Научная статья на тему 'Эколого-экономические проблемы железнодорожного транспорта'

Эколого-экономические проблемы железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1261
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кравченко Е. В.

Розглянуто теоретичні питання проблеми охорони довкілля в промисловому регіоні. Виконано аналіз основних джерел забруднення атмосфери, водних об’єктів та ґрунту залізничним транспортом. Розроблено рекомендації щодо поліпшення екологічної обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Еколого-економічні проблеми залізничного транспорту

Рассмотрены теоретические вопросы проблемы охраны окружающей природной среды в промышленной регионе. Выполнен анализ основных источников загрязнения атмосферы, водных объектов и земли железнодорожным транспортом. Разработаны рекомендации по улучшению экологической обстановки.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономические проблемы железнодорожного транспорта»

УДК 504.03:656.2

Кравченко Е. В., к.э. н.

Назаров В.Г., начальник сектора экологии (Дон. ж.д.)

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Охрана окружающей природной среды является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед человечеством, в связи с возрастающей интенсивностью промышленного и сельскохозяйственного производств, что приводит к глобальным изменениям с трудно прогнозируемыми последствиями.

В любой социально-экономической формации экономика не может считаться эффективной, если разрушается трудовой потенциал, нерационально используются ресурсы, функционируют устаревшие технологии,. загрязняются воздух, водоемы и почва. Это приводит к эколого-экономическим противоречиям между ростом производства материальных благ, антропогенным воздействием на окружающую природную среду и величиной природоохранных затрат, внедрением безотходных технологий и т.п.

На данном этапе развития производительных сил экономические интересы доминируют над экологическим, что приводит к негативным последствиям во взаимоотношениях общества и природы. Необходим системный подход, при котором в неразрывной связи будут находиться взаимодействие трех групп факторов - природных, производственных и социальных, обеспечивающих допустимые антропогенные нагрузки на биосферу.

Окружающая природная среда представляет собой совокупность экологических систем - чрезвычайно сложных динамических образований, находящихся в течение длительного времени в состоянии внутреннего равновесия. Однако развитие промышленного производства и транспорта оказывают столь значительное влияние человека на экологические системы, при котором последние все чаще становится неспособными нейтрализовать это воздействие, что приводит к зарождению глобального экологического кризиса.

К основным показателям, характеризующим воздействие хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и использование природных ресурсов, относятся:

- выброс вредных веществ в атмосферный воздух как от стационарных, так и передвижных источников;

- чрезмерный забор воды из поверхностных и подземных источников;

- сброс загрязненных сточных вод не только в очистительные сооружения, но и непосредственно в водоемы и на рельеф местности;

- загрязнение земель в связи с их несельскохозяйственным использованием, образованием отходов при добыче, обогащении полезных ископаемых, промышленным производством [1].

Дополнительные затраты общества на охрану окружающей природной среды от его производственной деятельностью связаны с:

- прямыми затратами на охрану природы, очистку воздушного и водного бассейнов, утилизацию и размещение твердых отходов;

- потери, связанные с необходимостью резервирования в целях охраны природы тех объектов, которые могли бы эксплуатироваться и приносить реальный экономический результат;

- дополнительные затраты в связи с освоением природных ресурсов в худших горно-геологических условиях и более отдаленных местах;

- повышенные затраты на переработку вторичных и низко качественных сырьевых ресурсов ( отходов );

- затраты на фундаментальные и прикладные научные исследования и опытно-конструкторские работа, связанные с охраной, рациональным использованием и восстановлением возобновляемых природных ресурсов, освоением новых технологических процессов.

Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды обусловлен дополнительными затратами на:

- здравоохранение - медицинские услуги, оплата больничных листов, потери продукции (услуг) из-за увеличения заболеваемости в

зонах повышенной экологической опасности;

- сельское хозяйство - потери в отраслях растениеводства, животноводства, лесном хозяйстве из-за изъятия из сельскохозяйственного оборота земель под промышленное и транспортное строительство;

- промышленность - из-за текучести кадров, затрат на ремонт и восстановление основных производственных фондов;

- отвлечение финансовых ресурсов на охрану окружающей природной среды из других сфер экономической и социальной деятельности [2].

Все это обостряет экологическую обстановку в Украине, особенно Донецком регионе, который испытывает избыточное техногенное воздействие, обусловленное характером действующих промышленных предприятий и предает проблеме исследований возможности управления оздоровлением окружающей природной среды особую актуальность

Возрастающие объемы перевозки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции требуют дополнительного развития транспортных средств, из которых ведущее место занимает и еще долго будет занимать железнодорожный (магистральный и промышленный) транспорт.

Эксплуатационная длина магистральных железных дорог Украины составляет 23,1 тыс. км при средней густоте 38,2 км/тыс. км .

Донецкая железная дорога - одна из крупнейших в Украине, обслуживает территорию Донецкой и Луганской областей площадью 53,2 тыс. км и имеет протяженность главных путей 2900 км (густота 53,2 км/тыс. км ), станционных - более 3000 км, подъездных - более 800 км. Развернутая длина дороги превышает 8700 км, где расположено более 200 станций. Она обеспечивает 44% общего объема грузоперевозок железнодорожным транспортом.

На этом полигоне сети осуществляется транспортное обслуживание 8300 различных предприятий, из которых 1200 крупных. К последним относятся угольные и соляные шахты, обогатительные фабрики, металлургические, коксохимические, машиностроительные заводы ,цементные комбинаты, заводы металлоконструкций и железобетонных изделий, химических реактивов ,которые существенно загрязняют окружающую природную среду. Неблагоприятная экологическая обстановка усугубляется работой предприятий железнодорожного транспорта - локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, подразделений водоснабжения и водоотведения, фронтов производства погрузочно-разгрузочных работ.

В связи с более точным учетом количество источников выбросов вредных веществ в атмосферу на железной дороге увеличилось с 2876 в 2000 г до 4525 в 2006 г, или на 57,3%. Объем самих выбросов уменьшился с 8960 т/год в 2000 г. до 7524 т/год в 2006 г - на 16,1%. Аналогичное положение имеет место со сбросами стоков в водные объекты и образованием отходов.

Наиболее опасными с экологической точки зрения объектами железнодорожного транспорта являются промывочно-пропарочные пункты для наливного подвижного состава, пункты дезинфекции вагонов для перевозки животных и биологически опасных веществ, шпалопропиточные и щебеночные заводы, подвижной состав, перевозящий нефтепродукты, и др.

Экологическую безопасность нарушают и физические факторы от функционирования объектов железнодорожного транспорта: шум, вибрация, электрические и электромагнитные поля, взрывы, пожары, недостаточная прочность балласта железнодорожного полотна и др.

Все это определило цель исследования - анализ фактической экологической опасности объектов железнодорожного транспорта и разработка рекомендаций по её снижению

Под экологической безопасностью понимаются условия, при которых отсутствуют факторы, приводящие к нарушению экологического равновесия в окружающей природной среде, вызывающие напряженное состояние во взаимоотношениях между обществом и природой, влияющие на среду обитания живых организмов.

Достигнуть этого при современном уровне технологии и техники практически невозможно. Для сочетание экономических и экологических интересов предприятия и общества используют экологические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и выбросов (ПДВ), нормы зеленых зон, которые определяют границы допустимых антропогенных нагрузок на окружающую природную среду.

Из факторов деятельности железной дороги, оказывающих негативное влияние на экологию, следует особо выделить следующие:

- выбросы и сбросы вредных веществ как стационарными источниками, так и движущимися транспортными средствами;

- непрерывность и массовость перевозок грузов и пассажиров;

- перевозка значительного количества токсичных грузов;

- отведение под железнодорожное полотно, зону отчуждения значительных земельных участков;

- необходимость противошумовой защиты от движущегося подвижного состава в пределах населенных пунктов, особенно при скоростном движении.

Система экологического менеджмента на Донецкой железной дороге обеспечивается сектором экологии управления, региональными экологическими лабораториями, ответственными должностными работниками линейных предприятий как освобожденных, так и

совмещающих обязанности экологического мониторинга с прямыми должностными обязанностями

Земельные и лесные ресурсов занимают в полосе отвода железной дороги. более 40 тыс.га, ежегодные затраты на их охрану составляют около 12 млн.грн. Защитные лесонасаждения предохраняют железнодорожные пути от снежных заносов и пыльных бурь, очищают воздушное пространство от пыли и вредных веществ, противостоят эрозии грунтов, поглощают в значительной степени шумы, создаваемые подвижным составом

Предприятия железной дороги в 2006 году произвели выбросы в окружающую природную среду твердых, газообразных и жидких вредных веществ более 40 наименований, в т. ч. в атмосферу - 7505 тонн, в водную среду после очистки сброшено 1100 тыс. м оборотных вод.

Основная доля выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников железнодорожного транспорта приходится на котельные, работающие на твердом топливе и предприятия службы гражданских сооружений - 37,9%, локомотивные - 27,3% и вагонные -10,8%. депо.

Объемы выбросов вредных веществ в различные среды, стоимость основных производственных фондов природоохранного назначения, затраты на их эксплуатацию, плата за выбросы, сбросы и размещение твердых отходов приведены в таблице 1. Они показывают, что с 2003 г. на Донецкой железной дороге стали обращать больше внимания на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды. Это нашло свое отражение прежд в уменьшении выбросов в атмосферу в 2006 г. по сравнению с 2002 г. на 18,6%, в т.ч. газообразных и жидких вредных веществ на 44,3%. Значительное сокращение твердых отходов обусловлено изменением методики их учета.

Стоимость основных фондов природоохранного назначения увеличилась на 14,8%, а затраты на капитальный ремонт и текущее содержание возросли в 4, 1 раза в связаны с медленными темпами их обновлением.

Резко возросли экологические сборы как в пределах лимита, так и сверх его, что привело к увеличению затрат по этой статье в 2006 г. в 5,65 раза по сравнению с 2000 г. и в 3,2 раза по отношению к 2003 г. Из общих экологических сборов 48,4% приходится на передвижные источники (тепловозы, автомобили) и 44,2% - на стационарные и это соотношение остается стабильным в течение всего рассматриваемого периода.

Таблица 1 - Основные показатели ¡>лооты по о^>зне пр^оды на Донецкой железной дороге

НЯНМ^НОВЯНЗЕЯ ППК»ЯТеЛЯ& 2000 г 2001 г 2002 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г

Выбросы в атмосферу, т 6675 3961 9240 3523 3014 7316 7525

из них твердых веществ 2233 2471 2703 2579 3093 3464 3395

газообразных и жидких ¿1337 6490 6537 5944 4906 4349 3630

Сбросы стоков, тыс. и 5226 3430 3201 3054 4235 3692 34 79

в т ч в канализацию 2515 1666 1629 1465 2254 2111 1973

в водные объекты 2711 1314 1572 1549 1931 1531 1501

Образование твердых отходов, т 50400 41400 32000 35500 22100 5994* 6909*

Среднегодовая стоимость основных фондов природоохранного назначения, тыс. грн 5310 13693 14433 15742 16433 17236 17937

Затраты на капитальный ремонт;тыс грн 407 391 1213 315 236 - 97

Текущие затраты на природоохранные мероприятия, тыс. грн 2427 6739 3619 1544 0 20915 21143 7513

Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов, тыс гр 472 593 641 764 1040" 1157™ 2476"

втч в атмосферу от стационарных источников 236 242 232 315 431 509 1094

в атмосферу от передвижных источников ИЗ 293 235 365 467 527 1193

в водные объекты 12 14 15 16 13 13 33

размещение отходов на земле 42 49 59 63 74 103 153

' твердые отходы 1 -3 классов

** резкое увеличение платы за экологические сбросы обусловлено индексацией нормативов сборов и индексом инфляции

СП

^

нн

и я в я н и

о

ч

и «

о я

о н

о я

о

>

и

НН

я

я 5

л я о ч о

н

>

я о я

н

>

и «

о я

г=|

н

8*

н

«

о я

о н

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нн

Яс

Сборы за загрязнение окружающей природной среды растут в абсолютном значении даже в условиях некоторого количественного уменьшения выбросов. Такая тенденция сохранится и в будущем, что потребует проведения комплекса природоохранных мероприятий и внедрения современных технологий ,для сокращения этой статьи расходов.

Динамика выбросов вредных веществ в атмосферу по основным службам Донецкой железной дороги характеризуется данными таблице 2. В связи с включением в источники вредных выбросов и более мелких их количество по сравнению с 2000 годом увеличилось в целом по дороге на 57,3%, но объем выбросов сократился на 16,2%. В вагонном хозяйстве количество источников выбросов увеличилось на 18,3%, а их объем уменьшился на 38,5%.

Таблица 2 - Выбросы вредных веществ в атмосферу

Наименование служб и показателей 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Всего по дороге

источников выбросов 2876 3800 3950 4525

количества выбросов, т/год 8960 8014 7259 7505

в т.ч. Строительно-монтажных работ и

гражданских сооружений

источников выбросов 859 1150 1250 1379

количество выбросов, т/год 4853 3906 5403 3697

Локомотивное хозяйство

источников выбросов 537 540 540 689

количество выбросов, т /год 1327 1406 1298 1311

Вагонное хозяйство

источников выбросов 513 521 530 607

количество выбросов, т/ год 1346 893 747 827

Путевое хозяйство

источников выбросов 474 649 698 868

количество выбросов, т/год 897 1363 1148 1143

Другие службы дороги

источников выбросов 493 940 932 982

количество выбросов, т/год 537 651 594 570

В службе строительно-монтажных работ и гражданских сооружений количество источников выбросов увеличилось на 60,8%, а объем выбросов

сократился на 24,7%. Негативно складывается ситуация в путевом хозяйстве: количество источников выбросов увеличилось на 83,1%, а их объем возрос на 27,4%

На дороге ежегодно осуществляется до 100 природоохранных мероприятий на сумму более 10 млн.грн. Это эколого-теплотехническая наладка котлов в котельных структурных подразделений дороги, установка пыле- и газоочистного оборудования, перевод котельных на природный газ, что позволяет снизить выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников в среднем на 150-300 тонн в год. Заменяя тепловозы электровозами, дорога сокращает выбросы в атмосферу оксидов азота, углерода и углеводородов.

Для целенаправленного и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов при решении различных задач, связанных с предотвращением загрязнения воздушного и водного пространства, земли на Донецкой железной дороге разработана комплексная программа охраны окружающей природной среды до 2010 года [3].

Необходимость такой программы обусловлена разнообразием источников загрязнения, физического и химического состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, водные объекты и землю, ограниченностью ресурсов и установлением приоритетных направлений их использования для максимально возможной защиты окружающей природной среды.

Целью программы является установление последовательности и объема выполнения работ для осуществления комплекса мероприятий, которые обеспечат снижение выбросов вредных веществ в окружающую природную среду и доведение их концентраций до допустимых значений. Она включает такие организационно-технические мероприятия:

- создание системы экологического менеджмента, направленной на централизованное обеспечение предприятий дороги законодательными и нормативными документами по охране окружающей природной среды и контроль над их выполнением;

- обеспечение эффективного функционирования региональных лабораторий и переоснащение их современными комплексами измерительной техники для контроля состава атмосферы, загрязнения сточных вод, грунта, электромагнитного, шумового, вибрационного загрязнения;

- охрану атмосферного воздуха путем оснащения пылеулавливателями и циклонами котельных на твердом топливе,

создание эколого-диагностических лабораторий в локомотивных депо дороги, использование газоанализаторов выхлопных газов автотранспорта, перевод на электрическое отопление пассажирских вагонов;

- охрану и рациональное использование водных ресурсов путем строительства и реконструкции биологических очистных сооружений, систем оборотного водоснабжения, ливневой канализации, анализа проб воды и т.п.;

- охрану земель и рациональное использование природных растительных ресурсов путем инвентаризации отходов и получения разрешения на места их размещения, разработку паспортов для нефтешламовых площадок, приобретение установки для переработки смазки, благоустройства и озеленении железной дороги, уход за лесонасаждениями;

- подготовку и повышение квалификации специалистов в области охраны окружающей природной среды для железнодорожной отрасли.

Реализация намеченного комплекса мероприятий требует выполнения научно-исследовательских работ в т.ч. разработки технологических процессов и образцов техники для снижения выбросов вредных веществ и их обезвреживания, способов снижения загрязнения окружающей природной среды при авариях на транспорте, технологии переработки промышленных отходов, современной системы экологического мониторинга на железнодорожных предприятиях.

Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие направления сохранения и улучшения состояния окружающей природной среды:

- железнодорожный транспорт вносит свою лепту в ухудшение состояния окружающей природной среды, что экономически сказывается на финансовых показателях его работы .Вместе с тем следует ожидать более значительного увеличения экологических сборов, когда законодательные акты по этому вопросу заработают в полной мере;

- необходимо осуществление автоматического мониторинга за выбросами в атмосферу вредных веществ от постоянных источников;

- экономически более эффективно использовать механизм экологического контроля и управления на предприятиях железнодорожного транспорта;

- разработать и внедрить технологические процессы и производственное оборудование, оказывающее минимальное вредное влияние на окружающую природную среду, сберегающее природные ресурсы;

- создать замкнутые системы водопользования, рекуперации воздуха, рациональные схемы сбора, хранения и обезвреживания токсичных отходов

- продолжить реализацию намеченного комплекса мероприятий по охране окружающей природной среды, обеспечив их запланированными финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами.

Практическая реализация этих мероприятий будет способствовать улучшению экологической обстановки в Донецком регионе за счет сокращения вредных выбросов предприятиями железнодорожного транспорта.

Список литературы

1. Панов Б.С. Актуальные проблемы экологии Донбасса // Материалы IV Международной научно-практической конференции. Донецк, ДИТБ.-2002,С.74 - 85

2. Основы экологии и природопользования. Учебное пособие // Д иканьВ.А Дейнека А.Г. и др. - Харьков : ООО «Олант», 2002. - 384 с.

3. Программа « Охрана окружающей среды на Донецкой железной дороге до 2010 года». Донецк, 2005.- 9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.