68
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
КЛИМОВА ДИНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Задача - определить содержание современной государственной политики экономической безопасности России в виде конкретных направлений ее формирования с учетом геоэкономического принципа включения национальной экономики либо ее составной части в мирохозяйственную экономическую среду без предопределения каких-либо условий, но с учетом тенденций и особенностей современного этапа глобализации мировой экономики трансформации мировой экономической системы в условиях глобальных сдвигов. Выводы: в работе современная система обеспечения экономической безопасности России предложена в виде определенного алгоритма обеспечения экономической безопасности России, позволяющего отслеживать все негативные процессы в экономике страны, а также своевременно предотвращать возможные критические угрозы национальной безопасности страны; применение данного алгоритма на практике позволит осуществлять рациональную государственную региональную политику, направленную на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества. Рамки исследования: результаты работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, направленных на изучение институциональных аспектов экономической безопасности России, а также при изучении вопросов и тенденций современного оперирования национальной экономики в геоэкономических координатах мирового развития. Практическое применение: итоги данной работы могут быть применены государственными органами при разработке новых подходов к определению и содержанию внешнеэкономической стратегии России. Оригинальность: результаты исследования при внедрении в практику работы региональных органов управления позволят не только осуществлять мониторинг и управление экономической безопасностью на региональном уровне, таким образом, предотвращая угрозы экономической безопасности региона, но и также существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в нем.
Ключевые слова: национальная экономическая безопасность, внешнеэкономическая стратегия, геоэкономический подход, угроза безопасности, риск возникновения угроз
Реалии современного мира и диктуемая им же необходимость развития эффективных международных экономических отношений между странами приводит к возникновению следующего парадокса: невозможно реализовывать свою стратегию внешнеэкономического развития при закрытых внешних границах, как и невозможно не подвергать риску возникновения угроз национальной экономической безопасности при стремлении занять лидирующие позиции в мировой экономике. Другими словами, очень трудно соблюдать баланс между степенью открытости экономики и сохранением ее государственного суверенитета.
Такая дилемма стоит перед всеми государствами мира, поскольку в стремительно глобализирующейся мировой экономике сейчас практически не осталось стран с закрытыми экономиками. Все это в полной
мере относится и к России. Именно поэтому при разработке приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности страны в современных мирохозяйственных условиях развития Россия должна опираться на практическое осознание своих перспектив устойчивого развития. Устойчивость развития страны в данном контексте при современных возможностях ассоциируется, в первую очередь, с точным и ясным видением будущего страны и своевременным приложением искусных экономических решений, направленных на прорывную модернизацию и использующих все интеллектуальные возможности общества и наличный научно-производственный потенциал государства.
Однако при этом нельзя забывать и о главных тормозящих и дестабилизирующих экономику России факторах. Необходимо не просто помнить об
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
этих факторах, а нивелировать их на всех стадиях и этапах социально-экономического развития, то есть и при разработке государственной политики обеспечения национальной экономической безопасности страны. Таким образом, учитывая необходимость восстановления национального воспроизводства и перехода России к инновационной экономике как векторному направлению развития, считаем необходимым указать следующие направления формирования государственной политики обеспечения национальной экономической безопасности [1].
Во-первых, сейчас как никогда ранее необходимо государственную политику обеспечения экономической национальной безопасности «развернуть» в сторону обеспечения согласования интересов различных слоев и групп населения, а также различных поколений в целях обеспечения гарантий суверенитета их гражданских прав [2].
Во-вторых, государственная политика обеспечения экономической национальной безопасности должна считаться с социально-культурными особенностями страны; избавиться от любых форм доктринерства и мифотворчества в целях идеологического и политического манипулирования поведением субъектов рыночной экономики [3].
В-третьих, государственная политика обеспечения экономической национальной безопасности должна реабилитировать и раскрыть ценности подлинного правового государства и полезность государственного регулирования для общественного блага с таких позиций, чтобы не возникало сомнений в достоверности, правильности и корректности осуществляемого государством курса.
И вот здесь мы подошли к главному - определяемые новые начала внешнеэкономической стратегии России, или как его еще называют геоэкономический подход, должны базироваться исключительно на принципе включения национальной экономики либо ее составной части в мирохозяйственную экономическую среду без предопределения каких-либо условий, но с учетом тенденций и особенностей современного этапа глобализации мировой экономики. Это задача для национальной экономики определяется нами как стратегическая, и решаться она должна активно и в кратчайшие сроки, а не выжидательно [4].
Но при этом не следует забывать о том, что обеспечение экономической безопасности - это задача и долговременная и стратегическая. Поэтому и ее решение на уровне страны предполагает разработку и утверждение государственной стратегии как доктрины экономической безопасности страны. Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным
интересам и имеющая определенный нормативный характер.
Однако для того, чтобы государственная стратегия в области обеспечения национальной экономической безопасности в своем понимании стала действительно таковой по сути, необходимо достижение в российском обществе определенного согласия по набору основных среднесрочных приоритетов соответствующей политики, в числе которых:
1) восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию национального развития;
2) восстановление и сохранение равновесия между приемлемой степенью открытости экономики и соблюдением интересов отечественных товаропроизводителей в условиях, с одной стороны, крайнего превышения пороговых норм национальной экономической безопасности, а с другой - формирования новой структуры мировой экономики [5];
3) осуществление должного учета, контроля и управления внутренними и внешними государственными долгами и активами;
4) повышение доходов и на этой основе платежеспособного спроса населения и отечественных товаропроизводителей;
5) усиление роли социального партнерства в обеспечении стабильной поддержки социальной и экономической политики;
6)) нормализация воспроизводственного процесса в основных производственных комплексах национальной экономики;
7) обеспечение и защита экономической инициативы и предпринимательской самодеятельности населения;
8) реструктуризация конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности с целью создания соответствующих конкурентоспособных структур [6].
Ключевым моментом представляемого в данной работе геоэкономического подхода формирования государственной политики обеспечения экономической безопасности страны в условиях интеграции России в мировое хозяйство является его привязка на уровень региона или ориентация на региональную безопасность как отдельную составляющую всеобщей национальной экономической безопасности. Такой подход вполне себя оправдывает, поскольку региональная экономическая безопасность имеет свою четко выраженную специфику, связанную с совокупностью различных уникальных условий, а именно географическим положением, климатом, степенью обеспеченности природными ресурсами, численностью населения, развитостью инфраструктуры и пр. [7].
Э. N. КЫМОУЛ
£
ю
к» о
I—'
сл
СЯ
О О
£ г
м
о §
о
0 тз
1
о
г >
^
о о м
сп сп
м
СЯ
Сфера Сфера
инвестиционной инновационная
безопасности безопасности
Сфера вне и) не- Сфера
экономической финансовой
безопасности безопасности
Угрозы экономической безопасности региональной экономики
Л
Сфера энергетической безопасности
Сфера безопасности рынка труда
Сфера уровня жизни населения
Сфера криминальной безопасности
Сфера продовол ьетвенной безопасности Сфера демографической безопасности
Сфера экологическая безопасности Сфера производственной безопасности
анализ и оценка эффективности принятых мер
Рис. 1. Алгоритм обеспечения экономической безопасности России
Угрозы экономической и национальной безопасности, связанные с диспропорциями в уровнях развития субъектов Российской Федерации, также классифицируются на внутренние и внешние угрозы. В качестве основных внутренних угроз развития региона нами выделяются: глубокое социальное расслоение населения; низкие темпы промышленного и сельскохозяйственного развития; нецелевое использование бюджетных средств; предельный уровень безработицы; сохраняющееся бюджетное иждивенчество ряда регионов; ошибки в формировании региональной экономической политики. А основными внешними угрозами региональной экономической безопасности являются: вызовы глобализации; международный терроризм; контрабандный ввоз и поставки продукции; незаконная миграция и другие [8].
Понятно и очевидно, что такие угрозы должны предотвращаться путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества. Грамотное устранение указанных угроз, таким образом, положительно будет сказываться на экономической безопасности отдельных комплексов региона, что в целом отразиться в тенденции обеспечения их развития и защищенности. Польза от такого своевременного выявления и нейтрализации угроз и кризисных ситуаций на уровне региона будет способствовать снижению степени риска возникновения глобальных угроз национальной безопасности [9].
Таким образом, использование геоэкономического подхода при формировании государственной политики обеспечения национальной безопасности государства позволяет нам саму эту систему обеспечения экономической безопасности России представить в виде особого алгоритма, позволяющего отслеживать все негативные процессы в экономике страны, а также своевременно предотвращать все критические угрозы национальной безопасности. Следование данному алгоритму предполагается осуществлять через последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и управления экономической безопасностью на региональном уровне (рис. 1) [10].
При грамотном применении данного алгоритма обеспечения экономической безопасности России, разработанного на базе геоэкономического подхода, появится реальная возможность создания единой информационной базы данных ин-
дикаторов, угроз, пороговых значений национальной безопасности страны; это, в свою очередь, позволит своевременно определять основные угрозы национальной экономической безопасности и разрабатывать соответствующие эффективные меры по их устранению. Таким образом, появится возможность координирования и методического руководства деятельности администраций городов и районов, госпредприятий и региональных учреждений, общественных организаций по вопросам антикризисного управления, и, соответственно, возможность разработки единых стандартов и методов антикризисного управления. Все это в совокупности позволит грамотно и своевременно и, что не менее важно - индивидуально, определять комплексные программ развития проблемных территорий региона [11].
Итак, использование предложенного алгоритма обеспечения экономической безопасности России, в основу которого положено взаимодействие органов власти и общества, распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе.
Литература
1. Кудров В. Место России в мировой экономике в XXI веке // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2015. № 1.
2. Радюкова Я. Ю., Якунина И. Н. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в контексте обеспечения реализации национально-государственных интересов России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. № 2 (82). С. 36-42.
3. Сапир Е. В. Геоэкономические аспекты формирования и развития локальных систем в мировой экономике: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2005
4. Карадже Т. В. Геоэкономический подход как методология анализа глобального мира // Вопросы политологии. 2013. № 4
5. Мухин И. В. Экономическая безопасность современной России: угрозы и перспективы обеспечения // Экономика и управление. 2012. № 1(86).
6. Глуховский И. Г. Приоритетные направления решения проблем национальной экономической безопасности России // Право и безопасность. 2013. № 2-3.
7. Листопад М. Е. Системный взгляд на ключевые факторы национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М., 2013. № 17 (110).
8. Мехед Н. Г., Алмаев Н. Х. Концептуальные подходы к проблеме экономической безопасности // Проблемы экономической безопасности России: Ана-
Э. N. КЫМОУЛ
72
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
литический вестник аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ. 2013. № 9.
9. Ларина О. Н. Экономическая безопасность и обеспечение национальных интересов. URL http:// www.enter.ru/economist
10. Косолапов Н. Национальная безопасность в меняющемся мире // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2014. № 10.
11. Феофилова Т. Ю. Экономическая безопасность в обеспечении развития социально-экономической системы региона: теория и методология: автореф. дис. ... канд. экон. наук, СПб, 2014.
References
1. Kudrov V. Mesto Rossii v mirovoj ekonomike v XXI veke [Place of Russia in world economy in the XXI century] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskiye otnosheniya. 2015. № 1.
2. Radyukova Ya. Yu., Yakunina I. N. Gosudar-stvennoye regulirovaniye deyatel'nosti estestvennykh mo-nopolij v kontekste obespecheniya realizatsii natsional'no-gosudarstvennykh interesov Rossii [State regulation of activity of natural monopolies in the context of ensuring realization of the national and state interests of Russia] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. № 2 (82). S. 36-42.
3. Sapir E. V. Geoekonomicheskiye aspekty formi-rovaniya i razvitiya lokal'nykh sistem v mirovoj ekonomike [Geoeconomic aspects of formation and development of local systems in world economy]: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. M., 2005
4. Karadzhe T. V. Geoekonomicheskij podkhod kak metodologiya analiza global'nogo mira [Geoeconomic approach as methodology of the analysis of the global world] // Voprosy politologii. 2013. № 4
5. Mukhin I. V. Ekonomicheskaya bezopasnost' sov-remennoj Rossii: ugrozy i perspektivy obespecheniya [Economic security of modern Russia: threats and prospects of providing] // Ekonomika i upravleniye. 2012. № 1(86).
6. Glukhovskij I. G. Prioritetnye napravleniya resh-eniya problem natsional'noj ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii [Priority directions of the solution of problems of national economic security of Russia] // Pravo i bezopasnost'. 2013. № 2-3.
7. Listopad M. E. Sistemnyj vzglyad na klyuchevye faktory natsional'noj ekonomicheskoj bezopasnosti [System view on key factors of national economic security] // Natsion-al'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. M., 2013. № 17 (110).
8. Mekhed N. G., Almaev N. Kh. Kontseptual'nye podkhody k probleme ekonomicheskoj bezopasnosti [Conceptual approaches to a problem of economic security] // Problemy ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii: Analitich-eskij vestnik apparata Soveta Federatsii Federal'nogo so-braniya RF. 2013. № 9.
9. Larina O. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' i obespecheniye natsional'nykh interesov [Economic security and ensuring national interests]. URL http:// www.enter.ru/economist
10. Kosolapov N. Natsional'naya bezopasnost' v menyayushchemsya mire [National security in the changing world] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskiye otnosheniya. 2014. № 10.
11. Feofilova T. Yu. Ekonomicheskaya bezopasnost' v obespechenii razvitiya sotsial'no-ekonomicheskoj siste-my regiona: teoriya i metodologiya [Economic security in ensuring development of social and economic system of the region: theory and methodology]: avtoref. dis. ... kand.
ekon. nauk, SPb, 2014.
* * *
GEOECONOMIC APPROACH OF FORMATION OF THE STATE POLICY OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF RUSSIA INTO THE WORLD ECONOMY
KLIMOVA DINA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Task - to define the maintenance of a modern state policy of economic safety of Russia in the form of the concrete directions of its formation taking into account the geoeconomic principle of inclusion of national economy or its component in the world economic environment without predetermination of any conditions, but taking into account tendencies and features of the present stage of globalization of world economy of transformation of world economic system in the conditions of global shifts. Conclusions: in work the modern system of providing economic security of Russia presents in the form of a certain algorithm of the providing economic security of Russia allowing to trace all negative processes in national economy and also in due time to prevent possible critical threats of national security of the country; application of this algorithm in practice will allow to carry out the rational state regional policy directed on improvement of coordination of activity of public authorities, local governments, enterprise community and institutes of civil society. Research framework: results of work can be useful for the further scientific researches directed on studying of institutional aspects of economic security of Russia and also when studying questions and tendencies of
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
fl. H. KHHMOBA
73
modern operating of national economy in geoeconomic coordinates of world development. Practical application: government bodies can apply results of this work when developing new approaches to definition and the content of the external economic strategy of Russia. Originality: results of research at introduction in practice of work of regional governing bodies will not only allow to exercise monitoring and control of economic security at the regional level, thus, preventing threats of economic security of the region, but also it is essential to improve a social and economic situation in it.
Key words: national economic security, external economic strategy, geoeconomic approach, threat to security, risk of emergence of threats
D. N. KLIMOVA