Научная статья на тему 'Конкурентоспособность и инновации Молдовы в процессе глобализации'

Конкурентоспособность и инновации Молдовы в процессе глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1242
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА / REPUBLIC OF MOLDOVA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белостечник Григорий Леонович, Перчинская Наталья Павловна

В статье рассматриваются вопросы положительного и отрицательного последствия участия Молдовы в процессе глобализации. Показываются конкретные пути для улучшения рейтинга конкурентоспособности Молдовы за счет фактора «инновации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moldovan Competitiveness and Innovations in the Process of Globalization

The article presents the positive and negative consequences of Moldova’s participation in the process of globalization. There are shown the concrete ways to improve the competitiveness ranking due to the «innovation» factor.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность и инновации Молдовы в процессе глобализации»

Конкурентоспособность и инновации Молдовы в процессе глобализации

Н. П. Перчинская,

к. э. н., ведущий научный сотрудник Института экономики финансов и статистики (ИЭФС) Республики Молдовы

в-таН:па1рвгсЬ@уаЬоо.сот

Г. Л. Белостечник,

д. э. н., профессор, академик Академии наук Молдовы

В статье рассматриваются вопросы положительного и отрицательного последствия участия Молдовы в процессе глобализации. Показываются конкретные пути для улучшения рейтинга конкурентоспособности Молдовы за счет фактора «инновации».

Ключевые слова: глобализация, конкурентоспособность, инновации, Республика Молдова.

Основой «выживания» стран во всемирном процессе глобализации является конкурентоспособность. Мировой рынок сейчас характеризуется большим обострением конкуренции, которая вызвана резким ускоряющимся техническим развитием производства и повышения его эффективности. Высокая конкурентоспособность страны отражает достигнутый на промышленных предприятиях значительный уровень производительности труда и эффективности производства, что обеспечивает выпуск товаров, отличающихся высокой конкурентоспособностью на мировом рынке [1, 2].

Мировой рынок постоянно стремится к стиранию физических границ между странами и установлению единого экономического пространства по всему миру. И поскольку Молдова в будущем собирается принять участие в межстрановом экономическом соперничестве, то необходимо проанализировать, во-первых, положительные и отрицательные последствия этого участия, во-вторых, определить, какое место занимает Республика Молдова в современном мире по конкурентоспособности, в-третьих, в каком направлении целесообразно развиваться нашей стране.

Положительные и отрицательные последствия участия Молдовы в глобализации

Как правило, основную часть преимуществ от глобализации получают развитые страны, а выгоды развивающихся стран или отсутствуют, или оказы-

ваются минимальными. На сегодняшнем этапе развития Молдова не в полной мере выгодно участие в глобализации по причине недостаточного уровня конкурентоспособности. Данный вывод вытекает из проведенного нами анализа преимуществ и недостатков, получаемых страной от участия в глобальных процессах. Рассмотрим, смогут ли усилить конкурентоспособность Молдовы ниже приведенные преимущества глобализации.

1. Расширение рынка ведет к углублению специализации и международного разделения труда,

стимулирующих рост производства не только на национальном, но и на мировом уровне. Сегодняшняя специализация республики основана преимущественно на производстве экспортной сырьевой продукции, что свидетельствует об отсталости хозяйственной системы. Таким образом, глобализация в современной форме для Молдовы будет означать консервацию сырьевой ориентации на долгие годы и невозможность ее преодоления.

2. Экономия на масштабах производства потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен. Конкуренция только посредством ценовой политики частично изжила себя. Она представляется эффективной только в сочетании с другими механизмами (повышением качества, уникальности продукции, совершенством внутренней структуры, менеджмента компаний, преданностью персонала философии фирмы и т. д.), что и имеет место в развитых странах. В Молдове из-за низкой

со

о сч

со

< СО

со

о

оо

<

со

деловой культуры вышеперечисленные механизмы не будут проявлены в полной мере. Поэтому участие в глобализации предполагает для Молдовы использование в большинстве случаев неэффективных инструментов конкурентной борьбы, что в свою очередь отрицательно скажется на конечном результате.

3. Выигрыш от торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны. Выгода Молдова от обмена сырья на капиталоемкую продукцию, поставляемую экономически развитыми странами, может носить временный характер. Экспорт интеллектуальной продукции позволяет развитым странам иметь влияние над государствами - потребителями их товаров. В Молдове рынок интеллектуальной продукции еще не сложился, поэтому республика в основном импортирует зарубежные технологии. Для Молдовы сильная зависимость от экономик других стран нежелательна с точки зрения ее экономического развития.

4. Общее повышение благосостояния в мире. Преимущества глобализации позволяют улучшить свое положение всем партнерам (увеличить производство, повысить уровень заработной платы и жизненные стандарты и т. д.). Проведенные нами исследования позволили выделить ряд факторов связанных с процессом глобализации имеющих отрицательные последствия для

Молдовы, в том числе для ее конкурентоспособности.

К ним можно отнести:

1. Несправедливое распределение благ от глобализации. Оно порождает угрозу в отношении поддержания стабильного социального баланса и конфликтов не только на международном, но и национальном уровнях.

2. Взаимозависимость национальных экономик на мировом уровне, которая может вызвать общую нестабильность. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные и глобальные последствия. Зависимость экономики Молдовы от хозяйственных систем развитых стран (поставщиков продукции, не производимой на территории страны), будет постепенно способствовать деградации отечественной экономики.

3. Подрыв национального суверенитета. Контроль над экономикой отдельных стран может перейти к наиболее сильным государствам, международным корпорациям и организациям. Экономическая же зависимость Молдова может привести к потере управляемости в политической, социальной, культурной и других сферах страны.

4. Проблемы экологии. В результате борьбы государств и международных корпораций за новые сырьевые базы и природные ресурсы часто не берутся во внимание вопросы экологии. Глобализация не способствует восстановлению окружающей среды в менее развитых странах, а ведет к ее уничтожению. Это положение актуально и для Молдовы, поскольку ее внушительная территория давно находится в фокусе внимания в плане захоронения ядовитых отходов производства развитых стран,

расположения вредных производственных мощностей и т.д.

Из вышеизложенного следует возможность ограниченного участия Молдовы в процессы глобализации посредством:

• реализации продукции отдельных отраслей молдавской экономики;

• возможности адаптации некоторых преимуществ к условиям нашей страны;

• проведения активной и гибкой государственной политики с определением основных целей и задач общества;

• поддержании инновационных и научных направлений деятельности;

• разумной политики защиты внутреннего рынка отстающих сфер экономики.

Все это позволило бы в недалеком будущем приблизиться к развитым странам, участвующих в глобальных процессах и воспользоваться всеми основными преимуществами глобализации.

Место, занимаемое Молдовой в современном мире по конкурентоспособности и инновациям

Конкурентоспособность — это, прежде всего, инновации, способность генерировать новые идеи, постоянная модернизация продукции, совершенствование технологических процессов и создание новых продуктов, пользующихся спросом на мировом рынке.

Самые известные рейтинги международной конкурентоспособности определяются Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) в Давосе (Швейцария). С 2005 г. в списке, включенных в рейтинге стран, вошла и Молдова. При этом GCI1 выводится из параметров текущей экономической динамики для измерения возможности национальной экономики достичь устойчивого развития в среднесрочной перспективе.

В глобальном индексе конкурентоспособности в 2012-2013 гг. было представлено 144 страны. По шкале рейтинга глобальной конкурентоспособности первое место занимала Швейцария (табл. 1). Эта страна, которая добилась лидерства благодаря высокоразвитой инфраструктуры для научных исследований: развитого сотрудничества между ведущими научными центрами и промышленностью; высокой доли расходов компаний на исследования и разработки, высокой степени защиты прав интеллектуальной собственности; высокого уровня технологических инноваций, измеряемых на основе количества патентов на душу населения. Она является лидером в области международных патентных заявок и продаж новых продуктов, а также создании новых знаний регистрации прав собственности (патенты, общеевропейские торговые марки). Швейцария устанавливает европейские стандарты по удельному весу занятых в наукоемких производствах, а также доли экспорта средне- и высокотехнологичных товаров.

1 Сводный индекс конкурентоспособности роста рассчитывается на основе трех индексов: технологического индекса, индекса общественных институтов и индекса макроэкономической среды.

Общий индекс конкурентоспособности 2012 в сравнении с 2011-2012 гг.

Таблица 1 -2013 гг.

Страны Позиция Зна- Позиция Значение

страны 2012- чение индекса страны 2011- индекса 2011-

2013 гг. 2012 гг. 2012 гг.

(144 страны) (142 страны)

Швейцария 1 5.72 1 5,74

Сингапур 2 5.67 2 5,63

Финляндия 3 5,55 4 5,47

Швеция 4 5,53 3 5,61

Нидерланды 5 5,50 7 5,41

Германия 6 5,48 6 5,41

США 7 5,47 5 5,43

Великобритания 8 5,45 10 5,39

Гонконг 9 5,41 11 5,21

Япония 10 5,40 90 5,40

Катар 11 5,38 14 5,24

Дания 12 5,29 8 5,40

Тайвань (Китай 13 5,28 13 5,26

Канада 14 5,27 12 5,33

Норвегия 15 5,27 16 5,18

Другие страны

Эстония 34 4,64 33 4,62

Польша 41 4,46 41 4,48

Турция 43 4,45 59 4,43

Литва 45 4,41 44 4,40

Азербайджан 46 4,41 55 4,31

Казахстан 51 4,38 72 4,18

Латвия 56 4,34 57 4,30

Российская Феде- 67 4,20 66 4,21

рация

Украина 73 4,14 82 4,00

Грузия 77 4,07 88 3,95

Румыния 78 4,07 77 4,08

Армения 82 4,02 92 3,89

Республика Молдова 87 3,94 93 3,89

Таджикистан 100 3,80 105 3,77

Источник: [7]

Далее расположились, Сингапур, Финляндия и Швеция, а замыкали пятерку лидеров Нидерланды. В первую десятку самых конкурентоспособных стран вошли также Германия, США, Великобритания, Япония, Гонконг.

Практически те же самые факторы определили успех таких скандинавских стран, как Финляндия, Швеция и Дания. В этих странах отмечается высокая степень прозрачности институтов и отличное макроэкономическое регулирование в совокупности с высоким уровнем образования, ориентированность на технологии и инновации, которые определяют успешность стратегии, конкурентоспособности.

Среди стран бывшего СССР наилучшие позиции заняли страны Прибалтики, которые являются членами ЕС: Эстония — 34-ю, Литва — 45-ю и Латвия — 56-ю.

Рис. 1. Глобальный индекс конкурентоспособности Молдовы в 2012 г.

Источник: [7]

Страны СНГ не вошли в первую двадцатку, а расположились в середине и конце рейтинга: Азербайджан — 46-е место, Казахстан — 51-е, Россия — 67-е, Украина — 73-е, Армения — 82-е, Таджикистан — 100-е, Кыргыстан — 127-е.

Молдова в топе Глобального индекса конкурентоспособности 2012-2013 гг. заняла 87-ю позицию (из 144 стран), поднявшись на 6 позиций, по сравнению с 2021-2011 гг. [7]. Развернутая характеристика глобального индекса конкурентоспособности Молдовы представлена на рис. 1.

Мировые исследования показывают, что главными агрегированными факторами, которые влияют на экономическое развитие любой страны, являются, прежде всего, технологии, общественные институты (качество государственных институтов) и макроэкономическая среда. Молдова занимает слабые позиции, касающиеся развития и внедрения новых технологий. В рейтинге стран по глобальному технологическому индексу 2011-2012 гг. республика занимала только 78-ю позицию, значительно уступив место как бывшим странам СССР (Эстония — 24, Литва — 31), так и многим странам СНГ (Россия — 56, Азербайджан — 61) и своим соседям: Румыния — 67,Украина — 75 (табл. 2)

На Глобальный индекс конкурентоспособности Молдовы в 2012 г. повлияло значительное количество факторов, имеющих положительное и отрицательное воздействие (табл. 3).

В современных условиях конкурентоспособность определяется в значительной степени развитием сферой инновации и инновационным продуктом. Как показывает анализ позиций Молдовы в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, наша республика очень слабо выглядит по уровню внедрения инноваций, сложности и диверсификации бизнеса, а также технологической готовности к внедрению инноваций. И это заставляет серьезно задуматься над реальными возможностями ускорения технического развития производства и повышения его эффективности.

Глобальный индекс инноваций2 (ОП). В глобальном индексе инноваций 2012 г. была представлена

со

о

оо

<

со О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Общий индекс ОН дает представление о состоянии инноваций в каждой стране.

Классификация стран по глобальному технологическому индексу

Таблица 2

Таблица 3

Факторы, влияющие на Глобальный индекс конкурентоспособности в Республике Молдове в 2012-2013 гг.

со

о

оо

<

СО

Страны Позиция Значение Позиция Зна-

страны 2011- индекса 2012 г. страны 2010- чение индекса

2012 гг. 2011 гг. 2011 г.

(142 страны) (138 стран)

Швеция 1 5.94 1 5,60

Сингапур 2 5.86 5 5,59

Финляндия 3 5,81 3 5,41

Дания 4 5,70 7 5,29

Швейцария 5 5,61 4 5,33

Нидерланды 6 5,60 11 5,19

Норвегия 7 5,59 9 5,33

США 8 5,56 5 5,21

Канада 9 5,1 8 5,21

Великобритания 10 5,50 15 5,12

Тайвань (Китай) 11 5,48 6 5,3

Республика Корея 12 5,47 10 5,19

Германия 16 5,32 13 5,14

Япония 18 5,25 19 4,95

Эстония 24 5,09 26 4,76

Китай 51 4,11 36 4,35

Другие страны

Литва 31 4,66 42 4,20

Чехия 42 4,33 40 4,27

Венгрия 43 4,30 49 4,03

Турция 52 4,07 71 3,79

Российская 56 4,02 77 3,69

Федерация

Азербайджан 61 3,95 70 3,79

Румыния 67 3,90 65 3,81

Албания 68 3,89 87 3,56

Индия 69 3,89 48 4,03

Украина 75 3,85 90 3,53

Республика Молдова 78 3,78 97 3,45

Грузия 88 3,60 98 3,45

Армения 94 3,49 109 3,24

Источник: [9]

141 страна. Список десяти мировых лидеров в области инноваций практически не изменился по сравнению с 2011 г. В рейтинге стран мира топ-10 лидеров в Глобальном индексе по уровню инновационных возможностей и результатов 2012 г. лидирует Швейцария. В пятерку лидеров входят Швеция и Сингапур, Финляндия, Великобритания. Далее за ними, идут Нидерланды, Дания, Гонконг, Ирландия и Соединенные Штаты. Из-за ослабления позиций по всем основным индикаторам Индекса покинула десятку лучших Канада. Соединенные Штаты, как и прежде, остаются инновационным лидером, однако снизились показатели в таких областях, как образование, подготовка кадров и развитие инноваций. В результате рейтинг США в 2012 г. был понижен. Лидерами в своих регионах стали: Швейцария в Европе, США в Северной

Положительные фак- место Отрицательные фак- место

торы торы

Случаи заболевания 1 Качество дорог 144

малярией, на 100000

жителей

Воздействие малярии на бизнес 1 Присутствие научно-исследовательской и инновационной деятельности в рамках предприятий 140

Возможность доступа к Интернету 15 Присутствие кластеров 140

Импорт как процент от ВВП 16 Независимость судебно-правовой власти 138

Индекс защиты 24 «Отток мозгов» 137

юридических прав (на финансовом рынке)

Дополнительные затра- 25 Государственные за- 136

ты на антитерроризм купки высокотехнологичной продукции

Занятость женщин 26 Стоимость аграрной 134

(0,91, по сравнению с политики

занятостью мужчин)

Гибкость системы опла- 27 Качество исследова- 131

ты труда тельских институтов

Государственный долг 31 Достаточность иссле- 131

относительно ВВП дователей и инженеров

Наличие стационарных 36 Эффективность анти- 130

телефонных линий монопольной политики

Размер налогов, % от 39 Присутствие предпри- 130

ВВП ятий, доминирующих на рынке

Заработная плата и производительность 40 Качество портовой инфраструктуры 129

Количество дней, необ- 43 Потенциал для внедре- 128

ходимых для инициирования бизнеса ния новых технологий

Воздействие заболеваний СПИД на бизнес 43 Справедливость финансирования на местном рынке 127

Дополнительные рас- 53 Степень ориентации на 126

ходы, связанные с пре- потребителей (эф-

ступностью и насилием фективность рынка товаров)

Дефицит бюджета, % 59 Сотрудничество между 124

от ВВП университетами и бизнесом в области ИИ

Развитие воздушного 123

транспорта

Размер внутреннего 122

рынка (2, 3 п. от 7)

Права собственности 122

Америке, Сингапур в Юго-Восточной Азии и Океании, Израиль в Северной Африке и Западной Азии, Чили в Латинской Америке и Карибском бассейне, Индия в Центральной и Южной Азии, Маврикий в Африке к югу от Сахары. В странах Восточной Европы самой конкурентоспособной страной стали Эстония, которая заняла 19-е место, Словения — 26-е, Латвия — 30-е, Литва — 38-е.

Молдова в общем рейтинге Глобального индекса инноваций 2012 г. опустилась на 11 позиций, заняв 50-е место из 141. В классификаторе республика сегодня отстает не только от развитых стран, но и от большинства стран прежнего СССР, однако по сравнению со станами СНГ, она немного лидирует: (Россия — 51,Украина — 63, Армения — 69, Грузия — 71, Казахстан — 78, Азербайджан — 89, Таджикистан — 108, Киргизстан —109) [8].

Среди десяти лидеров по глобальной инноваци-оннойы эффективности первые два места занимают Китай и Индия. Далее следуют Молдова, Мальта, Швейцария, Парагвай, Сербия, Эстония, Нидерланды и Шри-Ланка. Китай и Индия имеют хорошие результаты инновационной деятельности, несмотря на более слабые некоторые инновационные позиции: инновационную среду и инновационные идеи. Четыре из десяти лидеров этого списка представляют страны с низким или средним уровнем дохода, куда входит и Молдова.

Республика, согласно данным исследования, проведенного INSEAD3 (The business school for the world), остается в группе стран с низкими средними доходами. Самые слабые позиции Молдовы наблюдаются по главным показателям инновационной экономики — в разделе внедрения инноваций в области предпринимательства.

В проводимой в целом государством Молдовы политике в области инноваций достигнуты сейчас определенные результаты (создана частично инновационная инфраструктура: технопарки, инновационные инкубаторы, законодательная база и др.) Однако, вместе с тем, остается значительное количество проблем, которые были выявлены нами в результате осуществленного в 2011-2012 гг. SWOT-анализа инновационной сферы республики.

Наши исследования показали, что на сегодняшний день слабыми сторонами в инновационной сфере республики являются [3].

• низкий уровень бюджетных расходов на научно-техническую сферу;

• незначительная доля расходов промышленности в целом отдельных компаний на исследования и научные разработки;

• слаборазвитая инфраструктура поддержки и стимулирования инноваций;

• низкий уровень институционального развития;

• реально неэффективное функционирование законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности;

• слабое использование результатов бюджетных научных исследований в малом и среднем бизнесе;

• медленная коммерциализация научной среды;

• отсутствие современных менеджеров и квалифицированного менеджмента;

• низкая доля высокотехнологичного экспорта;

• отсутствие венчурного капитала, фондов «посевного» капитала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Положительные и отрицательные факторы, влияющие на инновационный технологический индекс Республики Молдовы в 2012 г.

Положительные факторы место Отрицательные факторы место

Конкуренция в области 1 Независимость 132

коммуникаций и Интер- судебных органов

нета

Цены на широкополос- 5 Государственная 132

ный Интернет закупка современных технологий

Доступ к ИКТ 8 Наличие венчурного капитала 126

Количество процедур при исполнении контракта 20 Уровень поглощения технологий бизнесом 126

Широкополосный Ин- 20 Качество школ ме- 124

тернет, МЬ /8 на 10000 неджмента

населения

Количество дней для 20 Воздействие ИКТ на 123

реализации контракта новые продукты и услуги

Общая налоговая ставка, 39 Уровень подготовки 118

% в прибыли персонала

Количество дней для 42 Использование ИКТ 114

инициирования бизнеса и эффективность государственного управления

Уровень грамотности 44 Воздействие ИКТ на 112

взрослого населения доступ к традиционным услугам

Подключение организа- 56 Защита интеллек- 110

ций к Интернету туальной собственности

Индекс е-участия 56 Уровень использования Интернета в бизнесе 109

Уровень подписки к 60 Важность ИКТ как 108

широкополосному Ин- стратегическое виде-

тернету ние правительства

Оборудование семей с 63 Эффективность 108

персональным компью- правовой системы в

тером решении споров

Доступ к Интернету в 64 Уровень компьютер- 103

школах ного пиратства

63 Нормативно-правовая база ИКТ 101

3 INSEAD — французская бизнес-школа The Business School for the World), которая совместно с World Intellectual Property Organization разрабатывает Global Innovation Report.

• низкий уровень инновационной культуры и предпринимателей и др.;

• слабое взаимодействие университетов и научно-исследовательских институтов с реальным сектором экономики;

• низкий уровень участия в научно-исследовательских программах, финансируемых Европейским и мировым сообществом.

Отдельные же факторы, влияющие на инновационный технологический индекс Молдовы, были сгруппированы нами в табл. 4.

В каком направлении целесообразно развиваться Молдове?

В последнее время, помимо обсуждений, связанных с определением последствий мировой экономики от финансового и экономического кризиса, все боль-

со

о

CN

оо

J <

со О

со

о

оо

<

со

ше и больше дискуссий направлены на выявление посткризисных направлений развития. Мы должны обеспечить не просто выход из экономического кризиса, а произвести коренную трансформацию и модернизацию национальных экономик через активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики, повышение производительности труда и эффективности производства, качества выпускаемых товаров и услуг. В этих условиях спасение мировой экономики связывается с развитием научно-исследовательских разработок, инноваций. Среди приоритетных областей рассматриваются (в дополнение к уже существующим) такие как: выявление новых источников энергии, здравоохранение, производство экологически чистой продукции, охрана окружающей среды и др. Нужна инвестиционно-инновационная модель устойчивого развития, основанная на инновационном предпринимательстве и способная обеспечить сильное, динамичное и стабильное развитие.

Для Молдовы переход от существующей модели развития экономики, в которой значительную долю имеет аграрный сектор, к инновационной и информационной, означает и то, что акцент будет поставлен на ускоренное развитие сферы услуг и промышленности. При этом необходимо, чтобы темпы увеличения экспорта превышали импорт, а темпы роста инвестиций в основной капитал, а также роста промышленной продукции превышали темпы роста ВВП.

Представляют интерес и наиболее важные механизмы, используемые странами Европейского Союза в области инноваций, которые могут быть полезны и применимы и для Молдовы [4-6]. К ним можно отнести:

1. Создание Европейского института технологий, в котором первые проекты были направлены на разработку мер по предотвращению глобального изменения климата, и совершенствование энергетической политики ЕС.

2. Стимулирование развития кластеров, очевидным являясь то, что успехи в экономическом развитии зависят от наличия потенциала сотрудничества в инновационной сфере. Даже если кластеры, как правило, представляют собой спонтанно образованные экономические агломерации в определенном географическом ареале, государство может стимулировать их развитие, особенно если они возникают вокруг инновационных центров (университетов или научно-исследовательских институтов).

3. Разрабатываются предложения по развитию районов с большим потенциалом для экономического и социального развития (социополюсы) с хорошо развитой инфраструктурой и имеющих квалифицированные трудовые ресурсы.

4. Предпринимаются меры по содействию инновационной деятельности не только в промышленности, но и в сфере услуг, посредством создания первых инновационных инкубаторов в секторе услуг.

5. Усиливаются меры по продвижению партнерства между государственным и частным сектором, прежде всего в развитии инновационных услуг,

инновационных малых и средних предприятий. Заметим, что на долю малых и средних предприятий в ЕС приходится около 99% от их общего количества (около 23 млн предприятий), а в некоторых отраслях, таких как текстильная промышленность (на их долю приходится до 80% рабочих мест), они занимают ключевые позиции. Опыт высокоразвитых стран показывает, что около 90% роста ВВП в них обеспечивает внедрение в жизнь достижений науки, освоение передовых технологий, знаний, информации. Для улучшения рейтинга конкурентоспособности Молдовы за счет фактора «Инновации» необходимо:

• использование разнообразных источников финансирования инновационных процессов;

• создание научных центров по наиболее актуальным направлениям научного поиска, отвечающим общеевропейским стандартам;

• развитие инфраструктуры для исследовательского процесса, особенно формировании единой сети телекоммуникаций. Республика Молдова должна более активно работать в сфере информационных и коммуникационных технологий (мобильных и коммуникационных средств, организации широкополосных сетей;

• широкое внедрение новейших информационных технологий и создания на их базе самых современных научных центров и лабораторий;

• развитие практики совместного финансирования межгосударственных научных и научно-технологических программ;

• активное привлечение ученых республики к участию в выполнении крупных научно-технических программ Европейского Союза и эффективное стимулирование проведения скоординированных научных исследований;

• развитие всех направлений европейской научно-технологической интеграции;

• изменение менталитета по отношению к инновациям, особенно политиков и руководителей.

В качестве инструментов действия для инновационного развития Молдовы необходимо использовать: мониторинг научно-технического потенциала, обзор значимых для региона инновационных проектов, коммерциализацию технологий для превращения инновации в конечный проект, привлечение средств потребителей научных результатов. Развитие инновационного сектора в Молдове немыслимо также и без квалифицированного менеджмент, инфраструктуры, стимулирующей их создание и внедрение инноваций.

Выводы

1.

Результаты развития международной и отечественной экономики свидетельствуют о важности выработки в Молдове официальной политики в области конкурентоспособности. Внутри республики эта потребность обусловлена структурными преобразованиями.

2. На фоне структурной перестройки системы экономических отношений в глобализирующемся мире,

происходящей на основе применения новых промышленных и информационных технологий, в современной технологической структуре молдавской экономики продолжает наблюдаться регресс. В результате в конкурентоспособности отечественной экономики не наблюдается большие изменения к лучшему.

3. Основные проблемы, с которыми сталкивается экономика Молдовы связаны, главным образом, со следующими факторами:

• отсутствием четкой перспективы будущего государства Молдовы, причина которой заключается в выраженной политической нестабильности и низкой инвестиционной привлекательности;

• неразрешенностью приднестровского вопроса;

• не реформированием судебной системы;

• отсутствием доверия в охране собственности

4. Молдова продолжает отставать в конкурентоспособности по отношению к абсолютному большинству европейских стран, на уровне всех элементов, которые определяют конкурентоспособность, и особенно в сфере инноваций, исследований и разработок. Поэтому национальная система образования и научных исследований должна быть признана в качестве приоритетной и основного направления развития, а финансовая их поддержка — лучшей инвестицией для развития экономики знаний.

5. Экономический успех и конкурентоспособность стран мира зависят в основном от образования и научных исследований и их способности производить, распространять и усваивать знания. Поэтому в ситуации, когда для Молдовы повышение конкурентоспособности экономики является приоритетной задачей, развитие инновационной экономики также должно быть приоритетным.

6. Повышение роли научных исследований и инноваций в развитии конкурентоспособности и обеспечении устойчивого экономического роста должно быть направлено на:

• повышение конкурентоспособности сектора научных исследований и инноваций, в том числе с точки зрения эффективности, производительности и его ориентации на потребности национальной экономики;

• создание бизнес-среды, благоприятной для инноваций и реализация четкой и реалистичной политики в этой области, начиная со стимулированием развития научно-исследовательской и инновационной деятельности;

• реализацию системного подхода к инновациям, в контексте отношений и интересов всех заинтересованных сторон, участвующих в этом процессе: университеты, научно-исследовательские учреждения, финансирующие организации и, не в последней очереди, государство;

• повышение конкурентоспособности знаний и обеспечение эффективного менеджмента для их

превращения в конкурентные преимущества на рынке, начиная от инвестиций в исследования, производство и распространение знаний, и заканчивая внедрением (разработок и инноваций) или их маркетинга

7. Основными конкурентными преимуществами Молдовы является научный потенциал:

• относительно высокий уровень образования населения, особенно молодежи (свободное владение несколькими языками, позволяющее плавно вписываться в Европейское научное сообщество);

• расширенная сеть академических институтов, высших учебных заведений;

• географическое положение Молдовы, близкое соседство с Европейскими странами.

8. В Молдове следует продолжить работу над выработкой внутренней политики в области конкуренции также с целью регулирования деятельности отечественных монополий и контроля за ТНК, деятельность которых может препятствовать конкуренции.

Список использованных источников

1. P. Aghion, L. Bloom, R. Blundell. Competition and Innovation An Inverted-U Relationship//Quarterly Journal of Economics, Vol.120, No. 2 , 2005.

2. K. Aiginger, A. Guger. The European Socio-Economic Model, WIFO Working Papers 266, 2005.

3. E. Aculai, N. Vinogradova, N. Percinschi, A. Novac, V. Clipa. Dezvoltarea Intreprinderilor mici mijlocii: contribute, provocari

directii de perspectiva. Ch.: IEFS, 2012.

4. G. Belostechnik. The innovation Economy as a Growth Factor in the Post-Crisis Development Period. National Economy Archive,year LXIII, book 3, 2010, Svishtov, Bulgaria.

5. Gr. Belostecinic, C. Gutu. Premises and Opportunities of the Republic of Moldova for Sustainable Development in European Context. Roumanian Journal of Economix, Nr. 1 (35), 2008.

6. Г. Л. Белостечник. Развитие инновационной экономики как фактор роста экспортного потенциала страны//Сборник научных статей «Социально-экономическое развитие Украины и Республики Молдовы в условиях глобализации». Киев, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. The Global Competitiveness Report, 2012-2013, 2011-2012, World Economic Forum. http://www.weforum.org.

8. The Global Innovation Index, GII, Report, 2012, 2011.

9. The Global Information Technology Report 2011-2012; 2010-2011 http://www3.weforum.org/docs/WEF_GITR_Report_2011.pdf. World Economic Forum.

Moldovan competitiveness and innovation in the process of globalization

G. L. Belostechnik, PhD, Professor, Academician of the Academy of Sciences of Moldova.

N. P. Perchinskaya, PhD, Senior Research Fellow Institute of Economics, Finance and Statistics of the Republic of Moldova.

The article presents the positive and negative consequences of Moldova's participation in the process of globalization. There are shown the concrete ways to improve the competitiveness ranking due to the «innovation» factor.

Keywords: globalization, competitiveness, innovation, the Republic of Moldova.

со

о

CN

oo

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.