Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / БОЛЕЛЬЩИК / МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Целуйко Андрей Валерьевич, Денисенко Михаил Вячеславович

В статье проведен анализ нормативных документов, регламентирующих обеспечение безопасности крупных международных спортивных мероприятий. Определены направления обеспечения безопасности спортивных мероприятий, требующие дальнейшего развития и совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Целуйко Андрей Валерьевич, Денисенко Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING THE SAFETY OF INTERNATIONAL SPORTS EVENTS

The article analyzes the regulatory documents governing the security of major international sports events. The directions of ensuring the safety of sports events, which require further development and further improvement, have been determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-184-186

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Андрей Валерьевич ЦЕЛУЙКО,

кандидат юридических наук Михаил Вячеславович ДЕНИСЕНКО, кандидат юридических наук, доцент andcel1@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: А.В. Зубач, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье проведен анализ нормативных документов, регламентирующих обеспечение безопасности крупных международных спортивных мероприятий. Определены направления обеспечения безопасности спортивных мероприятий, требующие дальнейшего развития и совершенствования.

Ключевые слова: обеспечение безопасности, международные спортивные мероприятия, болельщик, место проведения соревнования.

Annotation. The article analyzes the regulatory documents governing the security of major international sports events. The directions of ensuring the safety of sports events, which require further development and further improvement, have been determined.

Keywords: security, international sporting events, fan, competition venue.

В настоящее время в федеральном законодательстве не закреплены понятия «спортивное массовое мероприятие», а также «официальное спортивное соревнование». Понятие «массовые мероприятия» встречается в нормативных документах, принятых на уровне субъектов Российской Федерации.

Например, в соответствии с п. 2 Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в Москве «массовое мероприятие» — это требующее согласования с органами исполнительной власти Москвы разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 8.00 ч до 23.00 ч в определенных местах.

Однако в данное определение заложен критерий наличия или отсутствия разрешения: если необходимо осуществлять согласование, то — мероприятие массовое, в противном случае — иное.

В то же время проведение съезда общественной организации не требует каких-либо уведомлений или разрешений1. Критерий массовости спортивного мероприятия также не закреплен

в законодательстве о физической культуре и спорте. Министерством внутренних дел Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3) принята формулировка: массовое мероприятие при участии граждан в количестве 50 и более человек2.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержатся основные понятия, использующиеся в законодательстве, регулирующем соответствующую сферу общественных отношений.

Важнейшей предпосылкой эффективного обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации является создание и поддержание на должном уровне правовой основы обеспечения национальной безопасности, в том числе в области организации и проведения массовых спортивных мероприятий. Проведение крупномасштабных спортивных мероприятий, помимо спортивной составляющей, имеет для нашей страны очень важное политическое значение.

20 января 2014 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в редакции Федераль-

№ 3/2021

ного закона от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ. Правительством Российской Федерации во исполнение указанных изменений были подготовлены и утверждены:

■ постановление Правительства РФ № 1156 от 16 декабря 2013 г. «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» ;

■ постановление Правительства РФ № 353 от 18 апреля 2014 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», которым установлены правила, определяющие порядок обеспечения общественного порядка и общественной безопасности организаторами официальных спортивных соревнований, собственниками, пользователями мест проведения спортивных соревнований, а также их обязанности и права в данной сфере деятельности.

Необходимо отметить, что благодаря огромной оперативной и профилактической работе, проделанной правоохранительными органами с «футбольными фанатами», Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г. в России (далее — ЧМ-2018) характеризовался практически полным отсутствием фактов проявления «околофутбольной» агрессии как со стороны российских, так и со стороны иностранных болельщиков.

Вместе с тем указанная проблематика по-прежнему актуальна. После окончания ЧМ-2018 начался новый виток противоправной активности, в большей степени опирающийся на исторически сложившиеся противостояния неформальных объединений болельщиков3.

Вместе с тем деятельность администраций российских футбольных клубов при организации зарубежных выездных игр, как правило, ограничивается продажей билетов на матчи без организации сопровождения своих болельщиков, их централизованной доставки, проведения совместной с организаторами игр работы по исключению возможностей совершения зрителями групповых нарушений общественного порядка.

Действовавшая во время Чемпионата мира по футболу персонифицированная карта зрителя, так называемая FAN-ID, стала одним из решающих факторов успешного проведения указанного мероприятия. Во многом благодаря тому, что зрители понимали свою персональную ответственность на трибунах, коли-

чество правонарушений на стадионах было минимальным.

По окончании Чемпионата Президент Российской Федерации В.В. Путин одобрил распространение полученного положительного опыта на матчи футбольной Премьер-Лиги и Кубка России и поручил Министерству спорта Российской Федерации использовать систему идентификации болельщиков и систему контроля доступа по аналогии с действовавшим FAN-ID.

В настоящее время в Российской Федерации заинтересованными организациями и ведомствами проводится работа по разработке и внедрению персонифицированной карты зрителя, действующей при проведении матчей Российской Премьер-Лиги (РПЛ) и Кубка России по футболу4.

На постоянной основе осуществляется мониторинг состояния объектов спорта, на которых проводятся официальные спортивные соревнования. Анализ актов обследований объектов спорта свидетельствует о наличии серьезных нарушений на большинстве спортивных сооружений, основными из которых являются технические недостатки (изъяны в периметральных ограждениях, отсутствие систем контроля и управления доступом, технических средств обеспечения безопасности).

Вместе с тем мониторинг позволяет сделать выводы о снижении практики проведения официальных спортивных соревнований на объектах спорта, не отвечающих установленным требованиям и не включенных во Всероссийский реестр объектов спорта.

Помимо правонарушений в футбольной среде, фиксируются случаи противоправных действий и при проведении иных спортивных соревнований. При этом в зону повышенного риска попадают турниры по силовым видам спорта, таким, как борьба, бокс и «Смешанные боевые искусства» («Mixed Martial Arts» — ММА), где в значительной степени действуют межэтнические и межконфессиональные факторы5.

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 г. изменила привычные сферы жизни общества. Значительное количество государств ввело эпидемиологические ограничения на проведение публичных мероприятий.

В связи с распространением инфекции COVID-19 в 2020 г. Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА — UEFA) принял решение перенести чемпионат Европы 2020 г. на лето 2021 г.

№ 3/2021

1BS

В 2021 г., несмотря на ограничения, чемпионат Европы по футболу УЕФА 2020 г. прошел в 11 городах и 10 странах.

В Российской Федерации перед проведением чемпионата Европы по футболу УЕФА 2020 г. был проведен комплекс мероприятий по обеспечению безопасности этого международного спортивного мероприятия.

Был утвержден Указ Президента РФ от 17 мая 2021 г. № 286 «Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге».

В соответствии с Указом, опубликованным на портале правовой информации, для обеспечения безопасности Евро-2020 был создан межведомственный оперативный штаб. В Петербурге и Ленинградской области на время чемпионата были образованы и обозначены контролируемые и запретные зоны, доступ в которые санкционировался уполномоченными лицами после проведения необходимых досмотровых процедур, с использованием пропускной системы.

Со 2 июня по 12 июля в Петербурге и Выборгском районе Ленинградской области была ограничена деятельность опасных производств и организаций, использующих взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически активные вещества, под усиленную охрану были взяты все объекты жизнеобеспечения.

Был запрещен оборот гражданского и служебного оружия и боеприпасов, за исключением ряда особо оговоренных случаев, а также оборот взрывчатых, сильнодействующих и ядовитых веществ. С 11 июня по 12 июля ввели запретные зоны для полетов и плавания в районах и акваториях Петербурга и Выборгского района Ленинградской области. Массовые акции моли быть санкционированы местными органами власти только при согласии на это межведомственного оперативного штаба.

Властям двух регионов было поручено определить границы территорий, где будет запрещена торговля алкоголем в стеклянной таре и употребление алкоголя, сделать запас необходимых лекарственных и других средств, оборот которых на время чемпионата был ограничен. Также было поручено обеспечить ограничение движения транспортных средств и информирование граждан о вводимых запретах и ограничениях6.

Обеспечение проведения массовых мероприятий — это комплексная задача, в решении которой наряду с органами внутренних дел должны принимать участие медицинская, автотранспортная и энергетическая службы, учрежде-

ния культуры, спорта, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, различные неформальные объединения и т.д.7. В обеспечении общественного порядка и безопасности крупномасштабных массовых мероприятий, как уже отмечалось, принимают участие личный состав учебных организаций МВД России, органы ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии, ФСИН, руководство военных гарнизонов, общественные объединения правоохранительной направленности. Для координации их деятельности создаются в зависимости от масштаба и значимости предстоящего мероприятия организационные комитеты или комиссии8.

С целью дальнейшего совершенствования организации обеспечения общественного порядка и безопасности по окончании мероприятия необходимо анализировать недостатки, использовать наработанный положительный опыт, совершенствовать нормативное правовое обеспечение.

1 Организация работы по обеспечению общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения политических, спортивных и праздничных мероприятий (по материалам ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области): Пособие / И.М. Исрафилов и др. Под ред. Б.Д. Донова. СПб., 2006. С. 35.

2 Офиц. сайт МВД РФ // Ы^рэ://мвд.рф^оситеп^;/ 2208584 (Дата обращения: 22.06.2021)

3 Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Учебник: В 2-х ч. М.: Академия управления МВД России, 2017. С. 59—63.

4 Административная деятельность полиции: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Ю.Н. Демидова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 527 с.

5 Швецов Б.Ф. Организация деятельности патрульно-постовой службы полиции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах: Учеб. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2016. 96 с.

6 Правительство утвердило программу подготовки к проведению матчей чемпионата Европы по футболу: Постановление Правительства РФ от 24.05.2021 № 777 // http:// government.ru/news/42316/ (Дата обращения: 23.06.2021)

7 Организация взаимодействия органов внутренних дел на транспорте и территориальных органов внутренних дел при решении задач по обеспечению общественного порядка: Учеб.-методич. пособие / Под. ред. А.Ф. Май-дыкова. М.: ТЕИС, 2012. 112 с.

8 Семенистый A.B., Гугунский А.Н., Тулев В.О., Туле-ва И.В. Организация деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий: Учеб.-методич. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2019. 86 с.

№ 3/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.