промышленного комплекса // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - №2 (26). - С.48-53.
3. Мингалиев К.Н. Управление финансовым оздоровлением предприятий оборонно -промышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №22.
4. Кирсанова М.А. Особенности организации и управления финансовыми потоками на предприя-
тиях оборонно-промышленного комплекса // Современная экономика: опыт, проблемы и перспективы развития. 2015. №4.
5. Бурмистрова Л.М. Модель финансового анализа предприятий оборонно-промышленного комплекса // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №3.
УДК 339.7
Курочкина И. Г.
Государственное бюджетно-образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРОВЫХ
РЕЙТИНГАХ
Kurochkina I. G.
State budgetary educational institution higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering and Pedagogical University»
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE
WORLD RANKINGS
Аннотация
Статья посвящена оценке готовности к переходу Российской Федерации к цифровому «смарт» будущему. С этой целью были использованы индикаторы, которые рассчитываются ведущими зарубежными консалтинговыми компаниями. В контексте развития смарт-индустрии было выделено 8 индикаторов. Сделан вывод о том, что, для повышения степени готовности к переходу Российской Федерации к цифровому будущему, в первую очередь, необходимо обратить внимание на создание национальной системы «цифрового» и STEM-образования.
Abstract
The article is devoted to the assessment of readiness for the transition of the Russian Federation to the digital "smart" future. For this purpose, indicators were used, which are calculated by leading foreign consulting companies. In the context of the development of the smart industry, 8 indicators were identified. It is concluded that, in order to increase the degree of readiness for the transition of the Russian Federation to the digital future, first of all, it is necessary to pay attention to the creation of a national system of "digital" and STEM-education.
Ключевые слова: цифровизация, смарт-технологии, мировые рейтинги, глобализация, Промышленность 4.0.
Key words: digitalization, smart technologies, world rankings, globalization, industry 4.0.
Важнейшими характеристиками развития всей мировой системы после глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. является «смарт (умное) -развитие» или «умное производство», которое базируется на информационно-коммуникационных технологий и инновациях. Европа характеризует этот этап развития как «Промышленность 4.0», а США - как «промышленный Интернет вещей (ПоТ)». Все более востребованными становятся высокотехнологичные услуги, прежде всего в сфере информационно-коммуникационных систем. В некоторых развитых странах и в отдельных городах будущего идет построение интеллектуального общества (в Японии его называют супер смарт-общество, или Общество 5.0). Речь идет о взаимоинте-грированных кибернетических и физических пространств, в которых инновации в сфере науки и техники играют ведущую роль в обеспечении сба-
лансированного экономического развития и решения социальных проблем [1 - 3]. Не смотря на это, предпосылкой создания «Общества 5.0» является сотрудничество взаимодействие между индустрией, научными кругами и правительством.
Направления развития промышленности Российской Федерации в соответствии с принципами «смарт» определяются ее готовностью к переходу к разумному цифровому будущему. Для оценки готовности можно использовать ряд индикаторов, которые рассчитываются ведущими консалтинговыми компаниями. В контексте развития смарт-ин-дустрии среди наиболее важных показателей (с указанием места в рейтинге) можно назвать такие:
1. Международный рейтинг конкурентоспособности в цифровой среде - World Digital Competitiveness Ranking [4].
В 2017 г. Российская Федерация заняла 40-ую позицию среди 63-х оцениваемых стран. По сравнению с 2016 г. этот показатель улучшился на 2 пункта, оставив позади Саудовскую Аравию и Италию.
Итоговая рейтинговая оценка рассчитывается как совокупность трех направлений: «Знания» (качество образования и наука), «Технологии» (регу-ляторная среда, финансовый капитал в 1Т-отрасли, состояние интернет и коммуникационных технологий) и «Будущая готовность» (уровень готовности использования цифровой трансформации).
2. Международный рейтинг развития информационно-коммуникационных технологий - ICT Development Index (IDI) [5].
В 2017 г. Российская Федерация заняла 45 место, опустившись на 2 пункта, уступив таким странам, как Беларусь, Латвия и Литва. Данный индекс рассчитывается как среднее арифметическое совокупности субиндексов:
- первый субиндекс - характеризует доступ населения к информационно-коммуникационным технологиям;
- второй субиндекс - показывает степень использования ИКТ на территории государства;
- третий субиндекс - характеризует навыки использования ИКТ, которыми владеет население.
3. Международный рейтинг конкурентоспособности стран [6].
В 2017 г. Российская Федерация улучшила свои позиции в рейтинге на пять пунктов, заняв 38 место из 137, однако, по развитию технологий Россия не входит даже в топ-50. В рейтинге по направлению «Технологический уровень» Россия заняла 57-ое место, по «Инновационному потенциалу» -на 49-м. Эксперты консалтингового агентства оценили ускоренный рост цифровизации экономики.
4. Глобальный индекс кибербезопасности -Global Cybersecurity Index [5].
В 2017 г. по индексу кибербезопасности Россия заняла 11 место, на один пункт, опередив такие технологически развитые страны, как Япония и Норвегия. В исследовании принимали участие 193 страны.
5. Международный рейтинг инновационности стран - Bloomberg Innovation Index [6].
Согласно данному рейтингу, в 2017 г. Российская Федерация заняла 25-е место, улучшив свой результат по сравнению с 2016 г. на 1 пункт. Страны оцениваются по семи индикаторам, которые имеют непосредственное отношение к научно-исследовательской деятельности, бизнесу, производству и образованию. Эксперты консалтингового агентства отмечают, что если бы не санкции и падение цен на нефть, то данный показатель мог быть намного выше.
6. Международный рейтинг инновационности стран - Global Innovation Index, по версии Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO) [6].
В 2017 г. Российская Федерация ухудшила свой показатель, заняв всего 43 место. Согласно рейтингу, Россия уступила Португалии, Вьетнаму,
37
Таиланду, Украине, Греции и Болгарии, которые являются технологически более отсталыми. По-мнению российских экспертов, результаты рейтинга исключительно политизированы и не могут учитываться при оценке готовности к переходу к цифровому «смарт» будущему.
7. Индекс развитости информационно-коммуникационных технологий - Networked Readiness Index (NRI) [6].
В 2017 г. Россия заняла 41 место из 139 государств. Расчет индекса производится на основе оценке готовности экономики той или иной страны к использованию ИКТ.
8. Международный рейтинг программистов HackerRank [6].
В 2017 г. Россия находилась на 2 место после Китая. Рейтинг HackerRank охватывает программистов из 50 стран. Для оценки данного индикатора, было определено 15 типов задач, которые являются наиболее популярными у посетителей. Самыми востребованными оказались задания, связанные с построением алгоритмов. Так же в перечне заданий оказались задачи, связанные с программированием на Java и структурами данных. На основе всех баллов за выполнение всех 15 видов задач был рассчитан общий балл квалификации программистов для каждой страны.
Общий вывод, который можно сделать исходя из рейтинговых значений, Российская Федерация имеет необходимый потенциал и определенную готовность для развития смарт-индустрии.
Более того, нельзя не отметить тот факт, что в 2018 г. Россия, исходя из своих регионов планирует направить на реализацию ИКТ-проектов 110,7 млрд. руб., что на 9,2% больше, чем в 2017 г. [7]. Так, лидерами рейтинга ИКТ в регионах 2018 г. стали: Москва (49,2 млрд. руб.), Санкт-Петербург (13,5 млрд. руб.) и Московская область (5,7 млрд. руб.). На четвертом месте - Республика Татарстан (2,6 млрд. руб.), улучшив свои позиции по сравнению с 2017 г. на две строчки. Пятое место - без изменений Республика Саха (Якутия) (2,5 млрд. руб.). Суммарная доля этих 5 субъектов РФ составляет 73,6 млрд. руб. или 66,5% всех региональных ИКТ-расходов.
Приоритетными компонентами реформ должны стать создание национальной системы «цифрового» и STEM-образования, специальной подготовки кадров для киберфизических производств и их непрерывного профессионального развития, разработка новых подходов к приобретению знаний и навыков на рабочих местах, в том числе с использованием методов цифрового обучения, создания и продвижения «сетей передовой практики» в сфере переподготовки кадров, трансферта новых знаний и трудовых навыков, организация системы получения целевых квалификаций безработных выпускников в области ИКТ и инжиниринга, их прямых связей с промышленными предприятиями.
Список литературы
1. Сафиуллин А.Р. Стратегии и принципы построения Индустрии 4.0 в современной экономике /
А.Р. Сафиуллин // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы: труды научно-практической конференции с международным участием / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2017. - С. 102 - 107.
2. Смарт-промисловють в епоху цифрово! економши: перспективи, напрями i мехашзми ро-звитку : монографiя за ред. акад. НАН Укра!ни В.П. Вишневського; НАН Укра!ни, 1н-т економiки пром-ст1. - Ки!в, 2018. - 192 c.
3. Kniaziev S.I. Development of smart industry as an efficient way to implement the policy of neoin-dustrialization in the world / S.I. Kniaziev // Экономика промышленности, 2017. - № 4 (80). - С, 5 - 18.
4. IMD World Competitiveness Center. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-cen-ter-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2018
5. International Telecommunication Union. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. itu.int/net4/itu-d/idi/2017/index. html
6. Гуманитарные технологии. Аналитический портал. Электронный ресурс. Режим доступа: https ://gtmarket. ru
7. ИКТ-расходы регионов в 2018 г. вырастут на 9%. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. cnews.ru/reviews/ikt_v_gossektore_2018 /articles/iktrashody_regionov_v_2018_g_vyrastut_na_ 9
Леонтьев Рудольф Георгиевич
д-р экон. наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, главный научный сотрудник Хабаровского федерального исследовательского центра ДВО РАН,
г. Хабаровск, Российская Федерация
ФОРМУЛЫ ПСЕВДОНОВИЗНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ
КНР
Leontiev Rudolf Georgievich
Doctor of Economics Science, professor, the Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, chief research scientist of the Khabarovsk Federal Research Center of Far East Branch Russian Academy of Sciences, Khabarovsk, Russian Federation
FORMULA PSEUDO NOVELTY MANAGEMENT AND DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE
CHINESE PEOPLE'S REPUBLIC ENERGY
Аннотация:
В статье представлен экспертный анализ формул создания государственного стратегического управления корпорациями и структурных составляющих стратегии развития энергетической отрасли КНР, представленных в качестве второго и третьего элементов псевдоновизны «основных результатов диссертационного исследования».
Abstract:
The article presents an expert analysis of the formulas for creating state strategic management of corporations and the structural components of the strategy for the development of the energy sector of the People's Republic of China, presented as the second and third elements of the pseudo novelty of the «main results of the dissertation research».
Ключевые слова: формула новизны, основные результаты исследования, государственное управление отраслью, энергетические рыночные корпорации, стратегия развития энергетики КНР, структурные составляющие.
Key words: the formula of the novelty, the main results of the study, the state management of the industry, energy market corporations, the strategy of the development of the energy sector ofthe People's Republic of China, structural components.
Через рот входят болезни, а выходят беды.
Китайская пословица
В первом разделе автореферата "Общая характеристика диссертационной работы" [1] (стр. 3-6) соискатель представил подраздел "научная новизна исследования" [1] (стр. 6), в котором сформулировано краткое описание («формула» [3]) трех элементов «научной новизны исследования».
Вместе с тем, по мнению автора работ [4-8] и настоящей статьи, в любой докторской или кандидатской диссертации и в ее автореферате краткие
описания (формул) научной новизны результатов исследования должны быть особо выверены. Из-за их возможного использования не только в отзывах организации, где выполнялась диссертационная работа, официальных оппонентов и ведущей организации, но и в других материалах аттестационного дела соискателя, формируемого диссертационным советом, в котором происходит защита указанной работы [4-8].