ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения
ISSN 2073-2872 (Print)
ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯПОНИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ О ТРАНСТИХООКЕАНСКОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО)
Дмитрий Владимирович ГОРДИЕНКО
доктор военных наук, действительный член (академик) Академии военных наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 28.06.2016 Принята в доработанном виде 29.08.2016 Одобрена 20.09.2016 Доступна онлайн 27.01.2017
УДК 336.717 JEL: N45, 019
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, мировой финансово-экономический кризис, экономическая безопасность
Аннотация
Тема. Обеспечение экономической безопасности государства осуществляется в форме экономической кооперации и экономического противоборства с другими странами мира. В статье рассматриваются перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии при ее участии в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и возрастании роли экономической кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также снижения активности экономического противоборства между ними.
Цели. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности Японии и государств -участников Транстихоокеанского партнерства, реализованного в рамках всех форм обеспечения защищенности национального хозяйства.
Методология. В работе рассмотрены показатели экономической безопасности Японии: объемы реализованного и нереализованного экспорта/импорта товаров в страны/из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, принимающих участие в реализации соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии при реализации соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве в рамках экономической кооперации и экономического противоборства страны с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства.
Результаты. Предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности Японии и государств - участников ТТП, реализованного в рамках всех форм обеспечения защищенности национального хозяйства. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности государства экономической кооперации и экономического противоборства в условиях глобализации.
Выводы. Уровень экономической безопасности Японии может быть представлен в виде сомножителей, характеризующих защищенность ее национального хозяйства, реализованную в рамках экономического патроната, а также экономической кооперации и экономического противоборства с государствами - участниками ТТП и другими странами. Сделан вывод о том, что реализация соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве обеспечит прирост уровня экономической безопасности Японии и других государств - участников ТТП.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве поставило своей целью повысить уровень экономической безопасности государств - участников Транстихоокеанского партнерства (далее - ТТП), прежде всего за счет интенсификации их экономической кооперации и снижения активности взаимного экономического
противоборства. Планируется, что к 2025 г. Транстихоокеанское партнерство увеличит доходы своих участников на 285 млрд долл. США, их экспорт вырастет на 440 млрд долл. США, при этом 64% общего прироста ВВП придется на Японию и США. Во взаимной торговле будут
отменены около 18 тыс. пошлин на американские товары [1, 2].
Изменение уровня экономической безопасности Японии в рамках ее экономической кооперации с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства
Экономическая кооперация как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет прежде всего реализацию различных мер его экономического сотрудничества (экономической интеграции) с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз. Показателями
взаимовлияния национальных хозяйств государств -участников ТТП и других стран мира могут быть: внешнеторговый товарооборот; объем иностранных инвестиций; структура золотовалютных резервов; взаимное использование сырьевых, трудовых, энергетических, продовольственных, валютных ресурсов и пр.
Значения объемов внешнеторгового товарооборота и других показателей экономической кооперации могут стать основой для определения а- - весов
экономической интеграции государств -участников Транстихоокеанского партнерства с другими странами мира при реализации соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве и
взаимозависимости их экономик в условиях глобализации1 [3-6].
Сравнительная оценка уровней экономической безопасности Японии и государств - участников Транстихоокеанского партнерства, реализованного в рамках экономической кооперации, может базироваться на определении соответствующих значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны2.
Расчетная формула для частных значений данного показателя может иметь следующий вид:
где УЭБ (ЭКооперацияХ/ - °бщ™ нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства /-го государства, реализованный в рамках экономической кооперации;
аг/ (аг- -) - вес /-го нормированного частного
показателя, характеризующего экономическую безопасность/-го (Д-го) государства;
а. . ,,а , . - веса влияния национального
/тр/,— ехр.к/
хозяйства Д-го государства на экономику /-го государства («импорта экономического влияния Д-го государства на /-е государство») и влияния национального хозяйства /-го государства на экономику Д-го государства («экспорта экономического влияния /-го государства на Д-е государство») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации. Веса взаимного влияния экономик государств мира в условиях глобализации могут характеризоваться множеством показателей. Представляется, что в первом приближении вес влияния национального хозяйства Д-го государства на экономику /-го государства («импорт экономического влияния») может быть представлен соответствующей долей импорта товаров и услуг Д-го государства в /-е государство, а вес влияния национального хозяйства /-го государства на экономику Д-го государства («экспорт экономического влияния») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации может быть представлен соответствующей долей экспорта товаров и услуг /-го государства в Д-е государство. Ситуация, когда а. ., = 0 и а , = 0 соответствует полной
/тр/,к ехр.к/
изоляции экономик /-го и Д-го государств.
Ситуация когда а/тр/к = 1 и
а , = 1
exp. kj
1 Гордиенко Д.В. Глобализация и обеспечение экономической безопасности Японии. В кн.: Российское японоведение сегодня.
К 20-летию Ассоциации японоведов. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 290-308; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности Японии в условиях глобализации. В кн.: Проблемы обеспечения безопасности Северо-Восточной Азии: региональные измерения и российско-китайское сотрудничество. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 202-292.
2 Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности
государства: монография. М: Аргамак-Медиа, 2013. 392 с.; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса: учеб. пособие. М.: Дело, 2012. 368 с.; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2009. 301 с.; Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства: монография. М.: Министерство обороны РФ, 2007.164 с.; Гордиенко Д.В., Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008. 297 с.
соответствует полной взаимозависимости экономик (полной экономической интеграции) /-го и Д-го государств. Ситуация, когда а{ / -- = 1
соответствует полному внешнему управлению экономики /-го государства со стороны Д-го государства;
у-/ - вес нормированного частного показателя,
характеризующего экономическую кооперацию /-го и Д-го государства в условиях глобализации;
Р// (в/-) - значение /-го нормированного частного
показателя, характеризующего экономическую безопасность/-го (Д-го) государства;
К - количество рассматриваемых государств мира.
При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств государств мира, характеризующих их экономическую кооперацию в условиях глобализации, у^. = 1.
В этом случае ограничение значения показателя экономической безопасности .-го государства, характеризующего его экономическую
кооперацию с к-м государством, выполняется безусловно.
Экономическая кооперация Японии с государствами -участниками Транстихоокеанского партнерства может быть охарактеризована соответствующими показателями товарооборота этой страны в период с 2010 по 2020 г. (табл. 1) [2-8]. Реализация Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве позволит увеличить долю товарооборота Японии с государствами - участниками ТТП к 2020 г. не менее, чем на 4,76 п.п. - с 47,59% (818,5 млрд долл. США) до 52,3% (900,4 млрд долл. США). Приросты уровня экономической безопасности, реализованные в рамках ее экономической кооперации, представлены в табл. 2 и на рис. 1. К 2025 г. уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами -участниками ТТП, может увеличиться на 5,72 п.п. -с 46,69 до 52,41% от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительства и центрального банка Японии.
Изменение уровня экономической безопасности Японии в рамках экономического противоборства с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства
Экономическое противоборство как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет прежде всего реализацию различных мер экономического противостояния (экономической борьбы) государства с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз. Показателями экономического противоборства национальных хозяйств стран мира могут стать: нереализованный внешнеторговый товарооборот3; объем причиненного экономического ущерба и др. Значения объемов нереализованного
внешнеторгового товарооборота и других показателей экономического противоборства могут стать основой для определения а, - весов
3 Под нереализованным внешнеторговым оборотом понимается разница между объемами потенциального (максимально возможного) и реализованного внешнеторгового товарооборота.
экономического противоборства государств -участников ТТП с другими странами мира и экономического ущерба от негативного влияния со стороны других государств в условиях глобализации4 [3, 5, 6].
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности Японии и государств - участников Транстихоокеанского партнерства, реализованного в рамках экономического противоборства может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны5.
Расчетная формула может иметь вид:
где УЭ
- общий нормированный
ЭБ (ЭПротивоборство). показатель уровня безопасности национального хозяйства .-го государства, реализованный в рамках экономического противоборства;
а.. (а,) - вес /-го нормированного частного
1,1
показателя, характеризующего экономическую безопасность .-го (1-го) государства;
а ; а - веса нереализованного
нереал. /тр.],Р нереал. ехр.1. ^
влияния национального хозяйства 1-го государства
4 Гордиенко Д.В. Глобализация и обеспечение экономической безопасности Японии. В кн.: Российское японоведение сегодня.
К 20-летию Ассоциации японоведов. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 290-308; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности Японии в условиях глобализации. В кн.: Проблемы обеспечения безопасности Северо-Восточной Азии: региональные измерения и российско-китайское сотрудничество. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 202-292.
5 Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография. М: Аргамак-Медиа, 2013. 392 с.; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса: учеб. пособие. М.: Дело, 2012. 368 с.; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2009. 301 с.; Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства: монография. М.: Министерство обороны РФ, 2007. 164 с.; Гордиенко Д.В., Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008. 297 с.
на экономику /-го государства («нереализованного импорта экономического влияния 1-го государства на /-е государство») и нереализованного влияния национального хозяйства /-го государства на экономику /-го государства («нереализованного экспорта экономического влияния /-го государства на /-е государство») в рамках их экономического противоборства в условиях глобализации. Веса нереализованного взаимного влияния экономик государств мира в условиях глобализации могут характеризоваться множеством показателей. Как нам представляется, в первом приближении вес нереализованного влияния национального хозяйства /-го государства на экономику /-го государства («нереализованный импорт экономического влияния») может быть представлен соответствующей долей
нереализованного импорта товаров и услуг /-го государства в /-е государство, а вес нереализованного влияния национального хозяйства /-го государства на экономику /-го государства («нереализованный экспорт экономического влияния») в рамках их экономического противоборства в условиях глобализации может быть представлен соответствующей долей нереализованного экспорта товаров и услуг /-го государства в /-е
= 0 и
государство. Ситуация когда аНереал. /тр/,/
а нереал. ехр. I// = 0 соответствует полному
отсутствию экономического противоборства между /-м и /-м государствами. Ситуация, когда
анереал. /тр./,/ = 1 и а нереал. ехр.// / = 1 соответствует полному экономическому противоборству между /-м и /-м государствами и отсутствию экономического противоборства этих государств с другими странами мира;
4i
вес нормированного частного показателя,
характеризующего экономическое противоборство /-го и /-го государства в условиях глобализации;
в ■ ■ (в ■ /) - значение /-го нормированного частного
показателя, характеризующего экономическую безопасность/-го (/-го) государства;
L - количество рассматриваемых государств мира.
При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств государств мира, характеризующих их экономическое противоборство в условиях глобализации, и отличии значений числителя и знаменателя не более чем в 100 раз, = 1. В этом случае
ограничение значения показателя экономической
безопасности /-го государства, характеризующего его экономическое противоборство с /-м государством, выполняется безусловно.
Экономическое противоборство Японии с государствами - участниками
Транстихоокеанского партнерства может быть охарактеризо вано соответствующими показателями нереализованного товарооборота этой страны в период с 2010 по 2020 г.6 (табл. 3) [3-6, 8-10]. Реализация Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве позволит сократить долю нереализованного товарооборота Японии с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 19,04 п.п. - с 47,59% (204,6 млрд долл. США) до 28,55% (122,8 млрд долл. США). Приросты уровня экономической безопасности, реализованные в рамках ее экономического противоборства, представлены в табл. 4. По нашему прогнозу, к 2025 г. уровень экономической безопасности Японии,
реализованный в рамках ее экономического противоборства со странами - участниками ТТП, может увеличиться на 5,54 п.п. - с -14,57 до -9,03% от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительства и центрального банка страны. Отрицательные значения прироста уровня экономической безопасности Японии, реализованные в рамках ее экономического противоборства со странами -участниками ТТП в 2025 г. означают, что экономическое противоборство Японии, прежде всего с Новой Зеландией, Сингапуром, США, Мексикой, Канадой, Тайванем и Южной Кореей, снижает уровень защищенности японского национального хозяйства.
Изменение уровня экономической безопасности Японии при реализации Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве
Уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства, может быть определен по формуле7 [3, 11 - 15]:
6 Ежегодник СИПРИ - 2014. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2015. 764 с.
7 Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2006. 810 с.; Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. СПб: Вектор, 2005. 251 с.; Основы экономической безопасности: учеб. пособие. М.: Бизнес-школа, 1997. 288 с.
bj
a. .,
a
Ykj
К - количество рассматриваемых (в рамках экономической кооперации) государств мира;
а ; а - веса нереализованного
нереал. /тр.],Р нереал. ехр./. ^
влияния национального хозяйства 1-го государства на экономику .-го государства («нереализованного импорта экономического влияния 1-го государства на .-е государство») и нереализованного влияния национального хозяйства .-го государства на экономику 1-го государства («нереализованного экспорта экономического влияния .-го государства на 1-ое государство») в рамках их экономического противоборства в условиях глобализации;
4i
вес нормированного частного показателя,
где Уэб. - общий нормированный показатель
уровня безопасности национального хозяйства .-го государства, реализованный в рамках экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства;
вес /-го нормированного частного
% (а/к а/,/) -показателя, характеризующего экономическую безопасность .-го (к-го, /-го) государства;
значение /-го нормированного
в/,/) -
частного показателя, характеризующего
экономическую безопасность .-го (к-го, /-го) государства;
- веса влияния национального
ехр. к.
хозяйства к-го государства на экономику .-го государства («импорта экономического влияния к-го государства на .-е государство») и влияния национального хозяйства .-го государства на экономику к-го государства («экспорта экономического влияния .-го государства на к-е государство») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации;
характеризующего экономическое противоборство .-ого и /-ого государства в условиях глобализации;
L - количество рассматриваемых (в рамках экономического противоборства) государств мира.
В этом случае расчеты и изменение уровней экономической безопасности государств -участников Транстихоокеанского партнерства при реализации Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве могут быть представлены в виде табл. 58 (обозначение столбцов таблицы: 1 - уровень защищенности национального хозяйства, реализованный в рамках экономического патроната со стороны правительства и центрального банка; 2 - интегральный показатель, характеризующий защищенность национального хозяйства в рамках экономической кооперации; 3 -интегральный показатель, характеризующий защищенность национального хозяйства в рамках экономического противоборства; 4 - уровень защищенности национального хозяйства, учитывающий все формы обеспечения экономической безопасности государства; 5 -изменение уровня экономической безопасности при реализации Соглашения о
Транстихоокеанском стратегическом
экономическом сотрудничестве) [3, 5, 6].
Заключение
Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве должно установить новые регламенты мировой торговли, установить
вес нормированного частного показателя,
характеризующего экономическую кооперацию .-го и к-го государства в условиях глобализации;
8 Гордиенко Д.В. Глобализация и обеспечение экономической безопасности Японии. В кн.: Российское японоведение сегодня. К 20-летию Ассоциации японоведов. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 290-308; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности Японии в условиях глобализации. В кн.: Проблемы обеспечения безопасности Северо-Восточной Азии: региональные измерения и российско-китайское сотрудничество. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 202-292.
новые стандарты, учитывая новые тенденции мирового развития. В качестве ключевых составляющих Соглашения указываются:
• комплексный механизм доступа на рынки (ТТП устраняет или уменьшает тарифные или нетарифные барьеры практически на всю торговую номенклатуру товаров и услуг, охватывая весь спектр движения инвестиций, в целях создания новых возможностей и преимуществ для предприятий, занятых и потребителей);
• региональный подход к обязательствам (ТТП способствует развитию производства и глобальных цепочек создания стоимости, снижая торговые барьеры, повышая эффективность и поддерживая уровень занятости и создания новых рабочих мест, повышая уровень жизни, содействуя трансграничной интеграции и открытию внутренних рынков);
• новые торговые аспекты, способствующие инновациям, росту производительности труда и конкурентоспособности (ТТП расширяет число акторов торговли и предполагает обеспечение бизнесу всех уровней равных возможностей извлечения дохода от развития внешней торговли). Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве включает обязательства сторон по оказанию помощи малым и средним предприятиям, в том числе обязательства по коммуникации с правительствами стран - участников ТТП;
• платформа региональной интеграции (Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве
рассматривается странами - участниками ТТП с позиции «платформы расширения региональной экономической интеграции» в целях привлечения в ТТП экономик других стран Азиатско-Тихоокеанского региона).
Эти ключевые аспекты позиционируются в Японии как определяющие (в будущем) систему экономических отношений в мировой экономике. При этом фактически в явочном порядке упраздняющие многосторонние договоренности в рамках ВТО. Соглашение ТТП предусматривает, что стороны не будут ссылаться на нормы ВТО и использовать их в качестве доказательств правомерности применения нетарифного регулирования или возможности привлечения местного ресурсного потенциала, не будут навязывать обременительные экспортно-импортные обязательства и ограничения, в том числе при утилизации продукции.
Соглашение ТТП, де-факто направленное и на слом сложившейся на межгосударственном уровне системы отношений в рамках Форума АТЭС, деструктивно влияет на развитие региональной интеграции в рамках соглашений АСЕАН и АСЕАН+, а также функционирование зоны свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама (соглашение о создании которой было подписано в мае 2015 г.).
Подведенные в настоящей работе экономические итоги и сделанные прогнозы представляют интерес не просто как дань академической науке. Они важны в первую очередь для оценки текущей экономической политики и ее влияния на использование потенциала экономики,
обеспечение экономической безопасности государства [3, 5, 16-23].
Таблица 1
Товарооборот Японии в 2010-2015 гг. и прогноз до 2020 г. Table 1
Commodity turnover of Japan in 2010-2015 and forecast until 2020
Экспорт в... Импор т из...
2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз)
Страна Млрд % Млрд % Без учета функционир. ТТП С учетом функционир. ТТП 2010 2015 (оценка)
США США Млрд долл. США % Млрд долл. США % Млрд долл. США % Млрд долл. США %
Бруней 0,4 0,06 3,3 0,54 5 0,78 5,5 0,86 0,1 0,02 4,7 0,47
Чили 2 0,34 5 0,82 7 1,09 7,7 1,2 4,9 0,54 7,9 0,79
Новая 4,3 0,73 2,9 0,47 4 0,63 4,4 0,69 4,6 0,51 2,5 0,25
Зеландия
Сингапур 33,1 5,66 40 6,55 47 7,34 51,7 8,08 8 0,88 9 0,9
США 131,1 22,41 135 22,12 138 21,56 151,8 23,72 124,3 13,71 75 7,54
Австралия 22,1 3,78 18 2,95 20 3,13 22 3,44 39 4,3 52 5,23
Перу 1 0,17 2 0,33 3 0,47 3,3 0,52 0,5 0,06 1 0,1
Вьетнам 12 2,05 13,2 2,16 14 2,19 15,4 2,41 13 1,43 14,9 1,5
Малайзия 29,8 5,09 29,1 4,77 30 4,69 33 5,16 59,9 6,6 42,9 4,31
Мексика 7 1,2 17,6 2,88 24 3,75 26,4 4,13 3,3 0,36 4 0,4
Канада 5,4 0,92 13,9 2,28 20 3,13 22 3,44 21,9 2,41 11 1,11
Тайвань 43,3 7,4 42 6,88 45 7,03 49,5 7,73 33,6 3,7 24 2,41
Колумбия 1 0,17 2 0,33 3 0,47 3,3 0,52 0,5 0,06 1 0,1
Филиппины 4,5 0,77 5,6 0,92 7,5 1,17 8,25 1,29 9,4 1,04 14,1 1,42
Южная 45,6 7,79 58 9,5 68 10,63 74,8 11,69 27,6 3,04 37 3,72
Корея
Итого... 342,5 58,54 387,6 63,51 435,5 68,05 479 74,85 350,6 38,66 301 30,26
Китай 76,6 13,1 111,7 18,3 200 31,3 187,7 20,7 219,8 22,1
Россия 7,66 1,31 13 2,13 20 3,13 15,54 1,87 18,4 1,85
Индия 7,9 1,35 7,5 1,23 11 1,72 4,9 0,54 5,1 0,51
ЕС 45 7,69 63,47 10,4 80 12,5 80 8,82 95,47 9,6
Всего... 585,1 100 610,3 100 640 100 640 100 906,9 100 994,5 100
Продолжение таблицы 1
Страна Импорт из. Товарооборот с.
2020 (прогноз) 2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз)
Без учета функционир. ТТП С учетом функционир. ТТП Млрд долл. США % Млрд долл. США % Без учета функционир. ТТП С учетом функционир. ТТП
Млрд долл. США % Млрд долл. США % Млрд долл. США % Млрд долл. США %
Бруней 6 0,56 6,6 0,61 0,49 0,03 8 0,5 11 0,64 12,1 0,7
Чили 10 0,93 11 1,02 6,86 0,46 12,9 0,81 17 0,99 18,7 1,09
Новая Зеландия 4 0,37 4,4 0,41 8,9 0,6 5,4 0,33 8 0,47 8,8 0,51
Сингапур 10 0,93 11 1,02 41,1 2,75 49 3,05 57 3,31 62,7 3,65
США 100 9,26 110 10,19 255,4 17,12 210 13,09 238 13,84 261,8 15,22
Австралия 60 5,56 66 6,11 61,1 4,1 70 4,36 80 4,65 88 5,12
Перу 2 0,19 2,2 0,2 1,5 0,1 3 0,19 5 0,29 5,5 0,32
Вьетнам 17 1,57 18,7 1,73 25 1,68 28,1 1,75 31 1,8 34,1 1,98
Малайзия 50 4,63 55 5,09 89,7 6,01 72 4,49 80 4,65 88 5,12
Мексика 5 0,46 5,5 0,51 10,28 0,69 21,6 1,35 29 1,69 31,9 1,85
Канада 20 1,85 22 2,04 27,27 1,83 24,9 1,55 40 2,33 44 2,56
Тайвань 30 2,78 33 3,06 76,9 5,15 66 4,11 75 4,36 82,5 4,8
Колумбия 2 0,19 2,2 0,2 1,5 0,1 3 0,19 5 0,29 5,5 0,32
Филиппины 20 1,85 22 2,04 13,9 0,93 19,7 1,23 27,5 1,6 30,25 1,76
Южная Корея 47 4,35 51,7 4,79 73,2 4,91 95 5,92 115 6,69 126,5 7,35
Итого... 383 35,46 421,3 39,01 693,1 46,45 688,6 42,91 818,5 47,59 900,4 52,3
Китай 235 21,76 264,3 17,71 331,5 20,65 435 25,29
Россия 20 1,85 23,2 1,55 31,4 1,96 40 2,33
Индия 7,8 0,72 12,8 0,86 12,6 0,79 18,8 1,09
ЕС 100 9,26 125 8,38 158,9 9,9 180 10,47
Всего... 1 080 100 1 080 100 1492 100 1 605 100 1 720 100 1 720 100
Источник: составлено автором Source: Authoring
Таблица 2
Приросты уровня экономической безопасности Японии, реализованные в рамках ее экономической кооперации в 2007-2015 гг. и прогноз до 2025 г.
Table 2
Increase in the economic security level of Japan as part of economic cooperation in 2010-2015 and forecast until 2025
Страны, с которыми осуществляется экономическая кооперация 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Китай 394 912 135 136 154 816 161 376 194 176 237 472
Россия 22 274 7 622 8 732 9 102 10 952 13 394
Индия 17 157 5 871 6 726 7 011 8 436 10 317
ЕС 198 058 67 774 77 644 80 934 97 384 119 098
Прирост уровня экономической 1 050 791 359 573 411938 429 393 516 668 631 871
безопасности Японии, реализованный в
рамках экономической кооперации с
участниками ТТП
Бруней 301 103 118 123 148 181
Чили 7 224 2 472 2 832 2 952 3 552 4 344
Новая Зеландия 10 836 3 708 4 248 4 428 5 328 6 516
Сингапур 49 665 16 995 19 470 20 295 24 420 29 865
США 378 658 129 574 148 444 154 734 186 184 227 698
Австралия 81 872 28 016 32 096 33 456 40 256 49 232
Перу 1 204 412 472 492 592 724
Вьетнам 22 274 7 622 8 732 9 102 10 952 13 394
Малайзия 93 912 32 136 36 816 38 376 46 176 56 472
Мексика 10 836 3 708 42 48 4 428 5 328 6 516
Канада 34 013 11 639 13 334 13 899 16 724 20 453
Тайвань 96 019 32 857 37 642 39 237 47 212 57 739
Колумбия 1 204 412 472 492 592 724
Филиппины 14 147 4 841 5 546 5 781 6 956 8 507
Южная Корея 128 828 44 084 50 504 52 644 63 344 77 468
Уровень экономической безопасности 3,01106 1,03106 1,18106 1,23-106 1,48106 1,81 •Ю6
Японии, реализованный в рамках
экономического патроната
Продолжение таблицы 2
Страны, с которыми осуществляется экономическая кооперация 2013 2014 (оценка) 2015 (оценка) 2020 (прогноз) 2025 (прогноз)
Без учета реализац. ТТП С учетом реализац. ТТП Без учета реализац. ТТП С учетом реализац. ТТП
Китай 383 990 466 146 619 742 3 240 000 97200000
Россия 26 015 31 581 41 987 249 600 7488000
Индия 13 760 16 704 22 208 126 000 3780000
ЕС 173 935 211 149 280 723 1 156 800 34704000
Прирост уровня экономической безопасности Японии, реализованный в рамках экономической кооперации с участниками ТТП 783 460 951 084 1 264 468 5 602 800 6 289 200 168 084 000 188 676 000
Бруней 5 160 6 264 8 328 39 600 43 200 1 188 000 1296 000
Чили 9 030 10 962 14 574 66 000 72 000 1 980 000 2160 000
Новая Зеландия 4 515 5 481 7 287 38 400 43 200 1 152 000 1296 000
Сингапур 41 710 50 634 67 318 302 400 333 600 9 072 000 10 008 000
США 241 230 292 842 389334 1 560 000 1 726 800 46 800 000 51 804 000
Австралия 68 370 82 998 110 346 474 000 522 000 14 220 000 15 660 000
Перу 1 720 2 088 2 776 16 800 18 000 504 000 540 000
Вьетнам 18 490 22 446 29 842 126 000 138 000 3 780 000 4 140 000
Малайзия 54 610 66 294 88 138 374 400 412 800 11 232 000 12 384 000
Мексика 16 340 19 836 26 372 118 800 130 800 3 564 000 3 924 000
Канада 23 220 28 188 37 476 204 000 224 400 6 120 000 6 732 000
Тайвань 64 285 78 039 103 753 458 400 505 200 13 752 000 15 156 000
Колумбия 1 720 2 088 2 776 16 800 18 000 504 000 540 000
Филиппины 15 050 18 270 24 290 121 200 133 200 3 636 000 3 996 000
Южная Корея 121 475 147 465 196 055 832 800 919 200 24 984 000 27 576 000
Уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках экономического патроната 2,15-106 2,61-10® 3,47-106 1,20-107 3,6108
Источник: составлено автором Source: Authoring
Таблица 3
Нереализованный товарооборот Японии в 2010-2015 гг. и прогноз до 2020 г. Table 3
Unrealized turnover of Japan in 2010-2015 and forecast until 2020
Нереализованный экспорт в... Нереализованным импорт из...
Страна 2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз) 2010 2015 (оценка)
Млрд долл. США % Млрд долл. США % Без учета функционир. ТТП С учетом функционир. ТТП Млрд долл. США % Млрд долл. США %
Млрд долл. США % Млрд долл. США %
Бруней 0,087 0,06 0,825 0,54 1,25 0,78 0,8 0,47 0,035 0,02 1,175 0,47
Чили 0,5 0,34 1,25 0,82 1,75 1,09 1,1 0,66 1,215 0,54 1,98 0,79
Новая Зеландия 1,075 0,73 0,72 0,47 1 0,63 0,6 0,38 1,15 0,51 0,62 0,25
Сингапур 8,275 5,66 10 6,55 11,75 7,34 7,1 4,41 2 0,88 2,25 0,9
США 32,77 22,41 33,75 22,12 34,5 21,56 20,7 12,94 31,07 13,71 18,75 7,54
Австралия 5,525 3,78 4,5 2,95 5 3,13 3 1,88 9,75 4,3 13 5,23
Перу 0,25 0,17 0,5 0,33 0,75 0,47 0,5 0,28 0,125 0,06 0,25 0,1
Вьетнам 3 2,05 3,3 2,16 3,5 2,19 2,1 1,31 3,25 1,43 3,725 1,5
Малайзия 7,45 5,09 7,275 4,77 7,5 4,69 4,5 2,81 14,97 6,6 10,72 4,31
Мексика 1,75 1,2 4,4 2,88 6 3,75 3,6 2,25 0,82 0,36 1 0,4
Канада 1,342 0,92 3,475 2,28 5 3,13 3 1,88 5,475 2,41 2,75 1,11
Тайвань 10,82 7,4 10,5 6,88 11,25 7,03 6,8 4,22 8,4 3,7 6 2,41
Колумбия 0,25 0,17 0,5 0,33 0,75 0,47 0,5 0,28 0,125 0,06 0,25 0,1
Филиппины 1,125 0,77 1,4 0,92 1,875 1,17 1,1 0,7 2,35 1,04 3,525 1,42
Южная Корея 11,4 7,79 14,5 9,5 17 10,63 10,2 6,38 6,9 3,04 9,25 3,72
Итого... 85,63 58,54 96,89 63,51 108,8 68,05 65,3 40,83 87,64 38,66 75,25 30,26
Китай 19,15 13,1 27,92 18,3 50 31,3 46,92 20,7 54,94 22,1
Россия 1,915 1,31 3,25 2,13 5 3,13 3,885 1,87 4,6 1,85
Индия 1,975 1,35 1,875 1,23 2,75 1,72 1,225 0,54 1,275 0,51
ЕС 11,25 7,69 15,87 10,4 20 12,5 20 8,82 23,87 9,6
Всего... 146,3 100 152,6 100 160 100 160,0 100 226,7 100 248,6 100
Продолжение таблицы 3
Страна Нереализованный импорт из . Нереализованный товарооборот с ...
2020 (прогноз) 2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз)
Без учета функционир. ТТП С учетом функционир. ТТП Млрд долл. США % Млрд долл. США % Без учета функционир. ТТП С учетом функционир. ТТП
Млрд долл. США % Млрд долл. США % Млрд долл. США % Млрд долл. США %
Бруней 1,5 0,56 0,9 0,33 0,122 0,03 2 0,5 2,75 0,64 1,7 0,38
Чили 2,5 0,93 1,5 0,56 1,715 0,46 3,23 0,81 4,25 0,99 2,6 0,59
Новая Зеландия 1 0,37 0,6 0,22 2,225 0,6 1,34 0,33 2 0,47 1,2 0,28
Сингапур 2,5 0,93 1,5 0,56 10,27 2,75 12,25 3,05 14,25 3,31 8,6 1,99
США 25 9,26 15 5,56 63,85 17,12 52,5 13,09 59,5 13,84 35,7 8,3
Австралия 15 5,56 9 3,33 15,27 4,1 17,5 4,36 20 4,65 12 2,79
Перу 0,5 0,19 0,3 0,11 0,375 0,1 0,75 0,19 1,25 0,29 0,8 0,17
Вьетнам 4,25 1,57 2,6 0,94 6,25 1,68 7,03 1,75 7,75 1,8 4,7 1,08
Малайзия 12,5 4,63 7,5 2,78 22,42 6,01 18 4,49 20 4,65 12 2,79
Мексика 1,25 0,46 0,8 0,28 2,57 0,69 5,4 1,35 7,25 1,69 4,4 1,01
Канада 5 1,85 3 1,11 6,817 1,83 6,23 1,55 10 2,33 6 1,4
Тайвань 7,5 2,78 4,5 1,67 19,22 5,15 16,5 4,11 18,75 4,36 11,3 2,62
Колумбия 0,5 0,19 0,3 0,11 0,375 0,1 0,75 0,19 1,25 0,29 0,8 0,17
Филиппины 5 1,85 3 1,11 3,475 0,93 4,93 1,23 6,875 1,6 4,1 0,96
Южная Корея 11,75 4,35 7,1 2,61 18,3 4,91 23,75 5,92 28,75 6,69 17,3 4,01
Итого... 95,75 35,46 57,5 21,28 173,3 46,45 172,1 42,91 204,6 47,59 122,8 28,55
Китай 58,75 21,76 66,07 17,71 82,87 20,65 108,7 25,29
Россия 5 1,85 5,8 1,55 7,85 1,96 10 2,33
Индия 1,95 0,72 3,2 0,86 3,15 0,79 4,7 1,09
ЕС 25 9,26 31,25 8,38 39,74 9,9 45 10,47
Всего... 270 100 270 100 373 100 401,2 100 430 100 430 100
Источник: составлено автором Source: Authoring
Таблица 4
Приросты уровня экономической безопасности Японии, реализованные в рамках ее экономического противоборства в 2007-2015 гг. и прогноз до 2025 г.
Table 4
Increase in the economic security level of Japan as part of economic confrontation in 2007-2015 and forecast until 2025
Страны, с которыми
осуществляется экономическая 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
кооперация
Китай 183 008 62 624 71 744 74 784 89 984 110 048 47 300
Россия 38 829 13 287 15 222 15 867 19 092 23 349 11 180
Индия -10 234 -3 502 -4 012 -4 182 -5 032 -6 154 -10 105
ЕС 8 127 2 781 3 186 3 321 3 996 4 887 -7 095
Прирост уровня экономической -83 678 -28 634 -32 804 -34 194 -41 144 -50 318 -284 660
безопасности Японии,
реализованный в рамках
экономического противоборства с
участниками ТТП
Бруней 301 103 118 123 148 181 5 590
Чили 9 632 3 296 3 776 3 936 4 736 5 792 8 815
Новая Зеландия 1 204 412 472 492 592 724 -430
Сингапур -58 695 -20 085 -23 010 -23 985 -28 860 -35 295 -51 600
США -102 340 -35 020 -40 120 -41 820 -50 320 -61 540 -191 350
Австралия 29 498 10 094 11 564 12 054 14 504 17 738 43 860
Перу 602 206 236 246 296 362 20
Вьетнам 19 565 6 695 7 670 7 995 9 620 11 765 14 405
Малайзия 109 865 37 595 43 070 44 895 54 020 66 065 39 345
Мексика -5 418 -1 854 -2 124 -2 214 -2 664 -3 258 -18 920
Канада 39 431 13 493 15 458 16 113 19 388 23 711 -8 385
Тайвань -24 381 -8 343 -9 558 -9 963 -11988 -14 661 -44 075
Колумбия 301 103 118 123 148 181 3,66
Филиппины 17 759 6 077 6 962 7 257 8 732 10 679 18 275
Южная Корея -115 283 -39 449 -45 194 -47 109 -56 684 -69 323 -106 855
Уровень экономической безопасности 3,01106 1,03106 1,18106 1,23-106 1,48106 1,81106 2,15-106
Японии, реализованный в рамках
экономического патроната
Продолжение таблицы 4
Страны, с которыми осуществляется экономическая кооперация 2014 (оценка) 2015 (оценка) 2020 (прогноз) 2025 (прогноз)
Без учета реализации ТТП С учетом реализации ТТП Без учета реализации ТТП С учетом реализации ТТП
Китай 57 420 76 340 -1 192 800 -35 784 000
Россия 13 572 18 044 -111 600 -3 348 000
Индия -12 267 -16 309 -102 000 -3 060 000
ЕС -8 613 -11 451 -297 600 -8 928 000
Прирост уровня экономической безопасности Японии, реализованный в рамках экономического противоборства с участниками ТТП -345 564 -459 428 -1 748 400 -1 083 600 -52 452 000 -32 508 000
Бруней 6 786 9 022 36 000 20 400 1 080 000 612 000
Чили 10 701 14 227 60 000 36 000 1 800 000 1 080 000
Новая Зеландия -522 -694 -1 200 -1 200 -36 000 -36 000
Сингапур -62 640 -83 280 -399 600 -241 200 -11 988 000 -7 236 000
США -232 290 -308 830 -982 800 -600 000 -29 484 000 -18 000 000
Австралия 53 244 70 788 217 200 128 400 6 516 000 3 852 000
Перу 24 32 6 000 3 600 180 000 108 000
Вьетнам 17 487 23 249 73 200 44 400 2 196 000 1 332 000
Малайзия 47 763 63 501 217 200 129 600 6 516 000 3 888 000
Мексика -22 968 -30 536 -141 600 -85 200 -4 248 000 -2 556 000
Канада -10 179 -13 533 -24 000 -14 400 -720 000 -432 000
Тайвань -53 505 -71 135 -322 800 -194 400 -9 684 000 -5 832 000
Колумбия 4,44 5,9 4 800 2 400 144 000 72 000
Филиппины 22 185 29 495 141 600 84 000 4 248 000 2 520 000
Южная Корея -129 717 -172 459 -693 600 -421 200 -20 808 000 -12 636 000
Уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках экономического патроната 2,61-10® 3,47-106 1,20-107 3,6-108
Источник: составлено автором
Source: Authoring
Таблица 5
Интегральные показатели, характеризующие уровни защищенности национального хозяйства Японии, реализованные в рамках различных форм обеспечения экономической безопасности в 2010-2015 гг. и прогноз до 2020 г.
Table 5
Integrated indicators reflecting the level of Japan's economic security as part of various forms of economic security measures in 2010-2015 and forecast until 2025
Показатель 2010 г. 2015 г. (оценка)
1 2 3 4 1 2 3 4
Экономическая кооперация и экономическое противоборство с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства 1,23-106 1,3491 0,9722 1,61106 3,47-106 1,3644 0,8676 4,1 ■ 106
Экономическая кооперация и экономическое противоборство с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства, Китаем, Россией, Индией и ЕС (28) 1,6479 1,0439 2,12-106 1,7705 0,8842 5,4-106
Продолжение таблицы 5
Показатель 2020 г. (прогноз)
1 Без учета реализации стратегии ТТП С учетом реализации стратегии ТТП 5
2 3 4 2 3 4
Экономическая кооперация и экономическое противоборство с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства 1,2-107 1,4669 0,8543 1,50107 1,5241 0,9097 1,66107 1 599 613
Экономическая кооперация и экономическое противоборство с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства, Китаем, Россией, Индией и ЕС (28) 2,1068 0,737 1,86107 2,189 0,7848 2,06-107 1 982 587
Примечание. Обозначения столбцов таблицы приведены в тексте статьи. Источник: составлено автором
Note. The table column designation is explained in the article text. Source: Authoring
Рисунок 1
Приросты уровня экономической безопасности Японии, реализованные в рамках ее экономической кооперации без учета реализации (а) и с учетом (b) реализации соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве
Figure 1
Increase in the level of Japan's economic security as part of its economic cooperation, excluding (a) and including (b) the implementation of the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement
(прогноз)
Источник: составлено автором Source: Authoring
Список литературы
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Создание Транстихоокеанского партнерства: американский вариант СЭВ как инструмент балансирования глобальных финансовых диспропорций // Экономические стратегии. 2015. № 8. С. 6-25.
2. Перская В.В. Транстихоокеанское партнерство: вызов для мировой экономики или эволюция интеграции в условиях перехода к многополярности? // Экономические стратегии. 2015. № 8. С.26-39.
3. Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография. М: Аргамак-Медиа, 2013. 392 с.
4. Алексеев В.В. Экономика Японии. М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2006. 244 с.
5. Гордиенко Д.В. Уровень экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2013. С. 92-138.
6. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона. В кн.: Северо-Восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2014. С. 10-56.
7. Экономика Японии. М.: Изд-во Института востоковедения РАН, Восточная литература, 2008. 407 с.
8. Целищев И.С. Японская экономика переживает не лучшие времена // Экономические стратегии. 2015. № 8. С. 41-48.
9. Кнобель А.Ю., Баева М.А., Фиранчук А.С. Участие России в торговых спорах в рамках ВТО: анализ конкурентоспособности. М.: Дело, 2016. 140 с.
10. Полутов А.В. КНР и Япония: борьба за ресурсы и острова Восточно-Китайского моря // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 2. С. 21-34.
11. Барабин В.В. Экономическая безопасность государства: монография. М.: Аванти, 2001. 181 с.
12. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие: монография. М.: Изд-во РАГС, 2007. 315 с.
13. Дворянков В.А. Экономическая безопасность: теория и реальность угроз. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 356 с.
14. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М.: Анкил, 2010. 1120 с.
15. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Павлов В.И. и др. Глобальный финансовый кризис: безопасность финансовой сферы России. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2010. 234 с.
16. Дробышевский С.М., Синельникова Е.В., Сорокина А.В. и др. Международный опыт антикризисной политики. М.: Дело, 2010. 224 с.
17. Завадников В. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса // Экономическая политика. 2009. № 2. С. 5-11.
18. Кудрин А. Ведущие страны в глобальной экономике // Экономическая политика. 2011. № 5. С. 5-8.
19. Набиуллина Э. Экономическая политика в условиях кризиса - анализ и перспективы // Экономическая политика. 2009. № 3. С. 73-85.
20. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35-57.
21. Таларая Г.Д. Корейский тупик и «Большой проект» Северотихоокеанской системы сотрудничества. В кн.: Восточная и Юго-Восточная Азия - 2008: экономическое развитие в условиях мирового кризиса. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2009. С. 192-211.
22. Терских М.А. Подходы Вьетнама к развитию отношений с США // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 2. С. 39-41.
23. Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. США. Военная экономика: монография. М.: Международные отношения, 2013. 618 с.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-875X (Online) International Economic Relations
ISSN 2073-2872 (Print)
EVALUATING CHANGES IN THE ECONOMIC SECURITY LEVEL OF JAPAN
AS PART OF THE TRANS-PACIFIC STRATEGIC ECONOMIC PARTNERSHIP AGREEMENT:
ECONOMIC COOPERATION AND ECONOMIC CONFRONTATION
Dmitrii V. GORDIENKO
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 28 June 2016 Received in revised form 29 August 2016 Accepted 20 September 2016 Available online 27 January 2017
JEL classification: N45, O19
Keywords: Asian and Pacific Rim, global financial crisis, economic crisis, economic security
Abstract
Importance The article overviews prospects of changes in the economic security level of Japan as it participates in the Trans-Pacific Partnership, and an increasing role of economic cooperation with the Asia-Pacific countries, and declining economic confrontation among them. Objectives The research represents a comparative evaluation of the economic security level of Japan and the member States of the Trans-Pacific Partnership effectuated in every form of national economy protection.
Methods The research deals with economic security indicators of Japan. Using statistical and econometric methods, I evaluated prospects of changes in the economic security level of Japan while implementing the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement as part of economic cooperation and economic confrontation of the country with the member States of the Trans-Pacific Partnership.
Results I propose an approach to comparative analysis of changes in the economic security level of Japan and the member States of the Trans-Pacific Partnership effectuated in every form of national economy protection. I analyzed the significance of economic cooperation and economic confrontation during globalization for economic security of the State.
Conclusions and Relevance The economic security level of Japan can be presented as multiplicand reflecting the protection of its national economy ensured as part of economic protectorship, and economic cooperation and confrontation with the members of the Trans-Pacific Partnership and other countries. I conclude that if the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement is implemented, it will increase the economic security level of Japan and other members of the Trans-Pacific Partnership.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Ageev A.I., Loginov E.L. [Creating the Trans-Pacific Partnership: an American variant of the Council for Mutual Economic Assistance as a tool to balance global financial disparities]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2015, no. 8, pp. 6-25. (In Russ.)
2. Perskaya V.V. [The Trans-Pacific Partnership: a challenge for global economy or an evolution of the integration process during the transit to multipolarity?]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2015, no. 8, pp. 26-39. (In Russ.)
3. Gordienko D.V., Yakovleva N.G. Mirovoi finansovo-ekonomicheskii krizis i obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva: monografiya [The global financial and economic crisis and the economic security of the State: a monograph]. Moscow, Argamak Media Publ., 2013, 392 p.
4. Alekseev V.V. Ekonomika Yaponii [Japan's economy]. Moscow, MGIMO-University Publ., 2006, 244 p.
5. Gordienko D.V. Uroven' ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstv Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona [The level of economic security of the countries in the Asian and Pacific Rim]. Moscow, Institute for Far Eastern Studies RAS Publ., 2013, pp. 92-138.
6. Gordienko D.V. Otsenka urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstv Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona. V kn.: Severo-Vostochnaya Aziya: regional'nye izmereniya bezopasnosti i rossiisko-kitaiskoe sotrudnichestvo [Evaluating economic security of the countries in the Asian and Pacific Rim. In: Northeast Asia: regional evaluation of the security and the Russian-Chinese cooperation]. Moscow, Institute for Far Eastern Studies RAS Publ., 2014, pp. 10-56.
7. Ekonomika Yaponii [Japan's economy]. Moscow, Institute of Oriental Studies RAS, Vostochnaya literatura Publ., 2008, 407 p.
8. Tselishchev I.S. [The Japanese economy is going through a hard time]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2015, no. 8, pp. 41-48. (In Russ.)
9. Knobel' A.Yu., Baeva M.A., Firanchuk A.S. Uchastie Rossii v torgovykh sporakh v ramkakh VTO: analiz konkurentosposobnosti [Russia's participation in trade disputes under the WTO: a competitiveness analysis]. Moscow, Delo Publ., 2016, 140 p.
10. Polutov A.V. [The People's Republic of China and Japan: vying for resources and isles of the East China Sea]. Problemy Dal'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2016, no. 2, pp. 21-34. (In Russ.)
11. Barabin V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva: monografiya [Economic security of the State: a monograph]. Moscow, Avanti Publ., 2001, 181 p.
12. Barlybaev Kh.A. Chelovek. Globalizatsiya. Ustoichivoe razvitie: monografiya [Man. Globalization. Sustainable development: a monograph]. Moscow, Russian Academy of State Service Publ., 2007, 315 p.
13. Dvoryankov V.A. Ekonomicheskaya bezopasnost'. Teoriya i real'nost' ugroz: monografiya [Economic security. Theory and reality of threats: a monograph]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 2007, 356 p.
14. Senchagov V.K. Ekonomika, finansy, tseny: evolyutsiya, transformatsiya, bezopasnost' [Economics, finance, prices: evolution, transformation, security]. Moscow, Ankil Publ., 2010, 1120 p.
15. Senchagov V.K., Gubin B.V., Pavlov V.I. et al. Global'nyi finansovyi krizis: bezopasnost'finansovoi sfery Rossii [The global financial crisis: security of Russia's financial sector]. Moscow, Institute of Economics RAS Publ., 2010, 234 p.
16. Drobyshevskii S.M., Sinel'nikova E.V., Sorokina A.V. et al. Mezhdunarodnyi opyt antikrizisnoi politiki [International experience in crisis management policy]. Moscow, Delo Publ., 2010, 224 p.
17. Zavadnikov V. [On constructive economic policies of governments (authorities) during the crisis].
Ekonomicheskayapolitika = Economic Policy, 2009, no. 2, pp. 5-11. (In Russ.)
18. Kudrin A. [Leading countries in the global economy]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2011, no. 5, pp. 5-8. (In Russ.)
19. Nabiullina E. [Economic policy in times of crisis: analysis and prospects]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2009, no. 3, pp. 73-85. (In Russ.)
20. Illarionov A. [Criteria of economic security]. Voprosy Ekonomiki, 1998, no. 10, pp. 35-57. (In Russ.)
21. Talaraya G.D. Koreiskii tupik i 'Bol'shoi proekt' Severotikhookeanskoi sistemy sotrudnichestva. V kn.: Vostochnaya i Yugo-Vostochnaya Aziya - 2008: ekonomicheskoe razvitie v usloviyakh mirovogo krizisa [Korean deadlock and the Big Project of the North-Pacific system of cooperation. In: East and Southeast Asia - 2008: economic development during the global crisis]. Moscow, Institute of Economics RAS Publ., 2009, pp. 192-211.
22. Terskikh M.A. [Vietnam's approaches to developing the relations with the USA]. Problemy Dal'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2016, no. 2, pp. 39-41. (In Russ.)
23. Fedorovich V.A., Muravnik V.B., Bochkarev O.I. SShA. Voennaya ekonomika: monografiya [The USA. Military economy: a monograph]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2013, 618 p.
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential
conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this
article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the
article, and the decision to submit the manuscript for publication.