплуатации труда и заниженный относительно паритета покупательной способности (ППС) курс рубля.

Анализ реализованных конкурентных преимуществ проводится на основе данных об объеме и структуре экспорта и импорта, а также по изменению доли отечественных товаров

во внутреннем товарообороте. Резкое сокращение масштабов национальной экономики, ускоренная болезненная трансформация ее хозяйственных механизмов проявляются и в развале внешнеэкономического сектора, где процессы либерализации проходили наиболее стремительно.

Наращивание экспорта осуществляется только по сырью, металлам и минеральному топливу. При этом доля России в мировом экспорте по группе «машины и оборудование» не превышает 0,5%, а по наукоемким товарам составляет менее 0,3%. Одновременно снизилась доля российских товаров в потреблении на внутреннем рынке. Если на протяжении многих лет дореформенного периода ресурсы потребительских товаров для внутреннего рынка формировались собственным производством не менее чем на 80%, то в настоящее время, несмотря на преимущества девальвации, их доля сократилась до 70%.

На конкурентоспособность национальной экономики оказывают влияние внутренние и внешние факторы (рис. 2). Внешние факторы определены степенью платежеспособнос-

Рис. 2. Факторы конкурентоспособности национальной экономики

_конкуренто-

_способность

на микро-, мезо-

_и макроуровне

_влияет

_друг на друга

Ъоб В

ди

ти спроса, разрывами между внутренними и мировыми ценами, характером проводимой внешнеторговой политики и т.д. Кроме того, повышению конкурентоспособности может оказывать содействие государственное регулирование. Эффективно и регулирование, направленное на обеспечение протекционистской закрытости рынка, основанное на искусственном завышении цен, данные меры влекут сокращение спроса и вынуждают производителей завоевывать зарубежные рынки. Внутренние факторы отличаются от внешних большой зависимостью от государственного мешательства. Немаловажное отличие условий конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках состоит и в их объемах, измеряемых показателями ВВП. Вместе с тем является спорным, на наш взгляд, утверждение, что «синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности», так как для этих субъектов существует различное конкурентное поле. Даже имея определенную группу конкурентоспособных товаров, страна не может быть отнесена к конкурентоспособным. Например, отдельные российские товары являются конкурентоспособными на мировых рынках, в частности военные самолеты, другие виды вооружений, энергоресурсы, но страна в мировых рейтингах конкурентоспособности находится на последних местах. Существует связь между эффективностью функционирования национальной экономической системы и конкурентоспособностью, как на рынке спроса, так и на рынке предложения. Так как производителями конкурентных товаров являются предприятия, то все другие экономические системы создают условия для развития конкурентных преимуществ в той или иной группе предприятий. В числе ведущих факторов повышения конкурентоспособности товаров и фирм, их производящих, находятся промышленная политика, национальное и региональ-

ное законодательство, обеспечивающие благоприятную среду для развития конкурентных производств, внутренняя политическая и социальная стабильность, наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны, активность конкурентов и т.д. В.Л. Иноземцев исходит из понимания конкурентоспособности, прежде всего, как способности определенной компании или целой страны обеспечить себе доминирующее положение на рынке, или, в более широком смысле, способности реализовать избранную политику присутствия на том или ином рынке. Эта формулировка в целом близка принятому Организацией экономического сотрудничества и развития классическому определению, гласящему: «Конкурентоспособность - это степень, в которой страна способна в условиях свободной торговли и справедливого рыночного ценообразования производить товары и услуги, востребованные на мировом рынке». Следует подчеркнуть, что ряд авторов полагает необходимым увязывать конкурентоспособность с «внутренней эффективностью» национальных экономик, подчеркивая, что таковая «означает способность страны создавать, производить в массовом масштабе, доводить до потребителя и обслуживать поставляемые ею на мировой рынок товары, обеспечивая при этом возрастающую отдачу от использования ресурсов».

Итак, обобщенно можно определить, что в научных трудах под конкурентоспособностью страны понимается способность экономики государства удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, участвовать в международной торговле и производить продукцию, соответствующую мировым образцам, и получать от этого прибыль, важную для дальнейшего экономического развития.

Литература

1. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения, 2000. -№ 3.

конкурентоспособность -это степень, в которой страна способна в условиях свободной торговли и справедливого рыночного ценообразования производить товары и услуги, востребованные на мировом рынке

2. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1998

3. Воронов А.А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. 2001.

4. Дубинин С.К. Все дальше на «Дальний Запад». - М.: Мысль, 1990.

5. Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы ХХ века. - М.: Международные отношения, 2001.

6. Иноземцев В.Л. Конкурентоспособность России: иллюзии, реальность и перспективы // Россия и современный мир, 2008. - №1.

7. Иноземцев В.Л.. Пределы «догоняющего» развития. - М.: Экономика, 2000.

8. Олин Б. Теория торговли. - М.: 2008

9. Портер М. Международная конкуренция. -М.: Международные отношения, 1993

10. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. - М.: 1982

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: ЭКСМО, 2007

12. Eli Heckscher, International Trade and Economic History.

13. Leontyev M. Two Economists Will Head Russian Reform; Current Digest of the Soviet Press // Nezavisimaya Gazeta, 1991. November 9, обзор опубликован 11 декабря 1991 года.

Zavjalova T.A.

Associate Professor of Economics and Economic Security, South Ural State University, Chelyabinsk

The concept of national competitiveness

_Abstract

Tlhe article describes the various approaches to the concept of national competitiveness and given the author's understanding of economic phenomena. Also given the distinction between national competitiveness and global competitiveness.

Keywords: competition, competitiveness, competitive advantage, factors of competitiveness, efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.