7. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М., 2009.
8. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: перевод с английского. -М.: 2001.
А.Н. Грачев
ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
Аннотация. Низкая конкурентоспособность России обусловила обращение автора статьи к факторам, определяющим её уровень. В статье проводится анализ понятия «конкурентоспособность» на уровне предприятий, рассматриваются различные точки зрения на его определение в современных исследованиях по теории менеджмента. В работе автор предлагает свое видение данной проблемы и выводит собственное определение конкурентоспособности предприятия на основе интересов заинтересованных сторон, таким образом, расширяя традиционное представление о рассматриваемом понятии.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, заинтересованные стороны, удовлетворенность, система управления, эффективность.
Важной характеристикой, определяющей место отдельного предприятия на внутреннем и внешнем рынке, выступает конкурентоспособность. Вступление России в ВТО и, как следствие, расширение экономической интеграции российских компаний в мировую экономику делают вопрос конкурентоспособности предприятий еще более актуальным и ставят проблему ее повышения в разряд первоочередных.
В 2012 году Россия заняла только 48 место из 59 возможных в глобальном рейтинге конкурентоспособности IMD (Institute of Management Development) [16], и 67 место из 144 в индексе глобальной конкурентоспособности GCI (Growth Competitiveness Index) [15]. Отметим положение России в указанном рейтинге по некоторым составляющих GCI: «качество школ менеджмента» - 115 место; «степень доминирования на рынке» - 107 место, «степень ориентации на клиента» - 134 место; «оплата и производительность» - 65 место.
Низкий уровень конкурентоспособности страны определяется как макроэкономическими, так и микроэкономическими факторами, в частности, грамотностью организации деятельности компаний, производительностью труда, эффективностью деятельности [9]. Не отрицая зависимость предприятий от внешних факторов, определяющих конкурентоспособность, очевидно, что для существенного улучшения сложившегося положения необходимы также изменения на уровне отдельных компаний и их систем менеджмента (систем управления). Отправной точкой таких изменений выступает понимание сути конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим значение термина «конкурентоспособность» на уровне предприятия как ключевого звена экономики страны.
В современной научной литературе приводится множество определений понятия «конкурентоспособность предприятия». Авторы определений связывают конкурентоспособность предприятия преимущественно с производимым товаром (услугой), рынком, где он реализуется [12; 8; 4; 2 и др.] либо с удовлетворением потребностей потребителей [11; 13; 5 и др.]. В ряде случаев исследователи рассматриваемой проблемы расширяют понимание «конкурентоспособности предприятия», связывая ее с эффективностью производственной деятельности [13; 6; 2; 7 и др.].
На основе проведённого анализа определений, можно выделить следующие ключевые составляющие конкурентоспособности предприятия, обозначенные авторами:
© А.Н. Грачев, 2013
1) удовлетворенность потребителей предоставляемыми товарами (услугами); 2) эффективность производственной деятельности предприятия; 3) потенциал предприятия, как совокупность ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия в будущем; 4) учет интересов субъектов рынка.
По мнению автора, наиболее полную трактовку рассматриваемое понятие получило в работе З.А. Васильевой [1], которая дает сразу несколько определений «конкурентоспособности предприятия», исходя из субъектного состава участников рынка. Между тем, автор раскрыла не полный спектр субъектных отношений участников рынка, в частности, в определении не отражены такие важные элементы субъектного состава рассматриваемых отношений как персонал, поставщики, общество, а также не раскрыта их роль в оценке конкурентоспособности предприятия. Кроме того, как и в определениях других авторов, в нем не указывается зависимость конкурентоспособности предприятия от других рынков, на которых ведется конкурентная борьба, а сводится только к рынку товаров (услуг). Предприятие же, в отличие от товара, представлено также и на других рынках: рынке труда, капитала, поставщиков и др. и, следовательно, конкурирует с другими участниками на данных рынках вне контекста товаров (услуг).
В связи с этим, очевидно, что конкурентоспособность предприятия определяется не только производимым товаром и удовлетворенностью потребителей, а также удовлетворенностью и других субъектов рынка от которых зависит успех предприятия.
Если рассмотреть конкурентоспособность во временном аспекте (способность организации и в будущем удовлетворять потребителей, сохраняя конкурентоспособность), необходимо учесть и способность организации выигрывать не только на рынке товаров и услуг, но и на рынке труда (получать квалифицированные кадры - человеческие ресурсы), на рынке капитала (привлекать финансовые ресурсы), на рынке поставщиков (сотрудничать с лучшими поставщиками) и др. Для этого, наряду с удовлетворением потребителей товарами и услугами, предприятие должно учитывать интересы и стремиться к удовлетворенности других заинтересованных сторон[3; 10] .
Заинтересованные стороны, в соответствии с определением международной организации по стандартизации, это «лицо или группа лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации (например, потребители, акционеры, работники организации, поставщики, общество)» [17]. В настоящей работе, традиционный состав стейкхолдеров (stakeholder) [14] сужен до тех, с которыми, по мнению автора, приходится сталкиваться предприятию в конкурентной борьбе на соответствующих рынках (см. ниже).
Опираясь на итоги изучения представленного вопроса, предлагается рассматривать конкурентоспособность предприятия со следующих точек зрения (рис.):
- периода проявления (настоящего и будущего);
- области конкуренции (рынка товаров и услуг, рынка факторов производства: рынка труда, рынка капитала, рынка природных ресурсов, рынка поставщиков и др.);
- заинтересованных сторон как оценивающих субъектов (персонал, менеджеры организации, владельцы, потребители, поставщики, государство, общество) и их удовлетворенности;
- результатов деятельности предприятия.
При этом, удовлетворенность, например, потребителей определяется качеством товара и услуг, эффективность - прибылью, рентабельностью, производительностью труда и другими показателями, устанавливающими связь между полученными результатами и использованными ресурсами [17], потенциал предприятия - процессами и их результативностью в будущем [3].
Учитывая выявленные составляющие конкурентоспособности предприятия, можно дать следующее определение рассматриваемого понятия: конкурентоспособность предприятия - это его свойство, характеризующее способность предприятия реально или потенциально удовлетворять потребности заинтересованных сторон, по сравнению с
аналогичными предприятиями, представленными на соответствующих рынках: рынке товаров (услуг), рынке труда, рынке капитала (инвестиций), рынке поставщиков и др., подлежащее разносторонней оценке этими заинтересованными сторонами, а также находящееся в зависимости от степени экономической эффективности производственной деятельности предприятия.
Период проявления
Область конкуренции
Конкурентоспособность предприятия
Рынок товаров (услуг)
Рынок труда
Рынок капитала (инвестиций)
Рынок поставщиков
Оценивающие субъекты
Потребители С^~Поставщики
Заинтересованные стороны Менеджеры
Владельцы
Персонал ^^^ Общество
Результаты
деятельности
предприятия
Результативность
Эффективность
Система управления предприятием Деятельность предприятия
Предприятие
Рис. Выявленные составляющие конкурентоспособности предприятия
Исходя их полученного определения, очевидно, что ответственность за обеспечение конкурентоспособности предприятия лежит на его высшем руководстве, а работа по каждой из перечисленных выше составляющих конкурентоспособности ведется в рамках действующей системы управления предприятием (см. рис.). Таким образом, конкурентоспособность предприятия во многом определяется сложившейся системой управления, её целями (например, относительно заинтересованных сторон), принципами, методами. Решение же задачи повышения конкурентоспособности, которая была сформулирована в начале статьи, зависит от способности и готовности высшего руководства совершенствовать действующие системы управления, а в ряде случаев кардинально их изменять.
Литература
1 Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2 [Электронный ресурс]: http://www.mavriz.rU/articles/2006/2/4109.html (дата обращения 11.03.2013).
2 Зайцев Н.Л. Экономика организации / Н.Л. Зайцев. - М.: Инфра-М, 2000.
3 Конти Т. Самооценка в организациях; пер. с англ. / Тито Конти. - М.: РИА Стандарты и качество, 2000. - 328 с.
4 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент; пер. с англ. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер -С.Петербург.: Питер, 2011. - 816 с.
5 Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью / Е.И. Мазилкина, Т.Г. Паничкина. - М.: Омега Л, 2007.
6 Мескон М. Х. Основы менеджмента; пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2005. - 720 с.
7 Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. - М.: Альфа-Пресс, 2004.
8 Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов; пер с англ. / Майкл Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2011. -454 с.
9 Портер М. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики: отчет / Майкл Портер и Кристиан Кетелс, совместно с Мерседес Дельгадо и Ричардом Брайденом [Электронный ресурс]: http://sp-ved.narod.ru/MATERS/PORTER RFstrategy.pdf (дата обращения 20.01.2013)
10 Стерлигова А.Н. Теоретико-методологические основы уровневой интеграции деятельности компании в условиях сетевой конкуренции. / А.Н. Стерлигова. - М.: МГОУ, 2008.
11 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Инфра-М, 2000.
12 Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2005. - 512 с.
13 Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 296 с.
14 Freeman E.R. Strategic management: A stakeholder approach / E.R. Freeman. -Boston: Pitman, 1984. - 276 с.
15 Global Competitiveness Report_2012-13 [Электронный ресурс]: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-13.pdf (дата обращения 17.01.2013)
16 The World Competitiveness Yearbook 2012 [Электронный ресурс]:
http://www.imd.org/research/publications/wcy/upload/Overall_ranking_5_years.pdf_(дата
обращения 17.01.2013)
17 ISO 9000:2005 Quality management systems - Fundamentals and vocabulary. -Geneve: ISO, 2005. - 30 с.
М.А. Крашенинникова
ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления конкурентоспособностью организаций в условиях неопределенности. Представлены данные общих текущих затрат организаций на защиту от неопределенностей. Приводятся доводы в необходимости разработки новых методик для управления неопределенностью в рыночных условиях.
Ключевые слова: конкурентоспособность организаций, стратегия управления, неопределенность.
© М.А. Крашенинникова, 2013