Научная статья на тему 'Теоретические аспекты международной конкурентоспособности государств'

Теоретические аспекты международной конкурентоспособности государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2046
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетерин Михаил Алексеевич

В статье рассматриваются подходы к оценке конкурентоспособности национальных экономик и государств. При этом в качестве направления решения проблем предлагается проводить оценку конкурентоспособности не только на данный момент времени, но также анализировать развитие факторов конкурентоспособности во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты международной конкурентоспособности государств»

30. Оптимизация управленческой деятельности в условиях осложнения оперативной обстановки и социально-экономической ситуации: Методические рекомендации /Н.Н.Бугель, В.М. Берекет, А.А.Кабанов и др. СПб.: СПб университет МВД России, 2000. С. 9.

3 1. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // РГ от 02.06.2001 № 105.

32. Ракита Е.Н. Организационно-экономические основы военно-экономической безопасности государства: Монография. СПб.: СПб университет

МВД России, 2007. С. 7.

33. Савчук О.Н. Сервис безопасности - необходимое условие обеспечения безопасности человека в XXI веке // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов НП конференции. Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2008 года / Сост. B.C. Артамонов, Н.И. Уткин, Г.Ф. и др. СПб.: Санкт-Петербургский унив. ГПС МЧС РФ, 2008. С. 52-54.

34. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. С. 17-19.

Тетерин М. А.

Теоретические аспекты международной

конкурентоспособности государств

В последние десятилетия проблема повышения национальной конкурентоспособности выдвигается в качестве важнейшего ориентира государственного регулирования. Это в значительной степени обусловлено происходящими в мировой экономике интеграционными процессами, либерализацией рынков, быстрыми темпами научно-технического развития. Как следствие, усиливается международная конкуренция, меняется положение отдельных государств, происходит смена стран-лидеров. В условиях обострения международной конкуренции усложняется и сама концепция конкурентоспособности. В современном мире конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической и политической стабильности.

Существует множество определений конкурентоспособности. В общем виде под экономической сущностью конкурентоспособности понимается способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке. Наиболее простым с точки зрения осмысления является понятие конкурентоспособности товара, которое определяется как ценовыми, так и неценовыми факторами и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.

Единого подхода к понятию "конкурентоспособность страны" не выработано. При этом часто выражаются сомнения в использовании данного термина применительно к странам. В докладе президентской

комиссии США по конкурентоспособности "Мировая конкуренция: новая реальность" было дано следующее определение конкурентоспособности страны: "Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан".

В долгосрочном плане рост уровня жизни выступает основной стратегической целью развития любой экономической системы. Однако необходимо учитывать, что цели развития экономики многообразны, более того, в зависимости от конкретных условий и временных этапов могут преобладать совершенно различные тактические цели, соответственно и подходы к методам их достижения будут отличаться. Например, мировое лидерство СССР в 80-е гг. по экспорту военной техники привел к деформированию структуры советской экономики, снижению жизненного уровня населения. Определение президентской комиссии США фактически сводится к конкурентоспособности продукции и не учитывает ряд других параметров по которым возможна конкуренция страны на мировом рынке (факторные условия, емкость внутреннего рынка и т. д.)

Конкурентоспособность национальной экономики или страны в целом1 - понятие сложное и многогранное, требующее комплексного, систем-

1 В данном случае понятия конкурентоспособность страны и национальной экономики используются как синонимы.

ного анализа. Системный подход к исследованию конкурентоспособности страны предполагает учет влияния различных факторов на четырех уровнях (микро, мезо, макро и метауровне), для каждого из которых характерен определенный набор показателей (табл. 1).

Необходимость структуризации мезоуровня возникает в связи с тем, что в условиях глобальной экономики конкурируют не отдельные фирмы, а группы предприятий, промышленные кластеры. Исследования, посвященные анализу кластеров конкурентоспособности, появились в начале 90-х годов и стали предметом широкой дискуссии мирового научного сообщества, в частности в рамках ЕС и ОЭСР.

В последнее время, наряду с макроэкономическими факторами, все большее значение в процессе формирования конкурентных преимуществ национальной экономики приобретают факторы социального, культурного, духовного и политического характера. Так, грамотная работа политиков или энтузиазм спортсменов могут существенно повысить международную конкурентоспособность страны. Все это сделало необходимым структурировать метауровень.

Необходимо также отметить, что все уровни международной конкурентоспособности национальной экономики являются взаимосвязанными

и формируют единую, целостную систему. Так, на макроуровне создаются лишь потенциальные конкурентные преимущества, трансформация же их в реальные конкурентные преимущества зависит от степени эффективности функционирования хозяйствующих субъектов (микро и мезоуровень). Фирмы и отрасли являются обладателями конкурентных преимуществ, поэтому только они и могут их реализовать. Государство же создает условия для их формирования. Также необходимо понимать, что высокий уровень конкурентоспособности на одном уровне не обязательно предполагает высокую конкурентоспособность на другом. Экономика в целом может не быть конкурентоспособной, в то время как предприятия этой страны будут выпускать конкурентоспособные товары.

При анализе конкурентоспособности страны возникает еще одна проблема. Конкурентоспособность - величина непостоянная, где базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов. Поэтому ее следует рассматривать как процесс, требующий постоянного мониторинга и поддержания на соответствующем уровне. Так конкурентоспособность страны может существенно понизиться даже при неизменном технологическом уровне вследствие перехода стран-конкурентов на новую ступень экономи-

Таблица 1

Характеристика уровней конкурентоспособности

Уровень конкурентоспособности Характеристика уровня конкурентоспособности Факторы конкурентоспособности

Микроуровень Внутрифирменная и межфирменная конкуренция - Сравнительная конкурентоспособность продукции (ценовые и неценовые факторы) - Эффективность производственной деятельности - Эффективность организации сбыта продукции на рынке и его доля - Качество менеджмента

Мезоуровень Конкуренция на уровне кластеров, отраслей, отдельных сфер производства. - Внутренняя структура отрасли - Политика в области экологии - Система образования

Макроуровень Конкуренция на уровне государства (как экономической среды для формирования конкурентных преимуществ) - Макроэкономические показатели - Независимость судебной власти - Прозрачность институтов - Экономическая безопасность

Метауровень Конкуренция на уровне страны в целом (ее политической и экономической репутации, отношения с наднациональными органами) - Инвестиционный климат - Имидж - Дипломатия - Спортивные достижения

Источник: составлено автором

ческого развития. Конкурентоспособность национальной экономики опирается не только на текущий уровень конкурентоспособности, но и основу для дальнейшего развития в среднесрочной перспективе. Таким образом, исследование конкурентоспособности экономики состоит из двух частей:

I этап - оценка уже достигнутого уровня конкурентоспособности в стране, в сравнении с другими странами;

II этап - прогнозирование изменения уровня конкурентоспособности страны на перспективу.

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что конкурентоспособность национальной экономики - это комплекс количественных и качественных показателей, определяющих социально-экономическое развитие страны и потенциал ее дальнейшего роста и совершенствования.

Вопросы, связанные с конкурентоспособностью страны в той или иной степени изучались на протяжении всей истории экономической мысли. Так, по мнению меркантилистов для поддержания конкурентоспособности страна должна заботиться исключительно о пополнении казны, так как богатство отождествлялось в первую очередь с деньгами. Первые теоретические исследования, посвященные факторам конкурентоспособности страны, появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. Так А. Смит, Дж. С. Милль, Т. Мальтус оценивали конкурентоспособность стран, используя данные о факторах производства: земле, природных ресурсах, капитале, труде. Д. Риккардо, развивая теорию абсолютных преимуществ А. Смита, считал, что страны могут взаимовыгодно торговать между собой (т.е. быть конкурентоспособными по определенным товарным группам) и в отсутствии абсолютных преимуществ в одной из стран по сравнению с другими. Позже К. Маркс и Ф. Энгельс развили представление о национальной конкурентоспособности, утверждая, что решающую роль в развитии страны играют социально-экономические условия. Важный вклад в теоретический анализ конкурентоспособности экономики внесли также Э. Хекшер, Б. Олин, П. Самуэльсон и другие.

Несмотря на многочисленные исследования конкурентоспособности национальной экономики, целостная макроэкономическая стратегия формирования национальных конкурентных преимуществ на мировом рынке стала появляться только в период обострения мировой конкуренции в последней четверти ХХ века.

Господство США в мировой экономике после второй мировой войны продолжалось сравнительно недолго. Уже в 1960-е годы США столкнулись с серьезной конкуренцией со стороны Западной Европы. 1970-1980 гг. характеризовались активным наступлением Японии и группы НИС. В этой связи проблема повышения национальной конкурентоспособности приобрела первоочередное значение. Ослабление позиций США потребовало от американских теоретиков новых концепций удержания рыночного преимущества. Так, П. Друкер применил концепцию конкурентоспособности к теории управления, Р. Солоу, исследовавший факторы экономического роста американской экономики в 1948-1982 гг., подчеркивал фундаментальное значение технологических инноваций и ноу-хау в экономике.

Существенное ослабление положения американских компаний на мировых рынках на фоне развития стран-конкурентов способствовало появлению нового подхода к изучению современной конкуренции. Одним из наиболее комплексных исследований последних десятилетий в области международной конкурентоспособности стран считается теория конкурентных преимуществ М. Портера.

Портер впервые дал обобщенное понятие конкурентоспособности экономики, и именно его концепция стала основой современных методологий сопоставления конкурентоспособности государств. По мнению Портера, единственно разумной концепцией на национальном уровне является изучение производительности. Он отмечает, что необходимо "фокусировать внимание не на экономике в целом, а на определенных отраслях и сегментах отрасли"2. Согласно теории Портера, благосостояние страны определяется исходя из эффективности деятельности отдельных фирм, фактически ставится знак равенства между благосостоянием государства и фирм.

При определении конкурентоспособности государства в мировой экономике Портер принял за основу такой синтетический показатель как национальный доход на душу населения. Будучи изначально специалистом в области конкурентоспособности компаний, Портер считал, что благосостояние государства основано на деятельности отдельных фирм, а конкурентное

2 Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран: перевод с английского, под редакцией и с предисловием В.Д. Щетинина, - М.: Международные отношения, 1993 г.

преимущество страны зависит от гораздо большего числа факторов и параметров, чем это утверждает традиционная неоклассическая теория. Этот набор параметров Портер попытался обобщить в виде системы из четырех показателей, названной им "конкурентным ромбом" (см. схему 1). Данный ромб включает следующие группы показателей:

• факторные условия (конкретные факторы, в частности квалификация рабочей силы, капитал, инфраструктура, которые необходимы для успешной конкуренции в данной отрасли);

• условия внутреннего спроса (спрос на внутреннем рынке на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью);

• родственные и поддерживающие отрасли (наличие в экономике страны родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке);

• структура и стратегия фирм, отраслевая конкуренция (характер конкуренции на внутреннем рынке и принципы построения и функционирования компаний).

Все эти показатели, каждый в отдельности и все вместе как система, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. Рассмотрим кратко каждый из детерминант "конкурентного ромба".

Факторные условия. Портер выделяет следующие группы факторов:

- людские ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы);

- физические ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, источников элек-

троэнергии, а также климат и географическое положение страны);

- ресурс знаний (сумма научной информации, влияющей на товары и услуги);

- финансовые ресурсы (количество и стоимость капитала);

- инфраструктура (качество имеющейся инфраструктуры и плата за ее пользование).

Получение конкурентного преимущества, по мнению Портера, зависит не столько от наличия этих факторов, а от того, насколько эффективно они используются. Факторы, которыми обладает страна изначально, не столь важны для роста производительности, сколь важно само создание факторов и скорость, с которой они создаются. М. Портер выделяет две классификации факторных условий. Первая - деление факторов на основные и развитые.

Основные факторы - это природные ресурсы, климатические условия, неквалифицированная рабочая сила и т. д. Этими факторами страна обладает изначально, или же их создание требует минимальных усилий. К развитым факторам относится современная инфраструктура, высокообразованные кадры, исследовательские отделы и др. Они менее распространены, чем основные факторы, так как для их развития требуются значительные вложения человеческих усилий и капитала. Для конкурентного преимущества наибольшее значение имеют развитые факторы.

Второй важный принцип деления факторов -по степени специализации (на общие и специализированные). Общие - это факторы, применимые в широком спектре отраслей. Специализированные факторы - это персонал с узкой специализацией, инфраструктура специфических типов, базы дан-

Рис. 1. Конкурентный ромб М. Портера

ных в определенных областях знаний и другие факторы, применяемые в ограниченном числе отраслей, или даже в одной-единственной.

Исходя из этой классификаций, М. Портер делает вывод, что наиболее значимое и стойкое конкурентное преимущество образуется, когда в стране имеются факторы, необходимые для успешной конкуренции в данной отрасли, которые одновременно являются и развитыми, и специализированными. Ресурс фактора обесценивается как основа для долговременного преимущества, если его постоянно не совершенствовать и не делать более специализированным.

Условия спроса. По мнению М. Портера, спрос на внутреннем рынке оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность. Он характеризуется следующими особенностями: структурой внутреннего спроса, объемом и характером роста внутреннего спроса. Для конкурентного преимущества важнее не количественная, а качественная сторона спроса на внутреннем рынке3. Именно внутренний спрос более важен для конкурентоспособности, поскольку он дает местным фирмам представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам.

Родственные и поддерживающие отрасли. Для развития и поддержания конкурентного преимущества страны в мировой экономике исключительно важным является наличие конкурентоспособных смежных или обслуживающих отраслей, обеспечивающих фирмы необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информацией. В своей работе М. Портер приходит к выводу, что конкурентного преимущества добивается, как правило, не отдельная отрасль, а кластеры отраслей, в которых компании интегрированы по вертикали и горизонтали и сконцентрированы в рамках единого географического пространства4.

Структура и стратегия фирм, отраслевая конкуренция. Стратегия фирм, их структура и соперничество между собой играют немаловажную роль в обеспечении национального конкурентного

3 Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран: перевод с английского, под редакцией и с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993 г.

4 Захаров А.Н., Зокин А.А., Конкурентоспособность страны в мировой экономике. Учебное пособие, Всероссийская академия внешней торговли. 2-ое издание,

доп. и переработ. М.: 2004 г., стр. 12.

преимущества. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех компаний5. По мнению Портера, внутриотраслевая конкуренция является главной движущей силой всего ромба. Наличие конкурентов внутри страны (отрасли) способствует более быстрому совершенствованию продукции и формированию специализированных конкурентных преимуществ и развитию кластеров.

В отдельную группу факторов М. Портер выделил значение государства и роль случая. Государство не входит в основные детерминанты ромба в связи с его отрицательным, по мнению Портера, влиянием при прямом вмешательстве в экономику. Согласно Майклу Портеру, основная функция государства состоит в стимулировании компаний на пути достижения новых результатов.

В соответствии с теорией М. Портера, конкурентоспособность страны в своем развитии проходит ряд стадий (см. табл. 2).

Практически все страны вступают в конкуренцию на мировых рынках, опираясь на имеющиеся у них факторы производства, прежде всего природные факторы. При разумной политике частных компаний и правительства именно на этой стадии развития происходит накопление средств, необходимых для перехода на следующую стадию развития. Одним из главных отличий первых трех стадий конкурентного развития является способ, которым фирмы получают технологии. На факторной стадии компании в основном получают их от других стран. Государство на этой стадии играет важную роль, однако по мере перехода на другие стадии конкурентного развития его значение ослабевает.

Инвестиционная стадия предполагает развитие тех отраслей, которые уже получили развитие в других странах, а также формирование инфраструктуры. На данной стадии деятельность фирм и политика государства должна быть направлена на поиски перспективных отраслей и использование имеющихся финансовых ресурсов для формирования собственной научно-технической базы, что составляет основу для перехода экономики на следующую стадию. Основным отличием данной стадии от предыдущей является то, что иностранные технологии не просто применяются, но и совершенствуются.

5 Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003, стр. 46.

Таблица 2

Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики

Экономический подъем Спад

Конкуренция на основе Конкуренция ^ Конкуренция ^ ^ Стадия

факторов производства на основе инвестиций на основе нововведений богатства

1 2 3 4

Развитие конкуренции на основе нововведений предполагает постоянное совершенствование производства, внедрение новых продуктов и технологий. На этой стадии развития роль государства в защите внутреннего рынка снижается. Главной задачей государства становится создание условий, при которых компании имели бы возможность и стимулы для постоянного совершенствования производства. Эта стадия называется "движимой инновациями", потому что фирмы не только усваивают технологии, полученные от других стран, но и создают свои.

Последняя стадия - "конкуренция на основе богатства" - ведет к спаду в экономике и характеризуется тем, что страна в какой-то мере поддерживает свою конкурентоспособность только за счет уже достигнутого на предшествующих трех стадиях.

Таким образом, конкурентоспособность страны - это сложная экономическая категория, которая определяется целым рядом микроэкономических, макроэкономических, социальных, культурных факторов и особенностей, поэтому для определения успеха страны в международной конкуренции необходимо прибегать к междисциплинарному подходу, что во многом определяется усложнившимся характером современных международных отношений. Среди работ, посвященных вопросам конкурентоспособности, центральное место занимает теория М. Портера, который попытался объяснить конкурентоспособность страны в виде системы из четырех детерминант. Именно теория Портера взята за основу при составлении рейтингов конкурентоспособности стран такими ведущими институтами, как Всемирный экономический форум (WEF) и Международный институт развития менеджмента (IMD).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения // Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003. 256 с.

2. Градобитова Л.Д. Теория международной конкурентоспособности государств М. Портера. М., Международные отношения, 1996.

3. Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность страны в мировой экономике // Учеб. пособие. Всероссийская академия внешней торговли. 2-ое издание, доп. и перераб. М.: 2004 г. 66 с.

4. Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения // Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект, 2005.

5. Мисаков В. С. Анализ конкурентоспособности

фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998.

6. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран // Пер. с английского, под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993 г. 896 с.

7. Швандар К.В. Исторические аспекты развития концепции международной конкурентоспособности. М., 2005. 277 с.

8. Захаров А.Н. Экономическая сущность, методы оценки и механизмы увеличения конкурентоспособности (мировой опыт). Внешнеэкономический бюллетень № 4, 2004.

9. Захаров А.Н., Зокин А.А. Методы оценки конкурентоспособности в мировой экономике. Внешнеэкономический бюллетень, № 12/2002, № 1/2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.