Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ФСИН РОССИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ФСИН РОССИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ УИС / СОТРУДНИКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлиди Станислав Мильдиадович, Николаев Владимир Иванович

В статье рассматриваются актуальные проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС). Обозначены нормы права, регламентирующие правовой режим применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками, основные проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками УИС. Предложены меры по правовой защищенности сотрудников, выполняющих служебные задачи с огнестрельным оружием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлиди Станислав Мильдиадович, Николаев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE USE OF FIREARMS BY EMPLOYEES OF THE SECURITY UNITS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE PERFORMANCE OF OFFICIAL TASKS

The article deals with the actual problems of the use of firearms by employees of the penal enforcement system of the Russian Federation. The norms of law regulating the legal regime of the use and use of firearms by employees, the main problems of the use of firearms by employees of the criminal justice system are outlined. Measures for the legal protection of employees performing official tasks with firearms are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ФСИН РОССИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_219 УДК 343.81

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ФСИН РОССИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ ON THE ISSUE OF THE USE OF FIREARMS BY EMPLOYEES OF THE SECURITY UNITS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE PERFORMANCE OF OFFICIAL TASKS

МИХАЙЛИДИ Станислав Мильдиадович,

старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета

ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России).

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: mikhaylidi_sm@mail.ru;

НИКОЛАЕВ Владимир Иванович,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе

ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России).

614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125.

E-mail: nikolaev_vi_09@mail.ru;

Mikhailidi Stanislav Mildiadovich,

Lecturer of the Supervision and Prison Regime Organization Sub-department Faculty of Law of the Academy of Law and Management of the Federal Penal Service (Academy of the FPS of Russia). 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: mikhaylidi_sm@mail.ru;

Nikolaev Vladimir Ivanovich,

PhD in Engineering sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Regime and Protection

in the Penal System Sub-department of the Perm Institute of the Federal Penal Service (Perm Institute of the FPS of Russia).

125 Karpinsky str., Perm, Perm Krai, 614012, Russia.

E-mail: nikolaev_vi_09@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС). Обозначены нормы права, регламентирующие правовой режим применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками, основные проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками УИС. Предложены меры по правовой защищенности сотрудников, выполняющих служебные задачи с огнестрельным оружием.

Abstract: the article deals with the actual problems of the use of firearms by employees of the penal enforcement system of the Russian Federation. The norms of law regulating the legal regime of the use and use of firearms by employees, the main problems of the use of firearms by employees of the criminal justice system are outlined. Measures for the legal protection of employees performing official tasks with firearms are proposed.

Ключевые слова: сотрудники УИС; сотрудники подразделений охраны; огнестрельное оружие; меры безопасности; применение огнестрельного оружия; проблемы применения огнестрельного оружия; профессиональная деятельность.

Keywords: employees of the penal enforcement system; security measures; the use of firearms; employees of security units; firearms; problems of the use of firearms; professional activity.

Дата направления статьи в редакцию: 24.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Деятельность подразделений охраны учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) направлена не только на обеспечение надежной изоляции осужденных к лишению свободы и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и недопущения совершения ими побегов, но и обеспечения физической защиты учреждений (объектов) УИС от нападений, незаконных проникновений нарушителей. Выполнение данных задач неразрывно связано с использованием личным составом подразделений охраны УИС (далее - подразделений охраны) огнестрельного оружия при несении службы. Данная деятельность персонала подразделений охраны характеризуется постоянно меняющейся оперативной обстановкой, повышенной степенью риска для жизни и здоровья, высоким уровнем профессиональной ответственности, которая в условиях несения службы с оружием возрастает еще больше. Личному составу данных подразделений необходимо всегда быть собранными и готовыми к возникновению различного рода чрезвычайных ситуаций. Несомненно, это требует от них мобилизации всех резервных, защитных и компенсаторных механизмов организма, а также определенных знаний, умений и навыков по применению и использованию огнестрельного оружия. [1].

Возможность применения сотрудниками УИС огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы в отношении осужденных, лиц, заключенных под стражу, а также иных лиц предусмотрена ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в определенных случаях. При этом ч. 2 ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закрепляет, что порядок применения указанных мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации. Правовые основания и порядок применения сотрудниками УИС, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия получили свое закрепление в главе V Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Согласно ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники УИС имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания,

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях предусмотренных данным Законом. Здесь следует отметить, что в статье усматривается территориальный принцип применения вышеуказанных мер безопасности, который, ограничивает возможность применения огнестрельного оружия, как сотрудниками УИС в целом, так и сотрудниками подразделений охраны в частности, а это, в свою очередь, негативным образом сказывается на безопасности общества, гарантиях уголовно-правовой защищенности сотрудников, качестве выполнения служебных задач.

Специфика служебной деятельности подразделений охраны УИС не ограничивается территорией данных объектов и прилегающей к ней территорией, на которой установлены режимные требования, и предполагает необходимость применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия за ее пределами. Так, например, алгоритм действий при побеге осужденного или лица, заключенного под стражу, предполагает выход личного состава караулов, наряжаемых от отделов охраны, за границы режимной территории, прилегающей к охраняемому объекту при непосредственном его преследовании. То же касается и группы преследования, назначаемой от подразделений охраны УИС, если лицо, совершившее побег, не было задержано личным составом караула. Мероприятия по розыску и задержанию лиц, совершивших побег из места лишения свободы или содержания под стражей, осуществляются на всей территории субъекта Российской Федерации, где дислоцируется территориальный орган ФСИН России (на первоначальном этапе), а не ограничивается исключительно территорией учреждения УИС, из которого совершен побег.

Таким образом, исходя из положений ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовые основания для применения сотрудниками подразделений охраны УИС, как и любым сотрудником УИС, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия вне территории учреждения УИС и прилегающей к ней режимной территории, на наш взгляд, отсутствуют.

Вместе с тем, ряд авторов считает, что положение ст. 28 Закона, которое наделяет сотрудников УИС применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие «...и в иных случаях, установленных настоящим Законом», дает правовые основания сотрудникам УИС применять данные меры безопасности за пределами территорий учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы в случаях предусмотренных ст. 28.1, 29, 30, 31.4. Мы считаем, что здесь следует разделять понятия «территория» (место, где применяется оружие) и «случай» (сложившаяся ситуация, обстановка), ввиду чего в целях исключения разночтений и двойственности толкования, абзац второй статьи 28 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 28.12.2016) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" изложить в следующей редакции:

«Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы и в иных случаях, установленных настоящим Законом. За пределами вышеуказанных объектов и территорий сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие:

1) при исполнении обязанностей по конвоированию осужденных или лиц, заключенных под стражу;

2) при исполнении обязанностей по розыску и задержанию осужденных или лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;

3) при исполнении обязанностей по охране осужденных или лиц, заключенных под стражу, при оказании им медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

4) сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом».

Затрагивая вопросы личной безопасности сотрудника УИС при применении огнестрельного оружия, следует отметить тот факт, что второй абзац ст. 31.3 Закона закрепляет положение о том, что при попытке осужденного или лица, заключенного под стражу, задерживаемых сотрудником уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части первой статьи 31.2 рассматриваемого Закона. Положения данной статьи оставляет вопрос о возможности применения оружия в случае необходимости в отношении иных лиц, либо в случае, когда сотрудник не знает, является ли нарушитель осужденным или лицом, заключенным под стражу, тем самым ограничивают сотрудника УИС в применении оружия, и не гарантирует его личной безопасности.

Чтобы сотрудники подразделений охраны действовали в сложившейся обстановке, в условиях которой возникает необходимость применения огнестрельного оружия, уверенно и не боялись применять это огнестрельное оружие, им нужна максимальная уверенность и убежденность в правомерности принимаемых собственных решений и действий, а уверенность и убежденность в свою уже очередь зависят от нормативно-правовой базы, а также уровня уголовно-правовой и психологической подготовки сотрудников подразделений охраны к применению огнестрельного оружия.

Библиогра фия:

1. Мазеина, О. Н. О некоторых проблемах применения огнестрельного оружия сотрудниками подразделений охраны ФСИН России / О. Н. Мазеина, А. М. Лысухин // Вестник Кузбасского института. - 2020. - № 1 (42). - С. 51 -59.

References (transliterated):

1. Mazeina, O. N. O nekotoryh problemah primeneniya ognestrel'nogo oruzhiya sotrudnikami podrazdelenij ohrany FSIN Rossii / O. N. Mazeina, A. M.

Lysuhin // Vestnik Kuzbasskogo instituta. - 2020. - № 1 (42). - S. 51 -59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.