9. АГРАРНОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО
9.1. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-ОБОРОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уласень А.Ф., доцент
Военный университет, г. Москва
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. В данной статье на основании анализа экологического законодательства и материалов открытой общественной печати рассматриваются правовые вопросы защиты окружающей среды от загрязнения при осуществлении военно-оборонной деятельности.
The Summary. In given clause on the basis of the analysis of the ecological legislation and materials of the open public press legal questions of protection of an environment from pollution are considered at realization of military-defensive activity.
Ключевые слова: вооружение, природа, окружающая среда, обороноспособность.
В современных условиях под влиянием научнотехнического прогресса и в результате увеличения объема промышленности и сельскохозяйственного производства, развития транспорта, вооружений, энергетики и роста населения резко усилилось воздействие общества на окружающую природную среду.
Растущее вмешательство человека в природу влечет за собой такие изменения, которые могут оказаться гибельными и привести к неотвратимым последствиям в экологии.
В этой связи охрана окружающей среды - одна из важнейших современных проблем. Она затрагивает целый комплекс социально-экономических, политических, культурных отношений мирового сообщества, интересы различных производственных коллективов, социальных групп, классов и государств.
Эта проблема является актуальной и для такой специфической структуры государства, как его Вооруженные Силы, включающей военнопромышленные объекты, военные организации, военно-технические комплексы, значительные войсковые группировки с системами вооружения и жизнеобеспечения и другими объектами, связанными с окружающей средой.
Во-первых, развитие вооружений связано с производством, с растущим использованием матери-
альных, научно-технических и других ресурсов, что усугубляет антропогенное воздействие на природу.
Во-вторых, сам факт существования военных организаций, функционирования вооружения и техники, создает источники загрязнения окружающей среды.
Обслуживание вооружения и военной техники, повседневная эксплуатация технических систем всех видов, транспортных средств, разработка и создание новых образцов вооружения, строительство и эксплуатация оборонных объектов, повседневная жизнедеятельность военных организаций сопровождаются образованием отходов и выбросов различных веществ, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду.
В связи с этим важнейшими элементами экологической политики общества и государства являются цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения.
С учетом указанных целей общество и государство определяют требования в области охраны окружающей среды и стратегию природоохранительной деятельности в целом, т.е. совокупность действий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач, средства достижения намеченных целей.
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении военно-оборонной деятельности касаются соблюдения природоохранного законодательства на всех этапах жизненного цикла объектов хозяйственной, военной и иной деятельности (размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений), оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
В главе VII Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (ст. 41), посвященной указанным требованиям, определено, что все требования, предъявляемые к хозяйственным объектам, «в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды».
Общие экологические требования при эксплуатации любых объектов, в том числе и военных, сводятся к следующему:
• соблюдение технологического режима и выполнение требований по охране природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей среды. Это означает, что деятельность Вооруженных Сил (ВС) в мирных стабильных условиях должна носить безвредный для природы характер, что взятые у
Уласень А.Ф.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
природы воздух и воду, растения, животных и полезные ископаемые необходимо использовать наиболее целесообразно и полно, с минимальными отходами. Исчерпаемые ресурсы должны расходоваться экономно, а возобновляемые ресурсы должны своевременно восстанавливаться;
• соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе внедрения экологически безопасных технологий, эффективной работы очистных сооружений, обезвреживания и утилизации отходов;
• проведение природоохранных и природовосстановительных мероприятий;
• соблюдение установленных специально уполномоченными государственными органами нормативов выбросов и сбросов вредных веществ;
• установление санитарно-защитных зон и очистных сооружений для животноводческих подсобных хозяйств с целью исключить загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха;
• соблюдение правил обращения с радиоактивными веществами и исключение превышения установленных допустимых норм радиации;
• запрещение применения токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду и активно воздействующих на организм человека и окружающую среду;
• запрещение применения и разведения биологических объектов, несвойственных природе данного региона, а также запрещение превышения установленных уровней биологического воздействия;
• запрещение превышения нормативов допустимых физических воздействий: уровней производственного и транспортного шума, допустимых вибраций, напряженности электромагнитных полей и иных показателей вредного физического воздействия.
Определение экологических нагрузок на различные компоненты окружающей среды в местах нахождения и действий войск (например, в районах дислокации и боевой подготовки), их анализ и оценка путем сопоставления с допустимыми значениями, принятие мер к недопущению загрязнения окружающей среды должны быть предметом заботы соответствующих должностных лиц и штабов всех уровней.
В ходе повседневной деятельности командиры подразделений и начальники служб систематически в плановом порядке обязаны контролировать соблюдение требований по охране окружающей природной среды в подчиненных им подразделениях, обращая при этом внимание на сокращение объема образующихся отходов, на состояние мест для их сбора и уничтожения, а также проводить занятия с личным составом по вопросам охраны природы.
Соблюдение мер экологической защиты в повседневной деятельности, входе боевой подготовки и боевого дежурства направлено на защиту здоровья людей, снижение загрязнений окружающей среды, исключение разрушения экосистемы при проведении занятий на технике, учений на местности, при использовании вооружения и технических систем на боевых постах (позициях) в ходе боевого дежурства. При этом основными источниками загрязнения являются различные образцы оружия (самолеты и вертолеты, ракетные комплексы, реактивные системы, бронетанковая техника); радиотехнические системы различного назначения, системы
энергоснабжения, вычислительные центры; машины инженерного вооружения, автотракторная и другая техника; средства технического обеспечения и обслуживания, расположенные на технических позициях (в технических зонах); склады и заправочные станции горюче-смазочных материалов; автопарки и другие объекты, а также личный состав. Источники загрязнения могут располагаться на стационарных и временных (полевых) позициях, маршрутах движения, районах сосредоточения, местах сбора, выжидательных позициях, учебных позициях и в учебных районах (районах учений).
Как видно из состава источников загрязнения, действия командира по осуществлению экологической защиты окружающей среды могут заключаться в проведения ряда общих мероприятий и соблюдении ряда условий:
• использование исправных и отрегулированных средств в режимах, обеспечивающих максимальное снижение экологических загрязнений;
• максимальное, по условиям и задачам применения, ограничение мощности излучения источников электромагнитных излучений, экранирование и направление излучения в безопасных направлениях;
• снижение мощности акустических полей и их шумового воздействия;
• рациональное, с экологической точки зрения, размещение на местности объектов, в районах их функционирования и мест расположения личного состава;
• рациональный выбор маршрутов движения тяжелой техники, предупреждающий изменение гидрологии грунтов (заболачивание, осушение участков местности), снижение устойчивости экосистем, потраву посевов сельскохозяйственных культур, повреждение лесных угодий и дорог общего пользования;
• рациональный выбор мест и районов проведения занятий, устойчивых в пожарном отношении, предупреждающих уничтожение деревьев и кустарников, исключение несанкционированных порубок;
• запрещение проведения работ по фортификационному оборудованию местности без учета влияния их на природное равновесие, исключение нарушения правил проведения земляных работ;
• соблюдение мер противопожарной безопасности, постоянный и эффективный контроль за соблюдение мер экологической безопасности;
• строгое соблюдение уставных положений по организации быта войск в полевых условиях, исключение неконтролируемых выбросов бытовых отходов, образования свалок и отхожих мест;
• обеспечение работы дежурных смен в условиях минимального воздействия электромагнитных и акустических полей и вибраций, в благоприятных физиолого-гигиенических условиях;
• разработка инструкций по обеспечению экологической
безопасности и охраны окружающей среды для всего личного состава номеров расчетов (экипажей), эксплуати-
рующих экологически опасные объекты, неуклонное выполнение этих инструкций.
Соблюдение мер экологической защиты в повседневной деятельности войск, при использовании вооружения и технических систем, в ходе боевой подготовки и несении боевого дежурства, выполнение обязанностей по защите окружающей среды должностными лицами и органами военного управления будет способствовать снижению за-
грязнений окружающей среды, улучшению экологической обстановки и исключению разрушения экосистемы в целом.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 2. - Ст. 78.
3. Федеральный закон «Об обороне» // «Российская газета».- 1996.
4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г., N 13, ст. 1475
5. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 10.11.07 г. №1495) // М. : Воениз-дат. - 2007.
6. Будай С. Н. Правовое регулирование экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в повседневной деятельности : дис. ... канд. юрид. наук / С. Н. Будай - М., 2005.
7. Гамыла С. Н. Правовое регулирование экологической экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / С. Н. Гамыла - М., 2007.
8. Серов Г. П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении военно-оборонной деятельности : дис. ... докт. юрид. наук / Г. П. Серов. - М. - 1999.
Рецензия
Охрана окружающей среды - одна из важнейших современных проблем. Эта проблема является актуальной и для такой специфической структуры государства, как его Вооруженные Силы, которые в результате своей деятельности оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с этим возникает самостоятельная, приоритетная, общественно-значимая научная и практическая проблема совершенствования правового регулирования юридической ответственности военных организаций за нарушение законодательства об охране окружающей среды при осуществлении военно-оборонной деятельности в условиях дальнейшего развития правовой, социальной, экономической и военной реформ в России. Это тем более актуально в условиях формирования правового государства, поскольку требует создания соответствующей реалиям сегодняшнего дня системы законодательства, анализа и совершенствования комплекса средств и методов правового воздействия на разнообразные общественные отношения.
Научная новизна заключается, в самой постановке и решении научной задачи, целостной разработки правовых вопросов предотвращения загрязнения окружающей среды при осуществлении военно-оборонной деятельности, с учетом современного законодательства, а также новых взглядов и точек зрения на указанную проблему.
Теоретические выводы, предложения и рекомендации, направлены на дальнейшее совершенствование российского военного законодательства, укрепление законности в деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц, и, в конечном итоге, на укрепление боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Рекомендуется для публикации в открытой печати.
Доктор юридических наук, доцент
К. С. Лиховидов