DOI 10.47643/1815-1329_2023_3_206
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ПО ФАКТАМ ИЗЪЯТИЙ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ PROBLEMS OF REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR CONDUCTING INSPECTIONS ON THE FACTS OF SEIZURES IN PLACES OF FORCED DETENTION OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM
ПРОКУДИН Виталий Вячеславович,
старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета
ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России).
390000, Россия, г. Москва, ул. Сенная, 1.
E-mail: 89206379744@ yandex.ru;
МАШКИН Сергей Геннадьевич,
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и специальных дисциплин факультета внебюджетного образования ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Пермский институт ФСИН России). 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail: msg_61@mail.ru;
ШЕВЧЕНКО Елена Яковлевна,
старший преподаватель-методист факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Пермский институт ФСИН России). 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail: eljasha@mail.ru;
PROKUDIN Vitalij Vjacheslavovich,
senior lecturer at the Department of Regime and Supervision Organization
at the Penal Correction Department of the Faculty of Law of the Federal Penitentiary Service
VO "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service" (Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia). 390000, Russia, Moscow, Sennaya str., 1. E-mail: 89206379744@yandex.ru;
MASHKIN Sergey Gennadyevich,
Senior Lecturer, Department of Social, Humanitarian and Special Disciplines, Faculty of Extrabudgetary Education, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service (Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). 125 Karpinsky str., Perm, Perm Krai, 614012, Russia. E-mail: msg_61@mail.ru;
SHEVCHENKO Elena Yakovlevna,
senior teacher-methodologist of the faculty of vocational training and additional professional education, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service (Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). 125 Karpinsky str., Perm, Perm Krai, 614012, Russia. E-mail: eljasha@mail.ru
Краткая аннотация: в статье затрагивается вопрос проведения проверок по фактам изъятий запрещенных вещей в местах принудительного содержания уголовно-исполнительной системы. Предпринята попытка совершенствования нормативно-правового регулирования данной сферы правоотношений.
Abstract: the article touches upon the issue of conducting inspections on the facts of seizures of prohibited items in places of forced detention of the penal system. An attempt has been made to improve the regulatory regulation of this sphere of legal relations.
Ключевые слова: проверки, изъятия, запрещенные вещи, каналы поступления, меры взыскания, исправительные учреждения.
Keywords: inspections, seizures, prohibited items, admission channels, penalties, correctional institutions.
Для цитирования: Прокудин В.В., Машкин С.Г., Шевченко Е.Я. Проблемы нормативно-правового обеспечения поведения проверок по фактам изъятий в местах принудительного содержания уголовно-исполнительной системы // Аграрное и земельное право. 2023. № 3(219). С. 206-208. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_206.
For citation: Prokudin V.V., Mashkin S.G., Shevchenko E.Ya. Problems of regulatory and legal support for conducting inspections on the facts of seizures in places of forced detention of the penal enforcement system // Agrarian and Land Law. 2023. No. 3(219). pp. 206-208. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_206.
Статья поступила в редакцию: 10.02.2023
Система мер правоохранительной деятельности в сфере обеспечения надзора за спецконтингентом имеет свое содержание. Содержание надзора находится в неразрывном единстве со средствами (формами) его осуществления, являющимися внешним проявлением содержания надзора и характеризующими его уголовно-исполнительную природу. Формы реализации надзора как правовые явления представляют собой установленные нормами права способы его осуществления. Средства (формы) реализации позволяют отличить надзор от любой другой деятельности по исполнению наказания, содержания под стражей, иных институтов при возможном совпадении основных характеристик, поскольку именно эти средства характеризуют его как явление в данном качестве. С ликвидацией средств (форм) надзора произойдет искажение сущности явления «надзор». С этим согласны многие представители пенитенциарной науки [1, 2, 6].
Обращаясь к ст. 82 УИК РФ мы видим, что порядок исполнения и отбывания лишения свободы является режимом в исправительных учреждениях, далее в статье идет перечисление его требований. В том числе обеспечение постоянного надзора, изменение условий отбывания
Уголовно-правовые науки
наказания, личную безопасность осужденных и персонала. Таким образом, исходя из толкований определений надзора действующих Инструкций о надзоре говорится, что надзор направлен на обеспечение режима, то есть считаем, что цель надзора - обеспечение режима. Правоохранительную деятельность в сфере обеспечения надзора в местах принудительного содержания УИС осуществляют такие режимные подразделения, как отделы безопасности и отделы режима и надзора. Деятельность вышеуказанных режимных подразделений основывается на Положениях об отделах режима и надзора и отделах безопасности мест принудительного содержания УИС соответственно. Положение о структурном подразделении относится к факультативным кадровым документам, которые прямо не предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, но в свою очередь содержат нормы трудового права и необходимы для регламентации работы организации [5, с. 215].
Проанализировав задачи, которые ставят перед собой режимные подразделения мест принудительного содержания УИС в сфере организации, обеспечения и осуществления надзора местного уровня, возможно, констатировать следующее. В их структуре и содержании, отсутствует какая либо система. Единственное, что можно здесь сказать, то, что совокупность каждого, напоминает понятие режима согласно уголовно-исполнительного законодательства, либо понятие надзора согласно ведомственных нормативно правовых актов. По нашему мнению, отделы режима и надзора и отделы безопасности мест принудительного содержания УИС должны ставить перед собой такую основную задачу как: организация, обеспечение и осуществление надзора. Выполнение которой, предполагает реализацию функций, состоящих в том числе из совокупности следующих элементов содержания надзора как:
- постоянное наблюдение за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных в местах их нахождения с целью предотвращения и пресечения совершения ими преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, содержания под стражей;
- использование комплекса инженерно-технических средств охраны и надзора и контроль за их исправностью;
- обеспечение выполнения подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, их родственниками, персоналом и иными лицами требований Правил внутреннего распорядка учреждения УИС;
- обеспечение пропускного режима между объектами изоляции внутри охраняемого учреждения и на прилегающей режимной территории;
- проведение обысков и досмотров в учреждениях УИС, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также в местах нахождения подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- сопровождение транспортных средств на территории учреждения, контроль за погрузочно-разгрузочными работами;
- обеспечение соблюдения лицами, посещающими места принудительного содержания УИС установленных требований режима;
- взаимодействие с подразделениями учреждения в целях предотвращения побегов, перебросов запрещенных предметов и других противоправных действий подозреваемых, обвиняемых и осужденных и иных лиц;
- применение физической силы, специальных средств и оружия;
- обеспечение пожарной безопасности;
- ведение служебной документации [4].
Любой элемент (задача) надзора заслуживает отдельного внимания. Сложно оценить роль каждого в отдельности и уж тем более затрачиваемое время на его выполнение. Но каждый, позволяет видеть результат.
Так, например, в ходе обыскных мероприятий за 12 месяцев 2022 года было изъято: 3 066,7 тыс. руб., в том числе валюты зарубежных стран в пересчете на рубли (из них 90,09% - при доставке); 624,5 л. алкогольных напитков промышленного производства (92,14% - при доставке); 22 201,7 л. спиртных напитков кустарного производства; 38 195,151 г. наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (98,89% -при доставке); 24 674 ед. средств связи (48,71% - при доставке); 6 732 ед. колюще-режущих предметов (1,98% - при доставке). 50,71% от общего количества изъятых колюще-режущих предметов было изъято в жилой зоне и на внутренней режимной территории СИЗО и тюрем (3 414 ед.) [3].
Для достижения таких результатов сотрудниками отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных и с-правительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России за 2022 год проведено 3 509 235 обыскных мероприятий.
В соответствии со ст. 82 УИК РФ порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В одном из положений данного порядка указывается необходимость проведения проверок по фактам обнаружения и изъятия запрещенных вещей. Там же, им определяется срок их проведения и цели, которые заключаются в выявлении и пресечении каналов поступления.
В другом положении порядка, определение необходимости проведения вышеуказанных проверок уже отдается на откуп начальника учреждения либо его заместителя, где в случае принятия положительного решения и проведения проверки, в дальнейшем данные материалы должны быть приобщены к материалам личного дела. Возникает вопрос, если цель проведения проверки достигнута, да даже если и нет, зачем? Конечно же, такие материалы не приобщаются к личному делу осужденного. Но и нет в учреждении и единой номенклатуры данных материалов.
Получается в одном учреждении, руководители усматривают необходимость в проведении проверок по фактам изъятия одних видов запрещенных вещей и предметов, например, при изъятии средств сотовой связи, алкогольных напитков, денежных и наркотических средств, в другом учреждении в отношении этих же видов, но еще по фактам изъятий колюще-режущих предметов и зажигалок. В одном учреждении руководители поручают проведение проверок по одним видам запрещенных предметов, сотрудникам одного структурного подразделения, например
по факту изъятия средств сотовой связи сотрудникам оперативного отдела, а по факту изъятия спиртных напитков, сотрудникам отдела безопасности (режима и надзора). Другие и вовсе в виду сложившейся ситуации по некомплекту личного состава, будут вынуждены сводить эту работу на нет. Что может привести к стабильному каналу поступления запрещенных вещей и предметов и даже увеличения их количества.
Порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС РФ, утверждённый приказом Минюста России № 341 от 31 декабря 2020 г. который определяет условия и особенности проведения служебных проверок во ФСИН России, учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в отношении сотрудников УИС и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в УИС рассматриваемые правоотношения не регулирует. Более того, приходится констатировать тот факт, что на сегодняшний день нормативно-правовой акт, который бы регламентировал порядок проведения проверок по фактам изъятия запрещенных вещей и предметов отсутствует.
В связи с этим, в целях упорядочения организации затронутой сферы, считаем, что необходимо разработать соответствующий нормативно-правовой документ, который бы выстроил систему, единый подход, единые перечни видов запрещенных предметов, по которым проводить проверку обязательно, по которым рекомендовано, а например, по запрещенным предметам, изъятым при доставке и вовсе нет необходимости, если же конечно, не возникло необходимости пресечь канал поступления уже во взаимодействии с иными правоохранительными органами вне учреждения.
Библиогра фия:
1. Антипов А.Ю. Обеспечение режима в исправительных учреждениях как мера противодействия преступности // В сборнике: Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 65-66.
2. Караваев И.В. Вопросы документирования результатов проведения обысков и досмотров в следственных изоляторах ФСИН России // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2015. № 5. С. 21 -27.
3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы. Январь-декабрь 2022 г. Информационно-аналитический сборник. Тверь,
2023.
4. Прокудин В.В. Определение основной задачи надзора в местах принудительного содержания уголовно-исполнительной системы В книге: IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». Материалы международных научно-практических конференций и круглых столов, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России. В 10 т.. 2019. С. 334-338.
5. Семенихин В.В. Кадровое делопроизводство. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2017. 594 с.
6. Сухарев С.Н. Надзор в системе средств профилактики преступности в воспитательных колониях // В сборнике: Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития. Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах. 2020. С. 119-123.
References:
1. Antipov A.Yu. Ensuring the regime in correctional institutions as a measure to counteract crime // In the collection: Technique and safety of objects of the penal system. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 65-66.
2. Karavaev I.V. Issues of documenting the results of searches and inspections in the remand prisons of the Federal Penitentiary Service of Russia // Bulletin of the Public Research Laboratory "Interaction of the penal enforcement system with civil society institutions: historical, legal, theoretical and methodological aspects". 2015. No. 5. pp. 21-27.
3. The main indicators of the activity of the penal system. January-December 2022. Information and analytical collection. Tver, 2023.
4. Prokudin V.V. Definition of the main task of supervision in places of forced detention of the penal system In the book: IV International Penitentiary Forum "Crime, punishment, correction". Materials of international scientific and practical conferences and round tables dedicated to the 140th anniversary of the penal system of Russia and the 85th anniversary of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. In 10 t.. 2019. pp. 334-338.
5. Semenikhin V.V. Personnel records management. 3rd ed., reprint. and additional M., 2017. 594 p.
6. Sukharev S.N. Supervision in the system of crime prevention tools in educational colonies // In the collection: The penal enforcement system at the present stage and prospects for its development. Collection of abstracts of speeches and reports of participants of the International Scientific and Practical Conference. In 6 volumes. 2020. pp. 119-123.