Научная статья на тему 'Согласование экономических интересов в системе обеспечения экономической безопасности страны'

Согласование экономических интересов в системе обеспечения экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ECONOMIC SECURITY / NATIONAL INTERESTS / ECONOMIC INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радюкова Яна Юрьевна, Якунина Инна Николаевна, Колесниченко Елена Александровна

В статье анализируются теоретические аспекты обеспечения экономической безопасности страны с позиции политической экономии. Рассматриваются подходы к согласованию экономических интересов, прежде всего в рамках создания условий для реализации национально-государственных интересов России, выступающих базисом для устойчивого социально-экономического развития страны как неотъемлемого элемента ее экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordination of economic interests in country''s economic security ensuring system

The article considers the theoretical aspects of ensuring the country's economic security from the political economy perspective. We examine approaches to the coordination of economic interests, especially within the creation of conditions for implementation of Russia's national interests, serving as a basis for sustainable socio-economic development of the country, which is an integral part of its economic security.

Текст научной работы на тему «Согласование экономических интересов в системе обеспечения экономической безопасности страны»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Russian Journal of Entrepreneurship

Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937

>

Креативная экономика

издательство

согласование экономических интересов в системе обеспечения экономической безопасности страны

Радюкова Я.Ю.1, Якунина И.Н. 1, Колесниченко Е.А.1

1 Тамбовский государственный университет им. ГР. Державина АННОТАЦИЯ:

В статье анализируются теоретические аспекты обеспечения экономической безопасности страны с позиции политической экономии. Рассматриваются подходы к согласованию экономических интересов, прежде всего в рамках создания условий для реализации национально-государственных интересов России, выступающих базисом для устойчивого социально-экономического развития страны как неотъемлемого элемента ее экономической безопасности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая безопасность, национально-государственные интересы, экономические интересы.

coordination of economic interests in country's economic security ensuring system

Radyukova Ya.Yu.\ Yakunina I.N. 1, Kolesnichenko E.A.1

1 Tambov State University named after G. R. Derzhavin

введение

Экономическая безопасность выступает одним из наиболее актуальных вопросов государственной политики, который, в текущих геополитических условиях, стоит перед Россией особенно остро. Рассматривая экономическую безопасность сквозь призму устойчивости национальной экономики перед лицом дестабилизирующих внешних и внутренних факторов, следует отметить, что именно такое устойчивое экономическое состояние может служить гарантом сохранения государственного суверенитета. Однако, как отмечает в своем диссертационном исследовании А.Н. Доровской, если экономика не развивается, то у нее резко снижается возможность выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Таким образом, устойчивость и развитие - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Однако их не следует противопоставлять друг другу, каждая из них по-своему характеризует состояние экономики [3].

Как свидетельствует международная практика, решение вопросов обеспечения экономической безопасности - это не просто гарант независимости страны, но и неотъемлемая часть стабильного и эффективного существования общества. Обеспечение экономической безопасности относится к числу ключевых национальных приоритетов, будучи органически интегрирована в систему государственной безопасности наряду с такими ее элементами, как обороноспособность, экологическая безопасность и т.п.

В данной статье экономическая безопасность как экономическая категория рассматривается авторами как отражение состояния системы экономических интересов национального хозяйства и условий для их реализации в современных социально-экономических реалиях.

Экономическая безопасность представляет собой определенную социально-экономическую категорию, отражающую возможности эффективной реализации общественных и экономических отношений, основанных на эффективной системе отношений собственности и организационно-правовых формах ее реализации в процессах производства и предпринимательства, обусловливающих экономические интересы и потребности всех субъектов, сформированных экономических отношений. Таким образом, рассмотрение системы экономических отношений по поводу реализации национально-государственных интересов является одним из базовых вопросов экономической науки. А сбалансированная реализация национально-государственных интересов, экономических интересов хозяйствующих субъектов как элементов единого социума определяет систему целевых ориентиров национального хозяйства.

Цель статьи состоит в разработке практических рекомендаций по согласованию экономических интересов в сложных геополитических условиях как базиса эконо-

ABSTRACT:_

The article considers the theoretical aspects of ensuring the country's economic security from the political economy perspective. We examine approaches to the coordination of economic interests, especially within the creation of conditions for implementation of Russia's national interests, serving as a basis for sustainable socio-economic development of the country, which is an integral part of its economic security.

KEYWORDS: economic security, national interests, economic interests.

Received: 24.01.2017 / published: 16.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Radyukova Ya.Yu. (radyukova68@mail.ru)

CITATION:_

Radyukova Ya.Yu., Yakunina I.N., Kolesnichenko E.A. (2017) Soglasovanie ekonomicheskikh interesov v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany [Coordination of economic interests in country's economic security ensuring system]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(5), 761-771. doi: 10.18334/rp.18.5.37588

мической безопасности национальной экономики с позиций политэкономического подхода к ее обеспечению.

Гипотеза заключается в предположении о том, что обеспечение экономической безопасности национальной экономики должно строиться на согласовании экономических интересов различных уровней в перманентно изменяющейся системе внешних и внутренних детерминантов развития страны.

В статье авторами разработаны рекомендации по согласованию экономических интересов в рамках развития национального хозяйства как базиса обеспечения экономической безопасности страны.

Обратимся к рассмотрению политэкономического базиса обеспечения экономической безопасности. Рассматривая экономическую безопасность как геополитическую категорию, ее можно представить как устойчивость национальной экономики перед лицом внешних и внутренних угроз, как гарантию национального суверенитета в условиях расширения системы международных экономических связей и отношений [4] (БгоЬо^ 2016). Безусловно, представить современную Россию в изоляции от единой мировой системы экономических отношений (несмотря на введенные санкции) вряд ли возможно. Однако именно введение санкций позволило более наглядно выявить те угрозы экономической безопасности, которые влечет за собой бездумное включение в интеграционные процессы. Так, на основе анализа данных, представленных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, авторами сделаны выводы:

- Масштабы соотношения объектов экспорта и импорта, несмотря на реализацию политики импортозамещения, остались на прежнем уровне. Так, если в 2000 г. экспорт превышал в два раза импорт, то данное соотношение сохранилось и до настоящего времени (рис., табл.).

- В результате реализации политики санкций европейских государств объем экспорта и импорта сократился в среднем на 20-25% и стал сопоставим с периодом 2009 г. Следует отметить, что в 2016 г. (по данным с января по ноябрь) сохрани-

ОБ АВТОРАХ:_

Радюкова Яна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент; зав. кафедрой «Финансы и банковское дело» (radyukova680mai1.ru)

Якунина Инна Николаевна, доктор экономических наук, профессор; профессор кафедры кадрового управления (yakunina0bk.ru)

Колесниченко Елена Александровна, профессор; профессор кафедры кадрового управления (eko1esnichenko01ive.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Радюкова Я.Ю., Якунина И.Н., Колесниченко Е.А. Согласование экономических интересов в системе обеспечения экономической безопасности страны // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 5. - С. 761-771. - doi: 10.18334/ф.18.5.37588

лась отрицательная динамика внешнеторгового оборота России с основными торговыми партнерами из стран Евросоюза на 37285 млрд долл., со странами АТЭС на 9089 млрд долл. и странами ЕАЭС на 3585 млрд долл. При этом внешнеторговый оборот вырос с такими странами, как Франция - на 11966 млрд долл. и составил 115,2% относительно предыдущего года (с января по ноябрь), Китай - на 58745 млрд долл. (101,7%), Швейцария - 4373 млрд долл. (107,1%) и Армения - 1195 млрд долл. (107,3%).

- Анализ структуры экспорта свидетельствует о том, что имеет место сохранение львиной доли минеральных продуктов. Если в 2010 г. доля их экспорта составляла 68,5%, то к 2016 г. она снизилась до 63,8%.

- Аналогичная ситуация характерна и для структуры импорта. В импорте наибольшую часть занимают машины, оборудование и транспортные средства, причем если в 2010 г. их доля составляла 44,4%, то к 2016 г. она увеличилась до 44,8.

Таким образом, анализ представленных данных показал, что существенных сдвигов в рамках реализации политики импортозамещения не произошло, а наша стана сохранила сырьевую направленность во внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время структура внешней торговли не только не способствует нивелированию угроз экономической безопасности и продвижению национальной экономики по пути наращивания экономической силы и продовольственного суверенитета в целях повышения качества жизни населения, но и в ряде случаев усугубляет их.

В данном ключе для нас наиболее интересна трактовка экономической безопасности через призму взаимосвязи данной категории и процесса удовлетворения потребностей и экономических интересов субъектов различной степени общности. При этом в зависимости от рассматриваемого уровня экономическая безопасность может быть определена как:

- способность национальной экономики или экономической системы хозяйствующего субъекта обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях [1] (Bukhvald, Gorodetskiy, Mikhaylov, 1994);

- состояние экономики, при котором формируются условия для количественного и качественного удовлетворения возрастающих потребностей индивида или хозяйствующего на микроуровне.

В соответствии с данным подходом экономическая безопасность страны рассматривается в неразрывной связи с четким осознанием ее законных экономических интересов, что, в свою очередь, связано с таким состоянием социальных институтов, которое обеспечивает устранение или нейтрализацию угроз национальным интересам как внутри, так и вне страны, обеспечивает эффективную деятельность по созданию и поддержанию нормальных условий экономической деятельности [6] (Popov, Ivanov, Mierin, 2009).

Таблица

структура экспорта и импорта России, в %

Группа товаров 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Экспорт импорт Экспорт импорт Экспорт импорт Экспорт импорт Экспорт импорт Экспорт импорт

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 2,2 15,9 2,3 13,9 3,2 12,8 13,1 13,7 3,8 19,9 4,7 14,5

Минеральные продукты 68,5 2,3 70,3 2,1 71,3 2,4 71,5 2,2 70,5 2,6 63,8 2,7

Продукция химической промышленности, каучук 6,2 16,2 6,0 14,9 6,1 15,3 5,8 15,9 5,9 16,2 7,4 18,6

Древесина и цел-люлозно-бумаж-ные изделия 2,4 2,6 2,1 2,2 1,9 2,0 2,1 2,1 2,3 2,1 2,9 2,0

Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,3 6,7 0, 6,0 0,2 6,2 0,3 6,2 0,3 6,1 0,3 6,4

Металлы, драгоценные камни и и зделия из них 12,7 7,4 11,2 7,1 11,1 3 10,4 7,2 10,5 7,2 11,9 6,7

Машины, оборудование и транспортные средства 5,4 44,4 4,5 48,0 5,1 49,9 5,5 48,5 5,3 47,6 7,4 44,8

Прочие товары 2,3 4,5 3,3 5,8 1,1 4,1 1,3 4,2 1,4 4,4 1,6 4,2

Источник: по данным Росстата. 600

Рисунок. Динамика экспорта и импорта в 2000-2015 гг. Источник: по данным Росстата.

Национально-государственные экономические интересы находятся в тесной взаимосвязи с общественными экономическими интересами, которые направлены на количественное и качественное увеличение уровня и качества жизни населения, благосостояние общества, однако выразителем экономических интересов общества и служит государство.

Выразителем национально-государственных интересов является именно государство. Государство становится устойчивым институтом только в том случае, когда как форма организации общества оно служит реализации общественных экономических интересов, не ущемляя при этом интересы отдельных индивидов и хозяйствующих субъектов. То есть государство, с одной стороны, должно обеспечить высокий уровень и качество жизни каждого отдельного индивида, но при этом обеспечивать реализацию национально-государственных интересов.

В нынешних условиях для обеспечения экономической безопасности национальной экономики необходимо, чтобы национально-государственные интересы доминировали над частными и коллективными, следовательно, система экономической безопасности является холистической по своей природе, так как экономическая безопасность государства является определяющей по отношению к экономической безопасности личности, социальной группы, коллектива.

В современных социально-экономических и геополитических условиях в системе национально-государственных интересов можно выделить следующие ключевые интересы, затрагивающие сферу экономической безопасности:

- Сохранение территориальной целостности государства и преодоление сепаратистских и террористических явлений в условиях многонациональности.

- Защита конституционного строя и геополитических интересов в условиях усиления международной экспансии.

- Создание благоприятных условий для реализации экономических интересов на принципах равноправного сотрудничества и достижение лидирующих позиций в современном мировом экономическом сообществе.

- Создание условий для гармоничного развития социума во всем многообразии культурных, этнических и духовных традиций.

- Обеспечение конституционных прав и свобод человека.

- Поиск путей выхода из геополитического и экономического кризиса. Как отмечает С. Губанов, «и экономические, и геополитические противоречия переплелись ныне в гордиев узел столь жгучего системного кризиса, который разрешается лишь крайними, поистине альтернативными исходами» [2] (Gubanov, 2014).

Решение данных задач может противоречить сохранению экономической безопасности отдельных хозяйствующих субъектов, однако государство должно разумно ограничивать права и свободы хозяйствующих субъектов в целях обеспечения снижения уровня угроз национальной экономике: то есть ограничение прав и свобод выступает платой за экономическую безопасность страны.

Следует отметить, что, несмотря на необходимость приоритетной реализации национально-государственных интересов, данный процесс невозможен без опоры на реализацию экономических интересов отдельных социальных групп и хозяйствующих субъектов. Согласование экономических интересов на различных уровнях национальной экономики, а также обеспечение баланса интересов на микро-, мезо- и макро- уровнях позволяет государству решать вопросы обеспечения экономической безопасности как национального хозяйства в целом, так и отдельных субъектов хозяйствования.

Современная российская система национальных интересов является определяющей при разработке стратегии национального экономического развития и определения спектра его возможных траекторий.

Понимание национально-государственных интересов, а вместе с ними и национальной экономической безопасности как момента их реализации, предполагает системный, комплексный подход, основанный на выяснении составляющих элементов, линий прямой и обратной связи.

Развитие национального хозяйства происходит в системе перманентного изменения внешних и внутренних факторов, баланса экономических интересов, изменяющихся угроз экономической безопасности, что влечет за собой необходимость поиска путей интеграции и согласования экономических интересов, который требует их постоянного анализа. В данном случае функции государства сводятся к выявлению, агрегированию интересов отдельных групп интересов, их преломлению через призму общенациональных экономических интересов, которое позволит обеспечить экономическую безопасность национального хозяйства в целом.

Для построения системы эффективных мер обеспечения экономической безопасности национального хозяйства необходимо:

- обеспечить самодостаточность, социально-экономическую стабильность и устойчивый интенсивный экономический рост национальной экономики;

- совершенствовать систему государственного регулирования в сфере оплаты труда; налогообложения; целевого финансирования; государственного и общественного контроля с целью противодействия коррупции и теневой экономике;

- сконцентрировать контрольные функции над деятельностью монополистических образований в руках федеральных органов исполнительной власти;

- ввести временные защитные меры в отношении товаров, импортируемых на таможенную территорию нашего государства;

- сформировать благоприятные условия для обеспечения технологического прорыва и поддержки системы образования с целью сохранения и развития интеллектуального потенциала, а также решения государственных задач;

- сформулировать количественные (пороговые) параметры критериев экономической безопасности национального хозяйства на среднесрочную перспективу, соответствующих современным реалиям.

Обеспечение экономической безопасности национального хозяйства требует от современного государства решения глобальных проблем, связанных не только с фундаментальными изменениями в структуре экономики, обусловленными процессами информатизации и глобализации, но и с изменением социальных процессов в обществе, обусловленных повышением социальной мобильности, усилением социального расслоения и т. п., в своем развитии стоит перед лицом глобальных проблем, отражающих фундаментальные изменения в экономике, социальной структуре общества. Усиление процессов общемировой интеграции влечет за собой усиление значимости человека как ключевого ресурса национальной экономики, государства в целях обеспечения собственной экономической безопасности вынуждены вести борьбу за сохранение собственного человеческого потенциала, социальная ориентация экономики становится необходимым фактором экономического развития страны, ее конкурентоспособности на мировой арене.

В нынешних условиях государство, обеспечивая реализацию интересов граждан и хозяйствующих субъектов своей страны, должно действовать с учетом процессов глобализации и способствуя наименее болезненной и по возможности бесконфликтной интеграции страны в эти глобальные процессы. В связи с этим роль национального государства может даже возрасти, чтобы наиболее эффективным образом интегрировать свое сообщество в мировое [8].

В данном контексте угрозы экономической безопасности современной России, обусловленные низким уровнем и качеством жизни населения, высоким уровнем социального расслоения, недостаточностью инвестиций в сферу образования, здравоохранения и науки, вызывают особую тревогу и ставят перед государством задачу разработки и использования различного экономического инструментария в целях предупреждения и разрешения конфликтов экономических интересов субъектов различной степени общности по поводу неудовлетворенных потребностей.

заключение

Таким образом, в настоящее время перед Россией стоит сложная задача обеспечения реализации экономического блока национально-государственных интересов через призму решения социальных проблем. Данная проблема, с одной стороны, кажется достаточно прозрачной, поскольку предполагает создание условий для качественного экономического роста, усиления глобального экономического влияния (как инструмента внешнеэкономической политики), которое строится на поддержке и защите отечественного предпринимательства, развитии аграрного сектора экономики и перерабатывающей промышленности, развитии реального сектора экономики с ориентацией на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, обеспечение экономической безопасности

невозможно без преодоления коррупции, главенства интересов отдельных групп, ущемления общественных и национально-государственных интересов.

В условиях существующей политической напряженности и экономических санкций в отношении России необходимо четко понимать, что защита отечественного производителя и курс на импортозамещение не предполагает изоляцию от мирового хозяйства или полную автаркию [7] (Radyukova, Sutyagin, 2016). Импортозамещение в данном случае выступает основой соблюдения национальных интересов, реализация которых требует соблюдения баланса интересов за счет умеренного протекционизма при сохранении открытости экономики и развития собственного производства, которое не позволит препятствовать реализации национально-государственных интересов в случае воздействия внешних геополитических, экономических или экологических негативных факторов.

Достижение согласованной реализации экономических интересов, как личных, так и общественных, а также обеспечение баланса их реализации при явном доминировании национальных интересов общества всегда были и остаются приоритетной задачей развития и стабилизации экономической системы государства, так как состояние гармоничной реализации интересов в наибольшей степени отвечает критерию оптимального роста общественного благосостояния. Суть данного критерия заключается в том, что движение в сторону оптимума возможно лишь при таком перемещении ресурсов, которое повышает благосостояние как минимум одного человека, не причиняя ущерб никому другому. Следовательно, согласование экономических интересов взаимодействующих друг с другом субъектов, то есть взаимное упрочение их социально-экономического статуса, приближает нас к достижению оптимума.

При решении вопросов обеспечения экономической безопасности согласование национальных и личных экономических интересов выступает одним из определяющих мотивов. При этом необходимо учитывать, что государство выступает не только выразителем общественного экономического интереса как интегрального выражения интересов отдельных индивидов, но и служит носителем собственных экономических интересов структур, его формирующих, а следовательно, стремление к построению эффективной экономической системы, обеспечение политической стабильности и социального благополучия должно стать насущной потребностью для представителей органов государственного управления, а их благополучие должно строиться на усилении экономического и социального благосостояния России.

Экономическая безопасность - это не просто состояние экономики в пространственно-временном континууме, но и экономическая категория, выражающая экономические отношения и занимающая определенное место в народнохозяйственной системе [9] (Khusainov, 2008). Соответственно, обеспечение нормального уровня защищенности национально-государственных интересов в сфере эконо-

мической безопасности базируется на сложной системе социально-экономических отношений и экономических интересов, согласованная реализация которых способствует повышению авторитета государства, сохранению интеллектуального и экономического потенциала страны, укреплению его международных позиций.

Таким образом, экономическую безопасность государства можно представить как сложную социально-экономическую систему, выступающую интегральным элементом системы национальной безопасности страны, стабильность которой основана на согласованной реализации экономических интересов субъектов национальной экономики при соблюдении приоритета национально-государственных и общественных экономических интересов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бухвальд Е., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, про-

блемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - C. 36-44.

2. Губанов С. Неоиндустриализация России и нищета ее саботажной политики //

Экономист. - 2014. - № 4. - C. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Доровской А.Н. Экономическая безопасность в системе национально-государствен-

ных интересов: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Саратов, 2008.

4. Дробот Е.В. Исследование экономического потенциала Евразийского экономиче-

ского союза: факторы конкурентоспособности и угрозы экономической безопасности // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 12. - C. 1407-1428. - doi: 10.18334/rp.17.12.35388.

5. О состоянии внешней торговли в январе-апреле 2016 года [Электронный ресурс] //

Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/.

6. Попов А.И., Иванов С.А., Миэринь Л.А. Хозяйственная система России: инно-

вационное развитие и экономическая безопасность: Учебное пособие. - СПб: Издательство СПбГУЭФ, 2009. - 338 с.

7. Радюкова Я.Ю., Сутягин В.Ю. Экономические санкции: вызовы и возможности для

российского сельского хозяйства // Труды Вольного экономического общества России. - 2016. - Т. 202. - C. 257-276.

8. Симония Н. Глобализация и неравномерность развития // Постиндустриальный

мир и Россия. - М.: УРСС, 2000. - С. 31.

9. Хусаинов З.Ф. Механизм обеспечения экономической безопасности общества и го-

сударства в процессе создания основ рыночной экономики в России // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - Т. 150. - № 5. - C. 86-100.

REFERENCES:

Bukhvald E., Gorodetskiy A., Mikhaylov B. (1994). Ekonomicheskaya bezopasnost: otsenki, problemy, sposoby obespecheniya [Economic security: assessment of problems, methods of providing]. Voprosy Ekonomiki, 12, 36-44. (in Russian).

Drobot E.V. (2016). Issledovanie ekonomicheskogo potentsiala Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: faktory konkurentosposobnosti i ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti [Research of the economic potential of the Eurasian Economic Union: competitiveness factors and threats to the economic security]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 17(12), 1407-1428. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.12.35388.

Gubanov S. (2014). Neoindustrializatsiya Rossii i nischeta ee sabotazhnoy politiki [Neo-Industrialization of Russia and the Poverty of Its Sabotage Policy]. Ekonomist, 4, 3. (in Russian).

Khusainov Z.F. (2008). Mekhanizm obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti obschestva i gosudarstva v protsesse sozdaniya osnov rynochnoy ekonomiki v Rossii [Mechanism of ensuring economic security of society and state during the process of laying the foundations for a market economy in Russia]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 150(5), 86-100. (in Russian).

Popov A.I., Ivanov S.A., Mierin L.A. (2009). Khozyaystvennaya sistema Rossii: innovatsionnoe razvitie i ekonomicheskaya bezopasnost [The economic system of Russia: innovative development and economic security]. Saint Petersburg: Izdatelstvo SPbGUEF. (in Russian).

Radyukova Ya.Yu., Sutyagin V.Yu. (2016). Ekonomicheskie sanktsii: vyzovy i vozmozhnosti dlya rossiyskogo selskogo khozyaystva [Economic sanctions: challenges and opportunities for Russian agriculture]. Trudy Volnogo ekonomicheskogo obschestva Rossii, 202, 257-276. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.