ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
УДК 336.717
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯПОНИИ
Д.В. ГОРДИЕНКО, доктор военных наук, профессор, действительный член (академик) Академии военных наук E-mail: [email protected] Академия военных наук, Москва, Российская Федерация
Предмет/тема. Глобализация характеризуется не только позитивными чертами, но и несет в себе существенные противоречия, которые, в частности, отчетливо проявились в период последнего мирового финансово-экономического кризиса. Япония вовлечена и продолжает вовлекаться в процессы глобализации, о чем свидетельствует сравнительная динамика индекса глобализации. Статья посвящена обеспечению экономической безопасности Японии в условиях глобализации.
Цели/задачи. Поскольку мировой финансово-экономический кризис продолжает оказывать влияние на уровень экономической безопасности государств мира, представляет интерес рассмотрение мер обеспечения экономической безопасности, принятых в Японии в условиях глобализации. Закономерности обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации позволили определить в качестве основных форм обеспечения экономической безопасности государства: во-первых, экономический патронат, который обеспечивает внутрисистемную безопасность систем экономического назначения страны, если совокупность этих систем рассматривать как целостную систему; во-вторых, экономическую кооперацию, которая обеспечивает экономическую безопасность государства при взаимодействии экономики страны с различными экономическими системами, не связанными с этим сектором национального хозяйства отношениями подчиненности; в-третьих, экономическое противоборство, которое является основной формой обеспечения экономической безопасности государства в конкурентной борьбе противостоящих сторон.
Методология. В работе рассмотрена реализация перечисленных форм обеспечения защиты японской экономики от внешних и внутренних угроз, проанализирован подход к обеспечению экономической безопасности Японии в условиях устранения последствий мирового финансово-экономического кризиса, развития экономических интеграционных связей и обострения экономического противоборства. Применен индексный анализ, также использованы горизонтальный и вертикальный сравнительный анализ.
Результаты. Экономические итоги и прогнозы по обеспечению экономической безопасности Японии представляют интерес для оценки текущей экономической политики и ее влияния на использование потенциала экономики в интересах безопасности государства.
Выводы/значимость. Сделан вывод, что мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности Японии и большинства стран мира по повышению уровня своей экономической безопасности, что до сих пор обусловливает принятие и реализацию правительствами и центро-банками этих стран дополнительных антикризисных мер, активизацию усилий по экономической кооперации и ведению экономического противоборства.
Ключевые слова: экономика, мировой финансово-экономический кризис, экономическая безопасность, обеспечение экономической безопасности государства, уровень экономической безопасности, оценка уровня экономической безопасности государства, Япония
Глобализация1 характеризуется не только позитивными чертами, но и несет в себе существенные противоречия, которые, в частности, отчетливо проявились в период последнего мирового финансово-экономического кризиса. В этой связи перемены в мире, связанные с глобализацией, обусловливают необходимость принятия высшим политическим руководством Российской Федерации оперативных и адекватных решений по нейтрализации, локализации или устранению вызовов и угроз национальной безопасности, которые возникают и непрерывно трансформируются в процессе эволюции всей системы современных международных отношений [2, 3, 8, 11, 32, 33, 36].
Глобализация характеризуется интенсификацией процессов стирания некогда существовавших и казавшихся незыблемыми экономических, политических и культурных границ между странами и цивилизациями2. Происходит унификация человеческого сознания, понижается роль национального государства и его суверенитета на фоне утверждения межгосударственных систем как основы мирового социально-экономического развития. В этих условиях предстоит сделать выбор внешнеполитического вектора развития и России [1, 9, 10, 14, 23, 24, 38, 39].
Поскольку мировой финансово-экономический кризис продолжает оказывать влияние на уровень экономической безопасности России, Японии и других государств мира, представляет интерес рассмотрение мер обеспечения экономической безопасности3 [3-5, 7, 8, 22], принятых в разных странах
1 Глобализация (globalization) - действие или состояние, охватывающее весь мир по своим масштабам или применению. Источник: РумянцеваЕ.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 106.
2 Существуют различные способы количественного измерения процессов глобализации. В частности, одним из таких способов является расчет индекса глобализации KOF. Процессы глобализации, реализующиеся в различных странах, оцениваются по 24 показателям, объединенным в три основные группы глобальной интеграции: экономическая глобализация (объем мировой торговли, тарифная политика, ограничения на счета, налоги на международную торговлю и т.д.); социальная глобализация и политическая глобализация. Индекс глобализации KOF исчисляется как сумма указанных составляющих с весовыми коэффициентами 36, 39 и 25% соответственно. URL: http://globalization.kof.ethz.ch/media/filer_public/2014/04/15/vari-ables_2014.pdf.
3 Под обеспечением экономической безопасности государства (ensuring economic security) понимается процесс повышения (удержания приемлемого) уровня экономической безопасности, т.е. уровня защищенности национального хозяйства от
внешних и внутренних угроз.
в условиях глобализации, и, в частности, в Японии4 [2, 6, 11-13, 15-21, 25-31, 34, 35, 37, 40-43].
Формы обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации.
Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира в условиях глобализации позволил выявить ряд тенденций, которые по характеру своего проявления можно разделить на 2 группы: 1) группа тенденций развития форм обеспечения экономической безопасности государства; 2) группа тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства.
К числу основных тенденций развития форм обеспечения экономической безопасности государства следует отнести тенденции, связанные с увеличением приоритетности мероприятий и действий органов государственного управления по обеспечению экономической безопасности по отношению к другим мероприятиям и действиям.
Эти тенденции тесно связаны с группой тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства. К их числу могут быть отнесены тенденции, связанные: с увеличением зависимости эффективности реализации различных национальных проектов от эффективности функционирования экономики; с увеличением степени ослабления экономики конкурентов и важностью комплексной защиты своих критически важных объектов национального хозяйства; с достижением экономической интеграции с различными государствами мира и др.
Рассмотрение перечисленных тенденций через механизм действия основных законов и закономерностей развития сложных нелинейных открытых экономических систем позволило выявить закономерности обеспечения экономической безопасности, которые и позволили определить основные формы обеспечения экономической безопасности государства:
1) экономический патронат, который обеспечивает внутрисистемную безопасность систем экономического назначения страны, если совокупность этих систем рассматривать как целостную систему. В рамках экономического патроната обеспечивается безопасное (с эко-
4 Мартынова М.В. Инвестиционная привлекательность рынка ценных бумаг Японии // Математика, информатика, естествознание в экономике и обществе (МИЕСЭКО 2014): труды Всероссийской научной конференции / отв. ред. А.Ю. Байков. М.: МФЮА, 2014. С. 280-287.
-15 (300) - 2015-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorities and security
90
80
70
60
50
40
30
20
10
ÀAAA'
2
♦♦♦♦♦
♦♦♦
_—И-
♦♦♦♦
♦♦♦♦♦♦
1960
1970
1980
1990
2000
2010
2020
Рис. 1. Динамика индекса глобализации KOF в различных странах мира: 1 - Великобритания; 2 - Россия; 3 - Япония; 4 - Афганистан
номической точки зрения) функционирование каждой системы управления хозяйством, обеспечения и производства внутри более глобальной управляющей системы;
2) экономическая кооперация, которая обеспечивает экономическую безопасность государства при взаимодействии экономики страны с различными экономическими системами, которые не связаны с этим сектором национального хозяйства отношениями подчиненности. В рамках экономической кооперации обеспечивается совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между экономическими системами различных государств мира, иностранных и международных организаций;
3) экономическое противоборство, которое
является основной формой обеспечения экономической безопасности государства в конкурентной борьбе противостоящих сторон. Достижение и удержание превосходства в экономическом противоборстве обеспечивает безопасность функционирования систем экономического назначения государства при подготовке и в ходе конкурентной борьбы (разрешения экономического конфликта) [8, 9]. Япония, безусловно, вовлечена и продолжа-
ет вовлекаться в процессы глобализации, о чем
свидетельствует сравнительная динамика индекса
глобализации КОБ для различных стран мира (рис. 1). В этих условиях обеспечение экономической безопасности Японии реализуется в формах экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства.
Экономический патронат Японии в условиях глобализации. Экономический патронат в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию (соблюдение) различных норм, касающихся функционирования национального хозяйства5 на экономической территории го-сударства6 при наличии различных внешних и внутренних угроз.
Очевидно, что эффективность реализации соответствующих действующих норм функционирования национального хозяйства по предупреждению, нейтрализации, локализации различных внешних и внутренних угроз или устранению их негативных последствий в условиях глобализации может быть рассмотрена на примере антикризисных мер правительства и центрального банка в период мирового финансово-экономического кризиса и их деятельности в посткризисный период [3, 4, 6, 10, 17, 20-21, 30, 34, 40-43].
Возникновение самого мирового финансово-экономического кризиса можно трактовать как неэффективность реализации существующих к этому времени норм функционирования мирового хозяйства и его составляющих. Главными дисбалансами мировой экономики, которые обусловили возникновение мирового финансово-экономического кризиса, эксперты называют: 1) дисбаланс между реальной стоимостью активов и объемов денежных средств, оборачивающихся на финансовых рынках;
5 По своей природе нормы функционирования национального хозяйства могут быть правовыми, законодательными, религиозными, политическими (идеологическими, концептуальными), этическими и пр. Эти нормы могут носить общечеловеческий, международный (межконфессиональный, межнациональный), региональный (конфессиональный, национальный), государственный (для России - общефедеральный), субгосударственный (для России - субъекта Федерации) и другой характер.
6 Экономическая территория государства - географическая территория в рамках государственной границы, а также воздушное пространство, территориальные воды, часть континентального шельфа и экстерриториальные анклавы (посольства, военные базы и т.п.).
3
4
0
2) дисбаланс мирового роста;
3) дисбаланс между ростом капитализации компаний, доходности вложений в финансовый сектор и доходностью вложений в реальный сектор, ростом производительности труда;
4) дисбаланс между реальными возможностями и обязательствами потребителей.
При этом глубина и продолжительность кризиса на экономических территориях различных государств мира определялись не только величиной этих дисбалансов, но и степенью адекватности принимаемых соответствующими государственными структурами антикризисных мер7 [8].
Антикризисные меры правительства и Центрального банка Японии. С началом кризиса властные структуры Японии активно включились в борьбу с негативными последствиями возникших дисбалансов как в мировом хозяйстве, так и в отечественной экономике. Несмотря на то, что многие меры антикризисной политики правительства и Центрального банка Японии оказывали влияние сразу на несколько секторов экономики, укрупненно их можно разделить на следующие группы: меры по стабилизации финансовой системы, меры денежно-кредитной политики, меры поддержки реального сектора экономики, меры повышения социальной защиты населения, налоговые меры, меры бюджетной политики [3, 4, 6, 17, 20-21, 30, 35, 40-43].
Меры по стабилизации финансовой системы страны стали первой серьезной реакцией правительства и Центрального банка Японии на кризис. Главное внимание со стороны властей было уделено выкупу «проблемных активов» (в основном облигаций, обеспеченных кредитами) у банков, ипотечных агентств, пенсионных фондов и страховых компаний на общую сумму более 22 млрд долл. (2 трлн иен), а также предоставлению гарантий по банковским депозитам и межбанковским кредитам на сумму 143 млрд долл. (13 трлн иен). Кроме того, в целях минимизации рисков убытка от изменений валютного курса национальной валюты было произведено двукратное увеличение объема валютных свопов8 с Федеральной резервной системой США - до 120 млрд долл. Центральный банк Японии в кризисный
7 Набиуллина Э. Экономическая политика в условиях кризиса -анализ и перспективы // Экономическая политика. 2009. № 3. С. 73-85.
8 Своп (англ. swap) - сделка, валютная операция, сочетающая куплю-продажу двух валют на условиях немедленной поставки с одновременной противоположной сделкой на определенный срок с теми же валютами.
-15 (300)
период активизировал процесс предоставления государственных льготных кредитов коммерческим банкам (в основном на аукционной основе), получивших название стабилизационных, что имело целью увеличение кредитования частных лиц и реального сектора экономики.
Так, например, 3 февраля 2009 г. Центральный банк выделил около 11,2 млрд долл. (до 1 трлн иен) на покупку до апреля 2010 г. акций частных банков с кредитным рейтингом не ниже ВВВ. 18 марта 2009 г. Центральным банком были расширены с 1,4 до 1,8 трлн иен (около 18,3 млрд долл.) в месяц закупки долгосрочных правительственных облигаций, что увеличило массу ликвидности на финансовом рынке страны и обеспечило сдерживание роста ставок кредитования в частном секторе. Кроме того, Центробанком было предоставлено до 10,3 млрд долл. (около 1 трлн иен) частным банкам в виде субординированных кредитов, чтобы подтолкнуть их к более активному кредитованию бизнеса на фоне повсеместного падения производства. Вместе с этим 16 июля 2009 г. Центральный банк продлил программу по стимулированию корпоративного кредитования на три месяца, которой предусматривалось обеспечение 13 млрд долл. (1,22 трлн иен) чрезвычайных кредитов под низкий процент для финансовых учреждений в целях поощрения выдачи займов японским компаниям.
Центробанк принимал в качестве обеспечения облигации, коммерческие бумаги и краткосрочные долги компаний, обеспеченные имущественным залогом. Кроме того, национальным ипотечным агентствам Японии выделялись субсидии на снижение платежей заемщиков и рефинансирование ипотечных выплат, а коммерческим банкам, испытывающим нехватку долларов США, выдавались валютные кредиты. Одновременно на фоне роста неплатежей по кредитам со стороны как физических, так и юридических лиц разрабатывалась и вводилась процедура реструктуризации долгов. В свою очередь, правительство Японии само активно привлекало финансовые ресурсы посредством размещения дополнительных выпусков государственных ценных бумаг. В частности, в 2009 финансовом году объем эмиссии государственных ценных бумаг был увеличен на 31%. Тем не менее, стоит отметить, что помощь финансовому сектору государство оказывало отнюдь не на безвозмездной основе. После завершения острой фазы кризиса меры по стабилизации финансового сектора заключались уже не столько в денежных вливаниях в финансовые институты, сколько в усовершенствовании законодательства в
- 2015-
NATIONAL INTERESTS: priorities and security
Вызовы глобализации и их последствия
области регулирования банковской деятельности и функционирования финансовых рынков9.
Меры денежно-кредитной политики. Центральный банк Японии, как и большинство центральных банков экономически развитых стран мира, в борьбе с последствиями мирового финансово-экономического кризиса обратился к использованию такого макроэкономического инструмента, как ставка рефинансирования. Для стимулирования процесса кредитования реального сектора экономики японский Центробанк последовательно снижал уровень базовой ставки, а также выделял дополнительные средства по программам кредитования в целях снижения ставок по кредитам, особенно по ипотеке. В итоге уже в декабре 2008 г. базовая ставка дошла почти до нулевой отметки - 0,1%. Тем не менее, 2 декабря 2009 г. Центральный банк Японии принял решение произвести «вливание» в экономику страны дополнительных средств в размере около 115 млрд долл. для ускорения восстановления национального хозяйства «после самой тяжелой рецессии послевоенного времени». Руководство Центрального банка пришло к выводу о необходимости увеличения финансовых средств, чтобы способствовать еще большему снижению учетных ставок. Кроме того, в рамках международного сотрудничества правительством Японии уже в первой половине 2009 г. был сформирован валютный резерв в целях противодействия последствиям мирового финансово-экономического кризиса. Для оказания помощи развивающимся странам, пострадавшим в результате мирового финансового кризиса, Международному валютному фонду было выделено 98 млрд долл.10.
Меры поддержки реального сектора экономики были сосредоточены на недопущении значительного снижения объемов производства в период финансово-экономического кризиса. Уже 27 января 2009 г. правительство Японии выделило 16,7 млрд долл. для поддержки малого и среднего бизнеса, в котором занято около 70% всех работающих японцев. Для нейтрализации негативного влияния снижения спроса на продукцию японских компаний и кризиса кредитования государственные банки стали скупать акции компаний реального сектора экономики, пос-
9 URL: http://systemforex.Org/analytics/1/7150/; http:// k2kapital.com/news/fin/525994.html; http://rb.ru/news/busi-ness/2009/02/03/110153.html; http://banki.ru/news/lenta/ ?id=888757; http://uabanker.net/daily/2009/07/071609_0850.shtml; http://k2kapital.com/news/fin/521598.html.
10 URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/business/new-
sid_7793000/7793731 .stm; http://k2kapital.com/news/fin/781900; http://news.siteua.org.
Challenges of Globalization and Their Implications
ледовав в этом примеру Банка Японии, который реанимировал денежный рынок, скупая корпоративные облигации у кредиторов. Кроме того, 3 марта 2009 г. властями страны было принято решение о выделении 5 млрд долл. из своих золотовалютных резервов для поддержки компаний, испытывающих трудности в связи с нехваткой наличных долларов.
22 марта 2009 г. правительство Японии объявило о своем намерении выделить более 30 млрд долл. на развитие информационных технологий в рамках антикризисного плана, рассчитанного на 3 года. Реализация этих мер имела целью создание электронного правительства и ведомств образования и здравоохранения, постепенный перевод всей бумажной документации на электронные носители, экономию более 2 млрд долл. и появление 400-500 тыс. рабочих мест.
По расчетам японского правительства, реализация указанных нововведений может принести прибыль в размере почти 50 млрд долл. Ряд антикризисных мер японского правительства касался поддержки малого и среднего бизнеса. 8 апреля 2009 г. правительством было объявлено о намерении выделить 368,5 млрд долл. (37 трлн иен) на поддержку японских компаний, нуждающихся в ликвидных финансовых средствах. При этом 199 млрд долл. (20 трлн иен) планировалось направить на поддержку средних и крупных компаний, а 169,5 млрд долл. (17 трлн иен) - мелких предпринимателей и малого бизнеса. Одновременно правительство Японии выделило 54 млрд долл. на кредиты малому бизнесу и пособия увольняемым сотрудникам. Практически сразу же для финансирования программы стимулирования реального сектора экономики 21 апреля 2009 г. правительством Японии был обнародован план выпуска облигаций общей стоимостью 110 млрд долл. (10,82 трлн иен).
Одной из самых пострадавших отраслей экономики в период мирового финансово-экономического кризиса стала автомобильная промышленность. Поэтому антикризисная программа включила меры поддержки национальной автомобильной промышленности. В частности, была запущена программа по повышению спроса на новые автомобили путем выкупа у граждан устаревших моделей в обмен на покупку более современных.
Для поддержки строительной отрасли Центральным банком Японии было выделено 995 млн долл. (100 млрд иен) инвестиционным трестам для финансирования покупок ими недвижимости, а также 497 млн долл. (50 млрд иен) строительным ком-
паниям - для приобретения объектов строительства. Центральным банком было также предоставлено 3,4 млрд долл. (350 млрд иен) для поддержки ипотеки жилого фонда и 2,9 млрд долл. (300 млрд иен) для реализации городских проектов реконструкции.
Антикризисные меры коснулись также структурной перестройки энергетики. В связи с нестабильностью цен на энергоносители особое внимание органов государственной власти было уделено стимулированию производства экологически чистых видов энергии в целях масштабного увеличения выработки альтернативных ее видов, а также проектам по энергосбережению.
Кроме того, на поддержку торговли со странами Азиатского региона правительством Японии был выделен 1 млрд долл. для кредитования банков развивающихся азиатских стран, обеспечивающих импортно-экспортные сделки с японскими компаниями. Таким образом, в период мирового финансово-экономического кризиса власти оказывали поддержку реальному сектору экономики не только напрямую, но и опосредованно, через стимулирование внешнего спроса11.
Меры повышения социальной защиты населения. Антикризисная программа правительства Японии, направленная на повышение социальной защиты населения, включала, прежде всего, мероприятия по предотвращению роста безработицы и выплате материальной помощи гражданам, потерявшим работу. Кроме того, была усовершенствована система страхования по безработице. Правительство Японии направило более 7 млрд долл. (640 млрд иен) на снижение процентов при выплатах по государственной программе страхования занятости. Одновременно в целях стабилизации ситуации на рынке жилья правительством был снижен налог для домовладельцев. Общая сумма недополученных таким образом налогов составила более 100 млрд долл. При этом важной мерой социального характера стала единовременная выплата всем без исключения гражданам страны. Каждый житель страны от 18 до 65 лет получил около 120 долл. (около 12 тыс. иен), а дети до 18 лет и люди старше 65 лет - по 200 долл. (20 тыс. иен) на-
11 Меры японских властей по поддержке реального сектора экономики. URL: http://k2kapital.com/news/ fin/533449.html; http://novopol.ru/text62941.html; http://news.liga.net/news/ N0912104.html; http://rbc.ru/rbcfreenews/20090408060739. shtml; http://news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_7793000/ 7793731.stm; http://k2kapital.com/news/fin/584699.html; http:// k2kapital.com/news/fin/589590.html; http://vz.ru/news/2009/2/14/ 256523.html.
личными. Общая величина выплат составила около 20 млрд долл. Соответствующий закон был принят парламентом страны 04.03.200912.
Налоговые меры. Программа японского правительства по уменьшению негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на национальное хозяйство реализовала планы по снижению налогов в 2009 г. и касалась как населения, так и юридических лиц. Также было осуществлено снижение налога на недвижимость, а для граждан были предоставлены налоговые льготы.
Меры бюджетной политики- в рамках антикризисной программы Японии предполагали значительное изменение структуры бюджетов страны. В 2009 финансовом году затраты бюджета Японии увеличились на 6,6%. При этом на реализацию уже третьего по счету плана стимулирования экономики страны предусматривалось выделение 255 млрд долл. (23 трлн иен): 143 млрд долл. (13 трлн иен) выделялось различным компаниям в виде кредитов и гарантий по их долговым обязательствам, а 112 млрд долл. (10 трлн иен) - за счет снижения ставок налогов, в т.ч. ставки налога на недвижимость. На фоне резкого сокращения доходов японским правительством были найдены дополнительные пути пополнения доходной части бюджета и сокращения расходов государственного аппарата и ряда отраслей экономики. В частности, для покрытия дефицита госбюджета с марта 2009 г. Центральным банком были расширены с 1,4 до 1,8 трлн иен (около 18,3 млрд долл.) в месяц закупки долгосрочных правительственных облигаций.
Закупки долгосрочных правительственных облигаций имели целью увеличение их ликвидности на рынках ценных бумаг и сдерживание роста ставок кредита в частном секторе. Одновременно были созданы специальные фонды целевого назначения для стимулирования экономики в условиях кризиса, средства которых не были предназначены для финансирования какой-то конкретной программы, а использовались в случае необходимости. Так, например, в апреле 2009 г. правительством Японии было решено зарезервировать 368,5 млрд долл. (37 трлн иен) на поддержку компаний в том случае, если им понадобится дополнительное финансирование. В то же время в рамках международного сотрудничества японским правительством было объявлено
12 Меры повышения социальной защиты населения. URL: http://k2kapital.com/news/fin/514162.html; http://news.bbc.co.uk/ hi/russian/business/newsid_7793000/7793731. stm; http://novopol. ru/text63111.html.
о создании фонда помощи некоторым азиатским государствам на цели развития в объеме более 20 млрд долл. (2 трлн иен). Данные средства были направлены на стимулирование внутреннего спроса, финансирование инфраструктурных проектов в Индии, Индонезии, Вьетнаме и других странах, обеспечивающих востребованность японских продукции и услуг, а также экономический рост этих
13
государств, в частности, в аграрном секторе13.
Финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития Японии, а также в изменение уровня экономической безопасности Японии в ближайшее десятилетие. По мнению автора, экономическая безопасность государства может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, его экономическая и социально-политическая стабильность, несмотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов [4, 6].
Кризис понизил общий уровень экономической безопасности Японии, но по отдельным показателям экономическая безопасность этого государства в последние годы не только не уменьшилась, но и больше того, возросла. Благодаря своевременно принятым мерам мировой финансово-экономический кризис также несущественно повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей экономической безопасности. Таким образом, реализованные антикризисные меры японского правительства и центрального банка, программные выступления высоких должностных лиц Японии подтвердили, что эта страна и дальше будет по-прежнему твердо проводить активную финансовую политику в целях сохранения платежной системы страны, целенаправленно заниматься макрорегулированием, а также совершенствованием структуры экономики, уделяя при этом особое внимание инновациям, экономии энергии и защите окружающей среды.
Деятельность правительства и Центрального банка Японии в посткризисный период. Избранный в декабре 2012 г. глава правительства Японии Синдзо Абэ выделил 3 приоритетных направления («3 стрелы») нового экономического курса14: 1) достижение 2%-ной инфляции; 2) увели-
13 URL: http://mycityua.com/news/world/2008/12/12/163425. html; http://mycityua.com/news/world/2008/12/12/170410.html; http://banki.ru/ news/lenta/?id=888757.
14 Экономический курс японского правительства по аналогии с американской «обамономикой» (obamonomics) получил название «абэномика».
-15 (300)
чение бюджетных расходов на общественные работы; 3) стимулирование частного инвестирования.
При этом принятая экономическая программа мер по выходу из дефляции и стимулированию экономического роста включает следующие слагаемые: изменение курса денежно-кредитной политики Центрального банка Японии, включающего беспрецедентные количественные смягчения; расширение мер по стимулированию экономического роста, базирующихся на увеличении государственных расходов на инфраструктурные проекты; усиление фискальной дисциплины в целях отказа от дальнейшего наращивания внутреннего экономического долга в виде дополнительной эмиссии государственных облигаций.
Первыми результатами проведения политики нового кабинета стали: ослабление курса японской национальной валюты; увеличение акций японских компаний; стремительный рост в 2013 г. индекса Никкэй 22515; одобрение парламентом рекордного бюджета, предусматривающего увеличение военных расходов и трат на проведение общественных работ. Расходная часть бюджета на 2013 г. составила 92,6 трлн иен (около 906,2 млрд долл.).Увеличение военных расходов в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составило 2,2% (4,75 трлн иен - на 40 млрд иен больше, чем в 2012 г.). Военные расходы в 2013 г. предусматривали, в частности, приобретение 20 патрульных катеров для сил береговой охраны (36,4 млрд иен), покупку четырех самолетов F-35 (69,3 млрд иен), постройку эсминца с улучшенными возможностями для обнаружения подводных лодок (73,3 млрд иен), покупку четырех патрульных самолетов Р-1 производства Kawasaki Heavy Industries (77,3 млрд иен)16 [12, 15, 20-21, 40-43].
Деятельность правительства и Центрального банка Японии по обеспечению экономической безопасности страны в период острой фазы мирового финансово-экономического кризиса и в посткризисный период в форме экономического патроната может быть представлена в табл. 1 [4, 6]. При этом следует иметь в виду, что показателями-индикаторами экономической безопасности государства могут быть:
1) объем валового внутреннего продукта (ВВП);
2) валовой сбор зерновых, млн т;
15 Средняя цена акций 225 наиболее крупных компаний, имеющих листинг на Токийской фондовой бирже, уже в течение первых нескольких месяцев после декабрьских выборов 2012 г. вырос на 30%. По итогам 2013 г. рост индекса Никкэй 225 составил 57%. Источник: Нихон Кэйдзай Симбун. 31.12.2013.
16 Источник: Асахи Симбун. 19.05.2013; Kiyoshi Takenaka. Japan's next defense budget to post biggest rise in 18 years. December 21, 2013. URL: http:// japantoday.com/2013/12/21.
- 2015-
3) доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП;
4) доля расходов на оборону, % к ВВП;
5) доля затрат на «гражданскую» науку, % к ВВП;
6) доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %;
7) доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, %;
8) доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения, %;
9) децильный коэффициент дифференциации доходов населения;
10) уровень безработицы, % к экономически активному населению;
11) уровень монетизации, % к ВВП;
12) внешний долг, % к ВВП;
13) внутренний долг, % к ВВП;
14) доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга, % от общего объема расходов бюджета;
15) дефицит федерального бюджета (бюджета центрального правительства), % к ВВП;
16) уровень инфляции, %;
17) объем золотовалютных резервов, млрд долл.;
18) отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта, %;
19) доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, %.
Пороговыми (на диаграммах - единичными)
уровнями экономической безопасности Японии
считаются:
1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) - 2 000 млрд долл. (в ценах 2003 г.);
2) для валового сбора зерновых - 55 млн т (масса до обработки);
3) для доли инве стиций в основной капитал - 16% к ВВП;
4) для доли расходов на оборону - 1% к ВВП;
5) для доли затрат на «гражданскую» науку - 1,5% к ВВП;
6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 15%;
7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - 25%;
8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 7% ко всему населению страны;
9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 8;
10) для уровня безработицы - 8% к экономически активному населению;
11) для уровня монетизации - 25% к ВВП;
12) для внешнего долга - 40% к ВВП;
13) для внутреннего долга - 30% к ВВП;
14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга - 20% к общему объему расходов бюджета центрального правительства;
15) для дефицита бюджета центрального правительства - 3% к ВВП;
16) для уровня инфляции - 25%;
17) для объема золотовалютных резервов - 57 млрд долл.;
18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта - 25%;
19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов - 20%.
Предполагается, что наименьшее возможное значение /-го нормированного частного показателя экономической безопасности государства (в. тп = 0,01) соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И наоборот, наибольшее возможное значение /-го нормированного частного показателя (в = 100) соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение .-го нормированного частного показателя (в/ = 1) соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства.
При одинаковой значимости 19 компонент безопасности национальных хозяйств развитых государств мира (т.е. при а. = 1) наименьшее возможное значение общего нормированного показателя (уровня) экономической безопасности ]-го государства (УЭб/. тп = 10-38) соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства страны. И, наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя (У-зб. тав, = 1038) соответствует наибольшему уровню экономической безопасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности государства (У^ = 1) соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики ]-го государства. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состо-
Вызовы глобализации и их последствия
Challenges of Globalization and Their Implications
янием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз.
Следует отметить, что нецелесообразно искать какой-либо физический смысл в значениях общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства. Тем более нельзя абсолютизировать эти значения и применять к ним правила математического анализа. Однако полученные в ходе исследования значения общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства позволяют судить о том, насколько уровень защищенности национального хозяйства страны поднялся (или опустился) относительно условно принятого порога и, следовательно, насколько этот уровень приблизился к уровню абсолютной защищенности (или абсолютной незащищенности) национального хозяйства. Для нашего случая (т.е. случая одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйства и при принятых правилах
нормировки частных показателей экономической безопасности) уровень абсолютной экономической безопасности государства составляет 1038, а уровень абсолютной незащищенности национального хозяйства страны - 10-38. В общем случае компоненты безопасности национального хозяйства имеют разную значимость для общего (интегрированного) показателя (уровня) экономической безопасности государства. В частности, такая разнозначимость особенно проявляется для условий функционирования национального хозяйства в мирное время, в угрожаемый период и в военное время [3, 8-10, 38, 39]. В табл. 1 представлены показатели экономической безопасности Японии, характеризующие экономический патронат со стороны правительства и Центрального банка Японии.
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности Японии и государств мира, реализованного в рамках экономического патроната.
Таблица 1
Значения показателей экономической безопасности Японии, характеризующих экономический патронат со стороны правительства и Центрального банка Японии
Частные показатели экономической безопасности* 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Объем ВВП Р10 1,88 2,15 2,11 2,20 2,16 2,28 2,21 2,30 2,25 2,32 2,26 2,34 2,27
Валовой сбор зерновых Р2 0 0,49 0,49 0,50 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49
Инвестиции в основной капитал Р3 0 1,01 1,01 1,44 1,01 1,43 1,01 1,19 1,02 1,16 1,02 1,15 1,02 1,14
Уровень безработицы Р4 0 2,05 2,05 2,05 2,05 1,45 2,05 1,60 2,05 1,70 2,05 1,80 2,05 1,90
Уровень монетизации Р5 0 5,92 6,05 5,96 6,25 6,04 6,32 6,08 6,50 6,12 6,64 6,14 6,78 6,16
Внешний долг Р6 0 8,51 8,80 8,60 9,05 6,25 9,30 6,67 10,00 7,00 10,25 7,20 10,64 7,50
Расходы на оборону Р7 0 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Расходы на «гражданскую» науку Р8 0 2,03 2,03 2,03 2,03 2,03 2,04 2,03 2,04 2,03 2,05 2,03 2,05 2,03
Инновационная продукция Р9 0 5,83 5,88 5,87 5,94 5,88 6,00 5,89 6,50 5,93 6,56 5,94 6,75 5,96
Уровень инфляции Р10 0 40,00 40,00 45,00 40,00 27,78 40,00 25,00 40,00 26,00 40,00 26,60 40,00 26,90
Объем золотовалютных резервов Рп0 18,25 19,00 18,26 21,00 18,28 22,81 19,30 25,00 20,00 26,91 21,00 28,89 21,50
Выплаты по внешнему долгу Р12 0 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78
Внутренний долг Р13 0 0,24 0,24 0,25 0,24 0,17 0,25 0,15 0,25 0,15 0,26 0,15 0,26 0,15
Расходы на обслуживание государственного долга Р14 0 0,81 0,83 0,83 0,83 0,84 0,84 0,84 0,86 0,86 0,87 0,87 0,88 0,88
Дефицит бюджета центрального правительства Р15 0 0,71 0,71 0,73 0,71 0,63 0,71 0,67 0,71 0,70 0,71 0,72 0,71 0,74
Вызовы глобализации и их последствия Challenges of Globalization and Their Implications - 41 -
Окончание табл. 1
Частные показатели экономической безопасности* 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве в16 0 1,22 1,19 1,23 1.15 1.16 1,12 1,14 1,10 1,12 1,07 1,11 1,04 1,10
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в17 0 1,04 1,19 1,06 1,15 1,06 1,12 1,08 1,10 1,10 1,07 1,11 1,04 1,11
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения в18 0 1,82 1,85 1,82 1,88 1,86 1,90 1,90 1,95 1,95 1,98 1,96 2,01 1,98
Доля продовольствия, поступившего по импорту в19 0 0,41 0,42 0,41 0,42 0,41 0,42 0,42 0,42 0,42 0,42 0,42 0,42 0,42
Значения показателя экономической безопасности, 19 характеризующего экономический патронат ^^ р. 0 /=1 3,0Ы06 4,55-106 6,40-106 5,25-106 1,18106 6,30-106 1,11106 8,54-106 1,48-106 9,55-106 1,81106 1,12-107 2,15-106
* Показатели в 2007-2013 гг.: знаменатель - фактические значения 2007 г. и прогноз 2007 г, числитель - фактические значения за указанный период.
Рис. 2. Сравнительная оценка динамики изменения уровней экономической безопасности Японии и других государств мира, характеризующих экономический патронат со стороны их правительств и центральных банков, с учетом (а) и без учета (б) влияния мирового финансово-экономического кризиса
Ö
и
либ £
--
tn
Г4
о
Г4
г! , o\
« ^H & ffl
S CÙ
2 о
« Й « s
a « н vo
s s s
X о с W s
H u о X
u «
с о
и 2 X
л
ч «
а h X <и Я
И H О
л
4
м ^ <U Н
5
M
«
а с
IS s о а
н «
с
«
s а
о <и т
X
г
о X о
m X S
Э
2
^
M
S
а
<и
h «
а
«
и
« о
U
<u
т
S
s
о X о
m «
<u
4 <и
IS
M «
О X К X X <и
5
X
m
2 0 2 00 О 00 О б о С7 б о CD б о о 4 о О б о 00 о б о б о б o 4 o ,o o, CD ,o o, 4 o
vó m <N CD VID c^ сл о m t-~ m t-- сл сл CD o CD <N СЛ
m СЛ r^ <4 vo V¡D ^^ ^^ Ol СЛ
Прогноз 0 2 0 2 CD ó <N 00 О ó г^ б О ич <N С7 сК б О CD CD CD t-^ б о CD о CD 4 о CD о CD СЛ б о CD сл г^ 00 о CD г^ б О CD о t^ VID о ó ^о сл ,o o, o СЛ vo ,o o, o СЛ CD C^ ,o o, o <N 4 o C^ ,o
01 2 б О С7 00 о О 00 б О CD сл 4 О CD О VID CD CD VID 00 4 О CD VID CD О О vo CD О VO CD О СЛ б о CD 00 о CD О tV) 4 О VID 4 o с^ VID сл ,o o, o vo ,o o, o m CD C^ VID t-^ ,o o, o vo ,o o, o o СЛ
Оценка| 01 2 б О VO <N б О 00 о сК <N б о сл 4 О VID <о VID CD VID 4 О CD VID CD <N О vo <o CD <N vo CD <N 00 б о t-^ CD ГЧ <N CD О <N 4 О CD 4 o VID ,o сл ,o o, ,o o, <N CD VO ,o o, ,o o, o 00
2013 б о 1/S <N б о ó сл t-^ о сК <N б о 00 4 О t^ CD r^ 4 О CD CD <N m r^ m ГЧ б о m CD сК О сл 4 О t^ 4 o ,o 00 ,o ,o CD ,o o, ,o o, m f-
2012 б о О^1 б о VO VO~ о сК <о ГЧ б о VID VID 4 О CÓ <o CD c^1 <N 4 О 00 CD <N 00 О <N 00 о <N <N СЛ б о CD б о VID сл Oo CD f- 4 o 00 ,o ,o <N m СЛ CD o, m Oo o, 00 vo
2011 б о 00 б О VID сл VID о сК ГЧ б о VID 4 o cK 4 О cK 00 <o CD <N СЛ f- <o <N СЛ <N 00 б о CÓ Oo б о VID сл t-^ oo" t-~ CD О 4 o сК ,o VID ,o en 00 00 4 o cK ,o ,o o, ,o o, СЛ vo
2009 б о 00 б О uó о 00 б О ГЧ o CD m 4 о m o CD 00 о 00 00 o VID VID б о ГЧ o r^ 4 o VID СЛ ГЧ 4 o 00 00 СЛ 00 vo 4 o ,o 00 o СЛ ,o o, vo
2007 б о CD б о 00 о сЪ C7 сл CD CD СЛ 00 vo vo o t^ VID б о 00 сл о CD СЛ 4 о <N гл о сл VID СЛ ^ CD О сл к") 00
0 0 2 б О с^ о <N VID <N б О VID <о O <o СЛ CD ^ СЛ vo СЛ CD ^ vo 00 vo 00 СЛ o CD VID <N t-~ 4 О 4 o сК СЛ СЛ <N СЛ <N ,o o, СЛ ,o ,o 00
2003 о сК 4 О ^ б о t^ ГЧ O t^ VID СЛ CD 00 00 CD <N О сл СЛ 00 CD о СЛ o m CD 00 СЛ ri СЧ 4 О m VID ГЧ 4 o m СЛ СЛ ГЧ ,o 00 <N o, ,o 00
2001 о os <N 4 О б о ГЧ б o cK СЛ m <o m 00 СЛ 00 СЛ 00 CD СЛ 00 о сл <N CD 00 ^ CD 4 о Oo сл ,o o, m СЛ 00 СЛ 00 ,o m r^ ,o СЛ t--
1999 о 1/S <N О <N б о <N сл б o CD CD ^ m m r^ CD m ГЧ о m VID CD c^ 4 о 00 4 o сл ,o o, m m o, <N m
m m <4 vo m 00
1997 4 о 00 vo О сл б О CD o ГЧ О СЛ о О CD CD о t^ t^ 4 О cK ГЛ о CD 4 o сК ,o CD vo o, vo <N o, o o o
t-~ чп г^ ^
* W m о СОТ С ни о п t* cdT П £ « cd^ t^ А, э о m cdT t^ я, е р â я а н N S cd^ t^ A н а в й а H cd^ С ли а р т с в < Саудовская Аравия, Пр. б cd^ $ 00 cdT д, н а аи H Индонезия, Пр. g о cdT П См 0 cd^ t^ н онк н cd^ t^ я, и с с о CM Великобритания, Пр. 13 Нидерланды, Пр.,14 Малайзия, Пр. 1о Филиппины, Пр. 1б cd^ t^ я, и д н S 00 cdT ар, ата M g cd^ р, пур S3 н и о
Сравнительная оценка общего интегрального уровня экономической безопасности Японии и других государств мира, реализованного в рамках экономического патроната, может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны, расчетная формула которого может иметь вид [4, 6, 8, 39]:
19
^ЭБЭП/ = Пв>/ , 1=1
0,01 <р/ < 100, где УЭБЭП/ - общий нормированный показатель уровня экономической безопасности /-го государства, реализованный ^ в рамках экономического патроната,
о
§ а.. - вес /-го нормирован-
ного частного показате-| ля, характеризующего
^ экономическую безопас-^ ностьу-го государства,
II в у - значение /-го нор-|| мированного частного
^ показателя, характери-
зующего экономическую 5 безопасность у-го госу-
3 дарства.
| Результаты расчетов зна-
ю чений общих (интегральных) § показателей экономической й безопасности Японии, России | и других государств мира в период 1997-2013 гг. и в пер-
спективе до 2020 г. с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса ё и без учета такого влияния
'Й Г)
| представлены на рис. 2, а так-
| же в перспективе до 2025 г. -
!з в табл. 2.
| Таким образом, на ос-
^ нове проведенного анализа
^ становится очевидным вли-
^ яние мирового финансово-
экономического кризиса на уровень безопасности национального хозяйства Японии и других государств мира, а также относительное повышение уровня экономической безопасности Японии в перспективе до 2025 г. в случае реализации планов экономического роста и социально-экономического развития этой страны.
(Продолжение следует)
Список литературы
1. Ахмедуев А.Ш., Абдуллаева З.З. Стратегия экономической безопасности региона и механизм ее реализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 3. С. 44-48.
2. БольшоваЕ.В., ДеминаМ.О., ЩербаковД.А. Инвестиции Японии и стран АСЕАН в российской экономике // Япония наших дней. 2013. № 4. С.54-102.
3. Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: Аргамак-медиа, 2013. 392 с.
4. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 13. С. 39-55; № 15. С. 20-39.
5. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34. С. 69-76.
6. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Японии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 45. С. 72-80.
7. Гордиенко Д.В. Мировой финансово-экономический кризис и уровень экономической безопасности Южной Кореи // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 13. С. 36-47.
8. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 18. С. 46-53.
9. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства: монография / 2-е изд. М.: Министерство обороны РФ, 2007. 164 с.
10. Гордиенко Д.В., Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008. 297 с.
11. Демина М. О. Либерализация торговли между Японией и ЕС: тенденции, перспективы, проблемы // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 5. С. 82-87.
12. Демина М.О. Япония в мировой экономике: в поисках новых форматов взаимодействия // Япония наших дней. 2012. № 4. С. 44-52.
13. Демина М.О. Японский капитал в ЕС: новый этап освоения производственного сектора // Япония наших дней. 2014. № 2. С. 68-82.
14. Зуева А.С. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности Союзного государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 37. С. 48-53.
15. Калмычек П.А., Кистанов В.О., Леонтьева Е.Л. Япония: текущие проблемы политики, экономики, дипломатии // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 4. С. 37-54.
16. Ким Ен Ун, Бэ Бом Ки. Острова Токто: региональные и двусторонние факторы // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 5. С. 16-29.
17. Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. М.: Восточная литература, 2001. 271 с.
18. Кузьмин Д.В. Финансовая политика в условиях двух экономических циклов: анализ японского опыта // Финансы и кредит. 2010. № 31. С. 74-80.
19. Лебедева И.П. Мелкие и средние фирмы Японии в Восточной Азии // Япония наших дней. 2010. № 1. С. 44-52.
20. Леонтьева Е.Л. Экономика Японии в условиях мирового кризиса (2008 г. - первый квартал 2009 г.) // Япония 2009. Ежегодник. М.: АИРО-XXI, 2009. С.57-64.
21. Леонтьева Е.Л. Новая экономическая политика в Японии: предварительные итоги // Япония наших дней. 2013. № 3. С. 61-66.
22. Михеев В.В. Страны Восточной Азии и степень освоения ими «новой экономики» // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 3. С. 138-147.
23. Митюрникова Л.А., Ревякина Т.Ю. Сравнительный анализ налоговых систем Канады, России, Японии // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 7. С. 37-46.
24. Никулина О.В., Ладыгина Е.И. Сравнительный анализ систем качества в условиях инновационного развития (на примере России, США, Японии) // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 37. С. 26-31.
25. Никонова А.А. Системные основы инновационной стратегии (на примере перехода к новой энергетике в Японии) // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 13. С. 52-64.
26. Николаев А.В. Японская экономика: некоторые характерные черты и показатели // Экономический журнал. 2006. № 13. С. 231-240.
27. Повлятенко В.Н., Семин А.В., Тебин Н.П., Щербаков Д. Япония в 2005 году// Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 3. С. 98-108.
28. Рассел Д. Экономика Японии. М.: Изд-во «Книга по Требованию», 2012. 432 с.
29. Сенина Д.Н. Результаты изменения денежно-кредитной политики Банка Японии в 2013 г. // Актуальные проблемы современной Японии. 2014. Вып. XXVIII. С. 54-64.
30. Сенина Д.Н. Технологии как средство преодоления экономических кризисов производственными компаниями Японии // Актуальные проблемы современной Японии. 2011. Вып. XXV. С. 98-114.
31. Смирнова О.В. Финансовые результаты деятельности банка Японии // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 14. С. 51-54.
32. Суслина С.С., Самсонова В.Г. Экономика Республики Корея: новые перспективы и вызовы // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 3. С. 66-78.
33. Суслов Д.В. Перспективы создания единого торгового блока в Восточной Азии // Япония наших дней. 2010.№ 1. С. 34-43.
34. Тебин Н.П. Роль государственного регулирования в экономике Японии (по материалам исследований российских ученых «застойных времен») // Япония 2009. Ежегодник. М.: АИРО-XXI, 2009. С.141-153.
35. ТрухинМ.А. Япония на современном этапе: социально-демографический и экономический анализ // Япония наших дней. 2011. № 2. С. 13-22.
36. Цыганов Ю.В. Австралия и Восточная Азия // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 2. С. 71-81.
37. Экономика Японии: учеб. пособие. М.: Восточная литература, 2008. 407 с.
38. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 806 с.
39. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. 768 с.
40. Япония: экономика и общество в океане проблем. М.: Восточная литература, 2012. 206 с.
41. Япония 2011. Ежегодник. М.: АИРО-XXI, 2011. 288 с.
42. Japan Statistical Yearbook, 2013. URL: http:// www.esteri.it/mae/pubblicazioni/annuariostatistico/ statistical_yearbook_2013_web.pdf.
43. Japan Statistical Yearbook, 2014. URL: http:// www.stat.go.jp/english/data/nenkan/back63/index. htm.
National Interests: Priorities and Security Challenges of Globalization and Their Implications
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
GLOBALIZATION AND THE ECONOMIC SECURITY OF JAPAN
Dmitrii V. GORDIENKO
Abstract
Importance Globalization has not only a positive effect, but also generates significant contradictions, which, in particular, became evident in the last global financial and economic crisis. Japan is involved into globalization, continues this process and demonstrates respective dynamics in the globalization index. The article focuses on ensuring the economic security of Japan during globalization.
Objectives Whereas the global financial and economic crisis continues influencing economic security of nations, it is reasonable to consider the economic security
measures Japan undertakes during globalization. Common practices of ensuring economic security allow qualifying the following processes as the principle formats of national economic security: first, economic protectionism that ensures internal system security of the nation's economic systems provided that a combination of the systems is regarded as an integral system; second, economic cooperation that results in economic security of the nation through the national economy's interaction with various economic systems, which are not subordinate to the national economic sector; third, economic confrontation that is the main form of the
national economic security in circumstances of opposing parties' competition.
Methods The research examines how the above economic security measures are implemented to protect the Japanese economy from external and internal threats, analyzes the approach for ensuring Japan's economic security in remedying the global financial and economic crisis, developing economic integration ties and escalating economic confrontation. I apply the index analysis and horizontal and vertical comparative analyses. Results Economic outcomes and forecasts on the Japanese economic security are of interest to evaluate the current economic policy and how it influences the use of economic potential for the national interests. Conclusions and Relevance I conclude that the global financial crisis had a significant impact on opportunities of Japan and most countries in terms of improving their economic security. It explains why governments and Central Banks undertake and implement additional anti-crisis measures and remedies, strengthen economic cooperation and proceed with economic confrontation.
Keywords: economics, global financial crisis, economic security, ensuring economic security, State, economic security level, economic security evaluation, Japan
References
1. Akhmeduev A.Sh., Abdullaeva Z.Z. Strategiya ekonomicheskoi bezopasnosti regiona i mekhanizm ee realizatsii [A strategy for economic security of the region and the implementation mechanism].
Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2008, no. 3, pp. 44-48.
2. Bol'shova E.V., Demina M.O., Shcherbakov D.A. Investitsii Yaponii i stran ASEAN v rossiiskoi ekonomike [Investment of Japan and ASEAN in the Russian economy]. Yaponiya nashikh dnei = Japan Nowadays, 2013, no. 4, pp. 54-102.
3. Gordienko D.V., Yakovleva N.G. Mirovoi finansovo-ekonomicheskii krizis i obespechenie eko-nomicheskoi bezopasnosti gosudarstva: monografiya [The global financial and economic crisis and ensuring national economic security: a monograph]. Moscow, Argamak-media Publ., 2013, 392 p.
4. Gordienko D.V. Otsenka urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstv Aziatsko-Tikhookeanskogo re-giona [Assessing the level of economic security in the Asia-Pacific region]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 13, pp. 39-55, no. 15, pp. 20-39.
5. Gordienko D.V. Vliyanie mirovogo finans-ovo-ekonomicheskogo krizisa na izmenenie urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti Kitaya [An impact of the global financial and economic crisis on change in the economic security level of China]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 34, pp. 69-76.
6. Gordienko D.V. Vliyanie mirovogo finans-ovo-ekonomicheskogo krizisa na izmenenie urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti Yaponii [An impact of the global financial and economic crisis on changes in the economic security level of Japan]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 45, pp. 72-80.
7. Gordienko D.V. Mirovoi finansovo-ekonomicheskii krizis i uroven' ekonomicheskoi bezopasnosti Yuzhnoi Korei [The global financial and economic crisis and the economic security level of South Korea]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2012, no. 13, pp. 36-47.
8. Gordienko D.V. Vliyanie mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa na izmenenie urovnya eko-nomicheskoi bezopasnosti gosudarstv mira [An impact of the global financial and economic crisis on changes in the economic security level worldwide]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 18, pp. 46-53.
9. Gordienko D.V., Baskakov V.V. Osnovy ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva: monografiya [Fundamentals of economic security of the State: a monograph]. Moscow, Ministry of Defence of Russian Federation Publ., 2007, 164 p.
10. Gordienko D.V., Khokhlov A.S. Voenno-eko-nomicheskaya bezopasnost 'gosudarstva: monografiya [Military and economic security of the State: a monograph] . Moscow, Military Academy of General Staff of Armed Forces of Russia Publ., 2008, 297 p.
11. Demina M.O. Liberalizatsiya torgovli mezhdu Yaponiei i ES: tendentsii, perspektivy, problemy [Trade Liberalization between Japan and the EU: Trends, Prospects, Problems]. Problemy Dal'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2014, no. 5, pp. 82-87.
12. Demina M.O. Yaponiya v mirovoi ekonomike: v poiskakh novykh formatov vzaimodeistviya [Japan in the world economy: in search of new interaction formats]. Yaponiya nashikh dnei = Japan Nowadays, 2012, no. 4, pp. 44-52.
13. Demina M.O. Yaponskii kapital v ES: novyi etap osvoeniya proizvodstvennogo sektora [Japanese capital in the EU: a new stage of the manufacturing
sector development]. Yaponiya nashikh dnei = Japan Nowadays, 2Q14, no. 2, pp. б8-82.
1 4. Zueva A. S. Aktual 'nye problemy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Soyuznogo gosudarstva [Actual issues of the Union State's economic security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2Q14, no. 37, pp.48-53.
15. Kalmychek P.A., Kistanov V.O., Leont'eva E.L. Yaponiya: tekushchie problemy politiki, ekonomiki, diplomatii [Japan: Current Problems of Politics, Economy, Diplomacy]. Problemy Dal'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2Q14, no. 4, pp. 37-54.
16. Kim Yong-Eun, Bae Bong Ki. Ostrova Tokto: regional'nye i dvustoronnie faktory [Dokdo Islands: Regional and Bilateral Factors]. Problemy Dal'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2Q14, no. 5, pp.1б-29.
17. Krupyanko M.I. Yaponiya posle 'kholodnoi voiny'. Politika obespecheniya natsional'noi bezo-pasnosti [Japan after the Cold War. National security policy]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 200I, 27i p.
18. Kuz'min D.V. Finansovaya politika v usloviya-kh dvukh ekonomicheskikh tsiklov: analiz yaponskogo opyta [Fiscal policy in the context of two economic cycles: an analysis of the Japanese experience]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 20I0, no. 3i, pp. 74-8Q.
19. Lebedeva I.P. Melkie i srednie firmy Yaponii v Vostochnoi Azii [Japanese small and medium-sized firms in East Asia]. Yaponiya nashikh dnei = Japan Nowadays, 20I0, no. i, pp. 44-52.
2Q. Leont'eva E.L. Ekonomika Yaponii v us-loviyakh mirovogo krizisa (2008 g. - pervyi kvartal 2009g.). Vkn. : Ezhegodnik Yaponiya [Japan's economy during the global crisis (from 2QQ8 through Qi 2QQ9). In: Yearbook. Japan]. Moscow, AIRO-XXI Publ., 2QQ9, pp.57-б4.
2 i. Leont'eva E.L. Novaya ekonomicheskaya politika v Yaponii: predvaritel'nye itogi [The new economic policy in Japan: preliminary results]. Yaponiya nashikh dnei = Japan Nowadays, 2Qi3, no. 3, pp. б1-бб.
22. Mikheev V.V. Strany Vostochnoi Azii i stepen' osvoeniya imi 'novoi ekonomiki' [East Asian countries and the degree of their exploration of the 'new economy']. Problemy Dal'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2004, no. 3, pp. 138-147.
23. Mityurnikova L.A., Revyakina T.Yu. Sravnitel'nyi analiz nalogovykh sistem Kanady, Ros-sii, Yaponii [A comparative analysis of tax systems in Canada, Russia, Japan]. Mezhdunarodnyi bukhgal-
terskii uchet = International Accounting, 2013, no. 7, pp. 37-46.
24. Nikulina O.V., Ladygina E.I. Sravnitel'nyi analiz sistem kachestva v usloviyakh innovatsion-nogo razvitiya (na primere Rossii, SShA, Yaponii) [A comparative analysis of quality control systems during innovative development (the case study of Russia, USA, Japan)]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2013, no. 37, pp.26-31.
25. Nikonova A.A. Sistemnye osnovy innovatsion-noi strategii (na primere perekhoda k novoi energetike v Yaponii) [System basics of the innovative strategy (the case study of transition to the new energy system in Japan)]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2013, no. 13, pp.52-64.
26. Nikolaev A.V. Yaponskaya ekonomika: neko-torye kharakternye cherty i pokazateli [The Japanese economy: some characteristics and indicators]. Eko-nomicheskii zhurnal = Economic Journal, 2006, no. 13, pp.231-240.
27. Povlyatenko V.N., Semin A.V., Tebin N.P., Shcherbakov D. Yaponiya v 2005 g [Japan in 2005]. Problemy Dal 'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2006, no. 3, pp. 98-108.
28. Russel J. Ekonomika Yaponii [Economy of Japan]. Moscow, Kniga po Trebovaniyu Publ., 2012, 432 p.
29. Senina D.N. Rezul'taty izmeneniya denezhno-kreditnoi politiki Banka Yaponii v 2013 g [Results of changes in the monetary policy of the Bank of Japan in 2013]. Aktual'nye problemysovremennoi Yaponii = Actual Problems of Modern Japan, 2014, no. 18, pp. 54-64.
30. Senina D.N. Tekhnologii kak sredstvo preodo-leniya ekonomicheskikh krizisov proizvodstvennymi kompaniyami Yaponii [Technologies as a tool for the Japanese manufacturing companies to overcome the economic crisis]. Aktual'nye problemy sovremennoi Yaponii = Actual Problems of Modern Japan, 2011, no. 15, pp. 98-114.
31. Smirnova O.V. Finansovye rezul'taty deyatel'nosti banka Yaponii [Financial results of the Bank of Japan]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2013, no.14, pp. 51-54.
32. Suslina S.S., Samsonova V.G. Ekonomika Respubliki Koreya: novye perspektivy i vyzovy [The economy of the Republic of Korea: new perspectives and challenges]. Problemy Dal 'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2013, no. 3, pp. 66-78.
33. Suslov D.V. Perspektivy sozdaniya edinogo torgovogo bloka v Vostochnoi Azii [Prospects of establishing the single trading bloc in East Asia].
Yaponiya nashikh dnei = Japan Nowadays, 2010, no. 1, pp. 34-43.
34. Tebin N.P. Rol' gosudarstvennogo regulirov-aniya v ekonomike Yaponii (po materialam issledovanii rossiiskikh uchenykh 'zastoinykh vremen '). V kn. : Ezhe-godnik Yaponiya [The role of government regulation in the Japanese economy (based on researches of the Russian scientists working in the 'era of stagnation'). In: Yearbook. Japan]. Moscow, AIRO-XXI Publ., 2009, pp.141-153.
35. Trukhin M.A. Yaponiya na sovremennom etape: sotsial'no-demograficheskii i ekonomicheskii analiz [Japan Today: a socio-demographic and economic analysis]. Yaponiya nashikh dnei = Japan Nowadays, 2011, no. 2, pp. 13-22.
36. Tsyganov Yu.V. Avstraliya i Vostochnaya Aziya [Australia and East Asia]. Problemy Dal 'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2006, no. 2, pp. 71-81.
37. Ekonomika Yaponii [The Japanese economy]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2008, 407 p.
38. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii [The economic security of Russia]. Moscow, Delo Publ., 2QQ5,8Q6 p.
39. Ekonomicheskaya i natsional'naya bezopasnost' [The economic and national security]. Moscow, Ekzamen Publ., 2004, 768 p.
4Q. Yaponiya: ekonomika i obshchestvo v okeane problem [Japan: economy and society in the ocean of problems]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2Qi2,2Q6 p.
41. Yaponiya 2011. Ezhegodnik [Yearbook. Japan 2Q1i]. Moscow, AIRO-XXI Publ., 2Q1i, 288 p.
42. Japan Statistical Yearbook, 2Qi3. Available at: http://www.esteri.it/mae/pubblicazioni/annuariostatis-tico/statistical_yearbook_20I3_web.pdf.
43. Japan Statistical Yearbook, 2Qi4. Available at: http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/back63/ index.htm.
Dmitrii V. GORDIENKO
Academy of Military Science, Moscow, Russian Federation [email protected]