2 Зайцев Н.Л. Экономика организации / Н.Л. Зайцев. - М.: Инфра-М, 2000.
3 Конти Т. Самооценка в организациях; пер. с англ. / Тито Конти. - М.: РИА Стандарты и качество, 2000. - 328 с.
4 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент; пер. с англ. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер -С.Петербург.: Питер, 2011. - 816 с.
5 Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью / Е.И. Мазилкина, Т.Г. Паничкина. - М.: Омега Л, 2007.
6 Мескон М. Х. Основы менеджмента; пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2005. - 720 с.
7 Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. - М.: Альфа-Пресс, 2004.
8 Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов; пер с англ. / Майкл Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2011. -454 с.
9 Портер М. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики: отчет / Майкл Портер и Кристиан Кетелс, совместно с Мерседес Дельгадо и Ричардом Брайденом [Электронный ресурс]: http://sp-ved.narod.ru/MATERS/PORTER RFstrategy.pdf (дата обращения 20.01.2013)
10 Стерлигова А.Н. Теоретико-методологические основы уровневой интеграции деятельности компании в условиях сетевой конкуренции. / А.Н. Стерлигова. - М.: МГОУ, 2008.
11 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Инфра-М, 2000.
12 Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2005. - 512 с.
13 Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 296 с.
14 Freeman E.R. Strategic management: A stakeholder approach / E.R. Freeman. -Boston: Pitman, 1984. - 276 с.
15 Global Competitiveness Report_2012-13 [Электронный ресурс]: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-13.pdf (дата обращения 17.01.2013)
16 The World Competitiveness Yearbook 2012 [Электронный ресурс]:
http://www.imd.org/research/publications/wcy/upload/Overall_ranking_5_years.pdf_(дата
обращения 17.01.2013)
17 ISO 9000:2005 Quality management systems - Fundamentals and vocabulary. -Geneve: ISO, 2005. - 30 с.
М.А. Крашенинникова
ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления конкурентоспособностью организаций в условиях неопределенности. Представлены данные общих текущих затрат организаций на защиту от неопределенностей. Приводятся доводы в необходимости разработки новых методик для управления неопределенностью в рыночных условиях.
Ключевые слова: конкурентоспособность организаций, стратегия управления, неопределенность.
© М.А. Крашенинникова, 2013
Популярность теоретического представления неопределенности в современных рыночных условиях является элементом устрашения или механизмом привлечения денежных средств для защиты слабоизученных областей науки, особенно в реализации проектов долгосрочного инвестирования и даже в организациях с устоявшимися условиями развития. Подобные попытки запугать современное экономическое общество инструментом фактического представления любой деятельности существовавшей на всем протяжении жизненного цикла экономической деятельности характеризует двоякое последствие. С одной стороны часть участников рыночных отношений способны приумножить свой капитал через страхование, прогнозирование или даже элементарное ведение деятельности компаний на всем ее жизненном цикле, а с другой привести к возможному банкротству организации или даже отрасли производства. И как полагается в экономической среде, наличие неопределенностей порождает спрос на увеличение подобных неопределенностей, которые уже на протяжении 5 лет захлестнули все мировые рынки, приведя к необходимости бороться с подобной проблемой всех и каждого.
По данным International Data Corporation и Forrester Research наибольшие затраты для решения подобной проблемы были выделены для защиты фондового рынка, который как ни странно первый подвергся тотальному разрушению за счет многообразия неучтенных неопределенностей со стороны рынка. Однако, стоить заметить что International Data Corporation не смотря на прогнозы отказалась формировать причинно-следственную взаимосвязь кризиса и затрат на развитие и защиту рынка. Инвестиционная компания Норд Капитал наоборот возвела четкую линию представив сгруппированный отчет по деятельности американских и европейских рынков, где общие текущие затраты на защиту от неопределенностей составили более 11,3% от всей текущей прибыли за год, потери по тем же причинам составили более 13% от всей текущей прибыли. Рассматривая эффективность разработанных механизмов по борьбе с неопределенностью в рыночных условиях можно заявить, что они являются затратным даже исходя из выбора наиболее подходящих инструментов для конкретных задач и целей.
Анализируя существующую обстановку на рынке, можно заметить что бороться с неопределенностью предполагает большие затраты, и низкий уровень удовлетворенности представленным инструментарием как участником так и самим рынком. Тем не менее, действовать исходя из ранее существующих механизмов развития организаций на рынке, в данных условиях, очень опасно и не эффективно, остается только подстраиваться и совершенствоваться.
Из всех вновь возобновляемых потребностей защита является прерогативой, как и стремление к получению прибыли, в особенности, когда конкуренты, реализующие свои интересы на рынке, продолжают тратить свои средства не в полной мере от желаемого и необходимого. То есть существует весьма привлекательный способ в повышении эффективности работы организаций в условиях конкуренции за счет самой неопределенности.
Если рассмотреть неопределенность вне рыночной среды или среды самой организации, которая имеет социально-экономическую структуру, то будет видно, что неопределенность это область представления действий вне текущего прогноза. Таким образом, основным элементом учета являются действия участников исходя из возможностей существующих условий, а условия являются частью самого процесса управления в любой системе.
Для управления неопределенностью необходимо разработать методику в виде стратегии по обеспечению условий возникновения конкурентоспособности организаций или всего рынка, в том случае если в защите от неопределенностей нуждается само государство, как это было в 2008 году в США.
К 2011 году организации мира приняли решение реализовывать крупные проекты только при наличии значительного числа факторов удовлетворяющих двум критериям:
эффективности и прогнозируемости. Составление стратегических, тактических и операционных планов, используя эти два критерия, позволили снизить затраты, но не уменьшить объем самой неопределенности.
Для улучшения показателей прогнозирования, используя подобную стратегию управления, можно воспользоваться методами экономико-математического моделирования или методом фундаментального анализа и, благодаря техническому представлению результатов, возможно избежать неверных условий реализации стратегии управления, а при непосредственном использовании фундаментального анализа корректировать и регулировать процесс реализации и защиты самой стратегии управления. Следует заметить, что защита стратегии управления конкурентоспособностью организации представляет собой информационный контроль потоков в открытом доступе (контроль - за процессом и участниками). В том случае, если участники рынка изучат все возможности подобной методики управления, вполне вероятно, что они также смогу найти слабые стороны, как в самом прогнозировании, так и в самом управлении, и не дать организациям использовать разработанные подходы в полной мере.
Подобные действия произошли с фундаментальной методикой прогнозирования неопределённости, внедренной в 2009 году, ранее считавшейся инновационной, через два года активного использования. Особенность данной методики заключалась в управлении конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов, где основной уклон делался на изучения рынка участников продукции с целью выявления «ценностей объектов» имеющих повышенный интерес для осуществления процесса. Достоинство подобного подхода позволило снизить затраты на разработку технического инструментария в прогнозировании как самой покупательной способности на рынке, так и конкурентоспособностью организаций в рыночных условиях. Это было достигнуто через классификацию наиболее вероятных признаков ценности и их математического представлении в кривой вероятности развития событий. Простота использования подобного подхода, как раз и привела к ее быстрой неэффективности, однако многие аналитики предполагают, что данный подход найдет еще свое применение в других областях или сферах деятельности.
Для достижения положительного эффекта в первую очередь стоит учитывать специфику используемых подходов, а именно возможность использования механизмов регулирования и управления связями с подсистемами при формировании механизмов управления конкуренцией в условиях неопределенности. А во вторых, для минимизации затрат провести сравнительное обоснование действий по стратегии управления в случае нарушения общего цикла внедрения реализуемого подхода. То есть, система управления конкурентоспособностью организаций находиться во взаимосвязи подсистем, где часть элементов общей системы организации взаимосвязана с другими организациями, которая может быть управляющей или быть самим управлением. При формировании конкурентных связей возможна подмена представлений самого рынка, или участников конкурентной среды, что таким образом порождает возможность избежать завышенных рисков.
Управление конкурентоспособностью организации по сути дела это методологический процесс формирования стратегического плана развития организации, анализа всех ее действий, и отказываться от столь обширных возможностей существующей методологии является неразумным. Для решения конкретной проблемы необходимо подойти к апробации существующей методологии с точки зрения именно дополнения и расширения границ взаимосвязи методологии управления конкурентоспособностью организаций.
Учитывая экономические законы взаимоотношения организаций, стремление к достижению конкурентных преимуществ не является основой хозяйствования организаций, для большинства руководителей подобная необходимость представляет собой лишь «государственный ограничитель» с целью сбалансирования рыночной
динамики роста и развития. И как и ранее в большинстве своем необходимо находить альтернативные формы воздействия на организационные структуры для убеждения их управлять конкурентными условиями как на рынке, так и в самой организации. И самое главное обосновать отсутствие необходимости больших затрат на управление конкурентной средой или определение планов своих конкурентов. Во избежание преследуемых заблуждений необходимо понять простую фундаментальную истину: большая часть рыночного взаимодействия подчиняется законам статики и динамики. Для прогнозирования или контроля которых существует великое множество механизмов и методов, не требующих больших затрат времени или денежных средств.
При рассмотрении существующих рыночных условий и согласии на улучшение систем управления конкурентоспособностью организаций возможно на ближайшие 5-7 лет, с учетом рекомендаций по дополнению к существующим подходам, снизить затраты по рискам на одну треть от средней величины затрат по рынку от страхования и прогнозирования. Так же это позволит продлить жизнь механизмам стратегического управления конкурентоспособностью организаций с учетом повышения эффективности хозяйствования, сохранив действующие базисы управления.
Регулирование процесса конкурентоспособности организаций обеспечивает возможность развития рыночной экономики, возможности которой, без сомнения, ограничены, что дает возможность участникам рынка избегать условий развития, вынуждая рынок соглашаться с тем, что ему дают и предоставив государству возможность снизить ограничительные механизмы по защите, переложив часть ответственности на сами организации.
Управление конкурентоспособностью организации может являться верхом в идеализации эффективности работы управленческого состава и всего рынка. Эффект, достигаемый в данном случае, предполагает не просто возможность организации выжить в условиях неопределенности, но и влиять на сам процесс изменения рыночной ситуации. Как и говорилось ранее в том случае, если государственный орган будет вынужден разрабатывать и внедрять методологию защиты всего рынка, необходимо учитывать, что стратегическое управление конкурентоспособностью в условиях неопределенности может привести к необходимости согласования условий взаимодействия или расширении существующий законодательной базы, с целью улучшения условий защиты участников рынка.
Таким образом, на данный момент времени, представленный подход является весьма перспективным в условиях повышенной неопределенности, позволяя представить участникам рынка дополнительные возможности управления и защиты своих интересов.
Литература
1. Александров Н.Н., Козлов В.Д., Крючков Д.В. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. - Н.-Новгород, 2004.
2. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. - М., 2000.
3. Юрченко Т.И., Галяткина О.Н. Инструментарий обеспечения устойчивого функционирования организации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. Т. 1. № 11-1. С.215-221.
4. Инвестиционная Группа «Норд-Капитал» - http://www.ncapital.com/
5. Информационно аналитическая компания «International Data Corporation» http://idcrussia.com/
6. Международная аналитическая компания «Forrester Research» http://www.forrester. com/