Научная статья на тему 'Digital-трансформация как катализатор инновационных процессов в экономике'

Digital-трансформация как катализатор инновационных процессов в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / инновации / цифровая экономика / инновационная экономика / конкурентоспособность / прорывные технологии / digitalization / innovation / digital economy / innovative economy / competitiveness / breakthrough technologies
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Digital-трансформация как катализатор инновационных процессов в экономике»

Ковалёв И.Л.1

digital-трансформация как катализатор инновационных

процессов в экономике

Ключевые слова: цифровизация, инновации, цифровая экономика, инновационная экономика, конкурентоспособность, прорывные технологии.

Keywords: digitalization, innovation, digital economy, innovative economy, competitiveness, breakthrough technologies.

Инновационное развитие актуально для компаний и организаций любого масштаба и любой специфики. Глобальные тренды, такие как появление прорывных технологий, цифровизация и ускорение жизненного цикла продуктов, приводят к радикальным изменениям в большинстве отраслей. Изменяются цепочки создания стоимости, смещаются зоны рентабельности, появляются новые игроки - и это коренным образом меняет соотношение сил в отраслях, существенно ускоряя внедрение новых идей и разработок. Частота появления новых возможностей и угроз, а также скорость их проникновения на рынки продолжают возрастать. С каждым годом новые технологии проникают в нашу жизнь все быстрее, и у компаний становится все меньше времени для их внедрения. Например, в совокупной прибыли топ-500 американских корпораций в 1997 году на долю технологических компаний приходилось около 9%, а в 2017 году - уже 17%2. Такие изменения происходят повсеместно, так что использование полного спектра инновационных рычагов становится обязательным условием лидерства и залогом устойчивого конкурентного преимущества.

Инновации приносят огромную пользу государству, так как инновационная активность на различных уровнях вносит прямой вклад в увеличение ВВП (в результате роста производительности, располагаемых доходов населения и налоговых поступлений) и способствует развитию отдельных отраслей. При этом следует отметить, что основной эффект от инноваций достигается за счет роста производительности и технологических прорывов в самых разных отраслях - в частности, процессные инновации напрямую повышают производительность благодаря внедрению передовых технологий и подходов к организации внутренних процессов. Сегодня именно прорывные инновации определяют вектор развития и темпы роста отрасли. Например, общий объем создаваемой стоимости в мировом автомобилестроении вырастет, по прогнозам, с 3,5 трлн. долл. США в 2017 г. до 6,6 трлн. долл. США в 2030 г., а доля традиционных технологий и бизнес-моделей, на которую сегодня приходится 98% рынка, сократится до 50% [1].

В инновационной экономике важной задачей является оценка уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как в мире, так и в отдельном государстве. Проникновение ИКТ в различные секторы экономики - основа их конкурентоспособности. ИКТ при взаимодействии с другими секторами экономики вносят новые решения, новые технологии, новые системы управления, повышающие производительность труда. Анализ экономических моделей говорит о том, что 96% всего прироста дает именно научно-технический прогресс [2].

Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) - это комбинированный показатель, характеризующий достижения стран мира с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (табл. 1). Рассчитывается данный индекс по методике Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union), специализированного подразделения ООН, определяющего мировые стандарты в области ИКТ.

Таблица 1

Индекс развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира [International Telecommunication Union: The ICT Development Index 2017 (www.itu.int)]

рейтинг страна индекс

1 Исландия 8,98

2 Южная Корея 8,85

3 Швейцария 8,74

4 Дания 8,71

5 Великобритания 8,65

6 Гонконг 8,61

7 Нидерланды 8,49

1 Ковалёв Игорь Леонидович - н.с. Института системных исследований в АПК НАН Беларуси. Область научных интересов: «Экономика и управление инновациями», «Эффективность инноваций в АПК и ТЭК», «Экономика промышленных и сельскохозяйственных предприятий», «Технический сервис машин и оборудования в АПК». E-mail: [email protected]

2 Расчеты McKinsey на основе данных Thomson Reuters.

10 Япония 8,43

17 Эстония 8,14

32 Беларусь 7,55

35 Латвия 7,26

41 Литва 7,19

45 Россия 7,07

52 Казахстан 6,79

59 Молдова 6,45

65 Азербайджан 6,20

74 Грузия 5,79

75 Армения 5,76

79 Украина 5,62

80 Китай 5,60

95 Узбекистан 4,90

109 Кыргызстан 4,37

136 Зимбабве 2,92

175 ЦАР 1,04

176 Эритрея 0,96

Индекс разработан в 2007 году на основе 11 показателей, которыми Международный союз электросвязи оперирует в своих оценках развития ИКТ. Индекс сводит эти показатели в единый критерий, который призван сравнивать достижения стран мира в развитии ИКТ и может быть использован в качестве инструмента для проведения сравнительного анализа на глобальном, региональном и национальном уровнях. Эти показатели касаются доступа к ИКТ, использования ИКТ, а также навыков, то есть практического знания этих технологий населением стран, охваченных исследованием. Авторы исследования отмечают, что уровень развития ИКТ сегодня является одним из наиболее важных показателей экономического и социального благополучия государства. В исследовании 2017 года представлены данные по индексу развития ИКТ в 176 странах мира1.

По результатам исследования индекса развития информационно-коммуникационных технологий (табл. 1) Беларусь занимает достойное место из охваченных данным исследованием государств, опережая все страны СНГ, страны постсоветского пространства и бывшего соцлагеря за исключением Эстонии.

Сегодня в мире традиционные отрасли экономики находятся на разных стадиях цифровой трансформации. В числе лидеров оказались сферы деятельности, изменившиеся одними из первых: телекоммуникации, центры обработки данных и облачные технологии. Это связано с высокой заинтересованностью отраслевых игроков во внедрении технологических инноваций, позволяющих более эффективно использовать собственный ресурс (инфраструктуру) и оказывать новые услуги более высокого качества все большему числу клиентов (абонентов). Ведущие места в мировом рейтинге цифровизации отраслей занимают банковский сектор, промышленность, энергетика, медицина [3].

По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в России доля специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий в общей численности занятых составляет 1,7%. В то же время в таких странах, как Финляндия, Швеция и Великобритания, этот показатель достигает 5,0-6,5% [4].

По нашим расчетам в Беларуси доля специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий в общей численности занятых по итогам 2017 года составляла в пределах от 2 до 2,6%.

ИТ-индустрия приобретает стратегическое значение для Беларуси. На ее долю приходится 10,5 % ВВП в секторе услуг, 5,1% общего ВВП и 3,2% экспорта. Такие данные приводятся в исследовании «The IT Industry in Belarus: 2017 and Beyond». Разработчиком этого исследования является «Ernst & Young» - британская аудиторско-консалтин-говая компания, одна из крупнейших в мире (с 2013 года действует под торговой маркой EY, представляющей собой акроним от наименования компании).

По оценке EY, в секторе ИКТ нашей страны занято более 85 тыс. человек, из которых около 34 тыс. - в сегменте ИТ-продуктов и услуг. Еще около 30 тыс. ИТ-специалистов трудится в остальных секторах. Открытой статистики по количеству ИКТ-специалистов в Беларуси нет, но, по оценке EY, в производстве ПО и выполнении ИТ-задач в других секторах занято около 115 тыс. человек [5].

В настоящее время производительность труда в Российской Федерации и Республике Беларусь примерно в 3-5 раз ниже (в некоторых сферах в 6-8 раз), чем в развитых западных странах. По показателям удельного веса отечественных компаний, осуществляющих технологические инновации в отдельных отраслях экономики, отставание от передового мирового уровня достигает 9-10 раз и выше [6-7].

Приведем некоторые доступные показатели по промышленности Беларуси (табл. 2).

1 Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Гуманитарная энциклопедия / Центр гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция: 23.01.2019). - https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info

Таблица 2

Число инновационно-активных организаций промышленности по видам инновационной

деятельности за 2011-2017 годы

Показатели 2011 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2016 г. | 2017 г. 2017 г. к 2011 г.

ед. %

Всего инновационно-активных организаций 443 411 383 345 347 78,3

из них осуществлявших: исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 249 113 110 124 136 54,6

приобретение машин, оборудования, связанных с технологическими инновациями 242 240 203 135 139 57,4

приобретение новых и высоких технологий 11 16 12 6 7 63,6

Составлено автором по данным стат. сборников «Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь» за 2017 и 2018 годы (www.belstat.gov.by).

В Российской Федерации уровень инновационной активности организаций в целом несколько выше, чем в Республике Беларусь, однако удельный организаций, осуществляющих инновации, также имеет тенденцию к сокращению (табл. 2-4).

Таблица 3

Динамика отдельных показателей инновационной активности организаций Российской Федерации, в общем числе обследованных организаций за 2011-2017 годы

Удельный вес организаций, осуществлявших виды инноваций: Годы

2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 2017 к 2011

% процентный пункт

технологические, организационные, маркетинговые 10,4 10,3 10,1 9,9 9,3 8,4 8,5 -1,9

технологические 8,9 9,1 8,9 8,8 8,3 7,3 7,5 -1,4

Составлено автором по данным Росстат (www.gks.ru).

Таблица 4

Отдельные показатели инновационной деятельности малых и средних предприятий(МСП)

Республики Беларусь за 2014-2017 годы*

Показатели 2014 г. | 2016 г. | 2017 г. 2017 г. к 2014 г.

% процентный пункт

Доля МСП, внедряющих продуктовые или процессные инновации, в общем числе МСП 3,07 2,97 3,04 -0,03

Доля МСП, внедряющих маркетинговые или организационные инновации, в общем числе МСП 1,08 0,6 0,73 -0,35

Доля МСП, осуществляющих внутренние инновации, в общем числе МСП 3,77 3,41 3,55 -0,22

Составлено автором по данным статистического сборника «Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2018» (www.belstat.gov.by).

Приведенная статистика свидетельствует о серьезной нестабильности в сфере научно-технического развития в нашей республике при весьма низкой заинтересованности субъектов хозяйствования во внедрении всех видов инноваций. Инновационная активность отечественных субъектов хозяйствования крайне низкая и по некоторым позициям продолжает сокращаться.

Приведем результаты некоторых международных исследований в этой области.

Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index) - это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю уровня развития инноваций. Рассчитан по методике Международной бизнес-школы INSEAD, Франция. Исследование проводится с 2007 года в рамках совместного проекта Международной бизнес-школы INSEAD, Корнельского университета (Cornell University) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира (табл. 5).

Таблица 5

Рейтинг стран мира по индексу инноваций [INSEAD, WIPO, Cornell University: The Global Innovation Index 2017 (www.globalinnovationindex.org)].

рейтинг страна индекс

1 Швейцария 67,69

2 Швеция 63,82

3 Нидерланды 63,36

4 США 61,40

5 Великобритания 60,89

6 Дания 58,70

7 Сингапур 58,69

14 Япония 54,72

22 Китай 52,54

25 Эстония 50,93

33 Латвия 44,61

40 Литва 41,17

45 Россия 38,76

50 Украина 37,62

54 Молдова 36,84

59 Армения 35,65

68 Грузия 34,39

78 Казахстан 31,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

82 Азербайджан 30,58

88 Беларусь 29,98

94 Таджикистан 28,16

95 Кыргызстан 28,01

121 Зимбабве 21,80

126 Гвинея 17,41

127 Йемен 15,64

Глобальный индекс инноваций составлен из 82 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. В 2017 году исследование охватывает 127 стран1.

Из анализа табл. 5 видно, что Беларусь занимает очень низкую позицию, уступая по общему инновационному развитию большей части стран СНГ и других стран постсоветского пространства. По индексу инновационного развития белорусская экономика продолжает оставаться худшей экономикой в Европе. Россия же напротив, опережает все страны СНГ и занимает вполне достойное 45 место из 127 исследуемых стран.

Приведем результаты следующего исследования. Одно из крупнейших агентств финансового консультирования Bloomberg опубликовало рейтинг стран с наиболее высоким уровнем инновационного развития (Bloomberg Innovation Index 2019) в итоговую публикацию вошли 60 стран, набравших самые высокие баллы (табл. 6).

Таблица 6

Рейтинг стран с наиболее высоким уровнем инновационного развития [Bloomberg Innovation Index

2019 (www.bloomberg.com)].

рейтинг страна индекс

1 Южная Корея 87,38

2 Германия 87,30

3 Финляндия 85,57

4 Швейцария 85,49

5 Израиль 84,78

6 Сингапур 84,49

7 Швеция 84,15

9 Япония 81,96

16 Китай 78,35

22 Польша 69,10

25 Чехия 68,09

27 Россия 66,81

36 Эстония 61,79

37 Литва 59,73

42 Латвия 55,46

53 Украина 48,05

59 Мексика 46,00

60 Вьетнам 45,92

Индекс стран, входящих в рейтинг, рассчитывается на основании 7 индикаторов с разными весовыми коэффициентами:

- Интенсивность НИОКР (20%) - расходы на НИОКР в процентах от ВВП.

- Производительность (20%) - объем ВВП в пересчете на 1 час рабочего времени.

1 Глобальный индекс инноваций. Гуманитарная энциклопедия / Центр гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция: 23.01.2019). - https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info

- Концентрация высоких технологий (20%) - доля высокотехнологичных компаний в общем числе зарегистрированных фирм. К высокотехнологичным компаниям относятся компании, занятые в аэрокосмической и оборонной промышленности, биотехнологиях, разработках в области нано- и микроэлектроники, программного обеспечения и т.д.

- Концентрация исследователей (20%) - количество исследователей в области НИОКР на 1 млн. населения.

- Технологические возможности (10%) - доля технологичной продукции в общем объеме ВВП (%); доля НИОКР-продукции в общем объеме экспортированной технологической продукции.

- Уровень высшего образования (5%) - соотношение поступивших и выпускников вузов; доля выпускников из сферы высшего образования, работающих в науке, технике, промышленности и строительстве; доля выпускников вузов в общем объеме рабочей силы в стране (население в возрасте 15-64 лет).

Патентная активность (5%) - доля патентов, выданных в стране, от общего количества заявок, поданных и подтвержденных в мире; патентные заявки от резидентов в пересчете на 1 млн. долл. расходов на НИОКР.

Указанные индикаторы рассчитываются на основании статистических данных. Источниками данных являются международные организации, такие как Всемирный банк, ВОИС, ОЭСР, ЮНЕСКО, The Conference Board, а также данные, собираемые экспертами самого агентства Bloomberg. Для того чтобы быть включенной в индекс, страна должна иметь данные по как минимум 5 из 7 индикаторов для 5 и более лет. В исследовании принимает участие 200 стран и суверенных регионов1.

Рейтинг России за год снизился на две строчки с 25 места до 27, что касается Беларуси, то она не попала в итоговый список из 60 стран исследования (Bloomberg Innovation Index 2019).

Необходимо отметить, что еще в исследовании (Bloomberg Innovation Index 2012) Беларусь занимала 20 позицию, уже через год по исследованию (Bloomberg Innovation Index 2013) снизилась до 49 строчки рейтинга, Россия занимала 22 и 14позицию соответственно.

Приведем некоторые результаты еще одного глобального исследования (таблица 7): Европейское инновационное табло (EIS) - это многоиндикаторный обзор результатов инновационного развития европейских государств в рамках Инициативы Европейского Союза. Система индикаторов Европейского инновационного табло разноаспектно характеризует научную и инновационную деятельность и позволяет сравнивать страны по уровню их инновационности.

Таблица 7

Отдельные показатели Европейского инновационного табло фК-2018) в сравнении по странам (все страны ЕС-28, Беларусь, Швейцария, Израиль, Норвегия, Сербия, Турция, Украина, Македония)

Доля МСП, внедряющих про- Доля МСП, внедряющих марке- Доля МСП, осуществляющих внут-

Рейтинг Страна дуктовые или процессные инновации, в общем числе МСП тинговые или организационные инновации, в общем числе МСП ренние инновации, в общем числе МСП

%

1 2 3 4 5

1 Бельгия 48,3 45,1 39,8

2 Швейцария 48,1 62,0 42,5

3 Ирландия 45,7 52,5 41,3

4 Финляндия 44,1 37,3 38,3

5 Нидерланды 42,9 32,5 35,0

6 Португалия 42,1 37,8 25,6

7 Германия 41,6 49,1 37,9

8 Норвегия 41,1 43,3 35,2

9 Австрия 40,7 46,1 35,0

10 Швеция 40,4 35,1 35,1

11 Люксембург 37,0 54,3 32,2

12 Франция 35,5 41,6 31,5

13 Дания 34,7 40,0 28,2

14 Греция 34,6 40,1 31,4

15 Литва 33,7 24,0 30,4

16 Кипр 32,8 31,1 30,5

17 Италия 32,7 34,6 30,5

18 Словения 32,6 33,2 26,1

19 Великобритания 32,6 45,4 19,0

20 Турция 31,5 40,5 22,5

21 Чехия 30,8 25,7 28,0

22 Сербия 28,3 32,9 23,8

23 Мальта 26,7 30,8 23,9

24 Македония 25,6 27,8 18,7

25 Хорватия 25,4 30,8 21,1

26 Израиль 22,2 44,9 21,6

27 Испания 18,6 25,5 14,5

28 Эстония 17,4 15,0 15,8

29 Словакия 16,7 22,4 13,9

1 Беларусь в Инновационном индексе Блумберга // Национальный научно-технический портал Республики Беларусь. -http://scienceportal.org.by/news/a7595a1dc79bb513.html

30 Венгрия 15,1 15,2 11,7

31 Болгария 14,0 14,8 11,2

32 Польша 13,3 11,4 8,3

33 Латвия 11,9 19,0 10,2

34 Украина 7,4 10,5 18,7

35 Румыния 4,9 8,8 4,5

36 Беларусь 3,0 0,73 3,55

Составлено автором по данным стат. сборника «Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2018» (www.belstat.gov.by).

В табл. 7 все значения ранжированы в порядке убывания по столбцу 3 (доля МСП, внедряющих продуктовые или процессные инновации, в общем числе МСП), по данным табл. 7 видно, что Беларусь катастрофически отстает по всем исследуемым показателям от всех рассматриваемых стран. Исходя из результатов исследований, приведенных в табл. 5-7, при таком уровне инновационного развития Беларусь не может называться страной с инновационной экономикой, поэтому сейчас огромное внимание и уделяется цифровизации всех сфер экономики, чтобы как можно скорее переломить ситуацию.

Огромные технологические возможности цифровизации повышают конкурентоспособность всех сфер экономики, а другой альтернативы, нежели развитие высокоэффективной экономики, построенной на современных новейших технологиях, у Беларуси с ее весьма ограниченными сырьевыми ресурсами на сегодня просто не существует [6; 7]. Последовательная государственная политика в этом плане может определять успешность продвижения на первом этапе современных технологий в жизнь и ощутимым толчком этой политики за последнее время стал Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» утвержденный 21 декабря 2017 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 27 декабря 2017 г. № 1/17415).

В свою очередь в России также было принято распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Программой определены цели, задачи, направления, сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики. Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. К этим направлениям отнесены: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

На данный момент российская экономика очень зависима от своих сырьевых отраслей. Заторможенное течение инновационного процессов в российской экономике было обусловлено долгим отсутствием значимых нормативно-правовых актов, способствующих прогрессу в развитии инновационного производства, очень слабым развитием самой инновационной инфраструктуры, нежеланием крупного и среднего бизнеса вкладываться в серьезные и дорогостоящие виды инновационного предпринимательства.

При всем этом очень важно отметить, что сейчас в Российской Федерации наметились весьма серьезные положительные сдвиги в плане действительной реализации планов, о которых так много и долго говорилось ранее на всех уровнях государственной вертикали управления и бизнеса, по глубокой диверсификации и модернизации российской нефтеперерабатывающей отрасли, что в самой ближайшей перспективе значительно изменит схему экспорта нефтепродуктов и это однозначно приведет к постепенному сокращению экспорта сырой нефти и закономерной замене образующегося сокращения экспортом нефтепродуктов глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. Все подобные меры неминуемо положительно отразятся на развитии реально инновационной и конкурентоспособной экономики в России, тому свидетельство принятый пакет законов о налоговом маневре в нефтяной отрасли. Теперь экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут постепенно снижены, начиная с января 2019 года и в течение 6 лет упадут с 30 до 0% от цены нефти, правда при этом увеличится налог на добычу полезных ископаемых. В итоге данной реформы, как ожидается, экспорт нефтепродуктов глубокой переработки станет более доходным, т.к. потери нефтекомпаний от увеличения налога на добычу полезных ископаемых будут компенсированы определенными льготами, также будет всемерно поддерживаться и стимулироваться нефтепереработка.

Активная позиция государства в инновационном процессе может существенно ускорить темпы развития отраслей. В современном мире роль государства не ограничивается спонсированием фундаментальной науки и новых разработок. Государство может определять приоритетные направления, выявлять критические уязвимости в отраслях, а также перспективные ниши и компании, обеспечивая их значимой поддержкой. Не менее важно понимать, что препятствует инновациям, и активно работать над устранением этих барьеров. Под эгидой государства могут быть организованы площадки для сотрудничества и диалога крупного бизнеса из различных отраслей, науки и стартапов для поиска новых идей и решения сложных комплексных проблем. Нужно продолжать курс на продвижение инноваций и предпринимательской деятельности, в том числе более активно пропагандировать истории успеха российских и белорусских компаний, ученых и предпринимателей. Появление прорывных технологий, трансформирующих отрасли, является одновременно следствием и катализатором широкого диапазона инноваций. В каждой отрасли существует огромное множество примеров появления новых технологий, таких как прорывы генной инженерии в здравоохранении или создание сверхпрочных сплавов в металлургии. Существуют и общие для всех отраслей драйверы инноваций -цифровизация отраслей и внедрение инструментов Индустрии 4.0, включая роботизацию и автоматизацию многих процессов, от работы колл-центров до производства. В США, например, уже стало реальной возможностью автоматизировать почти 50 % ручных операций Одновременно с ростом потенциала применения новых технологий благодаря

снижению стоимости повышается их доступность [1]. Первые 3Б-принтеры в конце 1980-х годов стоили по 300 тыс. долл. США и более (в ценах 2018 г. - более 650 тыс. долл. США), а сегодня цены на 3Б-принтеры начинаются от 100 долларов1.

Мировые исследования позволяют выделить четыре основных фактора, влияющих на темпы цифровизации: это уровень предложения (наличие доступа к Интернету и степень развития Интернет-инфраструктуры), потребительский (клиентский) спрос на различные цифровые технологии, институциональная среда (государственная политика, законодательная база, ресурсы), общий инновационный климат в стране (инвестиции в НИОКР, цифровые технологии и стартапы). Нужно добавить ко всему перечисленному еще один важный фактор влияния на скорость развития цифро-визации -способность адаптации потребителей к постоянно создаваемым цифровым инновациям и уровень доверия к цифровой экономике со стороны всех слоев населения страны.

Список литературы

1. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста / Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice. 2018. - 110 с.

2. Борзенкова Т.А. Анализ развития отрасли ИКТ в Беларуси / Т.А. Борзенкова, Н.С. Баранова // 52-я науч. конф. аспирантов, магистрантов и студентов, Минск, 25-30 апреля 2016 г. / Белорус. гос. ун-т информатики и радиоэлектроники. Минск, 2016. -С. 87-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мониторинг глобальных трендов цифровизации / Центр стратегических инноваций ПАО «Ростелеком». 2018. - 30 с.

4. Шапорова З.Е. Цифровизация в сельском хозяйстве - прорыв в будущее / З.Е. Шапорова, Н.В. Титовская // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2018. - С. 96-98.

5. Григорьева А. Портрет белорусской ИТ-индустрии / А. Григорьева // Экономическая газета. - Минск, 2017. - № 62, 22 августа.

6. Ковалёв И.Л. Проникновение инновационных технологий в АПК: отечественный опыт на фоне зарубежья // Достижения молодых ученых в развитии сельскохозяйственной науки и АПК: материалы VII-й международной научно-практической конференции молодых ученых. ФГБНУ «ПНИИАЗ». 2018. - С. 448-453.

7. Ковалёв И.Л. Перспективы диджитализации производственного сектора АПК Белоруссии // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. - М.: Сельхозиздат, 2018. - № 7. - С. 64-74.

1 Miller A. The Evolution of 3d Printing: Past, Present and Future // 3D Printing Industry 01.08.2016. -com/news/evolution-3d-printing-past-present-future-90605/

https://3dprintingindustry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.