Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИЙ ПРИЛЕГАЮЩИХ К УЧРЕЖДЕНИЯМ, ИСПОЛНЯЮЩИМ НАКАЗАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИЙ ПРИЛЕГАЮЩИХ К УЧРЕЖДЕНИЯМ, ИСПОЛНЯЮЩИМ НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАНИЦА / РЕЖИМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЗАПРЕЩЕННЫЙ ПРЕДМЕТ / ДОСТАВКА / ПЕРЕБРОС / ОБЫСК / ДОСМОТР / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокудин Виталий Вячеславович, Машкин Сергей Геннадьевич, Шевченко Елена Яковлевна

В статье анализируется нормативно-правовое регулирование определения границ территории, прилегающей к учреждению, на которой установлены режимные требования. Предпринята попытка совершенствования нормативно-правового регулирования данной сферы правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокудин Виталий Вячеславович, Машкин Сергей Геннадьевич, Шевченко Елена Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATORY SUPPORT FOR DETERMINING THE BOUNDARIES OF TERRITORIES ADJACENT TO PENAL INSTITUTIONS

The article analyzes the legal regulation of determining the boundaries of the territory adjacent to the institution on which regime requirements are established. An attempt has been made to improve the regulatory regulation of this sphere of legal relations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИЙ ПРИЛЕГАЮЩИХ К УЧРЕЖДЕНИЯМ, ИСПОЛНЯЮЩИМ НАКАЗАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_135 УДК 343.826

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИЙ ПРИЛЕГАЮЩИХ К УЧРЕЖДЕНИЯМ, ИСПОЛНЯЮЩИМ НАКАЗАНИЯ PROBLEMS OF REGULATORY SUPPORT FOR DETERMINING THE BOUNDARIES OF TERRITORIES ADJACENT TO PENAL INSTITUTIONS

ПРОКУДИН Виталий Вячеславович,

старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета

ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России).

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: 89206379744@yandex.ru;

МАШКИН Сергей Геннадьевич,

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и специальных дисциплин факультета внебюджетного образования ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Пермский институт ФСИН России). 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail: msg_61@mail.ru;

ШЕВЧЕНКО Елена Яковлевна,

старший преподаватель-методист факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Пермский институт ФСИН России) 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail: eljasha@mail.ru;

PROKUDIN Vitalij Vjacheslavovich,

senior lecturer at the Department of Regime and Supervision Organization at the Penal Correction Department

of the Faculty of Law of the Federal Penitentiary Service VO "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service"

(Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia).

390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1.

E-mail: 89206379744@yandex.ru;

MASHKIN Sergey Gennadyevich,

Senior Lecturer, Department of Social, Humanitarian and Special Disciplines, Faculty of Extrabudgetary Education, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service (Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). 614012, Russia, Perm region, Perm, Karpinsky str., 125. E-mail: msg_61@mail.ru;

SHEVCHENKO Elena Yakovlevna,

senior teacher-methodologist of the faculty of vocational training and additional professional education, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service (Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). 614012, Russia, Perm region, Perm, Karpinsky str., 125. E-mail: eljasha@mail.ru

Краткая аннотация: в статье анализируется нормативно-правовое регулирование определения границ территории, прилегающей к учреждению, на которой установлены режимные требования. Предпринята попытка совершенствования нормативно-правового регулирования данной сферы правоотношений.

Abstract: the article analyzes the legal regulation of determining the boundaries of the territory adjacent to the institution on which regime requirements are established. An attempt has been made to improve the regulatory regulation of this sphere of legal relations.

Ключевые слова: граница, режимная территория, запрещенный предмет, доставка, переброс, обыск, досмотр, муниципальное образование.

Keywords: border, restricted area, prohibited item, delivery, transfer, search, inspection, municipality.

Для цитирования: Прокудин В.В., Машкин С.Г., Шевченко Е.Я. Проблемы нормативно-правового обеспечения определения границ территорий прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 135-138. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_135

For citation: Prokudin V. V., Mashkin S. G., Shevchenko E. Ya. Problems of regulatory support for determining the boundaries of territories adjacent to penal institutions //Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 135-138. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_135.

Статья поступила в редакцию: 10.08.2022

20.06.2022 сотрудники ИК-5 УФСИН России по Рязанской области предотвратили передачу крупной партии запрещенных предметов на территорию колонии. В границах территории, прилегающей к учреждению, на которой установлены режимные требования, сотрудники оперативного отдела задержали гражданина, пытавшегося совершить переброс большого полимерного свертка. В ходе досмотра в нем был обнаружен 21 мобильный телефон.

21.06.2022 в ИК-3 УФСИН России по Ярославской области пресечена попытка доставки крупной партии героина. В результате взаимодействия сотрудников колонии с полицейскими с целью перекрытия канала доставки запрещенных веществ, в границах территории, прилегающей к учреждению, на которой установлены режимные требования, задержан 41-летний гражданин, планировавший совершить переброс. При осмотре места происшествия обнаружен и изъят сверток, в результате проведенного исследования выяснилось, что содержимое являлось героином, общим весом 4,68 грамм.

22.06.2022 сотрудники СИЗО-7 УФСИН России по Московской области совместно с сотрудниками городского отдела по контролю за оборотом наркотиков ОМВД предотвратили попытку сбыта крупной партии наркотических средств, осуществляемой путем закладок. Обратив

внимание на подозрительное поведение двух мужчин, находящихся в границах территории, прилегающей к учреждению, на которой установлены режимные требования, к ним немедленно выдвинулась резервная группа караула. Во время осмотра территории были обнаружены и изъяты 36 свертков с порошкообразным веществом.

22.06.2022 сотрудники ИК-2 УФСИН России по Курганской области пресекли попытки доставки осужденным запрещенных предметов, задержав на границе территории, прилегающей к учреждению, на которой установлены режимные требования, две группы, состоящие из пяти курганцев, которые собирались перебросить свертки с 23 телефонами, 25 sim-картами, 38 зарядными устройствами, 12 гарнитурами, а также сухими дрожжами массой 0,5 кг [1].

Выше предоставлена лишь малая часть случаев за такой короткий период времени посягательств на безопасность, законность и правопорядок учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Нужно ли приводить дополнительные доводы, для того чтобы показать, что данная проблематика продолжает оставаться актуальной.

В целях поддержания уровня состояния безопасности органов и учреждений УИС, а может быть в некоторых случаях и его повышения, считаем необходимым регулярно повторять для себя правовые основы, которые регулируют правовые отношения в данной сфере.

Взглянем на ситуации, представленные в начале данной статьи сверху. Что происходило, в каких мероприятиях принимали участие сотрудники УИС? На поверхности сразу видно, что в обысково-досмотровых, в некоторых случаях по применению физической силы, специальных средств, оружия, административном производстве, а в некоторых представленных ситуациях усматриваются и уголовно-процессуальные действия.

Начнем по порядку, с чего мы начали, с того, что возникают ситуации, в которых, если их своевременно не пресечь, то учреждение, а в конкретной ситуации сотрудники, которые несут в тот момент службу, не выполнят обязанность, которую определяет ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закона об учреждениях и органах УИС) в части создания таких условий, чтобы обеспечивался правопорядок и законность, безопасность спецконтингента, а также персонала и иных лиц, находящихся на их территориях [2].

В связи с этим, данный закон статьей 14 наделяет учреждения, исполняющие наказания такими правами, как:

- осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;

- производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий УИС и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы;

- применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных Законом об учреждениях и органах УИС;

- требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;

- производить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия.

Далее необходимо помнить, что в соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона об учреждениях и органах УИС территориальные органы по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов либо органами местного самоуправления городских округов определяют границы территорий, прилегающих к подведомственным учреждениям, на которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации устанавливаются режимные требования (далее - режимная территория).

Данная статья недавно подверглась дополнению [3], в части возможности территориальным органам согласовывать режимные территории не только с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, но и с такими муниципальными образованиями как муниципальные округа.

Несколько сложно понять, почему законодатель в данном случае предоставил право согласования именно с вышеуказанными видами муниципального образования, так как в свою очередь, нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в данной сфере [4] понимает под муниципальными образованиями и иные виды, такие как - городское или сельское поселение, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Также хотелось бы остановиться на учреждениях, которым должны быть определены режимные территории.

Руководители таких специальных учреждений как исправительные центры, изолированные участки, функционирующие как исправительные центры (далее - ИЦ, УФИЦ) не скажут же, что это их не касается, по причине того, что Закон об учреждениях и органах УИС определяет деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы? Да, в соответствии со ст.6 Закона об учреждениях и органах УИС, которая нас отсылает на ст.74 УИК РФ для того, чтобы увидеть перечень видов учреждений, исполняющих наказания, и там мы видим виды исправительных учреждений, которым территориальному органу безусловно необходимо определить режимную территорию

и среди которых мы не обнаружим такие виды учреждений, как ИЦ и УФИЦ.

Но в соответствии со ст. 5 Закона об учреждениях и органах УИС, уголовно-исполнительная система включает в себя:

- учреждения, исполняющие наказания;

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

Таким образом, исходя из названия главы 8.1 УИК РФ, исполнение наказания в виде принудительных работ, которое реализуется такими специальными учреждениями, как ИЦ и УФИЦ, которые, в свою очередь, безусловно, являются подведомственными учреждениями территориальному органу.

Более того в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 11.06.2022 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [5] с 09.12.2022 нормативно-правовой акт будет иметь название «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», что уже говорит само за себя.

Непосредственно порядок определения, обозначения, оборудования режимной территории и требования, предъявляемые при нахождении в пределах ее границ, утверждены приказом Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы» [6] (далее - Положение о режимных территориях) и приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» [7] (далее - Наставление по оборудованию). Анализ содержания которых позволяет сформулировать несколько предложений.

Граница режимной территории ограждается и обозначается предупредительными знаками. Возможность установления, тип и вид ограждения границы режимной территории определяется территориальным органом УИС.

В виду того, что Положение о режимных территориях не определяет какие либо требования к типу и виду ограждения, а в соответствии с п.1.4. «Предупредительные знаки», Приложения 1 к Наставлению по оборудованию необходимо устанавливать знаки на границах режимной территории с надписью «Запретная зона проход запрещен», предлагается:

абзац первый Положения о режимных территориях привести в соответствии с внесенными изменениями в ч. 6 ст. 7 Закона об учреждениях и органах УИС;

во втором абзаце п. 1.4. «Предупредительные знаки», Приложения 1 к Наставлению по оборудованию после слов «внешней запретной зоны» исключить слова «и режимной территории»;

дополнить п. 1.4. «Предупредительные знаки», Приложения 1 к Наставлению по оборудованию п. 1.4.1. «Предупредительные знаки и информационные стенды территории, прилегающей к учреждению, на которой установлены режимные требования» и изложить в следующей редакции:

Предупредительные знаки, обозначающие границу режимных территорий изготавливаются из пластмассы белого цвета в виде табличек размером 250x500 мм, прикрепленные посредством саморезов с защитным покрытием к стойке, выполненной из любого материала, предпочтительно из трубы ПВХ, углубленную на необходимую глубину в грунт.

В зависимости от места дислокации объекта, надписи на знаках выполняются на русском языке или на русском языке и языке соответствующей национальности. В последнем случае они изготавливаются размером 400x500мм. Надписи «Режимная территория, действуют ограничения» на знаках выполняются черной краской (маркером) устойчивым к атмосферному воздействию на белом фоне при помощи трафарета с использованием шрифта ЛгЫЫаек с применением полужирного начертания.

Предупредительные знаки крепятся на высоте 1,65м. (при размере 250x500мм.) или 1,5м. (при размере 400x500мм.), через каждые 50м. периметра режимной территории, а также на углах всех указанных ограждений или периметра.

Информационные стенды режимных территорий изготавливаются из пластмассы белого цвета или баннерного материала размером 1200x1500 мм. В зависимости от места дислокации объекта надписи на знаках выполняются на русском языке или на русском языке и языке соответствующей национальности. В последнем случае они изготавливаются в двукратно увеличенном размере либо в двух соответствующих экземплярах в целях удобства установки и информативного размещения. Текст на стендах из пластмассы выполняется черной краской (маркером) устойчивым к погодным осадкам на белом фоне с использованием шрифта Аг1а!Ыаск с применением полужирного начертания.

Информационные стенды режимных территорий устанавливаются на заметных местах, а именно при подъезде к учреждению, прохода и проезда рядом с учреждением и содержат информацию «Внимание, режимная территория! На режимной территории запрещается... (идет перечисление запретов в соответствии с перечнем, установленным ФСИН России)».

Совершенствование нормативно-правового обеспечения и информативность обозначения границ режимных территорий учреждений и органов УИС обязательно принесет положительные результаты, а также снижения к минимуму нарушений, допущенных сотрудниками при применении мер административного реагирования в данной сфере деятельности.

Библиогра фия:

1. Официальный сайт ФСИН России https://fsin.gov.ru/news/arhive.php?PAGEN_1=15 (дата обращения 03.08.2022).

2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 26.05.2021) «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 26.05.2021 № 155-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 11.06.2022 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

6. Приказ Минюста России от 03.09.2007 № 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.09.2007 № 10100) // Российская газета, № 201, 12.09.2007.

7. Приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» (в ред. от 17.06.2013 документ опубликован не был).

8. Караваев И.В. Задержание и заключение под стражу: сравнительно-правовой анализ // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 3 (112). С. 145-153.

9. Прокудин В.В. Караваев И.В. Проблемы обозначения предупредительными знаками границ режимной территории исправительных учреждений и следственных изоляторов как функции правоохранительной деятельности // Эволюция современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. 2016. С. 193-195.

10. Сухарев С.Н. Профилактика насильственной преступности в отношении персонала исправительных учреждений // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 4 (40). С. 76-80.

11. Антипов А.Ю. Обеспечение режима в исправительных учреждениях как мера противодействия преступности // В сборнике: Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 65-66.

References:

1. The official website of the Federal Penitentiary Service of Russia https://fsin.gov.ru/news/arhive.php?PAGEN_1=15 (accessed 03.08.2022).

2. Law of the Russian Federation No. 5473-1 of 21.07.1993 (ed. of 26.05.2021) "On institutions and bodies of the penal enforcement system of the Russian Federation".

3. Federal Law No. 155-FZ of 26.05.2021 (as amended on 21.12.2021) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation".

4. Federal Law No. 131-FZ dated 06.10.2003 (as amended on 30.12.2021) "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation".

5. Federal Law No. 170-FZ of 11.06.2022 "On Amendments to the Law of the Russian Federation "On Institutions and Bodies Executing Criminal Penalties in the Form of Imprisonment".

6. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 178 dated 03.09.2007 "On Approval of the Regulations on Regime Requirements in the Territory Adjacent to the Institution Subordinate to the Territorial Body of the Penal Enforcement System" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 10100 on 05.09.2007) // Rossiyskaya Gazeta, No. 201, 12.09.2007.

7. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation dated 04.09.2006 No. 279 "On approval of the Instruction on the equipment of engineering and technical means of protection and supervision of objects of the penal system" (ed. the document was not published on 17.06.2013).

8. Karavaev I.V. Detention and detention: comparative legal analysis // Actual problems of Russian law. 2020. Vol. 15. No. 3 (112). pp. 145-153.

9. Prokudin V.V. Karavaev I.V. Problems of marking with warning signs the boundaries of the regime territory of correctional institutions and pre-trial detention facilities as a function of law enforcement // The evolution of modern science: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: in 4 parts. 2016. pp. 193195.

10. Sukharev S.N. Prevention of violent crime against correctional personnel // Bulletin of the Samara Law Institute. 2020. No. 4 (40). pp. 76-80.

11. Antipov A.Yu. Ensuring the regime in correctional institutions as a measure to counteract crime // In the collection: Techniq ue and safety of objects of the penal system. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 65-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.