Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения экономической безопасности России в современной глобальной экономике'

Проблемы обеспечения экономической безопасности России в современной глобальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3169
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS OF ECONOMIC SECURITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / STRATEGY OF NATIONAL SAFETY / СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ / MODERN CALLS OF NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов А. А., Артемьев Н. В.

В статье рассматриваются проблемы обеспечения экономической безопасности России, которые приобретают особую актуальность в связи с активным включением ее экономики в мировую. Обращается внимание, что глобализация включает в себя ряд угроз, характерных для национальной экономической безопасности. Делается вывод, что наша страна обладает значительными конкурентными преимуществами, и их эффективное использование, своевременное реагирование на вызовы экономической безопасности и парирование возникающих угроз позволит решить поставленную в Стратегии национальной безопасности задачу на вхождение России в «пятерку» государств-лидеров в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of providing of economic security of Russia are in a modern global economy

The problems of providing of economic security of Russia are examined in the article, that acquire the special actuality in connection with the active plugging of her economy in world. Attention applies, that globalization plugs in itself the row of threats characteristic for national economic security. Drawn conclusion, that our country possesses considerable competitive edges, and their effective use, the timely reacting on the calls of economic security and parry of nascent threats will allow to decide put in Strategy of national safety task on included of Russia in “five” of states-leaders in a world economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения экономической безопасности России в современной глобальной экономике»

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А.А. Анисимов,

кандидат экономических наук, доцент, профессор Академии ФСБ России;

Н.В. Артемьев, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обеспечения экономической безопасности России, которые приобретают особую актуальность в связи с активным включением ее экономики в мировую. Обращается внимание, что глобализация включает в себя ряд угроз, характерных для национальной экономической безопасности. Делается вывод, что наша страна обладает значительными конкурентными преимуществами, и их эффективное использование, своевременное реагирование на вызовы экономической безопасности и парирование возникающих угроз позволит решить поставленную в Стратегии национальной безопасности задачу на вхождение России в «пятерку» государств-лидеров в мировой экономике.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, глобализация, стратегия национальной безопасности, современные вызовы национальной экономике.

PROBLEMS OF PROVIDING OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA ARE IN A MODERN GLOBAL ECONOMY

A.A. Anisimov,

candidate of economic Sciences, associate Professor, Professor of the Academy of the Federal security service of Russia;

N.V. Artemyev,

candidate of economic Sciences, associate Professor

Annotation. The problems of providing of economic security of Russia are examined in the article, that acquire the special actuality in connection with the active plugging of her economy in world. Attention applies, that globalization plugs in itself the row of threats characteristic for national economic security. Drawn conclusion, that our country possesses considerable competitive edges, and their effective use, the timely reacting on the calls of economic security and parry of nascent threats will allow to decide put in Strategy of national safety task on included of Russia in "five" of states-leaders in a world economy.

Keywords: economic security, threats of economic security, globalization, strategy of national safety, modern calls of national economy.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России приобретают особую актуальность в связи с активным включением ее экономики в мировую. Сам по себе данный процесс очень противоречив. С одной стороны, вхождение России в миро-

хозяйственные связи дает ей бесспорные выгоды (рынки сбыта, приток инвестиций, правовая защита в международной торговле, доступ к высоким технологиям и т.д.), с другой, — российская экономика становится очень зависимой от превратностей ми-

ровых рынков, от развития экономической ситуации в других странах, что наглядно продемонстрировал мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Появились новые вызовы, которые требуют осмысления и реагирования на них. При отсутствии должной реакции данные вызовы вполне могут привести к негативным последствиям для экономической безопасности России.

Можно выделить внешние и внутренние вызовы устойчивому развитию российской экономики.

К внешним вызовам относятся:

I. Глобализация экономики и усиление глобальной конкуренции.

Глобализация способствовала тому, что возник самостоятельный, фактически вышедший из-под юрисдикции национальных государств транснациональный капитал, опирающийся на рынки евровалют, систему транснациональных банков, разветвлённую сеть оффшоров и глобальные компьютерные сети, которые обеспечивают мгновенный переток капиталов. В этой связи глобализация заключает в себе ряд угроз для национальной экономической безопасности:

1) мгновенные перемещения капиталов затрудняют работу по обеспечению стабильности национальной валюты и банковской системы, требуют от Центрального Банка создания эффективного механизма поддержания ликвидности в банковской системе.

2) значительные колебания валютных курсов, биржевых индексов, котировок ценных бумаг в результате перемещения капитала и спекулятивных операций создают благоприятные условия для легализации незаконных доходов. Это приводит к увеличению масштабов отмывания «грязных» денег. По данным Международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), общая сумма легализуемых в мире доходов превышает в настоящее время 3 трлн. долл. в год.1

3) расширяются возможности для уклонения от уплаты налогов, поскольку:

• растёт число компаний, имеющих филиалы и структурные подразделения за рубежом;

• увеличивается число экономических агентов (предприятий, организаций, граждан), участвующих во внешнеторговых операциях и выходящих на мировые финансовые рынки;

• расширяется сфера страхования с использованием зарубежных страховых и перестраховочных компаний;

• растет использование Интернет-торговли;

• развиваются оффшорные юрисдикции2;

• осуществляется переход промышленно развитых стран к постиндустриальному типу развития, в котором преобладает сфера услуг, где труднее осуществлять контроль за уплатой налогов.

4) происходят значительные изменения в инвестиционном процессе:

• инвесторы все больше направляют свои свободные денежные ресурсы на приобретение ценных бумаг, а не вкладывают их в банковские депозиты. Меняется модель поведения инвесторов, которых все больше интересует не прямое управление денежными и материальными потоками, а прирост курсовой стоимости ценных бумаг, что усиливает спекулятивную направленность мировых финансовых рынков;

• растет значение и увеличивается экономическое влияние институциональных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов, страховых компаний, хедж-фондов). Особенно быстро растут хедж-фонды, спекулятивная игра которых, как показала практика, может спровоцировать финансовые кризисы. По оценке Международного валютного фонда, в мире к 2012 году насчитывалось 10 тысяч хедж-фондов с активами в 2,5 трлн. долларов, которые в любой момент могут быть брошены в уязвимые места мирового финансового пространства с тем, чтобы «сыграть» на скачках валютных курсов и курсов акций. Причем, финансовое могущество хедж-фондов быстро увеличивается: если в 1993 году их активы составляли 53 млрд. долл., то к 2003 году они возросли до 600 млрд. долл., а в настоящее время уже превышают 2,5 трлн. долларов3.

5) товарные рынки становятся финансовыми. Цены на нефть, газ, металлы, продовольствие все больше формируются на финансовых рынках, а не под воздействием реальных производственных процессов (издержек производства, транспортных расходов). Растет корреляция цен на финансовых и товарных рынках.

6) усиливается глобальная конкуренция за ресурсы и рынки сбыта, что обусловливает возрастание требований к конкурентоспособности национальной налоговой и банковской системы, фондового рынка.

Необходимыми слагаемыми конкурентоспособности налоговой системы являются:

• благоприятный налоговый климат, складывающийся из двух ключевых элементов — налогового бремени и налоговых рисков. Меньшие налоги усиливают привлекательность налоговой системы4. Решение же проблемы снижения налоговых рисков в значительной мере лежит за пределами налогообложения, поскольку предполагает формирование специфической институциональной среды, обеспечивающей минимизацию рисков (эф-

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

парк судов, парк локомотивов и грузовых железнодорожных вагонов, низкая пропускная способность трубопроводов, автомагистралей, железных дорог, изношенность электро- и тепловых сетей. По данным Министерства регионального развития РФ, в среднем по России физический износ электрических сетей достиг 58%, тепловых сетей — 63%, коммунальных сетей водопровода — 65%, насосных станций — 57%8. Из 142 стран мира, регулярно публикующих свою статистику, Россия занимает 130 место по качеству автодорог, 105 место по качеству инфраструктуры аэропортов, 97 место — морских портов. По общему качеству инфраструктуры Россия находится на 100 месте9.

3. Низкий внутренний спрос, который ставит развитие экономики в сильную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

Существующий внутренний спрос во многом обеспечивается импортом из-за низкого качества отечественной продукции по причине технической и технологической отсталости российского производства, отсутствия должной поддержки со стороны государства отечественного товаропроизводителя. В целом уровень внутреннего спроса невысок по причине низкого уровня доходов населения страны. Так, по данным Мирового банка, почти 78% населения нашей страны по состоянию на конец 2010 года жили в бедности, имея доход на члена семьи не выше 17 тысяч рублей в месяц10.

4. Невысокая устойчивость и слабость финансовой системы страны.

Финансовая система страны недостаточно устойчива по нескольким причинам:

• отсутствуют фонды «длинных» денег. По подсчетам академика А.Г. Аганбегяна, все фонды «длинных» денег составляют в России около 85 млрд. долларов11, в то время как в Казахстане только накопительная часть пенсионной системы превышала в 2008 году 100 млрд. долларов. Из-за отсутствия фондов «длинных» денег в России низкая норма накоплений — 19% ВВП при необходимой величине в 25-30%12, а российские предприятия и банки до кризиса 2008 года в больших объемах осуществляли заимствования за рубежом. Эти заимствования растут и в современных условиях;

• слаба банковская система. Она небольшая по размеру активов — 61% ВВП против 250% во Франции, 300% в Германии, 360% в Велико-британии13. В ней плохо развита банковская сеть, мало крупных банков (и, напротив, — много мелких — из 978 банков уставной капитал менее 5 млн. евро имеют более 400 банков14), способных предоставлять клиентам широкий спектр услуг. В результате,

исходя из международного норматива риска на одного заемщика (данного норматива придерживается и Центральный банк России), 93% российских банков не способны выдать кредит свыше 10 млн. долларов15; длительное время сохраняется высокая инфляция, главной причиной которой является быстрый рост бюджетных расходов и тарифная политика естественных монополий; сформировался тип бюджета, настроенный на большие расходы: запущены приоритетные национальные проекты, осуществляется индексация пенсий и зарплат бюджетников, приняты масштабные госпрограммы по перевооружению армии, развитию ЖКХ и инфраструктуры, реформированию правоохранительной системы. В то же время, доходная часть бюджета сильно зависит от факторов, на которые наша страна влиять не может (цены на энергоносители). Кроме того, негативный момент заключается в том, что наращиваются госрасходы на финансирование общественных благ (государственное управление, оборона, безопасность) при снижении расходов на обеспечение экономического роста. В современных условиях госрасходы стимулируют общественное и индивидуальное потребление, а не экономическое развитие. Значительные бюджетные расходы во многом обусловлены тем, что российское государство уже в рыночных условиях сохранило за собой многие социальные функции социалистического государства, взяв на себя выплату пенсий и пособий, дотаций на жилье и коммунальные услуги, расходы на лечение для подавляющей части населения. Однако у государства в рыночных условиях, когда значительную часть прибыли нужно оставлять предприятиям и организациям для их развития, нет возможности на достойном для страны уровне обеспечивать социальные расходы. Если же пытаться все социальные расходы возложить на государство, в стране неизбежно будет сохраняться высокая инфляция и слабая банковская система из-за низкой склонности граждан к сбережению. Это, в свою очередь, будет препятствовать притоку инвестиций в экономику, ликвидации технической и технологической отсталости российской экономики. дисбаланс межбюджетных отношений. Значительная часть социальных обязательств государства исполняется в муниципалитетах, а между тем они имеют слабую доходную базу из-за высокой централизации налоговых поступлений.

• нерациональное расходование валютных доходов страны. Вырученная от продажи экспортных товаров на мировом рынке валюта расходуется на закупку продовольствия, лекарств, тракторов, дорожной и добывающей техники, строительной техники вместо того, чтобы использовать ее на создание в стране собственного производства этих товаров;

• возникновение политической зависимости;

• деформация психологии нации, значительной части предпринимателей, сомневающихся в способности государства защитить их интересы, обеспечить устойчивое развитие экономики за счет собственных возможностей, что при определенных условиях может спровоцировать массовый отток капиталов из страны, «набег» вкладчиков на банки.

Без ответа на указанные вызовы влияние России на постсоветском пространстве будет падать. Рубль не сможет стать региональной валютой на постсоветском пространстве, а значит, экономически способствовать объединению вокруг России бывших республик СССР. Сырьевая, ориентированная на вывоз ресурсов экономика, подверженная большим конъюнктурным колебаниям в ценах, объеме и структуре спроса, не может создать устойчивую региональную валюту.

Наша страна обладает значительными конкурентными преимуществами: географическое положение, огромные территории, большие запасы пресной воды, минерально-сырьевых и биологических ресурсов, огромные площади экологически и технически ненарушенной территории, высокое качество человеческого потенциала и квалификации рабочей силы, довольно высокое развитие фундаментальной и прикладной науки. Эффективное использование этих преимуществ, своевременное реагирование на вызовы экономической безопасности и парирование возникающих угроз позволит решить поставленную в Стратегии национальной безопасности задачу на вхождение России в «пятерку» государств- лидеров в мировой экономике.

1 Мельников В.Н., Мовсесян А.Г. Противодействие легализации незаконных доходов. — М.: МЦФЭР, 2007. — С. 102. В конце 1990-х гг. ФАТФ оценивала сумму отмываемых «грязных» денег в 1,5 трлн. долларов (см. там же).

2 В оффшорных зонах, население которых составляет лишь 1,2% от населения всего мира, сосредоточены 26% финансовых активов мира, размещено более 6 трлн. долл. финансовых ресурсов. МВФ выделяет 69 мировых оффшорных зон. (См. подробнее: Платонова И.Н., Ливенцов Н.Н., Костюнина Г.М., Буглай В.Б. Международные экономические отношения в эпоху глобализации. — М.: Проспект, МГИМО (У) МИД РФ, 2012. С. 225).

3 См.: Global Hedge Funds 1Ще1^епсе. — IMF, 31.03.2010. Подробнее о роли хежд-фондов в развитии кризисов на финансовых рынках см. Монтес М., Попов В. «Азиатский вирус» или «голландская болезнь». — М.: Дело, 1999; Миркин Я.М. Финансовое

будущее России. — М.: Кнорус, 2011. С.70.

4 К примеру, в Казахстане налог на прибыль составляет 15%, в России — 20%, НДС в Казахстане — 12%, в России -18%, социальные налоги в Казахстане — 11%, в России — 30%, подоходный налог в Казахстане — 10%, а в России — 13%. В результате, прямые иностранные инвестиции на душу населения в Казахстане в 2011 году составили почти 900 долл., а в России — около 100 долларов (по данным сайта «Деловой России»).

5 Переходная экономика: аспекты, российские проблемы, мировой опыт /Под ред. В.А. Мартынова, В.С. Автономова, И.М. Осадчей. — М.: Экономика, 2005. С. 320; Рыбалкин В.Е. Мировая экономика. — М.: ЮНИТИ, 2008; Российская экономика в 2010 году. — М.: ИЭП, 2011. С. 520.

6 Зверев А.В. Формирование национальной инновационной системы: мировой опыт и российские перспективы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — М., 2009; Примаков Е.М. Мысли вслух. — М.: Российская газета, 2011. С. 91-115.

7 Гонтмахер Е. Руки не из того места//Экономическая безопасность. 2008. № 7-8. С. 11.

8 Кричевский Н., Иноземцев В. Экономика здравого смысла. — М.: ЭКСМО, 2009. С. 118.

9 Кудрин А.Л. Чего мы ждем от нового правительства//Экономи-ческая политика. 2012. № 2. С. 23.

10 Аргументы недели. 2010. № 47.

11 В России есть небольшой фонд накопительных пенсий, образованный за счет отчислений с предприятий — около 10 млрд. долл., негосударственные добровольные накопительные пенсионные фонды — около 10 млрд. долл., активы страховой системы — 40 млрд. долл., средства паевых инвестиционных фондов — около 20 млрд. долл., среднесрочные вклады в пассивах банков — около 5 млрд. долларов. См. Аганбегян А.Г. Кризис: беда и шанс для России. — М.: Издательство АСТ, 2009. С. 224.

12 Страны, которым приходилось осуществлять модернизацию и структурную перестройку экономики, имели высокую норму накоплений. В Западной Европе она составляла до 1970-х гг. 25%, в Японии — 30%, в Южной Корее — 35%, в Китае- 40%. В период индустриализации в СССР норма накоплений составляла 40% ВВП.

13 Тосунян Г. А. Перспективы развития банковской системы Рос-сии//Деньги и кредит. 2009. № 3. С. 34.

14 Отчет о развитии банковского сектора в 2011 году. — М., ЦБ РФ, 2011. С. 5.

15 Кричевский Н., Иноземцев В. Экономика здравого смысла. — М.: Алгоритм ЭКСМО, 2009. С. 69.

16 Кричевский Н., Иноземцев В. Экономика здравого смысла. — М.: Алгоритм, ЭКСМО, 2009. С. 125; Миркин Я.М. Национальный доклад: риски финансового кризиса в России. Факторы, сценарии, политика противодействия. — М.: Финансовая академия, 2008. С. 23.

17 Выступление министра экономического развития РФ Э. С. Набиуллиной на расширенной коллегии Министерства экономического развития РФ 25 апреля 2012 года//Официальный сайт МЭР РФ.

18 Финансовый контроль. 2008. № 8. С. 49.

19 См.: Овчинский В. Пираты ХХ1 века. // Аргументы и факты. 2007. №17. С.19.

20 Материалы Независимого института социальной политики; Бо-гачева Е. Зачем нужна пенсионная реформа//Финанс. 2011. № 22.

21 Экономика России в апреле 2011 года//Обзор Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. — М., 2011. С. 25.

22 В товарных ресурсах розничной торговли доля импорта составляла 47% в 2007-2008 гг., 39% — в 2009 г., 48% — в 2010 г., около 50% за первую половину 2011 года (См.: Финанс. 2011. № 11).

23 Отчет ЦБ РФ о развитии банковского сектора в 2011 году. — М., ЦБ РФ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.