pISSN 2073-2872 Угрозы и безопасность
eISSN 2311-875Х
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Дмитрий Владимирович ГОРДИЕНКО
доктор военных наук, действительный член (академик) Академии военных наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Получена 08.02.2017 Получена в доработанном виде 14.04.2017 Одобрена 03.07.2017 Доступна онлайн 29.08.2017
УДК 336.717 JEL: N45, 019
Ключевые слова:
Транстихоокеанское партнерство, Азиатско-Тихоокеанский регион, глобализация, экономическая безопасность
Аннотация
Тема. Обеспечение экономической безопасности государства при реализации глобальных интеграционных проектов может быть осуществлено в различных формах. В статье рассматривается подход к оценке уровня защищенности экономики США при их участии в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Рассматриваются перспективы изменения уровня защищенности экономики США в период мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. и посткризисный период исходя из того, что ТТП, будучи многосторонним соглашением, является отражением процессов регионализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Цели. Проведение сравнительной оценки уровня защищенности экономики США
и государств - участников ТТП, реализованного в рамках антикризисных
и посткризисных мер правительств и центробанков этих стран.
Методология. В работе обосновывается подход к оценке уровня защищенности
экономики государства от внешних и внутренних угроз, реализованного в рамках
различных форм обеспечения защищенности национального хозяйства в условиях
глобализации.
Результаты. Предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня защищенности экономики США и государств - участников ТТП, реализованного в рамках антикризисных и посткризисных мер правительств и центробанков этих стран.
Выводы. Уровень защищенности экономики США от внешних и внутренних угроз может быть представлен в виде сомножителей, характеризующих защищенность их национального хозяйства, реализованную в рамках экономического патроната федерального правительства и Федеральной резервной системы. Сделан вывод о том, что реализация Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве может изменить уровень экономической безопасности его участников.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности США при реализации глобальных интеграционных проектов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 8. -С. 1545 - 1561.
https://doi.Org/10.24891/ni.13.8.1545
Концептуальный и методологический подход к оценке уровня защищенности национального хозяйства при реализации глобальных интеграционных проектов
Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. В ней понятие
«экономическая безопасность» определено как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов.
1545
Как представляется, в эпоху глобализации экономическая безопасность государства может быть обеспечена не только (и не столько) путем защиты экономического суверенитета, но и путем интеграции национальной экономики в мировое хозяйство. В связи с этим к числу закономерностей обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации можно отнести:
зависимость национальной защищенности с которыми
степени защищенности экономики от уровня экономики государств, происходит экономическая кооперация в условиях глобализации, и степени взаимовлияния национального хозяйства на экономики других стран -сектора мирового хозяйства;
зависимость национальной защищенности с которыми
степени защищенности экономики от уровня экономики государств, происходит экономическое
противоборство в условиях глобализации, и степени нереализованного взаимовлияния национального хозяйства на экономики других стран - сектора мирового хозяйства.
Другими закономерностями обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации являются:
1) зависимость эффективности функционирования экономики от степени обеспеченности ресурсами;
2) зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от эффективности принятия специальных мер и использования специальных средств;
3) зависимость эффективности принятия специальных мер обеспечения экономической безопасности государства, применения специальных средств в интересах обеспечения экономической безопасности от наличия специализированной организационной структуры государства;
4) зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от сосредоточения воздействия на экономику противостоящей в конкурентной борьбе стороны;
5) зависимость эффективности функционирования национальной экономики от характера ее взаимодействия с национальными хозяйствами других стран.
В этом случае основными формами обеспечения защищенности национальной экономики государства могут быть: экономический патронат, экономическая кооперация и экономическое противоборство1 [1-4]. Значения показателей защищенности экономики государства от внешних и внутренних угроз, реализованные, например, в рамках экономического патроната со стороны правительства и центрального банка страны (рис. 1), могут характеризовать степень защищенности национального хозяйства при реализации норм и правил его функционирования, установленных этими правительством и центральным банком. Предполагается, что наименьшее возможное значение /-го нормированного частного показателя защищенности экономики государства, характеризующего уровень защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, реализованное в рамках экономического патроната, -Р/тт = 0,01 - соответствует абсолютной
экономической опасности государства. Наибольшее возможное значение /-го нормированного частного показателя -в/ тах = 100 - соответствует абсолютной
экономической безопасности. Единичное значение /-го нормированного частного показателя - в/ = 1 - соответствует пороговому
1 Экономическая безопасность Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. С.В. Степашина. М.: Лань, 2001; Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия, 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2006. 810 с.; Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: учеб. пособие. СПб: Вектор, 2005. 251 с.
1546
уровню защищенности экономики государства. Расчетная формула общего нормированного показателя защищенности национального хозяйства у-го государства от внешних и внутренних угроз - уровня его экономической безопасности может иметь вид:
У.
Эв(ЭПатронат), /
Ш 0,01 < < 100,
Тогда расчетная формула нормированного показателя экономической кооперации государства с различными национальными хозяйствами может иметь вид [2]:
<100,
где Р^у - значение нормированного частного
показателя, характеризующего степень защищенности национального хозяйства у-го государства от внешних и внутренних угроз, реализованное в рамках его экономической кооперации с к-м национальным хозяйством;
|3у., в>1 - среднее геометрическое значений нормированных показателей защищенности экономики у-го и к-го государств, реализованных в рамках экономического патроната соответствующих правительств и центральных банков;
а. ., и а , .
mp.j,k exp.k,]
у к, у - вес нормированного частного показателя,
характеризующего экономическую кооперацию у-го и к-го государства в условиях глобализации.
Очевидно, что нормированный показатель защищенности национального хозяйства у-го государства, характеризующий его
экономическую кооперацию с к-м государством, может принимать значения в зависимости от уровней защищенности экономики этих государств от внешних и внутренних угроз, реализованных в рамках экономического патроната со стороны соответствующих правительств и
центробанков. Кроме того, доля «импорта финансово-экономического влияния
к-го государства на экономику у-го государства» и доля «экспорта финансово-экономического влияния у-го государства на экономику к-го государства» также могут определять значения нормированных показателей защищенности национального хозяйства у-го государства, характеризующих его экономическую кооперацию с к-м государством (рис. 2).
Аналогично, расчетная формула
нормированного показателя экономического противоборства государства с различными национальными хозяйствами может иметь вид [2]:
- веса финансово-
экономического влияния к-го государства на экономику у-го государства (доля «импорта финансово-экономического влияния к-го государства на национальное хозяйство у-го государства») и финансово-экономического влияния у-го государства на экономику к-го государства (доля «экспорта финансово-экономического влияния у-го государства на национальное хозяйство к-го государства») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации;
где: в/у - значение нормированного частного
показателя, характеризующего степень защищенности национального хозяйства у-го государства от внешних и внутренних угроз, реализованное в рамках его экономического противоборства с /-м национальным хозяйством (экономикой /-го государства);
1547
|Зу, 3 - среднее геометрическое значений нормированных показателей экономической безопасности у-го и 1-го государств, реализованных в рамках экономического патроната соответствующих правительств и центральных банков;
а.
■ г и а 1 ■ —
нереал. тру,1 нереал. ехрЛу
нереализованного финансово-экономического влияния 1-го государства на экономику у-го государства (доля «нереализованного импорта финансово-экономического влияния 1-го государства на национальное хозяйство '-го государства») и нереализованного финансово-экономического влияния национального хозяйства у-го государства на экономику 1-го государства (доля «нереализованного экспорта финансово-экономического влияния '-го государства на национальное хозяйство 1-го государства») в рамках их экономического противоборства в условиях глобализации;
X, - вес нормированного частного показателя,
характеризующего экономическое противоборство у-го и 1-го государства в условиях глобализации.
Очевидно, что нормированный показатель защищенности национального хозяйства у-го государства, реализованный в рамках его экономического противоборства с 1-м государством, может принимать значения в зависимости от уровней защищенности экономики этих государств от внешних и внутренних угроз, реализованных в рамках экономического патроната. Кроме того, на значения этих показателей может влиять структура «нереализованного импорта финансово-экономического влияния» 1-го государства на национальные хозяйства мира (в частности, доля «нереализованного импорта финансово-экономического влияния 1-го государства на экономику у-го государства») и структура «нереализованного экспорта финансово-экономического влияния» у-го государства на национальные хозяйства мира (в частности, доля «нереализованного экспорта финансово-экономического влияния у-го государства на экономику 1-го государства») (рис. 3, 4).
а
веса
Таким образом, оценка уровня защищенности экономики государства, реализованного в рамках экономического патроната со стороны, например, правительства и центрального банка страны, экономической кооперации и экономического противоборства, например, с 19 странами мира, может производиться по 19^3 = 57 показателям (рис. 4) по формуле [2]:
где УэБу - общий нормированный показатель
уровня защищенности национального хозяйства у-го государства от внешних и внутренних угроз (уровень экономической безопасности у-го государства), реализованный в рамках экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства;
а. - - вес 1-го нормированного частного показателя,
характеризующего степень защищенности национального хозяйства у-го государства, реализованную в рамках экономического патроната правительства и центрального банка;
в. ■ - значение 1-го нормированного частного
показателя, характеризующего степень защищенности национального хозяйства у-го государства, реализованную в рамках экономического патроната правительства и центрального банка;
Ру, , в - среднее геометрическое значений нормированных показателей защищенности экономики у-го, --го и 1-го государств, реализованных в рамках экономического патроната соответствующих правительств и центральных банков;
К, L - количество рассматриваемых в рамках экономической кооперации и экономического противоборства государств мира.
1548
Государства - участники глобальных экономических интеграционных проектов, безусловно, вовлечены и продолжают вовлекаться в процессы глобализации. В этих условиях обеспечение экономической безопасности США реализуется в формах экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства.
США пытаются создать расширенный контур своего финансово-экономического влияния на различные национальные экономики в виде реализации глобальных интеграционных проектов2: Транстихоокеанского партнерства (ТРР)3, Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТ1Р)4 и Соглашения о торговле услугами (TiSA)5 [5-8].
Изменение уровня защищенности национальной экономики США в рамках экономического патроната со стороны Федеральной резервной системы и правительства
Результативность соблюдения (выполнения) хозяйствующими субъектами правил (норм) функционирования национального хозяйства,
2 Сенчагов В.К., Архипов А.И., Чубаков Г.Н. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. М.: Проспект, 2011. 720 с.; Морозов В. Германия, США и Россия в меняющемся мире. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/germaniya-ssha-i-rossiya-v-menyayushchemsya-mire/#detail
3 Транстихоокеанское партнерство, ТТП (Trans-Pacific Partnership, TPP) - международная торгово-экономическая организация, целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Организация создается на основе разрабатываемого торгового соглашения между ее участниками (полное название документа -Соглашение о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве, Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement).
4 Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, ТТИП (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP) - планируемое соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом
и США.
5 Соглашение о торговле услугами, СТУ (Trade in
Services Agreement, TiSA ) - планируемое торговое
соглашение между 23 сторонами, среди которых -Евросоюз и США.
установленных правительством и Федеральной резервной системой (ФРС) на экономической территории США, по предупреждению, нейтрализации, локализации, устранению последствий реализации различных угроз может быть рассмотрена в рамках принятых этими государственными органами антикризисных мер в 2008-2010 гг. и в посткризисный период6.
Деятельность правительства и
Федеральной резервной системы США в условиях кризиса. В сентябре-октябре 2008 г. в США был принят закон «О неотложных мерах по стабилизации экономики» (Emergency Economic Stabilization Act, EESA) и разработан антикризисный план. Его реализация вылилась прежде всего в принятие ФРС и министерством финансов США мер по реформе финансового регулирования и сохранению платежной системы страны, недопущению снижения уровня доходов большинства американцев и смягчению социальных проблем, а также по стабилизации развития реального сектора национальной экономики и созданию условий для последующего ее роста.
В посткризисный период реализация проекта администрации США «Мандат на лидерство» предусматривает дальнейшее укрепление позиций США в мире7 [9-14].
Сравнение значений нормированных показателей защищенности экономики США в докризисный период, их оценка в период мирового кризиса и анализ (прогноз) изменения значений этих показателей в посткризисный период позволяют сделать вывод о снижении уровня защищенности национального хозяйства этой страны в период самой острой фазы финансово-
6 Гордиенко Д.В., Ганин В.А. Изменение уровня экономической безопасности США в рамках экономического патроната и экономической кооперации государств - членов Транстихоокеанского партнерства. Ч. 1 // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 1. С. 27-54.
7Владимиров А. Военно-политические исследования в России. Справочник. М.: Весь мир, 2014. 342 с.
1549
экономического кризиса. Это снижение произошло в результате реализации ряда угроз, связанных прежде всего с ростом безработицы, увеличением дифференциации доходов населения, внешнего долга, а также сокращением объема золотовалютных резервов.
Значения показателей защищенности национальной экономики США, характеризующих экономический патронат со стороны Правительства и Федеральной резервной системы страны, представлены в табл. 1 и на рис. 5. Критическими (пороговыми, на диаграммах - единичными) уровнями защищенности экономики США от внешних и внутренних угроз считаются:
1) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов - 20%;
2) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта - 25%;
3) для объема золотовалютных резервов -75 млрд долл. США;
4) для уровня инфляции - 25%;
5) для дефицита федерального бюджета - 3% к ВВП;
6) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга -20% к общему объему расходов федерального бюджета;
7) для внешнего долга - 40% к ВВП;
8) для внутреннего долга -30% к ВВП;
9) для уровня монетизации - 25% к ВВП;
10) для уровня безработицы - 8% к экономически активному населению;
11) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 8;
12) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 7% ко всему населению страны;
13) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - 25%;
14) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 15%;
15) для доли затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) - 1,5% к ВВП;
16) для доли расходов на оборону - 3% к ВВП;
17) для валового сбора зерновых - 140 млн т (масса до обработки);
18) для доли инвестиций в основной капитал -16% к ВВП;
19) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) - 7 000 млрд долл. США (в ценах и по паритету покупательной способности национальной валюты 2003 г.)8 [15].
Оценка уровня защищенности экономик США и других государств - участников ТТП, реализованного в рамках деятельности соответствующих правительств и центральных банков. Такая оценка может базироваться на определении значений уровня безопасности национальной экономики каждой страны. Результаты расчетов уровней (оценок уровней) защищенности экономики государств -участников ТТП и других стран мира до 2025 г. представлены в табл. 2.
Таким образом, становится очевидным влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень защищенности национальных хозяйств США и других государств - участников Транстихоокеанского партнерства от внешних и внутренних угроз, а также относительное повышение уровня защищенности экономик этих государств в перспективе до 2025 г.
8 Гордиенко Д.В., Ганин В.А. Изменение уровня экономической безопасности США в рамках экономического патроната и экономической кооперации государств - членов Транстихоокеанского партнерства. Ч. 1 // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 1. С. 27-54.
1550
Таблица 1
Значения показателей защищенности экономики США от внешних и внутренних угроз, характеризующих экономический патронат со стороны правительства и Федеральной резервной системы страны в 2007-2020 гг.
Table 1
Indicators of the U.S. economic security from external and internal threats that describe the economic patronage of the government and the Federal Reserve System, 2007-2020
Частные показатели защищенности экономики 2007 2008 2009 2010
Доля объема продовольствия, поступившего по импорту 11,071 10,01 10,53 10
в общем объеме произведенного продовольствия ^
Объем выплат по внешнему долгу Р2 1 18,02 12,86 13,89 14,9
Общий объем золотовалютных резервов Р3 1 0,792 0,511 0,523 0,651
Уровень инфляции Р4 1 5,801 4,582 6,413 5,951
Дефицит бюджета федерального правительства Р51 0,792 0,612 0,672 0,693
Доля расходов бюджета федерального правительства на 3,331 3,332 3,331 3,332
обслуживание государственного долга Р6 1
Внешний долг Р7 1 5,012 2,401 3,312 3,341
Внутренний долг Р8 1 0,503 0,492 0,493 0,482
Уровень монетизации Р9 1 1,741 2,012 2,601 2,012
Уровень безработицы Р101 1,493 1,021 0,822 0,891
Значение децильного коэффициента дифференциации 0,522 0,533 0,553 0,562
доходов населения Рп 1
Доля населения с денежными доходами ниже 0,742 0,784 0,823 0,913
прожиточного минимума в общей численности
населения р^ 1
Доля машиностроения и металлообработки в общем 1,202 1,023 1,113 1,121
объеме промышленного производства Р131
Доля инновационной продукции в общем объеме 4,682 4,702 4,712 4,732
промышленной продукции р^
Доля расходов на НИОКР Р151 1,801 1,672 1,471 1,332
Доля расходов на оборону Р16 1 1,271 1,302 1,303 1,401
Валовой сбор зерновых Р17 1 2,432 2,444 2,442 2,441
Инвестиции в основной капитал Р^ 1 1,201 0,802 1,052 1,065
Объем ВВП р19 1 1,961 1,902 1,971 2,001
Значения показателя защищенности экономики, 4,40-105 2,25-104 8,45-104 9,95-104
реализованного в рамках экономического патроната
П в „1 (=1
1551
Продолжение таблицы
Частные показатели защищенности экономики 2011 2015 (оценка) 2020 (прогноз)
Доля объема продовольствия, поступившего по импорту 10,01 10,02 10,03
в общем объеме произведенного продовольствия Р11
Объем выплат по внешнему долгу Р2 1 15,01 15,63 16,67
Общий объем золотовалютных резервов Р3 1 0,673 0,803 1,071
Уровень инфляции Р4 1 6,003 6,25 6,41
Дефицит бюджета федерального правительства Р51 0,702 0,751 0,792
Доля расходов бюджета федерального правительства на 3,331 3,332 3,333
обслуживание государственного долга Р6 1
Внешний долг Р7 1 3,502 4,001 4,212
Внутренний долг Р8 1 0,482 0,481 0,503
Уровень монетизации Р9 1 2,002 1,801 1,603
Уровень безработицы Р101 1,001 1,143 1,331
Значение децильного коэффициента дифференциации 0,603 0,623 0,803
доходов населения Рп 1
Доля населения с денежными доходами ниже 1,001 1,082 1,272
прожиточного минимума в общей численности
населения Р^ 1
Доля машиностроения и металлообработки в общем 1,102 1,082 1,042
объеме промышленного производства Р^
Доля инновационной продукции в общем объеме 4,732 4,732 4,801
промышленной продукции Р^
Доля расходов на НИОКР Р151 1,401 1,532 1,731
Доля расходов на оборону Р16 1 1,413 1,432 1,401
Валовой сбор зерновых Р17 1 2,442 2,462 2,471
Инвестиции в основной капитал Р^ 1 1,073 1,091 1,131
Объем ВВП Р19 1 2,751 3,291 4,432
Значения показателя защищенности экономики, 2,09-105 5,08-105 2,05-106
реализованного в рамках экономического патроната
Пр, ,1 1=1
Источник: составлено автором
Source: Authoring
Таблица 2
Уровни защищенности экономики стран - участников Транстихоокеанского партнерства, характеризующие экономический патронат со стороны соответствующих правительств и центральных банков в 2007-2025 гг.
Table 2
Economic security levels in the Trans-Pacific Partnership member countries that describe the economic patronage of respective governments and central banks, 2007-2025
Интегральный
показатель
защищенности экономики
государства, 2007 2008 2009 2010 2011 2012
реализованный в рамках
экономического
патроната
Бруней 5,221 6,121 8,812 9,923 13,71 22,32
Чили 31,22 54,11 76,81 92,91 103,72 112,3
Новая Зеландия 940 3 200 5 900 6 200 6 450 6 600
Сингапур 811 2 400 6 110 6 500 6 920 6 820
США 4,41-105 2,26-104 8,46-104 9,95-104 2,08-105 3,03-105
Австралия 8 910 1,13104 4,32-104 6,24-104 8,08-104 2,02-105
Перу 11,23 14,13 16,83 19,93 23,74 32,32
Вьетнам 15,21 26,12 38,83 44,92 63,73 72,31
Малайзия 49,41 75,02 98,34 120,01 183,02 322,03
Мексика 440 700 920 1 200 1 450 1 600
Канада 8,01-104 9,26-103 1,46-104 1,96-104 2,08-104 2,38-104
Япония 3,02-106 1,04-106 1,19-106 1,22-106 1,49-106 1,83-106
Тайвань 911,01 1 600,01 3 110,02 8 900,03 1,08-104 1,09-104
Колумбия 21,22 34,12 46,84 49,92 53,73 62,32
Филиппины 45,41 56,13 68,33 74,11 83,43 92,33
Южная Корея 4,34-107 1,57-106 2,17-106 3,22-106 4,61-106 6,56-106
Интегральный
показатель
защищенности экономики 2015 (оценка) 2020 (прогноз)
государства, реализованный в рамках 2013 2014 (оценка) 2025 (прогноз)
экономического
патроната
Бруней 31,02 42,02 51,01 90,02 120
Чили 121 132 145 170 240
Новая Зеландия 6 900 7 200 7 800 2,01-104 6,02-104
Сингапур 7 320 8 020 9 000 5,02-104 9,44-104
США 3,51-105 4,05-105 5,08-105 2,05-106 3,56-106
Австралия 3,32-105 4,63-105 8,61-105 7,12-107 9,62-107
Перу 51,02 72,01 91,03 110 190
Вьетнам 81,04 92,02 101,01 600 900
Малайзия 421,04 520,03 600,02 6 900,01 1,01-104
Мексика 1 900 2 200 2 800 3,00-103 1,00-104
Канада 2,58-104 2,68-104 4,09-104 5,06-104 9,56-104
Япония 2,16-106 2,62-106 3,48-106 1,21-107 3,61-108
Тайвань 1,39-104 6,07-104 6,01-104 1,02-106 1,36-106
Колумбия 71,03 82,03 95,01 120,02 340,02
Филиппины 121,04 220,03 300,02 900,01 1 400,02
Южная Корея 8,52-106 9,48-106 9,70-106 3,29-107 5,50-107
Источник: составлено автором
Source: Authoring
1553
сл сл
Показатели защищенности экономики США от внешних и внутренних угроз в период 1997-2020 гг. (без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса, прогноз 2007 г.)
ti
m
?
5
S CD
S
с §
¡ I
CD
■i 5
I =
i. ф
S" э
Figure 1
Indicators of the U.S. economic security from external and internal threats within 1997-2020, excluding the effect of the global financial and economic crisis, 2007 forecast
Валовой сбор зерновых
Инвестиции в основной капитал
\ \ Уровень безработицы
2020 2015 2010 2007 2005 2003 2001 1999 1997
Источник: составлено автором
го
Значение нормированного показателя защищенности экономики j-го государства от внешних и внутренних угроз, реализованное в рамках его экономической кооперации с А-м государством
Figure 2
Standardized measure of the security of the /-economy from external and internal threats as a result of its economic cooperation with the A-cconomy
s 21 g- 8 = О
^Hx/P^xP
exp.kj
o,oi< Jp^xp;^ <100
Tit,;
3
- среднее геометрическоезначениечасгных нормированных
показателен защищенности экономики;-го государства, реализованное в рамкахэкономического патроната больше 1 -/-е государство имеет высокий уровень защищенности своего национального хозяйства
]
- среднее геометрическое значение частных нормированных показателей защищенности экономики /-го государства, реализованное в рамках экономического патроната меньше 1 -/-е государство имеет низкий уровень защищенности своего национального хозяйства
р;-
>
г
г
■j* <.
- среднее геометрическое значение частных нормированных показателей защищенности экономики к-то государства, реализованное в рамках экономического патроната больше 1 -к-е государство имеет высокий уровень защищенности своего национального хозяйства
К *1
экономическая кооперация иовышаег уровень экономической безопасности /-го государства:
происходит экономическая кооптация го сударства с высо ким ур овнем защищенно ста национального хозяйства с к-м государством, у которого имеется также высокий уровень защищенности экономики
происходит экономическая кооперация ]-го государства с низким уровнем защищенности национального хозяйства с к-м государством^ у которого имеется высокий уровень защищенности экономики
f^l
происходит экономическая кооперация у-го государства с низким уровнем защищенности национального хозяйства с к-м государством, у которого имеется также низкий уровень защищенности экономики
р.
9-kJ
<1
- среднее геометрическое значение частных нормированных показателен защищенности экономики
к-то государства, реализованное в рамках экономического патроната меньше 1 - к-е государство имеет низкий уровень защищенности своего национального хозяйства
К
zxp kj "> _
1
'к,}
происходит экономическая кооперация /-го государства
с высоким уровнем защищенности национального хозяйства с к-м государством, у которого имеется низкий уровень защищенности экономики
к
■grp.к. J
1
'к,}
происходит экономическая; кооперация /-го государства с высоким уровнем защищенности национального хозяйства
с к-м государством, у которого имеется низкий уровень защищенности экономики
Kj Î 1
экономическая кооперация снижает уровень экономической безопасности /-го государства: происходит экономическая кооперация государства с низким уровнем защищенности национального хозяйства с к-м государством, у которого имеется также низкий уровень защищенности экономики
сл сл сл
сл сл СП
ti го
Значение нормированного показателя защищенности экономики j-го государства от внешних и внутренних угроз, реализованное в рамках его экономического противоборства с 1-м государством
Figure 3
Standardized measure of the security of the /-economy from external and internal threats as a result of its economic confrontation against the /-economy
/ 77a , \x¡-¿
Q "нереап.imp.jj
'¡J
0,01<
нереал. exp./J \ « /
p;
нереал .itnp.j J
у,.j
P «нереал.^./,, v ' у
<100
P
^нереал .exp.lj
7
>1
- среднее геометрическое значение частных нормированных показателей защищенности экономики ¿-то государства, реализованное в рамках экономического
патроната больше 1 - 1-е государство имеет высокий уровень защищенности своего национального хозяйства
Р
ан,
<1
- среднее геометрическое значение частных нормированных показателей защищенности экономики /-го государства, реализованное в рамках экономического патроната меньше I -1-е государство имеет низкий уровень защищенности своего национального хозяйства
р agi l.j j"l и
кереиг ' *Г ;
|^акереал. йир.// ^ |
- среднее геометрическое значение частных нормированных показателен защищенности: экономики /-то государства, реализованное в рамках экономического патроната больше 1 - /-е государство имеет высокий уровень защищенности своего национального хозяйства
р анер еал imp .j : !
P^Hepean.sip.i. г ;
Р ^nepean.împ. j J ^
Р/,^1
'и
происходит экономическое противоборство /-го государства с высоким уровнем защищенности национального хозяйства с 1-м государством, у которого имеется высокий уровень защищенности экономики
Pu * 1
р;
°нереал .exp-IJ
'I,]
происходит экономическое противоборство /-го государства с высоким уровнем защищенности национального хозяйства с /-м государством, у которого также имеется высокий уровень защищенности экономики
экономическое противоборство повышает уровень защищенности экономики /-го государства от внешних и внутренних угроз: происходит экономическое противоборство государства с высоким уровнем защищенности национального хозяйства с /-м государством, у которого имеется низкий уровень защищенности экономики
Р
^нереал
з
.imp.j.l у
h, * 1
(V.si
— среднее геометрическое значение частных нормированных показателей защищенности экономики /-го государства, реализованное в рамках экономического патроната меньше 1 -
/-е государство имеет низкий уровень защищенности своего национального хозяйства
экономическое противоборство снижает уровень защищенности экономики /-го государства от внешних и внутренних угроз: происходит экономическое противоборство государства с низким уровнем защищенности национального хозяйства с 1-м государством, у которого имеется высокий уровень защищенности экономики
'1,1
происходит экономическое противоборство /-го государства с низким уровнем защищенности национального хозяйства с /-м государством, у которого имеется высокий уровень защищенности экономики
¡и
происходит экономическое противоборство /-го государства с низким уровнем защищенности национального хозяйства с /-м государством, у которого имеется высокий уровень защищенности экономики
го
Нормированные показатели защищенности национального хозяйства США от внешних и внутренних угроз, реализованные в рамках различных форм обеспечения защищенности их экономики (прогноз 2015 г.)
Figure 4
Standardized measure of the security of the U.S. economy from external and internal threats as a result of various forms of its economic security, 2015 forecast
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО
Частные показатели экономической безопасности 2010 2015 2020
1 Противоборство с Брунеем 1,00004 1,00003 1.00003
2 с Чили 0,9999 1,0006 1,0015
3 с Н.Зеландией 0.9997 0.999978 1,0004
4 с Сингапуром 0,985 0,9957 0.9966
5 с Австралией 0.9909 0,9944 0,9955
6 с Перу 1.0009 1.001 1,0012
7 с Вьетнамом 1,0032 1,0053 1,0073
8 с Малайзией 1.008 1,0043 1,0066
9 с Мексикой 1,0054 1,0186 1,0418
10 с Канадой 1,073 0,9843 1,0261
11 с Японией 0,9555 1,0078 1,0099
12 с Тайванем 1,0073 1,0018 1,0062
13 с Колумбией 1,000002 1,0017 1,0041
14 с Филиппинами 1,0013 1,0014 1.0015
15 с Южной Кореей 0.998 1,0007 1,0013
16 с Китаем 1,033 1,0758 1.0497
17 с Россией 1,0013 0,9991 0,9974
18 с Индией 0,9919 0,9968 0.9955
19 с ЕС (28) 0,9176 0,9925 1,0283
Значение общего показателя экономической безопасности, реализованное в рамках экономического противоборства 0,9646 1,0818 1,1829
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Частные показатели экономической безопасности 2010 2015 2020
1 Кооперация с Брунеем 1,00004 1,00005 1.00006
2 с Чили 1,0013 1,0023 1,0032
3 с Н.Зеландией 1,0014 1,001 1,0012
4 с Сингапуром 1,0109 1,006 1,0059
5 с Австралией 1,0082 1.0053 1.0056
6 с Перу 1,0012 1.0015 1,0016
7 с Вьетнамом 1,0023 1.004 1,0059
8 с Малайзией 1,0095 1,0063 1,0078
9 с Мексикой 1,0553 1,0736 1,0859
10 с Канадой 1,0727 1,1051 1,1034
11 с Японией 1,0525 1,0305 1,0341
12 с Тайванем 1,012 1,0078 1,0109
13 с Колумбией 1,001 1,0028 1,0045
14 с Филиппинами 1,0012 1,0015 1,0018
15 с Южной Кореей 1,0117 1,0157 1,019
16 с Китаем 1,0632 1,1064 1,0905
17 с Россией 1,0011 1,0027 1,0041
18 с Индией 1,0128 1,0126 1.0149
19 С ЕС (28) 1,1213 1,1352 1,1334
Значение общего показателя экономической безопасности, реализованное в рамках экономической кооперации 1,5299 1,6457 1,6691
ЭКОНОМИЧЕСКИИ ПАТРОНАТ
Частные показатели экономической безопасности 2010 2015 2020
1 Объем ВВП 2 3,29 4,43
2 Валовой сбор зерновых 2.44 2,46 2,47
3 Инвестиции в основной капитал 1,07 1,09 1,13
4 Уровень безработицы 0,89 1,14 1,33
5 Уровень монетизации 2,01 1,8 1,6
6 Внешний долг 3,34 4 4,21
7 Расходы на оборону 1,4 1,43 1,4
8 Расходы на "гражданскую" науку 1,33 1,53 1,73
9 Инновационная продукция 4,73 4,73 4,8
10 Уровень инфляции 5,95 6,25 6,41
11 Объем золотовалютных резервов 0,65 0,8 1,07
12 Выплаты по внешнему долгу 14,9 15,6 16,7
13 Внутренний долг 0.48 0.48 0,5
14 Расходы на обслуживание государственного долга 3,33 3,33 3,33
15 Дефицит бюджета центрального правительства 0,69 0,75 0,79
16 Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве 1,12 1,08 1,04
17 Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума 0,91 1,08 1,27
18 Децильный коэффициент дифференциации доходов населения 0,56 0,62 0,8
19 Доля продовольствия, поступившего по импорту 10 10 10
Значение общего показателя экономической безопасности, реализованное в рамках экономического патроната 9,95-Ю4 5,08-Ю5 2,05-Ю6
■ 2020 -.2015 □ 2010
Ol Ol
Рисунок 5
Динамика изменения значений показателей защищенности национального хозяйства США от внешних и внутренних угроз в период 1997-2020 гг.: а - прогноз 2007 г.; b - прогноз 2014 г.
Figure 5
Trends in indicators of the U.S. economic security from external and internal threats within 1997-2020: а - 2007 forecast; b - 2014 forecast
Источник: составлено автором Source: Authoring
1558
Список литературы
1. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие: монография. М.: РАГС, 2007. 315 с.
2. ГордиенкоД.В., СафоновМ.С. Экономическая безопасность России. Теоретический и методологический аспекты: монография. М.: Проспект, 2016. 256 с.
3. Асалиев А.М., Бороздин С.В., Брагин Л.А. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения. М.: Экономика и финансы, 1997. 96 с.
4. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Бизнес-школа, 1997. 288 с.
5. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Павлов В.И. и др. Глобальный финансовый кризис: безопасность финансовой сферы России. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2010. 234 с.
6. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Астрель, 2013. 704 с.
7. Дун Янь, Су Циньгуй. Транстихоокеанское партнерство: анализ полного текста соглашения // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 4. С. 162-176.
8. Гордиенко Д.В. Уровень экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2013. С. 92-138.
9. Ежегодник СИПРИ 2015. Вооружения, разоружение и международная безопасность. Научное издание. М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2016. 966 с.
10. Дробышевский С.М., СинельниковаЕ.В., Сорокина А.В. и др. Международный опыт антикризисной политики. М.: Дело, 2010. 224 с.
11. Завадников В. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса // Экономическая политика. 2009. № 2. С. 5-11.
12. Кудрин А. Ведущие страны в глобальной экономике // Экономическая политика. 2011. № 5. С. 5-8.
13. Набиуллина Э. Экономическая политика в условиях кризиса - анализ и перспективы // Экономическая политика. 2009. № 3. С. 73-85.
14. Обама Б. Дерзость надежды. Мысли о возрождении американской мечты. СПб: Азбука-классика, 2008.
15. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35-57.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X
Threats and Security
ENSURING THE U.S. ECONOMIC SECURITY AS PART OF GLOBAL INTEGRATION PROJECTS Dmitrii V. GORDIENKO
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 8 February 2017 Received in revised form 14 April 2017 Accepted 3 July 2017 Available online 29 August 2017
JEL classification: N45, O19
Keywords: Trans-Pacific Partnership, Asia Pacific, globalization, economic security
Abstract
Importance The article examines the approach to evaluating the level of the U.S. economic security as part of the U.S. involvement in the Trans-Pacific Partnership. I also review how the U.S. economic security might change during the 2007-2009 financial and economic crisis and onward, assuming that, as a multilateral agreement, the TPP reflects regionalization processes in Asia Pacific.
Objectives The research represents a comparative evaluation of the economic security in the USA and the TPP member countries as a result of crisis-management and post-crisis measures undertaken by respective governments and central banks. Methods The research substantiates the approach to evaluating the U.S. economic security from external and internal threats as part of various forms of the national economy security during the globalization.
Results I propose my own approach to a comparative evaluation of changes in the economic security of the USA and TPP countries as part of anti-crisis and post-crisis measures undertaken by respective governments and central banks. Conclusions and Relevance The U.S. economic security from external and internal threats can be represented as multiplicands describing the protection of its national security as a result of the economic patronage of the federal government and Federal Reserve System. I conclude that the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement will allow to change the economic security level of its members.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Gordienko D.V. Ensuring the U.S. Economic Security as Part of Global Integration Projects.
National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 8, pp. 1545-1561. https://doi.org/10.24891/ni.13.8.1545
References
1. Barlybaev Kh.A. Chelovek. Globalizatsiya. Ustoichivoe razvitie: monografiya [Man. Globalization. Sustainable development: a monograph]. Moscow, Russian Academy of State Service Publ., 2007, 315 p.
2. Gordienko D.V., Safonov M.S. Ekonomicheskaya bezopasnost'Rossii. Teoreticheskii
i metodologicheskii aspekty: monografiya [The economic security of Russia. Theoretical and methodological aspects: a monograph]. Moscow, Prospekt Publ., 2016, 256 p.
3. Asaliev A.M., Borozdin S.V., Bragin L.A. Makroekonomika: pokazateli ekonomicheskoi bezopasnosti i ikh porogovye znacheniya [Macroeconomics: economic security indicators and their thresholds]. Moscow, Ekonomika i finansy Publ., 1997, 96 p.
4. Osnovy ekonomicheskoi bezopasnosti (gosudarstvo, region, predpriyatie, lichnost') [Fundamentals of economic security (State, region, enterprise, personality)]. Moscow, Biznes shkola Publ., 1997, 288 p.
1560
5. Senchagov V.K., Gubin B.V., Pavlov V.I. et al. Global'nyifinansovyi krizis: bezopasnost' finansovoi sfery Rossii [The global financial crisis: Security of the Russian financial sector]. Moscow, Institute of Economics of RAS Publ., 2010, 234 p.
6. Brzezinski Z. Velikaya shakhmatnaya doska [The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives]. Moscow, Astrel' Publ., 2013, 704 p.
7. Dong Yan, Su Qingyi. [Unveiling the Trans-Pacific Partnership: An Analysis of the Full Text]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika = International Organisations Research Journal, 2016, vol. 11, no. 4, pp. 162-176. (In Russ.)
8. Gordienko D.V. Uroven' ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstv Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona [The economic security level of countries in Asia Pacific]. Moscow, Institute for Far Eastern Studies RAS Publ., 2013, pp. 92-138.
9. Ezhegodnik SIPRI2015. Vooruzheniya, razoruzhenie i mezhdunarodnaya bezopasnost'. Nauchnoe izdanie [SIPRI Yearbook 2015. Armaments, Disarmament and International Security. Scientific edition]. Moscow, IMEMO Publ., 2016, 966 p.
10. Drobyshevskii S.M., Sinel'nikova E.V., Sorokina A.V. et al. Mezhdunarodnyi opyt antikrizisnoi politiki [International experience of the anti-crisis policy]. Moscow, Delo Publ., 2010, 224 p.
11. Zavadnikov V. [On constructive government policy in the period of crisis]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2009, no. 2, pp. 5-11. (In Russ.)
12. Kudrin A. [The leading countries in the global economy]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2011, no. 5, pp. 5-8. (In Russ.)
13. Nabiullina E. [Economic policy during the period of crisis: Analysis and prospects]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2009, no. 3, pp. 73-85. (In Russ.)
14. Obama B. Derzost' nadezhdy. Mysli o vozrozhdenii amerikanskoi mechty [Audacity of Hope. Thoughts on Reclaiming the American Dream]. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2008.
15. Illarionov A. [Criteria of economic security]. Voprosy Ekonomiki, 1998, no. 10, pp. 35-57. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1561