КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
ECONOMIC COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: TRENDS AND PROSPECTS
УДК 005.332.4 : 33(470)
БЛАГОВА Ирина Юрьевна
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт- Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
BLAGOVA, Irina Yurievna
Associate Professor at the Management in Economic and Social Processes Department of the Saint Petersburg state Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, blagovairina@ yandex.ru
Аннотация.
В статье исследованы черты современного этапа экономической глобализации. Проведен анализ подходов к оценке уровня глобализации и конкурентоспособности. Дана оценка взаимосвязи конкурентоспособности страны и уровня ее вовлеченности в процессы глобализации. Представлено авторское видение путей развития экономики Российской Федерации, направленных на повышение ее конкурентоспособности. Приоритетным является ориентация на внутренние факторы повышения конкурентоспособности: повышение производительности, формирование стабильной конкурентной среды, реализацию промышленной политики и поддержку платежеспособного спроса внутреннего покупателя.
Ключевые слова: глобализация, конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности, рейтинги глобализации, индикаторы экономической глобализации, проблемы интеграции, ресурсный подход, макроэкономический подход, социокультурный подход.
Abstract.
The article studies the present stage features of economic globalization. It analyses approaches to assessing the level of globalization and competitiveness. It estimates
© Благова И. Ю., 2017.
relationship of competitiveness of the country and its level of involvement in the processes of globalization. The author shows the ways of economic development of the Russian Federation aimed at improving its competitiveness. Focus on the internal factors to increase competitiveness is in priority: increasing productivity, formation of a stable competitive environment, implementation of industrial policy and support the effective demand of the internal customer.
Key words: globalization, competitiveness, competitiveness factors, globalization rankings, indicators of economic globalization, problems of integration, resource approach, macroeconomic approach, social and cultural approach.
Начало XX в. ознаменовалось стремительной интернационализацией хозяйственной жизни, которая в последнее время стала приобретать отчетливые черты глобализации, оценка влияния которой на уровень конкурентоспособности стран с открытой экономикой является одним из важнейших вопросов в современном научном дискурсе. При этом глобализация продолжается, и оценка степени, качества ее влияния крайне важна для понимания и правильной оценки возможных угроз как национальной, так и экономической безопасности России. Поскольку одним из важнейших проявлений глобализации является формирование международных рынков товаров и услуг, то экономические санкции, введенные рядом стран против Российской Федерации в 2014-2015 гг., могут расцениваться как существенный фактор, негативно влияющий на положение страны на мировой экономической арене. В то же время определение степени и качества влияния последствий глобализации на уровень конкурентоспособности страны требует четкого представления
0 том, что такое экономическая глобализация и конкурентоспособность страны, и каковы основные индикаторы их измерения [1].
Черты глобализации, понимаемой как переплетение различных культур и межрегионального разделения труда вследствие захватнических войн, обнаруживаются уже в истории античного мира. Впоследствии мир пережил несколько волн глобальных интеграционных
процессов. Последняя волна, основными характеристиками которой являются бурный рост телекоммуникационных технологий, стремительное развитие международных финансовых рынков, появление транснациональных корпораций, берет свое начало в 1990-х гг. Эксперты выделяют такие предпосылки новой волны глобализации, как переход развитых стран к доктрине экономического неолиберализма (политика М. Тэтчер и Р. Рейгана), новое международное разделение труда, расширение экономического пространства как результат распада социалистического лагеря, приватизация и сокращение государственного сектора в экономиках развивающихся стран, появление сети Интернет, старт нового технологического уклада [2; 3; 4].
Научные подходы к исследованию проблем экономической глобализации лежат в области научных интересов зарубежных и российских ученых. В их числе можно отметить: Э. Азроянца, В. Андерсон, Д. Белла, У. Бека, Дж. Гелбрейта, В. Иноземцева, Дж. Стиглица, Дж. Томпсона, Э. Тоффлера, А. Филипенко, Т. Фридмана.
Оценивать влияние процесса глобализации на экономику страны необходимо исходя из структуры процесса глобализации, который состоит из трех взаимосвязанных компонентов: нового международного разделения труда, размещения международного производства и политических отношений. При анализе вовлечения России в процесс глобализации важно
учитывать, что, несмотря на то, что задача полной экономической интеграции страны в мировую экономику была поставлена в 90-е гг. XX в., СССР также участвовал в процессе международного разделения труда. Современные исследователи считают, что в наибольшей степени Россия включена именно в экономическую глобализацию [5; 6]. Подчеркнем, что в настоящее время Стратегия национальной безопасности, описывая положение России в современном мире, применяет термин «полицентричный мир» [7], не упоминая проблем и последствий экономической глобализации.
Под экономической глобализацией понимается современный этап интеграции производства и хозяйства, который к настоящему моменту времени охватил практически все страны. Тенденция к образованию всемирной инвестиционной среды и интеграция национальных рынков капиталов. Теоретической базой экономической глобализации явилась неолиберальная экономическая теория, которая утверждает приоритет рынка в обеспечении экономического развития, отказ от участия государства в экономике, либерализация торговли, устранение препятствий для перемещения капитала, рабочей силы, товаров и услуг.
На мировой арене существуют институты, призванные способствовать мировой экономической интеграции. К ним относятся в первую очередь ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), МВФ (Международный валютный фонд) и ВТО (Всемирная торговая организация). Задачами организаций являются: содействие экономическому росту стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в неразвитых странах, обеспечение работы мировой валютной системы, либерализация международной торговли соответственно. Экономический аспект глобализации в основном касается программ МВФ и Мирового банка - основных институтов экономической глобализации мировой экономики. Принято считать, что ядро экономической глобализации сформировано 30 странами постиндустриальной модели развития. Все эти страны являются постоян-
ными членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и носят общее название «Золотой миллиард».
Для национального уровня существуют общепризнанные оценочные показатели: как для оценки уровня глобализации, так и для оценки конкурентоспособности страны, разработанные зарубежными организациями: индекс глобализации KFP-индекс (A. T. Kearny/Foreign Policy Magazine); индекс глобализации KOF-индекс (Швейцарский экономический институт и Федеральный швейцарский технологический институт и т. д.); индекс глобализации CSGR; социологический индекс глобализации Globallndex; индекс Economist Intelligence Unit. К российским разработкам можно отнести методику количественного анализа уровня глобализации стран мира (МКАГ) и индекс уровня глобализации (ИУГ) [5; 8].
В Рекомендациях ОЭСР по индикаторам экономической глобализации, разработанных в 2005 г., содержатся рекомендации по расчету величины и силы экономической глобализации. Предпочтение отдается показателям, которые считаются основными движущими силами глобализации: международной торговле, прямым иностранным инвестициям, деятельности ТНК и производственному и международному распространению технологий. Другие движущие силы глобализации, такие как движение портфельных инвестиций, международная миграция лиц и правительственные мероприятия. Однако индексы, которые позволяли бы учесть экономическое влияние и ее связи со структурными изменениями в политике, в настоящее время в зарубежной и отечественной методологии отсутствуют [2].
Проведенный автором анализ позволил прийти к выводу, что указанные индексы имеют принципиально одинаковую методологию расчета, различаясь лишь набором показателей. При этом большинство индексов характеризуется отсутствием определенной периодизации. Кроме того, ни один из существующих в настоящее время показателей не способен дать прогнозную оценку влияния интегрированности экономики страны на перспективы ее экономического развития.
Сопоставительный анализ рейтинга стран мира по уровню глобализации (Globalization Index A. T. Kearney, Foreign Policy) и рейтинга глобальной конкурентоспособности, представленный в таблице 1, позволяет сделать вывод о неявной взаимосвязи между уровнем глобализации страны и ее конкурентоспособностью.
Например, лидирующее положение Сингапура в рейтинге по уровню глобализации не вывело его на первые позиции в рейтинге конкурентоспособности стран в 2007 г.
Индекс глобализации Globalization Index (A. T. Kearney) не имеет строгой периодичности. Последние опубликованные данные индекса - за 2007 г. В 2015 г. Сингапур выпал из десятки стран-лидеров по конкурентоспособности. В то же время США и Швейцария, лидируя по конкурентоспособности, не занимали до этого самых верхних строчек в рейтингах глобализации.
В современной зарубежной литературе термин «конкурентоспособность» рассматривается в различных контекстах и на раз-
личных уровнях обобщения, однако чаще всего понятие конкурентоспособности оказывается «перегруженным». В частности, в ряде научных исследований показано, что понятие конкурентоспособности «является многослойным и размытым» настолько, что возникают сомнения, имеет ли смысл говорить о конкурентоспособности целых наций или экономических систем [10; 11].
В зарубежной экономической литературе проблема конкурентоспособности давно озвучена (М. Портер, П. Кругман), однако нет целостной теории ее решения. Представителями российской экономической школы в трудах Г. А. Васильева, Ю. Я. Еленевой, Н. К. Моисеевой, Р. А. Фатхутдинова, А. Н. Фоломьева, А. П. Челенкова, А. Ю. Юданова и целого ряда других ученых и исследователей также предпринята попытка ее решения. Оценка детерминант и основных факторов конкурентоспособности стран осуществляется на основе четырех подходов.
Традиционный ресурсный подход исходит из того, что конкурентоспособность зависит
Таблица 1
Сравнительный анализ положения стран - лидеров рейтингов уровня глобализации и конкурентоспособности в 2005-2015 г.
Страна Рейтинг стран мира по уровню глобализации Рейтинг глобальной конкурентоспособности,
Globalization Index A. T. Kearney
Период 2005 2006 2007 2007 2015
Сингапур 1 1 1 7 -
Гонконг - - 2 - 7
Нидерланды 5 7 3 - 5
Швейцария 3 2 4 2 1
Ирландия 2 4 5 - -
Дания 7 5 6 3 -
США 4 3 7 1 3
Канада 6 6 8 - -
Иордания 9 - - - -
Эстония 10 - - - -
Примечание: составлено автором по данным [9].
от наличия дешевых (и в достаточно большом количестве) природных ресурсов и рабочей силы, что позволяет удешевить себестоимость и оперативно отреагировать на возросший объем спроса.
Другой подход основан на развитии капитала («capital development») и заключается в том, что конкурентоспособность страны ставится в прямую зависимость от способности предприятий и их отраслей аккумулировать различные виды капитала, т. е. считают конкурентоспособной ту страну, которая способна обеспечить национальных инвесторов и отечественных производителей устойчивым ростом доходов.
Макроэкономический подход исходит из способности экономики страны приспосабливаться к изменениям конъюнктуры мировых рынков, что находит объективное отражение в таких показателях, как состояние платежного баланса, дефицит бюджета и объем внешнего государственного долга, колебания валют-
ного курса и т. п. «Государственный подход» поддерживается предпринимательскими кругами и заключается в том, что конкурентоспособность страны определяется политикой правительства в части регулирования экспортно-импортных операций. Инструменты управления конкурентоспособностью представлены в основном протекционистскими барьерами, налоговым стимулированием экспорта, субсидиями экспортерам и т. п.
Социокультурный подход под конкурентоспособностью нации понимает широкий феномен, который касается всех сторон и сфер общественной жизни. Согласно этому подходу, конкурентоспособность нации зависит от того, насколько близки социальные и экономические институты традициям и менталитету общества.
В таблице 2 представлены результаты анализа определения конкурентоспособности национальной экономики, отражающие различные подходы к оценке ее содержания и природы.
Таблица 2
Анализ существующих определений конкурентоспособности экономических систем макроуровня
Определение конкурентоспособности экономических систем Источник
Конкурентоспособность государства - его способность достигать устойчивого роста ВВП на душу населения в долгосрочной перспективе Всемирный экономический форум
Конкурентоспособность страны - сфера научного познания, предметом которой является анализ условий, формирующих способность правительств создавать среду, обеспечивающую создание экономической ценности отраслями производства и высокий уровень качества жизни населения Ежегодное издание по мировой конкурентоспособности, IMD, 2004
Конкурентоспособность страны - инструмент повышения качества жизни, сокращения безработицы и бедности Консалтинговая группа по конкурентоспособности (Ciampi Group). «Усиление конкурентоспособности Европы»
Конкурентоспособность страны - это степень возможностей страны в области выпуска товаров/услуг, которые востребованы мировым рынком, при одновременном увеличении благосостояния населения в стратегическом периоде времени, при условии свободной торговли и справедливых рыночных условий ОЭСР
Конкурентоспособность экономики - поддержание способности страны получать прибыль и обеспечивать занятость в условиях жесткой международной конкуренции ОЭСР, «Промышленная конкурентоспособность: сравнение сред бизнеса в мировой экономике»
Примечание: составлено автором по [10; 11; 12].
Национальная конкурентоспособность — комплексная составная модель из различных параметров, отражающих конкурентоспособность организаций и отраслей промышленности, поэтому в случае их изменения результаты могут оказаться ненадежными. Оценочные выводы также в большой степени могут зависеть от применяемых наборов индикаторов, поэтому ранжирование конкурентоспособности конкретных национальных экономик может давать различные результаты.
На макроуровне для оценки конкурентоспособности стран составляют различные мировые рейтинги, для которых рассчитывают индексы с помощью комбинации социально-экономических показателей (таблица 3).
Рейтинги основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. Что касается методологии расчета индекса вС1, то он состоит из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное обра-
зование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
Как следует из таблицы 3, за последние три года России удалось существенно улучшить свои позиции в большинстве мировых рейтингов. Несмотря на то, что большинство экспертов сходятся во мнении, что место в рейтингах не может являться самоцелью, тем не менее, переход на более высокие позиции в рейтинге CGI, а также резкий прорыв в рейтинге качества деловой среды Doing Business являются положительными тенденциями. В то же время вызывают опасения стабильность места России в рейтингах, отражающего уровень коррупции и экономической свободы.
Переходя к проблеме обеспечения конкурентоспособности России, следует отметить, что конкурентоспособность российской экономики в 2004-2014 гг. была основана именно на использовании сравнительных национальных преимуществ и использовании механизма ценовой конкурентоспособности с
Таблица 3
Динамика рейтингов конкурентоспособности Российской Федерации в международных рейтингах за период 2012-2016 гг.
Показатель конкурентоспособности 2012-2013 2014-2015 2015-2016
Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) (Рейтинг Всемирного экономического форума) 67 (из 144) 64 (из 148) 45 (из 140)
Doing Business (Рейтинг Всемирного банка) 112 (из 187) 92 (из 189) 62 (из 189)
Индекс человеческого развития (Human Development Index) (Организация Объединенных Наций (ООН) 55 (из 186) 57 (из 187) 50 (из 188)
Индекс восприятия коррупции. Transparency International: The Corruption Perceptions Index 127 (из 175) 136 (из 174) 119 (из 167)
Рейтинг экономической свободы стран мира (The Heritage Foundation) 139 (из 177) 140 (из 178) 143 (из 178)
Примечание: составлено автором по данным [9].
учетом высокой рыночной конъюнктуры цен на углеводородные ресурсы.
Участие России в международной экономической интеграции, а также роль иностранного капитала в экономике страны еще не до конца определены. Проведенный автором анализ показал, что за период 2011-2015 гг. объем прямых иностранных инвестиций (по данным Росстата) сократился в два раза: с 55 084 млн долл. в 2011 г. до 22 857 млн долл. в 2015 г. [13]. Однако нужно отметить, что такое сокращение инвестиций в экономику России в 2015 г. произошло за счет сокращения инвестиций из таких стран, как Виргинские острова и Кипр (сокращение объемов инвестиций на 64 и 55% соответственно). В то же время отмечен практически трехкратный рост инвестиций из США и Швейцарии.
Ряд исследований посвящен сравнительному анализу потерь от низкой конкурентоспособности страны и потерь от оттока денег из страны. Представляют интерес, например, расчеты Е. Ершова, указывающего на то, что в 2014 г. в России за границу уходило порядка 5 % от произведенного в стране ВВП [6]. В целом, вопрос о привлечении прямых иностранных инвестиций в экономику России как положительное последствие глобализации также является дискуссионным.
Мировая глобализация диктует сегодня жесткие условия развития экономики, одно из которых - наличие развитого финансового рынка [14]. Более того, жесткая международная конкуренция заставляет сегодня делать выбор только из двух вариантов: иметь высокоразвитый эффективный национальный финансовый рынок или не иметь никакого, привлекая финансирование с использованием ресурсов мировых финансовых центров (США, Великобритании, Восточной Азии) [14]. С целью развития национального финансового рынка, повышения его привлекательности для инвесторов и финансовых посредников, предложено создание в России международного финансового центра. Здесь отметим ряд работ, в которых авторами показано, что глобальная финансовая система перестает выполнять функцию эффективного механизма восстановления временных и локальных дисбалансов в миро-
вой экономике, превращаясь в эффективный механизм трансмиссии кризисных явлений в национальные сегменты мировой экономики. На наш взгляд, именно указанный риск трансмиссии кризисных явлений является основным риском формирования в России центра глобальных финансов.
В целом, специалисты, изучающие последствия экономической глобализации, убеждают нас в том, что многочисленные отклонения вовсе не означают, что глобализация отрицательно влияет на экономику стран с переходной моделью экономики, направлена на упрочение позиций развитых стран в ущерб интересам развивающихся. Наиболее популярным аргументом при этом является отсылка к неготовности институтов, несовершенству нормативно-правовой базы, высокий уровень коррупции, низкие гарантии защиты прав собственности и неэффективное налоговое регулирование [4; 15; 16]. Представляется, что современная экономика Российской Федерации обладает специфическими особенностями, определяющими ее взаимоотношения с внешним миром.
На этот счет в экономической литературе существуют различные точки зрения. Например, А. Паршев в своей работе видит причины хронических неудач российской экономики в высоких издержках, вызванных климатом, огромными размерами страны и т. п. [17]. Критикуя указанную позицию, Е. Ершов при оценке проблемы отставания России от развитых стран по душевым показателям производства и уровню жизни указывает на доминирование исторических факторов, а также на то, что Россия остается страной, вынужденной потреблять намного больше товаров и услуг, чем производится на ее территории [11]. А. Прохоров в публицистической работе «Русская модель управления» связывает низкую конкурентоспособность страны со специфическими видами структур и процедур управления, описывая специальные управленческие технологии, освоенные нашими соотечественниками в прошлом и настоящем, в том числе осознанную политику поддержания отсутствия конкуренции [18]. С точки зрения А. Аузана, «проблема колеи» развития отечественной
экономики заключается в сфере сложившейся вертикальной формы социального контракта, в низком качестве социального капитала и преобладании перераспределительных интересов в ущерб интересам повышения производительности [19]. Опираясь на социокультурный подход к понимаю конкурентоспособности, академик РАН В. М. Полтерович отмечает укоренившиеся в экономике России проблемы, связанные с дисфункциями, отторжением и активизацией альтернативных институтов в ходе процесса трансплантации на российскую почву традиционных институтов рыночной экономики [20].
Несмотря на цели, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также ряд мероприятий по реализации указов Президента от 7 мая 2012 г., масштабы использования конкурентных преимуществ, связанных с формированием инновационной экономики, механизмов неценовой конкуренции, основывающихся на уникальных технологиях, сегодня в России малы. Проблемой является неэффективная реализация механизмов конкурентной политики, прописанной в Стандарте развития конкуренции, разработанном Федеральной антимонопольной службой России, целью которой должно быть создание среды для равной, добросовестной конкуренции. Необходимо внести ясность в современные отношения государства и бизнеса в России с тем, чтобы в конечном итоге повысить конкурентоспособность России на мировом рынке с учетом изменившихся геополитических реалий. Основа конкурентной борьбы в мире смещается в сторону инновационного развития и производства знаний, что требует усиления экономической роли государства в процессе управления конкурентоспособностью страны.
По мнению автора, целью модернизации, основой новой экономической политики должно стать повышение конкурентоспособности страны. Важнейшие ресурсы, такие как квалифицированный персонал, капитал, инновационные технологии следует концентрировать в отраслях, производящих продукцию и участвующих в международной конкуренции.
На основании вышеизложенного можно сформулировать ряд выводов:
• в настоящее время основная проблема интеграции России в глобальную экономику заключается в оценке той глубины и качества интеграции, которая необходима для получения положительного социально-экономического эффекта от участия страны в современных интеграционных процессах, при сохранении высокого уровня национальной безопасности;
• основными путями дальнейшей интеграции Российской Федерации является вступление Российской Федерации в ВТО (осуществлено в 2012 г.) и вступление в ОЭСР (процесс вступления отложен в 2015 г. по инициативе стран-участниц ОЭСР). При этом современные экономисты сходятся во мнении, что экономический и социальный эффект, полученный от интеграции российской экономики в мировую экономику, рассчитать практически невозможно;
• кроме участия в мировом рынке товаров и услуг, вовлечение страны в процесс глобализации, необходимо для решения таких важных задач, как синхронизация национальных политик в области борьбы с коррупцией, распространением наркотиков, организованной преступностью, эпидемией ВИЧ и подобного рода болезнями, а также в сфере защиты прав человека;
• несомненно, что в условиях современной действительности от степени вовлеченности страны в мирохозяйственные процессы зависят перспективы ее социально-экономического развития в будущем. С учетом текущего геополитического и экономического положения России на мировой арене степень ее конкурентоспособности зависит от того, насколько эффективно будет выстроена система отношений с надгосударственными органами управления и международными организациями, в первую очередь с ВТО, ОЭСР и прочими наднациональными объединениями. В то же время представляется приоритетным ориентация на внутренние факторы повышения конкурентоспособности: повышение производительности, формирование стабильной конкурентной среды, реализация промышленной политики и поддержка платежеспособного спроса внутреннего покупателя.
Список литературы
1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция) / Правительство Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://government.ru/news/18119/ (дата обращения: 03.03.2016).
2. Шадура-Никипорец Н. Т. Методические аспекты оценки глобализации: отраслевой уровень // Российское предпринимательство. 2013. № 7 (229). С. 78-83. URL: https:// creativeconomy.ru/articles/28583/ (дата обращения: 21.06.2016).
3. Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. М.: Альпина Паблишер, 2013. 415 с.
4. Гавров С. Н., Лайтман М., Марков Б. В., Сахаров А. Д., Флиер А. Я. и др. Новая цивилизация: глобализация и культура. Самара: Самар. науч. центр РАН, 2007. 351 с.
5. Симонова М. Д. Индикаторы экономической глобализации: методологические основы ОЭСР // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2009. № 10 (59). URL: http://www.ecsn.ru/files/pdf/200910/200910_394.pdf (дата обращения: 21.06.2016).
6. Создание международного финансового центра / Министерство экономического развития Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/finances/creation/ (дата обращения: 19.06.2016).
7. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 дек.
8. Индекс глобализации стран мира по версии KOF. Гуманитарная энциклопедия / Центр гуманитарных технологий. 05.03.2011 (последняя редакция: 07.07.2014). URL: http://gtmarket.ru/ratings/kof-globalization-index/info
9. Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ (дата обращения: 12.04.2016).
10. Фатухдинов Р. А., Рубин Ю. Б. Будущее конкуренции и конкурентоспособности // Вузовский вестник. 2008. № 6.
11. Ершов Ю. С. Особенности национальной экономики, или почему Россия не стала Америкой. И не станет, если... // Всероссийский экономический журнал. 2016. № 3. URL: http://ecotrends.ru/archive/683-edition-03/2419-2014-06-24-07-18-25 (дата обращения: 03.07.2016).
12. Словари и энциклопедии на Академике. Информационно-справочная система. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 05.06.2016).
13. Российский статистический ежегодник / Федеральная служба государственной статистики [Офиц. сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm (дата обращения: 23.06.2016).
14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Минэкономразвития Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/ concept/ (дата обращения: 11.10.2015).
15. Беляев Д. В. Тенденции развития прямых иностранных инвестиций в условиях глобализации // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 253-263.
16. Питерс Б. Гай. Глобализация, управление и его институты // Отечественные записки. 2004. № 2 (17). URL: www.strana-oz.ru/2004/2/globalizaciya-upravlenie-i-ego-instituty (дата обращения: 10.05.2016).
17. Паршев А. П. Почему Россия не Америка? М.: Форум, 2001. 432 с.
18. Прохоров А. Русская модель управления. 2-е изд., доп. М.: Изд-во студии Артемия Лебедева. 492 с.
19. Аузан А. Общественный договор и гражданское общество: стенограмма лекции / Полит.ру. URL: http://polit.ru/article/2005/01/11/auzan/ (дата обращения: 14.05.2016).
20. Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 24-50.