Научная статья на тему 'Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике'

Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1175
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / NATIONAL INTERESTS / THREATS OF ECONOMIC SECURITY / PROVIDING NATIONAL ECONOMIC SECURITY / INTERNATIONAL ECONOMIC POLICY / NATIONAL SECURITY / MEASURES FOR PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Дина Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна

Задача: учитывая современное политико-экономическое положение России в мировой экономике, предложить новые меры по защите национальных интересов страны с учетом современных тенденций глобального миропорядка. Выводы: результаты работы в виде общих выводов и рекомендаций в отношении предложенных мер по защите национальных интересов России имеют направление предотвращения появления новых угроз национальной экономической безопасности России, нежели устранение уже появившихся; в работе стратегическое планирование представлено как мера по защите национальных интересов российского государства в современной мировой экономике, поскольку важнейшим качеством стратегического планирования является его способность определять совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития страны. Рамки исследования: результаты работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, направленных на изучение и устранение основных проблем реализации функции российского государства по защите национальных экономических интересов. Практическое применение: итоги работы могут быть использованы органами государственной власти при разработке вопросов региональных и отраслевых аспектов национальной экономической безопасности, а также в дальнейших научных и практических исследованиях в области изучения и выявления особенностей и необходимости проведения государственной внешнеэкономической стратегии России в условиях современного международного сотрудничества. Оригинальность: основные выводы работы, затрагивающие вопросы регулирования угроз национальной экономической безопасности России, направлены на достижение баланса между степенью открытости отечественной экономики и сохранением государственного суверенитета в условиях глобализации мировой экономики; в статье доказывается, что обеспечению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климова Дина Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF NEW MEASURES FOR PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA IN MODERN WORLD ECONOMY

Task: considering modern political and economic position of Russia in world economy, to offer new measures for protection of national interests of the country taking into account current trends of a global world order. Conclusions: results of work in the form of the general conclusions and recommendations for the offered measures for protection of national interests of Russia have the direction of prevention of emergence of new threats of national economic security of Russia, than elimination of the already appeared; in work strategic planning presents as a measure for protection of national interests of the Russian state in modern world economy as the most important quality of strategic planning is its ability to define set of internal and external needs of the state for ensuring security and a sustainable development of the country. Research framework: results of work are useful for the further scientific researches directed on studying and elimination of the main problems of realization of function of the Russian state on protection of national economic interests. Practical application: public authorities can use results of work when developing questions of regional and branch aspects of national economic security, and also in further scientific and practical researches in the field of studying and detection of features and need of carrying out the state external economic strategy of Russia in the conditions of modern international cooperation. Practical use: the main conclusions of work raising the questions of regulation of threats of national economic security of Russia direct on achievement of balance between degree of openness of domestic economy and preservation of the state sovereignty in the conditions of globalization of world economy; in article authors proved that improvement of state regulation of economic growth by development of conceptual and program documents of interregional and territorial planning will promote providing economic security.

Текст научной работы на тему «Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-10-51-56

ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

КЛИМОВА ДИНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: klimova_dn@mail.ru

КОНДРАШОВА ИННА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: klimova_dn@mail.ru

Задача: учитывая современное политико-экономическое положение России в мировой экономике, предложить новые меры по защите национальных интересов страны с учетом современных тенденций глобального миропорядка. Выводы: результаты работы в виде общих выводов и рекомендаций в отношении предложенных мер по защите национальных интересов России имеют направление предотвращения появления новых угроз национальной экономической безопасности России, нежели устранение уже появившихся; в работе стратегическое планирование представлено как мера по защите национальных интересов российского государства в современной мировой экономике, поскольку важнейшим качеством стратегического планирования является его способность определять совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития страны. Рамки исследования: результаты работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, направленных на изучение и устранение основных проблем реализации функции российского государства по защите национальных экономических интересов. Практическое применение: итоги работы могут быть использованы органами государственной власти при разработке вопросов региональных и отраслевых аспектов национальной экономической безопасности, а также в дальнейших научных и практических исследованиях в области изучения и выявления особенностей и необходимости проведения государственной внешнеэкономической стратегии России в условиях современного международного сотрудничества. Оригинальность: основные выводы работы, затрагивающие вопросы регулирования угроз национальной экономической безопасности России, направлены на достижение баланса между степенью открытости отечественной экономики и сохранением государственного суверенитета в условиях глобализации мировой экономики; в статье доказывается, что обеспечению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования.

Ключевые слова: национальные интересы, угрозы экономической безопасности, обеспечение национальной экономической безопасности, международная экономическая политика, национальная безопасность, меры по защите национальных интересов

Вся современная геополитическая ситуация в мире, представляющая собой не что иное как обширное поле существующих и прогнозных угроз национальной безопасности любой страны, а также отдельные причины и последствия глобализации мировой экономики, формирующие сигналы о резких отклонениях от пороговых значений индикаторов национальной экономической безопасности и несущие в себе непосредственно информацию об этих опасностях, говорят о высоком потенциале возникновения последних и сбоях в системе управления и функционирования общественного устройства России.

Другими словами, современное социально-экономическое положение России в мировой экономике обусловливает чрезвычайную актуальность нахождения и применения новых мер и подходов в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Поскольку национальные интересы государства в своей основе опираются на его стратегические цели, соответственно эти интересы необходимо учитывать при обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Однако усиление международной конкуренции страны в гло-

бальном мире еще более обостряет проблему ее национальной экономической безопасности [1].

В силу вышесказанного, а также с учетом мирового и, в первую очередь, отечественного опыта считаем необходимым внести некоторые корректировки в современную международную экономическую политику России. Целью такого решения является оптимальное и грамотное использование собственных возможностей на основе тенденций глобального развития мировой экономики. Корректировку современной международной экономической политики России необходимо проводить, по нашему мнению, в направлении обеспечения национального экономического роста и поддержки основной частью населения, которое должно понять выгоды отечественного развития для социальной стабилизации.

В качестве главного вектора, учитываемого нами при разработке конкретных новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике, мы исходим из утверждения, что одним из основополагающих факторов возникновения новых угроз и вызовов безопасности страны является потеря способности экономики и государства энергично действовать в направлении достижения поставленных во внешнеэкономической стратегии развития страны целей. В соответствии с этим правильным будет предотвращение появления новых угроз национальной экономической безопасности России, нежели устранение уже появившихся. В свете вышесказанного предлагаем следующие меры по защите национальных интересов России в современном глобализирующемся мире [2].

В первую очередь, считаем крайне необходимым построение в российской действительности социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на многообразии различных форм собственности включая коллективную собственность народных предприятий. Кроме того, подразумеваемая социально ориентированная модель хозяйствования должна быть основана на преобладании национальных и общественных интересов над корпоративными интересами, что, в свою очередь, требует воспитания моральных ценностей в обществе и должного его культурного развития.

Вторая мера по защите национальных интересов российского государства в современной мировой экономике заключается в выявление тех сфер экономики, развитие которых имеет положительные результаты на протяжении длительного периода времени. С этой целью необходимо провести мониторинг или всесторонний анализ

более чем 20-летнего периода рыночных реформ в России [3].

Такая мера может быть обоснована тем фактом, что одной из исторических задач государства всегда являлась необходимость обеспечения сбалансированности спроса и предложения товаров широкого потребления. В настоящее время, как это нетрудно заметить, она успешно решена, только в основном ценой увеличения импорта и запредельно высокого уровня потребительских цен наряду с высокими темпами их роста. Вместе с тем, рынок, как показывает многолетний российский опыт, не является панацеей решения всех социально-экономических проблем современного общества. Поэтому полагаться только на «невидимую руку» в современных условиях неправильно, а правильным будет стимулировать развитие тех отраслей, отдача от которых наибольшая, и результаты развития которых максимальные при прочих равных условиях.

Третья мера по защите национальных интересов российского государства в современной мировой экономике логично вытекает из предыдущей и основывается на том выводе, что глубина противоречий и угроз национальной безопасности современной России настолько велика, что привносит необходимость использования помимо рыночных инструментов саморегулирования еще и инструментов государственного стратегического планирования с использованием целевых показателей и заданий, балансов, программ и планов, включая стимулы их реализации и меры ответственности за невыполнение [4].

А здесь очень важно, чтобы эти прописные истины не остались на бумаге, а нашли свое определенное материальное воплощение в жизни. И все это объясняется тем, что само стратегическое планирование при всей его важности и значимости непосредственно без плана, в котором представлена система будущего видения страны в виде интегрированных и взаимосвязанных показателей, балансов и программ, не сможет выполнить функции государственного регулирования. При этом стратегический план должен основываться на создании ядра структурной модернизации высокотехнологичных отраслей российской экономики, а также ряда традиционных отраслей, обслуживающих повседневные потребности человека (легкая промышленность и др.). Трудностей с созданием и воплощением любого самого смелого стратегического плана в современных условиях не возникнет, поскольку сама настоящая эпоха компьютеризации и информационного общества открывает невиданные ранее возможности для стратегического планирования любого уровня.

И не случайно именно стратегическое планирование привлекло наше внимание как мера по защите национальных интересов российского государства в современной мировой экономике, поскольку важнейшим качеством стратегического планирования является его способность определять совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития страны. В силу этого стратегическое планирование, опираясь на мощные центры, способные не только оценивать текущую социально-экономическую ситуацию, но и рассчитывать долгосрочные риски, может стать важнейшим инструментом для реализации национальных интересов Российской Федерации с учетом тенденций глобализации мировой экономики [5].

В качестве четвертой меры по защите национальных интересов российского государства в современной мировой экономике предлагаем перейти от политики избыточных резервов (резервный фонд, фонд национального благосостояния, золотовалютные резервы) к политике использования части резервов для структурной модернизации национальной экономики, создания высокотехнологичных отраслей и осуществлению инфраструктурных проектов.

Институт экономики РАН в экспертной оценке бюджета на 2014-2015 гг. предложил установить дефицит бюджета на уровне 1-1,5 % - в рассматриваемом периоде. В этом случае дополнительные бюджетные расходы, которые потребуются для реализации принципиальных решений по увеличению бюджетного дефицита, могут составить 1000 млрд руб. - в 2014 г. и 1100 млрд руб. - в 2015 г. [6].

А здесь необходимо для себя уяснить и понять, что риски, связанные с сохранением предложенного дефицита, ничтожны по сравнению с рисками, связанными с сохранением прежней структуры производства, обветшалой инфраструктуры, технологического отставания, массовой бедности, жилищного голода и других проблем российской экономики, на решение которых всегда не хватает денег.

Следующей пятой мерой по защите национальных интересов российского государства в современной мировой экономике мы называем необходимую координацию бюджетной и денежно-кредитной политики России на основе определения объема эмиссии рубля с учетом важнейших бюджетных программ и «длинных денег» в виде государственных ценных бумаг различного рода (включая региональные). Такие меры, по нашему мнению, будут способствовать выработке стабиль-

ной государственной политики с позитивными ожиданиями. Предлагаемое здесь нами, конечно, не новшество, поскольку уже сейчас в ряде развитых стран на формирование «длинных денег» оказывает влияние «денежно-промышленная» политика. Она возникла во время кризиса и означает реализацию денежных подходов в увязке с промышленными приоритетами и отраслевыми корпоративными элементами.

В-шестых, сейчас в российской действительности существует определенная необходимость введения налоговых льгот для развивающихся компаний, которые осуществляют модернизацию и реализуют производство в депрессивных регионах. Это позволит повысить уровень инвестиций в промышленность на 28 % и снизить отток капитала из страны. При этом следует, на наш взгляд, использовать прогрессивную шкалу налогообложения, а доходы в размере до 20 тыс. руб. на человека в данном случае полностью освободить от налога.

Кроме того, в условиях осложнения геополитической ситуации современного мира и случившегося факта вступления России в ВТО, нарастающих процессов глобализации экономики, а также в целях обеспечения защиты интересов собственников и инвесторов необходимо также решить вопрос и о разработке общегосударственной концепции защиты частной собственности. Следующим за этим этапом должен стать этап внедрения системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, основанной на общегосударственных стандартах, которые, в свою очередь, должны соответствовать и международным требованиям и российской действительности.

Сейчас задачи корпоративной службы безопасности значительно изменились - все бизнес-процессы плотно переплелись, информатизация увеличила их интенсивность и связность, что вкупе с усилением государственного контроля сформировало новую многостороннюю систему угроз, требующих от бизнеса постоянного контроля за состоянием экономической стабильности компаний, уровнем их конкурентоспособности. Как следствие, в организациях, переживших кризис, изменилась модель управления службой безопасности, требования к квалификации ее руководителя и сотрудников. Основным направлением их деятельности в современных реалиях, прежде всего, становится своевременное выявление и устранение причин и условий, оказывающих дестабилизирующее влияние на деятельность компании [7].

Прогностическая функция выходит на первое место, значительно потеснив функцию реагиро-

вания на негативные проявления. Поэтому без надежной и стабильной системы экономической безопасности хозяйствующие субъекты не смогут работать продуктивно в течение длительного времени. Конечно, на российском рынке сейчас существует большое количество компаний, предлагающих услуги по защите ресурсов и бизнеса, и утверждающих, что их предложения имеют высокий уровень обеспечения экономической безопасности любого юридического лица. Как следствие, множество предложений создает обманчивое впечатление, что безопасность организации можно просто купить и что однажды предоставленный высокий уровень будет сохраняться вечно. В действительности все наоборот. Проведенные исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что наибольшую угрозу представляет недостаточная сенсибилизация управления, отсутствие анализа рисков и угроз и слабо проработанные планы поведения в случае кризисных и аварийных ситуаций. Так, организаций, внедривших у себя непрерывный процесс обеспечения безопасности, как и прежде, очень мало.

Существенную угрозу экономической безопасности хозяйствующим субъектам представляет опасность захвата зарубежными инвесторами контрольных пакетов акций ведущих российских предприятий. В соответствующей ситуации они способны заблокировать производство конкурентоспособной продукции и не допустить ее не только на мировой рынок, но и на внутренний рынок Российской Федерации [8].

Национальной экономической безопасности как организации, так и государства существенно угрожают также криминализация всех сфер жизни общества, коррумпированность чиновников, агрессивность мафиозных структур, а также угрозы личной безопасности руководства. При этом степень этих угроз в различных организациях различна и в целом зависит от ее коммерческой деятельности и масштабов организаций, функционирующих на рынке.

Итак, подытоживая вышесказанное, можно сформулировать следующие общие выводы и рекомендации в отношении новых мер по защите национальных интересов России в условиях глобального миропорядка.

1. Правительству РФ с участием ТПП РФ и других заинтересованных организаций и объединений необходимо разработать приоритеты структурной и промышленной политики с целью логичного построения таких смежных концепций и реформ, как амортизационная политика, инвестиционная и инновационная политика, налоговая реформа и др.

2. Рассматривая инвестиционную и инновационную политику в качестве составляющей промышленной политики России, следует: во-первых, сблизить режимы правового регулирования иностранных и национальных инвестиций, в том числе в отношении льгот; во-вторых, устранить коллизии норм российского инвестиционного, налогового и таможенного законодательства; в-третьих, обеспечить защиту национальных интересов России от незаконных иностранных компаний, т. е. гарантировать права не только инвесторам, но и защищать свои собственные права и интересы от инвесторов [9].

3. Существующие и реализуемые национальные проекты России необходимо облечь в форму федеральных законов и взять их под государственный и общественный контроль.

4. В экономической программе России надо основной упор сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики, на наш взгляд, следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.

5. Провести дифференцированную оценку по отраслям и регионам результатов вступления России в ВТО. Без такой оценки те или иные рекомендации по свертыванию отраслей экономики, которые неспособны конкурировать с импортной продукцией, могут привести к серьезным социально-экономическим последствиям [10].

6. Главными звеньями в российской экономике должны стать крупные интегрированные структуры - финансово-промышленные группы (ФПГ) и холдинги, поскольку именно они наряду с государственными предприятиями оборонной промышленности способны вывести отечественную экономику из состояния стагнации на уровень прогрессирующего развития [11].

Таким образом, национальная идея современной и будущей России должна заключаться в стремлении России сохранить статус мировой державы, поэтому сейчас, для возрождения нации, пробуждения ее духовных, нравственных начал нужен новый идеал: Россия - это сильное и процветающее государство!

Литература

1. Юрьев В. М., Никитин А. В. Современная национальная политика экономической безопасности в

контексте глобализационных процессов: проблемы формирования и перспективы осуществления // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 8 (124).

2. Костин В. И. Современные угрозы безопасности России // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.

3. Стасев М. А. Современные тенденции и анализ изменений уровня внешнеэкономической безопасности России // Journal of Economie Régulation. 2011. № 1. Т. 2.

4. Фокин Н. И. Экономическая безопасность в стратегии национальной безопасности России. URL: http://dictionary-economics.ru/news.php

5. Лоскутова М. В. Дуализм формирования национальных интересов России в условиях активизации современных глобализационных процессов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 8.

6. Стасев М. А. О некоторых инструментах защиты национальных интересов России на внешних рынках // TERRA ECONOMICUS. 2011. № 1-3. Т. 9.

7. Снимщикова И. В., Маковка Е. М. Некоторые теоретические аспекты внешнеэкономической безопасности России // Общество: политика, экономика, право. 2012. №1.

8. Глотина И. М. Современная архитектоника исследования категории «экономическая безопасность» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3 (59). Т. 1.

9. Недашковский А. А. Особенности формирования стратегий безопасности России в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2.

10. Ивашов Л. Г. Могущество России прирастет Евразийским союзом и Арктикой // Геополитика и безопасность. 2012. № 2 (18).

11. Трухачёв В. В. Политические аспекты реализации национальных интересов России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 1.

References

1. Yur'ev V. M., Nikitin А. V. Sovremennaya natsional'naya politika ekonomicheskoj bezopasnosti v kontekste globalizatsionnykh protsessov: problemy formirovaniya i perspektivy osushchestvleniya [Modern national policy of economic security in the context of globalization processes: problems of formation and prospect of implementation] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013. № 8 (124).

2. Kostin V. I. Sovremennye ugrozy bezopasnosti Rossii [Modern threats to security of Russia] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 3.

3. Stasev M. A. Sovremennye tendentsii i analiz izmenenij urovnya vneshneekonomicheskoj bezopasnosti Rossii [Current trends and analysis of changes of level of the external economic safety of Russia] // Journal of Economic Regulation. 2011. № 1. T. 2.

4. Fokin N. I. Ekonomicheskaya bezopasnost' v strategii natsional'noj bezopasnosti Rossii [Economic security in strategy of national security of Russia]. URL: http://dictionary-economics.ru/news.php

5. Loskutova M. V. Dualizm formirovaniya natsional'nykh interesov Rossii v usloviyakh aktivizatsii sovremennykh globalizatsionnykh protsessov [Dualism of formation of national interests of Russia in the conditions of activization of modern globalization processes] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 8.

6. Stasev M. A. O nekotorykh instrumentakh zashchity natsional'nykh interesov Rossii na vneshnikh rynkakh [About some instruments of protection of national interests of Russia at foreign markets] // TERRA ECONOMICUS. 2011. № 1-3. T. 9.

7. Snimshchikova I. V., Makovka E. M. Nekotorye teoreticheskiye aspekty vneshneekonomicheskoj bezopasnosti Rossii [Some theoretical aspects of the external economic safety of Russia] // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2012. №1.

8. Glotina I. M. Sovremennaya arkhitektonika issledovaniya kategorii «ekonomicheskaya bezopasnost'» [Modern tectonics of research of the category «economic security»] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 3 (59). T. 1.

9. Nedashkovskij A. A. Osobennosti formirovaniya strategij bezopasnosti Rossii v sovremennykh usloviyakh [Features of formation of strategy of safety of Russia in modern conditions] // Vestnik Saratovskogo gosu-darstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2012. № 2.

10. Ivashov L. G. Mogushchestvo Rossii prirastet Evrazijskim soyuzom i Arktikoj [The power of Russia will grow with the Euroasian union and the Arctic] // Geopolitika i bezopasnost'. 2012. № 2 (18).

11. Trukhachyov V. V. Politicheskiye aspekty realizatsii natsional'nykh interesov Rossii [Political aspects of realization of national interests of Russia] // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2010. № 1 .

* * *

JUSTIFICATION OF NEW MEASURES FOR PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA IN MODERN WORLD ECONOMY

KLIMOVA DINA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: klimova_dn@mail.ru

KONDRASHOVA INNA SERGEEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: klimova_dn@mail.ru

Task: considering modern political and economic position of Russia in world economy, to offer new measures for protection of national interests of the country taking into account current trends of a global world order. Conclusions: results of work in the form of the general conclusions and recommendations for the offered measures for protection of national interests of Russia have the direction of prevention of emergence of new threats of national economic security of Russia, than elimination of the already appeared; in work strategic planning presents as a measure for protection of national interests of the Russian state in modern world economy as the most important quality of strategic planning is its ability to define set of internal and external needs of the state for ensuring security and a sustainable development of the country. Research framework: results of work are useful for the further scientific researches directed on studying and elimination of the main problems of realization of function of the Russian state on protection of national economic interests. Practical application: public authorities can use results of work when developing questions of regional and branch aspects of national economic security, and also in further scientific and practical researches in the field of studying and detection of features and need of carrying out the state external economic strategy of Russia in the conditions of modern international cooperation. Practical use: the main conclusions of work raising the questions of regulation of threats of national economic security of Russia direct on achievement of balance between degree of openness of domestic economy and preservation of the state sovereignty in the conditions of globalization of world economy; in article authors proved that improvement of state regulation of economic growth by development of conceptual and program documents of interregional and territorial planning will promote providing economic security.

Key words: national interests, threats of economic security, providing national economic security, international economic policy, national security, measures for protection of national interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.