Еще до начала внедрения CASE-средств метрическая оценка должна начинаться с реальной оценки текущего состояния среды и поддерживать процедуры постоянного накопления данных [5].
Период, в течение которого выполняется количественная оценка воздействия, оказываемого внедрением CASE-средств, является весьма значимой величиной с точки зрения определения степени успешности перехода. Некоторые организации, успешно внедрившие в конечном счете CASE-средства, столкнулись с кратковременными негативными эффектами в начале процесса. Другие, успешно начав, недооценили долговременные затраты на сопровождение и обучение [3]. Таким образом, чтобы преодолеть любые негативные эффекты на начальном этапе, а также смоделировать будущие долговременные затраты, наиболее приемлемый временной интервал для оценки степени успешности внедрения должен быть достаточно большим. С другой стороны, данный интервал должен соответствовать целям организации и ожидаемым результатам.
Итогом данного этапа является внедрение СЛ8Б-средств в повседневную практику организации, при этом больше не требуется какого-либо
специального планирования. Кроме того, поддержка CASE-средств включается в план текущей поддержки ПО в данной организации.
Список литературы
1. Вендров А. М. Один из подходов к выбору средств проектирования баз данных и приложений / А. М. Вендров // СУБД - 2006. - № 3. - С. 14-16.
2. Клементьев И.П. Введение в CASE-технологии [Электронный ресурс] / И. П. Клементьев. - У. : УГУ, 2014. - 233 с. - Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/114589/ (дата обращения 03.12.2018).
3. Новоженов Ю.В. Объектно-ориентированные технологии разработки сложных систем / Ю.В. Новоженов. - 4-е изд., перераб. - М. : МГУЭСИ, 2014. - 195 с.
4. Тандоев А.Ю. Применение CASE-средства для информационного моделирования в системах обработки данных/ А.Ю. Тандоев // СПБ - 2006. -№ 3. - С. 8-19.
5. Черняк Л. П. Интеграция CASE-средств /Л. П. Черняк. - 4-е изд., доп. - М. : РОСТ, 2012. - 63 с.
© 2019 г. Т. А. Серебрякова Л. И. Копту
УДК 336.64
Поднос Антонина Станиславовна
магистрант.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ
КОМПЛЕКСЕ
Podnos Antonina Stanislavovna
undergraduate student.
St. Petersburg state University of Economics
FEATURES OF FINANCIAL MANAGEMENT IN THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX
Аннотация
В статье рассмотрены особенности управления финансами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации. Перечислены основные трудности и проблемы управления финансами отечественными предприятиями ОПК. Особое внимание уделено вопросам государственного финансового контроля и финансового оздоровления предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Abstract
The article discusses the features offinancial management at enterprises of the military-industrial complex (MIC) of the Russian Federation. The main difficulties and problems of financial management by domestic defense industry enterprises are listed. Particular attention is paid to issues of state financial control and financial rehabilitation of enterprises of the military-industrial complex.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; ОПК; управление финансами; финансовая устойчивость; финансовое оздоровление.
Keywords: military-industrial complex; MIC; financial management; financial .stability; financial recovery.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Российской Федерации, являясь наиболее высокотехнологичным в национальной экономике и в то же время определяющим оборонный потенциал государства и ее безопасности, до сих пор находится в кризисном состоянии, за исключением некоторых положительных тенденций, относящихся
главным образом к авиастроительной и судостроительной отраслям. Основные количественные и качественные показатели социально-экономического положения оборонно-промышленного комплекса определяют его как стагнирующую отрасль, даже на фоне существенного общего прироста объемов производимой продукции и услуг.
Основной характеристикой деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса является наличие следующих специфических особенностей [5]:
- монопольное положение в производстве продукции, потребителем которой является зачастую государство;
- высокий уровень доли государственных заказов и практическое отсутствие частных инвестиций;
- наукоемкость и высокая технологичность производства продукции;
- длительный производственный цикл на предприятиях;
- материалоемкость продукции;
- присутствие масштабных производственных фондов и их изношенности;
- высокие требования к качеству продукции, предъявляемые со стороны государства;
- особые требования к рабочему персоналу;
- закрытость производственной системы и инновационных разработок предприятий ОПК.
При этом, основным источником финансирования технологических инноваций в предприятиях оборонной отрасли являются собственные средства предприятий (около 80%). Средства федерального бюджета составляют около 15%. Крайне незначительна доля средств местных бюджетов и внебюджетных фондов. Практически отсутствуют иностранные инвестиции в технологическое перевооружение предприятий оборонно-промышленного комплекса. В этой связи особое значение приобретают инструменты управления финансами предприятий отрасли, а также увеличение степени финансовой устойчивости [1].
В значительной части, особенностями управления финансами в оборонно-промышленном комплексе России является участие государства, как контролирующего органа. Это неудивительно, поскольку помимо финансирования деятельности отрасли, именно государственный сектор является ключевым заказчиком на готовую продукцию предприятий ОПК.
Второй особенностью управления финансами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса является организация производства продукции, которая сталкивается с ограничениями нормативно-правового регулирования государственного финансирования оборонных заказов. Процедура участия в конкурсе и процесс выделения такого заказа приводят к появлению финансовых потоков разной бюджетной принадлежности, регулируемых различными нормативными источниками [4].
При этом, наблюдается неудовлетворительный уровень эффективности государственного контроля управления финансами в оборонно-промышленном комплексе из-за чего необходимо рекомендовать следующие этапы пути решения проблемы [2]:
- выявление особенностей деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса;
- определение четкой регламентации финансовых обязательств субъектов отрасли, связанного с
35
непрозрачной схемой поступления финансовых потоков в оборонно-промышленный комплекс;
- развитие методологии финансового контроля при помощи аудита эффективности;
- разработка рекомендаций увеличения финансирования научно-исследовательских и проектных работ на предприятиях ОПК;
- расширение функций Счетной палата в сторону установления ее координирующей роли при государственном финансовом контроле;
- разработка методических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности финансового контроля в части предоставления прав на осуществление внешнеторговой деятельности предприятий ОПК.
Другой особенностью управления финансами в оборонно-промышленном комплексе является отсутствие высоколиквидных активов и иногда изношенность основных фондов. В связи с этим, формируются условия финансовой неустойчивости предприятий, что требует разработку механизма финансового оздоровления, состоящую из следующих этапов [3]:
- анализ финансового положения предприятия ОПК;
- финансовая стабилизация кризисного состояния предприятия ОПК;
- анализ возможностей и поиск альтернатив финансового оздоровления;
- разработка программы финансового оздоровления предприятия ОПК;
- вывод предприятия ОПК из кризисного состояния.
После проведенной оценки показателей финансового состояния предприятия оборонно-промышленного комплекса необходимо с учетом внешних тенденций и потенциала развития отрасли определить возможности его финансового оздоровления за счет использования имеющихся внутренних ресурсов. Если финансовое оздоровление предприятия оборонно-промышленного комплекса на основе разработанной стратегии невозможно, то необходимо разработать стратегию оздоровления, включающую частичное или полное перепрофилирование производства.
Таким образом, основными особенностями управления финансами в оборонно-промышленном комплексе России является наличие высокой доли государственных заказов, длительность производственного цикла, отсутствие ликвидности активов и частных инвестиций. При этом, отечественные предприятия ОПК ощущают уровень финансовой неустойчивости из-за изношенности основных фондов вследствие чего актуальным является применение механизма финансового оздоровления.
Список используемой литературы
1. Антонов М.В. Управление структурой капитала предприятий оборонно-промышленного комплекса с использованием рыночных инструментов // Дайджест-финансы. 2008. №10.
2. Намитулина А.З., Беделова У.М. Повышение эффективности государственного финансового контроля в сфере высокотехнологичного оборонно-
промышленного комплекса // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - №2 (26). - С.48-53.
3. Мингалиев К.Н. Управление финансовым оздоровлением предприятий оборонно-промышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №22.
4. Кирсанова М.А. Особенности организации и управления финансовыми потоками на предприя-
тиях оборонно-промышленного комплекса // Современная экономика: опыт, проблемы и перспективы развития. 2015. №4.
5. Бурмистрова Л.М. Модель финансового анализа предприятий оборонно-промышленного комплекса // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №3.
УДК 339.7
Курочкина И. Г.
Государственное бюджетно-образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРОВЫХ
РЕЙТИНГАХ
Kurochkina I. G.
State budgetary educational institution higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering and Pedagogical University»
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE
WORLD RANKINGS
Аннотация
Статья посвящена оценке готовности к переходу Российской Федерации к цифровому «смарт» будущему. С этой целью были использованы индикаторы, которые рассчитываются ведущими зарубежными консалтинговыми компаниями. В контексте развития смарт-индустрии было выделено 8 индикаторов. Сделан вывод о том, что, для повышения степени готовности к переходу Российской Федерации к цифровому будущему, в первую очередь, необходимо обратить внимание на создание национальной системы «цифрового» и STEM-образования.
Abstract
The article is devoted to the assessment of readiness for the transition of the Russian Federation to the digital "smart" future. For this purpose, indicators were used, which are calculated by leading foreign consulting companies. In the context of the development of the smart industry, 8 indicators were identified. It is concluded that, in order to increase the degree of readiness for the transition of the Russian Federation to the digital future, first of all, it is necessary to pay attention to the creation of a national system of "digital" and STEM-education.
Ключевые слова: цифровизация, смарт-технологии, мировые рейтинги, глобализация, Промышленность 4.0.
Key words: digitalization, smart technologies, world rankings, globalization, industry 4.0.
Важнейшими характеристиками развития всей мировой системы после глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. является «смарт (умное) -развитие» или «умное производство», которое базируется на информационно-коммуникационных технологий и инновациях. Европа характеризует этот этап развития как «Промышленность 4.0», а США - как «промышленный Интернет вещей (ПоТ)». Все более востребованными становятся высокотехнологичные услуги, прежде всего в сфере информационно-коммуникационных систем. В некоторых развитых странах и в отдельных городах будущего идет построение интеллектуального общества (в Японии его называют супер смарт-общество, или Общество 5.0). Речь идет о взаимоинте-грированных кибернетических и физических пространств, в которых инновации в сфере науки и техники играют ведущую роль в обеспечении сба-
лансированного экономического развития и решения социальных проблем [1 - 3]. Не смотря на это, предпосылкой создания «Общества 5.0» является сотрудничество взаимодействие между индустрией, научными кругами и правительством.
Направления развития промышленности Российской Федерации в соответствии с принципами «смарт» определяются ее готовностью к переходу к разумному цифровому будущему. Для оценки готовности можно использовать ряд индикаторов, которые рассчитываются ведущими консалтинговыми компаниями. В контексте развития смарт-ин-дустрии среди наиболее важных показателей (с указанием места в рейтинге) можно назвать такие:
1. Международный рейтинг конкурентоспособности в цифровой среде - World Digital Competitiveness Ranking [4].