УДК 343.8
ЭО1: 10.51522/2307-0382-2022-242-7-18-28
МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ СОРОКИН
начальник кафедры организации режима и надзора юридического факультета ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы И sorokinmike@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2518-155X
Владимир
Повышение эффективности организации внезапных проверок качества проведения обысков и досмотров
Аннотация. В статье на основе анализа оперативной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации рассматриваются вопросы планирования и организации проверок качества проведения обысков, досмотров, технических осмотров на режимных территориях. Цель исследования - разработка методики и способов проверки качества проведения режимных мероприятий в виде обысков и досмотров. В результате проведенной работы на основе изучения ухищрений, применяемых гражданами, а также подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными для изготовления и доставки запрещенных предметов на режимную территорию даны конкретные рекомендации сотрудникам оперативно-режимных аппаратов по изготовлению муляжей запрещенных предметов, способам их сокрытия для качественной оценки результатов проводимых режимных мероприятий. Использование приведенной методики положительно отразится на повышении эффективности осуществления гласных и негласных проверок качества несения службы сотрудниками отделов безопасности (режима и надзора). Сделаны выводы о важности документального оформления как стадии подготовки к проведению проверки бдительности сотрудников дежурных и дневных смен отделов безопасности (режима и надзора), а также способа фиксации результатов проводимых режимных и оперативно-профилактических мероприятий.
Ключевые слова: режимное мероприятие, запрещенный предмет, муляж, закладка, проверка
Для цитирования
Сорокин М. В. Повышение эффективности организации внезапных проверок качества проведения обысков и досмотров // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 7. С. 18-28. https: //www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-242-7-18-28.
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки)
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года основным направлением развития современной уголовно-исполнительной системы является обеспечение ее безопасности [1]. Анализ криминологической характеристики подозреваемых, обвиняемых и осужденных,
© Сорокин М. В., 2022
находящихся в местах содержания под стражей и лишения свободы, свидетельствует о наличии у них противоправных намерений. Так, в 2021 году численность лиц, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, составляла 16 673 человека (АППГ - 17 370 человек), из них в исправительных колониях (ИК), лечебно-ис-
MICHAEL V. SOROKIN
Head of the Department of Organization of the Regime and Supervision of the Faculty of Law of VLI of the FPS of Russia, Candidate of Law, Colonel of the Internal Service sorokinmike@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2518-155X Vladimir
Increasing the efficiency of organizing unannounced inspections of the quality of searches and inspections
Abstract. Based on the analysis of the operational situation in correctional institutions and pre-trial detention centers of the penitentiary system of the Russian Federation, the article discusses the issues of planning and organizing quality checks for conducting searches, searches, and technical inspections in sensitive areas. The purpose of the study is to develop a methodology and methods for checking the quality of security measures in the form of searches and searches. As a result of the work done, on the basis of studying the tricks used by citizens, as well as suspects, accused, convicts for the manufacture and delivery of prohibited items to the regime territory, specific recommendations were given to employees of the operational-security apparatus on the manufacture of dummies of prohibited items, methods of concealing them for a qualitative assessment of the results of ongoing routine events. The use of the above methodology will have a positive impact on improving the efficiency of overt and covert inspections of the quality of service by employees of security departments (regime and supervision). Conclusions are drawn about the importance of documenting as a stage of preparation for checking the vigilance of employees on duty and day shifts of security departments (regime and supervision), as well as a way to record the results of ongoing regime and operational and preventive measures.
Keywords: regime event, prohibited item,dummy, bookmark, check, stash
For citation
Sorokin M.V. Improving the efficiency of organizing sudden checks of the quality of searches and searches // Vedomosti penal system. 2022. No. 7. P. 18-28. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-242-7-18-28.
12.00.08 Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)
правительных (ЛИУ) и лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) содержались 16 117 человек (АППГ - 17 143 человека), в воспитательных колониях (ВК) - 20 человек (АППГ - 7 человек), в тюрьмах - 374 человека (АППГ - 113 человек), в следственных изоляторах (СИЗО) - 139 человек (АППГ - 73 человека), в помещениях, функционирую-
щих в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), - 23 человека (АППГ - 34) [2]. Кроме того, о наличии противоправных намерений свидетельствуют данные о количественном составе лиц, состоящих на различных видах профилактического учета (рисунок 1).
Одной из угроз стабильного функционирования исправительных учрежде-
120 000-, 100 000 80 000 60 000 40 000 -20 000 -
95 246 95 544 97 203
80 844 83 016 ____• •-
81 997
0
2015 2016 2017 2019 2020 2021
Рисунок 1. Численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, состоящих на профилактическом учете [2]
мероприятий должно быть осуществле-
ний (ИУ), СИЗО является наличие у подозреваемых, обвиняемых, осужденных запрещенных к хранению и использованию предметов и веществ. В 2021 году на режимных и прилегающих к учреждениям ФСИН России территориях было изъято:
- денежных средств - 2 753,9 тысячи рублей;
- алкогольных напитков промышленного производства - 761,3 л;
- алкогольных напитков кустарного производства - 29 622,6 л;
- наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - 29 595,62 г;
- средств мобильной связи - 48 255 единиц;
- колюще-режущих предметов, конструктивно схожих с холодным оружием, - 14 157 единиц;
- огнестрельного, газового, пневматического оружия - 3 единицы;
- боеприпасов - 728 единиц [2].
Приведенные статистические данные
свидетельствуют о наличии проблем при проведении режимных мероприятий в виде обысков, досмотров, технических осмотров и их невысоком качестве. В связи с этим одним из средств повышения эффективности проведения режимных
ние проверок их качества путем закладки муляжей запрещенных предметов и веществ, что позволит выявить существующие проблемы в рассматриваемом направлении оперативно-служебной деятельности и выработать пути их решения.
В соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов Минюста России, указаний и распоряжений ФСИН России и в целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности, обеспечения правопорядка и стабильного функционирования ИУ и СИЗО руководством ФСИН России была поставлена задача организовать проведение внезапных проверок качества несения службы (проверок бдительности) сотрудниками дежурных и дневных смен отделов безопасности (режима и надзора). Указанные проверки необходимо осуществлять путем проведения контролируемых поставок запрещенных предметов через контрольно-пропускные пункты по пропуску людей на режимную территорию, контрольно-пропускные пункты по пропуску автотранспорта (шлюзы), комнаты приема посылок и передач, а также закладок муляжей перед
проведением обысков и досмотров при приеме-отправке этапов, обысков камерных и иных помещений [3].
Проведенный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность отделов безопасности (режима и надзора), дает основание констатировать, что в них отсутствует алгоритм организации и проведения внезапных проверок. С целью систематизации, анализа и грамотного планирования рассматриваемого направления оперативно-служебной деятельности необходимо организовать в каждом учреждении документальное оформление проверок бдительности, которое должно включать в себя три стадии:
- подготовительную (оформление права и порядка проведения проверки);
- реализации (фиксация проводимого мероприятия);
- итоговую (анализ результатов, вынесение решения).
Перед началом проверки бдительности несения службы сотрудниками дежурных и дневных смен отделов безопасности (режима и надзора) требуется получение разрешения на ее проведение от начальника ИУ, СИЗО и согласование с заместителем начальника, курирующим вопросы безопасности (режима) и оперативной работы.
На подготовительном этапе сотрудникам, осуществляющим проверку, необходимо подготовить муляжи запрещенных предметов и веществ и определить места их закладки. Первым этапом является подготовка тары (контейнера) для сокрытия муляжа. При этом необходимо учитывать ухищрения, которые применяются для доставки запрещенных предметов на режимную территорию.
Так, одним из способов доставки запрещенных предметов в ИУ, СИЗО является использование консервированной жестяной упаковки (рисунок 2). Подчер-
Рисунок2. Примеры изготовления контейнеров из консервной тары с целью проверки бдительности [4]
кнем, что указанный вид ухищрения является наиболее труднораспознаваемым сотрудниками администрации учреждения, а процесс изготовления данного муляжа довольно трудоемок.
Следующим способом сокрытия муляжей запрещенных предметов (веществ) при проведении проверки качества проведения обысков и досмотров является размещение их в замороженных продуктах питания, которые разрешается проносить на длительные свидания (рисунок 3). На практике досмотр вещей и продуктов питания перед проведением длительных свиданий осуществляют сотрудники женского пола, которые, как правило, при досмотрах замороженных
Рисунок 3. Закладка муляжа емкости с алкогольным напитком в замороженную тушку курицы
продуктов ограничиваются лишь прокалыванием их шилом, что в большинстве случаев не позволяет обнаружить спрятанный изощренным способом запрещенный предмет. Это обстоятельство могут использовать правонарушители для доставки запрещенных предметов (веществ), что необходимо учитывать при подготовке данного вида контейнера, предварительно разморозив продукт, а осуществив закладку, заморозить его в морозилке.
Другим контейнером, который может быть использован для сокрытия муляжей запрещенных предметов, в первую очередь наркотических или психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов, являются фрукты, овощи, ягоды и сухофрукты.
При подготовке арбуза или дыни необходимо использовать вырезанный пробный кусок. Его необходимо разделить на две части, нижняя из которых оставляется в арбузе, прикрывая запрещенный предмет, а верхняя создает видимость целостности ягоды или фрукта. Кроме того, в арбуз или дыню можно шприцем ввести алкогольный напиток.
Другими «популярными» контейнерами, которые применяются в противоправной деятельности, являются су-
Рисунок 4. Закладка контейнеров (муляжей) в алычу и чернослив
хофрукты (рисунок 4). Чаще всего они используются для доставки наркотиков и сим-карт операторов мобильной связи. Разнообразие сухофруктов на современном рынке может ввести в заблуждение, какие из них должны быть с косточкой, а какие без таковых. При подготовке и осуществлении закладки сотрудникам необходимо помнить, что практически все сухофрукты имеют липкие свойства. Таким образом, поместить запрещенный предмет внутрь (аккуратно сделав надрез лезвием сбоку) и слепить фрукт обратно не составит большого труда. Необходимо осуществлять закладку только в небольшое количество сухофруктов и равномерно распределить их в оставшихся «чистых» сухофруктах. Так в ходе эксперимента проверяется не только бдительность, но и соблюдение требований о необходимости проверки каждого сухофрукта в отдельности.
При использовании сухофруктов можно применить еще одну хитрость, а именно, предварительно собрав их в общую массу, пропитать жидкостью (водой) с большой концентрацией сахара для того, чтобы более тщательно замаскировать следы ухищрений и вызвать чувство брезгливости у младших инспекторов при проведении досмотра.
Рисунок 5. Использование в качестве контейнеров предметов быта, гигиены и упаковки
Помимо сухофруктов можно использовать различные орехи и овощи, конфеты и так далее.
Другими видами контейнеров могут выступать предметы быта и гигиены (рисунок 5).
Полости массажных расчесок используются для сокрытия запрещенных предметов, как правило, женщинами, прибывающими на длительные свидания.
Муляжи запрещенных предметов, веществ можно скрыть в губке для обуви, предварительно вынув поролон и сделав надрез со стороны крепления к корпусу, а при наличии в ее корпусе и ручках каких-либо полостей скрыть муляж в них.
Муляжи контейнеров с наркотиками можно спрятать в полости бритвенных станков при наличии в них разборных частей. Скрытые пустоты могут присутствовать как у основания ручки, так и в ее окончании.
Разнообразие упаковок, тюбиков и коробочек для косметики и бытовой химии также позволяет применять их для сокрытия запрещенных предметов в ходе подготовки к проведению проверки.
Упаковки либо коробки со стиральным порошком предварительно аккуратно вскрываются в местах склеивания, в них помещается запрещенный предмет,
и они заново склеиваются. Для того чтобы затруднить досмотр стирального порошка, то есть не позволить его пересыпать, он подвергается воздействию влаги, вследствие чего твердеет и вероятность обнаружения запрещенного предмета уменьшается.
Целесообразно использовать и сами емкости (флаконы). Так, сняв предварительно этикетку, можно проделать лезвием прорез, достаточный для помещения внутрь флакона запрещенного предмета, затем, соблюдая аккуратность и применяя не вызывающие подозрения средства склеивания, запаять его и наклеить этикетку на прежнее место. Также можно использовать пустоты в крышках различных тюбиков и флаконов.
Далее рассмотрим использование в целях проведения проверки бдительности при проведении досмотров кондитерских и хлебобулочных изделий. Стоит обратить внимание на то, что спрятать запрещенный предмет в них не составляет больших затруднений. Обнаружить его, причем визуально, без применения технических либо иных средств обнаружения, представляется проблематичным. При подготовке контейнера проще всего использовать шоколадные конфеты и вафли (рисунки 6, 7).
Рисунок 6. Использование шоколадных конфет «Птичье молоко» в качестве контейнера для закладки сим-карт
Помимо продуктов питания в качестве контейнеров для проведения проверки целесообразно применять различные предметы обихода, одежду, обувь и тому подобное.
Кроме того, уместно использовать составные части предметов (тары) и имеющиеся полости, которые трудно просматриваются, например трубочки на упаковке с соком (рисунок 8) или ватные палочки (рисунок 9).
По мнению автора и Сорокиной О. Е., приведенные примеры способов подготовки контейнеров для закладки муляжей не являются исчерпывающими, и, конечно, все зависит от фантазии и знаний самого сотрудника, тех ухищрений, которые применяются для доставки запрещенных предметов и веществ гражданами и подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными. По мнению авторов, в рамках проверки реализации требований указаний и распоряжений ФСИН России в аспекте работы по противодействию распространению элементов криминальной субкультуры и так называемой воровской идеологии целесообразно осуществлять закладку в виде муляжей следующих предметов:
Рисунок 7. Использование вафли (шоколадной прослойки) для закладки сим-карт
- литературы, пропагандирующей воровские традиции;
- фотографий лиц из числа лидеров уголовно-преступной среды, сделанных в исправительных учреждениях (камерах СИЗО);
- нелегальной корреспонденции (так называемые прогоны, домовые книги, тачковки и тому подобные);
- «марочек», самодельных открыток и иных предметов (бумажные носители) с изображением воровской символики;
- четок, настольных игр (шахматы, нарды, шашки, домино), при оформлении которых использована воровская символика;
- предметов, свидетельствующих о сборе и распределении так называемого общего [5].
Основной упор при проведении проверки качества обыскных мероприятий по данному направлению необходимо делать на контроле качества проведения режимных мероприятий в отрядах со строгими условиями отбывания наказания, камерах штрафного изолятора, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, специального блока.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Рисунок 8. Закладка муляжа наркотического вещества в трубочку для питья сока
Рисунок 9. Закладка муляжа наркотического вещества в ватную палочку
на период до 2030 года относит к числу вызовов, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма в учреждениях УИС.
В связи с этим в рамках организации и проведения проверок бдительности при осуществлении режимных мероприятий
должен вестись контроль за организацией работы по противодействию терроризму и экстремизму. Об актуальности указанного направления оперативно-служебной деятельности свидетельствует проведенный анализ количества лиц, поставленных на соответствующий вид профилактического учета (рисунок 10).
Рисунок 10. Численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы, изучающих, пропагандирующих, исповедующих или распространяющих экстремистскую идеологию
В соответствии с указаниями, распоряжениями ФСИН России основной задачей по данному направлению оперативно-служебной деятельности является выявление распространителей радикальных религиозных идей, экстремистских и националистических взглядов, так называемых вербовщиков, лидеров радикальных религиозных групп, групп отрицательной направленности, сформированных по религиозному и этническому признакам, каналов поступления в учреждения литературы, аудио-, видеоматериалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов.
При подготовке проверки сотрудникам необходимо учитывать федеральный список экстремистских материалов, Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности на основаниях, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, которые публикуются на официальном сайте Минюста России.
Мы считаем, что при проведении проверок по указанному направлению целесообразно предварительно размещать (вывешивать) на постоянных и временных объектах оперативного обслуживания символику либо атрибутику, схожую с нацистской (например, фотографии, сканированные снимки, рисунки).
Кроме использования (размещения, закладки) для проверки бдительности изображений экстремистских и террористических организаций целесообразно задействовать литературу экс-
тремистского толка, подкладывая ее в места постоянного или временного пребывания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. При изготовлении муляжей запрещенной литературы необходимо использовать только название издания, а ни в коем случае не текстовое содержимое. Кроме того, при подготовке так называемого самиздата следует применять арабский язык, что позволит проверить внимательность сотрудников, участвующих в режимном мероприятии, и не нарушить уголовное и административное законодательство Российской Федерации.
Сотрудникам при проведении проверок надо учитывать, что символы, атрибутика, надписи могут встречаться не только на теле в виде татуировок, но и на одежде и иных личных вещах в связи с тем, что подозреваемым и обвиняемым в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, разрешается находиться в собственной одежде. Сотрудникам необходимо знать, что, например, в шевронах может использоваться нацистская символика (рисунки 11, 12).
По мнению авторов исследования на тему «Организация и тактика проведе-
Рисунок 11. Символ, обо- Рисунок 12. Символ значающий нацистское дивизии СС
черное солнце Das Reich
ния проверок качества несения службы сотрудниками отделов безопасности (режима и надзора) учреждений уголовно-исполнительной системы» Сорокина М. В., Мазалевой Л. В., Баранова А. Н., следует помнить, что помимо неофашистских, славянских националистических группировок нацистские символы используют и представители группировок радикально настроенных футбольных фанатов, которые в рамках противодействия распространению экстремистской идеологии также должны выявляться и браться на контроль. В связи с этим сотрудникам оперативно-режимных аппаратов необходимо изучать и знать символы, которые используются в том числе и в радикально настроенных фанатских группировках [6].
В заключение следует отметить, что с целью документального подтверждения проведения проверки бдительности необходимо внести дополнения в нормативные правовые акты Минюста России, регламентирующие служебную деятельность отделов безопасности (режима и надзора) исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России и законодательно закрепить форму рапорта на проведение проверки и акта по ее результатам.
В рапорте необходимо указывать следующую информацию:
- дату проведения;
- режимное мероприятие, в рамках которого будет проводиться проверка;
- объект, на котором будет проводиться проверка;
- муляж запрещенного предмета (вещества), который будет использован;
- место закладки муляжа (предмет-контейнер);
- гражданина(ку), сотрудника (работника), привлекаемых для проведения проверки;
- сотрудников, которые будут приглашены для фиксации результатов;
- средства технической фиксации результатов проверки.
В акте отражаются следующие данные:
- состав лиц, принимавших участие в проведении проверки;
- дата, время проведения;
- место (объект) проведения;
- описание мероприятий, которые выполнил сотрудник для подготовки и проведения проверки, цель, с которой она проводилось;
- категория лиц (сотрудников), качество работы которых подвергалось проверке;
- результат проведения проверки;
- оценка действий дежурной (дневной) смены;
- способ (средство) фиксации проверки;
- номенклатурное дело хранения результатов проверки;
- указание на запись, произведенную в служебной документации о проведенном мероприятии.
Следует сказать, что в ходе подготовки и проведения проверки необходимо осуществлять видеофиксацию момента закладки муляжа запрещенного предмета, процесса проведения режимного мероприятия и его результата. По нашему мнению, указанный видеоматериал необходимо хранить на автоматизированном рабочем месте в отделе безопасности (режима и надзора) и использовать на ежемесячных совещаниях при подведении итогов несения службы по обеспечению надзора, а также на занятиях по служебной подготовке и инструктивных занятиях перед заступлением на службу дежурных и дневных смен.
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // Гарант.ру : информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/#:~:text= (дата обращения: 04.04.2022).
2. Отчет о результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России за 2015-2021 годы (форма СБ-1). Доступ из АИС «Статистика УИС».
3. О повышении эффективности оперативно-служебной деятельности, обеспечения правопорядка и стабильного функционирования ИУ, СИЗО : письмо ФСИН России от 15.03.2013 № исх-08-7300. Документ опубликован не был.
4. Овечкин М. В. [и др.]. Ухищрения, применяемые для сокрытия запрещенных предметов в учреждениях ФСИН России : учебно-практическое пособие. Рязань : УФСИН России по Рязанской области, Академия ФСИН России, 2016.
5. Сорокин М. В., Сорокина О. Е. Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности по контролю за обеспечением режима в исправительных учреждениях // Современное право. 2021. № 3. С. 41-44.
6. Сорокин М. В., Мазалева Л. В., Баранов А. Н. Организация и тактика проведения проверок качества несения службы сотрудниками отделов безопасности (режима и надзора) учреждений уголовно-исполнительной системы : учебное пособие / ФСИН России ; ВЮИ ФСИН России. Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2021. 52 с.
1. The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030 : approved. thrust. Government ofthe Russian Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r // Garant.ru: information and legal portal. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/#:~:text= (date of access: 04/04/2022).
2. Report on the results of the operational activities of the security departments (regime and supervision) of correctional colonies, medical correctional institutions, medical institutions, educational colonies, prisons, pre-trial detention centers, departments (departments, groups) of the regime and supervision of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia for 2015-2021 (form SB-1). Access from the AIS «Statistics of FPS».
3. On improving the efficiency of operational activities, ensuring law and order and the stable functioning of correctional institutions, pre-trial detention centers : letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated March 15, 2013 No. ref-08-7300. The document has not been published.
4. Ovechkin M. V. [and others]. Tricks used to hide prohibited items in the institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia : a training manual. Ryazan: Federal Penitentiary Service of Russia for the Ryazan Region, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2016.
5. Sorokin M. V., Sorokina O. E. Improving the efficiency of operational and service activities to control the provision of the regime in correctional institutions // Modern law. 2021. No. 3. pp. 41-44.
6. Sorokin M. V., Mazaleva L. V., Baranov A. N. Organization and tactics of carrying out inspections of the quality of service by employees of security departments (regime and supervision) of institutions of the penitentiary system: textbook / Federal Penitentiary Service of Russia ; VLI FPS of Russia. Vladimir : VLI FPS of Russia, 2021. 52 p.