Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности малых стран и особенности их формирования в Республике Беларусь'

Факторы конкурентоспособности малых стран и особенности их формирования в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4895
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИННОВАЦИИ / РЕЙТИНГИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ КРАїН / ФАКТОРИ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТі / КОНКУРЕНТНі ПЕРЕВАГИ / іННОВАЦії / РЕЙТИНГИ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТі / COMPETITIVENESS OF COUNTRIES / COMPETITIVE FACTORS / COMPETITIVE ADVANTAGE / INNOVATION / COMPETITIVENESS RATINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Праневич А.А.

Задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики становятся еще более актуальными в связи с обострением проблем развития мировой экономики. По степени актуальности они выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, так как связаны с достижением динамичного экономического развития страны и повышением уровня жизни ее населения. Цель предлагаемой статьи: на основе определения факторов конкурентоспособности стран с малой открытой экономикой определить проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь. Предмет исследования факторы конкурентоспособности малых открытых экономик. Методы исследования: анализа и синтеза, сравнительного анализа, исторического анализа, системного подхода. Результаты статьи: на основе систематизации теоретических подходов к анализу конкурентоспособности стран с малой открытой экономикой проанализированы микро и макроэкономические факторы конкурентоспособности Республики Беларусь; определены проблемы поддержания конкурентоспособности в условиях мирового экономического кризиса; разработаны перспективные направления повышения конкурентоспособности национальной экономики, и возможные пути сотрудничества Республики Беларусь и ее основных торговых партнеров. Область применения: разработка стратегических направлений сотрудничества стран ближнего и дальнего зарубежья и Республики Беларусь с целью минимизации последствий мирового экономического кризиса и поддержания конкурентоспособности национальной экономики. Выводы. 1. В современных условиях глобализации формируется новый подход к определению конкурентоспособности и конкурентных преимуществ стран, который основан на комплексном понимании международной конкурентоспособности. 2. Основными внешними факторами, оказывающими влияние на конкурентоспособность, являются: глобализация мирохозяйственных отношений, повышение открытости экономик, усиливающиеся влияние и рост значимости отдельных международных группировок стран, нарастание конкуренции за привлечение ПИИ, знаний, передового опыта и человеческого капитала. 3. Анализ факторов конкурентоспособности Республики Беларусь позволил выявить положительные (выгодное географическое положение, дешевые энергоресурсы и высокий уровень развития человеческого капитала) и отрицательные (незначительный приток ПИИ, использование только одного вектора во внешней торговле, преобладание промежуточного и сокращение доли инвестиционного импорта, большая доля государственной собственности, невысокие расходы государства на НИОКР, неразвитость фондового рынка; низкая степень конкуренции) стороны национальной экономики. 4. Разрешение проблем формирования факторов национальной конкурентоспособности в условиях глобализации лежит в: интернационализации белорусских предприятий; формировании кластеров; развитии института государственно-частного партнерства (ГЧП); интенсификации экспорта и увеличения в нем доли высокотехнологичных товаров; привлечении ведущих ТНК в сферы легкового автомобилестроения, фармацевтической отрасли и др..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing competitiveness of national economy has become even more relevant due to the worsening problems of the world economy as a whole. This task takes the first place among the issues of national importance, because it’s closely connected to the achievement of rapid economic development and rising living standards of population. The goal of the article: To identify the problems and prospects of improvement of competitiveness of national economy of the Republic of Belarus, based on determination of competitiveness factors of a small open economy. Subject of research competitiveness factors of small open economies. Methods: analysis and synthesis, comparative analysis, historical analysis, a systematic approach. Results of the article: micro and macroeconomic competitiveness factors of the Republic of Belarus were analyzed on the basis of systematization of theoretical approaches to the analysis of the competitiveness of a small open economy; problems of maintenance of competitiveness in the global economic crisis were identified; perspective ways to improve the competitiveness of the national economy, and possible ways of cooperation between the Republic of Belarus and its major trading partners were defined. Sphere of application: development of strategic directions of cooperation of the CIS and foreign countries and the Republic of Belarus in order to minimize the effects of the global economic crisis and maintain the competitiveness of the national economy. Conclusions: 1. In terms of globalization, a new approach to the definition of competitiveness and competitive advantages of the countries based on a comprehensive understanding of international competitiveness is formed. 2. The main external factors which influence competitiveness are: globalization of the world economic relations, increasing of economic openness growing importance of specific international groupings of countries, growing competition for FDI, knowledge, best practices and human capital. 3. Analysis of the factors of competitiveness of the Republic of Belarus revealed positive (favorable geographical position, cheap energy and a high level of human capital) and negative (small FDI inflows, use of only one vector in foreign trade, the predominance of intermediate and reducing the share of investment imports, large share of state property, low government spending on research and development, underdevelopment of the stock market, the low degree of competition) sides of the national economy 4. Solving problems of forming factors of national competitiveness in the context of globalization lies in: internationalization of Belarusian enterprises; formation of clusters; development of the institute of public-private partnership (PPP); intensification of exports and increase of share of high-tech products; attracting the leading multinationals in the sphere of passenger car industry, pharmaceutical industry, etc.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности малых стран и особенности их формирования в Республике Беларусь»

e-mail: l filippova@ukr.net

Нацюнальний уыверситет державно! податковоТ служби УкраТни вул. Унiверситетська, 31, м. IpniHb КиТвська обл., 08201, УкраТна

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Пацай Богдан Дмитриевич, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры экономической кибернетики e-mail: pacaj@ukr.net

Филиппова Любовь Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономической кибернетики e-mail: l filippova@ukr.net

Национальный университет государственной налоговой службы Украины ул. Университетская, 31, м. Ирпень Киевская обл., 08201, Украина

DATA ABOUT THE AUTHORS

Patsai Bogdan, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Department of Economic Cybernetics e-mail: pacaj@ukr.net

Filippova Lyubov, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Economic Cybernetics e-mail: l filippova@ukr.net National STS university of Ukraine

Universytetska Street, 31, Irpin, Kyiv region, 08201, Ukraine

ФАКТОРИ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТ1 МАЛИХ КРА1Н ТА ОСОБЛИВОСТ1 IX ФОРМУВАННЯ В РЕСПУБЛ1Ц1 Б1ЛОРУСЬ

Праневич А.О.

Ключов'1 слова: конкурентоспроможнсть кран, фактори конкурентоспроможност1, конкуренты переваги, нноваци, рейтинги конкурентоспроможност1.

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ СТРАН И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Праневич А. А.

Задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики становятся еще более актуальными в связи с обострением проблем развития мировой экономики. По степени актуальности они выходят на первые места среди вопросов национальной значимости, так как связаны с достижением динамичного экономического развития страны и повышением уровня жизни ее населения.

Цель предлагаемой статьи: на основе определения факторов конкурентоспособности стран с малой открытой экономикой определить проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь. Предмет исследования - факторы конкурентоспособности малых открытых экономик. Методы исследования: анализа и синтеза, сравнительного анализа, исторического анализа, системного подхода.

Результаты статьи: на основе систематизации теоретических подходов к анализу конкурентоспособности стран с малой открытой экономикой проанализированы микро и макроэкономические факторы конкурентоспособности Республики Беларусь; определены проблемы поддержания конкурентоспособности в условиях мирового экономического кризиса; разработаны перспективные направления повышения конкурентоспособности национальной экономики, и возможные пути сотрудничества Республики Беларусь и ее основных торговых партнеров.

Область применения: разработка стратегических направлений сотрудничества стран ближнего и дальнего зарубежья и Республики Беларусь с целью минимизации последствий мирового экономического кризиса и поддержания конкурентоспособности национальной экономики.

Выводы. 1. В современных условиях глобализации формируется новый подход к определению конкурентоспособности и конкурентных преимуществ стран, который основан на комплексном понимании международной конкурентоспособности.

2. Основными внешними факторами, оказывающими влияние на конкурентоспособность, являются: глобализация мирохозяйственных отношений, повышение открытости экономик, усиливающиеся влияние и рост значимости отдельных международных группировок стран, нарастание конкуренции за привлечение ПИИ, знаний, передового опыта и человеческого капитала.

3. Анализ факторов конкурентоспособности Республики Беларусь позволил выявить положительные (выгодное географическое положение, дешевые энергоресурсы и высокий уровень развития человеческого капитала) и отрицательные (незначительный приток ПИИ, использование только одного вектора во внешней торговле, преобладание промежуточного и сокращение доли инвестиционного импорта, большая доля государственной собственности, невысокие расходы государства на НИОКР, неразвитость фондового рынка; низкая степень конкуренции) стороны национальной экономики.

4. Разрешение проблем формирования факторов национальной конкурентоспособности в условиях глобализации лежит в: интернационализации белорусских предприятий; формировании кластеров; развитии института государственно-частного партнерства (ГЧП); интенсификации экспорта и увеличения в нем доли высокотехнологичных товаров; привлечении ведущих ТНК в сферы легкового автомобилестроения, фармацевтической отрасли и др..

Ключевые слова: конкурентоспособность стран, факторы конкурентоспособности, конкурентные преимущества, инновации, рейтинги конкурентоспособности.

FACTORS OF COMPETITIVENESS OF SMALL COUNTRIES AND FEATURES OF THEIR FORMATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Pranevich A.A.

Increasing competitiveness of national economy has become even more relevant due to the worsening problems of the world economy as a whole. This task takes the first place among the issues of national importance, because it's closely connected to the achievement of rapid economic development and rising living standards of population.

86

Економлчний вюник уыверситету | Випуск № 26/1

© Праневич А.О., 2015

The goal of the article: To identify the problems and prospects of improvement of competitiveness of national economy of the Republic of Belarus, based on determination of competitiveness factors of a small open economy. Subject of research - competitiveness factors of small open economies. Methods: analysis and synthesis, comparative analysis, historical analysis, a systematic approach.

Results of the article: micro and macroeconomic competitiveness factors of the Republic of Belarus were analyzed on the basis of systematization of theoretical approaches to the analysis of the competitiveness of a small open economy; problems of maintenance of competitiveness in the global economic crisis were identified; perspective ways to improve the competitiveness of the national economy, and possible ways of cooperation between the Republic of Belarus and its major trading partners were defined.

Sphere of application: development of strategic directions of cooperation of the CIS and foreign countries and the Republic of Belarus in order to minimize the effects of the global economic crisis and maintain the competitiveness of the national economy.

Conclusions:

1. In terms of globalization, a new approach to the definition of competitiveness and competitive advantages of the countries based on a comprehensive understanding of international competitiveness is formed.

2. The main external factors which influence competitiveness are: globalization of the world economic relations, increasing of economic openness growing importance of specific international groupings of countries, growing competition for FDI, knowledge, best practices and human capital.

3. Analysis of the factors of competitiveness of the Republic of Belarus revealed positive (favorable geographical position, cheap energy and a high level of human capital) and negative (small FDI inflows, use of only one vector in foreign trade, the predominance of intermediate and reducing the share of investment imports, large share of state property, low government spending on research and development, underdevelopment of the stock market, the low degree of competition) sides of the national economy

4. Solving problems of forming factors of national competitiveness in the context of globalization lies in: internationalization of Belarusian enterprises; formation of clusters; development of the institute of public-private partnership (PPP); intensification of exports and increase of share of high-tech products; attracting the leading multinationals in the sphere of passenger car industry, pharmaceutical industry, etc.

Key words: competitiveness of countries, competitive factors, competitive advantage, innovation, competitiveness ratings

Введение. Процессы глобализации мирового хозяйства, повлекшие за собой усиление взаимозависимости экономик, привели к повышению значимости решения проблемы конкурентоспособности для стран с малой открытой экономикой. Для большинства из них первостепенными становятся вопросы о том, какие пути повышения конкурентоспособности для отдельных экономик будут наиболее эффективными в меняющихся условиях мировой экономики. Таким образом, каждая страна стремится выработать стратегию повышения национальной конкурентоспособности в неопределенных условиях развития мировой экономики.

Проблема оценки уровня конкурентоспособности национальной экономики и разработки мер его повышения особенно обострилась после наступления мирового финансового и экономического кризиса, который вызвал фундаментальные изменения, как в динамике развития мировой экономики, так и в экономическом развитии большинства стран. Помимо этого, последствия мирового финансового и экономического кризиса запустили процесс корректировки методик расчета показателя конкурентоспособности, которые, как оказалось, не учитывали факторы, воздействующие на способность национальной экономики производить конкурентные на мировом рынке товары и услуги, одновременно повышая уровень благосостояния населения страны.

Научная систематизация теоретических подходов к анализу конкурентоспособности на макроуровне показывает, что в последние десятилетия в ходе переосмысления понятийного аппарата и основ теории конкуренции создаются контуры новой парадигмы определения конкурентоспособности и управления конкурентными преимуществами наций, основанной на комплексном, многофакторном подходе. Этот подход включает оценки экономических, социальных и политических аспектов развития экономики, поскольку происходящие процессы в мировой экономике, прежде всего, глобализация и научно-технический прогресс, выявили недостаточность определения конкурентоспособности на основе преимуществ во внешней торговле и/или в производительности труда и, соответственно, доминировавшего долгое время одно- и двухфакторного подхода к оценке международных конкурентных преимуществ.

Цель предлагаемой статьи: на основе определения факторов конкурентоспособности стран с малой открытой экономикой определить проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь.

Достижение поставленной цели реализуется посредством решения задач:

- систематизировать теоретические концепции международной конкурентоспособности и факторы, ее определяющие;

- выявить факторные особенности международной конкурентоспособности стран с малой открытой экономикой;

- проанализировать конкурентоспособность национальной экономики Республики Беларусь и разработать направления повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

В качестве основных методов исследования были применены методы анализа и синтеза, сравнительного анализа, исторического анализа, индукции и дедукции, системного подхода. Методологическую основу исследования составляют: теории и концепции международной конкурентоспособности, разработанные американской, британской и скандинавской школами, а также направлениями отечественной и зарубежной экономической науки.

Основная часть. В современных условиях понятие конкурентоспособности экономики должно включать не только аспект производительности национальных компаний, производящих товары для реализации на внутреннем и международном рынках, но и совокупность всех факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности товаров, фирм, отрасли и экономики, а также основную цель любого государства - повышение благосостояния нации.

Анализ конкурентоспособности Республики Беларусь ВЭФ проводился лишь в 1993 г. в рамках исследования, которое было посвящено странам с переходной экономикой. В последующем страна не включалась ни в один из международных обзоров по конкурентоспособности, несмотря на то, что дважды (в 2007 г. и 2012 г.) пыталась войти в число стран, данные о которых публикуются в ежегодном отчете ВЭФ (заполнялись и направлялись вопросники в соответствии с требованиями ВЭФ). Тем не менее, причиной отказа в участии Республики Беларусь в данных отчетах стало указание на то, что данные, предоставленные страной, не коррелируют с данными других международных организаций. В настоящее время проблема конкурентоспособности достаточно широко обсуждается в Республике Беларусь и учитывается при составлении программ социально-экономического развития.

В рамках данной статьи был проведен анализ конкурентоспособности экономики Республики Беларусь с помощью методики, разработанной М. Портером, являющейся основой расчета индекса мировой конкурентоспособности ВЭФ, охватывающей изучение трех групп факторов - исходных; факторов макроэкономической и микроэкономической среды.

Исходные факторы (природные ресурсы, географическое месторасположение и историческое наследие страны) являются экзогенными по отношению к экономической политике и задают рамки, в которых развивается конкурентоспособность страны.

Макроэкономическая среда в значительной степени предопределяет уровень производительности в стране и ее конкурентоспособность. Стабильное макроэкономическое положение и разумная экономическая политика государства

являются необходимыми условиями экономического роста. Высокие темпы инфляции, изменчивость обменного курса, высокий уровень внешнего долга, наличие структурного дефицита государственного бюджета и рост государственного долга создают неопределенность будущего развития, что делает невозможным принятие инвестиционных решений.

Микроэкономическая конкурентоспособность определяется такими факторами, как качество микроэкономической бизнес-среды, уровень развития кластеров, степень сложности и эффективности применяемых в организациях стратегий и принципов управления.

Рассматривая оптимальный, по М. Портеру, показатель конкурентоспособности - производительность, следует отметить, что для РБ характерен рост заработной платы: в среднем за период с 1998 г. с 63 долл. США до 560 долл. США в 2013 г. (по результатам 2014 г. около 500). При этом темпы роста заработной платы в стране превышали темпы роста производительности труда. Наибольший разрыв между ними наблюдался в 1998, 2001, 2005 и 2010 гг., что соответствует датам проведения в Республике Беларусь важных политических компаний. В настоящее время управление размерами заработных плат стало одним из ключевых инструментов политико-делового цикла в стране. В период спада цикла рост зарплат замедляется, ускоряется инфляция, снижается занятость, в результате чего высвобождаются ресурсы предприятий, которые направляются на инвестиции, что в итоге также положительно отражается и на уровне производительности труда.

Следует отметить, что производительность труда в Республике Беларусь росла одним из самых быстрых темпов в постсоциалистических странах, уступая только Армении, Азербайджану, т. е. странам с изначально более низкой производительностью труда. Тем не менее, уровень производительности труда в стране существенно ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Рост производительности труда зависит во многом от инвестиций в экономику, условий торговли энергоресурсами и доступа на российский рынок. Основным источником роста инвестиций в стране являются собственные средства предприятий, средства консолидированного бюджета и кредиты банков. ПИИ выступают одним из основных источников роста производительности труда в стране: с точки зрения теории, их приток способствует росту эффективности предприятий, качества человеческого капитала в стране, передаче ноу-хау и инноваций, в том числе между отраслями, созданию новых рабочих мест. Тем не менее, многие исследования показывают, что подобного рода эффекты не наблюдаются в Республике Беларусь и производительность труда на предприятиях с ПИИ в целом не отличается от производительности труда на других предприятиях отрасли. Это связано с тем, что большая часть иностранных инвестиций поступает в сектора с изначально высокой производительностью труда, и из России (где уровень менеджмента и качество технологий не очень отличается от белорусских). Сдерживающим фактором является также и то, что ввиду небольшого числа предприятий с ПИИ между ними отсутствует конкуренция.

Статистика привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь подтверждает тот факт, что стране не удалось в значительной мере накопить ПИИ. Накопленный объем ПИИ в Республике Беларусь составлял минимальный уровень среди стран региона: в 2008 г. - в пределе 11 % от ВВП, в 2013 г. - 16 % от ВВП [1].В сравнении с другими странами Республика Беларусь отстала от России и Украины, которые изначально находились в схожих с ней условиях. Среди стран с самыми высокими темпами роста ПИИ в прошлые годы отмечаются Венгрия и Эстония, власти которых создавали законодательную базу, наиболее привлекательную для иностранных инвесторов при ограниченных возможностях внутреннего инвестирования, в последние годы -значительный рост ПИИ зафиксирован в Польше и Чехии. В итоге в Республике Беларусь политика по стимулированию роста за счет внутренних инвестиций и заработной платы с темпами, превышающими рост производительности, привели к значительному увеличению дефицита внешней торговли и ухудшению текущего счета платежного баланса.

Оценивая состояние внешней торговли и экспорта, следует отметить, что основным торговым партнером Республики Беларусь на протяжении последнего десятилетия оставалась Россия. В настоящее время ее доля в экспорте Республики Беларусь составляет 40 %, на страны Содружества независимых государств (СНГ) приходится 14 % от общего объема экспорта. Тем не менее, возросла доля экспорта в страны ЕС - 38 % по данным 2014 г. Данный рост отмечен с 2005 г. и полностью объясняется благоприятной конъюнктурой цен на нефтепродукты. Следует отметить, что при этом в структуре экспорта в дальнее зарубежье более 80 % составляли нефтепродукты, калийные удобрения и недрагоценные металлы [2]. Экспорт Республики Беларусь вне СНГ имеет преимущественно сырьевой характер с концентрацией в трех секторах, что может свидетельствовать об ослаблении экспортных позиций страны и подтверждать зависимость от изменений, происходящих на мировых рынках нефтепродуктов, калийных удобрений и черных металлов. Импорт также можно рассматривать в качестве фактора, влияющего на конкурентоспособность экономики, который позволяет оценить получение новых технологий в результате внешней торговли. Как правило, импорт высокотехнологичного оборудования положительно влияет на экономический рост страны. Что касается импорта Республики Беларусь, то для него характерно преобладание промежуточного и сокращение доли инвестиционного импорта, что свидетельствует о низких темпах обновления основных фондов.

При оценке исходных условий, составляющими которых являются историческое наследие страны, географическое положение и природные ресурсы, следует отметить, что страна унаследовала часть советского прошлого: искаженную структуру цен, чрезмерную индустриализацию, обширный военно-промышленный комплекс, недостаточно развитую сферу услуг, отсутствие частной собственности, в особенности, в сельском хозяйстве. Рыночные реформы в стране начались в 1992 г., а к 1996 г. были свернуты. Согласно оценкам ЕБРР уровень рыночных реформ в Республике Беларусь остается одним из самых низких среди стран с переходной экономикой, невзирая на то, что в 2008-2009 гг. наблюдался значительный прогресс в крупномасштабной приватизации, реструктуризации предприятий, либерализации цен, банковского сектора. В частности, согласно отчету банка за 2013 г. наиболее слабые реформы прошли в Республике Беларусь в секторе крупномасштабной приватизации, управлении и реструктуризации предприятий, а также страна находится на последнем месте среди 25 оцениваемых переходных экономик по готовности к использованию механизма государственно-частного партнерства [3].

Географическое положение страны определяет потенциал ее экономического развития и экономическую политику. Граница с Европейским союзом (ЕС) предоставляет Республике Беларусь доступ к технологиям, образованию, науке, финансовым рынкам, которыми обладают европейские страны, граница с Россией - доступ к ее емкому внутреннему рынку и богатым природным ресурсам. Следует отметить тот факт, что Республика Беларусь использует этот потенциал лишь наполовину: ориентируясь в большей степени на экономическое сотрудничество с Россией. Тем не менее, имеется возможность для развития второго вектора во внешнеэкономической политике страны - сотрудничество со странами ЕС. Наиболее заинтересованными в Республике Беларусь европейскими партнерами являются страны Центральной и Восточной Европы, Германии, Скандинавии, о чем свидетельствует структура внешней торговли страны.

С другой стороны, географическое положение Республики Беларусь определяет транзитный потенциал, который также является условием ее экономического развития. Нефте- и газопроводы из России в страны ЕС, транспортные коридоры Варшава-Москва, Санкт-Петербург-Киев, которые проходят по территории страны, - все это в значительной мере используется Республикой Беларусь, в особенности то, что касается трубопроводного и железнодорожного транспорта.

Основным факторами, которые сдерживают развитие перевозок автомобильным транспортом, является существующая законодательная база: высокие сборы за проезд, регулярная практика обязательного таможенного сопровождения груза, отсутствие придорожного сервиса. Несмотря на это, отсутствие альтернативных возможностей транспортировки груза из стран ЕС в Россию обеспечивает Республике Беларусь стабильный доход от транзита и в сложившихся условиях. Следует отметить некоторое улучшение в законодательстве по регулированию перевозок в Республике Беларусь: были повышены страховые гарантии по перевозимому грузу, что резко уменьшило востребованность обязательного конвоя. Несмотря на финансовый экономический кризис и его последствия, в том числе и в Республике Беларусь, вклад транспортного сектора в экономику страны продолжал расти. Доля экспорта транспортных услуг за 2013 г. в общем объеме экспорта Республики Беларусь достигла 16,6 % (в объеме экспорта услуг - 52 %), в то время как в 2010 г. составляла 12 % [2].

Природные ресурсы, которые также относятся к группе фактора «исходные условия» и в достаточной мере формируют конкурентные преимущества страны, ограничены в Республике Беларусь. Единственным таким ресурсом выступает хлористый калий, запасы которого в стране позволяют ей влиять на цены на мировых рынках. В экспорте товаров Республики Беларусь доля калийных удобрений в 2013 г. составила 5,5 % [2]. Снижение объема производства и экспорта белорусских калийных удобрений было обусловлено неблагоприятной ситуацией, которая сложилась на калийном рынке, в частности, в июле 2013 г. из-за разногласий руководства российского «Уралкалия» с белорусскими властями, в связи с чем было прекращены продажи российской продукции через совместное белорусско-российское ЗАО «Белорусская калийная компания». Однако в 2014 г. ситуация на данном рынке для Республики Беларусь начала улучшаться.

Таким образом, исходные условия экономики Республики Беларусь предоставляют стране определенные возможности только за счет географического положения. Границы с Россией и странами ЕС открывают Республике Беларусь доступ к технологиям стран Европы, их образованию и науке, к емкому внутреннему рынку и ресурсам России, а также гарантированный доход за счет транзита товаров через территорию страны. В настоящее время данный потенциал используется Республикой Беларусь частично, ограничивая сотрудничество с ЕС в пользу России. Это можно объяснить историческим наследием, включающим концентрацию контроля за экономикой в руках государства, и нежеланием проводить рыночные реформы. Следует отметить, что у Республики Беларусь имеется неиспользованный потенциал роста ее конкурентоспособности при развитии второго вектора внешнеэкономической политики - сотрудничества со странами ЕС, но для его активизации требуется структурная реформа экономики.

Вторая группа факторов, определяющих конкурентоспособность экономики, - факторы макроэкономической среды, особенно важны в период мирового кризиса, поскольку позволяют оценить то, насколько успешно страна преодолевает кризис и нивелирует либо смягчает его последствия.

Главным параметром макроэкономической среды и ее стабильности является отсутствие инфляции. Наиболее остро проблема инфляции возникла в Республике Беларусь в 1998-1999 гг., когда она достигла трехзначного уровня. Страна смогла достичь однозначной инфляции только в 2006 г. Национальный банк Республики Беларусь действует с тех пор в соответствии с целями макроэкономической стабилизации, направленной на снижение инфляции. Данная политика привела к тому, что в 2006 г. в стране была самая низкая инфляция в размере 7 %. Впоследствии повышение темпов инфляции объясняется ростом цен на энергоресурсы, импортируемых из России, а также ростом цен на продукты питания, нефть, металлы и другие природные ресурсы на мировых рынках. При этом ценообразование в Республике Беларусь регулируется государством, и рост цен в 2007-2008 гг. во многом был результатом административных решений. Большая часть роста пришлась на продовольственные товары, ЖКХ для населения и энерготарифы для предприятий, которые напрямую устанавливаются государством. В 2009 г. инфляция в Республике Беларусь замедлилась. Правительство не прибегло к увеличению поддержки реального сектора и стимулированию роста заработных плат в кризисный период для сохранения темпов экономического роста, частично по причине кредита, полученного от Международного валютного фонда, который в качестве условий предоставления средств Республике Беларусь оговаривал требование жесткого ограничения государственных расходов и потолок роста заработных плат. Несмотря на это, инфляция в стране была одной из самых высоких в странах Содружества независимых государств (СНГ) и Центральной и Восточной Европы. В 2011 г. инфляция составила 208,7 %, что объяснялось, прежде всего, ростом инфляционно-девальвационных ожиданий населения, производителей и торговых организаций. Ослабление курса национальной валюты происходило большими темпами, чем девальвация, осуществляемая Национальным банком Республики Беларусь. В результате сильные колебания обменного курса и инфляция ослабили макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность страны. И хотя инфляция имеет тенденцию к снижению в своей динамике, она остается самой высокой в Европе.

Следующим индикатором макроэкономической среды является стабильный обменный курс. Девальвация национальной валюты, имевшая место в 1990-е гг., в 2001 г. была приостановлена, результатом чего стал рост доверия к ней населения и снижение уровня долларизации до 35 %. Данный уровень также является достаточно высоким, что существенно ограничивает возможности монетарной политики страны. В условиях мирового экономического кризиса валютный рынок стал основным каналом влияния на финансовый сектор Республики Беларусь. Дефицит валюты на внутреннем рынке объяснялся ростом спроса на нее как со стороны юридических, так и со стороны физических лиц. В настоящее время ослабление курса белорусского рубля к доллару продолжается, хоть и незначительными темпами. Причиной этого является то, что белорусские экспортеры испытывают серьезные трудности с продажей отечественной продукции, и для того чтобы поддержать конкурентоспособность национальных производителей, белорусское правительство приняло решение о контролируемой плавной девальвации национальной валюты.

Следует отметить тот факт, что проблема дефицита валюты для финансирования внешнеэкономической деятельности реального сектора привела в Республике Беларусь к новым заимствованиям, к наращиванию внешнего долга. Полученные займы от МВФ, других международных организаций, а также снижение объемов производства, позволяли на какое-то время сохранять стабильным обменный курс.

Проблемы на валютном рынке свидетельствуют о том, что в последние годы основной макроэкономической проблемой Республики Беларусь является внешнеторговый дефицит. Отрицательное сальдо внешней торговли Республики Беларусь формирует дефицит текущего счета платежного баланса, что наиболее заметно проявляется с 2006 г. Влияние в данном случае оказали изменения условий торговли энергоресурсами и глобальный экономический кризис 2008 г., тем не менее, эти внешние факторы не являются исходными причинами роста дефицита, а лишь его катализаторами. Дефицит торгового баланса Республики Беларусь носит структурный характер и связан в большей степени с моделью экономического развития страны. Меры экономической политики, такие как девальвация, снижение государственных расходов и инвестиционной активности не позволяют разрешить проблему дефицита текущего счета. Эта проблема может быть решена только с помощью проведения структурных реформ, которые способны снизить зависимость Республики Беларусь от импорта природных ресурсов и диверсифицировать экспорт в направлении более наукоемких товаров и услуг. Такие изменения возможны только в долгосрочном периоде, в кратко- и среднесрочной

перспективе основным ориентиром останется привлечение средств для финансирования дефицита торгового баланса. Источниками данного финансирования выступают ПИИ и внешние займы. Приоритет отдается внешнему заимствованию в стране, в то время как поступление иностранных инвестиций весьма ограничено.

Привлечение внешних кредитов привело к росту совокупного внешнего долга Республики Беларусь, начиная с 2007 г., что является еще одной проблемой, ухудшающей финансовую независимость и стабильность государства, а также его конкурентоспособность. С 2007 г. наблюдается рост дефицита текущего счета платежного баланса Республики Беларусь и параллельно с этим возрастает валовой внешний долг страны. [3] В 2013 г. его абсолютный показатель составил 39,1 млрд долл. США, или 54,8 % от ВВП. Обслуживание внешнего долга в 2014 г. обошлось в размере 3,2 млрд долл. США. Выплаты по его погашению приходятся на такие международные организации, как МВФ, МБРР, страны - США, Китай, Россия, а также Антикризисный фонд ЕврАзЭС и выплаты по выпуску еврооблигаций..

Ввиду текущей экономической и политической ситуации в странах - основных торговых партнерах Республики Беларусь -а именно, замедление темпов роста экономики и угроза рецессии в России и проблемы в экономике Украины, для Республики Беларусь обостряются краткосрочные риски, которые могут привести к дальнейшему снижению спроса на белорусский экспорт.

Таким образом, изучив вторую группу факторов конкурентоспособности, можно отметить, что макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь лишь относительно стабильна и в последние десятилетия значительно ухудшилась. Основными причинами этого являются структурный дефицит текущего счета и глобальный экономический кризис, который обострил проблему платежного баланса.

Третья группа факторов конкурентоспособности национальной экономики - факторы микроэкономической среды -особенности производственных факторов, условия конкуренции фирм и ведения стратегий, параметры внутреннего спроса, состояние родственных и поддерживающих отраслей; а также роль кластеров в формировании конкурентоспособной экономики характеризуется следующими особенностями:

1. Производственные факторы. Дешевые энергоресурсы и высокий уровень человеческого капитала. Но эти относительные преимущества постепенно нивелируются. В случае энергоресурсов это стало последствием проводимой политики России по постепенному повышению цен на газ для Республики Беларусь до мирового уровня, по принципу равнодоходности от продаж газа, как в данной стране, так и в Западной Европе, а также самой России. Негативным событием для белорусской экономики стало взимание Россией пошлины на нефтепродукты, которые поставляются в Республику Беларусь. Несмотря на данные факты, общий уровень цен на энергоресурсы в Республике Беларусь остается значительно ниже, чем в соседних странах ЕС и Украине.

Относительно высокое качество человеческого капитала Республики Беларусь, о чем свидетельствуют данные Доклада ООН «О человеческом развитии». Согласно общему рейтингу Республика Беларусь улучшила свои позиции и находится, по-прежнему, в группе стран с высоким уровнем индекса человеческого развития, на 50-м месте из 186 стран (в докладе за 2011 г. страна занимала 65-е место). При этом, Республика Беларусь занимает достойные позиции среди всех стран по уровню развития системы образования. Полученный индекс в 0,819 соответствовал уровню стран - соседок ЕС: Литвы (0,830), Латвии (0,837), Эстонии (0,894), а также Австрии (0,838), Италии (0,740), Великобритании (0,806). Негативным моментом является уровень расходов государства на образование - 0,3 % ВВП. Расходы на образование в Республике Беларусь составили в среднем 4,5 от всех государственных расходов, что значительно ниже, чем у других европейских государств.

Среди негативных факторов следует отметить ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Как правило, в зарубежных странах почти половина финансирования приходится на банковские кредиты, а вторая - на фондовые рынки. Фондовый рынок Республики Беларусь остается неразвитым, и выход на фондовые рынки компаний из страны могут осуществить за рубежом, например, в Варшаве или Франкфурте, что является достаточно сложным процессом ввиду отсутствия необходимого опыта в стране. Банковские кредиты являются широкодоступными в основном для государственных предприятий, финансируемых в соответствии с государственными программами за счет государственных банков. Финансирование частного сектора страны также возможно за счет получения кредитов, но по более высоким ставкам. По данным рейтинга Всемирного банка «Doing Business 2014» по такому критерию, как легкость получения кредитов, Республика Беларусь находится на 109-м месте из 189 анализируемых стран, ухудшив свои позиции на 4 пункта в сравнении с предыдущим рейтингом [4].

2. Условия конкуренции и стратегий фирм. Условия ведения бизнеса в Республике Беларусь являются одной из ключевых проблем конкурентоспособности микроэкономической среды. Законодательство во многом сдерживает развитие частного сектора через процедуры проверок, регистраций, лицензирования, систему налогообложения, которые в сумме осложняют процесс ведения бизнеса. За последние годы рейтинг «Легкости ведения бизнеса» в Республике Беларусь увеличился со 115-й позиции в 2008 г. до 63-й - в рейтинге 2014 г.. Изменения затронули условия регистрации бизнеса, процедуры по регистрации собственности, получения разрешений на строительство, а также обеспечение исполнения контракта. Среди мер, оказавших позитивное влияние на условия ведения бизнеса, следует отметить: упрощение процедуры по созданию предприятия за счет снижения платы за регистрацию и отмены требования наличия временного банковского счета для регистрации юридического лица; упрощение процедуры подключения к системе электроснабжения за счет ускоренной выдачи технических условий и разрешений на земляные работы; упрощение процедуры передачи имущества путем введения ускоренной процедуры регистрации собственности. Узкие места в данном рейтинге для страны остаются условия ведения международной торговли (149-е место), налогообложение (133-е), защита инвесторов (98-е), подключение к системе электроснабжения (168-е). В итоге в Республике Беларусь формально достаточно легко открыть бизнес, но проблематично сохранить его.

Следует отметить, что особенностью бизнес-среды в стране также является низкая степень конкуренции. С одной стороны, государство не поощряет развитие новых фирм в отраслях, в которых уже работают государственные предприятия, ввиду чего предпринимателям приходится рассчитывать в основном на пустые ниши или ориентироваться на внешние рынки, что поощряется государством. С другой стороны, сами государственные предприятия не конкурируют друг с другом по причине жестких протекционистских мер на уровне отдельных районов страны. Наличие жестких планов по росту продаж для администраций районов вынуждает их ограничивать доступ на свой рынок конкурентов с соседних областей или районов, что негативно сказывается на конкурентоспособности отрасли в целом.

В качестве важного условия эффективного ведения бизнеса выступает отсутствие коррупции. [5] Согласно рейтингу организации Transparency International в Республике Беларусь уровень восприятия коррупции, оцениваемый за последние годы, значительно вырос, сравнявшись с Россией, Украиной, Азербайджаном, т. е. странами с низкой эффективностью системы принятия решений в органах управления. В 2013 г. Республика Беларусь заняла 123-е место из 177 стран, Россия -127-е, Украина - 144-е место. Следует отметить, что этот индекс отражает только субъективное восприятие коррупции, а не реальное положение дел. Тем не менее, он показывает, какое видение административной системы Республики Беларусь складывается у потенциальных инвесторов.

3. Параметры внутреннего спроса. Для внутреннего спроса Республики Беларусь характерен достаточно низкий уровень социального неравенства в обществе. Большая часть населения располагает доходами, превышающими черту бедности, но не достигающими мирового критерия для среднего класса. В структуре потребления населения преобладают расходы на продукты питания (до 40 % всех расходов). Доля непродовольственных товаров длительного пользования постепенно увеличивалась с ростом уровня благосостояния в обществе, но по-прежнему сохраняется на достаточно низком уровне. В 2009 г. в условиях экономического кризиса часть населения была вынуждена перейти на потребление товаров более низкого качества и отказаться от приобретения промышленных товаров, а приобретение непродовольственных товаров сократилось. В последние годы это изменялось, но незначительно.

4. Родственные и поддерживающие отрасли. Созданные промышленные предприятия в советские времена были завязаны на комплектующих, производимых в других республиках, и не требовали наличия сопутствующих отраслей в Республике Беларусь. После становления независимого государства местные предприятия стали вынуждены импортировать комплектующие, в основном из России. Данный факт и в настоящее время предопределяет значительный удельный вес импорта в производимой продукции и невозможность решить проблему отрицательного торгового сальдо без структурных реформ. Новые белорусские предприятия становятся успешными на внутреннем и внешних рынках во многом из-за наличия сопутствующих отраслей. Например, производство упаковочных материалов эффективно благодаря доступу к нефтехимической продукции, производимой из недорого сырья, производство различных строительных материалов и комплектующих из пластика, деятельность 1Т-компаний - благодаря существованию в стране качественного математического образования.

Если оценивать в качестве отдельного параметра микросреды стратегии предприятий, то в Республике Беларусь, несмотря на экономический рост и возможности внедрения инноваций, остается превалирующей стратегия конкуренции по издержкам. В ее основе лежат дешевые энергоресурсы и эффект от масштаба при массовом производстве, который был характерен для производства в советские времена. Данная стратегия снижает конкурентоспособность белорусских товаров на западных рынках, поскольку на них востребованы высококачественные уникальные товары либо дешевая, но относительно качественная продукция из Китая и Юго-Восточной Азии, с которой конкурировать по ценам белорусская продукция не может.

Следует отметить, что еще одним важным фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики являются кластеры. В экономике Республики Беларусь их можно условно разделить на две группы: старые и новые. Первая охватывает кластеры тяжелой промышленности, которые возникли благодаря политике концентрации схожих производств по географическому принципу. Вторая группа кластеров, новые, не так многочисленны и состоят из средних предприятий, сконцентрировавшихся в каком-то месте по причине благоприятных внешних условий (наличие ресурсов, специальные налоговые режимы). Одним из примеров нового кластера может служить Заславль, где размещен ряд предприятий по производству строительных материалов. Другими примерами могут выступать зоны свободной торговли и Парк высоких технологий, кластеры молочной промышленности.

Таким образом, на данный момент основное конкурентное преимущество в Республике Беларусь в области микроэкономической среды заключается в факторах производства, которые включают дешевые энергоресурсы и качественные трудовые ресурсы, а также в сохранении связей между предприятиями и наличии ряда кластеров, возникших как в советские времена, так и после создания независимого государства. Среди негативных характеристик микросреды следует отметить сложные правовые условия ведения бизнеса, регулирование цен, заработных плат, высокий уровень налогообложения.

Выводы.

1. В современных условиях глобализации формируется новый подход к определению конкурентоспособности и конкурентных преимуществ стран, который основан на комплексном понимании международной конкурентоспособности. Международная конкурентоспособность страны формирует возможности поддерживать благоприятный инвестиционный и инновационный климат, характеризуется устойчивыми темпами роста экономики, определяется способностью страны постоянно повышать свой удельный вес на мировом рынке.

2. Основными внешними факторами, оказывающими влияние на конкурентоспособность, являются: глобализация мирохозяйственных отношений, повышение открытости экономик, трансформация влияния государственных функций и подходов к управлению; усиливающиеся влияние и рост значимости отдельных международных группировок стран, нарастание конкуренции за привлечение ПИИ, знаний, передового опыта и человеческого капитала.

3. Среди сильных сторон белорусской экономики при анализе ее конкурентоспособности были определены следующие: выгодное географическое положение (граница с ЕС предоставляет Республике Беларусь доступ к технологиям, образованию, науке, финансовым рынкам, которыми обладают европейские страны; граница с Россией - доступ к ее емкому внутреннему рынку и богатым природным ресурсам); транзитный потенциал страны, в частности, нефте-, газопроводы, использование трубопроводного и железнодорожного транспорта; дешевые энергоресурсы и высокий уровень человеческого капитала.

4. Основными проблемами формирования современных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность национальной экономики, являются: превышение темпов роста реальной заработной платы над темпами роста производительности труда; незначительный приток ПИИ; использование только одного вектора во внешней торговле, предполагающего чрезмерную ориентацию на российский рынок в экспорте страны, и недостаточное использование внешнеэкономических связей со странами ЕС; преобладание промежуточного и сокращение доли инвестиционного импорта; большая доля государственной собственности и слабые реформы в секторе приватизации, управления и реструктуризации предприятий; риск макроэкономической нестабильности, отражающийся в росте темпов инфляции, хроническом дефиците текущего счета; низкие расходы государства на НИОКР и образование; неразвитость фондового рынка, что ограничивает доступ к финансовым ресурсам, неравнозначные условия кредитования для государственного и частного сектора с преимуществами для первого; низкая степень конкуренции: государство не поощряет развитие новых фирм в отраслях, в которых уже работают государственные предприятия, а сами государственные предприятия не конкурируют друг с другом по причине жестких протекционистских мер на уровне отдельных районов страны.

4. Разрешение проблем формирования факторов национальной конкурентоспособности в условиях глобализации лежит в: интернационализации белорусских предприятий; развитии малого и среднего предпринимательства; формировании кластеров и реализации кластерной модели в отдельных сферах деятельности; росте сектора информационно-коммуникационных технологий посредством создания кластера ИКТ; развитии института государственно-частного партнерства (ГЧП); привлечении ведущих ТНК в сферы легкового автомобилестроения, фармацевтической отрасли; установлении тесного научного взаимодействия между университетами и предприятиями частного сектора.

Список использованных источников

1. Об иностранных инвестициях за 2013 г Л Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2014.- Режим доступа: - http:belstat.gov.by/homer/ru/indicators/pressrel/finvestment.php. - Дата доступа: 12.02.2014

2. Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2014.- Режим доступа: - http:belstat.gov.by/homer/ru/indicators/ftrade1.php. -Дата доступа: 14.04.2014

3. Доклад о переходном процессе за 2013 г.//Европейский банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. - 2014.-Режим доступа: - http://tr.ebrd.com/tr13/ru. - Дата доступа: 26.04.2014

4. Рейтинг Doing Business 2013 // Международная финансовая корпорация. Всемирный банк [Электронный ресурс]. -2014.- Режим доступа: - http://russian. doingbusiness.org/data/exploreeconomies/belarus/. - Дата доступа: 25.03.2014

5. The Corruption Perceptions Index 2013 Belarus // Transparency international [Electronic resource]. - 2014. - Mode of assess: http:// cpi.transparency.org/cpi2013/results/.- Date of access: 12.03.2014

References

1. Ob inostrannykh investitsiyakh za 2013 g.// Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. 2014 : http:belstat.gov.by/homer/ru/indicators/pressrel/finvestment.php.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Osnovnye pokazateli vneshney torgovli Respubliki Belarus' // Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. 2014. : http:belstat.gov.by/homer/ru/indicators/ftrade1.php.

3. Doklad o perekhodnom protsesse za 2013 g./ / Evropeyskiy bank rekonstruktsii i razvitiya. 2014. : http://tr.ebrd.com/tr13/ru.

4. Reyting Doing Business 2013 // Mezhdunarodnaya finansovaya korporatsiya. Vsemirnyy bank. 2014. : http://russian. doingbusiness.org/data/exploreeconomies/belarus/.

5. The Corruption Perceptions Index 2013 Belarus //Transparency international]. 2014.: http:// cpi.transparency.org/cpi2013/results/

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Праневич Алла Александровна, доктор экономических наук, профессор. зав. кафедрой мировой экономики Белорусского государственного экономического университета,

Минск, пр-т Партизанский, 25.

e-mail: pranevich@bseu.by

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR.

Pranevich Alla, Doctor of Economics, Professor, Head of World Economy Department in Belarusian State Economic University,

Minsk, Partizanski Ave, 25.

e-mail: pranevich@bseu.by

УДК 631.162

УПРАВЛ1ННЯ ОНОВЛЕННЯМ МАТЕР1АЛЬНО-ТЕХН1ЧНО1 БАЗИ В АГРОПРОМИСЛОВИХ ФОРМУВАННЯХ

Сас О. О.

Предметом досл1дження виступае оновлення матерiально-технiчноi' бази, як один iз важливих сегментiв управлння в агропромислових формуваннях.

Метою е дослiдження причин незадовльного забезпечення основними засобами великотоварних агропромислових формувань, розробка методики планування та iнструментiв обфунтування необхiдностi оновлення '¡х матерiально-технологiчноi' бази, вираховуючи особливой виробничого процесу.

Результати роботи: Розглянуто широко вiдомi пдходи щодо управлння оновленням матерiально-технiчноi' бази на аграрних пдприемствах в розрiзi груп за наближенстю власника до процесу виробництва. Виокремлено характера проблемн аспекти оновлення матерiально-технiчноi' бази сучасних великотоварних агропромислових формувань, зокрема проаналiзовано чинник взаемоди менеджерiв вищого рiвня з виробничими пiдроздiлами.

Галузь застосування результате: Верховна Рада Укра'ни, Мнстерство аграрно' полтики та продовольства Укра'ни, агропромисловi пiдприемства Укра'ни вах форм власностi.

Висновки: для виршення зазначених проблем запропоновано використання методiв та iнструментiв, як вiдповiдають особливостям виробничого процесу, а також оптимальну процедуру прийняття ршення щодо оновлення матерiально-техмчно' бази, яка передбачае технiко-економiчне обфунтування його доцiльностi.

Ключов'1 слова: управлння, матерiально-технiчна база, великотоварнi агропромисловi формування, управлнський облк, виробничий метод розрахунку амортизацii',технiко-економiчне обфунтування.

УПРАВЛЕНИЕ ОБНОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ

Сас О.О.

Предметом исследования выступает обновление материально-технической базы, как один из важных сегментов управления в агропромышленных формированиях.

Целью является исследование причин неудовлетворительного обеспечения основными средствами крупнотоварных аграрных формирований, разработка методики планирования и инструментов обоснования необходимости обновления их материально-технической базы, вычисляя особенности производственного процесса.

Результаты работы Рассмотрены широко известные подходы к управлению обновлением материально-технической базы аграрных предприятиях в разрезе групп по приближенности владельца к процессу производства. Выделены характерные проблемные аспекты обновления материально-технической базы современных крупнотоварных аграрных формирований, в частности проанализированы фактор взаимодействия менеджеров высшего уровня с производственными подразделениями.

Область применения результатов: Верховная Рада Украины, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, предприятия Украины всех форм собственности.

Выводы для решения указанных проблем предложено использование методов и инструментов, которые соответствуют особенностям производственного процесса, а также оптимальную процедуру принятия решения по обновлению материально-технической базы, которая предусматривает технико-экономическое обоснование его целесообразности.

92

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 26/1

© Сас О.О., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.