Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ЗАПРЕЩЕННЫЙ ПРЕДМЕТ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / ОСУЖДЕННЫХ / ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ПОД СТРАЖУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михеева Светлана Валентиновна, Шлепанов Денис Владимирович

Одним из проблемных вопросов, возникающих при функционированнии следственных изоляторов в России, является наличие в незаконном пользовании у лиц, содержащихся под стражей, запрещенных к использованию, хранению и приобретению предметов, в частности средств мобильной связи, а также апгрейдов, обеспечивающих их более широкий спектр действия и работу. В целях обеспечения наиболее качественного выполнения служебных задач по предупреждению поступления в незаконное пользование лицам, изолированным от общества и содержащимся в следственных изоляторах, средств мобильной связи помимо установленного на контрольно-пропускных пунктах по пропуску людей оборудования, использующегося для досмотра, в ряде учреждений широко применяются рентген-установки для досмотра как личных вещей, так и ручной клади. Кроме того, на объектах оборудованы отсекающие тамбуры, используемые для хранения личных вещей сотрудников учреждения и лиц, его посещающих. Несомненно, обеспечение учреждений обозначенными техническими средствами финансово затратно, учитывая сокращение финансирования ФСИН России, при этом фактов проноса запрещенных предметов на территорию следственных изоляторов меньше не становится. Проникновение запрещенных предметов на территорию следственных изоляторов УИС происходит, как правило, в уязвимых для этого местах (сокрытие под одеждой, в медицинских протезах и т. д.). Передача или попытка передачи запрещенных предметов, изделий и веществ признается оконченным правонарушением в тот момент, когда совершены действия, прямо направленные на их доставку, то есть они были пронесены на территорию режимного объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михеева Светлана Валентиновна, Шлепанов Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS THAT ARISE IN REMAND PRISON ACTIVITIESFOR ACTIONS AIMED AT DETECTION AND SEIZUREOF MOBILE COMMUNICATION FACILITIES

One of the most urgent problems of the activity of the investigative isolators of the Penal System of the Russian Federation is the fight against the entry of prohibited items into places of detention, especially mobile communication devices and their accessories. In order to increase the effectiveness of activities aimed at preventing the entry of prohibited items into the territory of pre-trial detention facilities in the penitentiary system, in addition to stationary metal detectors, x-ray scanners are installed at checkpoints for the inspection of personal belongings and hand Luggage. Facilities for storing personal belongings of the staff of the institution and persons who arrived to visit it are provided at the facilities of the penitentiary system in parallel with the cut-off vestibules of the checkpoint. Of course, providing institutions that execute sentences with these technical means is financially costly, given the reduction in funding for the Federal penitentiary service of Russia. However, there are no fewer cases of prohibited items being brought into the territory of pre-trial detention facilities. The penetration of prohibited items into the territory of pre-trial detention centers of the penal system usually occurs in vulnerable places (hiding under clothing, in medical prostheses, etc.). the Transfer or attempt to transfer prohibited items, products and substances is considered a completed offense at the moment when actions directly aimed at their delivery are committed, that is, they were carried into the territory of a secure facility.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ»

DOI 10.37523/SUI.2021.42.1.008 УДК 343.8

Михеева Светлана Валентиновна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры режима и охраны в УИС, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: crimlaw@samlawin.ru

Svetlana V. Mikheeva

Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of regime and supervision in the penal system,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: crimlaw@samlawin.ru

Шлепанов Денис Владимирович

преподаватель кафедры режима и охраны в УИС, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: crimlaw@samlawin.ru

Denis V. Shlepanov

Lecturer of the Department of regime and supervision in the penal system,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: crimlaw@samlawin.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

Аннотация. Одним из проблемных вопросов, возникающих при функционированнии следственных изоляторов в России, является наличие в незаконном пользовании у лиц, содержащихся под стражей, запрещенных к использованию, хранению и приобретению предметов, в частности средств мобильной связи, а также апгрейдов, обеспечивающих их более широкий спектр действия и работу.

В целях обеспечения наиболее качественного выполнения служебных задач по предупреждению поступления в незаконное пользование лицам, изолированным от общества и содержащимся в следственных изоляторах, средств мобильной связи помимо установленного на контрольно -пропускных пунктах по пропуску людей оборудования, использующегося для досмотра, в ряде учреждений широко применяются рентген-установки для досмотра как личных вещей, так и ручной клади. Кроме того, на объектах оборудованы отсекающие тамбуры, используемые для хранения личных вещей сотрудников учреждения и лиц, его посещающих.

Несомненно, обеспечение учреждений обозначенными техническими средствами финансово затратно, учитывая сокращение финансирования ФСИН России, при этом фактов проноса запрещенных предметов на территорию следственных изоляторов меньше не становится.

Проникновение запрещенных предметов на территорию следственных изоляторов УИС происходит, как правило, в уязвимых для этого местах (сокрытие под одеждой, в медицинских протезах и т. д.). Передача или попытка передачи запрещенных предметов, изделий и веществ признается оконченным правонарушением в тот момент, когда совершены действия, прямо направленные на их доставку, то есть они были пронесены на территорию режимного объекта.

Ключевые слова: следственный изолятор, запрещенный предмет, подозреваемый, обвиняемый, осужденных, заключенный под стражу.

SOME PROBLEMS THAT ARISE IN REMAND PRISON ACTIVITIESFOR ACTIONS AIMED AT DETECTION AND SEIZUREOF MOBILE COMMUNICATION FACILITIES

Summary. One of the most urgent problems of the activity of the investigative isolators of the Penal System of the Russian Federation is the fight against the entry ofprohibited items into places of detention, especially mobile communication devices and their accessories.

In order to increase the effectiveness of activities aimed at preventing the entry ofprohibited items into the territory of pre-trial detention facilities in the penitentiary system, in addition to stationary metal detectors, x-ray scanners are installed at checkpoints for the inspection of personal belongings and hand Luggage. Facilities for storing personal belongings of the staff of the institution and persons who arrived to visit it are provided at the facilities of the penitentiary system in parallel with the cut-off vestibules of the checkpoint. Of course, providing institutions that execute sentences with these technical means is financially costly, given the reduction in funding for the Federal penitentiary service of Russia. However, there are no fewer cases ofprohibited items being brought into the territory of pre-trial detention facilities.

© 2021 Михеева С. В., Шлепанов Д. В.

The penetration ofprohibited items into the territory ofpre-trial detention centers of the penal system usually occurs in vulnerable places (hiding under clothing, in medical prostheses, etc.). the Transfer or attempt to transfer prohibited items, products and substances is considered a completed offense at the moment when actions directly aimed at their delivery are committed, that is, they were carried into the territory of a secure facility.

Keywords: remand prison, prohibited item, the suspect, the accused, the convicted, placed in detention.

Одной из актуальных проблем в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИ^ является борьба с поступлением запрещенных предметов, особенно средств мобильной связи и комплектующих к ним. Так, только за 2019 г. в исправительных учреждениях было изъято 54 7З7 сотовых телефонов, а в следственных изоляторах 6689 [1, с. З1], в то время как в 2018 г. в исправительных учреждениях было изъято 55 812, а в следственных изоляторах 6З22 [2, с. 29].

Несмотря на то что законодатель (относительно следственных изоляторов (далее - CffiO)) не указал на то, что телефоны и комплектующие к ним предметы являются запрещенными, по аналогии с исправительными учреждениями (далее - ИУ), он обозначил разрешенные предметы, в число которых телефоны не входят.

Оледует отметить, что функционирование учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИC) происходит с законодательно заданными параметрами, которые в свою очередь складываются из прав, обязанностей и запретов [З, с. З4] налагаемых как на субъекта одной стороны (подозреваемого, обвиняемого, осужденного), так и на субъекта другой стороны, прямо или косвенно участвующего в режимных правоотношениях [4, с. З9]. Cлeдoватeльнo, для повышения эффективности функционирования учреждений УИC необходимо разработать рекомендации для профилактики совершаемых преступлений и правонарушений, а также рассмотреть положительный опыт учреждений.

Итак, для того чтобы достичь наибольшей эффективности деятельности учреждений и недопущения проникновения в нелегальное пользование лиц, содержащихся под стражей, запрещенных к использованию, хранению и приобретению предметов, в частности средств мобильной связи, а также апгрейдов (от английского up-grade) - усовершенствованных средств, передающих сигнал, например, смарт-часы, обеспечивающих их более широкий спектр действия и работу, а также обеспечения наиболее качественного выполнения служебных задач по предупреждению поступления в незаконное пользование лицам, изолированным от общества и содержащимся в следственных изоляторах, средств мобильной связи, помимо установленного на контрольно-пропускных пунктах по пропуску людей оборудования, использованного для досмотра, в ряде учреждений широко применяются рентген-установки, используемые для досмотра как личных вещей, так и ручной клади. Кроме того, на объектах оборудованы отсекающие тамбуры, используемые для хранения личных вещей сотрудников учреждения и лиц, его посещающих.

Кроме того, на объектах УИC параллельно с отсекающими тамбурами КПП предусмотрены помещения для хранения личных вещей персонала учреждения УИC и лиц, прибывших для его посещения. Несомненно, обеспечение учреждений обозначенными техническими средствами финансово затратно, однако и фактов проноса запрещенных предметов, в том числе сотовых телефоном, на территорию CffiO меньше не становится, так как проникновение запрещенных предметов, как правило, происходит в уязвимых для этого местах (например, под полами одежды или отворотом головного убора, под сидениями автотранспорта, в отсеках для инструментов; в медицинских протезах; в естественной полости человеческого организма и др.).

Хотелось бы отметить, что в связи с развитием современных технологий, которые в свою очередь существенно изменили объем, форму и значительно расширили функциональность средств мобильной связи, наличие запрещенных к использованию и хранению данных предметов в личном пользовании подозреваемых, обвиняемых и осужденных остается существенной проблемой в деятельности ФCИH России. Так, доставка на территорию следственных изоляторов средств мобильной связи осуществляется, как правило, по одним и тем же каналам. Coглаcнo официальной статистической отчетности ФCИH России в период с 2017 по 2019 гг. попытки доставки средства мобильной связи на территорию CffiO осуществлялись по следующим каналам:

- при проносе средств мобильной связи на режимную территорию сотрудниками и иными лицами через КПП по пропуску людей;

- при досмотре автотранспорта, въезжающего на территорию CffiO;

- при досмотре посылок, передач и бандеролей;

- при досмотре граждан, прибывших на длительные свидания к осужденным, отбывающим наказание в отряде по хозяйственному обслуживанию учреждения;

- при производстве обыска в сборном отделении в отношении прибывших в следственный изолятор подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- при проведении неполного обыска в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, после окончания их свидания с адвокатами, следователями в следственных кабинетах;

- при попытке переброса через основное ограждение на территорию следственного изолятора с прилегающей к нему территории, на которой установлены режимные требования (к данному каналу доставки также можно отнести доставку средств сотовой связи с использованием беспилотных летательных аппаратов - БПЛА) [5, с. 5].

Говоря о природе наличия в незаконном пользовании у лиц, содержащихся под стражей, запрещенных к использованию, хранению и приобретению предметом, в частности средств сотовой связи, а также апгрейдов, обеспечивающих их более широкий спектор действия и работу, ннеобходимо рассматривать и сам процесс доставки, так как наличие средств мобильной связи является острой проблемой для СИЗО, впрочем, как и для любого исправительного учреждения.

Используя средства мобильной связи, содержащиеся лица налаживают каналы их поступления, устанавливают преступные связи с лидерами уголовно-преступной среды, оказывают давление на лиц, проходящих по уголовному делу в качестве свидетелей и потерпевших, совершают мошеннические действия, причиняя значительный материальный ущерб потерпевшим, делают заведомо ложные сообщения об актах терроризма, готовящихся взрывах и поджогах, которые впоследствии имеют большой общественный резонанс, несмотря на то что государство устанавливает различные специальные требования для учреждений, в том числе и учреждений, где людей изолируются, а также прилегающих территориях, на которых установлены режимные требования, где вещи разрешенные к свободному обороту, в частности телефоны и сим-карты, могут изыматься [6, с. 145].

Ежегодно сотрудниками СИЗО изымается более 6500 мобильных телефонов [7, с. 31], и, несмотря на предпринимаемые меры, значительно снизить количество находящихся в пользовании у лиц, содержащихся под стражей, средств мобильной связи пока не удается.

Соотношение количества изъятых средств мобильной связи по годам представлено на рис. 1, 2, 3.

Рис. 1. Количество изъятых средств мобильной связи на режимной территории СИЗО УИС в 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Исходя из приведенных выше статистических данных можно сделать вывод о том, что в 2017 г. изъятие средств мобильной связи в СИЗО УИС по сравнению с 2016 г. выросло на 8,4 %. Изъятие же их при доставке значительно снизилось и составило 30,6 %.

Рис. 2. Количество изъятых средств мобильной связи на режимной территории СИЗО УИС в 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Анализ обысковой работы позволяет сделать вывод о незначительном снижении показателей (5,5 %) по изъятию запрещенных предметов, поступающих в незаконное пользование к подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в следственных изоляторах УИС, в частности средств мобильной связи, в 2018 г. Изъятие средств мобильной связи на территориях, прилегающих к учреждениям, по сравнению с 2017 г. в 2018 г. остается на прежнем уровне (0 %).

Рис. 3. Количество изъятых средств мобильной связи на режимной территории СИЗО УИС в 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Изъятие средств мобильной связи в следственных изоляторах УИС России в 2019 г. по сравнению аналогичным периодом прошлого года показывает снижение на 5,4 % в общем, а при доставке всего на 0,7 %.

Согласно заключениям служебных проверок по факту изъятия средств мобильной связи и комплектующих ним, проведенных сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве,

во втором полугодии 2019 г. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве было обнаружено и изъято 70 единиц средств мобильной связи, из них при попытке доставки - 28 единиц, или 40 %, в камерах - 42 единицы, или 60 %. Анализ данных заключений показал, что в своем большинстве изъятые средства мобильной связи были обнаружены непосредственно в камерах учреждения, что говорит о прямом нахождении их в свободном пользовании подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в заключениях служебных проверок не указываются места и способы сокрытия. Исходя из пояснений лиц, содержащихся в камерах, где было произведено изъятие средств мобильной связи, запрещенные предметы находились на хранении в данной камере и им не принадлежат, что говорит о наличии межкамерной связи между лицами, содержащимися в разных камерах. Администрация не принимает должных мер, направленных на пресечение межкамерной связи. 1М1, изъятых средств мобильной связи, согласно заключениям служебных проверок в органы внутренних дел по территориальности, с целью установления их причастности к мошенническим действиям, направляется не в каждом случае. Исходя из результатов заключений служебных проверок за второе полугодие 2019 г. основными каналами проникновения средств мобильной связи в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве является:

- сборное отделение и составляет - 30 случаев (61,2 %), что говорит о низком качестве проведения обыска в отношении прибывших лиц, в отношении кого избрана мера заключения в виде заключения под стражу;

- неслужебные связи сотрудников и работников учреждения - 5 случаев (10,2 %), данные факты обнаружения и изъятия средств мобильной связи у подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются завершенным правонарушением, так как запрещенные предметы находились в личном пользовании у лиц, содержащихся под стражей, и сделать вывод о слабой профилактической и психолого-воспитательной работе с личным составом учреждения, об отсутствии оперативной информации о лицах как со стороны сотрудников, так и со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных, вынашивающих намерения о доставке запрещенных предметов.

Авторы отмечают, что современные технические средства, а также грамотные действия сотрудников позволяют выявлять большинство правонарушений и преступлений до того, как предметы и вещества будут доставлены на территорию учреждения, тем не менее многие из них все же остаются незамеченными либо перехваченными [6, с. 345].

Предотвращенные попытки доставки средств мобильной связи:

- комната приема-выдачи посылок передач, бандеролей, при досмотре посылок - 10 случаев (20,4 %);

- при производстве полного обыска прибывших лиц, в сборном отделении - 3 случая (6,1 %);

- при перебросе через основное ограждений - 1 случай (2,1 %), данные попытки доставки средств мобильной связи для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, были предотвращены сотрудниками учреждения, что можно отметить с положительной стороны.

В первом полугодии 2020 г. в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Москве было обнаружено и изъято 6 единиц мобильной связи и одна единица комплектующих к средствам мобильной связи (^В-кабель), данные запрещенные предметы были обнаружены и изъяты в камерах учреждения. В результате заключений служебных проверок установлено, что средства мобильной связи были доставлены подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в учреждение через сборное отделение и составляет 85 % от общего их количества, что свидетельствует о некачественном проведении полного обыска лиц доставленных в учреждение, сотрудниками дежурной смены, несмотря на то что в учреждении имеется специальное оборудование, используемое для досмотра. Один факт, или 15 %, обнаружения и изъятия комплектующих к средствам мобильной связи (блок питания и ^В-кабель для зарядки мобильного устройства), является результатом неслужебной связи работников учреждения и лиц, содержащихся под стражей.

К основным каналам поступления средств мобильной связи следует отнести: попытки их проноса адвокатами (защитниками), следователями, сотрудниками органов внутренних дел, прибывающих для встречи с лицами, содержащимися под стражей, в рамках уголовного дела, через контрольно-пропускные пункты по пропуску людей, посылки от родственников и иных лиц, находящихся на свободе, комнату обыска сборного отделения, переброс через основное ограждение, сотрудников, вступающих в неслужебные связи, низкое качество проведения обыска в сборном отделении. Причинами и условиями, способствующими наличию средств мобильной связи в пользовании у лиц, содержащихся под стражей, стали: низкое качество проводимых обысков и досмотров вновь прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных, неиспользование при проведении

обысков и досмотров рентген-оборудования, при досмотре сотрудников УИС и лиц, прибывших для встречи с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на контрольно-пропускных пунктах, сотрудниками, осуществляющими досмотр, зачастую не всегда проявляется принципиальность и требовательность, отсутствие упреждающей информации о готовящихся доставках средств мобильной связи, отсутствие контроля за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными во время проведения в отношении них обыска и досмотра вещей, что позволяет им менять место сокрытия средств мобильной связи как перед началом обыска, так и в ходе его проведения, отсутствие взаимодействия с сотрудниками конвойных подразделений полиции, осуществляющих доставку подозреваемых, обвиняемых и осужденных в зал судебного заседания, по перекрытию каналов поступления средств мобильной связи на территорию СИЗО.

Руководством центрального аппарата ФСИН России и территориальных органов проводится активная работа по укреплению режимных требований на территориях следственных изоляторов, а также перекрытию каналов поступления запрещенных предметов.

На сегодняшний день в исправительных учреждениях и следственных изоляторах для досмотра подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также лиц, прибывающих в учреждение, применяется 1833 стационарных металлообнаружителя, из которых 815 установлены на КПП по пропуску людей, 111 - на КПП по пропуску лиц на режимную территорию в СИЗО и тюрьмы, 9 - на КПП между режимной и хозяйственно-складской зонами в следственных изоляторах, 440 - в иных местах: сборных и следственных отделениях, специальных блоках, комнатах обыска. Наряду с данным оборудованием в следственных изоляторах УИС стали активно использоваться рентгеносканеры для досмотра подозреваемых, обвиняемых и осужденных, прибывших в учреждение, а также их личных вещей, поступивших в их адрес посылок, передач и бандеролей, что снижает нагрузку на личный состав и тем самым позволяет минимизировать человеческий фактор.

Администрацией СИЗО УИС организована работа по перекрытию каналов доставки средств мобильной связи через КПП по пропуску людей. Сотрудниками активно применяется на практике составление протоколов административного правонарушения с дальнейшим направлением в мировой суд для принятия процессуального решения. Санкцией ст. 19.12 КоАП РФ «Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания» предусмотрено наказание в виде штрафа в отношении лиц, допустивших данное административное правонарушение, в размере от 3000 до 5000 р.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что для решения вопроса о пресечения проникновения и изъятия в СИЗО, а также повышения эффективности деятельности, направленной на недопущение проникновения средств мобильной связи на территорию СИЗО, необходимо организовать работу по следующим направлениям:

- недопущение недобросовестного исполнения своих служебных обязанностей сотрудниками учреждений, чья деятельность непосредственно связана с производством обысков и досмотров в комнате приема-выдачи посылок, передач и бандеролей, в помещении для производства обыска сборного отделения, на КПП по пропуску людей и автотранспорта, при обыске камер;

- обеспечение контроля за оперативным перекрытием и появляющейся информацией о наличии запрещенных предметов у лиц, заключенных под стражу, а также о готовящихся доставках средств мобильной связи подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и их родственниками на территорию СИЗО;

- недопущение вступления личным составом учреждения в неслужебные связи с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и их родственниками, а также иными гражданами: знакомыми, лицами, проходящими по одному уголовному делу, остающимися на свободе;

- повышение уровня профессиональной подготовки личного состава учреждения. При проведении занятий в рамках служебно-боевой подготовки не всегда руководителем занятий уделяется должное внимание доведению информации об изменениях и дополнениях в действующее законодательство и ведомственные нормативно-правовые акты;

- усиление кадровой работы; имеющийся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах некомплект личного состава отделов режима и надзора (безопасности) по состоянию на 31.12.2019 составил 5534 ед.;

- активизация роли института наставничества при вхождении в должность вновь принятых сотрудников; зачастую несение службы молодыми сотрудниками осуществляется не с наставником, что напрямую влияет на передачу накопленного положительного опыта;

- использование при проведении обысков и досмотров в обязательном порядке рентге-носканеров;

- своевременное обслуживание и ремонт оборудования, используемого для производства обысков и досмотров;

- доведение до личного состава поступающей информации из центрального аппарата ФСИН России и других территориальных органов о допущенных преступлениях и происшествиях в СИЗО УИС, принятых мерах и установлении причин, способствующих их возникновению;

- усиление роли руководства за работой подчиненных сотрудников, своевременное принятие мер реагирования по фактам допущенных нарушений несения службы личным составом учреждения;

- повышение качества отработки совместных практических действий при срабатывании средств обнаружения при проведении совместных инструктажей отделов охраны, дежурной и дневной смен. В настоящее время часто проводится формально, что может быть связано с конструктивными особенностями учреждения, его географическим положением, погодными условиями либо нежеланием руководителей;

- недопущение нарушений требований алгоритма, установленного ФСИН России, по организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ; должный контроль при их осуществлении на территории учреждения.

Библиографический список

1. Состояние законнности и соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе. Отчет ФСИН России «УИС-ТО-СЗПЧ» // Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2019 г): информационно-аналитический сборник. Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2020. 325 с.

2. Состояние законнности и соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе. Отчет ФСИН России «УИС-ТО-СЗПЧ» // Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2018 г): информационно-аналитический сборник. Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2019. 294 с.

3. Михеева С. В. Режим как заданный параметр функционирования исправительных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 3 (190). С. 34-39.

4. Михеева С. В. Субъекты правоотношений в аспекте обеспечения режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Черные дыры в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 76-79.

5. Состояние законности и соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе. Отчет ФСИН России «УИС-ТО-СЗПЧ» // Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2017 г): информационно-аналитический сборник. Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2018. 389 с.

6. Шиханов В. А. Оборот запрещенных предметов на режимных территориях уголовно-исполнительной системы: вопросы криминализации // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 3 (39) / 2018. С. 144-148.

7. О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в исправительных учреждениях и следственных изоляторах в 2017 г: информационное письмо ФСИН России от 26.02.2018 г. исх. 03-12891. 325 с.

8. Фурманов А. В., Илюхин С. Е. Основные проблемы по перекрытию каналов проникновения к осужденным запрещенных предметов и пути их решения // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе: материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. Самара, 2018. С. 341-344.

References

1. Sostojanie zakonnnosti i sobljudenie prav cheloveka v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme. Otchet FSIN Rossii «UIS-TO-SZPCh» [The state of legality and respect for human rights in the pénal system. The state «UIS-TO-SZHR»]. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy FSIN Rossii (yanvar'-dekabr' 2019 g): informatsionno-analiticheskii sbornik [Key performance indicators (January-December 2019): information and analytical collection]. Tver, 2020, 325 p. [in Russian].

becthhk emu

2. Sostojanie zakonnnosti i sobljudenie prav cheloveka v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme. Otchet FSIN Rossii «UIS-TO-SZPCh» [The state of legality and respect for human rights in the penal system. The state «UIS-TO-SZHR»]. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy FSIN Rossii (yanvar'-dekabr' 2018 g): informatsionno-analiticheskii sbornik [Key performance indicators (January-December 2018): information and analytical collection]. Tver, 2019, 294 p. [in Russian].

3. Miheeva S. V. Rezhim kak zadannyj parametr funkcionirovanija ispravitel'nyh uchrezhdenij [Mode as a specified parameter for the functioning of correctional institutions]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Statements of the penal system], 2018, no. 3 (190), pp. 34-39 [in Russian].

4. Miheeva S. V. Subekty pravootnoshenij v aspekte obespechenija rezhima v uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Subjects of legal relations in the aspect of ensuring the regime in institutions of the penitentiary system]. Chernye dyry v Rossijskom zakonodatel'stve [Black holes in Russian legislation], 2017, no. 5, pp. 76-79 [in Russian].

5. Sostojanie zakonnnosti i sobljudenie prav cheloveka v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme. Otchet FSIN Rossii «UIS-TO-SZPCh» [The state of legality and respect for human rights in the penal system. The state «UIS-TO-SZHR»]. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy FSIN Rossii (yanvar'-dekabr' 2017 g): informatsionno-analiticheskii sbornik [Key performance indicators (January-December 2017): information and analytical collection]. Tver, 2018, 389 p. [in Russian].

6. Shihanov V. A. Oborot zapreshhennyh predmetov na rezhimnyh territorijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: voprosy kriminalizaci [Trafficking in prohibited items in restricted areas of the penal system: issues of criminalization]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2018, no. 3 (39), pp. 144-148 [in Russian].

7. O nedostatkah v organizacii rezhima i obespechenija nadzora za podozrevaemymi, obvinjae-mymi i osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdenijah i sledastvennyh izoljatorav v 2017 g.: Infor-macionnoe pis'mo FSIN Rossii ot 26.02.2018 ish. 03-12891 [About shortcomings in the organization of the regime and ensuring supervision of suspects, accused and convicted in correctional institutions and pre - trial detention centers in 2017: information letter of the Federal penitentiary service of Russia dated 26.02.2018 ex. 03-12891]. 325 p. [in Russian].

8. Furmanov A. V., Iljuhin S. E. Osnovnye problemy po perekrytiju kanalov proniknovenija k osuzhdennym zapreshhennyh predmetov i puti ih reshenija [Rudnye problem after perekryti kanalovnai K osuzhennyh objects I let ihrehnya]. Problemy i perspektivy razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii na sovremennom jetape: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii adjunktov, aspirantov, kursantov i studentov [Problems and Prospects of Development of the Russian Penal System at the present Stage: materials of the International Scientific Conference of Adjuncts, Postgraduates, Cadets and Students]. Samara, 2018, pp. 341-344 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.