Научная статья на тему 'Совершенствование раздельного учета  на предприятиях ОПК с применением   цифровых технологий'

Совершенствование раздельного учета на предприятиях ОПК с применением цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
военная продукция / себестоимость продукции / раздельный учет затрат / гособоронзаказ / государственный заказ для федеральных нужд / military products / production costs / separate cost accounting / state defense procurement / state order for federal needs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анна Александровна Бакулина, Владимир Васильевич Земсков

Предмет исследования — анализ существующих методологических проблем при организации и ведении раздельного учета затрат и выпуска военной продукции в соответствии с государственным оборонным заказом (гособоронзаказ). Это же требование распространяется и при производстве, реализации, закупке товаров, работ, услуг для федеральных нужд отдельными юридическими лицами. В условиях перехода предприятий оборонного промышленного комплекса (ОПК) на платформу цифровой экономики возникает объективная необходимость повышения качества финансовой информации на основе внедрения единых методологических принципов ведения раздельного учета доходов и расходов и формирования финансовых результатов. Цель статьи — оказание методологической помощи менеджменту предприятий оборонного промышленного комплекса (ОПК) при организации и ведении раздельного учета доходов и расходов, формировании финансового результата по видам продукции в разрезе каждого контракта. Доказано, что для выполнения заданий по гособоронзаказу возникает объективная необходимость организации ведения раздельного учета затрат основных средств, материально-производственных ресурсов, дебиторской и кредиторской задолженностей и других активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анна Александровна Бакулина, Владимир Васильевич Земсков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

improvement of Separate Accounting at the enterprises of defense industry using digital technologies

The subject of the study is the analysis of existing methodological problems in the organization and maintenance of separate accounting of costs and output of military products in accordance with the state defense procurement (SDP). The same requirement applies to the production, sales, purchase of goods and services for Federal needs by certain legal entities. The transition of the defense industrial complex (DIC) enterprises to the digital economy platform requires the improvement of the quality of financial information based on the introduction of uniform methodological principles for maintaining separate accounting of income and expenditure and generating financial results. The purpose of the article is to provide methodological assistance to the management of enterprises of the defense industrial complex (DIC) in the organization and maintenance of separate accounting of income and expenses, as well as the formation of financial results by products for each contract. It is proved that to perform the tasks on the state defense procurement it is necessary to maintain separate accounting of fixed assets, material and production resources, accounts receivable and accounts payable and other assets.

Текст научной работы на тему «Совершенствование раздельного учета на предприятиях ОПК с применением цифровых технологий»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-4-17-23 УДК 336.14(045) JEL G38, D24

(CC) ]

Совершенствование раздельного учета на предприятиях ОПК с применением цифровых технологий

А.А. Бакулинаа, В. В. Земсковь

Финансовый университет, Москва, Россия a https://orcid.org/0000-0001-8016-3093; b https://orcid.org/0000-0001-7402-5524

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - анализ существующих методологических проблем при организации и ведении раздельного учета затрат и выпуска военной продукции в соответствии с государственным оборонным заказом (гособоронзаказ). Это же требование распространяется и при производстве, реализации, закупке товаров, работ, услуг для федеральных нужд отдельными юридическими лицами. В условиях перехода предприятий оборонного промышленного комплекса (ОПК) на платформу цифровой экономики возникает объективная необходимость повышения качества финансовой информации на основе внедрения единых методологических принципов ведения раздельного учета доходов и расходов и формирования финансовых результатов. Цель статьи - оказание методологической помощи менеджменту предприятий оборонного промышленного комплекса (ОПК) при организации и ведении раздельного учета доходов и расходов, формировании финансового результата по видам продукции в разрезе каждого контракта. Доказано, что для выполнения заданий по гособоронзаказу возникает объективная необходимость организации ведения раздельного учета затрат основных средств, материально-производственных ресурсов, дебиторской и кредиторской задолженностей и других активов. Ключевые слова: военная продукция; себестоимость продукции; раздельный учет затрат; гособоронзаказ; государственный заказ для федеральных нужд

Для цитирования: Бакулина А.А., Земсков В. В. Совершенствование раздельного учета на предприятиях ОПК с применением цифровых технологий. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(4):17-23. DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-4-17-23

ORiGiNAL PAPER

improvement of Separate Accounting at the Enterprises of Defense industry Using Digital Technologies

A. A. Bakulinaa, V. V. Zemskovb

Finance University, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0001-8016-3093; b https://orcid.org/0000-0001-7402-5524

BY 4.0

ABSTRACT

The subject of the study is the analysis of existing methodological problems in the organization and maintenance of separate accounting of costs and output of military products in accordance with the state defense procurement (SDP). The same requirement applies to the production, sales, purchase of goods and services for Federal needs by certain legal entities. The transition of the defense industrial complex (DIC) enterprises to the digital economy platform requires the improvement of the quality of financial information based on the introduction of uniform methodological principles for maintaining separate accounting of income and expenditure and generating financial results. The purpose of the article is to provide methodological assistance to the management of enterprises of the defense industrial complex (DIC) in the organization and maintenance of separate accounting of income and expenses, as well as the formation of financial results by products for each contract. It is proved that to perform the tasks on the state defense procurement it is necessary to maintain separate accounting of fixed assets, material and production resources, accounts receivable and accounts payable and other assets. Keywords: military products; production costs; separate cost accounting; state defense procurement; state order for federal needs

For citation: Bakulina A.A., Zemskov V.V. Improvement of separate accounting at the enterprises of defense industry using digital technologies. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2019;6(4):17-23. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-4-17-23

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе»1 на участников — предприятий ОПК возлагается обязанность по организации раздельного учета затрат и формирование финансового результата в разрезе каждого государственного контракта. При этом требования данного закона относятся как к головным исполнителям, заключившим с государственным заказчиком контракты по госборонзаказу, так и к исполнителям — лицам, выполняющим определенные операции в производственной цепочке по выпуску конечной продукции. При исполнении гособоронзаказа, в зависимости от технологичности и сложности выпускаемой продукции, в производственную цепочку по выполнению отдельных этапов изготовления продукции может также включаться значительное количество исполнителей и соисполнителей. Следует отметить, что одним из факторов устойчивого развития предприятий ОПК является участие в качестве исполнителя или соисполнителя работ по гособоронзаказу, так как гособоронзаказ является надежным источником поступления денежных средств и обеспечением занятости работников [1]. В этом случае на всех этих исполнителей и соисполнителей также распространяется требование об организации раздельного учета затрат и формирования финансовых результатов. Кроме того, в условиях изменения внутренней и внешней среды ведения бизнеса предприятия ОПК для организации конкурентоспособного производства должны своевременно вносить изменения в свою хозяйственную деятельность с учетом современных требований [2].

Одним из участников гособоронзаказа является и государственный заказчик, который, в силу вышеуказанного закона, обязан осуществлять контроль за обеспечением головным исполнителем и исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу, за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу. Основной целью этого контроля является государственное регулирование учета затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О госу-

дарственном оборонном заказе». URL: https://base.garant.

ru/70291366/ (дата обращения: 13.04.2019).

Кроме участия в гособоронзаказе, предприятия ОПК систематически осуществляют производство и закупки товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения другого государственного контракта, вытекающих из требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так как в настоящее время значительное количество предприятий ОПК функционируют в форме акционерных обществ и входят в вертикально-интегрированные структуры (холдинги), во главе которых находятся либо акционерные общества с участием Российской Федерации, либо государственная корпорация (далее — государственный контракт). В этих условиях основное внимание общественности и государственных органов приковывается к повышению уровня экономического потенциала оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны, представляющего собой на сегодня совокупность предприятий и организаций с разной формой собственности и уровнем капитализации [3]. Таким образом, как при выполнении гособоронзаказа, так и при выполнении государственного контракта у предприятий ОПК появляется обязанность по осуществлению раздельного учета затрат и формированию финансовых результатов по каждому выполняемому контракту.

Рассмотрим основные методологические аспекты по ведению раздельного учета доходов и расходов, а также формированию раздельного финансового результата.

ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как свидетельствует фактическое положение дел в народном хозяйстве России, на сегодняшний день значительное количество предприятий ОПК не обеспечивают на должном уровне организацию внутреннего раздельного учета по регулируемой государством деятельности, в соответствии с которым должны быть произведены необходимые расчеты по элементам затрат. Все это, соответственно, увеличивает риски предприятий ОПК при выполнении гособоронзаказа в части своевременной поставки товаров, оказании услуг и выполнении работ для федеральных нужд, а также риски сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области. Как показывает практика, основной причиной сложившегося положения дел в сфере выполнения заданий гособо-ронзаказа является то, что в силу несовершенства нормативно-правовых документов деятельность

в сфере защиты интересов государственного заказчика сведена к открытию производственного заказа и оформлению фактов хозяйственной деятельности первичными документами [4].

Как организовать раздельный учет затрат по гособоронзаказу? Ответ на данный вопрос лежит в плоскости методологического подхода, используемого менеджментом предприятий ОПК при выработке управленческих решений по отражению информации о методе ведения раздельного учета доходов и расходов. Далее изложим основные направления совершенствования раздельного учета при выполнении государственного оборонного задания.

Основные методологические принципы ведения раздельного учета затрат базируются на следующих принципах2:

• разработка учетной политики в целях организации раздельного учета затрат;

• разработка положения открытия (закрытия) производственных заказов;

• разработка графика документооборота;

• порядок формирования единицы себестоимости продукции;

• формирование отчетных документов по выполненным контрактам с указанием суммы полученной прибыли.

В соответствии со стандартами в области бухгалтерского учета3 и в зависимости от сложности выпускаемой продукции, формы организации производства применяются следующие основные методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный, попере-дельный, позаказный.

Предприятия ОПК обычно используют поза-казный метод как наиболее удобный метод для формирования фактической себестоимости. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (изделий) в соответствии с гособоронза-

2 Экспертно-аналитический центр ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275». Порядок раздельного учета на предприятиях, выполняющих ГОЗ. URL: http://expert275.ru/wp-content/uploads/2017/ (дата обращения: 05.05.2019).

3 Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970) (ред. от 17.01.1983). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101032/ (дата обращения: 13.04.2019).

казом. Шифр открытого производственного заказа может коррелироваться с идентификатором государственного контракта на производство военной продукции. Порядок формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу утвержден приказом министра обороны РФ и Федеральным казначейством4.

Еще ранее решением Правительства Российской Федерации были определены методологические подходы по организации и ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности5. С учетом современных требований по цифровизации бизнес-процессов предприятиям ОПК, выполняющим государственное задание на производство военной продукции и продукции двойного назначения, при ведении раздельного учета рекомендуется использовать следующую последовательность формирования доходов и расходов, финансовых результатов по каждому государственному контракту:

• основные средства;

• материальные запасы;

• нематериальные активы и имущественные права;

• производственные и коммерческие расходы;

• дебиторская и кредиторская задолженность (обязательства);

• денежные средства;

• спецсчета;

• налог на добавленную стоимость;

• финансовый результат по каждому контракту.

Дадим краткую характеристику отдельным элементам методики.

Для отдельного отражения информации о начисленных суммах амортизации основных средств и нематериальных активов по каждому государственному контракту целесообразно их выделить на отдельный субсчет, что позволит достоверно формировать фактическую себестоимость продукции каждого контракта.

4 Приказ министра обороны РФ и Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/3н «Об утверждении Порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу». URL: https://base.garant.ru/71169728/ (дата обращения: 13.04.2019).

5 Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйствен-

ной деятельности. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_17542/ (дата обращения: 13.04.2019).

Стоимость материалов и полуфабрикатов должна быть учтена в разрезе партий, если эти материалы и полуфабрикаты используются для выполнения контракта. Связано это с тем, что только при партионном учете можно проследить до поставщиков формирование себестоимости материалов (полуфабрикатов), используемых для контракта, следовательно, проследить формирование себестоимости продукции контракта.

Имеющиеся расходы на спецоснастку рекомендуется списывать пропорционально объему выпущенной продукции по гособоронзаказу. Следует отметить, что при изготовлении единичных заказов расходы на спецоснастку относятся на себестоимость контракта (заказа) в полном объеме в момент передачи ценностей в производство.

По правилам бухгалтерского учета, предприятия ОПК определяют производственную и полную себестоимость продукции по каждому контракту (заказу). Производственная себестоимость рассчитывается как сумма прямых и косвенных (общепроизводственных и общехозяйственных) расходов. Полная себестоимость определяется как сумма производственной себестоимости и коммерческих расходов. Базовым показателем для распределения общепроизводственных расходов обычно признается основная зарплата производственных рабочих. Базовым показателем для распределения общехозяйственных расходов также признается основная зарплата производственных рабочих. При этом единицей учета (калькулирования) себестоимости продукции признается единица вида продукции: отдельное изделие; базовое изделие; группа однородных изделий; комплект, узел, деталь и т.д.

Прямые расходы включаются в производственную себестоимость в полном объеме; общепроизводственные и общехозяйственные — пропорционально базовому показателю. Наиболее детальная номенклатура общехозяйственных и общепроизводственных расходов утверждается государственным заказчиком согласно приказу Минпромэнерго России6. Как отмечают многие исследователи, косвенные расходы всегда являются камнем преткновения между заказчиками и исполнителями государственного оборонного заказа (ГОЗ) [5].

6 Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу». URL: https://base.garant.ru/190366/ (дата обращения: 13.04.2019).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета7 коммерческие расходы списываются полностью в себестоимость проданной продукции, за исключением расходов на упаковку и транспортировку, которые распределяются между видами продукции по базовому показателю. В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета в качестве базового показателя при распределении коммерческих расходов могут выступать объем конкретного вида выпускаемой продукции, производственная себестоимость вида продукции и другие показатели.

Определение финансового результата по каждому контракту означает отражение выручки от реализации продукции и себестоимости продукции на отдельном субсчете 90 «Продажи» и отражение соответственно в дебете счета расходов в следующем разрезе:

• затраты на изготовление продукции (фактическая производственная себестоимость) (счет 20 «Основное производство»);

• распределение общепроизводственных расходов (счет 25 «Общепроизводственные расходы»);

• распределение общехозяйственных расходов (счет 26 «Общехозяйственные расходы»);

• распределение коммерческих расходов (счет 44 «Расходы на продажу», субсчет коммерческие расходы).

Отражение дебиторской и кредиторской задолженностей (обязательств) на отдельном субсчете связано с процедурой контроля головного исполнителя за целевым использованием бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу.

Расчеты, связанные с контрактом (заказом), предприятия ОПК ведут через спецсчета в уполномоченном банке и (или) лицевые счета в Казначействе8. При этом счета открываются

7 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/fd0 5066bbb0a451cf5dc95b2af35808cbef2509e/ (дата обращения: 05.05.2019).

8 Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 249 «О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71523976/ (дата обращения: 13.04.2019).

в установленном порядке на каждый контракт (заказ). В связи с этим кредитные организации, сопровождающие государственные контракты по оборонному заказу, будут находиться под контролем Российской Федерации и ЦБ РФ, при этом они должны иметь капитал не менее 100 млрд руб., а также лицензию на проведение работ, связанных с государственной тайной. Эти мероприятия положительно скажутся на финансовой устойчивости кредитных организаций9.

Расходы на привлечение источников финансирования контракта, например уплачиваемые проценты кредитным организациям, отражаются на субсчете «Прочие расходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе каждого контракта по доле привлеченных объемов финансирования на каждый выполняемый контракт.

Обособление раздельного учета налога на добавленную стоимость связано с приобретением товарно-материальных ценностей, используемых для операций по реализации товаров, работ, услуг, освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость. При этом приобретенные товарно-материальные ценности могут использоваться как для производства и реализации товаров, работ, услуг, не освобожденных от НДС, так и освобожденных. В качестве примера можно привести письмо Федеральной налоговой службы от 11.10.2018 № СД-4-3/199010. Как отмечено в письме, предприятия ОПК при использовании товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов для операций по производству и реализации товаров, работ, услуг, освобожденных от налогообложения, суммы уплаченного НДС отражают в составе стоимости таких товаров (работ, услуг). Поэтому при ведении раздельного учета доходов и расходов необходимо учитывать налоговые отношения, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками (предприятиями оборонно-промышленного комплекса) по

9 Иванов А. В., Кузнецов А. В., Хурсевич Н. С., Шевалкин И. С., Воровский Н. В., Авдийский В. И., Безденежных В. М., Баку-лина А. А. Экономика и финансы оборонного комплекса России. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М; 2016. 360 с.

10 Письмо Федеральной налоговой службы от 11.10.2018 № СД-4-3/1990@ «О включении в состав затрат на выполнение опытно-конструкторских работ налога на добавленную стоимость с целью определения рентабельности (прибыли) в составе цены государственных контрактов». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71975218/ (дата обращения: 13.04.2019).

поводу использования права на предъявление сумм НДС к вычету, уплаченному при приобретении товаров, работ и услуг [6].

Немаловажным фактором, снижающим риски при выполнении гособоронзаказа, является уменьшение в законодательном порядке налоговой нагрузки в виде внесения поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены НДС с авансовых платежей, что позволило бы снизить потребность предприятий ОПК в оборотных средствах в рамках краткосрочных и среднесрочных периодов [7, 8].

Необходимо отметить, что внедрение бизнес-процесса по стандартизации методологического подхода в обеспечении раздельного учета доходов и расходов, формирования финансовых результатов в разрезе каждого контракта повысит качество, конкурентоспособность и безопасность оборонной продукции [9, 10].

ИНФОРМАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ

Для обеспечения поддержки исполнения платежей и разделения фактов хозяйственной жизни в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе специалистами компании «1С» на базе платформы «1С: Предприятие 8» разработано информационно-прикладное решение 1С:275ФЗП. Настройка конкретной версии программы осуществляется совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей организации. В этой связи стандартизация учетных процессов по единой методологии обеспечит своевременное выполнение государственного задания и, как следствие, повышение конкурентоспособности продукции предприятий ОПК [6].

Таким образом, ИТ-инструменты становятся ключевым звеном в решении таких задач, как максимальное сокращение пути от идеи до серийного производства вооружения и военной техники, вывод продукции предприятий ОПК на гражданский рынок [11].

11 Концепция раздельного учета по контрактам ГОЗ. URL: https://www.globals.ru/catalog/Seriay_1C%20Akademy%20 ERP/goz_zakaz/ (дата обращения: 05.05.2019).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методика раздельного учета доходов и расходов, формирования финансовых результатов разрабатывается самостоятельно менеджментом предприятий ОПК и утверждается приказом или распоряжением руководителя. При разработке этой методики необходимо учитывать общие требования законодательства в учетных вопросах исполнения государственных контрактов, а также особенности ведения оборонной деятельности в рамках цифровой экономики и достижение максимальной автоматизации с целью минимизации ошибок персонала при отражении фактов хозяйственной жизни в разрезе каждого государственного контракта.

Практическая значимость результатов исследования заключается в обеспечении единого методологического подхода для предприятий ОПК.

Это обеспечивает не только экономический суверенитет, но и формирует необходимые условия для реализации стратегических национальных интересов Российской Федерации, так как отечественные предприятия не имеют достаточных методических, информационных и аналитических баз, которые позволили бы отражать расходование денежных средств, себестоимость и финансовые результаты по конкретным заказам [10].

Кроме того, высший менеджмент предприятий ОПК получит качественный инструментарий управления доходами и расходами в экономике хозяйствующего субъекта, достоверное формирование финансовых результатов высокотехнологичных вооружений, военной и специальной техники, а также гражданской продукции и продукции двойного назначения.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Статья подготовлена по материалам НИР Финансового университета, тема «Трансформация бизнес-процессов при производстве гражданской продукции на предприятиях ОПК» в рамках государственного задания 2019.

ACKNOWLEDGEMENTS

The article is based on the research materials of the Financial University, theme "Transformation of business processes in the production of civilian products in the defense industry" in the framework of the governmetn task 2019.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бакулина А. А., Земсков В. В. Оценка инвестиционных рисков при получении бюджетных инвестиций оборонно-промышленным комплексом. Финансовая жизнь. 2018;(3):4-8.

2. Bakulina A. A., Avdisky V. I., Zemskov V. V. Restructuring as the tool of competitiveness of the defense and industrial complex. Helix. 2018;8(5):3661-3665. DOI: 10.29042/2018-3661-3665

3. Авдийский В. И., Бакулина А. А., Топчий П. П. Экономические аспекты развития и управления оборонно-промышленным комплексом в современных условиях. М.: КНОРУС; 2018. 202 с.

4. Bakulina A. A., Karpukhin D. V., Lapina M. A. Lighting products: Problems of technical and legal regulation of energy saving and energy efficiency. Light and Engineering. 2018;26(4):93-98.

5. Алексеев А. А., Бакулина А. А., Топчий П. П. Проблемы совершенствования учета накладных расходов предприятий оборонно-промышленного комплекса. Учет. Анализ. Аудит. 2017;4(5):64-69.

6. Зажигалкин А. В. О стандартизации в оборонной промышленности. Оборонно-промышленный комплекс России. 2011;(7):433-446.

7. Бакулина А. А. Совершенствование управления рисками в сфере налогообложения и тарифно-таможенного регулирования инновационной деятельности ОПК. Экономика. Налоги. Право. 2017;10:(6):123-127.

8. Топчий П. П., Дадалко В. А., Рудых А. Д. Проблемы взаимодействия кредитно-финансовых институтов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Военно-юридический журнал. 2016;(12):3-6.

9. Витушкин В. А. Реформирование фонда документов по стандартизации оборонной продукции: основные подходы. Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2017; Спецвыпуск:10-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Далекин П. И. Проблемы и пути совершенствования организации раздельного учета на предприятиях ОПК. Инновации в менеджменте. 2017;4(14):10-18.

11. Тарабрин К. А. От точечных ИТ-решений к прорыву — созданию «умных фабрик» в ОПК. Connect. 2017;(4):3-15.

REFERENCES

1. Bakulina A. A., Zemskov V. V. Assessment of investment risks in obtaining budgetary investments by the military-industrial complex. Finansovaya zhizn' = Financial life. 2018;(3):4-8. (In Russ.).

2. Bakulina A. A., Avdisky V. I., Zemskov V. V. Restructuring as the tool of competitiveness of the defense and industrial complex. Helix. 2018;8(5):3661-3665. DOI: 10.29042/2018-3661-3665

3. Avdiysky V. I., Bakulina A. A., Topchiy P. P. Economic aspects of the development and management of the military-industrial complex in modern conditions. Moscow: KNORUS; 2018. 202 p. (In Russ.).

4. Bakulina A. A., Karpukhin D. V., Lapina M. A. Lighting products: Problems of technical and legal regulation of energy saving and energy efficiency. Light and Engineering. 2018;26(4):93-98.

5. Alekseev A. A., Bakulina A. A., Topchiy P. P. Problems of improving the accounting of overhead costs of enterprises of the military-industrial complex. Uchet. Analiz. Audit = Accounting Analysis. Audit. 2017;4(5):64-69. (In Russ.).

6. Zazhigalkin A. V. About standardization in the defense industry. Oboronno-promyshlennyi kompleks Rossii = Defense Industrial Complex of Russia. 2011;(7):433-446. (In Russ.).

7. Bakulina A. A. Improvement of risk management in the field of taxation and tariff and customs regulation of the innovation activity in military-industial complex. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy, taxes & law. 2017;10:(6):123-127. (In Russ.).

8. Topchy P. P., Dadalko V. A., Rudykh A. D. Problems of cooperation of credit and financial institutions with enterprises of the military-industrial complex. Voenno-yuridicheskii zhurnal = Military Law Journal. 2016;(12):3-6. (In Russ.).

9. Vitushkin V. A. Reforming the fund of documents on the standardization of defense products: main approaches. Vestnik Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii. Spetsvypusk = Bulletin of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology. 2017; Special edition:10-15. (In Russ.).

10. Dalekin P. I. Problems and ways to improve the organization of separate accounting at defense enterprises. Innovatsii v menedzhmente = Management Innovation. 2017;4(14):10-18. (In Russ.).

11. Tarabrin K. A. From point-to-point IT solutions to breakthrough — creating smart factories in the defense industry. Connect. 2017;(4):3-15. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Анна Александровна Бакулина — доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, заместитель проректора по научной работе, Финансовый университет, Москва, Россия Abakulina@fa.ru

Владимир Васильевич Земсков — доктор экономических наук, профессор кафедры «Анализ рисков

и экономическая безопасность», Финансовый университет, Москва, Россия

VVZemskov@fa.ru

ABOUT THE AUTHORS

Anna A. Bakulina — Dr. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Deputy Vice Rector for Research, Financial University, Moscow, Russia Abakulina@fa.ru

Vladimir V. Zemskov — Dr. Sci. (Econ.), Professor of the Department of Risk Analysis and Economic Security,

Financial University, Moscow, Russia

VVZemskov@fa.ru

Статья поступила 25.04.2019; принята к публикации 27.05.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 25.04.2019; accepted for publication 27.05.2019. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.