Научная статья на тему 'Проблемы финансирования природоохранных мероприятий'

Проблемы финансирования природоохранных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1316
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / CONSERVATION MEASURES / FINANCING / ENVIRONMENT / TARGET PROGRAM / PROMOTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куроедова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются проблемы финансирования природоохранных мероприятий, перспективы применения экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FINANCING OF ENVIRONMENTAL ACTIVITIES

In the article the problems of financing of environmental activities, prospects of application of economic incentives in the field of environmental protection.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования природоохранных мероприятий»

УДК 336.6:504

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Людмила Николаевна Куроедова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: cosmum @ mail.ru

В статье рассматриваются проблемы финансирования природоохранных мероприятий, перспективы применения экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.

Ключевые слова: природоохранные мероприятия, финансирование, окружающая среда, целевая программа, стимулирование.

PROBLEMS OF FINANCING OF ENVIRONMENTAL ACTIVITIES

Lyudmila N. Kuroedova

Siberian state geodetic Academy, 630108, Russia, Novosibirsk, Plakhotnogo St., 10, senior teacher of the Department of management of business processes, tel. (383)210-95-87, e-mail: cosmum @ mail.ru

In the article the problems of financing of environmental activities, prospects of application of economic incentives in the field of environmental protection.

Key words: conservation measures, financing, environment, target program, promotion.

Финансирование природоохранных мероприятий претерпело за последние годы существенные изменения. Длительное время система инвестиций в этой области базировалась на централизованных капитальных вложениях из бюджета страны или региона.

Проблема финансирования природоохранных мероприятий включает вопросы потребностей финансирования, выявления источников поступления средств, создания банковско-кредитных структур и других форм субсидирования, определения экономической эффективности и рационального расходования средств.

Особенности экологической обстановки в Новосибирской области и возникающие экологические проблемы в основном обусловлены негативными последствиями хозяйственной деятельности предшествующих лет, местными природными условиями и характером воздействия на них промышленности, транспорта, коммунального и сельского хозяйства, который зависит от специфики размещения предприятий, их мощностей, применяемой технологии, уровня экологической культуры населения и других факторов.

В настоящее время состояние окружающей среды характеризуется следующими проблемными ситуациями, требующими государственного регулирования.

Загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения. Рост городов, развитие промышленности, увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития соответствующей современной дорожно-транспортной инфраструктуры обусловливают интенсивное увеличение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В настоящее время в трех городах области, в которых проживает около 60% населения, уровень загрязнения воздуха оценивается как высокий: г. Новосибирск, г. Искитим, г. Бердск.

Основными вкладчиками в загрязнение атмосферного воздуха в Новосибирской области являются: автомобильный транспорт (65% валового выброса по области), предприятия теплоэнергетики и отопительные котельные ЖКХ (20%) и промышленные предприятия (15%). Наибольшую долю в структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферу занимают загрязняющие вещества от процессов сжигания различных видов топлива: пыль неорганическая, азота оксиды, углерода оксид, серы диоксид.

На территории области, вне черты города Новосибирска, эксплуатируется по состоянию на 01.01.2011 около 1100 котельных, работающих на твердом топливе (уголь). Большая часть (80% от общего количества) этих котельных не оснащена пылегазоочистным оборудованием (далее - ПГО), либо оборудование изношено и нуждается в замене. В результате значительное количество населения области подвергается негативному воздействию вредных веществ, в том числе канцерогенной природы.

На 90% территории области рыхлые осадочные отложения не обеспечивают защиту подземных водоносных горизонтов от проникновения поверхностных загрязнений.

В результате геологического мониторинга ежегодно выявляются все новые очаги загрязнения подземных вод вблизи животноводческих комплексов, нефтебаз, машинно-тракторных парков, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, причиной поступления загрязняющих веществ в подземные воды является несоблюдение санитарных норм при эксплуатации скважин.

Ситуация осложняется наличием 300 бесхозяйных водозаборных скважин, учтенных по состоянию на 01.01.2010, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, а также 18 бесхозяйных самоизливающихся гидрологических скважин.

Растительный и животный мир испытывает значительное техногенное воздействие, что вызывает серьезные, порой необратимые изменения его состояния.

Приоритетными объектами охраны являются редкие виды растений и животных, которые занесены в Красную книгу Новосибирской области (180 видов растений и 157 видов животных).

Низкая экологическая культура жителей области является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено прежде всего социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением с высоким уровнем экологической культуры и сознания. Поэтому вопросы информирования населения, пропаганды необходимости всеобщей охраны окружающей среды, формирования экологической культуры имеют очень важное значение.

Для улучшения экологической обстановки в Новосибирской области за счет ликвидации негативных последствий хозяйственной деятельности предыдущих лет, сохранения и восстановления природных экосистем, развития экологического просвещения населения разработана ведомственная целевая программа "Развитие природоохранной деятельности в Новосибирской области на 2011 - 2016 годы".

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов к 2016 году: - снизить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от муниципальных котельных на 4,3 тыс. тонн за счет установки 87 единиц пылегазоочистного оборудования в 41 населенном пункте 25 районов области; - вовлечь

в процесс получения тепловой энергии местные виды биотоплива (дрова, отходы лесозаготовок и лесопиления) в объеме до 3,6 тыс. т/год путем строительства в с. Дубровино в Мошковском районе Новосибирской области экспериментальной котельной, работающей на биотопливе; - создать 2 новые особо охраняемые природные территории (памятники природы регионального значения); - проводить ежегодно не менее 10 эколого-просветительских акций и мероприятий областного значения, тем самым вовлечь широкие слои населения области (около 230 тыс. человек) в практическую и эколого-просветительскую природоохранную деятельность.

Все эти мероприятия финансируются за счет регионального бюджета, для улучшения эффективности реализуемых мероприятий необходимо применить экономическое стимулирование как хозяйствующих субъектов, так и население.

Наиболее эффективным средством стимулирования считаются налоги. Причем экологические налоги повышают стоимость продукции, поскольку учитывают затраты природных ресурсов. Они способствуют тому, что экологический ущерб компенсирует в основном сам загрязнитель, а не все общество. Разумеется, повышая цены, производитель перекладывает уплату налога на покупателя. Но, поскольку повышение цены приводит к снижению спроса, то по обычным правилам микроэкономики можно рассчитать, в какой пропорции бремя налога делится между производителем и потребителем. В любом случае введение налога приводит к снижению расхода природных ресурсов, т.е. к снижению нагрузки на окружающую природную среду.

Одним из важнейших методов экономического управления является финансирование, т. е. предоставление денежных средств на какие-либо строго определенные мероприятия, в данном случае природоохранные.

Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов управления в природопользовании. Под фондами понимаются как учреждения, призванные оказывать какую-либо материальную помощь, так и сами денежные материальные средства, а также их источники. Например, в экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование, а потом эти средства выдаются на проведение самых неотложных и дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме того, предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования. В этом случае, если произойдет какое-либо экологическое ЧП и предприятие должно будет платить большой штраф и возмещать нанесенный ущерб, страховой фонд поможет ему.

Необходимо создать экологические фонды, как предприятий, так и территорий. Источниками образования экологических фондов предприятий могут быть: амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам, доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемой для финансирования природоохранной деятельности; кредиты, субсидии территориальных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду; другие источники. Средства экологического фонда предприятия должны расходоваться под контролем органов охраны природы.

Материальное стимулирование, т. е. обеспечение заинтересованности, выгодности для предприятия и его работников природоохранной деятельности, предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.

К мерам материального поощрения относятся такие, как:

- установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);

- освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее будет продавать и выращивать);

- применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих ООПС (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование).

К мерам материального наказания относятся:

- введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически

опасных технологий (т. е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);

- штрафы за экологические правонарушения.

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов, а также охрану и воспроизводство окружающей природной среды.

Вместе с тем оценка экономико-правовой экологической ситуации в целом не является оптимистической. Можно сделать вывод, что целостной системы льгот, взаимоувязанных экономических стимулов, способствующих рациональному использованию природных ресурсов, в России пока не существует. Экологическое законодательство и практика его применения требуют дальнейшего развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Система управления охраной окружающей природной среды на примере ОАО «Сибнефть-Хантос» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: knowledge.allbest.ru>

3. Ведомственная целевая программа «Развитие природоохранной деятельности в Новосибирской области на 2014 - 2016 годы».

4. Постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года»

© Л. Н. Куроедова, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.