Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ'

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1624
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
POLICE / INTERNAL AFFAIRS BODIES / EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / PHYSICAL FORCE / SPECIAL MEANS / FIREARMS / CRIMINAL LIABILITY / CRIMES / ПОЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ботвина Виктория Валерьевна

В данной работе будет раскрыта актуальность вопроса об обязанностях и правах полиции при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также рассмотрена проблема уголовной ответственности полицейских и классификации содеянного. Работа включает в себя анализ федерального законодательства, регулирующего работу полиции. Рассмотрен вопрос о привлечении сотрудников полиции к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий с использованием специальных средств, огнестрельного оружия, насилия. Приведена статистика жалоб и возбужденных уголовных дел за превышение сотрудниками полиции должностных полномочий. Окончательной целью работы является выявление целесообразности и возможности применения полицией специальных средств и огнестрельного оружия, не превышая при этом должностные полномочия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ»

УДК 343

Юридические науки

Ботвина Виктория Валерьевна, студентка 2-гокурса кафедры «Цифровая криминалистика», МГТУ им. Н.Э.Баумана, Москва, Российская Федерация

e-mail: botvina nika@,bk. ru

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация: В данной работе будет раскрыта актуальность вопроса об обязанностях и правах полиции при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также рассмотрена проблема уголовной ответственности полицейских и классификации содеянного. Работа включает в себя анализ федерального законодательства, регулирующего работу полиции. Рассмотрен вопрос о привлечении сотрудников полиции к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий с использованием специальных средств, огнестрельного оружия, насилия. Приведена статистика жалоб и возбужденных уголовных дел за превышение сотрудниками полиции должностных полномочий. Окончательной целью работы являетсявыявление целесообразности и возможности применения полицией специальных средств и огнестрельного оружия, не превышая при этом должностные полномочия.

Ключевые слова: полиция, органы внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие, уголовная ответственность, преступления.

Abstract: In this paper, the relevance of the issue of the duties and rights of the police in the use of physical force, special means and firearms will be disclosed, as well as the issue of police criminal liability and classification of the deed will be considered. The work includes an analysis of federal law governing the work of the

police. The issue of criminalizing police officers for abuse of power using special means, firearms, and violence was considered. The statistics of complaints and criminal cases for police officers exceeding their official authority are given. The final goal of the work is to identify the feasibility and feasibility of the use of special means and firearms by the police, without exceeding the official authority.

Key words: police, internal affairs bodies, employees of internal affairs bodies, physical force, special means, firearms, criminal liability, crimes.

Введение. Проблема применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия заключается в том, что даже наличие законодательно закрепленных пределов использования этих прав не может гарантировать сотрудникам полиции, которые их применили, правовую безопасность и защиту [9].

На официальном сайте следственного комитета представлена статистика обращений на превышение сотрудниками полиции должностных полномочий за период с 2015 по 2018 год. Данные статистики указывают на то, что число жалоб ежегодно растет, а вместе с тем растет и число возбужденных уголовных дел. Также по данным статистики видно, что на каждые 44 жалобы приходится одно заведенное уголовное дело. По данным судебного департамента с 2011 по 2017 года в России за превышение должностных полномочий осудили 7116 человек, из них 992 сотрудника внутренних дел [13].

Целями данной работы является: изучение законодательства, регулирующего деятельность органов внутренних дел; выявление обстоятельств, позволяющих использовать сотрудниками полиции физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; анализ законодательства Белоруссии по вопросам, касающимся применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия и сравнения с российским законодательством; рассмотрение ответственности сотрудников полиции за использование спец средств и огнестрельного оружия.

Права и обязанности полиции во время несения службы. Направления деятельности полиции.Права и обязанности полиции закреплены в ФЗ «О полиции». Им посвящена глава 3данного закона. В части 1 статьи 12 ФЗ «О полиции» данперечень обязанностей сотрудников полиции. К основным можно отнести: обеспечивать безопасность граждан, осуществлять оперативно-розыскную деятельность, принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений и другие. Данный список полномочий является исчерпывающим согласно части 2 данной статьи и может быть изменен или дополнен только путем внесения поправок в Федеральный закон. В статье 13 ФЗ «О полиции» указаны основные права полиции, связанные, непосредственно, с осуществлением оперативно-розыскной. Однако некоторые права выделены из этого списка и на них обращено особое внимание. Таким примером является право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, закрепленное в статье 18 главы 5 [3].

Применение физической силы сотрудниками полиции.В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О Полиции», а также иных федеральных законах сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Статья 20 ФЗ «О полиции» - применение физической силы. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу и боевые приемы в случаях, если невозможно выполнить возложенных на полицию обязанностей иными несиловыми методами в следующих случаях:

1) Пресечение административных правонарушений и преступлений;

2) Доставление в специальное служебное помещение лица, совершившего административное правонарушение или преступлений;

3) Преодоление противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Примером противодействия законным требованиям сотрудника полиции может быть отказ водителя транспортного средства по просьбе сотрудника ГИБДД выйти из машины. Прежде всего, стоит отметить, что это является

административным правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ[2]. А также сотрудник полиции имеет право согласно ст.20 ФЗ «О полиции» на применение физической силы.

Рассмотрим еще один пример, произошедший 29 марта 2020г. в Ялте. Патруль обратился к компании нетрезвых мужчин с разъяснением, что в данное время необходимо воздержаться от нахождения на улице в связи с режимом самоизоляции, а также проинформировал о том, что запрещено находиться в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения(ст.20.21 КоАП)[2]. Однако мужчины проявили агрессию и напали на полицейских, нанеся одному из сотрудников телесные повреждения. Нарушители были задержаны и направленны на медицинское освидетельствование, а после чего в ОВД. В данном примере представлены все 3основания, позволяющие сотруднику полиции применить физическую силу [12].

Применение специальных средств сотрудниками полиции. Применение специальных средств сотрудниками полиции закреплено в статье

21 ФЗ «О полиции». Перечень обстоятельств, позволяющих сотрудникам полиции использовать специальные средства, указан в ч.1 ст.21. Среди них: отражение нападения на сотрудника полиции или гражданина, для освобождения насильственно удерживаемых лиц или захваченных зданий и др. В части 2 рассматриваемой статьи дан перечень возможных специальных средств. К их числу относятся: служебные животные, электрошоковые и светошоковые устройства, специальные палки и газовые средства и т.д.

Однако в данной статье нет определения, что же подразумевается под понятием «специальное средство». На основании статьи можно сделать вывод, что специальным средством является состоящее на вооружении полиции и применяемое ею,в случаях строго предусмотренных Федеральным законом «О полиции», технические изделия и служебные животные, чьим основным назначением является оказание физического воздействия.

Применение специальных средств имеет ограничения, указанные в статье

22 ФЗ «О полиции». Так, например, нельзя наносить удары резиновой

дубинкой по голове, шее, ключицам, животу, половым органам и области сердца. Таким образом, допустимыми считаются удары только по рукам и спине.

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции.Статья 23 ФЗ «О полиции» посвящена применению огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. В данной статье также не дается определения понятия «огнестрельное оружие». Однако это понятие раскрывается в ФЗ «Об оружии».Согласно статье 1 названного Федерального закона, огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда [4].

В статье 23 ФЗ «О полиции» указаны обстоятельства, разрешающие применение огнестрельного оружия. Они включают в себя: защиту своей жизни или другого гражданина от посягательства, сопряженного с насилием, освобождение заложников и др.Также в статье указаны обстоятельства, при которых запрещено использование огнестрельного оружия. К таким обстоятельствам относятся: выстрелы на поражение в отношении лиц с очевидными признаками инвалидности, женщин, несовершеннолетних, при значительном скоплении граждан. Однако уточняется, что, если вышеперечисленные лица оказывают вооруженное сопротивления или групповое нападение, и их действия несут опасность для жизни и здоровья сотрудника полиции и окружающих, то сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие.

Рассмотрим также реальную возможность применения сотрудником полиции специальных средств и огнестрельного оружия. Согласно Указу Президента РФ [6] в общую экипировку состава патруля входят: служебное удостоверение (водительское удостоверение), персонифицированный нагрудный знак, карточка маршрута патрулирования (поста), резиновая палка, наручники, свисток, носимая рация, карманный электрический фонарь,

авторучка, простой карандаш. То есть патрульный при нападении, фактически, должен защищаться подручными средствами, что не всегда гарантирует успех.

Сравнение пределов применения огнестрельного оружия сотрудниками внутренних дел России и Республики Беларусь.

Проанализируем статью 23 ФЗ «О полиции» со статьей Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» (Закон РБ «О милиции»). Статья 29 Закона РБ «О милиции» посвященаприменению и использованию сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия [5].Основные правовые положения предполагающие возможность использования огнестрельного оружия схожи с положениями статьи 23 ФЗ «О полиции». Однако в Законе РБ «О милиции» есть два очень важных дополнения. Во-первых, сотрудник органов внутренних дел Белоруссии имеет право использовать огнестрельное оружие в том случае, если лицо совершает действия, запрещенные ему сотрудником органов внутренних дел, которые выражаются в попытке приблизиться к сотруднику органов внутренних дел, достать что-либо из одежды или ручной клади, либо совершить действия, которые сотрудник милиции может истолковать как угрозу применения насилия, опасного для жизни самого сотрудника или других лиц. Данное положение призвано обезопасить сотрудников милиции и защитить их от внезапного нападения. В ФЗ «О полиции» есть похожее положение, оно закреплено в статье 24, однако оно сформулировано более строго и не дает гарантии защиты жизни и здоровья сотрудника. А именно, сотрудник полиции имеет право воспользоваться огнестрельным оружием, если задерживаемый не только сократит указанное полицейским расстояние, но и коснется или попытается коснуться его огнестрельного оружия. Во-вторых, в Законе РБ «О милиции» прописан запрет на использование огнестрельного оружия в направлении строений, в которых хранятся огнеопасные, взрывоопасные и сильнодействующие ядовитые вещества. Это очевидное дополнение, которое, однако, защищает общественную безопасность и предупреждает возможные негативные последствия.

Сравнение этих двух статей показало возможную необходимость внесения дополнений в статью 23 ФЗ «О полиции» для защиты общественных интересов и жизни сотрудников полиции.

Последствия применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.Обратимся к примеру с требованием сотрудника ГИБДД к водителю транспортного средства выйти из машины. После отказа водителя последовать просьбе сотрудника полиции, последний имеет право на применение физической силы. Однако, прежде всего, необходим прямой контакт с нарушителем, поэтому сотрудник полиции имеет право разбить одно из боковых стекол автомобиля с его последующей разблокировкой. На такие действия сотрудников полиции владельцы транспортных средств чаще всего подают в суд. Но, как показываетсудебная практика, суд оставляет такие жалобы без удовлетворения.

Например, решение Омского областного суда от 3 ноября 2015 года по делу 77-250/2015. Водитель транспортного средства обжаловал решение суда по несению им наказания по статье 4.1 КоАП РФ и обвинял сотрудника ГИБДД в превышении должностных полномочий, а именно - в агрессивном поведении и неправомерных требованиях. В ходе рассмотрения дела суд не выявил в действиях сотрудника полиции незаконных действий, а решение районного суда о назначении наказания водителю транспортного средства признал правомерным и оставил без изменений[11].

Если при применении физической силы сотрудниками полиции суд, чаще всего, встает на сторону сотрудника, то применение специальных средств и, в особенности, огнестрельного оружия может повлечь для сотрудника органов внутренних дел серьезные последствия.

При квалификации действий полиции наиболее часто используют статью 286 УК РФ[1].Диспозиция данной статьи указывает, что превышение должностных полномочий - это совершение действий, которые явно выходят за пределы компетенции должностного лица и нарушают законные права и интерес граждан или организаций. При квалификации по данной статье

действий полиции будет использоватьсячасть 3 статьи 286, то есть превышение должностных полномочий с применением:

A) насилия или угрозой его применения;

Б) оружия или специальных средств;

B) тяжких последствий.

Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Пленум Верховного Суда РФ, применительно к ч.3 ст. 286, указывает важнейшим фактором квалификации - наличие именно властных отношений между сотрудником полиции и потерпевшим, когда совершенные неправомерные действия связанны с осуществлением сотрудником своих должностных полномочий и сотрудник полиции выступает, прежде всего, как должностное лицо [7]. Если же наличие данного фактора не было установлено, то сотрудник полиции будет нести ответственность по другим статьям УК РФ. То есть применение специальных средств или огнестрельного оружия сотрудником полиции, не находящимся на службе [8], будет квалифицироваться в зависимости от причиненного вреда по - ст.105 УК РФ, ст. 111 УК РФ, ст. 115 УК РФ, ст.116 УК РФ.

Заключение. В данной работе были рассмотрены и проанализированы федеральные законы, регулирующие деятельность органов внутренних дел, а так же законы и подзаконные акты, касающиеся применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Помимо этого было проведено сравнениеправовых положений применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия в законодательстве России и Белоруссии. На основании анализа можно выявить основания, позволяющие сотрудникам полиции использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Так же можно выделить ряд правовых последствий применения вышеперечисленных средств. Среди данных последствий можно выделить превышение должностных полномочий - ч.3 ст.286 УК РФ. Срок лишения свободы по данной статье от 3 до 10 лет. Анализ статистики по жалобам на превышение должностных полномочий

сотрудниками полиции, а также статистики возбужденных уголовных дел показали, что выполнение обязанностей сотрудников полиции хоть и связано напрямую с обеспечением безопасности и реализации прав и свобод граждан, но не защищает права самих полицейских, ведь пока не существует единой отлаженной системы для этого [10]. Так, даже действуя по закону, сотрудники полиции могут пострадать от последствий.

Библиографический список:

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-Ф3 // http: //www.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?from=335681-4&rnd=9C62F34C3DEEFD97843F32AF98E099DA&req=doc&base=LAW&n=336 788&REFDOC=335681&REFBASE=LAW#vhntuosbw2 (Дата обращения: 30.03.2020).

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Дата обращения: 20.03.2020).

3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (Дата обращения: 20.03.2020).

4. Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12679/ (Дата обращения: 20.03.2020).

5. Закон Республики Беларусь «Об Органах Внутренних Дел» 263-З от 17.07.2007 г. //https://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_organah_vnutrennih_del.htm(Дата обращения: 30.03.2020).

6. Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 24.10.2018) "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской

Федерации" //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177125/c14b3b5 736882f91a16a72850870d7920245d9c7/ (дата обращения: 04.04.2020).

7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // https://rg.ru/2009/10/30/postanovlenie-vs-dok.html (Дата обращения: 30.03.2020).

8. Карасёва М.Ю. Криминологическая характеристика субъекта преступления // Экономика и право. XXI век. 2013. №1. С. 85-92.

9. Карасёва М.Ю. Понятие свободы личности как объекта уголовно-правовой охраны // Гуманитарный вестник. 2012. №2 (2). С. 1.

10. Карасёва М.Ю. Понятие свободы личности как объекта уголовно-правовой охраны // Юридические науки. 2002. №2 .С. 187-193.

11. Решение № 77-250/2015 77-704(250)/2015 от 3 ноября 2015 г. по делу № 77-250/2015 // https://afly.co/w2m2 (Дата обращения: 30.03.2020).

12. В Ялте пьяная компания напала на полицейский патруль из-за режима самоизоляции // НОВОСТИ Ялта24 URL: http://www.yalta-24.ru/vsya-yalta/proisshestviya/24260-v-yalte-pyanaya-kompaniya-napala-na-politsejskij-patrul-iz-za-rezhima-samoizolyatsii (дата обращения: 04.04.2020).

13. Исследование дата-отдела «Новой»: статистика пыток по силовым и гражданским ведомствам, сроки наказания преступникам и размер компенсаций жертвам // Новая газета URL: https://novayagazeta.ru/articles/2018/10/08/78095-kto-podnimaet-rossiyu-na-dybu?fromtg=1 (дата обращения: 03.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.