Научная статья на тему 'Правовое регулирование организации надзора за осужденными к принудительным работам в исправительных центрах'

Правовое регулирование организации надзора за осужденными к принудительным работам в исправительных центрах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1036
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА / СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЗОРА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАДЗОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышенко Е.В.

Статья посвящена исследованию проблемы правового регулирования надзора за осужденными в исправительных центрах. Раскрывается содержание норм как федерального, так и ведомственного уровней, закрепляющих основные требования к организации надзора за осужденными к принудительным работам. На сегодняшний день в законодательстве недостаточно отражены вопросы проведения ряда режимных мероприятий на территории исправительных центров. В частности, не урегулированы порядок производства обысков и досмотров, а также случаи их обязательного проведения. В связи с этим целесообразно принятие отдельного нормативного акта, закрепляющего основания, порядок производства обысков и досмотров на территории исправительных центров, изъятия и уничтожения обнаруженных запрещенных предметов, закрепления образцов документов, необходимых для заполнения по результатам указанных мероприятий. В отдельных нормативных актах, регулирующих вопросы организации надзора в исправительных центрах, встречаются разногласия в используемой терминологии. Так, например, в Правилах внутреннего распорядка исправительных центров вместо оборота «безопасное место» следует использовать сочетание «безопасное помещение для краткосрочного содержания осужденных сроком до 24 часов», что соответствует нормам УИК РФ. В перечне нормативно закрепленных технических средств контроля и надзора, используемых в исправительных центрах, отсутствуют системы контроля управления доступом на территорию. Данный пробел следует устранить путем внесения соответствующих изменений, что позволит более эффективно организовать надзор за осужденными и предотвратить факты несанкционированного проникновения в исправительные центры. В статье представлен ряд предложений по вопросам планирования надзора за осужденными к принудительным работам, контроля за несением службы. В частности, предлагается предусмотреть план на сутки, а также закрепить за заместителем начальника исправительного центра обязанность по контролю за организацией надзора. Следует также устранить пробелы в вопросах нормативного закрепления алгоритмов действий сотрудников центров при возникновении различных чрезвычайных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of the Organization of Supervision of Convicts for Forced Labor in Correctional Centers

This article is devoted to the study of the problem of the legal regulation of supervision of convicts in correctional centers. The content of the norms of both the federal and departmental levels, which establish the basic requirements for the organization of supervision over convicts for forced labor, is disclosed. To date the legislation does not adequately reflect the implementation of a number of regime measures on the territory of correctional centers. In particular the procedure for the examinations and searches as well as cases of their mandatory conduct has not been regulated. In this regard it seems advisable to adopt a separate normative act that consolidates the grounds, the procedure for the production of examinations and searches in the territory of correctional centers, seizures and the destruction of the detected prohibited items, fixing the samples of documents required to fill in the results of these activities. In some regulatory acts that regulate the organization of supervision in correctional centers there are disagreements in the terminology used... This article is devoted to the study of the problem of the legal regulation of supervision of convicts in correctional centers. The content of the norms of both the federal and departmental levels, which establish the basic requirements for the organization of supervision over convicts for forced labor, is disclosed. To date the legislation does not adequately reflect the implementation of a number of regime measures on the territory of correctional centers. In particular the procedure for the examinations and searches as well as cases of their mandatory conduct has not been regulated. In this regard it seems advisable to adopt a separate normative act that consolidates the grounds, the procedure for the production of examinations and searches in the territory of correctional centers, seizures and the destruction of the detected prohibited items, fixing the samples of documents required to fill in the results of these activities. In some regulatory acts that regulate the organization of supervision in correctional centers there are disagreements in the terminology used. For example, in the Rules of internal regulations of correctional centers, instead of the «safe place» turnover, the combination «safe premises for short-term detention of convicts for up to 24 hours» should be used, which corresponds to the norms of the Penal Code of the Russian Federation. The list of normatively fixed technical means of control and supervision used in correctional centers lacks systems for controlling access to the territory. This gap should be eliminated by introducing appropriate changes, which will allow more effective organization of supervision over convicts and prevention of unauthorized penetration into correctional centers. The article presents a number of proposals on the planning of supervision of convicts for forced labor monitoring of service. In particular it is proposed to provide a plan for the day and also to assign to the deputy head of the correctional center the duty to supervise the organization of supervision. It is also necessary to remove gaps in the issues of normative fixing of the algorithms of actions of the employees of the centers in the event of various emergency circumstances. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование организации надзора за осужденными к принудительным работам в исправительных центрах»

дезадаптацию, еще большую дистанцию от общества, усугублять неприятие среды... десоциализация и дезадаптация осужденных к лишению свободы являются одними из факторов их криминальной виктимиза-

ции, генетически связанных с условиями лишения свободы. Это один из примеров, который говорит о важности учета факторов виктимизации при исполнении наказания в виде лишения свободы» [3].

Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балацкий Е. В. Угрозы России в условиях рециркуляции мирового капитала // Общество и экономика. 2016. № 10. С. 12.

2. Волкова В. В. Феномен виктимного поведения в условиях современного мегаполиса. URL: http://www.psysocwork. ru/855/ (дата обращения: 23.08.2017).

3. Кайсина Т. П. Пенитенциарная виктимизация осужденных // Виктимология. 2015. № 3 (5). С. 49-53.

4. Криминология : учеб. для вузов / под ред. В. Д. Малкова. М., 2006.

Щ REFERENCES

1. Balackij Е. V. Ugrozy Rossii v usloviyah recirkulyacii mirovogo kapitala [Threats to Russia in Conditions of Recycling World Capital]. Obshchestvo i ehkonomika - Society and Economics. 2016. Iss. 10. P. 12. (In Russ.).

2. Volkova V. V. Fenomen viktimnogo povedeniya v usloviyah sovremennogo megapolisa [The phenomenon of victim behavior in the modern metropolis]. Availabte at: http://www.psysocwork.ru/855/ (accessed 23.08. 2017). (In Russ.).

3. Kajsina T. P. Penitenciarnaya viktimizaciya osuzhdennyh [Penitentiary victimization of convicts]. Viktimologiya -Victimology. 2015. Iss. 3 (5). P. 49-53. (In Russ.).

4. Kriminologiya : ucheb. dlya vuzov / pod red. V. D. Malkova [Criminology : textbook for universities : ed. by V. D. Malkov]. Moscow, 2006. (In Russ.).

УДК 343.847

Правовое регулирование организации надзора за осужденными к принудительным работам в исправительных центрах

■ Е. В. ЧЕРНЫШЕНКО - старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук

Реферат

Статья посвящена исследованию проблемы правового регулирования надзора за осужденными в исправительных центрах. Раскрывается содержание норм как федерального, так и ведомственного уровней, закрепляющих основные требования к организации надзора за осужденными к принудительным работам.

На сегодняшний день в законодательстве недостаточно отражены вопросы проведения ряда режимных мероприятий на территории исправительных центров. В частности, не урегулированы порядок производства обысков и досмотров, а также случаи их обязательного проведения. В связи с этим целесообразно принятие отдельного нормативного акта, закрепляющего основания, порядок производства обысков и досмотров на территории исправительных центров, изъятия и уничтожения обнаруженных запрещенных предметов, закрепления образцов документов, необходимых для заполнения по результатам указанных мероприятий.

В отдельных нормативных актах, регулирующих вопросы организации надзора в исправительных центрах, встречаются разногласия в используемой терминологии. Так, например, в Правилах внутреннего распорядка исправительных центров вместо оборота «безопасное место» следует использовать сочетание «безопасное помещение для краткосрочного содержания осужденных сроком до 24 часов», что соответствует нормам УИК РФ.

В перечне нормативно закрепленных технических средств контроля и надзора, используемых в исправительных центрах, отсутствуют системы контроля управления доступом на территорию. Данный пробел следует устранить путем внесения соответствующих изменений, что позволит более эффективно организовать надзор за осужденными и предотвратить факты несанкционированного проникновения в исправительные центры.

В статье представлен ряд предложений по вопросам планирования надзора за осужденными к принудительным работам, контроля за несением службы. В част-

ности, предлагается предусмотреть план на сутки, а также закрепить за заместителем начальника исправительного центра обязанность по контролю за организацией надзора.

Следует также устранить пробелы в вопросах нормативного закрепления алгоритмов действий сотрудников центров при возникновении различных чрезвычайных обстоятельств.

Ключевые слова: исправительные центры; принудительные работы; организация надзора; средства обеспечения надзора; правовое регулирование надзора.

Legal Regulation of the Organization of Supervision of Convicts for Forced Labor in Correctional Centers

IE. V. CHERNYSHENKO - Lecturer of the Department of the Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law

Abstract

This article is devoted to the study of the problem of the legal regulation of supervision of convicts in correctional centers. The content of the norms of both the federal and departmental levels, which establish the basic requirements for the organization of supervision over convicts for forced labor, is disclosed.

To date the legislation does not adequately reflect the implementation of a number of regime measures on the territory of correctional centers. In particular the procedure for the examinations and searches as well as cases of their mandatory conduct has not been regulated. In this regard it seems advisable to adopt a separate normative act that consolidates the grounds, the procedure for the production of examinations and searches in the territory of correctional centers, seizures and the destruction of the detected prohibited items, fixing the samples of documents required to fill in the results of these activities.

In some regulatory acts that regulate the organization of supervision in correctional centers there are disagreements in the terminology used. For example, in the Rules of internal regulations of correctional centers, instead of the «safe place» turnover, the combination «safe premises for short-term detention of convicts for up to 24 hours» should be used, which corresponds to the norms of the Penal Code of the Russian Federation.

The list of normatively fixed technical means of control and supervision used in correctional centers lacks systems for controlling access to the territory. This gap should be eliminated by introducing appropriate changes, which will allow more effective organization of supervision over convicts and prevention of unauthorized penetration into correctional centers.

The article presents a number of proposals on the planning of supervision of convicts for forced labor monitoring of service. In particular it is proposed to provide a plan for the day and also to assign to the deputy head of the correctional center the duty to supervise the organization of supervision.

It is also necessary to remove gaps in the issues of normative fixing of the algorithms of actions of the employees of the centers in the event of various emergency circumstances.

Key words: correctional centers; forced labor; organization of supervision; means of supervision; legal regulation of supervision.

Принудительные работы являются молодым и достаточно перспективным видом уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы. Согласно законодательству Российской Федерации учреждениями, исполняющими данный вид наказания, являются исправительные центры. Именно необходимость их создания отодвинула начало исполнения принудительных работ до 1 января 2017 г. К началу 2019 г. в системе учреж-

дений и органов ФСИН России предполагается появление достаточного количества исправительных центров, позволяющего реализовать один из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства -отбывание наказания по месту жительства до осуждения. Также разрабатывается вопрос создания при исправительных колониях изолированных участков, функционирующих в режиме исправительных центров [5].

Учитывая перспективы развития рассматриваемого вида наказания, следует обратить внимание не только на вопросы нормативного регулирования в целом порядка и условий исполнения и отбывания принудительных работ, но и на его отдельные аспекты, такие как осуществление надзора за осужденными в исправительных центрах. Сама концепция функционирования этого нового для уголовно-исполнительной системы России вида исправительного учреждения предполагает необходимость всестороннего изучения особенностей организации надзора за осужденными к принудительным работам.

На сегодняшний день порядок исполнения и отбывания рассматриваемого вида наказания регулируется достаточным количеством нормативных актов как федерального, так и ведомственного уровней. Вместе с тем в силу объективного отсутствия опыта организации исполнения принудительных работ данные источники требуют некоторой корректировки, что позволит в дальнейшем в практической деятельности сотрудников пенитенциарной службы избежать ряда проблем, в том числе связанных с осуществлением надзора за осужденными в исправительных центрах.

Основным нормативным правовым актом, устанавливающим требования по порядку исполнения и отбывания наказания в виде принудительных работ, является УИК РФ. Анализируя содержание гл. 8.1, введенной в кодекс Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ [1], можно выделить ряд норм, касающихся особенностей организации надзора за осужденными в исправительных центрах. Часть 2 ст. 60.4 УИК РФ закрепляет, что осужденные к принудительным работам находятся под надзором, а ч. 5 данной статьи устанавливает право администрации исправительного центра подвергать осужденных обыскам, а их личные вещи досмотру.

Отметим, что производство указанных режимных мероприятий является неотъемлемой частью процесса организации надзора, позволяет обнаружить и изъять у осужденных к принудительным работам запрещенные предметы, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы [6]. Данный перечень отличается от того, что предусмотрен для осужденных в исправительных колониях, однако обнаружение предметов и веществ, в него включенных, также влечет их

изъятие, а также либо передачу на хранение до освобождения осужденного, либо уничтожение (алкоголь, порнографическая продукция и др.).

Вместе с тем на законодательном уровне недостаточно раскрыт сам процесс производства обысков и досмотров в исправительных центрах, не закреплены случаи обязательного проведения указанных мероприятий, что в практической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы может вызвать ряд проблем, которые будут порождать жалобы осужденных на основания и порядок осуществления обысков и досмотров. Часть 5 ст. 60.4 УИК РФ закрепляет, что порядок производства обысков и досмотров в исправительных центрах должен определяться Минюстом России, ФСИН России, однако на сегодняшний день подобные нормативные акты отсутствуют и лишь в ряде актов Минюста России идет указание на производство данных мероприятий при приеме осужденных в учреждение. Возникает вопрос относительно законности проведения рассматриваемых режимных мероприятий в период отбывания осужденными наказания в виде принудительных работ. Следует восполнить указанные пробелы путем принятия отдельного нормативного акта, регулирующего основания, порядок производства обысков и досмотров на территории исправительных центров, изъятия и уничтожения обнаруженных запрещенных предметов, закрепления образцов документов, необходимых для заполнения по результатам указанных мероприятий.

Статья 60.18 УИК РФ, полностью посвященная вопросам организации надзора за осужденными к принудительным работам, в том числе устанавливает и меры по предупреждению нарушений порядка и условий отбывания наказания. Положения статьи закрепляют право администрации исправительного центра поместить осужденного к принудительным работам в безопасное помещение на срок до 24 часов, в случае если от него или в отношении него исходит угроза. Однако формулировка «администрация исправительного центра» представляется некорректной, так как в числе сотрудников учреждения есть такие, например, как главный бухгалтер, юрисконсульт, которые по своим должностным обязанностям не должны принимать подобные решения. Для разрешения указанной проблемы следует обратиться к Правилам внутреннего распорядка исправительных центров, где разд. 9 «Перевод осужденных в безопасное место»

дает указание на конкретные должностные лица, уполномоченные на принятие таких решений, - это начальник исправительного центра и в случаях, нетерпящих отлагательства, оперативный дежурный.

Также разногласия прослеживаются в наименовании помещения, в которое может переводиться осужденный. Так, УИК РФ и приказ Минюста России от 27.12.2016 № 311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» [3] (далее - приказ № 311) закрепляют категорию «безопасное помещение для краткосрочного содержания осужденных сроком до 24 часов», а Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений - «безопасное место». Целесообразно для устранения установленных противоречий в ч. 2 ст. 60.18 УИК РФ заменить оборот «администрация исправительного центра» на сочетание «начальник центра или лицо, временно его замещающее, а в случаях, нетерпящих отлагательств, - оперативный дежурный». В Правилах внутреннего распорядка исправительных центров следует «безопасное место» заменить на «безопасное помещение для краткосрочного содержания осужденных сроком до 24 часов».

Статья 60.19 УИК РФ определяет право применения в исправительных центрах для контроля за поведением осужденных технических средств надзора и контроля и указывает, что перечень таких средств закрепляется Правительством Российской Федерации, а порядок их применения должен устанавливаться Минюстом России, ФСИН России. На сегодняшний день перечень технических средств, применяемых для надзора и контроля за осужденными к принудительным работам, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2932-р [2].

В перечень технических средств надзора и контроля входят:

- система охранной сигнализации (которая позволяет выявить факты несанкционированного проникновения в здания и помещения исправительного центра);

- система тревожной сигнализации (предназначена для подачи сигнала тревоги при возникновении различных чрезвычайных ситуаций);

- преграждающие устройства (которые позволяют обеспечить физическое препятствие проникновению на территорию исправительного центра);

- система речевого оповещения (позволяющая транслировать объявления и распо-

ряжения по всей территории исправительного центра);

- система видеонаблюдения (которая обеспечивает возможность постоянного видеонаблюдения на территории исправительного центра);

- система сбора и обработки информации (позволяющая обеспечить посредством технических средств и программного обеспечения полное функционирование системы охранной сигнализации и системы видеонаблюдения).

Вместе с тем также эффективным видится внедрение системы контроля управления доступом на территории исправительных центров, в том числе применение биометрических систем идентификации личности, что значительно упрощает вопросы организации пропускного режима и установления личности как осужденных, отбывающих принудительные работы, так и сотрудников, проходящих службу в центрах. Порядок же их применения установлен приказом Минюста России от 19.09.2017 [4], который устанавливает, что технические средства надзора и контроля используются с целью предупреждения совершения преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными к принудительным работам, а также для получения информации об их поведении. Сигналы системы охранной сигнализации, мониторы системы видеонаблюдения должны выводиться в помещение оперативного дежурного исправительного центра. Также помещение дежурной службы оснащается системой сбора и обработки информации. Устанавливается обязанность помощника оперативного дежурного при заступлении на службу производить проверку исправности всех технических средств надзора и контроля, которые применяются в исправительном центре.

Одним из основных нормативных актов, подробно раскрывающих вопросы организации надзора за осужденными в исправительных центрах, является вышеуказанный приказ № 311 о порядке осуществления надзора за осужденными к принудительным работам. Однако и его содержательная сторона не лишена ряда недостатков. В частности, положения данного нормативного акта не содержат определения категории «надзор в исправительном центре», а лишь закрепляют перечень мероприятий, входящих в него, которые включают контроль за исполнением осужденными правил внутреннего распорядка исправительного цен-

тра; осуществление пропускного режима на территории исправительного центра и проверку наличия у осужденных документов, удостоверяющих личность; проведение проверок наличия осужденных; обеспечение соблюдения требований режима осужденными, водворенными в помещение для нарушителей.

также приказ содержит указание на то, что надзор за осужденными к принудительным работам осуществляется посредством наблюдения и контроля за их поведением. Следует отметить, что все мероприятия в указанном направлении реализуются с целью соблюдения установленного на территории исправительных центров порядка исполнения и отбывания наказания, а также предупреждения правонарушений со стороны осужденных. Исходя из этого, представляется возможным предложить следующее понятие надзора за осужденными в исправительных центрах: это комплекс мер, реализуемых путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, в местах их работы и размещения с целью предупреждения и предотвращения совершения с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания и иных правонарушений, обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных лиц на территории исправительного центра. Видится целесообразным дополнить положения рассматриваемого приказа предложенным понятием.

Вызывает вопросы и порядок планирования надзора в исправительных центрах. В частности, положения приказа № 311 предусматривают лишь один вид плана надзора - план на месяц, который представляет собой перечень мероприятий по проверке выполнения осужденными правил внутреннего распорядка исправительного центра, графики дежурства сотрудников центра, проверки наличия осужденных. Вместе с тем оперативная обстановка в таких учреждениях, учитывая, что все же в них содержатся осужденные, может изменяться намного чаще, чем раз в месяц, в том числе за счет освобождения и прибытия новых осужденных. Предусмотреть указанные изменения в плане надзора на месяц просто не представляется возможным, в связи с чем следует ввести по аналогии с исправительными колониями второй вид планов - план надзора на сутки. В данном плане должны отражаться следующие данные: вариант несения службы, состав сотрудников, осуществля-

ющих надзор на сутки, планируемые мероприятия (обыски, досмотры), отметки о выполнении основных режимных мероприятий (проверки наличия осужденных, внеплановые обыски, досмотры), движение осужденных (количество убывших на работу за пределы исправительного центра и др.), отметки об отработанных учебных вводных по предупреждению различных чрезвычайных ситуаций. Такая форма плана позволит наиболее полно отражать складывающуюся обстановку в учреждении, а также облегчит контроль со стороны руководства исправительного центра за организацией надзора.

Приказ № 311 закрепляет осуществление не реже чем раз в сутки контроля за исполнением плана мероприятий по надзору за начальником исправительного центра. Вместе с тем в штатном расписании данных учреждений, согласно положениям приказа ФСИН России от 11.08.2016 г. № 641 «Об утверждении типовых структуры и штатного расписания исправительного центра и признании утратившим силу приказа ФСИН России от 04.10.2012 № 460» [7] (далее - приказ № 641), предусматривается должность заместителя начальника центра, который выполняет функции начальника отдела безопасности. Следует предусмотреть необходимость обязательного контроля за организацией службы по надзору в исправительных центрах и со стороны заместителя начальника центра и закрепить данное положение в п. 5 приказа № 311.

Приказ № 641 предусматривает в штатном расписании исправительного центра должности оперативного дежурного и помощника оперативного дежурного, старшего инспектора и инспектора отдела безопасности. Однако приказ № 311 не закрепляет перечень должностных полномочий, возлагаемых на данные категории сотрудников. Необходимо законодательно определить круг обязанностей для должностных лиц, осуществляющих надзор за осужденными (начальник исправительного центра, заместитель начальника исправительного центра (начальник отдела безопасности), старший инспектор и инспектор отдела безопасности, оперативный дежурный и его помощник), что позволит устранить возможные противоречия в организации службы по надзору в различных исправительных центрах.

Следует отметить, что завершающие положения приказа № 311, содержащиеся в разд. 6 «Действия администрации исправительного центра при осложнении оператив-

ной обстановки», предусматривают усиление службы по надзору при возникновении различных чрезвычайных обстоятельств в исправительном центре. Однако перечень мероприятий, предусматривающих усиленный вариант несения службы по надзору, не определен. Также нет указаний на конкретные алгоритмы действий должностных лиц, осуществляющих надзор за осужденными к принудительным работам, в той или иной чрезвычайной ситуации.

Все это определяет необходимость закрепления в положениях приказа № 311 как мероприятий по усиленному варианту несения службы по надзору, так и алгоритма конкретных действий должностных лиц исправительного центра при возникновении таких чрезвычайных обстоятельств, как массовые беспорядки, акты группового неповиновения, противоправные действия с участием больших групп осужденных, групповой отказ от работы, отравление осужденных, самовольное оставление осужденными объектов исправительного центра, работы, нападение на представителей администрации центра и других лиц, захват заложников, а также при других происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах, стихийных бедствиях, пожарах и катастрофах с тяжкими последствиями.

Немаловажным вопросом организации надзора за осужденными к принудительным работам является порядок приема-сдачи дежурства личным составом дежурной смены. Такой порядок должен включать в себя пере-

чень мероприятий, проводимых сотрудниками сдающей и принимаемой смены, содержание инструктажа перед заступлением на службу, ответственных лиц. В приказе № 311 законодатель не указал продолжительность несения службы личным составом дежурных смен центра. Согласно примерному штатному расписанию, закрепленному в приказе № 641, в данных учреждениях предусматривается четыре оперативных дежурных и четыре помощника оперативного дежурного, следовательно, возможно формирование четырех дежурных смен с продолжительностью несения службы по 12 часов. Перечисленные недостатки необходимо устранить путем внесения дополнений в положения приказа № 311 с указанием порядка приема-сдачи дежурства личным составом дежурной смены центра, а также продолжительности несения службы по надзору.

Подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации надзора за осужденными к принудительным работам в исправительных центрах, представлена актами как федерального, так и ведомственного уровней. Анализ указанных источников позволил определить ряд недостатков и противоречий в их содержании, устранение которых позволит в дальнейшем в практической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы избежать проблем в вопросах осуществления надзора за рассматриваемой категорией осужденных.

Щ список литературы:

1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.

2. Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2932-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 2 (ч. 2). Ст. 472.

3. Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными

к принудительным работам : приказ Минюста от 27.12.2016 № 311. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.06.2018).

4. Об утверждении Порядка применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам : приказ Минюста России от 19.09.2017 № 170. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.06.2018).

5. Об утверждении Порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры : приказ Минюста России от 08.04.2014 № 67 // Рос. газ. 2014. 30 апр.

6. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 29.12.2016 № 329. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.06.2018).

7. Об утверждении типовых структуры и штатного расписания исправительного центра и признании утратившим силу Приказа ФСИН России от 4 октября 2012 г № 460 : приказ ФСИН России от 11.08.2016 № 641. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 15.06.2018).

щ references

1. O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 07.12.2011 № 420-FZ [On Amending the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation : Federal Law from 07.12.2011 No. 420-FL]. Ros. gaz. - Russian newspaper. 2011. December 9. (In Russ.).

преступление • наказание • исправление

2. Ob utverzhdenii perechnya audiovizual'nyh, ehlektronnyh i inyh tekhnicheskih sredstv nadzora i kontrolya, ispol'zuemyh administraciyami ispravitel'nyh centrov dlya preduprezhdeniya prestuplenij, narushenij poryadka i uslovij otbyvaniya prinuditel'nyh rabot i dlya polucheniya neobhodimoj informacii o povedenii osuzhdennyh k prinuditel'nym rabotam : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12.2016 № 2932-r [On approval of the list of audiovisual, electronic and other technical means of supervision and control used by the administrations of correctional centers for the prevention of crimes, breaches of order and conditions for serving compulsory labor and for obtaining the necessary information on the behavior of convicts for forced labor : Decree of the Government of the Russian Federation from 31.12.2016 No. 2932-p]. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii - Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. Iss. 2 (part two). Art. 472. (In Russ.).

3. Ob utverzhdenii Poryadka osushchestvleniya nadzora za osuzhdennymi k prinuditel'nym rabotam : prikaz Minyusta ot 27.12.2016 № 311 [On approval of the Procedure for the Supervision of the Convicted Persons to forced labor : the order of the Ministry of Justice from 27.12.2016 No. 311. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 12.06.2018). (In Russ.).

4. On the Approval of the Procedure for the Application of Technical Means of Supervision and Control to Convicts for Forced Labor: Order No. 170 of the Ministry of Justice of Russia dated September 19, 2017. Available at: http://www.pravo. gov.ru (accessed: 14.06.2018). (In Russ.).

5. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya tekhnicheskih sredstv nadzora i kontrolya k osuzhdennym k prinuditel'nym rabotam : prikaz Minyusta Rossii ot 19.09.2017 № 170 [On the Approval of the Procedure for the Establishment of Corrective Institutions of Penitentiary System of Isolated Sites Operating as Correctional Centers : Order of the Ministry of Justice of Russia from 08.04.2014 No. 67]. Ros. gaz. - Russian newspaper. 2014. April 30. (In Russ.).

6. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh centrov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : prikaz Minyusta Rossii ot 29.12.2016 № 329 [On the approval of the Rules of Internal Regulations of Correctional Centers of the Penal System : Order of the Ministry of Justice of Russia from 29.12.2016 No. 329]. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 12.06.2018). (In Russ.).

7. Ob utverzhdenii tipovyh struktury i shtatnogo raspisaniya ispravitel'nogo centra i priznanii utrativshim silu Prikaza FSIN Rossii ot 4 oktyabrya 2012 g. № 460 : prikaz FSIN Rossii ot 11.08.2016 № 641 [On the approval of the standard structure and staffing of the correctional center and the recognition of the Order of the Federal Penal Service of Russia of 4 October 2012 No. 460 : Order of the Federal Penal Service of Russia from 11.08.2016 No. 641]. Available at: http:// www.pravo.gov.ru (accessed: 15.06.2018). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.