ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ
Р.Ф. Багаутдинов, курсант, Н.В. Бельских, доцент, к.х.н.
Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)
Обеспечение экологической безопасности при повседневной деятельности и боевой подготовке войск является одной из главных составляющих экологической безопасности деятельности ВС РФ.
В результате рассмотрения приказов и директив руководства Министерства Обороны РФ по природоохранной деятельности в ВС РФ и анализа существующей литературы по военной экологии можно определить перечень основных проблем экологического воздействия ВС на окружающую природную среду [1,2].
Большинство проблем касаются вопросов обеспечения эксплуатационной безопасности потенциально опасных видов вооружения и военной техники, в том числе:
1) прогнозирование масштабов возможных аварий и подготовка резервных сил и средств для их предупреждения, локализации и ликвидации последствий;
2) проведение экологического мониторинга;
3) демонтаж, ликвидация и утилизация выслуживших установленные сроки военных объектов, вооружения и военной техники;
4) рекультивация освобождающихся земель;
5) проведение экологической экспертизы и паспортизации;
6) снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
7) снижение уровня шума;
8) уменьшение мощности звукового удара авиации;
9) уменьшение воздействия высотных полетов на озоновый слой;
10) наиболее безопасное размещение военно-строительных комплексов;
11) обеспечение экологической безопасности, устойчивости и надежности инженерных систем в условиях чрезвычайных ситуаций;
12) обеспечение защиты от электромагнитного излучения и электромагнитных полей, образующихся при эксплуатации источников электроснабжения;
13) снижение техногенного воздействия на геологическую среду в период строительства и функционирования фортификационных комплексов;
14) предотвращение загрязнения моря с кораблей и судов ВМФ в ходе их эксплуатации и ремонта;
15) предотвращение загрязнения природной среды с береговых объектов;
16) очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от кораблей и военных объектов;
17) определение масштабов мероприятий по ликвидации разливов ГСМ на почве и водных поверхностях и их выполнение;
18) проведение специальных мероприятий по восстановлению почвенных и водных экосистем до экологически чистого состояния.
Среди основных причин загрязнения окружающей среды в воинских частях путем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов неочищенных вод, нарушения правил размещения и утилизации отходов можно выделить следующие:
1) физический износ оборудования котельных и комплексов очистных сооружений;
2) отсутствие газоочистных установок;
3) применение некондиционного топлива;
4) недостаточный контроль со стороны должностных лиц воинских частей, экологических служб за соблюдением технологии и правил эксплуатации оборудования, котельных, транспортных средств в ходе повседневной деятельности воинских частей и т.п.;
5) непривлечение к различным видам ответственности лиц, допустивших экологические правонарушения;
6) систематическое загрязнение окружающей среды нефтепродуктами вследствие недостаточного оборудования объектов воинских частей природоохранными сооружениями, технического износа резервуарного парка и коммуникаций (насосных станций, трубопроводов, запорной арматуры и др.), нарушения правил приема (передачи) топлива;
7) нарушение правил эксплуатации или отсутствие систем оборотного водоснабжения в автопарках, на пунктах мойки автотехники;
8) недостаточное финансирование и халатность на местах, приводящее к невозможности поддержания существующих очистных сооружений в исправном состоянии и обеспечения очистки ими сбрасываемых сточных вод до нормативного качества;
9) низкий уровень экологического образования личного состава и, соответственно, исполнения им требований природоохранительного законодательства, приказов и директив Министра Обороны РФ и его заместителей по вопросам обеспечения экологической безопасности.
В результате нарушений требований природоохранительного законодательства (в частности, задолженности за пользование водными объектами; отсутствие лицензии на водопользование; отсутствие нормативов допустимых воздействий на окружающую среду; отсутствие государственных актов на пользование землей; скопление опасных отходов) систематически накладываются штрафные санкции, увеличиваются до 25 раз платежи за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ и за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, требуются затраты на строительство и содержание специальных зданий и сооружений, проведение регламентных работ.
При планировании работ по разработке нормативов допустимого воздействия загрязнений в воздухе, воде или почве не учитываются приоритеты по отношению к химическим веществам, обладающим повышенной токсичностью (в частности, канцерогенным химическим веществам).
Достижение экологической безопасности ВС РФ должно осуществляется по следующим направлениям [1]:
1) обеспечение выполнения в ВС РФ законодательных и нормативных актов государства в области охраны окружающей природной среды;
2) организация подготовки кадров военных экологов, экологическая подготовка, воспитание и экологическая пропаганда в ВС РФ;
3) создание новых образцов вооружения и военной техники, строительство военных объектов, отвечающих требованиям экологической безопасности;
4) проведение экологической экспертизы и паспортизации военных объектов;
5) экологическое обеспечение деятельности ВС РФ в повседневных и чрезвычайных ситуациях;
6) строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация природоохранных сооружений и установок на военных объектах;
7) оценка экологической опасности объектов ВС РФ и экологического ущерба от их деятельности;
8) разработка и осуществление комплекса первоочередных мер по обеспечению экологической безопасности армии и флота;
9) мониторинг здоровья военнослужащих, гражданского персонала ВС РФ и оценка влияния военных объектов на здоровье населения, находящегося вблизи военных объектов;
10) разработка и реализация перспективной программы очистки и восстановления окружающей природной среды в зонах деятельности ВС РФ;
11) взаимодействие с государственными и ведомственными экологическими органами и международное сотрудничество по обеспечению экологической безопасности ВС.
Управление обеспечением экологической безопасности ВС РФ должно осуществляться по следующим направлениям:
1) разработка концепций и формирование научно-технической политики в области обеспечения экологической безопасности при осуществлении деятельности ВС РФ;
2)организация экологических служб ВС РФ, руководство и контроль за их деятельностью;
3) организация проведения экологических инспекций и экспертиз;
4) участие в разработке проектов законодательных актов по вопросам экологической безопасности государства и ВС РФ;
5) организация разработки экологических нормативов, наставлений, инструкций по вопросам обеспечения экологической безопасности при осуществлении деятельности ВС РФ, экологизации хозяйственных и иных распорядительных документов ВС РФ и др.
Сведения о составе, целях, задачах и содержании комплекса основных мероприятий по обеспечению экологической безопасности деятельности воинских частей в настоящее время рассредоточены по различным нормативно -правовым, нормативно-техническим и методическим документам, научным трудам и не полностью отражены в рекомендуемых для подготовки к занятиям курсантов учебных пособиях [2]. Необходим сбор, систематизация и отработка
этих данных; однозначное установление комплекса мероприятий по обеспечению экологической безопасности деятельности воинских частей, их содержания и разработка учебно-методических документов для реализации в воинских частях и подготовки в ходе учебно-воспитательного процесса.
Список использованной литературы:
1. О мерах по повышению эффективности обеспечения экологической безопасности в ВС РФ 2004 г.: директива начальника Тыла ВС РФ - заместителя Министра обороны Российской Федерации 2004 года № ДТ-4.
2. Военная экология: учебник для вузов / под ред. Н.В. Михайлова. М.: Русь-СВ, 2000. 360 с.