128
Экономические аспекты науки и техники
^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ
УДК 504.06.656
С. Г. Бондарь
Петербургский государственный университет путей сообщения
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Рассмотрены основные направления природоохранной деятельности в ОАО РЖД. Сформулированы принципы и предложен алгоритм оценки эффективности инвестиционных проектов в природоохранной деятельности на железнодорожном транспорте.
природоохранные мероприятия, экологические и экономические риски, инвестиционный проект, эффективность.
Введение
Железнодорожный транспорт признан одним из наиболее экологичных видов транспорта в мире, в первую очередь за счет сравнительно небольшого энергопотребления. В России экологические преимущества железнодорожного транспорта обеспечиваются также за счет широкого применения электрической тяги, которая исключает выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и снижает загрязнение почв тяжелыми металлами.
Действующая в настоящее время система управления природоохранной деятельностью не в полной мере обеспечивает необходимый комплексный подход к решению стоящих перед ОАО РЖД вопросов охраны окружающей среды. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности для Компании является определение целевой модели системы управления природоохранной деятельностью с последующим формированием программы мероприятий по переходу к ней. В 2012 году была утверждена
«Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга “Российские железные дороги”». В соответствии с данной Концепцией система управления природоохранной деятельностью в современных условиях должна быть ориентирована на решение следующих задач [1]: повышение экологической безопасности железнодорожного транспорта;
повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта;
поддержание высокого уровня готовности к работе в чрезвычайных ситуациях;
приведение качества транспортных услуг и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения, экономики и мировых стандартов (в части обеспечения требований природоохранного законодательства).
На данном этапе реформирования в ОАО РЖД разрабатываются основные принципы, направления, механизмы и мероприятия по реализации задач природоохранной деятельности, направленной на обеспечение общественно приемлемого уровня экологических рисков.
2013/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Экономические аспекты науки и техники
129
1 Экологические риски: источники и направления деятельности по управлению ими
Экологический риск - количественная мера опасности отрицательных изменений в окружающей природной среде, которые могут быть вызваны антропогенным или другим воздействием.
Основные экологические риски ОАО РЖД связаны с негативным воздействием объектов Компании на окружающую среду, использованием природных ресурсов, включая невозобновляемые. Источниками рисков Компании в области экологии являются:
потребление топлива для тяги поездов и в котельных;
потребление водных ресурсов для технических и хозяйственно-бытовых нужд;
образование отходов 5-го класса опасности;
производство и потребление энергии для тяги поездов;
нарушение земель при строительстве новых объектов и добыче нерудных полезных ископаемых, таких как песок и щебень;
выбросы загрязняющих веществ (оксида углерода, твердых веществ, диоксида серы,
оксида азота и углеводородов) в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;
выбросы загрязняющих веществ (оксида углерода, сажи, диоксида серы, оксида азота и углеводородов) в атмосферный воздух от тепловозов;
сброс сточных вод в водные объекты.
Контроль экологических рисков в ОАО РЖД осуществляется на всех этапах системы управления природоохранной деятельностью, начиная от идентификации и планирования, заканчивая мониторингом и контролем.
Измеряемые организацией результаты управления своими экологическими аспектами можно определить как экологическую результативность (environmental performance), а конкретное выражение, содержащее информацию об экологической результативности, - показателем экологической результативности (environmental performance indicator).
Основные направления деятельности Компании по управлению экологическими рисками и соответствующие им показатели экологической результативности приведены в таблице 1.
ТАБЛИЦА 1. Источники рисков и направления деятельности ОАО РЖД по управлению этими рисками
№ п/п Источник рисков Направления деятельности Показатель экологической результативности
1 Потребление топлива для тяги поездов и котельных Разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение потребления топлива в стационарных и передвижных источниках Инвестиции в разработку новых технологий, направленных на снижение потребления топлива Внедрение новых технологий, направленных на снижение потребления топлива Потребление дизельного топлива для тяги поездов Потребление газа, мазута, угля и другого топлива котельными
2 Производство и потребление электроэнергии на тягу поездов Реализация энергосберегающих мероприятий Обучение по энергосберегающим технологиям Потребление электроэнергии
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2013/3
130
Экономические аспекты науки и техники
Окончание табл. 1
№ п/п Источник рисков Направления деятельности Показатель экологической результативности
3 Выбросы загрязняющих веществ (оксида углерода, твердых веществ, диоксида серы, оксида азота и углеводородов) в атмосферный воздух от стационарных источников Перевод котельных на более экологически чистые виды топлива Повышение эффективности сжигания топлива Внедрение электроотопления Ликвидация малодеятельных угольных котельных Реконструкция и строительство действующего и внедрение нового пылегазоулавливающего оборудования Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников Объем выбросов основных загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников
4 Выбросы загрязняющих веществ (оксида углерода, сажи, диоксида серы, оксида азота и углеводородов) в атмосферный воздух от передвижных источников Замена двигателей на более экономичные, с улучшенными экологическими характеристиками Разработка тепловозов с новыми двигателями Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от тепловозов Объем выбросов основных загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников
5 Потребление водных ресурсов для технических и хозяйственно-бытовых нужд Внедрение водосберегающих технологий, систем оборотного водоснабжения, нормирования и приборного учета водопотребления Потребление воды на хозяйственно-питьевые и производственные нужды Объем оборотной воды
6 Сброс сточных вод в водные объекты Внедрение технологий мойки пассажирских вагонов и деталей подвижного состава с оборотной системой водоснабжения Реконструкция и строительство очистных сооружений Объем сточных вод Объем загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты со сточными водами
7 Образование большого объема отходов производства и потребления (шпалы отработанные, котельный шлак, зола, строительные отходы, мусор бытовых помещений, металлолом, строительный щебень) Использование отходов в технологических процессах в качестве источников сырья и вторичных материалов Внедрение технологий вторичного использования отходов Образование отходов по классам опасности Доля использования отходов
8 Нарушение земель при строительстве новых объектов и добыче нерудных полезных ископаемых, таких как песок, щебень Проведение работ по восстановлению нарушенных земель Затраты на проведение рекультивационных работ
9 Несвоевременное получение необходимых экологических разрешительных документов Разработка проектной документации квалифицированными сотрудниками ОАО РЖД или с привлечением сторонних специализированных организаций Штрафы Платежи за сверхнормативное воздействие
2013/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Экономические аспекты науки и техники
131
2 Основные принципы
и показатели оценки эффективности инвестиционных проектов
Экологические факторы играют все более заметную роль в производственной деятельности ОАО РЖД, обеспечении его экологической безопасности и конкурентоспособности. В рамках реализации Экологической стратегии ОАО РЖД за период с 2008 по 2011 год по сравнению с 2007 (базовым) годом выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников сократились на 45 % (с 148,1 до 84,1 тыс. тонн), сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты снизились на 21 % (с 16,0 до 12,7 млн м3, образование отходов сократилось на 34 % (с 2,77 до 1,83 млн тонн) [2].
С момента создания Компании за период с 2003 по 2011 год только по целевому, ежегодно реализуемому инвестиционному проекту «Обеспечение экологической безопасности» на охрану окружающей среды израсходовано более 3,9 млрд рублей, в том числе в 2011 году - 573,9 млн руб. При этом стоит учитывать, что с учетом других инвестиционных проектов, имеющих экологическую составляющую, на охрану окружающей среды в 2011 году всего было израсходовано более 1,9 млрд руб. В 2012 году планировалось израсходовать более 2 млрд руб., а в 2013 году - более 3,2 млрд руб.
В качестве стратегического ориентира на перспективу до 2030 г. Экологической стратегией ОАО РЖД [3] с учетом увеличения грузо- и пассажиропотока устанавливается целевая планка снижения негативного воздействия железнодорожной отрасли на окружающую среду на 70 % от существующего уровня.
Такое снижение воздействия на окружающую среду достигнуто за счет четырех важнейших направлений в деятельности ОАО РЖД:
действующая система управления природоохранной деятельностью;
техническое перевооружение с технической составляющей;
реализация инвестиционных проектов;
обеспечение экомониторинга за воздействием на окружающую среду.
Реализация любого проекта, в том числе природоохранного, направлена на достижение заранее заданных и четко сформулированных целей и связанных с ним конкретных результатов.
В основу оценок эффективности инвестиций положены следующие основные принципы, применимые к любым типам инвестиционных проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей:
рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла;
моделирование денежных потоков; сопоставимость условий сравнения различных проектов;
принцип положительности и максимума эффекта;
учёт фактора времени; учёт только предстоящих затрат и поступлений;
сравнение состояний «с проектом» и «без проекта»;
учёт всех наиболее существенных последствий проекта;
учёт наличия разных участников проекта; многоэтапность оценки; учет влияния на эффективность проекта потребности в оборотном капитале;
учёт влияния инфляции и возможности использования при реализации проекта нескольких валют;
учет (в количественной форме) влияния неопределенности и риска, сопровождающих реализацию проекта.
Так как процесс дисконтирования капитальных вложений и денежных потоков производится по различным ставкам дисконта, то необходимо при дисконтировании учитывать не только структуру инвестиций, но и стоимость отдельных составляющих капитала.
При определении динамических показателей (табл. 2) экономической эффективности инвестиционных проектов используется концепция дисконтирования [4, с. 57, 60].
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2013/3
132
Экономические аспекты науки и техники
ТАБЛИЦА 2. Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов
№ п/п Показатели Инвестиционный проект с единовременными затратами (классический инвестиционный проект) Инвестиционный проект с дофинансированием
1 Простой срок окупаемости РР = min t T T X CF >X K t=0 t=0
2 Чистая приведенная стоимость (NPV) T CF So+E) t- K T CF T K X t X t t=0 (1 + E)t t=0(1 + E))
3 Индекс доходности (PI) T CF 5(1 + E)11Ko T CF t к X t / X ^vt t=0 (1+IRR) t't=0(l + E))
4 Внутренняя норма доходности (IRR) T CF X F t = K t=0(1+IRR)t 0 T CF T K X t = X t t=0 (1+IRR)t t=0(1+IRR)t
5 Дисконтированный срок окупаемости (PP) PP = min t T CF Sa+E) t > K PP = min t T CF T K X t > X t t=0(1 + E) r~ t=o(1 + E))
Примечание. NPV - чистая текущая прибыль; PI - индекс прибыльности; IRR - внутренняя норма доходности или прибыльность проекта (rntemalrateofretum); PP - период окупаемости; CFt -чистый поток реальных денег в t-й период; t - периоды реализации проекта; E - ставка дисконтирования; T - срок реализации проекта; Kt - инвестиции в t-м году.
3 Эколого-экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий
Алгоритм эколого-экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий представлен на схеме.
При оценке эффективности инвестиционных проектов в природоохранную деятельность на железнодорожном транспорте в настоящее время не учитываются:
территориальный подход (нами разработаны предложения по учету данного фактора [5]);
эффект использования общих ресурсов и объектов в интересах многих природопользователей;
приоритеты в природопользовании;
эффект от уровня инвестиций (осуществление инвестиций в региональное природопользование и охрану окружающей среды на уровне предприятия позволяет сократить затраты на природоохранную деятельность на уровне города, природохозяйственного комплекса);
экономические взаимоотношения сопредельных территорий природопользователей;
системность во времени и пространстве проведения инвестиционных мероприятий в сферу рационального природопользования и охраны окружающей среды [6].
Заключение
Реальному процессу оценки эффективности инвестиций мешает бесконечная реформа
2013/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Экономические аспекты науки и техники
133
Алгоритм эколого-экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий:
У - предотвращенный ущерб, руб/год; Yx - составляющие предотвращенного ущерба (экологические платежи: Уатм - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, Увод - за сбросы стоков в водоемы, Уотх - за размещение отходов; выплаты сторонним организациям; Укан - за приём стоков канализацией, Упер - за передачу отходов, Увп - плата за водопотребление); Д - прирост дохода (дополнительный доход), руб/год; q.(j) - количество товарной продукции /-го (/-го) вида или качества, получаемой до (после) осуществления оцениваемого мероприятия; Z/ - оценка единицы i-й (/-й) продукции; Кп - инвестиции в n-е природоохранное мероприятие, руб.: Кзо - затраты на закупку оборудования, Км - на монтажные работы, Кд - на демонтаж старого оборудования, К з - на ликвидацию запаса накопленных отходов, К - прочие составляющие инвестиций; Сп - эксплуатационные расходы (текущие затраты) на осуществление n-го природоохранного мероприятия, руб/год; Сзп - затраты на оплату обслуживающего персонала, Сам - амортизационные отчисления, Сэ - расходы на силовую электроэнергию, Ссп - затраты на спецодежду, С - транспортные расходы, С - расходы на отопление, Ссм - расходы на сырье и материалы, С - прочие составляющие эксплуатационных расходов; РРн - нормативный срок окупаемости, лет; п - номер варианта природоохранного мероприятия; N - количество вариантов природоохранного мероприятия
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2013/3
134
Экономические аспекты науки и техники
организационно-экономического механизма природопользования. Без должного обоснования претерпевает изменение нормативная база регулирования природопользования, в том числе нормативы платы. Отрицательные результаты такой реформы были выявлены в процессе контроля поступления средств в бюджет (за счет платежей) и их расходования.
В связи с этим возникает объективная необходимость модифицировать современные методы оценки повышения эффективности инвестиций в природоохранную деятельность с учетом экологической составляющей и принципа сопряжения мероприятий.
Библиографический список
1. Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга «Российские железные дороги». Утверждена
распоряжением ОАО РЖД от 16 августа 2012 г. № 1575р.
2. Корпоративный социальный отчет за 2011 год ОАО РЖД [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rzd.ru (Дата обращения 21.01.2013 г.).
3. Экологическая стратегия ОАО РЖД на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года. Утверждена распоряжением ОАО РЖД от 13 февраля 2009 г. № 293р.
4. Управление проектами : учеб. пособие / Т П. Коваленок. - СПб., 2011. - С. 57, 60.
5. Территориальное ранжирование как совершенствование механизма управления в сфере природопользования / С. Г. Бондарь, Л. Ф. Яма-лтдинова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2-2 (75). -2009. - Том 2. - СПб., 2009. - С. 67-73.
6. Экономика природопользования : учеб. пособие / Л. Ф. Казанская. - СПб., 2010. - С. 95-96.
УДК 347.214.2:656
С. В. Коланьков
Петербургский государственный университет путей сообщения
ПРИМЕНЕНИЕ УКРУПНЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Определены случаи применения укрупненных показателей сметной стоимости. Дана характеристика всех укрупненных показателей, выявлены особенности их использования в расчетах.
сметная стоимость, укрупненные показатели, рыночная стоимость недвижимости, индексация.
Введение
В одной из опубликованных ранее работ [1] автор рассматривал применение затратного подхода, в рамках которого требуется определить величину сметной стоимости строительства объекта недвижимости. При этом подчеркивалось, что в хозяйственной практике нередки случаи, когда для определения сметной стоимости строительства применение единичных расценок не пред-
ставляется возможным. Можно указать по крайней мере три подобные ситуации:
1) подготовка инвесторских смет;
2) определение инвентаризационной стоимости объекта;
3) оценка рыночной стоимости недвижимости.
В указанных случаях для выполнения необходимых расчетов используются укрупненные расценки и показатели сметной стоимости строительства. К ним относятся:
2013/3
Proceedings of Petersburg Transport University