Научная статья на тему 'Обзор теоретических представлений по формализации понятий конкурентоспособности предприятия и выпускаемой предприятием продукции'

Обзор теоретических представлений по формализации понятий конкурентоспособности предприятия и выпускаемой предприятием продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1267
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкина Татьяна Николаевна

В экономической теории существуют разнообразные определения понятий конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности товаров. Для раскрытия экономической сущности данных экономических явлений необходимо уточнить содержание этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review of theoretical representations on formalization of the concepts of competitiveness of an enterprise and output of products by the enterprise

In economic theory there are various definitions of the concepts of competitiveness of an enterprise and competitiveness of goods. To reveal the economic essence of the given economic events it is necessary to specify the content of these concepts.

Текст научной работы на тему «Обзор теоретических представлений по формализации понятий конкурентоспособности предприятия и выпускаемой предприятием продукции»

12

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 332.68(045)

Т.Н. Бабкина

ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ФОРМАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЫПУСКАЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПРОДУКЦИИ

В экономической теории существуют разнообразные определения понятий конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности товаров. Для раскрытия экономической сущности данных экономических явлений необходимо уточнить содержание этих понятий.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность продукции.

В современных условиях одной из наиболее характерных особенностей социально-экономического развития России является усиление конкуренции. При этом следует отметить, что именно наличие конкуренции способствует повышению качества производимых товаров и оказываемого сопутствующего производству сервиса, позволяет наиболее эффективно использовать знания и опыт производственной деятельности, а также обеспечивает наиболее полное удовлетворение человеческих потребностей путем рационального поведения на рынке. Конкуренция как фундамент рыночных методов ведения хозяйства является основой формирования и проявления конкурентоспособности на всех уровнях.

Достижение конкурентоспособности - стратегическая цель каждого промышленного предприятия. Для решения этой задачи предприятиям необходимо разрабатывать собственную концепцию управления конкурентоспособностью предприятия, которая послужит им гарантом успешной предпринимательской деятельности.

Конкурентоспособность - сложное и многогранное свойство, обеспечивающее превращение продукта труда в товары и услуги, потребляемые населением и приносящие прибыль производителям и продавцам. Востребованность товаров и услуг играет огромную роль в условиях рыночной экономики. Она обеспечивает устойчивое экономическое развитие предприятий и позволяет им существовать и развиваться.

Рассмотрим сущность понятий конкурентоспособности предприятий и производимых ими товаров.

Само понятие «конкуренция» в переводе с латинского означает «сталкивание», «состязание» и выражает собой форму взаимного соперничества субъектов рыночной экономики [1. С. 5].

Термин «конкурентоспособность» происходит от слов «конкурент» и «способность» и может быть истолкован как «быть способным к конкуренции». В общем виде под конкурентоспособностью можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъектов экономики.

По определению, принятому в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), конкурентоспособность — это способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции [2. С. 53].

Конкурентоспособность можно определить как свойство, указывающее на степень привлекательности субъекта для потребителя.

На практике различают следующие основные уровни конкурентоспособности [1. С. 34]:

- конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики на российском уровне;

- конкурентоспособность регионов и их объединений;

- конкурентоспособность отрасли;

- конкурентоспособность предприятий и их групп;

- конкурентоспособность конкретных видов продукции (товаров, услуг);

- конкурентоспособность сырья и сырьевых источников.

В настоящее время представления о конкурентоспособности товаров и предприятий разных авторов существенно отличаются.

Понятие «конкурентоспособность товаров» в отечественной литературе появилось давно, а вот такие понятия, как «конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики на российском уровне», «конкурентоспособность товаропроизводителей», появились только с формированием рыночных отношений в России.

Основополагающими принципами понимания термина «конкурентоспособность», по мнению И.П. Чепурной [3. С.10], являются следующие:

1) конкурентоспособность может проявляться только на свободном рынке;

2) понятие «конкурентоспособность» может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на субъект;

3) конкурентоспособность учитывает качество товара (услуги) как со стороны товаропроизводителя, так и со стороны покупателя;

4) при определении уровня конкурентоспособности обязательно учитывают уровень денежных доходов потребителя на данном рынке товаров;

5) конкурентоспособность производителя определяется как экономическими, технологическими и другими параметрами, так и его долей на свободном рынке;

6) конкурентоспособность товаров и услуг имеет динамическое, постоянно корректирующееся состояние;

7) управляет конкурентоспособностью товара только конкуренция, складывающаяся на том или ином свободном товарном рынке.

С этих позиций мы и будем рассматривать все существующие подходы разных авторов в области конкурентоспособности.

Существующие подходы разных авторов настолько противоречивы, что нам приходится выбирать наиболее значимые среди них, а именно разработ-

ки тех авторов, которые являются более новыми и интересными для понимания термина «конкурентоспособность».

Отдельные авторы [4. С. 22] утверждают, что не может быть универсального определения конкурентоспособности, а все зависит от того, применительно к какому объекту (товару, услуге) или субъекту оно относится.

Многие авторы отождествляют понятия «конкурентоспособность» и «качество». Например, академик А.Н. Романов пишет, что «конкурентоспособность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги» [5. С. 61]. И далее: «конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются» (Там же. С. 67). Из этого определения видно, что А.Н. Романов вместо свободного функционирующего рынка товаров видит только место сбыта продукции или услуги. При этом он сужает понятие конкурентоспособности по сравнению с понятием качества товара. то же время качество на стадии производства и доведения товара до потребителя, как известно, представляет собой не что иное, как набор технических показателей, по которым можно оценить стабильность технологического процесса на любых стадиях движения товара, обусловливающих только способность продукции сохранять свои потребительские свойства для удовлетворения определенной потребности человека. Например, при производстве хлеба и хлебобулочных изделий вводятся такие технологические показатели, как кислотность, пористость, содержание соли. А для потребителя главными являются такие показатели, как содержание в хлебе белков, жиров, углеводов, витаминов и т. д. Но эти показатели в хлебе не определяются ни в процессе производства, ни в процессе доведения хлеба и хлебобулочных изделий до потребителя.

Товар, качественный по технологическим параметрам, может быть выработан на предприятии, но потребителем не куплен из-за более низких потребительских свойств. Например, печенье «Юбилейное», широко рекламируемое по телевидению, по технологическим параметрам может быть намного лучше печенья местного производства, но потребитель, попробовав его один раз, постарается больше его не брать, а возьмет печенье местного производства, в котором не содержатся консерванты. Поэтому мы видим смысловое несоответствие, обусловленное неопределенным подходом к пониманию проблемы соотношения качества и конкурентоспособности.

Профессор В.Е. Боряев в своей работе отмечает, что «в настоящее время в России проблема конкурентоспособности стоит намного острее, чем в других странах. Однако, как всегда, каких-либо специальных мер принципиального подхода по повышению конкурентоспособности отечественной экономики все еще не принято. В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике не уделялось должного внимания. В рыночной же системе хозяйствования данная категория является одной из

ключевых, ибо в ней сконцентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики страны. Возможности эти реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке» [6. С. 24].

В монографии Ш.Ш. Магомедова при рассмотрении различных аспектов конкурентоспособности товара указывается, что главными факторами, определяющими конкурентоспособность, являются качество и цена [7. С. 28]. Достижение оптимального соотношения между качеством изделия и издержками производства определяется как цель для возможного управления конкурентоспособностью. Автор пишет: «Конкурентоспособность определяется уровнем качества данного товара с учетом затрат на удовлетворение общественных потребностей, цен, условий поставки и эксплуатации и т. д.» [7. С. 30]. Подобное утверждение спорно, но, тем не менее, допустимо. Однако далее понятие конкурентоспособности заменяется показателем уровня качества товара.

Е.Н. Михеева в своей работе предлагает рассматривать конкурентоспособность товара как «возможность его реализации в данный момент времени на данном рынке» и характеризует конкурентоспособность как категорию «очень динамичную, подчас непредсказуемую и зависящую от множества факторов» [8. С. 11]. Признавая подобное состояние конкурентоспособности на свободном рынке, автор в дальнейшем, при расчете формулы конкурентоспособности, вновь вернулся к традиционным подходам к конкурентоспособности как функции параметров качества, цены и удовлетворения потребности.

Другие авторы, наоборот, расширяют понятие конкурентоспособности для таких объектов, которые не участвуют в рыночных отношениях. Например, профессор Р. А. Фатхутдинов пишет, что «конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом» [4. С. 42]. Однако, по нашему мнению, не все перечисленные в данном определении объекты участвуют в рыночных отношениях. Например, сама информация не участвует в товарно-денежных отношениях, а вот информационные услуги, предлагаемые предприятием, уже относятся к услугам и могут быть конкурентоспособными. Конкурентоспособность нормативного акта (например, закона, положения, указа) определить невозможно, так как данные документы определяют правовое поле ведения рыночных отношений. Они должны быть взаимоувязанными и взаимодополняющими, а не конкурировать с другими нормативными актами.

Наиболее близкое понятие конкурентоспособности было сформулировано профессором С.Г. Светуньковым с соавторами [9. С. 36]. Ими были сделаны попытки объединить понятия конкурентоспособности и для объектов рыночных отношений, и для субъектов, ввести в показатели конкурентоспособности товара коэффициенты покупательской предпочтительности, но сами коэффициенты были трудно определяемыми и не подтвержденными практикой.

Расчет долей для того или иного товаропроизводителя на рынке товара, предлагаемый авторами, приводил не к объективным результатам, а к вероятностным. Авторы не учитывали такого основополагающего принципа существования конкурентоспособности, как свободный рынок.

Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина сразу разделяют понятия конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности товара и определяют их следующим образом:

«Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей.

Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и затратам на ее удовлетворение» [2. С. 322].

Достаточно узко рассматривают сущность понятия конкурентоспособность товара Н.В. Еремеева, С.Л. Калачев, которые характеризуют ее как «сложное свойство, сформированное качеством товара (потребительской ценностью), ценой потребления, эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности организации-продавца и определенной реакцией потребителя на эти внешние проявления товара и деятельность организации-продавца» [10. С. 186].

Наиболее широко раскрывает сущность понятия конкурентоспособности товаров определение, данное в монографии М.Г. Долинской и И. А. Соловьева: «Конкурентоспособность продукции - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям ее реализации, а также уровню затрат потребителей за время ее эксплуатации» [11. С. 245].

Более точно сущность категории конкурентоспособность отражает следующее определение Е.А. Ивановой: конкурентоспособность - это способность данного предмета (потенциальная и/или реальная) выдержать конкуренцию; но оно не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность [1. С. 58].

Конкурентоспособность следует понимать как более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе говоря, конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще.

Следует отметить, что, помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и общие для всех товаров требо-

вания, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются действующими международными и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции, стандартами фирм-изготовителей данной продукции, патентной документацией.

В итоге можно сформулировать понятие «конкурентоспособность продукции» (товаров, услуг) как способность продукции (товара, услуги) противостоять на рынке другому товару того же или аналогичного назначения по совокупности его (товара) качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя. Она определяется отношением полезного эффекта (совокупная характеристика товара по степени удовлетворения конкретных потребностей) к суммарным затратам (цена потребления, включающая расходы на приобретение, эксплуатацию и ремонт изделия, обучение обслуживающего персонала). Чем больше результат этого соотношения, тем выше конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность предприятия различные авторы также рассматривают с разных точек зрения.

Н.Л. Зайцев рассматривает конкурентоспособность предприятия как «возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии с запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции» [12. С. 296].

А. Дементьева предлагает понимать под конкурентоспособностью предприятия способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках [13. С. 32]. Это означает, что предприятие, скорее всего, не может обеспечить конкурентоспособность всем видам товаров.

Конкурентоспособность производителя, по мнению С.В. Емельянова, -это его потенциальная или реализованная способность обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот (эксплуатацию) собственных либо привлеченных активов, могущих стать конкурентными преимуществами [14. С. 107].

Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является в современных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период.

В результате проведенного анализа можно сформулировать обобщенное определение конкурентоспособности как способности предприятий (производимых ими товаров) отвечать потребностям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными предприятиями (товарами), представленными на рынке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. 298 с.

2. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. М.: Оме-га-Л, 2008. 325 с.

3. Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров. М.: Маркетинг, 2002. 120 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. 262 с.

5. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С. А. Маркетинг. М.: Банки и биржи, 1996. 165 с.

6. Боряев Е.В. Качество, безвредность и конкурентоспособность пищевых продуктов. Белгород: БУПК, 1998. 86 с.

7. Магомедов Ш.Ш. Рынок: товар, качество, конкурентоспособность. Ставрополь: Кавказкий край, 1999. 59 с.

8. Михеева Е.Н. Методы оценки конкурентоспособности непродовольственных товаров. М.: ЮНИТИ, 2004. 153 с.

9. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / под ред. С.Г. Светунькова. М.: Финансы, 2006. 324 с.

10. Еремеева Н.В., Калачев С. Л. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Колосс, 2006. 192 с.

11. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: ФолиантЪ, 1991. 452 с.

12. Зайцев Н.Л. Экономика организации. М., 2000. 623 с.

13. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. 2000. №3 (52). С.32.

14. Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы ХХ века. М., 2001. 324 с.

Поступила в редакцию 22.06.09

T.N. Babkina, senior lecturer

The review of theoretical representations on formalization of the concepts of competitiveness of an enterprise and output of products by the enterprise

In economic theory there are various definitions of the concepts of competitiveness of an enterprise and competitiveness of goods. To reveal the economic essence of the given economic events it is necessary to specify the content of these concepts.

Бабкина Татьяна Николаевна, старший преподаватель Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.