© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (27). С. 180 - 184.
Зволинская И.А.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБОРОННАЯ СФЕРА
Опыт длительного взаимодействия общества с природой привел к осознанию того, что окружающая среда представляет собой систему, в которой человек является одним из ее элементов. Академик В.И. Вернадский отмечал, что взаимосвязанные компоненты системы имеют пределы роста и эксплуатации, и человек «... может существовать лишь в узких пределах среды, обеспечивающихся функционированием всего биосферного комплекса» [1, с. 44].
Неразрывно связанный с природой, являющийся её неотъемлемой частью, «победивший» ее в процессе эволюции, человек стал пленником созданного им неживого мира машин. Усвоив некоторые принципы и закономерности функционирования живой природы, он хотя и представляет, что дальнейшее развитие технократической цивилизации приведет к глобальной катастрофе - экологической1, все же допускает потребительское отношение к ней. Воспроизводственный процесс непрерывен, а ресурсов (природных, энергетических, биологических и др.) становится всё меньше; количество непродовольственных товаров, продуктов химической промышленности возрастает, а гомеостаз при этом нарушается, потому что природа не справляется с отходами производства и потребления... Между тем мудрые индусы говорят, что мы не унаследовали землю у наших отцов, а взяли ее в долг у наших детей и поэтому должны распоряжаться природой соответственно.
В последнее время растет понимание того, что необходимо активно вести природоохранную деятельность, основанную на научной базе, позволяющих рационализировать экологическую практику. Президент России Д.А. Медведев на заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования
1 Понятие «экология» как научный термин, первоначально имевшее биологические корни, было предложено в 1869 г. немецким ученым Эрнстом Геккелем. [4, с. 1543]. Впоследствии данный термин не только прижился, но и приобрел общественную значимость. - И.З.
государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, проходившем в мае 2010 г., подчеркнул: «...очевидно, что попытка решить экологические проблемы за счёт разрозненных действий, за счёт несистемных решений ни к чему не приведёт, потому что мы в одном месте будем что-то делать, а в другом у нас всё будет, к сожалению, проваливаться вниз. Проблемы известные. Для того чтобы их решать, необходима единая государственная экологическая политика...» [5].
Экологическая политика - не обособленная сторона жизни общества; ее содержание отражает характер взаимоотношений людей со средой и между собой в пределах экосферы1. Она обусловливает стратегию общественных экологических преобразований, призванных обеспечивать экологическую безопасность в стране и поддерживать баланс интересов, необходимый для стабильности в общественных отношениях.
Экологическую политику можно рассматривать с различных сторон, в зависимости от цели исследования. К примеру, экономика оценивает размер экологического ущерба, причинённого окружающей природной среде вследствие воздействия объективных и субъективных факторов, а также финансовую ёмкость, затратность тех или иных экологических проектов и в большей степени, чем другие науки, определяет вектор развития экологической политики.
С философской точки зрения экологическая политика трактуется как когнитивное явление, отражающее восприятие бытия социоэкосистемы. При этом учёные пытаются дойти до истины, выявляя причинно-следственные связи между экологическими и социальными процессами.
Для политической науки наибольший интерес представляют содержательные аспекты государственной экологической политики, система взаимодействия основных акторов общественно-политической жизни в процессе ее реализации, состояние экосферы и эффективность политико-управленческих воздействий, направленных на ее преобразование. Политическая наука призвана не только выявлять и объяснять сущность экологических отношений, но и предлагать определённые концепции для реализации экологической политики внутри государства и в международных отношениях.
1 Экосфера - сложная система, включающая в себя живые организмы, в том числе человека, и окружающую среду, с которой все они взаимодействуют. - И.З.
Существуют различные определения экологической политики, например, «Экологический энциклопедический словарь» трактует экологическую политику как систему мероприятий, связанных с целенаправленным воздействием общества на природу в целях предупреждения, минимизации или ликвидации отрицательных для человека и природы последствий такого воздействия [7, с. 754]. По мнению профессора Сербской академии образования Данило Ж. Марковича, экологическая политика представляет собой «. сознательную и организованную регулирующую деятельность, с помощью которой и при посредничестве государства и общественных, а особенно политических организаций регулируется отношение общества к природе с целью защиты и развития окружающей среды» [2, с. 358]. А. Д. Урсул делает акцент на безопасности существования социума, определяя природоохранную политику как стратегию выживания, перманентного развития страны и цивилизации при условии сохранения окружающей природной среды, прежде всего биосферы [6, с. 34-36].
Проводниками экологических интересов и катализаторами развития экологической политики являются различные субъекты. Политику в области экологии проводят как государственные органы, так и негосударственные организации. Безусловно, ведущая роль в выстраивании системы этих взаимоотношений принадлежит конституционно закрепленным органам власти, формирующим государственную экологическую политику. Мероприятия, проводимые под эгидой государственных экологических органов, финансируются, как правило, из госбюджета. Государственную экологическую политику отличает исключительно легитимный характер действий, направленных, прежде всего, на защиту публичных общественных экологических интересов.
Экополитика институтов гражданского общества1 спонсируется негосударственными структурами и защищает частные экономические и/или экологические интересы.
1 Экологические проблемы в СССР крайне редко освещались в средствах массовой информации и не привлекали должного внимания общества. Советское руководство предпринимало попытки скрыть от широкой общественности даже аварию на Чернобыльской АЭС. Однако последствия катастрофы вызвали негативную реакцию в политических кругах стран-членов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и положили начало массовому экологическому движению. К 1991 г. в стране уже функционировало около 840 общественных экологических организаций, в том числе социально-либеральная «зелёная» партия «Яблоко», преобразовавшаяся позднее в российское общественное экологическое движение. Основу про-
Публичные экологические интересы затрагивают такую важную область общественной жизни, как оборонная сфера. Это обусловлено тем, что деятельность государства в области военного строительства связана с определенными рисками и опасностями, прямо или косвенно влияющими на экологию. Государство играет определяющую роль в развитии военной организации, формировании и реализации политики в области природопользования и охраны природы со стороны Вооруженных сил Российской Федерации.
Военная организация является крупнейшим потребителем природных ресурсов страны. Только за Министерством обороны РФ закреплено 12,3 млн. гектаров земли, на которой расположены воинские части, полигоны, аэродромы, специальные военные объекты и подсобные хозяйства. По степени влияния на окружающую среду, военная деятельность «армии» и силовых структур государства относится к экологически опасным видам антропогенной деятельности человека, поскольку она предполагает возможное уничтожение природы в ходе ведения боевых действий, учений, тренировок.
Негативное воздействие на экологию также оказывают специфические загрязнения. Источником опасности для окружающей природной среды и человека являются склады с боеприпасами. Государство по-прежнему продолжает экономить на их содержании. После взрывов в Ульяновске на 31-м арсенале Военно-морского флота, произошедших в ноябре прошлого года, проблема безопасного хранения боеприпасов и вооружения так и осталась неразрешенной. По программе «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние» в 2010 г. было выделено недостаточно средств. Опасения экспертного сообщества также вызывает преобразование арсеналов в открытые акционерные общества. Если раньше за эксплуатацию и сохранность обычных боеприпасов и вооружений отвечали военные специалисты Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ, то совсем скоро контроль за арсеналами будет более размытым. В результате кадровой политики Минобороны России квалифицированные военные специалисты, умевшие обращаться с боеприпаса-
граммы «зелёных» составила экологическая проблематика. Многие политические деятели современной России укрепили свои позиции именно на волне экологических митингов. - И.З.
ми, попали под сокращение. А в 2011 г. произошли новые взрывы на складах хранения боеприпасов и вооружения.
Экологические факторы военной деятельности, создающие угрозу для жизни и здоровья людей в нашей стране, появились не в одночасье. Целый ряд производств, включая предприятия, построенные в прежние годы для снабжения военно-промышленного комплекса, не подвергались ремонту и реконструкции. В процессе реформирования военной системы многие из них были брошены и до сих пор наносят непоправимый ущерб окружающей природной среде.
Большую тревогу вызывает положение бывших военных гарнизонов, где находятся «остатки» вредных производств, представляющие реальную опасность для жизни и здоровья людей. Чрезвычайно сложное положение с исполнением программы утилизации радиоактивных отходов сложилось на Северном флоте. Кольский полуостров превратился во взрывоопасную зону бедствия. В любой момент здесь может разразиться непредсказуемая по величине и масштабам экологическая катастрофа. И связано это с тем, что с 1997 г. в Мурманской области из-за отсутствия финансирования утилизация атомных подлодок на судоремонтных заводах была практически прекращена. Резервуары с отработанным ядерным топливом, твердыми и жидкими радиоактивными отходами уже в 2000 г. были заполнены на 80-90 процентов. Строительство новых хранилищ не ведется. Существующие мощности по переработке радиоактивных отходов устарели и требуют реконструкции. Места для хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок и реакторов атомного ледокольного флота не оборудованы или отсутствуют. Из 300 единиц надводных кораблей, дизельных и атомных подводных лодок, списанных на Северном флоте, до 2020 г. должны быть выведены из состава ВМФ и ликвидированы 130 единиц подлодок первого, второго и третьего поколений, а также суда атомно-технологического обслуживания (плавучая техническая база и танкер наливной транспортный). Куда «исчезнут» остальные единицы? Вопрос остаётся открытым.
Не менее острой проблемой для Вооруженных сил России и для государства в целом является загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Хранилища «черного золота» были смонтированы в середине прошлого столетия. Из-за утечки нефтепродуктов, масса которых, по некоторым данным, превышает миллион тонн, нефть проникает в почву и подземные воды, образуя так называемые линзы. Требуют незамедлительной ликвидации линзы нефтепродуктов в гарнизонах Бологое, Йошкар-Ола, Кострома, Котлас, Крымск, Мирный, Тейково и др.
Тревожная ситуация складывается с загрязнением морей. Например, в Баренцевом море допустимое с точки зрения экологов содержание нефти и нефтепродуктов превышено в шесть раз. Выловленная там рыба имеет ярко выраженный нефтяной запах. Кроме того, вследствие нехватки судосборщиков льяльных и балластных вод уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота остается высоким. Однако установка очистных сооружений на действующих военных кораблях - дорогостоящее мероприятие и вряд ли оно учтено при составлении федерального бюджета.
Любые экологические изменения накладывают отпечаток на состояние здоровья военнослужащих, и, следовательно, на их военную деятельность. Поэтому в научном сообществе говорят о двойственном характере военно-экологической деятельности. Военная организация, внедряя высокие технологии и принимая на вооружение новые образцы техники, с одной стороны, должна решать проблему обеспечения высокой боеспособности войск, пренебрегая негативными последствиями для экологии, а, с другой - обязана соблюдать требования экологической безопасности, снижая неизбежную нагрузку на окружающую среду.
Анализ документов и научной литературы по исследуемой проблеме позволил выявить инструменты совершенствования механизма реализации экопо-литики в оборонной сфере. Обозначим основные из них:
- создание программы экологизации в воинских объединениях (развитие экологической культуры военнослужащих; проведение экологических мероприятий, субботников; введение дисциплины «Экология» в федеральные государственные образовательные стандарты для военных учебных заведений);
- внедрение прогрессивных, экологически чистых технологий (разработка высокоточного вооружения; проектирование и строительство современных кораблей, оснащённых очистным оборудованием; использование прогрессивных технологий для переработки отходов (рециклинг; уничтожение органических отходов в метантенках для выработки электроэнергии); возведение экожилья и т.п.);
- нормирование антропогенных нагрузок на природу при ведении военной деятельности в соответствии с требованиями экологической безопасности;
- контроль за соблюдением военными учреждениями и военнослужащими экологических норм и, в случае их нарушения, применение жестких санкций, в соответствии с природоохранным законодательством.
Военные экологи сетуют на то, что теоретические разработки в области экологии, в том числе военной, не находят применения на практике из-за различных объективных и субъективных причин. Главная из них - финансирование по принципу «латания дыр». Лишь в текущем году высшие органы государственной власти всерьёз занялись этой проблемой. Толчком послужили трагические события на японской атомной станции «Фукусима-1». Вопросам экологической безопасности было посвящено отдельное заседание Госсовета, проводившееся 9 июня 2011 г. в городе Дзержинске Нижегородской области. Президент Российской Федерации раскритиковал кабинет министров за то, что его прошлогоднее поручение по совершенствованию государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды было практически сорвано. Нормативная база до сих пор не оформлена, потому что экологическая тематика в нашей стране не является приоритетной для власти.
Впрочем - приоритетной она не была и ранее. Так, в Западной Европе экологическую политику советской эпохи называли «экоцидом»1. В частности, во второй половине 1980-х гг. в СССР происходила не только трансформация всех сфер общества, но и катастрофическое разрушение окружающей природной среды. Многие экологические проблемы казались второстепенными и легко поправимыми, поэтому политическое руководство государства предпочитало экономить на этих «несущественных» статьях расходов. Вместе с тем тяжесть и сложность загрязнения природы с годами усугублялись, так как меры, предпринимаемые государством по предупреждению экологических угроз, были неэффективными. В период руководства страной М.С. Горбачёва произошли три экологические катастрофы, последствия которых распространились далеко за ее пределы и ощущаются в настоящее время: взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, пересыхание Аральского моря и радиоактивное заражение северной части Казахстана, вызванное ядерными испытаниями в районе Семипалатинска.
Исторический опыт свидетельствует, что недальновидная политика государства в сфере экологии только усиливает неразрешённые проблемы и противо-
1 Экоцид (эко + лат. Саеёеге - убиваю) - это уничтожение рода, племени, преднамеренное преступное разрушение среды обитания всего живого (среды жизни) либо уничтожение среды обитания человека на обширной территории в военных целях [3, с. 433]. - И.З.
2 Интересным представляется факт, что в 1993 г. М.С. Горбачев учредил неправительственную экологическую организацию «Международный Зеленый Крест» со штаб-квартирой в Швейцарии. - И.З.
речия. Тем не менее до сих пор механизм реализации политики государства в области экологии ещё не отрегулирован. За 20 лет было выработано, но пока ещё не утверждено окончательно 6 важных «экологических» законопроектов: об особо охраняемых природных территориях; о повышении эффективности государственного экологического мониторинга и экологического контроля; о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования; об экономическом стимулировании деятельности по утилизации отходов; о защите морей от нефтяного загрязнения. Продолжаются дискуссии о критериях установления экологических нормативов. К тому же, власть опасается, что жесткие экологические санкции могут стать источником коррупции для отдельных структур и чиновников, обеспечивающих их соблюдение.
Однако наличие несовершенного закона иногда бывает лучше, чем его отсутствие. Позитивным результатом встречи в Дзержинске можно считать заявление членов Правительства Российской Федерации о том, что вышеуказанные подзаконные акты в скором времени будут приняты и утверждены. Кроме того, в правовое поле вводится официальное понятие «накопленный экологический ущерб». Государство намерено вплотную заняться ликвидацией такого ущерба, привлекая для этого российских бизнес-партнеров, представителей соседних государств.
Эффективной реализации государственной экополитики, по мнению автора, будут способствовать принятие действенных подзаконных актов по регулированию экологических отношений и всенародное обсуждение концепции экологической политики России с привлечением экспертов-экологов. Так же пора приступить к разработке «Экологического кодекса Российской Федерации». На первом этапе их реализации необходимо минимизировать ущерб, причиняемый биосфере, выстраивая взаимовыгодное «сотрудничество» человеческого общества с окружающей средой.
В заключение отметим, что за рубежом экологическую политику связывают с концепцией устойчивого развития. В нашей стране она пока остается «стратегией выживания». Без учёта современного состояния окружающей среды, жёсткого соблюдения экологических стандартов для России нет будущего, поэтому главная миссия эффективной экологической политики - обеспечить экологическую безопасность общества, не превратив нашу Ойкумену (обитаемая часть Земли) в необитаемую пустыню.
* * *
1. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 375 с.
2. Маркович Д.Ж. Социальная экология: монография. М.: Изд-во РУДН, 1997. 436 с.
3. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеоло-гические и экологические тайны / под ред. Тюмасева З.И., Богданова Е.Н., Щербака Н.П. СПб.: Изд-во «Питер», 2004.
4. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 1600 с.
5. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды от 27 мая 2010 г. [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/transcripts/7872 (Дата обращения: 3.11.2011).
6. Урсул А.Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию // Социально-гуманитарные знания. 1997. № 2.
7. Экологический энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет В.И. Данилов-Данильян, Ю.М. Арский, Р.И. Вяхирев и др. М.: ИД «Ноосфера», 2002. 930 с.