УДК 502:342.25(045)
ИГУМНОВА Марина Борисовна, аспирант кафедры политологии и социологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор двух научных публикаций, учебно-методического пособия
РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КАК СУБЪЕКТ ЭКОПОЛИТИКИ
В статье рассматривается вопрос о региональной власти как главном субъекте экологической политики в Архангельской области. Представлены различные подходы к содержанию понятия «экополитика», предложена собственная трактовка. Автор указывает на основные направления деятельности региональной власти в природоохранной сфере, подчеркивая их важность в общероссийском и глобальном масштабе.
Экополитика, экологический кризис, региональная власть, концепция устойчивого развития, легитимация, экологическая безопасность
Отличительной особенностью современного этапа развития человечества является экологический кризис, реальным ответом на который стало признание необходимости разработки и реализации концепции устойчивого развития, формирование экологической политики на глобальном, региональном и локальном уровнях. Экологический фронт проходит по самому краю борьбы за биологическое, экономическое, политическое выживание человека. Экологический кризис как устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, переход биосферы в состояние непригодное для жизни проявляется в опасных изменениях генетического фонда, недостаточной энергетической, минерально-сырьевой и продовольственной обеспеченности, загрязнении окружающей среды токсическими отходами и пр.
На эти аспекты глобальных изменений обратил внимание В.И. Вернадский, предупреждая о возможных угрозах, которые несет с собой научный прогресс1. Эта проблема нашла отражение в докладе Д. Медоуза и его коллег
из Массачусетсского университета Римскому клубу в 1972 году, а затем в работе «Пределы роста»2. Современные российские исследователи Е.И. Глущенкова3, А.И. Костин4, Н.Н. Моисеев5 раскрывают собственно политические механизмы осуществления экологической политики, рассматривают управление охраной окружающей среды в единстве с развертыванием политического процесса.
Наиболее остро в политическом плане стоит вопрос о взаимосвязанных практических мерах по решению экологических проблем на планетарном, региональном, национальном уровнях, ведущих к формированию модели устойчивого развития. Это отчетливо проявилось в событиях 11 ноября 2007 г., когда в результате шторма у берегов Тамани в Керченском проливе и под Новороссийском потерпели кораблекрушения суда, перевозившие мазут и техническую серу6.
В контексте вышеизложенных событий становится ясно, что экологические проблемы, возникающие на локальном, местном уровне, вли-
яют, в том числе, и на глобальную среду. Не является исключением и Архангельская область.
ХХ век с его научно-техническим прогрессом, разрушительными войнами и началом перехода к постиндустриальной стадии развития нанес экологический ущерб северным землям. Не уменьшаются экологические риски, связанные с индустриализацией Северного края, с поисками, добычей и переработкой различных видов сырья, с хранением и транспортировкой нефти и нефтепродуктов, с функционированием военно-промышленного комплекса, с ядерной и радиационной опасностью. Трудно найти в современной России другой регион с такой концентрацией индустрии, транспорта, оборонных объектов, потенциально угрожающих всему живому не только в случае чрезвычайных обстоятельств, но и в повседневной действительности. К примеру, в 2006 г. отмечен рост выбросов в атмосферу предприятиями
ООО «Севергазпром», ФГУП «ПО «Севмаш-предприятие», ФГУП «МП «Звездочка», ОАО «Савинский цементный завод», ОАО «Котласский химический завод»7.
Поэтому возникает объективная потребность в систематизированном изучении некоторых аспектов экологической политики региональной власти с обобщением опыта Архангельской области. Закономерной реакцией политической науки на эту социальную потребность является необходимость в разработке в рамках региональной кратологии направления социальной и политической экологии. Данная статья является одной из попыток изучить феномен экологической политики в рамках северного региона.
Существует множество определений понятия «регион», каждое направление науки представляет собственное видение. На наш взгляд, наиболее полным является следующее определение: устойчивое историко-этническое образование, сформировавшееся естественным, эволюционным путем, в ходе развития социальноэтнических, экономических и культурных связей и взаимодействия их во всех сферах жизнедеятельности общества, имеющее свою
специфику, природно-климатические и другие отличия от соседних пространств8. В действительности регион рассматривается как субъект Российской Федерации, хотя правильнее было бы говорить о Европейском Севере России. Так или иначе, нельзя обеспечить переход к устойчивому развитию страны, не принимая во внимание экологическое развитие Архангельской области.
Экологизация региональной политики, экономики, культуры ведет к значительным сдвигам в направлении коэволюционного развития природы и общества, в том числе на локальном уровне. Это связано с потребностью преодолеть характерный для индустриальной модели общества подход, когда развитие одних регионов осуществляется за счет ухудшения экологического состояния других. В этом случае представляет интерес экологический подход к изменению современных общественных связей между различными сферами жизни, который ориентирован на более тесную связь с природой и известен под названием «биорегионализм». Он исходит из представления о биорегионе как области, определяемой не только политическими или административными границами, а естественными биологическими и геологическими особенностями9. Такой подход, если он не ведет к неприемлемым политическим и иным последствиям, должен безусловно учитываться в экологической политике.
Регион обладает своими политико-административными органами управления. Региональная власть характеризуется способностью и возможностью оказывать определяющее воздействие на поведение общества с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами граждан социума.
Кризисное состояние окружающей среды предопределило появление экологической функции региональной власти, центральным звеном которой является формирование и осуществление научно-обоснованной экологической политики, направленной на сохранение и воспроизвод-
ство здоровой и безопасной среды обитания, на разрешение социально-экологических конфликтов путем постепенной экологической модернизации всех сфер жизнедеятельности общества от трансформации базовой системы его ценностей, соблюдения гражданских прав и свобод и до перестройки промышленного производства на основе расширяющегося использования природосберегающих технологий.
Российский социолог О. Яницкий рассматривает экополитику как средоохранную, средовосстановительную деятельность. Приоритетами являются борьба с рисками прошлого, опасности и катастрофы настоящего, сохранение среды обитания для будущих поколений10.
Российский ученый А.И. Костин рассматривает экологическую политику как политику безопасности, уменьшения экологического риска. Особое внимание уделяется принятию решений в области охраны окружающей среды и природопользования, в первую очередь органами государственной власти и управления11 .
Если в определении экополитики у различных ученых можно найти точки соприкосновения, то в фиксации субъекта наблюдаются значительные разногласия. По мнению «фундаменталистов», главным субъектом политики являются промышленники, а уж потом государственная власть и наука. «Прикладники» считают, что государственная власть - это мотор любых политических решений. «Социально ориентированные» полагают, что агентами экологической политки в регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока являются ресурсодобывающая промышленность и армия. «Культурно ориентированные» ученые называют главным субъектом экополитики «экологический авангард» российской интеллигенции12 .
Несмотря на наличие нескольких акторов в экологической политике, именно государственная власть призвана регулировать процессы, происходящие в этой сфере, используя метод принятия решений (политическое прогнозирование, планирование, программирование), юридический подход (разработка, принятие и контроль над исполнением законов, регулирующих отношения в экологической сфере), экономические
рычаги (стимулирование природоохранной деятельности предприятий и пр.).
Рассматривая вопрос об экополитике, нельзя обойти вниманием подписание нашей страной в 1992 г. декларации «Рио-92» и принятие указа президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». «Экологическая доктрина Российской Федерации» (2002 г.) определяет цель государственной экополитики: сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны13.
На наш взгляд, экологическая политика региональной власти в современной России - это система политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых прежде всего государственной властью совместно с политическими институтами и гражданским обществом с целью перехода на путь устойчивого развития. Данное определение указывает на целевой аспект и специфичность современной политики в плане ее экологизации. Причем баланс интересов должен обеспечивать экологическую безопасность страны, коэволюцион-ное развитие природы и общества, а значит, его дальнейшее развитие.
Таким образом, приоритет в обеспечении перехода России к устойчивому развитию принадлежит федеральной и региональной властям, которые должны выступать в качестве мобилизующего начала в осуществлении экополитики в интересах развития общества и личности. Поэтому экологическая политка региональной власти Архангельской области должна предполагать:
- юридическое обеспечение прав граждан «на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии; на непосредственное участие граждан в принятии решений, затрагивающих состояние окружающей среды; на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением»14;
- разработку программ, связанных с обес-
печением экологической безопасности Так, по заказу комитета по экологии Администрации Архангельской области была разработана социально-экономическая целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы». Ее целями являются: стабилизация и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения; снижение уровня антропогенного воздействия на северные экосистемы; сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов региона15;
- контроль за выполнением задач, поставленных в программе, и за расходованием выделенных средств. Предполагается снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 15-20% (334,7 тыс. тонн в 2006 г.), снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на 20% (478,4 млн. куб. м в 2006 г.)16;
- экологическое образование и воспитание. К примеру, с 30 апреля по 30 июня 2006 г. в рамках программы Дней защиты от экологической опасности были организованы мероприятия для детей и юношества (выставка «Вода и воздух - источники жизни», конкурсы рисунков «Малым рекам - чистоту и полноводность» и т.д.);
- научно-техническое и информационное обеспечение охраны окружающей среды. В Архангельской области есть свой экологический сайт (www.dvinaland.ru/Ecology/);
Примечания
- межрегиональное и международное сотрудничество региональной власти в природоохранной и природовосстановительной деятельности. 24 октября 2007 г. вице-губернатор по управлению природными ресурсами и экологии А. Давиташвили и заместитель директора департамента по надзору и международным отношениям Норвежского агентства по экологическому надзору О. Шрейнер подписали протокол о намерениях. Документ станет основой для осуществления совместных проектов в области обеспечения экологически безопасного управления ртутьсодержащими отходами на территории региона до 2010 года.
В рамках статьи невозможно охватить весь комплекс мероприятий в природоохранной деятельности Архангельской области. Однако следует помнить, что экологические проблемы касаются всего общества, игнорирование их на региональном уровне может привести к катастрофе в общероссийском и глобальном масштабе. Поэтому особая ответственность лежит на региональной власти как главном субъекте экополитики. Решая важнейшие вопросы по охране окружающей среды, прогнозируя, планируя свою деятельность, принимая соответствующие нормативно-правовые акты, стимулируя природоохранную деятельность предприятий, региональная власть действует не только в интересах мирового сообщества, но и легитимирует себя на различных уровнях.
1 ВернадскийВ.И. Биосфера и ноосфера. М., 2003.
2МедоузД.Х., МедоузД.Л., РандерсЙ. За пределами роста. Предотвратить глобальную катастрофу, обеспечить устойчивое развитие / под ред. проф. Г.А. Ягодина. М., 1994.
3 Глущенкова Е.И. Основные участники экологической политики переходного периода // Вестник МГУ Сер. 12. Полит. науки. N° 2. 1998. С. 85-98.
4 Костин А.И. Экополитология и глобалистика: учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.
5Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. М., 2000.
6 Галицких О., Догадаев В., Карасев И., Павловская Т. Судный день // Россиийская газета. 2007. 13 ноября. № 253 (4516). С. 6.
7 Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области в 2006 году / отв. ред. Л.Г. Доморощенова. Архангельск, 2007. С. 164.
8 Лукин Ю. Ф. История и экология, экономика в меняющейся России: взгляд из Архангельска. Архангельск, 2001. С. 255.
9 Коваленко В.И., Костин А.И., Моисеев Н.Н., Степанов С.А. Экологическая безопасность и концепция экологополитологического образования в России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. 1993. N° 4. С. 5.
10 Яницкий О. Российская экополитика в трех измерениях // Pro et Contra. Зима 2002. Т. 7, № 1. Экология и политика. С. 7-11.
11 КостинА.И. Экополитология и глобалистика: учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.
12 Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (общественное движение, наука, политика). Новосибирск, 2002. C. 159.
13 Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ww.mnr. gov.ru/ part/. Проверено 25.12.2007.
14 Конституция РФ. Ст. 42. М., 2003. С. 9.
15 Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www. dvinaland.ru/Ecolo gy/. Проверено 25.12.2007.
16 Там же.
Igumnova Marina REGIONAL AUTHORITIES AS THE SUBJECT OF ECOPOLICY
The article regards the issue of the regional authorities as the main subject of the Archangelsk region ecopolicy. Different approaches to the “ecopolicy” concept content are set forth, the author’s interpretation is given. The author points out the main activity trends of the regional authorities in the sphere of environmental protection emphasizing their importance for Russia and the whole world.
Рецензент - МокшинВ.К., доктор политических наук, профессор кафедры политологии и социологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова