Научная статья на тему 'Атмосфероохранные мероприятия на железнодорожном транспорте'

Атмосфероохранные мероприятия на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
1109
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пункт экологического контроля (ПЭК) / компьютерные газоанализаторы / экологические измерительные системы

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Сопина Ольга Михайловна

Рассмотрено становление на железнодорожном транспорте природоохранных мероприятий, в частности, охрана атмосферы. Показано состояние сервисного обслуживания и ремонта экологических измерительных систем, а также значение платного природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Атмосфероохранные мероприятия на железнодорожном транспорте»

УДК 628:656.2

АТМОСФЕРООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

О.М. Сопина

Аннотация

Рассмотрено становление на железнодорожном транспорте природоохранных мероприятий, в частности, охрана атмосферы. Показано состояние сервисного обслуживания и ремонта экологических измерительных систем, а также значение платного природопользования.

Ключевые слова: пункт экологического контроля (ПЭК), компьютерные газоанализаторы, экологические измерительные системы.

Введение

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социально значимых услуг по перевозке пассажиров, поэтому устойчивость его работы зависит от своевременного решения проблем охраны природы, соответствия производственной деятельности экологическим нормам и требованиям.

В нашей стране вопросам экологии уделяется недостаточное внимание, а мероприятия по снижению выбросов финансируются по остаточному принципу. В общей сумме эксплутационных расходов железных дорог России затраты на охрану окружающей среды не превышают 1 %, хотя от решения проблемы охраны окружающей среды может зависеть дальнейшая привлекательность железнодорожного транспорта, а следовательно и развитие перевозок [1].

1. Атмосфероохранная деятельность в отрасли

1.1. Значение капитальных вложений

Деятельность железнодорожного транспорта в наибольшей степени отражается на атмосфере. Значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна вносят стационарные источники загрязнения: котельные,

шпалопропиточные и щебеночные заводы, промывочно-пропарочные станции, локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава и путевой техники, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, дезинфекционно-промывочные станции.

Анализ классификации источников вредных выбросов показывает, что при строительстве железных дорог и объектов отрасли загрязнение атмосферы происходит, в основном, неорганической пылью песка и щебня

при добыче, транспортировке и укладке балласта. Другим источником загрязнения воздушного бассейна является сжигание топлива различными видами строительных машин и механизмов, используемых на строительных работах, а также тепловозами на отделениях временной эксплуатации. В этих случаях в атмосферу выбрасываются продукты неполного сгорания топлива - окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид и сажа [2].

Важным действенным шагом в области охраны атмосферного воздуха стало Постановление Совета Министров СССР № 746 от 12.08.82 г. «Об утверждении положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух», которое предусматривало на дорогах и заводах создать природоохранные лаборатории по контролю за вредным воздействием на атмосферу.

Во многих городах и регионах страны лишь к середине 80-х годов в связи с резким ухудшением состояния атмосферного воздуха наметился рост капиталовложений в охрану атмосферного воздуха. Он достиг своего максимального значения в 1988 году. Однако затем проявилась отчетливая тенденция к снижению объемов централизованных капитальных вложений и собственных средств, направляемых на охрану атмосферы. Так, если в 1988 году запланированные МПС капитальные вложения в атмосфероохранную деятельность составляли 42,45 млн. рублей, то в 1990 году составил всего 29,61 млн. рублей, или 70% уровня 1988 года. Соответственно сократился ввод в действие мощностей для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов [3].

1.2. Пункт экологического контроля

В результате исследований удалось установить для всех серий поездных и маневровых тепловозов возможные по их техническим характеристикам предельно допустимые нормы выбросов. Затем были проведены испытания сотен тепловозов, что позволило создать прочный базис для организации пунктов экологического контроля и регулировки дизелей по технико-экологическим параметрам (ПЭК). Первый такой пункт был спроектирован и построен в 1993 году в локомотивном депо Батайск. Вскоре он превратился в хорошую лабораторную базу, где отрабатывались технологические процессы экологических испытаний, проходили апробацию и модернизацию измерительные приборы и комплексы, в том числе и зарубежные газоанализаторы, дымомеры и другие. В результате удалось отобрать и адаптировать для условий Российских железных дорог наиболее совершенные компьютерные газоанализаторы последнего поколения, которые автоматически фиксируют в отработанных газах дизеля содержание окислов азота, окиси углерода, диоксидов углерода, углеводородов, сернистого ангидрида и т.д.

Они же позволяют определять коэффициент избытка воздуха, объем отработанных газов, температуру и давление в различных точках дизеля.

На ряде дорог сети проводятся крупномасштабные работы, направленные на снижение загрязнения окружающей среды за счет повышения эффективности сооружений и устройств для очистки выбросов и сбросов вредных веществ с осуществлением контроля за их количеством и химическим составом. Для этого в депо и на локомотиворемонтных заводах с 1994 года начали создавать пункты экологического контроля (ПЭК) и внедрять контроль за выбросом вредных веществ в атмосферный воздух тепловозами (при реостатных испытаниях) и дизелями (при испытаниях на стендах). Для организации таких пунктов Министерством экологии РФ рекомендовано использовать разработки НИИ механики и прикладной математики Ростовского государственного университета (НИИ РГУ). К 2005 году на железных дорогах создано более 100 ПЭК, многие из них оснащены компьютерными газоанализаторами и специальными системами пробоотбора и пробоподготовки в соответствии с ГОСТ Р 50953-96 [4].

2. Экологические измерительные системы

2.1. Сервисное обслуживание и ремонт экологических измерительных систем

Экологические измерительные системы для определения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух обеспечивают производственный экологический контроль на железнодорожном транспорте. В настоящее время они эксплуатируются в локомотивных депо и на локомотиворемонтных заводах железнодорожного транспорта для проведения регулярных проверок тепловозов в условии эксплуатации, при текущих и капитальных ремонтах, находятся в составе производственных экологических лабораторий дорог, обеспечивающих экологические измерения котельных и других производств, имеющих технологические печи.

Такие системы получили широкое распространение при контроле путевой техники (Постановление Правительства РФ № 83 от 06.02.2002 года). Кроме того, экологические измерительные системы данного класса рекомендуется использовать для определения вредных выбросов дизель-поездов, вагонов-рефрижераторов и других видов дизельного подвижного состава.

На основании измерений, полученных с помощью вышеописанных систем, территориальные органы МПР России выдают разрешения на выбросы и начисляют плату за загрязнение окружающей среды линейным подразделениям железных дорог и ремонтным предприятиям железнодорожного транспорта. Таким образом, функционирование

измерительных систем, связано с производственными процессами и эксплутационными расходами.

В настоящее время, сервисное обслуживание и ремонт экологических измерительных систем данного класса осуществляется на сервисном центре НПП «Экология транспорта» НИИ МиПМ РГУ, созданного в 1995 году при участии Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог. На этом сервисном центре обслуживаются и ремонтируются приборы как отечественных производителей, так и ведущих зарубежных фирм. Однако, в связи с развитием экологического приборостроения, нуждаются в совершенствовании и сами ремонтные технологии.

В России имеется очень ограниченное количество сервисных центров для приборов данного класса, в основном по причинам наукоемкости ремонтных технологий и специфичности ремонтируемой техники. Так, например, имеется один аналогичный ремонтный центр в РАО «ЕЭС» и один в РАО «Газпром». Однако, особенности экологических измерительных систем железнодорожного транспорта делают проблематичным их ремонт на этих центрах.

Состояние парка эксплуатируемых экологических систем и другого оборудования ПЭК, которое зависит от качества ремонта и проверки приборов, влияют на экологические параметры. При возможности качественного ремонта измерительных экологических систем и выполнении оборудованием ПЭК своих функциональных возможностей, будет обеспечено снижение вредных выбросов в атмосферу дизельного подвижного состава, а также снижение платежей за загрязнение окружающей среды на 20-40%. Поэтому совершенствование ремонтнопроизводственной базы и технологий является на данный момент актуальной задачей.

Так как наибольшее количество вредных веществ в атмосферу поступает от стационарных источников - котельных, то для снижения выбросов котельных выполнены работы по уменьшению расхода потребляемого топлива и вследствие этого выбросов загрязняющих веществ. В частности, разработана конструкторская документация и начато внедрение мазутных и газомазутных устройств котлов малой мощности, позволяющих экономить за год до 30т условного топлива на одну котельную и снизить выбросы не менее чем на 2%.

Для снижения выбросов загрязняющих веществ, снижения потребления топлива создан маневровый газотепловоз, работающий на природном газе (85%) с запальной порцией дизельного топлива (15%). При эксплуатации практически отсутствует дымность выхлопных газов, а их токсичность в 2-2,5раза ниже, чем на серийных тепловозах. Строительство опытных тепловозов производится на Брянском машиностроительном заводе, а также проводятся работы по созданию магистральных газотепловозов [1].

2.2. Платное природопользование

Большое значение для железнодорожного транспорта имеет проблема платного природопользования, то есть установление порядка начисления платы за загрязнение окружающей среды. Для тепловозов величина экологических платежей составляет десятки миллионов рублей. В период с 1992 по 2002 годы на железнодорожном транспорте для расчета платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух использовали несколько методик. Расчеты НПП «Экология транспорта» НИИ механики и прикладной математики Ростовского государственного университета (НИИМ и ПМ РГУ) показали, что экономические затраты при применении разных методик на федеральном железнодорожном транспорте далеко не однозначны. Так, выплаты экологическим территориальным органам за выбросы вредных веществ маневровыми тепловозами составляют от 24,38 до 874,26 рублей (на один тепловоз), а магистральными - от 246,52 до 7134,29 рублей (на одну секцию). Поэтому необходимо откорректировать систему выплат штрафов за загрязнение атмосферного воздуха дизельным подвижным составом и согласовать ее с Министерством природных ресурсов России. (Предложения НПП « Экология транспорта» НИИ МиПМ Ростовского государственного университета (РГУ) в план НИОКР МПС России на 2003г. от 19.03.2002г., с. 1-2.)

3. Заключение

Руководствуясь законом РФ «Об охране окружающей среды», следует определить первоочередные задачи и соответствующие мероприятия, направленные на снижение уровня загрязнения. К таким мерам относятся: создание нормативной базы и технических средств экологического контроля и совершенствование механизма платного природопользования. Ведущую роль в рассмотрении данных вопросов играют капитальные вложения природоохранного назначения, которые можно считать высокоэффективным направлением инвестиционной политики отрасли, позволяющих достичь значительного народнохозяйственного и социального эффектов и характеризовать природоохранную деятельность как одно из приоритетных направлений развития общества.

4. Литература

1. А.П. Лавров, Н.П. Зубрева. Экология и охрана окружающей среды. Бюллетень

ОСЖД, 42 год издания (244). - Варшава: ОСЖД.- 1999. №2, - С. 1-6.

2. Цховребов Э.С. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. - М.:

Транспорт. - 1994.- 354 с.

3. М.С. Соловьева. Экономическая эффективность атмосфероохранных мероприятий./

Железнодорожный транспорт. - М.: ЦНТБ МПС.- 1992. №10, С.47-49.

4. Чичин В.А., Чичин А.В. Повышать экологическую безопасность./Локомотив. - М.:

Железнодорожное дело. - 2002г. № 7, С. 31-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.