Общетехнические и социальные проблемы
59
УДК 628:656.2
О. М. Сопина
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Рассмотрено становление на железнодорожном транспорте социальноэкономических программ по разделу «Экология и охрана окружающей среды», действующих с 1991 года по настоящее время. Показано состояние выполнения экологических мероприятий, а также значение развития экологических программ для железнодорожного транспорта.
экологическая программа, экологические фонды, экологические платежи, сектор охраны природы.
Введение
Сохранение железнодорожным транспортом лидирующего положения на рынке транспортных услуг и его устойчивое развитие в определенной мере зависят от решения вопросов экологической безопасности. Основой природоохранной деятельности на железнодорожном транспорте являются отраслевые экологические программы, выполнение мероприятий которых обеспечивает повышение качества окружающей природной среды.
1 Экологическая программа 1991-1995 гг.
1.1 Реализация отраслевой экологической программы
В 1990 году была составлена комплексная социально-экологическая программа железнодорожного транспорта на 1991-1995 гг. по разделу «Экология и охрана окружающей среды» с целью решения в этом направлении неотложных проблем в регионах, снижения негативного воздействия предприятий на окружающую среду, улучшения использования природных ресурсов. В основу Программы были положены мероприятия, согласованные с местными органами Госкомприроды СССР и территориального управления, где по каждому предприятию определялись состав работ, сроки их выполнения, объемы затрат по источникам финансирования, ответственные исполнители.
Несмотря на трудности, за эти годы только за счет капитального строительства на сети железных дорог было построено и введено в эксплуатацию 68 технически сложных объектов природоохранного назначения. На эти цели было направлено более 140 млрд. рублей капитальных вложений в действующих на тот период ценах. Внедрение природоохранных мероприятий позволило на 65,4 тыс. тонн сократить выбросы загряз-
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/1
60
Общетехнические и социальные проблемы
няющих веществ в атмосферный воздух, на 2,2 млн. м3 в год уменьшить объем сбрасываемых в водные объекты загрязненных сточных вод, с 44,1 до 47% увеличить долю оборотной и последовательно используемой воды. В рамках программы выполнен значительный объем научноисследовательских и опытно-конструкторских работ по природоохранной тематике [1].
1.2 Итоги природоохранных мероприятий
При завершении первой экологической программы, которая действовала в 1991-1995 гг., на производственные нужды предприятий железнодорожного транспорта использовалось около 75 % воды питьевого качества, а до установленных нормативов очищалось лишь 16,6 % общего объема требующих очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Около 300 тыс. тонн загрязняющих веществ в год выбрасывалось в атмосферу от стационарных источников предприятий, и более чем в три раза эту цифру превышали выбросы от передвижных источников, главным образом тепловозов. Только в 1995 году платежи за загрязнение окружающей природной среды составили более 33 млрд. рублей, треть этой суммы выплачена из прибыли предприятий за превышение фактических выбросов над установленными предельными нормативами и в виде штрафов за нарушение природоохранного законодательства [2].
2 Экологическая программа 1996-2000 гг.
2.1 Выполнение экологической программы
Выполнение экологической программы железнодорожного транспорта на 1996-2000 годы в целях дальнейшего снижения вредного воздействия предприятий железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава на окружающую природную среду осуществлялось в условиях продолжающей оставаться сложной экологической обстановки в регионах, повышения требований территориальных органов Министерства природных ресурсов (МПР) Российской Федерации к природоохранной деятельности предприятий.
В области охраны атмосферного воздуха были введены новые методики проведения инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ, принятие которых привело к увеличению общего количества источников выброса на ряде железных дорог.
В период выполнения Экологической программы размеры ежегодных платежей в экологические фонды за загрязнение окружающей природной среды росли более медленными темпами, чем коэффициенты индексации платы. В 2000 году по сравнению с 1995 годом экологические платежи выросли в 2,3 раза, а коэффициенты индексации - в 4,7 раза. Наметилась устойчивая тенденция к сокращению штрафных санкций за нарушение природоохранного законодательства. В 5 раз увеличились суммы средств, за-
2006/1
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические и социальные проблемы
61
численные экологическими фондами в счет погашения платежей за загрязнение природной среды. Это было достигнуто благодаря выполнению большого объема природоохранных мероприятий и снижению негативного воздействия предприятий отрасли на все сферы природной среды: воздух, воду, почву.
Из 618 мероприятий, предусмотренных Экологической программой, за 5 лет выполнено 469, или 75,9%, в том числе по охране атмосферного воздуха из 444 мероприятий выполнено 348, или 78,4%, в области охраны и рационального использования водных ресурсов из 135 мероприятий выполнено 91, или 67,4%, а из 39 мероприятий по использованию и обезвреживанию отходов производства - 30, или 76,9%. По ряду таких причин, как закрытие или перепрофилирование цехов, производств, ликвидация источников загрязнения, отпала необходимость в реализации двадцати пяти заданий Программы; 124 мероприятия не были осуществлены как в связи с недостатком финансовых средств, так и с изменившимися приоритетами в выполнении природоохранных мероприятий. Например, по настоянию территориальных органов МПР России выполнялись мероприятия, не предусмотренные Программой [3].
2.2 Анализ выполнения Экологической программы
Анализ выполнения Экологической программы и природоохранной работы отрасли в 1996-2000 гг. показывает, что наибольший объем природоохранных мероприятий был выполнен в 2000 году - завершающем году выполнения Программы. В результате проведенной природоохранной работы негативное воздействие предприятий железнодорожного транспорта на окружающую среду уменьшилось, соответственно снизились платежи за сверхнормативное загрязнение природной среды с 16,1 млн. рублей в 1999 году до 11,6 млн. рублей в 2000 году, или на 28,0%.
В 1996-2000 гг. была проделана значительная работа по совершенствованию структуры управления природоохранной деятельностью и развитию производственного экологического контроля. В целях повышения эффективности работы по охране окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности на предприятиях железнодорожного транспорта основными управленческими природоохранными структурны -ми подразделениями в отрасли стали:
в центральном аппарате Министерства - Управление по безопасности движения и экологии;
в управлениях железных дорог - самостоятельный отдел (сектор) охраны природы;
в отделениях железных дорог - сектор охраны природы и производственная лаборатория по контролю за выбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/1
62
Общетехнические и социальные проблемы
на линейных предприятиях железнодорожного транспорта - должность инженера-эколога или другого работника, выполняющего эти функции; на заводах по ремонту подвижного состава, шпалопропиточных и других промышленных предприятиях - группы (инженер) по охране природы, заводские химические лаборатории [3].
3 Экологическая программа 2001-2005 гг.
3.1 Природоохранная деятельность железнодорожного транспорта
В настоящее время в отрасли реализуется третья «Экологическая программа железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы». Ее главной целью является повышение экологической безопасности отрасли, дальнейшее снижение негативного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую природную среду. Планируется за 2001-2005 гг.:
снизить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 15,8 тыс. т, или 7 %;
сократить сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на 13 млн. м , или на 30 %;
в технологических процессах уменьшить образование отходов на 7,7 тыс. т;
использовать на предприятиях 19,7 тыс. т отходов для производства продукции [4].
Так, например, в 2003 году, несмотря на то, что вследствие недостаточного финансирования было реализовано лишь 123 природоохранных мероприятия из 165 (74,5 %), выполнение заданий программы и дополнительных природоохранных мероприятий на железных дорогах, заводах и в строительно-монтажных трестах позволило в целом по отрасли уменьшить техногенное воздействие ОАО РЖД на все сферы окружающей среды.
Показатели выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, общего потребления воды, использования воды на производственные нужды на единицу перевозочной работы сократились при этом соответственно на 17,3%, 25,0%, 21,9%, 15,7%. Использование и обезвреживание отходов производства и потребления возросло на 38,9%.
3.2 Анализ природоохранной деятельности в ОАО РЖД
Анализ природоохранной деятельности в ОАО РЖД показал, что наряду со снижением воздействия на окружающую среду продолжается поступление загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, в том числе без очистки; очищается до требуемых нормативов на очистных сооружениях только 22,4% стоков, требующих очистки. Улавливается и обезвреживается всего 35,5% загрязняющих веществ, отходящих от всех источников выбросов в атмосферу. Обезвреживается и используется в тех-
2006/1
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические и социальные проблемы
63
нологических процессах 20,6% отходов от общего объема их образования
[5].
Заключение
Целью экологической политики должно являться формирование общей стратегии экологической безопасности деятельности, а также дальнейшее снижение техногенного воздействия на окружающую природную среду путем сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду и объемов образования отходов производства и потребления. Действие экологических программ является важным шагом для реализации основных направлений природоохранной деятельности на желез -нодорожном транспорте, так как в условиях все возрастающих требований к экологической безопасности железнодорожного транспорта от своевременного решения проблем охраны природы в значительной степени зависит устойчивая производственно-финансовая деятельность предприятий и дороги в целом, а главное - жизнь и здоровье людей.
Библиографический список
1. Чичин А.В. Экологический контроль на федеральном железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. - 1999. - № 6.
2. Об управлении природоохранительной деятельностью на железнодорожном транспорте. Указание МПС РФ № 113у от 14.08.96.
3. О выполнении экологической программы железнодорожного транспорта на 1996-2000 гг. и природоохранной деятельности железнодорожных предприятий в 2000 году. Указание МПС РФ № Г-3990 от 13.04.01.
4. Шанайца П.С., Москалев Н.В. Природоохранная деятельность на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт. Сер. Экология и железнодорожный транспорт: ЭИ / ЦНИИТЭИ МПС. - 2003. - Вып. 1.
5. Шанайца П.С., Москалев Н.В. Экологический рейтинг // Железнодорожный транспорт. Сер. Экология и железнодорожный транспорт: ЭИ / ЦНИИТЭИ МПС. -2004. - Вып. 2.
Современные технологии - транспорту
УДК 624.04 А. В. Бенин
ПРИЛОЖЕНИЕ МЕТОДА КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ О ПЛОСКОМ НАПРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛАСТИН
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/1