Пути укрепления конкурентоспособности России в условиях прогрессирующей глобализации экономики
Соловьев Никита Игоревич,
соискатель, ФГБУ «Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, nikitasol2004@bk.ru
В настоящее время мировое сообщество акцентирует внимание на решении проблем стабилизации национальных экономик и формировании конкурентной рыночной среды с учетом глобальных тенденций. Важнейшие факторы активизации хозяйственного комплекса по интеграции России в глобальную экономику - повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, выход на мировые рынки в качестве полноправных субъектов международных отношений. Национальная конкурентоспособность характеризуется состоянием и динамикой способности экономики к полномасштабному росту, созданию эффективных условий для развития международного бизнеса, перманентному росту объемов внутреннего рынка, наращиванию влияния на глобальных рынках. Научный дискурс по проблемам конкурентоспособности (выбор базового понятия и базового уровня, использование уникальных конкурентных ресурсов; степень удовлетворения потребностей; противостояние международной конкуренции; адаптация к глобальным вызовам и угрозам и т.д.) свидетельствует о многозначности, многофункциональности и многоуровневос-ти понятия, отсутствии общепризнанного понимания сущностного содержания, неразработанности универсальной методики оценивания и технологий управления. Статья посвящена необходимости разработки и реализации пакета стратегических мероприятий по повышению конкурентоспособности российской национальной экономики в условиях действия многочисленных вызовов и угроз процессов глобализации.
Ключевые слова: конкуренция, глобализация, государство, национальная конкурентоспособность, индекс глобальной конкурентоспособности.
Глобализация мировой экономики, формируя условия деятельности национальных предприятий на основе либерализации мировой торговли и финансовой сферы, увеличения импорта капитала, углубления международной интеграции и др., способствует усложнению структуры мирохозяйственных связей, развитию новых форм обеспечения конкурентоспособности.
Так, экономическую категорию «конкурентоспособность» (от англ. competitiveness) принято различать по объектам распространения (товар, услуга, технология, ресурс, факторы производства, информация и т.д.) и субъектам (предприятие, ассоциации предприятий, отрасль, регион, страна, объединения стран, мировое сообщество в целом); исследовать на уровнях (товарный, микроуровень, мезоуровень, макроуровень, мегауровень) (рис.1).
В последнее время, под влиянием глобализации мировой экономики и усиления международной конкуренции вопросы выявления роли национальной конкурентоспособности, оценки и практических методов ее повышения приобретают повышенное внимание мирового сообщества1. Однако, несмотря на осознание исключительной важности для экономики любой страны и достаточно глубокий уровень теоретической проработки в мировой литературе соответствующей проблематики, устоявшегося определения сущности понятия «национальная конкурентоспособность», универсального рецепта достижения желаемого уровня и единого подхода к ее количественной оценке до сих пор не выработано.
Так, например, Н.Л. Удальцова и К.А. Тетерева [1] отмечают, что национальная конкурентоспособность: по мнению одних ученых, - способность страны производить товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках; по мнению др., - способность страны постоянно увеличивать свою долю на мировом рынке; а, по мнению третьих, в основу конкурентоспособности страны положен принцип сравнительной прибыльности, связанный с определением разницы между мировыми рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции.
В табл.1 представлены широко известные трактовки исследователей понятия «национальная конкурентоспособность», отражающие его различные аспекты.
По мнению И. Пилипенко [6], терминологическая неопределенность категории «национальная конкурентоспособность» (табл.1) обусловлена наличием следующих факторов:
- во-первых, категория «национальная конкурентоспособность», рассматриваемая в рамках микроэкономики как особая характеристика продукта, услуги, предприятия,
товарный (продуктовый) урокнъ -> •конкуриггоспосоаность товара: ■конкурентоспособность усаугщ -конкурентоспособность технологии; -ншлф енто спос о он о стъ ресурса конкурентоспособность гоира-еоюсупность софюгожшвстошктви характеристик соответствующих рыночный требовании
MHSpOVpOKHb -ЕОНКуреНТОСПОС ЮНОСТЬ Пр?2ПрЗЯ7!Н (ФЦШЦ (фГЗКВЗЗДКН, ГРМИВНЮТ,1'. -конкурантоспособность Ассоциации конкурентоспосооность предприятия-способность пре дпрнхтнз производить конкурент i^nrc тон>х> на рьзпа продукцию
м&»уров*иь -падфОТООпаИшма отрасли; -конгур*нтоспесооиоетъ мастера; -конкурентоспособность региона коккуриттоспосооность отрасли-Ишовмшю-технологетесии и организационно-упраь,~*кчкпп условий дзх прокзБОдства а соша конкурентной на рынке продупшн
1нзд>оуроинь -национальная конкурентоспособность; -конкурягтоспособностъ ТНК нади опальная го икур «кто спо с о оно сгь -коипнас природно-ресурсных, пронзкдсгвекньа, научно -((шишшЕошкш н др. ВОШОЖИОСТеИ. определяющих поящих» страны на мировой арене
иггауровгнв -ш:кдународнал контур антоспосооностъ; -глобальная конхурентоспос ооность; -гни ер ко нхур еятосоко бностъ международная хонкуреитосЕОСООНОСТъ -способность предприятия функционировать нашещнеи рынке
Рисунок 1. Многоуровневая объект-субъектная структура конкурентоспособности
О
3
В
S
9
2 е
8
00
сэ
сч
£
Б
2 о
имеет ряд объективных показателей с точки зрения привлекательности потребителя данного объекта по сравнению с аналогичными объектами, производимыми фирмами-конкурентами (классическое соотношение цена / качество);
- во-вторых, отсутствует общепризнанное определение конкурентоспособности на межстрановом уровне - каждая страна, научная школа по-своему формулирует понятие, связывая его с определенными целевыми установками или факторами;
- в-третьих, понимание конкурентоспособности эволюционирует во времени;
- в-четвертых, отсутствует единая система показателей и индикаторов, позволяющих точно оценить и рассчитать уровень национальной конкурентоспособности.
В последние годы проблема национальной конкурентоспособности, обусловленная обострением конкурентной борьбы ведущих государств и международных компаний за мировое лидерство, конвергенцией цифровых технологий с появлением множества новых товаров и услуг в высокотехнологичных отраслях, развитием Интернета и электронных рынков приобрела глобальный характер, обусловила необходимость детального изучения ее различных аспектов представителями известных региональных экономических школ и направлений. Отечественные исследователи на основе научной систематизации различных теоретико-методологических подходов к проблемам конкурентоспособности и ее оценки осуществляют непрерывный поиск методов и инструментов для наиболее эффективного управления конкурентоспособностью экономики России на современном этапе глобализации мирового сообщества (табл.2).
Несмотря на отсутствие общепринятого понимания категория «национальная конкурентоспособность» широко используется в международной практике для формирования итогового репрезентативного показателя сравнительного преимущества состояния и перспектив развития хозяйственного комплекса стран мира в системе глобальной экономики.
Общемировой анализ конкурентоспособности стран проводится различными международными организациями, среди которых выделяются как наиболее авторитетные Центр мировой конкурентоспособности Лозаннской бизнес-школы (Institute of Management
Таблица 1
Дефиниции трактовки термина «национальная конкурентоспособность»
Источник Содержание ПОНЯТИЯ "конкурентоспособность"
Доклад президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность» (1987 [2]) конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары И услуги, которые отвечают запросам между народных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих г раждан
Международный форум но развитию менеджмента (2003 [3]) область экономического знания, которая анализирует факты и политику, формирующие способность нации создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает создание все возрастающей стоимости на своих предприятиях и все большее процветание своею парода
1 арварДСКИЙ словарь «Field Guide to Business Terms» (1993 [41) «способность страны или бизнеса производить товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках»
Ф. Прадс (1977 [5]) «способность страны постоянно увеличивать свою долю на мировом рынке»
Таблица 2
Систематизация современных концептуальных подходов к проблеме национальной конкурентоспособности
Отечественный ученый, источник
И.В. Пилипенко
[7; 8]
Выделенные зарубежные школы конкурентоспособности
американская
британская
скандинавская
Особе н н ости 11 ре и м у [ це стве н ной ориентации научных исследонаний
-практические аспекты реализации программ конкурентоспособного территориального развития стран и регионов в мировом пространстве; -выявление конкурентоспособных форм орган ичации производства
специфика обеспечения конкурентоспособности развивающихся стран а процессах усиления международной конкуренции_
-вопросы конкурентоспособного развития малых стран Западной и Северной Европы в мировом хозяйстве (концепции национальной системы инноваций и экономики обучения); -развитие и адаптация концепций американской школы теории конкурентоспособности к условиям разных по уровню развития стран_
Development, IMD) и Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF). Методика IMD использует Индекс конкурентоспособности стран, методика WEF - Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitive Index, GCI).
Наиболее информативным является ежегодный рейтинг стран мира на основе GCI, измеряемый в баллах от 1 до 7.
В табл.3 представлен рейтинг глобальной конкурентоспособности топ-10 лучших национальных экономик мира и России за 2016/2017 - 2017/2018 гг.
Анализ табл.3 показывает, что Россия несколько улучшила свой рейтинг глобальной конкурентоспособности на 5 пунктов, поднявшись с 43-го на 38-е место. Рост конкурентоспособности, согласно аналитикам WEF, обусловлен тем, что из 12 анализируемых аспектов экономического развития российская экономика добилась положительных результатов в 8: «размер рынка» - 6-е место; «высшее образование и профессиональная подготовка» - 32-е место, «инфраструктура» - 35-е место, «инновационный потенциал» - 49-е место, «макро-
Таблица 3
Рейтинг глобальной конкурентоспособности топ-10 и России (2016/2017 - 2017/2018 гг.) Источник: Всемирный экономический форум [9; 10].
экономическая среда» - 53-е место, «здоровье и начальное образование» - 54-е место, «технологический уровень» - 57-е место, «эффективность рынка труда» -60-е место. Проблемными сферами остаются: «конкурентоспособность компаний» - 71-е место), «эффективность рынка товаров и услуг» - 80-е место, «общественные институты» - 83-е место, «развитость финансового рынка» - 107-е место.
Развернувшейся в обществе дискурс о выработке перспективных направлений укрепления конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации выдвигает как первоочередную, следуя М.С. Мотышиной [11], «проблему расстановки приоритетов, на которых нужно сосредоточить основное внимание».
Так, Н.Л. Удальцова и К.А. Тетерева [1] высказывают небесспорное суждение о том, что существует только 3 основных возможных направления повышения конкурентоспособности экономики РФ:
- развитие только тех отраслей экономики, которые на данный момент еще конкурентоспособны на мировых рынках;
- развитие отстающих неконкурентоспособных отрасли посредством освоения отечественных технологий и инноваций;
- создание благоприятных условий для иностранных инвесторов с целью привлечения уже имеющихся зарубежных технологий и инноваций.
По мнению Е.В. Дробот [12], «главная проблема российской экономики, обладающей традиционно огромным потенциалом человеческих ресурсов и знаний, в иррациональном использовании этих ресурсов, отсутствии необходимых социально-экономических условий для развития потенциала знаний населения». Развивая данное направление, Д.В. Зубайдуллина и Я.С. Кулагина [13]
отмечают: «необходимо построить такую систему управления, которая бы стимулировала разработку современных технологий, сокращение бюрократических барьеров, увеличение эффективности государственного управления и инновационных способов развития экономики». Д.Б. Лабазанова и М.А. Омарова [14] в качестве приоритетных выделяют следующие реформы: деофшоризация собственности и капитала; реиндустриали-зация экономики и неоиндустриализация производительных сил; снижение ключевой ставки; развитие малого и среднего бизнеса.
Обобщенное общественно-экспертное мнение сводится к тому, что в сложившихся условиях следование доминирующей в настоящее время экспортно-сырьевой модели с преобладанием отраслей низших переделов в долгосрочной перспективе является тупиковым, приоритет государственной политики должен быть переориентирован на построение социальной инновационной экономики, основанной на интеграции преимуществ рыночных капиталистических отношений и оптимизационных государственных форм регулирования, в качестве наиболее востребованного механизма укрепления экономики называется диверсификация внешнеэкономических связей и структуры внешнеэкономического обмена, ориентированной на страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Автор статьи в перечень рекомендуемых инструментов укрепления национальной конкурентоспособности России и повышения инновационной активности ее регионов включает: кластерный подход и различные формы государственно-частного партнерства на федеральном, региональном и местном уровнях.
Анализ базовых кластерных концеп-
ций позволил сделать вывод о том, что кластерный подход представляет методологию формирования организационно-хозяйственной формы взаимодействия определенной совокупности взаимосвязанных юридически независимых предприятий и организаций, сочетающих принципы кооперации и конкуренции, способных инициировать, аккумулировать и осуществлять диффузию инноваций, информации и знаний, метод управления развитием экономики территории, движущая сила повышения конкурентоспособности; региональный и промышленный кластер - отраслевое и пространственное выражение ромба конкурентных преимуществ (М. Портер).
Среди преимуществ кластеров предприятий в контексте социально-экономического развития территорий к наиболее важным автор статьи относит синергетический эффект2. Так, в соответствии с мнением С. Розенфельда [17], определяющим мотивом формирования кластерных структур является возможность извлечения синергетического эффекта от совместного ведения производственно-хозяйственной деятельности в результате использования участниками объединенными материальными, финансовыми и информационными ресурсами, реализации широкого спектра научно-производственных проектов в технологической, логистическо-сбытовой и научно-технической сферах. В целом, синергизм укрепляет конкурентоспособность структурных подразделений, самого кластера и региона в целом на внутреннем и внешних рынках, повышает инновационную активность к генерации и трансферту нововведений.
Важной составляющей активизации и координации инновационной деятельности, как показывает международный опыт, является организация взаимодействия кластеров предприятий с органами государственной власти на основе государственно-частного партнерства (Private Public Partnership, ГЧП) как инновационного механизма в сфере управления. Государственные структуры могут участвовать в ГЧП по реализации кластерных проектов в форме софинансиро-вания, контрактных соглашений, аренды или лизинга и концессионных соглашений.
К инструментам ГЧП по реализации кластерных проектов относятся: инфраструктурные облигации; госгарантии; проектное финансирование; выпуск корпоративных ценных бумаг; инвестиционные площадки; долгосрочные кредиты и
© 3
В
S
9
2 е
8
00
сэ
сч
£
Б
2 о
займы; краткосрочные кредиты и займы; синдицированные кредиты; операции с акциями и квазиакционерными инструментами (конвертируемыми облигациями, субординированными займами); производные инструменты и хеджирование; экспортно-кредитное финансирование.
В специальной литературе отмечается, что в большинстве субъектов Российской Федерации действуют рамочные законы, которые, регламентируя саму возможность использования взаимодействия бизнеса и власти в форме ГЧП, носят декларативный характер и не имеют практической значимости. Таким образом, процесс формирования и развития кластеров предприятий в России сдерживается отсутствием четких и понятных механизмов взаимодействия бизнеса и государства на федеральном уровне.
Литература
1 Удальцова, Н.Л., Тетерева, К.А. Конкурентоспособность российской экономики // Экономика и управление народным хозяйством. - 2017. - N10 (155). -С.17-24.
2 America's competitive crisis: confronting the new reality. Council of competitiveness. - Wash., 1987.
3 IMD's World Competitiveness Yearbook, 2003
4 Field Guide to Business Terms. -Boston, 1993.
5 Prades, F.G. Disparites des couts competitivite et changes // Reflets et perspectives de la vie economique. Bruxelles. - 1977. - Nov.
6 Пилипенко, И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. -2007. - N8. - С.28-64.
7 Пилипенко, И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом пространстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. - Смоленск: Ойкумена, 2005. - 496 с.
8 Пилипенко, И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в мировом хозяйстве // Известия Академии Наук. Серия географическая. - 2003. - N6. -С.15-25.
9 Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2016/2017 [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/-2016/09/28/ 7304.
10 Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2017/2018 [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/ global-competitiveness-index/info.
11 Мотышина, М.С. Приоритеты развития российской экономики и глобальные вызовы / Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XV Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2015 г. - СПб.: СПбГУП, 2015. - 660 с. (С.455-456).
12 Дробот Е.В. Эволюция теории национальной конкурентоспособности / / Экономические отношения. - 2012. -Том 2. - N2. - С.27-40.
13 Зубайдуллина, Д.В., Кулагина, Я.С. Повышение конкурентоспособности российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации / / Молодой ученый. - 2017. - N50. -С.154-155.
14 Лабазанова, Д.Б., Омарова, М.А. Повышение конкурентоспособности национальной экономики как фактор экономического роста в условиях кризиса // Неделя науки. - 2017. - С.34-35 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/-item.asp?id=297 26495.
15 Портер, М. Конкуренция. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. - 496 с.
16 Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. - М.: Экономика, 1989. - 358 с.
17 Rosenfeld, S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. - 1997. - N5. - pp.3-23.
Ссылки:
1Автор статьи придерживается научной позиции, согласно которой базовым понятием является товарная конкурентоспособность, а базовым уровнем - национальная конкурентоспособность, способствующая развитию международного сотрудничества по направлениям: международная торговля, миграция предпринимательского и ссудного капитала, рабочей силы, создание совместных предприятий (транснациональных структур) и т.п.
2И. Ансофф отметил, что синергизм (как интегративный эффект от объединения отдельных взаимосвязанных бизнес-единиц в единую экономическую систему как целое) может проявляться в 4-х различных формах - в синергизме продаж, оперативном синергизме, инвестиционном синергизме и синергизме менеджмента [16].
Ways of strengthening the competitiveness of Russia in conditions of increasing globalization of the economy Solovyov N.I.
All-Russian Research Institute of Work Now the world community focuses on solving the problems of stabilization of national economies and the formation of a competitive market
Wednesday in view of global trends. Critical factors intensifying economic complexes is to increase competitiveness of domestic enterprises, access to world markets as full subjects of international relations. Scientific discourse on the problems of competitiveness (choice of underlying concepts and baseline, using unique competitive resources; the extent of needs; the confrontation of international competition; adaptation to global challenges and threats, etc.) reveals the ambiguity, versatility and multilevel role-concepts, no generally accepted understanding of the essential content, to elaborate universal methodology for the evaluation and management technologies. The article is devoted to the need to develop and implement a package of strategic measures to increase the competitiveness of national economy in the face of the many threats and challenges of globalization. Keywords: competition, globalization, State, national competitiveness, global competitiveness index. References
1 Udaltsova, NL, Tetereva, K.A. Competitiveness
of the Russian economy / / Economics and management of the national economy. - 2017.
- N10 (155). - P.17-24.
2 America's competitive crisis: confronting the new
reality. Council of competitiveness. - Wash., 1987.
3 IMD's World Competitiveness Yearbook, 2003
4 Field Guide to Business Terms. - Boston, 1993.
5 Prades, F.G. Disparites des couts competitivite
et changes // Refleks et perspectives de la vie economique. Bruxelles. - 1977. - Nov.
6 Pilipenko, I. Cluster Policy in Russia // Society
and Economics. -2007. - N8. - P.28-64.
7 Pilipenko, I.V. Competitiveness of countries and
regions in the world space: theory, experience of small countries of Western and Northern Europe. - Smolensk: Oykumena, 2005. - 496 p.
8 Pilipenko, I.V. Analysis of the main foreign theories
of the competitiveness of countries and regions in the world economy // Izvestia Akademii Nauk. Geographic series. - 2003. -N6. - P.15-25.
9 World Economic Forum: Global Competitiveness
Rating 2016/2017 [Electronic resource]. URL: http://gtmarket.ru/news/-2016/09/28/7304.
10 World Economic Forum: Global Competitiveness
Rating 2017/2018 [Electronic resource]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info.
11 Motyshina, M.S. Priorities for the development
of the Russian economy and global challenges / Contemporary global challenges and national interests: XV International Likhachev Scientific Readings, May 14-15, 2015 - SPb .: SPbGUP, 2015. - 660 p. (C.455-456).
12 Drobot EV Evolution of the theory of national
competitiveness // Economic relations. - 2012.
- Volume 2. - N2. - P.27-40.
13 Zubaidullina, DV, Kulagina, Ya.S. Increase of
competitiveness of the Russian economy as a factor of economic growth in the conditions of globalization // The young scientist. - 2017.
- N50. - P.154-155.
14 Labazanova, DB, Omarova, MA Increase of
competitiveness of national economy as the factor of economic growth in the conditions of crisis // The Week of Science. - 2017. -P.34-35 [Electronic resource]. URL: https:// elibrary.ru/-item.asp?id=297 26495.
15 Porter, M. Competition. - Moscow: Izd. house
«Williams», 2002. - 496 p.
16 Ansoff, I. A new corporate strategy. - Moscow:
Economics, 1989. - 358 p.
17 Rosenfeld, S.A. Bringing Business Clusters
into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. - 1997. - N5. -pp.3-23.