Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3.
Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3._
УДК/UDC 342.98
DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-136-143
Право сотрудников полиции и уголовно-исполнительной системы на применение огнестрельного оружия: некоторые вопросы теории и практики
А. А. Алимов1, С. А. Юнусов2,
1 Центр профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области, г. Челябинск, Российская Федерация, [email protected]
2 Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Челябинск, Российская Федерация, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу ФЗ «О полиции» и Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», наделяющих сотрудников полиции и уголовно-исполнительной системы правом применения огнестрельного оружия. Определяются возможные проблемы реализации положений законодательства, предлагаются конкретные меры, направленные на повышение эффективности правового регулирования применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и УИС.
Ключевые слова: законодательство, огнестрельное оружие, сотрудники полиции, сотрудники УИС, пресечение противоправных действий, общественная безопасность
Для цитирования: Алимов А. А., Юнусов С. А. Право сотрудников полиции и уголовно-исполнительной системы на применение огнестрельного оружия: некоторые вопросы теории и практики // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3. С. 136-143. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-136-143
The right of Police officers and the Criminal-executive system to use firearms: some issues of theory
and practice
Alimirze А. Alimov1, Samur A. Yunusov2
1 Professional Training Center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
2 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russian Federation,
Abstract. The article is devoted to the analysis of the Federal Law «On the Police» and the law of the Russian Federation «On Institutions and Bodies Executing Criminal Sentences in the Form of Imprisonment», which empowers the police and the penal system with the right to use firearms. Possible problems of the implementation of the provisions of the legislation are identified, specific measures are proposed to improve the efficiency of legal regulation of the use of firearms by police officers and the penal system.
Key words: legislation, firearms, police officers, penal officers, suppression of illegal actions, public safety
For citation: Alimov A. A., Yunusov S. A. The right of Police officers and the Criminal-executive system to use firearms: some issues of theory and practice. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no. 3, pp. 136-143. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-136-143 (In Russ.).
Случаи применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов являются неотъемлемым элементом несения службы в этих органах во всех странах мира. Вместе с тем, применение огнестрельного оружия является крайней и самой жесткой мерой пресечения противоправных действий, защиты жизни, здоровья и собственности граждан и юридических лиц, реализуемой данными органами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их обязаны признавать, защищать и обеспечивать государство, его органы и должностные лица.
Исследованные статистические сведения показывают, что применение огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов часто сопровождается причинением смерти, вреда здоровью и имуществу физических и юридических лиц. В частности, полицейскими США демонстрируется довольно высокий уровень применения оружия на поражение: в 2018 году в результате применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции погибло 996 человек; в 2019 г. - 1004 человек. Для сравнения: в Великобритании в 2018-2019 годах полиция лишь 13 раз применяла огнестрельное оружие, а жертвами стали только три человека [1].
Согласно официальной статистике в Российской Федерации в 2019 году сотрудники МВД при-
менили огнестрельное оружие около тысячи раз, при этом погибло 26 человек [2; 3] . В вопросе применения огнестрельного оружия сотрудниками подразделений охраны уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) необходимо отметить нисходящую динамику их количества в 2017 году - 22 случая, в 2019 году - 11 случаев. Очевидно, что ситуация с применением огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов в России не является такой же критичной, как в США. Вместе с тем, жизнь каждого человека бесценна, поэтому нормативное правовое регулирование в сфере применения огнестрельного оружия должно постоянно совершенствоваться.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции» устанавливает требование к сотрудникам полиции об обязательном оказании первой помощи и организации оказания медицинской помощи в случае применения огнестрельного оружия [4]. Учитывая важность данной темы, МВД России постоянно уделяет внимание данному вопросу, принимая меры по совершенствованию нормативного правового обеспечения в указанной сфере, в том числе в целях снижения количества пострадавших лиц, а также тяжести причиненного ущерба. К примеру, в середине 2020 года были внесены изменения в Порядок организации оказания медицинской помощи задержанным лицам в территориальных органах МВД России [5].
Случаи, в которых возможно применение оружия сотрудником уголовно-исполнительной системы, указаны в статье 31.2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где говорится, что в зависимости от обстановки, если другими мерами пресечь противоправные действия невозможно, сотрудник имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для защиты себя и (или), иных лиц от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством уголовно-исполнительной системы; для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки преступления против жизни и здоровья, если иными средствами задержать осужденного или лицо, заключенное под стражу, не представляется возможным; для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, оказывающих вооруженное сопротивление, либо осужденного или лица, заклю-
* При этом с 1900 года при применении огнестрельного оружия на поражение сотрудниками полиции Великобритании погибло 52 человека.
ченного под стражу, отказывающихся выполнить законное требование о сдаче находящихся при них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы; для пресечения побега осужденного или лица, заключенного под стражу, из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо при конвоировании, охране или сопровождении указанных лиц, а также для пресечения попытки их насильственного освобождения. Данный перечень установленных законом случаев, при которых возникает правовая возможность использования оружия сотрудниками, является достаточно полным и исчерпывающим [6, с. 58].
Другим немаловажным аспектом применения мер государственного принуждения является причинение материального ущерба. Материальный ущерб может быть причинен как в результате действий сотрудника полиции по непосредственному применению огнестрельного оружия, так и в результате сопутствующих действий полицейских, правонарушителей и иных лиц. К примеру, в практической деятельности сотрудников полиции часто применение огнестрельного оружия связано с необходимостью принудительной остановки транспортного средства по основаниям, предусмотренным пп. 1 ч. 3 статьи 23 Закона «О полиции» [7; 8]. Применение огнестрельного оружия в данном случае может сопровождаться разрушением различных элементов дорожной инфраструктуры, а также повреждением иных транспортных средств в результате погони, дорожно-транспортных происшествий и т. д.
При этом согласно статье 28 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственность за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении огнестрельного оружия, если применение огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которое признано правомерным [9].
В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что отсутствие четких гарантий правовой защиты сотрудника полиции, реализовавшего меры государственного принуждения, связанные с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия от дальнейшего судебного преследования, может служить демотивиру-ющим фактором для сотрудников полиции. Кроме того, также может ограничивать их при принятии решения о принудительной остановке транспортного средства путем применения специальных средств и огнестрельного оружия.
Законодатель отвечает на данный вопрос положением статьи 18 Закона «О полиции», в соот-
ветствии с которым сотрудник полиции не несет ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при правомерном применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Однако данная норма, на наш взгляд, не в достаточной мере получает развитие в иных положениях Закона «О полиции». Полагаем, что данная ситуация отчетливо прослеживается в аспекте предоставления надлежащих гарантий правовой защиты сотруднику полиции, законно применившему меры государственного принуждения, связанные с причинением материального ущерба физическим и юридическим лицам.
Примечательным в этом отношении являются требования Декларации о полиции. В ней подчеркивается, что полиция «вынуждена действовать в условиях, связанных с риском для сотрудников, и что выполнение ими своих обязанностей еще более осложнено, когда нет четко определенных правил поведения». В этой связи Декларация о полиции однозначно требует от государств Европы на законодательном уровне «предусматривать систему правовых гарантий и мер, направленных на защиту от ущерба, который может быть вызван действиями полиции» [10].
В рамках рассматриваемой проблемы представляется интересной правовая инициатива, выдвинутая в Рекомендациях Парламентской Ассамблеи Организации договора о коллективной безопасности по гармонизации национально уголовно-исполнительного законодательства государств-членов ОДКБ, которая затрагивает вопросы взыскания с осужденного в доход государства средств, затраченных на его розыск [11].
Представляется возможным дополнить статью 30 Закона «О полиции», а также статью 31.2 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» положениями о возложении ответственности за возмещение материального вреда на виновное лицо, либо взыскании с него в доход государства и пострадавших лиц причиненного материального ущерба в случаях правомерного применения сотрудником полиции огнестрельного оружия.
На наш взгляд, закрепление указанной нормы не только послужит условием обеспечения дополнительных гарантий правовой защиты сотрудников полиции при исполнении ими оперативно-служебных задач, но и во многом будет иметь профилактический эффект, а также способствовать снижению уровня преступности.
Как известно, любой принимаемый в государстве закон должен обеспечивать баланс государственных и общественных интересов, а также интересов различных социальных групп. Не является исключением и Закон «О полиции» в той его части, которая затрагивает право на применение огнестрельного оружия. Укрепление гарантий правовой защиты сотрудников полиции неминуемо
должно сопровождаться детализацией запретов применения огнестрельного оружия, что способствует сохранению системы сдержек и противовесов в сфере государственного контроля за применением оружия.
Правом на применение огнестрельного оружия обладают многие правоохранительные органы и военизированные структуры. Идентичным для большинства из них являются и законодательно устанавливаемые запреты на применение огнестрельного оружия [12, с. 83]. Однако пути совершенствования законодательных основ применения огнестрельного оружия рассматриваются при анализе существующих международно-правовых документов. К примеру, в Соглашении о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения предусмотрены аналогичные закону «О полиции» основания запрещения использования оружия, т. е. в случае массового скопления граждан, в отношении женщин, в том числе с видимыми признаками беременности и т.д., за исключением запрета открытия огня в «направлении сопровождаемых грузов, являющихся огнеопасными, взрывоопасными либо содержащими сильнодействующие ядовитые вещества» [13]. Таким образом, в указанном нормативном правовом акте учитывается возможность повреждения объектов, представляющих повышенную угрозу для окружающей среды и людей.
Следует отметить, что ни в Законе «О полиции», ни в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не учитываются угрозы возможного применения оружия в ситуациях, которые могут повлечь значимые воздействия на объекты, имеющие особую опасность (повышенные источники опасности) или обладающие огромной скрытой силой. Соответственно, в нем явно недооценена значимость разрушительных последствий подобных действий.
На наш взгляд, представляется возможным дополнить ФЗ «О полиции» и Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» подобной ограничительной либо запретительной нормой, но с более широкой предметной областью, а именно запрещающей применение оружия в случаях, когда возможно нанесение ущерба не сопоставимого с возможными последствиями. В частности, когда присутствует вероятность повреждения особо значимых для существования людей и жизни в целом объектов.
В теории и практике подобные объекты имеют различное наименование: «критически важная структура» [14], «критически важная инфраструктура» [15], «критически важный объект топливно-энергетического комплекса» [16], «источник
повышенной опасности», «взрывоопасный объект», «опасный объект», «критически важный объект информатизации», «опасный производственный объект», «потенциально опасные объекты инфраструктуры» [17]. Однако к категории наиболее общих и наиболее часто применяемых в юридической литературе и в правовых актах относятся термины «критический важный объект» и «потенциально опасный объект» [18, с. 59]. На наш взгляд, возможно использование одного из указанных терминов в качестве основы для более детальной проработки предлагаемых изменений.
Путем анализа норм законодательства Российской Федерации и ряда международных соглашений в наиболее общем виде «критически важный объект» можно определить как объект социальной, производственной, инженерной, транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, может дестабилизировать общественный порядок и (или) повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей, потере управления экономикой, либо ее необратимому негативному изменению (разрушению) [17; 19; 20; 21; 22; 23].
К потенциально опасным объектам относятся объекты, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, т. е. связанные с производством, использованием, переработкой, хранением, транспортированием пожароопасных, взрывоопасных, опасных химических, радиоактивных и биологических веществ,
либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек [24].
Следует отметить, что для Российской Федерации обеспечение безопасности подобных объектов является особой сферой служебной деятельности правоохранительных органов. К примеру, согласно «Наставлению об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах» в территориальных органах МВД России на районном уровне, подразделениях на транспорте разрабатывается документ постоянного действия - План использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах. В обязательном порядке он должен включать «расчет нарядов, обеспечивающих правопорядок в местах расположения критически важных и (или) потенциально опасных объектов» [25].
Таким образом, на наш взгляд, Федеральный закон «О полиции» и Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» можно дополнить положением о запрете либо ограничении использования огнестрельного оружия в ситуациях, когда сотруднику заведомо ясно либо понятно или известно о возможности нанесения ущерба критически важным и потенциально опасным объектам, который может не только повлечь выход из строя данных объектов, но и причинить значительный вред населению, окружающей среде и имуществу.
Предложенные в настоящей статье инициативы требуют детального научного осмысления и анализа, а также должны послужить основой для дальнейших исследований в сфере регламентации применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и УИС.
Список источников
1. Белянинов К. Почему американские полицейские так часто применяют оружие?: [сайт Русской службы Би-би-си]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-53994944 (дата обращения: 15.03.2021).
2. Воронов А. Вскрывай, стреляй, оцепляй // Газ. "Коммерсантъ": [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4604778 (дата обращения: 15.03.2021).
3. ФалалеевМ. Стой. Стрелять не буду // Рос. газ.: [сайт ]. URL:https://rg.ru/2015/06/09/oruzhie.html (дата обращения 15.03.2021).
4. О полиции: федер. закон Рос. Федерации от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ: в ред. от 24 февр. 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О внесении изменения в приказ МВД России от 18 марта № 141: приказ МВД России от 23 июня 2020 г. № 447. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Строилов С.В., Сливанов С.А. Особенности и законность применения огнестрельного оружия сотрудниками ФСИН России // Актуальные проблемы совершенствования огневой подготовки в уголовно-исполнительной системе: сборник материалов научно-практического семинара, проводимого в рамках VIII ежегодного открытого турнира памяти Н.Ф. Макарова по стрельбе из пистолета / под общ. ред. С.М. Смолева. Рязань, 2019.
7. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исаева Сейфулы Рамазановича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части второй статьи 15 Закона Российской Федерации «О милиции»: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 28 сент. 2017 г. № 1851-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Приговор Московского городского суда от 15.07.2016 по обвинению Рашидова Н. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 158, 166, 317 УК РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Декларация о полиции: принята Парламентской Ассамблеей Совета Европы на 31-й очередной сессии. Резолюция 690 (1979). Преамбула, ст. 11. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
11. Постановление № 5-7 Парламентской Ассамблеи ОДКБ «О проекте Рекомендаций по гармонизации национального уголовно-исполнительного законодательства государств - членов ОДКБ»: принято в г. Санкт-Петербурге 17.05.2012. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=37511728 (дата обращения: 15.03.2021).
12.Шмидт А.А., Магденко А.Д., Алимов А.А., Баженов Ю.П. Основание, условия и пределы применения оружия сотрудниками правоохранительных органов: учебное пособие. Челябинск: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2019. 125 с.
13. Соглашение о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения. Заключено 15 сентября 2015 года в г. Душанбе. URL: https://docs.cntd.ru/document/420388542 (дата обращения: 15.03.2021).
14. Соглашение о сотрудничестве государств - членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности от 30 ноября 2017 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/542645728 (дата обращения: 15.03.2021).
15. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности. Заключено в г. Москве 14.05.2010. URL: https://docs.cntd.ru/document/902366519 (дата обращения: 15.03.2021).
16. Постановление № 10-4.1 Парламентской Ассамблеи ОДКБ «О модельном законе ОДКБ «Об энергетической безопасности»: принято в г. Санкт-Петербурге 13.10.2017. URL: https ://paodkb.org/documents/modelnyy-zakon-odkb-ob-energeticheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 15.03.2021).
17. Глоссарий специальных терминов в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов государств-членов ОДКБ: утв. постановлением № 7-5 Парламентской Ассамблеи ОДКБ «О проекте Рекомендаций по гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов»: принято в г. Санкт-Петербурге 27.11.2014 г. URL: https://paodkb.org/documents/glossariy-spetsialnyh-terminov-v-sfere-obespecheniya-bezopasnosti (дата обращения: 15.03.2021).
18.Зацепин О.А. Обеспечение промышленной безопасности критически важных и потенциально опасных объектов как необходимое условие безопасности населения // Ежегодная международная научно-техническая конференция Системы безопасности. 2017. № 26. С. 59-62.
19. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Заключено в г. Москве 25.12.2013. URL:https://docs.cntd.ru/document/499074140 (дата обращения: 15.03.2021).
20. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Заключено в г. Гаване 11.07.2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ: в ред. от 8 дек. 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения: приказ МЧС России 105 от 28 февр. 2003 г. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/normativnye-pravovye-akty-mchs-rossii/779 (дата обращения: 15.03.2021).
23. Об утверждении Порядка выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: приказ МЧС России 284 от 26 мая 1999 г. URL: https://74.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/5-preduprezhdenie-chrezvychaynyh-situaciy/5 -1 -normativnye-pravovye-akty/5 -1 -2-normativno-pravovye-akty-mchs-rossii/prikaz-mchs-rf-ot-26-05-19999-284-ob-utverzhdenii-poryadka-vydachi-zaklyucheniya-o-gotovnosti-potencialno-
opasnogo-obekta-k-lokalizacii-i-likvidacii-chrezvychaynyh-situaciy-i-dostatochnosti-mer-po-zashchite-naseleniya-i-territoriy-ot-chrezvychaynyh-situaciy (дата обращения: 15.03.2021).
24. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ: в ред. от 2 июля 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
25. Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах: приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
References
1. Belyaninov K. Pochemu amerikanskie politseiskie tak chasto primenyayut oruzhie? [Why do American policemen so often use weapons?], Website of the BBC Russian Service. (In Russian). Available at: https://www.bbc.com/russian/features-53994944 (accessed 15.03.2021).
2. Voronov A. Vskryvai, strelyai, otseplyai [Open, shoot, cordon], Site of the newspaper "Kommersant". (In Russian). Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4604778 (accessed 15.03.2021).
3. Falaleev M. Stoi. Strelyat' ne budu [I will not shoot], Ros. gaz. [Website of the Russian newspaper]. (In Russian). Available at: https://rg.ru/2015/06/09/oruzhie.html (accessed 15.03.2021).
4. RF Federal Law "On the Police" of 07.02.2011 No. 3-FZ (as amended on 24.02.2021). (In Russian).
5. O vnesenii izmeneniya v prikaz MVD Rossii ot 18 marta № 141: prikaz MVD Rossii ot 23 iyunya 2020 g. № 447 [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 23, 2020 No. 447 "On Amending the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 18, No. 141"]. (In Russian).
6. Stroilov S. V., Slivanov S.A. Osobennosti i zakonnost' primeneniya ognestrel'nogo oruzhiya sotrudnikami FSIN Rossii [Features and legality of the use of firearms by employees of the Federal Penitentiary Service of Russia], Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya ognevoi podgotovki v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme: sbornik materialov nauchno-prakticheskogo seminara, provodimogo v ramkakh VIII ezhegodnogo otkrytogo turnira pamyati N.F. Makarova po strelbe iz pistoleta [Actual problems of improving fire training in the penal system. Collection of materials of the scientific and practical seminar held within the framework of the VIII annual open tournament in memory of N.F. Makarov on pistol shooting], ed. S.M. Smolev. Ryazan', 2019. (In Russian).
7. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Isaeva Seifuly Ramazanovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav punktom 1 chasti vtoroi stat'i 15 Zakona Rossiiskoi Federatsii "O militsii": opredelenie Konstitutsionnogo Suda Ros. Federatsii ot 28 sent. 2017 g. № 1851-O6 [Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of September 28, 2017 N 1851-O "On refusal to accept for consideration the complaint of the citizen Isaev Seyfululy Ramazanovich on violation of his constitutional rights by paragraph 1 of part two of Article 15 of the Law of the Russian Federation "On the Police".
8. Sentence of the Moscow City Court of July 15, 2016 on charges of N. Rashidov of committing crimes under Articles 158, 166, 317 of the Criminal Code of the Russian Federation], Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
9. Ob uchrezhdeniyakh i organakh, ispolnyayushchikh ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody: zakon Ros.Federatsii ot 21 iyulya 1993 g. № 5473-I [Law of the Russian Federation of July 21, 1993 No. 5473-I "On institutions and bodies executing criminal sentences in the form of imprisonment"], Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
10.Deklaratsiya o politsii: prinyata Parlamentskoi Assambleei Soveta Evropy na 31-i ocherednoi sessii. Rezolyutsiya 690 (1979). Preambula, st. 11 [Declaration on the Police. Adopted by the Parliamentary Assembly of the Council of Europe at its 31st regular session. Resolution 690 (1979) Preamble, art. 11], Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy "Konsul'tant-Plyus". (In Russian).
11. Postanovlenie № 5-7 Parlamentskoi Assamblei ODKB «O proekte Rekomendatsii po garmonizatsii natsional'nogo ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva gosudarstv - chlenov ODKB»: prinyato v g. Sankt-Peterburge 17.05.2012 [Resolution No. 5-7 of the CSTO Parliamentary Assembly "On the Draft Recommendations for the Harmonization of the National Penal Laws of the CSTO Member States". Adopted in St. Petersburg on 05/17/2012]. (In Russian). Available at: http://continent-online.com/Document/? doc_id=37511728 (accessed 15.03.2021).
12. Shmidt A.A., Magdenko A.D., Alimov A.A., Bazhenov Yu.P. Osnovanie, usloviya i predely primeneniya oruzhiya sotrudnikami pravookhranitel'nykh organov: uchebnoe posobie [Basis, conditions and limits of the use of weapons by law enforcement officers: a tutorial]. Chelyabinsk: Izd-vo "Biblioteka A. Millera" Publ., 2019. 125 p.
13. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv - chlenov Organizatsii Dogovora o kollektivnoi bez-opasnosti v oblasti perevozok voinskikh i drugikh formirovanii, ikh dvizhimogo imushchestva, a takzhe produktsii voen-nogo naznacheniya. Zaklyucheno 15 sentyabrya 2015 goda v g. Dushanbe [Agreement on cooperation between the member states of the Collective Security Treaty Organization in the field of transportation of military and other formations, their movable property, as well as military products. Concluded on September 15, 2015 in Dushanbe]. (In Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/420388542 (accessed 15.03.2021).
14. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv - chlenov ODKB v oblasti obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti ot 30 noyabrya 2017 goda [Agreement on cooperation of the CSTO member states in the field of information security dated November 30, 2017]. (In Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/542645728 (accessed 15.03.2021).
15.Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Federativnoi Respubliki Brazilii o sotrudnichestve v oblasti obespecheniya mezhdunarodnoi informatsionnoi i kommunikatsionnoi bezopasnosti. Zaklyucheno v g. Moskve 14.05.2010 [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Federal Republic of Brazil on cooperation in the field of international information and communication security. Concluded in Moscow on May 14, 2010]. (In Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/902366519 (accessed 15.03.2021).
16.Postanovlenie № 10-4.1 Parlamentskoi Assamblei ODKB «O model'nom zakone ODKB «Ob energet-icheskoi bezopasnosti»: prinyato v g. Sankt-Peterburge 13.10.2017 [Resolution No. 10-4.1 of the CSTO Parliamentary Assembly "On the CSTO Model Law" On Energy Security". Adopted in St. Petersburg on 13.10.2017]. (In Russian). Available at: https://paodkb.org/documents/modelnyy-zakon-odkb-ob-energeticheskoy-bezopasnosti (accessed 15.03.2021).
17. Glossarii spetsial'nykh terminov v sfere obespecheniya bezopasnosti kriticheski vazhnykh ob"ektov gosudarstv-chlenov ODKB: utv. postanovleniem № 7-5 Parlamentskoi Assamblei ODKB «O proekte Rek-omendatsii po garmonizatsii zakonodatel'stva gosudarstv-chlenov ODKB v sfere obespecheniya bezopasnosti kriticheski vazhnykh ob"ektov»: prinyato v g. Sankt-Peterburge 27.11.2014 g. [Glossary of special terms in the field of ensuring the security of critical facilities of the CSTO member states. Resolution No. 7-5 of the CSTO Parliamentary Assembly "On the Draft Recommendations for the Harmonization of the Legislation of the CSTO Member States in the Field of Ensuring the Security of Critical Objects". Adopted in St. Petersburg on November 27, 2014]. (In Russian). Available at: https://paodkb.org/documents/glossariy-spetsialnyh-terminov-v-sfere-obespecheniya-bezopasnosti (accessed 15.03.2021).
18.Zatsepin O.A. Obespechenie promyshlennoi bezopasnosti kriticheski vazhnykh i potentsial'no opasnykh ob"ektov kak neobkhodimoe uslovie bezopasnosti naseleniya [Ensuring industrial safety of critical and potentially hazardous facilities as a necessary condition for the safety of the population], Ezhegodnaya mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya Sistemy bezopasnosti [Annual International Scientific and Technical Conference Safety Systems], 2017, no. 26, pp. 59-62. (In Russian).
19. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Respubliki Belarus' o sotrudnichestve v oblasti obespecheniya mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti. Zaklyucheno v g. Moskve 25.12.2013 [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Belarus on cooperation in the field of ensuring international information security. Concluded in Moscow on December 25, 2013]. (In Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/499074140 (accessed 15.03.2021).
20. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Respubliki Kuba o sotrudnichestve v oblasti obespecheniya mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti. Zaklyucheno v g. Gavane 11.07.2014 [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Cuba on cooperation in the field of international information security. Concluded in the city of Havana on July 11, 2014]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
21. O zashchite naseleniya i territorii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera: feder. zakon Ros. Federatsii ot 21 dek. 1994 g. № 68-FZ: v red. ot 8 dek. 2020 g. [Federal Law of 21.12.1994 No. 68-FZ (as amended on 08.12.2020) "On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies"]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
22. Ob utverzhdenii trebovanii po preduprezhdeniyu chrezvychainykh situatsii na potentsial'no opasnykh ob"ektakh i ob"ektakh zhizneobespecheniya: prikaz MChS Rossii 105 ot 28 fevr. 2003 g. [Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia 105 of 28.02.2003 "On approval of requirements for the prevention of emergencies at potentially dangerous facilities and life support facilities"]. (In Russian). Available at: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/normativnye-pravovye-akty-mchs-rossii/779 (accessed 15.03.2021).
23.Ob utverzhdenii Poryadka vydachi zaklyucheniya o gotovnosti potentsial'no opasnogo ob"ekta k loka-lizatsii i likvidatsii chrezvychainykh situatsii i dostatochnosti mer po zashchite naseleniya i territorii ot chrezvy-chainykh situatsii: prikaz MChS Rossii 284 ot 26 maya 1999 g. [Order of the EMERCOM of Russia 284 of May 26, 1999 "On approval of the Procedure for issuing an opinion on the readiness of a potentially dangerous facility for the localization and elimination of emergencies and the adequacy of measures to protect the population and territories from emergencies"]. (In Russian). Available at: https://74.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/ 5 -preduprezhdenie-chrezvychaynyh-situaciy/5 - 1-normativnye-pravovye-akty/5-1-2-normativno-pravovye-akty-mchs-rossii/prikaz-mchs-rf-ot-26-05-19999-284-ob-utverzhdenii-poryadka-vydachi-zaklyucheniya-o-gotovnosti-potencialno-opasnogo-obekta-k-lokalizacii-i-likvidacii-chrezvychaynyh-situaciy-i-dostatochnosti-mer-po-zashchite-naseleniya-i-territoriy-ot-chrezvychaynyh-situaciy (accessed
15.03.2021).
24.Gradostroitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29 dek. 2004 g. № 190-FZ: v red. ot 2 iyulya 2021 g. [Urban Planning Code of the Russian Federation of December 29, 2004 N 190-FZ (as amended on December 30, 2020)]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
25.Ob utverzhdenii Nastavleniya ob organizatsii v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii deyatel'nosti po obespecheniyu pravoporyadka na ulitsakh i v inykh obshchestvennykh mestakh: prikaz MVD Rossii ot 25 noyabrya 2019 g. № 879 [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated November 25, 2019 No. 879 "On the approval of the Instruction on the organization in the internal affairs bodies of the Russian Federation of activities to ensure law and order in the streets and in other public places]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy "Konsul'tantPlyus".
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Алимов Алимирзе Алимович, преподаватель Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Юнусов Самур Абдулжабарович, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательского института ФСИН России» (ФКУ НИИ ФСИН России), г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Alimov Alimirze Alimovich, Lecturer at the Center for Professional Training of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Yunusov Samur Abdulzhabarovich, candidate of legal sciences, Senior Researcher at the Center for the Study of Problems of Management and Organization of the Execution of Sentences in the Penitentiary System of the Federal State Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 08 июня 2021 г.
Received 08 June, 2021