Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (1), с. 36-45
УДК 339.94
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРОВ © 2014 г. Е.А. Исланкина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Нижегородский филиал
eaislankina@gmail. com
Поступила в редакцию 29.01.2014
В условиях усиливающейся глокализации1 роль регионов в национальной и мировой экономике изменилась. Регион становится самостоятельным участником международных конкурентных процессов. В теоретическом плане региональное развитие во многом опирается на кластерный подход, согласно которому конкурентоспособность территории зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей. Одной из стратегий повышения качества сетевых структур и роста конкурентоспособности территории является интернационализация кластеров. Целью статьи является поиск общих теоретических оснований кластерной концепции в экономике и концепций интернационализации деловой активности. Полученные результаты являются теоретической базой для исследования интернационализации кластеров в целях повышения глобальной конкурентоспособности регионов.
Ключевые слова: интернационализация, кластер
мировая экономика.
Введение
За последние десятилетия положение и роль региона в национальной и мировой экономике изменились. Сегодня регионы многих стран уже превратились в ведущих и независимых участников международных экономических процессов. К. Омае описывает превращение ряда китайских провинций в региональные государства - «по-луавтономные, самоуправляемые экономические регионы-штаты, которые энергично конкурируют друг с другом за капитал, технологию и человеческие ресурсы. Мегарегионы становятся своего рода электростанциями экономического роста. Если бы эти регионы были отдельными странами, то заняли бы свое место в десятке самых больших экономик Азии» [2].
Еще одна тенденция - формирование трансграничных экономических зон, которые возникают в целях усиления конкурентных преимуществ за счёт более активной кооперации.
Э. Тоффлер указывает на то, что многие вновь возникающие экономические районы выходят за существующие границы национальных государств. Так, районы Техаса и Южной Калифорнии «сливаются с округами северной Мексики, образуя два больших бинациональных экономических региона» [3, с. 21]. Ю. Яухьяйнен выделяет регион, существующий на приграничных территориях России (г. Ивангород и Выборг), Финляндии (г. Лаппенранта) и Эстонии (г. Нарва) [4].
региональное развитие, экономическая география,
Усиление регионализации неизбежно влечёт за собой проблему роста конкуренции. Поэтому повышение региональной конкурентоспособности - еще одна реалия современной экономики. Сценарии регионального развития в теоретическом плане во многом опираются на кластерный подход. В докладе о конкурентоспособности регионов и кластерной политике в России приводятся выводы о том, что конкурентные преимущества создаются на региональном уровне, а кластеры являются одним из наиболее эффективных методов сглаживания диспаритетов в региональном развитии [5].
Использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Однако само по себе наличие кластера не делает регион конкурентоспособным. Для этого нужно, чтобы сам кластер занял достойное место в международной конкурентной борьбе. Одним из решений этой задачи, по мнению автора, является активное развитие внешних связей. Это предположение заслуживает внимания в условиях глокализации мировой экономики и развития интернационализации хозяйствующих субъектов. Более того, в пользу интернационализации кластеров говорит зарубежная практика последних лет [6].
Анализ ключевых положений теорий интернационализации и кластерного подхода позволяет сделать предположение о наличии у них общих теоретических оснований. Оба направления получили своё научное оформление в
рамках экономической географии, изучающей закономерности территориального размещения хозяйства. Концепции интернационализации возникли на базе теорий международного разделения труда и мировой торговли, в основе которых - закономерности территориального размещения мирового хозяйства. Н. Баранский называл географическое разделение труда основным понятием экономической географии. Оно выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг с последующим обменом ими [7]. Кластерный подход в экономике также базируется на положениях, изучаемых в рамках экономической географии: локальная индустриальная специализация, пространственная экономическая агломерация и территориальное развитие.
Как отмечает Ч. Карлссон, «повышенный теоретический и эмпирический интерес экономистов к вопросам “где возникает экономическая активность?” и “почему она концентрируется в пространстве?” объясняется тем, что ответы на них связаны с ключевыми областями экономики: теорией размещения и теорией международной торговли» [8, с. 2].
Вместе с тем синтез теории кластеров в экономике и теорий интернационализации в целях изучения путей повышения конкурентоспособности (территории или отдельного предприятия) составляет пока относительно новое исследовательское направление, что объясняет ограниченное количество материалов по этой теме. Вопрос взаимосвязи кластерного подхода и интернационализации деловой активности получил теоретическую и эмпирическую проработку главным образом в работах зарубежных исследователей (М. Фальзи, Л. Сопас, П. Кристенсен и Л. Линдмарк, М. Гориниа, С. Сандберг, М. Цукокер, Э. ди Мариа, Б. Овиатт и П. Мак-Дугалл, С. Андерсен, Дж. Белл, Н. Ковиэл-ло, Фернхабер и др.). Однако даже иностранные авторы указывают на то, что интернационализация кластеров является еще весьма новым направлением в экономической и управленческой науке и практике и требует более глубокого осмысления. Роль размещения в региональных кластерах является только зарождающимся аспектом в исследовании интернационализации. Соединение концепций международных экономических отношений, теории кластеров и сетей позволит лучше понять многие современные экономические явления [9].
Целью данной статьи является поиск общих теоретических оснований кластерной концепции в экономике и концепций интернационализации деловой активности как базы для изучения интернационализации кластеров.
Подходы к проблеме интернационализации кластеров в научной литературе
Зарубежные исследования концентрируются на двух направлениях изучения взаимосвязи интернационализации и кластерного подхода.
Первый рассматривает роль кластеров в содействии выходу компаний - участниц кластера на внешние рынки. Так, Овиатт и Мак-Дугалл подчёркивают, что многочисленные малые инновационные компании получают конкурентные преимущества в узких сегментах на международных рынках благодаря развитию местного взаимодействия [10]. Зависимость между нахождением в составе кластера и интернационализацией подтверждается в исследованиях П. Брауна и Дж. Белла, отмечавших, что «...для компаний, выходящих на зарубежные рынки, сетевое взаимодействие является полезным и даже необходимым, упрощающим процесс интернационализации» [11].
Л. Сопас указывает на недостаточное количество исследований, посвященных изучению влияния кластера на процесс интернационализации входящих в его состав участников, главным образом малых фирм [12]. М. Гориниа отмечает, что феномен конкурентного сотрудничества, который является типичным для кластеров, также справедлив для исследования интернационализации [13].
С. Мариотти и Л. Пичителло также указывают на связь между интернационализацией фирм через прямые иностранные инвестиции и особенности местной среды [14]. Они приводят пример с итальянскими производственными фирмами из 20 небольших районов. Проанализировав их международную активность с 1986 по 1995 год, исследователи приходят к выводу, что система местного взаимодействия, включающая производственную цепочку, сеть посредников, социальные институты, особую культуру и совместное обучение, создает особую среду, необходимую для создания конкурентного преимущества и в дальнейшем поддержки внешней экспансии. Б. Гомес-Кассерс [15], а также М. Ёшино и В. Рэнган [16] подчёркивают, что у компаний, успешно действующих на международном рынке, стратегия интернационализации основывается на выстраивании коалиций.
Вторая группа исследований рассматривает вопрос интернационализации самих кластеров, т.е. развитие внешних связей сетевых образований. Э. ди Мариа отмечает, что интернационализация кластеров открывает широкие возмож-
38
Е.А. Исланкина
ности для реорганизации инновационных процессов в регионах, в основе которых - новые формы разделения труда и кооперации среди участников кластеров из разных стран мира. «Активизация международных контактов среди кластеров в разных странах создаёт возможность для усиления конкурентных преимуществ компаний-участников, поскольку таким образом у них появляется расширенный доступ к новым знаниям, умениям и компетенциям» [17]. На примере итальянских промышленных районов она доказывает, что кластеры открывают свои границы через расширение производственных и сбытовых цепочек как на национальном, так и на международном уровне. Выделяется два основных сценария развития интернационализации кластеров:
- коммерческая интернационализация: местные компании создают международные сети сбыта продукции, что укрепляет их позиции на мировом рынке;
- производственная интернационализация: местные компании переносят производство в другие страны (как поступили итальянские производители керамики со странами Восточной Европы или Дальнего Востока).
Определение интернационализации кластера
Даже небольшое количество исследований, посвящённых интернационализации кластеров, которые были рассмотрены при написании данной статьи, не содержит чётких определений интернационализации кластера. Так, в исследовании рабочей группы под руководством Г.М. Цукокера (ФРГ) содержится лишь описание критериев, при условии соответствия которым можно идентифицировать некий кластер как международный [18, с. 23]. Данный перечень критериев был разработан с участием представителей 35 кластеров из Германии, Франции и Швеции, имеющих статус наиболее передовых в своих странах, и состоит из трёх групп: группа критериев, описывающих условия, в которых происходит развитие кластера; группа критериев, характеризующих участников кластерного процесса; группа критериев, определяющая систему управления кластером.
В диссертационном исследовании П. Филиппова приводится следующее определение интернационализации кластеров: «Объединение одинаково специализированных кластеров двух и более стран как наиболее зрелая форма перемещения деловой активности, дающая максимальный эффект для сторон - участников процесса» [19, с. 5]. Предложенное определение
представляется вполне логичным и лаконичным. Однако учитывая ту роль, которую играют кластеры в развитии отдельных регионов, с одной стороны, и реформировании глобальной экономической архитектуры, с другой, предложим более широкое определение. Интернационализация кластеров - формирование устойчивых связей между сетевыми образованиями, осуществляемое на комплементарной основе в международных масштабах и ведущее к появлению новых рынков, усилению глобальной инновационной активности, а также росту конкурентоспособности кластера, его участников и территории в целом за счёт усиления деловой, научной, технологической и культурной кооперации [6, с. 87].
Основные теории интернационализации и их связь с кластерным подходом
Исследования в области международной деятельности хозяйствующих субъектов и национальных экономик имеют более чем двухсотлетнюю историю и представлены широким спектром теорий и моделей.
Следует отметить, что само понятие «интернационализация» характеризуется плюрализмом определений. Некоторые из наиболее распространённых представлены в таблице 1 [20, 21].
История кластерного подхода, определение сущности кластера и его типология также получили широкое распространение в работах российских и зарубежных учёных. К настоящему моменту существует как минимум два десятка различных определений понятия «кластер», не считая схожих терминов, которые используются для описания географических скоплений фирм, отраслей и связанных с ними процессов: индустриальные районы, новые индустриальные места, территориальные производственные комплексы, неомаршалловские узлы, региональная инновационная среда, сетевые области, полюсы роста, блоки развития, обучающиеся регионы и др. [22, 23].
Основные концепции интернационализации с точки зрения наличия у них общих теоретических оснований с кластерным подходом представлены в таблице 2. Рассмотрим эту взаимосвязь в хронологическом порядке.
Базовые принципы территориальной производственной специализации были впервые выведены в рамках концепций международных экономических отношений. Они восходят к теориям абсолютного и сравнительного преимущества Адама Смита и Давида Рикардо, в основе которых рассуждения о международном разделении труда и приобретении конкурент-
Таблица 1
Определения понятия «интернационализация»_________________________
Авторы Год Определение
Й. Йохансон и Й. Вальне 1977 Процесс развития, посредством которого фирма увеличивает международную причастность благодаря накопленным знаниям о зарубежных рынках и опыту международной деятельности
Л. Уэлч и Р. Лустаринен 1988 Процесс возрастания вовлеченности фирмы в международную деятельность
О. Андерсен 1997 Международная деятельность, осуществляемая компанией с целью укрепления своего будущего путем расширения внешнеэкономической деятельности
Дж. Даннинг 2001 Форма инвестиций на иностранных рынках, связанная с рациональным использованием преимуществ собственности и местоположения
С. Кокк, М. Форсман, С. Хинтту 2006 Международные потоки сырья, оборудования, финансов и технологий, а также готовой продукции, возникающие в ходе осуществления экспортно-импортных операций
ных преимуществ. А. Смит и Д. Рикардо стали первыми учёными-экономистами, давшими научное обоснование международному разделению труда и международной торговле. В их трудах также впервые анализируется проблема развития хозяйственных отношений в пространственном аспекте [24].
В 1937 году разработки американского экономиста Рональда Коуза легли в основу теории транзакционных издержек, которая посвящена проблеме экстернальных (внешних) эффектов. В хозяйственной деятельности наряду с производственными издержками выделяют также транзакционные, возникающие в процессе контрактного взаимодействия хозяйствующих субъектов. С точки зрения интернационализации эта теория определяет условия, при которых фирма должна интернационализировать тот или иной вид деятельности. «Фирма продолжит тяготеть к расширению до тех пор, пока издержки осуществления дополнительной транзакции внутри не станут равными стоимости этой же транзакции посредством обмена на открытом рынке» [25, с. 395]. Позднее экономисты скандинавской школы П. Кристенсен и Л. Линдмарк исследовали синтез теории пространственной локализации с теориями интернационализации и пришли к выводу, что внешнеэкономическая активность фирм будет более успешной в составе локализованной сети. Они предложили в перечень транзакционных издержек включить издержки сетевого взаимодействия (network transactions), связанные с особыми взаимоотношениями, которые могут упростить выход на внешние рынки [26].
В 1950-е годы профессор университета Рединга (Великобритания) Джон Даннинг объединил ресурсную теорию, теорию размещения и теорию транзакционных издержек в эклектическую парадигму, объясняющую, почему компании (Д. Даннинг преимущественно писал
о МНК) среди прочих вариантов международной деловой активности (экспорт, лицензирование) принимают решение об осуществлении прямых иностранных инвестиций. Д. Даннинг отмечает, что в условиях рыночной экономики сотрудничество и конкуренция всё больше становятся взаимодополняющими условиями создания и распределения ресурсов. «Компанию следует рассматривать как форму аккумуляции активов, часть из которых создаётся изнутри, а к части, создаваемой другими предприятиями, имеется доступ и возможность контроля или иного влияния» [27, с. 184]. Таким образом, содержание и значение парадигмы необходимо пересматривать в свете возникающего альянсового капитализма и современного технологического развития, цель которых - включение многообразия межфирменных связей для укрепления конкурентных позиций на мировом рынке.
В 1970-е годы учёные университета Уппсала (Швеция) Йан Йохансон и Йан Вальне разработали модель выхода предприятия на зарубежный рынок, получившую название Уппсаль-ской (У-модель). Она рассматривала процесс интернационализации с точки зрения стадий, отсюда еще одно название модели - стадийная. Преимущество стадийной модели - возможность её применения на ранних этапах интернационализации. Именно здесь её важным дополнением является учёт особенностей до-интернационализационной фазы, которая описывает деятельность фирм на внутренних рынках. Й. Йохансон и Й. Вальне отмечают, что, действуя на внутреннем рынке и устанавливая партнёрские связи с окружением, компания приобретает опыт группового взаимодействия, который будет необходим для дальнейшей интернационализации [28]. Согласно стадийной модели, накопление опыта сетевого взаимодействия внутри страны определяет накопление опыта международной деятельности.
40 Е.А. Исланкина
Теория Представите- ли Год Работа Положения, обосновывающие интернационализацию Положения, обосновывающие кластерный подход
Теория абсолютных преимуществ А. Смит 177б Исследование о природе и причинах богатства народов Специализация, т.е. различие в абсолютных издержках, - основа развития международной торговли. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом Специализация, т.е. сосредоточение производства однородной продукции в самостоятельных отраслях с особым технологическим процессом, специальным оборудованием и кадрами и последующим обменом продукцией между ними, наряду с разделением труда являются главными факторами роста производительности, всеобщей формой хозяйственного сотрудничества людей в интересах финансового преуспевания
Теория относительных преимуществ Д. Рикардо 1817 Принципы политической экономии и налогообложения Специализация стран на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, делает торговлю между ними взаимовыгодной
Теория транзакционных издержек Р. Коуз, Д. Пеноруз, О. Уильямсон, К. Эрроу 1937 The Nature of the Firm Фирма будет самостоятельно осуществлять те виды деятельности, которые она способна выполнить с более низкими затратами благодаря организации внутренней системы управления, одновременно передавая рынку те виды деятельности, при выполнении которых преимущество по затратам имеют независимые аутсайдеры. Внешние ресурсы (расположение, окружение, отношения) должны учитываться при планировании международной деловой активности Транзакционные издержки включают издержки сетевого взаимодействия (network transactions), связанные с особыми отношениями, которые могут упростить выход на внешние рынки. Кластеры позволяют оптимизировать межфирменные контакты, наладить эффективную кооперацию, согласовывать планы бизнес-субъектов организаций, осуществляющих различные виды экономической деятельности. Внешнеэкономическая активность компаний, особенно малых и средних, будет более успешной в составе локализованной сети
Эклектическая парадигма (ОК[-парадигма) Дж. Даннинг 1973 The Location of International Firms in an Enlarged EEC Фирма принимает решение об осуществлении ПИИ, при условии одновременного действия 3 факторов: - О (ownership) - преимущество собственности: возникает, если владение активами даёт иностранной фирме больше выгод по сравнению с местными фирмами; - L (location) - преимущество местоположения: инвестор может получить эти преимущества, вкладывая средства за рубежом, благодаря экономическим, социальным и политическим особенностям выбранной страны; - I (internalization) - преимущество интернализации: достигается за счёт сокращения транзакционных издержек Многообразие межфирменных связей влияет на конфигурацию OLI-парадигмы и служит укреплению конкурентных позиций компании на мировом рынке. Преимущество собственности (О) будет зависеть от способности компании находить, использовать и влиять на активы других компаний. Преимущество местоположения (L) определяется тем, как ресурсы другой страны и ее рынки могут повлиять на способность получать и использовать активы зарубежных фирм. Преимущество интернализации (I) определяется различными формами интеграции в трансграничные коалиции и международными кооперационными связями
Стадийная модель (У-модель) Й. Йохансон и Й. Вальне 1977 The Internationalization Process of the Firm — a Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitment Процесс интернационализации состоит из ряда последовательных этапов: экспорт через посредников > открытие дочерней компании > перенос производства за рубеж. Отдельно выделяется доинтернационализационная фаза, когда особенно важно сетевое взаимодействие на внутреннем рынке. Интернационализация - постепенный процесс, в котором компании увеличивают присутствие на внешних рынках, усиливая сетевое взаимодействие Наращивание партнёрских связей внутри сети предопределяет успешность выхода на зарубежные рынки. Чем больше количество связей и партнёрских отношений, тем больше у фирмы опыта и доступа к ресурсам, необходимых для выхода на внешний рынок
Продолжение таблицы 2
Сетевая модель Й. Йохансон, Л. Матссон 1988 Internationalization in Industrial Systems: a Network Approach Интернационализация - процесс установления связей между хозяйствующими субъектами за рубежом и развития международных сетей. Успешный выход компании на иностранный рынок зависит от её положения в сети, которая состоит из участников, деятельности и ресурсов Сетевой принцип - основа кластерного подхода. Важность группового взаимодействия, установление и поддержание долгосрочных, часто неформальных отношений, ускоренное развитие за счёт совместного использования факторов производства, информационного обмена - характерная особенность кластера
Теория экономии за счёт масштабов производства П. Кругман и др. 1990-е Increasing Returns and Economic Geography Причиной международной торговли является экономия (возрастающая доходность), делающая выгодной специализацию страны. Специализация позволяет расширить объем производства, снизить издержки и, соответственно, цену - т.н. «эффект масштаба». Однако чтобы эффект масштаба был реализован, необходим ёмкий рынок, т.е. мировой. Страны различаются по обеспеченности ресурсами и технологиям и специализируются на производстве тех товаров, которые они делают лучше всего Доказательством влияния возрастающей экономии от масштаба является географическая концентрация производства. Производитель, стремясь сократить производственные и транспортные издержки, старается локализовать производство вблизи основных рынков. К пространственной концентрации также тяготеют экономическая активность, инновации, рабочая сила, инвестиции. Сетевые взаимодействия между фирмами ускоряют внедрение инноваций и приводят к быстрому развитию кластеров
Теория конкурентных преимуществ М. Портер 1990-е Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран Конкурентоспособность напрямую связана с развитием мировой экономики и международных рынков в условиях усиления процессов глобализации, появления новых индустриальных стран, а также расширения интернационализации производств. Именно внутреннее ожесточённое соперничество вынуждает фирмы ориентироваться на глобальные рынки и добиваться на этих рынках успеха Ключевым фактором национальной конкурентоспособности является наличие сообщества взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, а также поддерживающих и обслуживающих организаций, взаимодействующих на принципах соконкуренции в рамках сетевых структур - кластеров. Чем более локализовано соперничество, тем оно интенсивнее
Конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности её кластеров
«Прирождённые глобалисты» Б. Овиатт и П. Мак-Дугалл 1990-е Global start-ups: Entrepreneurson a Worldwidestage Прирождённые глобалисты - малые компании, действующие в высокотехнологичных областях. Их интернационализация проходит стремительно, поскольку они оперируют в узких сегментах рынка, являясь глубоко специализированными. Интернационализацию высокотехнологичных малых компаний могут ускорить международные сети, доступ к которым стимулирует развитие внешних связей, поскольку так стимулируется процесс роста знаний Сетевые связи - важный ресурс, облегчающий интернационализацию, особенно среди малых инновационных компаний. Действуя внутри сети, компании развивают свои компетенции и усиливают международную конкурентоспособность. Так инновационная компания оказывается включённой в систему институциональных и социальных связей, благодаря которым получает доступ к информации, человеческим ресурсам, финансам и пр.
Теоретические аспекты интернационализации кластеров 41
42
Е.А. Исланкина
Разработки 1980-х годов скандинавской школы в области промышленного маркетинга (Х. Хаканссон, Л. Матссон, Дж. Валла, В. Аксилссон, Й. Йохансон и др.) легли в основу сетевой модели интернационализации. Её авторы - Йан Йохансон и Ларс Матссон в 1988 году предложили рассматривать внешнеэкономические отношения как часть группового взаимодействия, на которое оказывают влияние не только экономические, но и социальные законы [29]. Важную роль играют позиция предприятия и установление взаимоотношений с партнёрами в зарубежных сетях. Сеть состоит из участников, деятельности и ресурсов, взаимосвязи между которыми влияют на процесс вхождения фирмы на зарубежный рынок.
На примере сетевой модели связь между интернационализацией и кластерным подходом, где сетевой принцип является ключевым, становится особенно явной.
Большой вклад как в развитие теории международной торговли, так и кластерного подхода внесла теория экономии за счёт масштабов производства. Её представители - нобелевский лауреат П. Кругман, а также экономисты М. Кэмп, Д. Кисинг, М. Обстфельд и Д. Хаф-бауэр. Теория тесно связана с международной внутриотраслевой специализацией и внутриотраслевым обменом и одновременно приложима к проблемам пространственного размещения производства. Она объясняет целесообразность торговли между странами, наделёнными основными факторами производства в сходных пропорциях, за счёт получения эффекта от роста масштабов производства ввиду специализации [30]. Одновременно внутреннюю экономию от масштаба производства можно рассматривать в приложении к проблемам пространственного размещения производства, где важным фактором выступает концентрация. Принцип положительного эффекта, который достигается за счёт географической концентрации: эффект обмена знаниями и инновациями, эффект от совместного использования трудовых ресурсов и эффект свободного доступа к поставщикам -лежал ещё в основе концепции маршалловских «индустриальных районов» - теории-предтечи кластерного подхода.
Новый подход к анализу теории международной торговли, а также взаимосвязь между конкурентоспособностью, пространственной локализацией и международной деловой активностью содержится в теории конкурентного преимущества Майкла Портера. Большое значение при этом придаётся внутренней конкуренции и географической концентрации. Так, географическая концентрация усиливает внутреннюю
конкуренцию, приводит конкурентную борьбу на уровень ее максимальной интенсивности. Конкуренция на внутреннем рынке, в свою очередь, стимулирует поиск внешних рынков, т.е. интернационализацию [31, 32].
Наконец, последним примером, иллюстрирующим общие теоретические основания теории интернационализации и кластерного подхода, является концепция прирождённых глобалистов Бенджамина Овиатта и Патриции Мак-Дугалл. Эта общность проявляется в совпадении двух базовых принципов - сетевого подхода и инновационного характера, лежащих в основе как кластерной теории, так и концепции прирождённых глобалистов. К последним относятся малые компании, действующие в высокотехнологичных областях. Их интернационализация происходит стремительно, поскольку они оперируют в узких сегментах рынка, являясь глубоко специализированными. Рынок, обладающий достаточной для них ёмкостью, - это мировой рынок [10]. Инновационный аспект является характерной чертой кластеров, порождаемой постоянным переливом знаний в предел ах локализованной территории. Что касается сетевого взаимодействия, то «прирождённые глобалисты» управляют своей сбытовой и маркетинговой деятельностью через специализированную сеть, в которой ищут партнеров. Это объясняется тем, что небольшие фирмы не могут обслуживать большое количество внутренних рынков, постольку их операции в мире недостаточно масштабны.
Таким образом, об общности теоретических оснований кластерного подхода и интернационализации свидетельствует наличие следующих общих характеристик:
1) специализация как историческая основа международной торговли и экономической географии;
2) наличие преимуществ собственности, локализации и интернализации;
3) важность сетевого взаимодействия, особенно на ранней стадии интернационализации;
4) снижение транзакционных издержек;
5) проявление эффекта масштаба;
6) усиление конкурентных преимуществ;
7) важность инноваций.
Заключение
В статье были последовательно рассмотрены ключевые теории интернационализации деловой активности с точки зрения их взаимосвязи с кластерным подходом в экономике. Были выделены два направления изучения взаимосвязи интернационализации и кластерной концепции.
Первый рассматривает роль кластеров в содействии выходу компаний-участниц на внешние рынки. Второй подход концентрируется на проблеме интернационализации самих кластеров, т.е. развитии внешних связей сетевых образований.
На основании анализа научной литературы сделан вывод о наличии общих теоретических оснований кластерного подхода и концепций интернационализации деятельности хозяйствующих субъектов, которые систематизированы в таблице 2.
Полученные результаты станут теоретической базой для дальнейшего исследования вопроса интернационализации кластеров. В частности, насколько сочетание преимуществ кластерного подхода к организации хозяйства (специализация, сетевое взаимодействие, ускорение инновационного процесса, сокращение транзакционных издержек, конкурентное сотрудничество и пр.) и интернационализации (доступ к новым рынкам и факторам производства, обмен опытом и трансфер знаний, преодоление самозамкнутости и интеграция в международное пространство и пр.) может влиять на усиление конкурентоспособности самого кластера, его участников и территории базирования кластера.
Кластеризация может способствовать специализации и увеличивать разделение труда в регионе, предоставляя возможность отдельным фирмам сочетать преимущества гибкости, которые следуют из малого масштаба на уровне фирмы, с экономией от масштаба и границ на уровне кластера. Действующие на одном уровне участники кластера могут кооперироваться вокруг основной деятельности, используя свои ключевые способности, чтобы дополнять друг друга. Действуя сообща, фирмы также способны привлекать ресурсы и услуги, которые были бы недоступны им в изоляции. Однако кластер не может раскрыть свой потенциал роста в долгосрочной перспективе, если организации, его образующие, полагаются исключительно на внутренние рынки и знания, циркулирующие в локальной сети взаимодействия. Сеть местного взаимодействия выигрывает от внешних связей, поскольку за счет них в кластер поступают новые знания и субконтракты [33].
Примечание
Глокализация - региональный сценарий глобализации, при котором глобальные и локальные тенденции сосуществуют и взаимодополняют друг друга [1].
Список литературы
1. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture (Theory, Culture & Society Series). The
Cromwell Press Ltd., Broughton Gifford, Melksham, Wiltshire, 1992. 211 p.
2. Омае К. Китай нового образца, 2002. URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/new-mo-del-china/russian#PdGEo7d7ja37JruO.99 (дата обращения: 21.09.2013).
3. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: Пер. с англ. М.: Издательство «АСТ», 2008. 120 с.
4. Jauhiainen J.S. Territoriality and topocracy of cross-border networks // Journal of Baltic Studies. 2002. V. 33. № 2. P.156-176.
5. Пилипенко И.В. Кластерная политика в Рос-
сии: возможности реализации и конкурентоспособность регионов // VIII Сократические чтения «Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России»: Сб. докл. / Под ред.
В.А. Шупера. М., 2011. С. 177-211.
6. Фияксель Э.А., Назаров М.Г., Исланкина Е.А. Интернационализация кластеров как инструмент повышения национальной конкурентоспособности: европейский опыт // Инновации. 2013. № 2. С. 86-95.
7. Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные проблемы географии. М.: Мысль,1980. 287 с.
8. Karlsson Ch. Handbook of research on cluster theory. Cornwall: Edward Elgar Publishing, 2008. 316 p.
9. Sandberg S. Internationalization patterns of Chinese private-owned SMEs: Initial stages of internationalization and cluster as take-off node / Jorma Larimo, Tiia Vissak (ed.) // Research on Knowledge, Innovation and Internationalization. Progress In International Business Research. 2009. V. 4. P. 89-114.
10. Oviatt B.M., McDougall P.P. Global start-ups: Entrepreneurs on a worldwide stage // Academy of Management Executive. 1995. V. 9. № 2. P. 30-43.
11. Brown P., Bell J. Industrial Clusters and Small Firm Internationalization // Multinationals in a New Era. Basingstoke: Palgrave Macmillan (in association with the UK Chapter of the Academy of International Business), 2001. P. 10-28.
12. Sopas L. «Born» Exporting in Regional Clusters: Preliminary Empirical Evidence // Multinationals in a New Era. Basingstoke: Palgrave Macmillan (in association with the UK Chapter of the Academy of International Business), 2001. P. 29-46.
13. Gorynia M., Jankowska B. Clusters - a useful concept of increasing the internationalization of small and medium size enterprises? The case of furniture, automotive and boiler-making clusters in Poland // Working Papers. Poznan: University of Economics, 2010. P. 1154-1162.
14. Mariotti S., Piscitello L. Localized capabilities and the internationalization of manufacturing activities by SME’s // Entrepreneurship & Regional Development. 2001. V. 13. № 1. P. 65-80.
15. Gomes-Casseres B. The alliance revolution: The new shape of business rivalry. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996. 305 p.
16. Yoshino M., Rangan V.S. Strategic alliances: An entrepreneurial approach to globalization. Boston: Harvard Business School Press, 1995. 263 p.
17. Di Maria E., Costalonga G. Internationalization and innovation in CADSES SMEs and clusters: the INDE results // Internationalization Processes and Vir-
44
Е.А. Исланкина
tual Cluster Promotion in the CADSES Area (INDE Project Final Document). 2004. Ch. 3. P. 48-70. URL: http://www. inde-network. org/Inde_final_document_ Ve-nice160606.pdf (дата обращения: 10.09.2013).
18. Zu Kocker G.M., Muller L., Zombori Z. European Clusters Go International: Networks and clusters as instruments for the initiation of international business cooperation. Institute for Innovation and Technology, Berlin, 2007. 27 p.
19. Филиппов П.Н. Интернационализация межотраслевых комплексов (на примере энергетических кластеров северо-запада России и Финляндии): Ав-тореф. дис. ... к.э.н. СПб., 2005. 24 с.
20. Гусев Ю.В., Останина А.Ю. Актуальные вопросы интернационализации бизнеса // Научные записки НГУЭУ. 2005. Вып. 2. С. 31-42.
21. Данильченко А., Калинин Д. Современные направления развития теории интернационализации деловой активности предприятий // Труды факультета международных отношений: Научный сборник. 2010. Вып. 1. С.113-117.
22. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Е. Селиверстова, В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск, 2005. С. 104-123.
23. Bergman E.M., Feser E.J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications. Regional Research Institute, WVU. 1999. URL: http:// www.rri.wvu. edu/WebBook/Bergman-F eser/contents.htm (дата обращения: 20.09.2013).
24. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Издательство «Юрайт», 2009. 581 с.
25. Coase R.H. The nature of the Firm // Economica. 1937. V. 4. № 5. P. 386-405.
26. Christensen P.R., Lindmark L. Location and Internationalization of Small Firms // Visions and Strate-
gies in European Integration: A North European Perspective / Ed. by L. Lundqvist and L.O. Persson. Berlin: Springer-Verlag, 1993. P. 131-151.
27. Dunning J.H. The Eclectic (OLI) Paradigm of International Production: Past, Present and Future // International Journal of the Economics of Business. 2001. V.
8. № 2. P.173-190.
28. Johanson J., and Vahlne J.E. The Inaternationali-zation Process of the Firm-A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitment // Journal of International Business Studies. 1977. V. 8(1). P.23-32.
29. Johansson J. & Mattsson L.G. Internationalization in Industrial Systems - a network approach // Strategies in Global Competition. New York: Hood, N. & Vahlne, J.E., Eds. 1988. P. 287-314.
30. Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography // Journal of Political Economy. 1991. V. № 99. № 3. P.483-499.
31. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. 89б с.
32. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 49б с.
33. Назаров М.Г. Развитие инновационной системы региона с высоким научным потенциалом: Авто-реф. дис. ... к.э.н. СПб., 2011. 25 с.
34. Falize M., Coeurderoy R. The Network Approach to Rapid Internationalization among Born-Global and Born-Again Global Firms: The Case of the Global Innovation Network. Louvain School of Management Working Paper Series. Paris, 2012. 29 p.
35. Kontinen T., Ojala A. Network ties in the international opportunity recognition of family SMEs // International Business Review. 2011. V. 20. № 4. P. 440-453.
36. Fujita M., Krugman P., Venables A. J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International
Trade. Cambridge, MА: The MIT Press, 1999. 3б7 p.
INTERNATIONALIZATION OF CLUSTERS: THEORETICAL ASPECTS
E.A. Islankina
With the increasing glocalization, the role of regions in the national and world economy has changed. Today, regions are becoming independent actors capable of competing globally. As for theoretical background, regional development is often based on the clustering concept. One of the strategies to improve the quality of network structures and increase the competitiveness of the territory is the internationalization of clusters. The paper aims to discover common theoretical ground of the clustering concept and internationalization. The results achieved provide a theoretical basis for analyzing the problem of cluster internationalization in order to increase global competitiveness of regions.
Keywords: cluster, internationalization, economic geography, world economy, regional development.
References
1. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture (Theory, Culture & Society Series). The Cromwell Press Ltd., Broughton Gifford, Melksham, Wiltshire,
1992. 211 p.
2. Omae K. Kitaj novogo obrazca, 2002. URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/new-mo-del-china/russian#PdGEo7d7ja37JruO.99 (data obrashhenija: 21.09.2013).
3. Toffler Je., Toffler H. Revoljucionnoe bo-gatstvo: Per. s angl. M.: Izdatel'stvo «AST», 2008. 120 s.
4. Jauhiainen J.S. Territoriality and topocracy of crossborder networks // Journal of Baltic Studies. 2002. V. 33. № 2. P.156-176.
5. Pilipenko I.V. Klasternaja politika v Ros-sii: voz-mozhnosti realizacii i konkurentosposobnost' regionov // VIII Sokraticheskie chtenija «Post-industrial'naja transfor-macija staropromyshlennyh rajonov Rossii»: Sb. dokl. / Pod red. V.A. Shupera. M., 2011. S. 177-211.
6. Fijaksel' Je.A., Nazarov M.G., Islankina E.A. Interna-cionalizacija klasterov kak instrument povyshenija nacion-al'noj konkurentosposobnosti: evropejskij opyt // Innovacii. 2013. № 2. S. 86-95.
7. Baranskij N.N. Izbrannye trudy. Nauchnye problemy geografii. M.: Mysl',1980. 287 s.
8. Karlsson Ch. Handbook of research on cluster theory. Cornwall: Edward Elgar Publishing, 2008. 316 p.
9. Sandberg S. Internationalization patterns of Chinese private-owned SMEs: Initial stages of internationalization and cluster as take-off node / Jorma Larimo, Tiia Vissak (ed.) // Research on Knowledge, Innovation and Internationalization. Progress In International Business Research. 2009. V. 4. P. 89-114.
10. Oviatt B.M., McDougall P.P. Global start-ups: Entrepreneurs on a worldwide stage // Academy of Management Executive. 1995. V. 9. № 2. P. 30-43.
11. Brown P., Bell J. Industrial Clusters and Small Firm Internationalization // Multinationals in a New Era. Basingstoke: Palgrave Macmillan (in association with the UK Chapter of the Academy of International Business), 2001. P. 10-28.
12. Sopas L. «Born» Exporting in Regional Clusters: Preliminary Empirical Evidence // Multinationals in a New Era. Basingstoke: Palgrave Macmillan (in association with the UK Chapter of the Academy of International Business), 2001. P. 29-46.
13. Gorynia M., Jankowska B. Clusters - a useful concept of increasing the internationalization of small and medium size enterprises? The case of furniture, automotive and boiler-making clusters in Poland // Working Papers. Poznan: University of Economics, 2010. P. 1154-1162.
14. Mariotti S., Piscitello L. Localized capabilities and the internationalization of manufacturing activities by SME’s // Entrepreneurship & Regional Development. 2001. V. 13. № 1. P. 65-80.
15. Gomes-Casseres B. The alliance revolution: The new shape of business rivalry. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996. 305 p.
16. Yoshino M., Rangan V.S. Strategic alliances: An entrepreneurial approach to globalization. Boston: Harvard Business School Press, 1995. 263 p.
17. Di Maria E., Costalonga G. Internationalization and
innovation in CADSES SMEs and clusters: the INDE results // Internationalization Processes and Virtual Cluster Promotion in the CADSES Area (INDE Project Final Document). 2004. Ch. 3. P. 48-70. URL: http://www.inde-network.org/Inde_final_document_ V e-nice160606.pdf
(data obrashhenija: 10.09.2013).
18. Zu Kocker G.M., Muller L., Zombori Z. European Clusters Go International: Networks and clusters as instruments for the initiation of international business cooperation. Institute for Innovation and Technology, Berlin, 2007. 27 p.
19. Filippov P.N. Internacionalizacija mezhotraslevyh kompleksov (na primere jenergeticheskih klasterov severo-zapada Rossii i Finljandii): Avtoref. dis. ... k.je.n. SPb., 2005. 24 s.
20. Gusev Ju.V., Ostanina A.Ju. Aktual'nye vo-prosy in-ternacionalizacii biznesa // Nauchnye zapiski NGUJeU. 2005. Vyp. 2. S. 31-42.
21. Danil'chenko A., Kalinin D. Sovremennye naprav-lenija razvitija teorii internacionalizacii delovoj aktivnosti predprijatij // Trudy fakul'teta mezhdunarodnyh otnoshenij: Nauchnyj sbornik. 2010. Vyp. 1. S. 113-117.
22. Markov L.S. Jekonomicheskie klastery: ponjatija i harakternye cherty // Aktual'nye problemy social'no-jekonomicheskogo razvitija: vzgljad molodyh uchenyh: Sb. nauch. tr. / Pod red. V.E. Seliverstova, V.M. Markovoj, E.S. Gvozdevoj. Novosibirsk, 2005. S. 104-123.
23. Bergman E.M., Feser E.J. Industrial and Regional
Clusters: Concepts and Comparative Applications. Regional Research Institute, WVU. 1999. URL: http://
www.rri.wvu.edu/WebBook/Bergman-F eser/contents.htm (data obrashhenija: 20.09.2013).
24. Mirovaja jekonomika: Uchebnik / Pod red. B.M. Smitienko. M.: Izdatel'stvo «Jurajt», 2009. 581 s.
25. Coase R.H. The nature of the Firm // Economica. 1937. V. 4. № 5. P. 386-405.
26. Christensen P.R., Lindmark L. Location and Internationalization of Small Firms // Visions and Strategies in European Integration: A North European Perspective / Ed. by L. Lundqvist and L.O. Persson. Berlin: Springer-Verlag,
1993. P. 131-151.
27. Dunning J.H. The Eclectic (OLI) Paradigm of International Production: Past, Present and Future // International Journal of the Economics of Business. 2001. V. 8. № 2. P. 173-190.
28. Johanson J., and Vahlne J.E. The Inaternationali-zation Process of the Firm-A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitment // Journal of International Business Studies. 1977. V. 8(1). P.23-32.
29. Johansson J. & Mattsson L.G. Internationalization in Industrial Systems - a network approach // Strategies in Global Competition. New York: Hood, N. & Vahlne, J.E., Eds. 1988. P. 287-314.
30. Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography // Journal of Political Economy. 1991. V. № 99. № 3. P.483-499.
31. Porter M. Mezhdunarodnaja konkurencija. Konku-rentnye preimushhestva stran: Per. s angl. M.: Mezhduna-rodnye otnoshenija, 1993. 896 s.
32. Porter M. Konkurencija: Per. s angl. M.: Izdatel'skij dom «Vil'jams», 2001. 496 s.
33. Nazarov M.G. Razvitie innovacionnoj sistemy re-giona s vysokim nauchnym potencialom: Avtoref. dis. ... k.je.n. SPb., 2011. 25 s.
34. Falize M., Coeurderoy R. The Network Ap-proach to Rapid Internationalization among Born-Global and Born-Again Global Firms: The Case of the Global Innovation Network. Louvain School of Management Working Paper Series. Paris, 2012. 29 p.
35. Kontinen T., Ojala A. Network ties in the international opportunity recognition of family SMEs // International Business Review. 2011. V. 20. № 4. P. 440-453.
36. Fujita M., Krugman P., Venables A. J. The Spatial
Economy: Cities, Regions, and International Trade.
Cambridge, MA: The MIT Press, 1999. 367 p.