1098
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 343.829 Ю.В. Шилов
НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Статья посвящена анализу состояния и деятельности уголовно-исполнительной системы по обеспечению отдельных направлений внутренней безопасности. Посредством анализа федеральных нормативно-правовых актов и отдельных ведомственных приказов охарактеризованы наиболее значимые компоненты системы обеспечения внутренней безопасности как фактора ее стабильного функционирования в современных условиях. Рассматриваются различные аспекты категории «внутренняя безопасность в деятельности пенитенциарной системы». Уделено внимание различным теоретико-правовым и прикладным вопросам реализации функций по обеспечению внутренней безопасности в деятельности отдельных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний.
В качестве вывода отмечено, что обеспечение внутренней безопасности органов и учреждений УИС должны находиться в сфере непосредственной реализации основных задач и функций фактически всех сотрудников пенитенциарной системы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, внутренняя безопасность, личная безопасность, финансово-экономическая безопасность, информационная безопасность.
Б01: 10.35634/2412-9593-2021-31-6-1098-1106
Многочисленные вопросы, связанные с обеспечением безопасности уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), затрагивают различные аспекты ее функционирования, включая как нормативную базу, так и деятельность вовлеченных в круг ее интересов самых разных субъектов и объектов. При этом многое зависит не только от непосредственно выполняемых повседневных задач сотрудниками пенитенциарного ведомства, определяемых нормативными документами, но и от осуществления целостного комплекса политико-экономических, правоохранительных, социальных, медицинских, психолого-педагогических, технико-технологических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности сотрудников УИС, спецконтингента, объектов и учреждений УИС, устранения реальных и потенциальных угроз.
Категория «безопасность» традиционно затрагивает достаточно разнообразные составные части, начиная с детальной регламентации порядка несения службы, высокого уровня профессионализма лиц, ее обеспечивающих, наличия современных технических средств, системного профилактического воздействия на наиболее проблемные аспекты и заканчивая грамотно выстроенной эффективно функционирующей системой контроля по различным направлениям деятельности системы.
Специфика реализации вопросов, связанных с обеспечением безопасности в деятельности УИС, вытекает из анализа сущности ее функционирования как особого рода социального образования, выполняющего не свойственные другим социальным системам специальные задачи и функции. В этой связи отметим, что целесообразно разграничивать вопросы, связанные с обеспечением безопасности внутри самой УИС (внутренняя безопасность), и те аспекты, которые предполагают ее функционирование как составной части единой комплексной системы национальной безопасности (внешняя безопасность).
Некоторые авторы рассматривают вопросы безопасности УИС через новые конструкции, такие как «публичная безопасность УИС», характеризуемая в качестве структурного элемента системы общественной безопасности в государстве, позволяющей формировать, постоянно поддерживать и обеспечивать состояние защищенности государственных, общественных и личностных интересов от угроз различного рода [1. С. 59].
Внутренняя безопасность УИС, выступая важнейшей составной частью единого комплекса, направлена, прежде всего, на те аспекты ее функционирования, которые находятся в поле зрения руководства ведомства, руководителей различного уровня. Большинство проблемных вопросов, связанных с обеспечением внутренней безопасности, хорошо знакомы субъектам управления соответствующего уровня и по возможности они должны решаться посредством четкой организации несения службы, соблюдения и выполнения режимных требований, надлежаще выстроенной воспитательной работы, грамотно проводимыми проверочными мероприятиями. При такой постановке вопроса мно-
гие проблемные ситуации служебного, технического, социального и иного характера могут автоматически перейти из разряда актуальных и трудно решаемых в перечень не требующих приложения значительных организационных усилий при их реализации.
Принципиально важно в этом смысле понимание значимости предпринимаемых усилий на уровне центрального аппарата ведомства, чья задача связана с расстановкой акцентов на существующих значимых направлениях реализации пенитенциарной политики на местах, что в свою очередь позволит непосредственным исполнителям (сотрудникам подразделений охраны, подразделений безопасности и режима и пр.) сосредоточить свои усилия, в том числе, и на решении вопросов внутренней безопасности УИС.
Так, в части обеспечения внутренней безопасности ФСИН России предоставлен достаточно широкий круг полномочий по:
а) обеспечению правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасности лиц, находящихся на их территориях;
б) обеспечению установленного порядка исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнения режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
в) обеспечению правовой, социальной защиты и личной безопасности работников УИС и членов их семей;
г) подготовке УИС к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидации их последствий на подведомственных объектах силами и средствами УИС;
д) размещению осужденных, а также переводу осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие;
е) обеспечению сотрудников УИС оружием и специальными средствами;
ж) надзору в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов УИС;
з) контролю за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей;
и) охране учреждений и органов УИС, осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
к) разработке и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов УИС и пр.
Непосредственную работу по реализации сформулированных выше полномочий осуществляют территориальные органы ФСИН России, которые, согласно приказу Минюста России от 01.04.2015 № 77 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний», осуществляют в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний.
Весьма значимое место в системе обеспечения внутренней безопасности в УИС отводится вопросам личной безопасности. При этом защищенность от воздействия разного рода угроз безопасности касается как лиц, отбывающих наказание, так и сотрудников, в также лиц из числа гражданского персонала, непосредственно контактирующих с заключенными, посетителей объектов пенитенциарной системы. В этой связи можно говорить о такой составляющей (компоненте) внутренней безопасности, как безопасность персонала пенитенциарной системы.
Не секрет, что в исправительных учреждениях нередки случаи нападения на сотрудников, применения в отношении них насилия, эмоционального и психологического воздействия, иного противодействия в процессе осуществления их служебных обязанностей. Вместе с тем потенциальная угроза безопасности может исходить и от действий и поведения самих сотрудников, превышающих зачастую свои должностные полномочия и фактически совершающих в отношении осужденных противоправные действия.
Таким образом, как отмечалось, безопасность персонала может быть подразделена на безопасность сотрудников (работников) УИС и безопасность спецконтингента.
Сегодня руководством ФСИН предпринимаются различные меры, направленные на минимизацию возможности проявления потенциальных рисков, способствующих возникновению угроз безопасности персоналу УИС. В частности, отмечается, что высокие показатели количества преступлений, серьезные негативные качественные изменения в УИС, усиление криминализации общества, а следовательно, и малая эффективность традиционных мер уголовно-правового принуждения высту-
2021. Т. 31, вып. 6 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
пают мощными факторами криминальной угрозы, в том числе в отношении сотрудников исправительных учреждений, что заставляет активизировать как общее, так и виктимологическое предупреждение пенитенциарных преступлений [2. С. 27]
Согласно ч. 1 ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020, с изм. от 28.12.2020) [3] (далее - УИК РФ), администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. При этом, согласно ч. 3 указанной статьи УИК РФ, перечень технических средств надзора и контроля, а также порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К данным нормативным правовым актам относится Приказ Минюста РФ № 279 от 04.09.2006 (ред. от 17.06.2013) «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и Приказ ФСИН от 18.08.2006 № 574 «Об утверждении руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы».
Согласно указанным ведомственным актам, инженерно-технические средства охраны и надзора в рамках решения задач внутренней безопасности:
а) направлены на совершенствование механизма несения службы сотрудниками в целях выполнения режимных требований и вопросов безопасности;
б) обеспечивают возможность фиксации фактов несанкционированного преодоления защитных барьеров;
в) способствуют эффективности реализации мер пресечения нарушителей режима, в том числе посредством пресечения попыток побега осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
г) значительно повышают скорость передачи различной информации сотрудникам в целях незамедлительного реагирования на деструктивное поведение спецконтингента и принятия соответствующего управленческого решения;
д) обеспечивают удаленный режим контроля за поведением как осужденных на всех наиболее значимых участках территории соответствующего объекта УИС, так и отдельных действий сотрудников УИС;
е) создают необходимые условия для принятия адекватных мер реагирования при наступлении определенных фактов (обнаружение или попытки передачи запрещенных предметов, попытки дестабилизировать ситуацию в непосредственной близости объекта УИС и пр.);
ж) облегчают оценку правомерности и целесообразности применения сотрудниками УИС тех или иных мер воздействия в отношении осужденных;
з) значительно упрощают практические вопросы реализации сотрудниками УИС пропускного режима и различных досмотровых мероприятий;
и) повышают общий уровень защищенности объектов УИС, режим законности в действиях сотрудников УИС и степень безопасности всех, кто находится на территории охраняемого объекта.
Уже давно отмечено, что «применение видеотехники является мощным инструментом, помогающим решать сложную и многогранную задачу обеспечения надзора в учреждениях УИС. Осуществление плотного, круглосуточного видеоконтроля заставляет осужденных в большинстве случаев отказываться от нарушения режима» [4. С. 35].
Как отмечают современные исследователи, применение средств видеонаблюдения за осужденными позволит предотвратить преступления в период отбывания наказания за счет ряда преимуществ: дистанционности (нахождение наблюдателя на достаточном расстоянии от объекта наблюдения); объективности (информация «очищена» от субъективных оценок наблюдателей и посредников); оперативности (возможность быстрой оценки оператором ситуации сразу в нескольких секторах наблюдения и принятия адекватного решения); психологического эффекта (в силу самого факта наличия средств видеонаблюдения снижается количество правонарушений среди осужденных, улучшается служебная дисциплина сотрудников) [5. С. 126].
Также непосредственно в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, особое внимание уделяется видеозаписям как с индивидуальных, так и со стационарных средств видеофиксации. Используемые сотрудниками видеорегистраторы дают возможность осуществлять видеозапись в период
надзора за осужденными с целью обеспечения безопасности и контроля, а также для предотвращения и пресечения совершения ими нарушений порядка отбывания наказания. Указанные технические средства позволяют получить ответы на вопросы: были ли установленные законом основания для применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не допущено ли нарушений при их непосредственном применении. В целях единообразного применения видеорегистраторов методические рекомендации о порядке применения видеорегистраторов при несении службы сотрудниками дежурных смен разработаны и направлены во все территориальные органы ФСИН России.
В свою очередь имеющиеся в распоряжении УИС технические средства видеонаблюдения предназначены, в том числе, и для осуществления контроля за несением службы сотрудниками, что в свою очередь влияет на сокращение некачественного выполнения ими своих служебных обязанностей.
Так, выработанные рекомендации по вопросам инженерного и технического оснащения учреждений и органов УИС включают: а) совершенствование правовых условий оснащения учреждений инженерными и техническими средствами безопасности и наблюдения и за их технической эксплуатацией; б) развитие единых технических требований для инженерных и технических средств безопасности и наблюдения, используемых в учреждениях УИС; в) дальнейшее увеличение количества современных стационарных и портативных средств видеоконтроля, обеспечение их достаточного количества в местах массовых скоплений осужденных, в закрытых камерах и карцерах.
Конечно, многие аспекты профессиональной деятельности пересекаются между собой и зачастую тесно взаимосвязаны с точки зрения влияния, оказываемого как на устойчивость пенитенциарной системы, так и на общественную безопасность в целом. Например, все режимные требования на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним, напрямую влияют на состояние правопорядка внутри охраняемого периметра, а также создают надежную защиту для людей, проживающих или находящихся в непосредственной близости с внешней стороной охраняемого периметра.
Еще одним из важнейших компонентов в системе обеспечения внутренней безопасности УИС является информационная безопасность. При этом речь идет не только о защите системы от негативных последствий информационного воздействия, но и о развитии потенциала информационных технологий в целях более эффективного решения профессиональных задач.
Согласно Указу Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [6], обеспечение информационной безопасности представляет собой осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-разыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления.
Применительно к деятельности УИС такими мерами могут выступать:
а) прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз со стороны криминалитета и лиц, отбывающих наказание;
б) противодействие использованию информационных технологий для пропаганды криминальной идеологии в местах лишения свободы;
в) обеспечение информационной защищенности объектов (территорий) органов и учреждений УИС от возможности нанести ущерб интересам ведомства:
г) обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и распространения, в том числе за счет повышения защищенности соответствующих информационных технологий;
д) применение современных информационных технологий для решения текущих оперативно-служебных задач;
е) проведение инженерно-технических и организационно-практических мероприятий по защите служебной информации;
ж) контроль за наличием, работоспособностью и техническим обслуживанием каналов передачи защищенной информации;
з) поддержание необходимого уровня профессиональных навыков специалистов, непосредственно обеспечивающих вопросы защиты информации;
и) развитие культуры информационной безопасности сотрудников УИС как составной части общей информационной безопасности системы и пр.
2021. Т. 31, вып. 6 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
В литературе отмечается, что информационная безопасность предполагает следующие меры: законодательные, включающие специальные законы и нормативные акты, какие-либо стандарты и др.; морально-этические, состоящие из различных норм поведения, необходимых для имиджа конкретного физического лица или организации; административные, включающие действия руководства компании, организации; физические, состоящие из различного рода механических, электронных либо механическо-электронных барьеров, устанавливаемых против проникновения в системы нарушителей и злоумышленников; программные, включающие различного рода электронные устройства и специально разработанные соответствующие программы для защиты банков данных той или иной информации [7. С. 50].
Среди деструктивных факторов, вызывающих особый контроль со стороны УИС за информационным обменом, могут быть:
а) возможность неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения информации;
б) информационно-психологическое воздействие, направленное на дестабилизацию социальной ситуации внутри исправительного учреждения;
в) передача посредством технических каналов недостоверной информации о состоянии законности в УИС;
г) использование новых информационных технологий с целью совершения преступлений (например, мошеннических действий с использованием средств мобильной связи);
д) распространение вредного информационного контента, влияющего на криминогенную ситуацию, распространение и пропаганду криминальной субкультуры и пр.
Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [8] в части обеспечения информационной безопасности УИС и ее объектов предполагается:
а) комплексная защита информационной инфраструктуры уголовно-исполнительной системы;
б) оснащение исправительных учреждений, исправительных центров, изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности, современными техническими средствами охраны и надзора;
в) использование спутниковых систем глобального позиционирования для мониторинга передвижения специальных автомобилей и железнодорожных вагонов для перевозки осужденных, а также оборудование специальных автомобилей современными средствами видеонаблюдения и связи;
г) совершенствование системы мониторинга поведения осужденных с помощью технологий электронного контроля (электронные браслеты, беспроводные технологии и др.), а также использования глобальных навигационных систем ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/ОР8);
д) повышение эффективности осуществления оперативно-разыскной деятельности, в том числе в отношении лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности и террористического характера;
е) контроль за деятельностью по недопущению проникновения на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы радикально настроенных лиц под видом благотворительных, общественно-политических, религиозных, правозащитных и иных организаций, а также под видом средств массовой информации.
Значимым аспектом устойчивого функционирования УИС традиционно занимают вопросы финансово-экономической безопасности.
Так, например, роль, значение и особенности инвестиций в производственный сектор уголовно-исполнительной системы как средства обеспечения экономической безопасности является самостоятельным предметом исследования в отдельных научных публикациях [9].
В частности, стабильному финансовому состоянию ведомства и обеспечения экономической безопасности УИС могли бы сегодня способствовать:
а) создание дополнительных рабочих мест для осужденных к лишению свободы и расширение их трудовой занятости;
б) расширение возможностей повысить уровень материально-бытовых условий для осужденных за счет получения дополнительного дохода от выполняемой ими трудовой деятельности;
в) развитие механизмов государственно-частного партнерства в пенитенциарной системе;
г) поиск актуальных форм взаимодействия производственных подразделений УИС с предпринимательскими организациями;
д) корректировка видов экономической деятельности в рамках решения вопросов трудовой адаптации осужденных в целях их последующего трудоустройства после освобождения;
е) обеспечение продовольственной безопасности за счет расширения возможностей самостоятельного производства сельскохозяйственной продукции, а также посредством обмена, распределения, потребления продовольственных товаров;
ж) возможность долгосрочной аренды или передачи в доверительное управление имущественных комплексов УИС в целях дальнейшей постпенитенциарной ресоциализации лиц, отбывших наказание и пр.
В качестве примера определения приоритетов, направленных на поддержание экономической стабильности УИС, можно обозначить Приказ ФСИН России от 01.10.2013 № 542 (ред. от 24.01.2018) «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава», в котором одной задач данного органа названо содействие в налаживании взаимоотношений ФСИН России с руководством производственных объединений, корпораций, фирм для получения заказов в целях развития производства в учреждениях ФСИН России, что позволит совершенствовать трудовую адаптацию осужденных и повысить уровень их профессиональной подготовки.
Также отметим, что, согласно приказу ФСИН России от 29.09.2015 № 864 (ред. от 09.04.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральной службе исполнения наказаний, Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Федеральной службе исполнения наказаний», в ведомстве осуществляется внутренний финансовый и ведомственный финансовый контроль. В частности, внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета структурными подразделениями ФСИН России, учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, учреждениями, подчиненными территориальным органам ФСИН России. В свою очередь, ведомственный финансовый контроль, являющийся видом контроля по подведомственности, осуществляется путем проведения ревизий (проверок) уполномоченными субъектами контроля в соответствии с утвержденным директором ФСИН России регламентом.
Что касается возможности применения мер, направленных на обеспечение внутренней безопасности персонала УИС, то фактически речь идет о тех юридически законных возможностях, которые сформулированы законодателем в качестве прав учреждений, исполняющих наказания.
К таковым следует отнести право:
а) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;
б) осуществлять оперативно-разыскную деятельность;
в) требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими своих обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка;
г) применять по отношению к правонарушителям меры воздействия и принуждения;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание;
е) производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы;
ж) право осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование;
з) проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных;
и) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие;
к) привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности;
л) производить уголовно-процессуальные действия.
В этой связи, согласимся с мнением, что безопасность при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы обеспечивается конкретизированным административно-правовым режимом, который складывается в рамках комплексного административно-правового режима, обеспечивающего деятельность исправительного учреждения в целом [10. С. 40].
2021. Т. 31, вып. 6 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Вопросы обеспечения внутренней безопасности должны также включать: предупреждение и пресечение возможных неслужебных связей личного состава УИС с осужденными, преступных связей осужденных между собой и осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений; эффективный контроль получения посылок (передач) и бандеролей для всех категорий осужденных, повышение уровня технического оснащения процедуры досмотра посылок (передач); создание рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуникационными средствами управления процессами охраны, режима и надзора за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; осуществление мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции работниками УИС и пр.
Схожие по сути мероприятия и правила по обеспечению безопасности объектов УИС, а также органов Минюста России по организации пропускного режима на объектах (за исключением учреждений УИС, находящихся под вооруженной охраной), обеспечению внутриобъектового режима, безопасности находящихся на объектах работников УИС, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов Минюста России, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц, прибывших на объекты, определены приказом Минюста России от 11.10.2018 № 211 (ред. от 14.08.2019) «Об утверждении порядка обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Министерства юстиции Российской Федерации».
Так, задачами сотрудников служебного наряда, выставляемых на контрольно-пропускных пунктах для обеспечения безопасности объектов, являются:
а) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты;
б) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на объектах;
г) обеспечение на объектах пропускного и внутриобъектового режимов, в том числе в части перемещения материальных ценностей;
д) обеспечение контроля состояния объектов, в том числе ограждений, сооружений и других объектов инфраструктуры.
Другие правомочия учреждений, исполняющих наказания, могут трактоваться как компоненты обеспечения внешней общественной безопасности. Среди них:
а) право при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;
б) право безвозмездно использовать возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег;
в) право временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;
г) право вводить режим особых условий.
Очевидно, что важную роль в решении различных вопросов обеспечения внутренней безопасности в УИС играет четко выстроенная работа внутри соответствующих объектов (территорий). Этому, в частности, способствует нормативное закрепление и поддержание определенной системы взаимоотношений во всех исправительных учреждениях. Целями этой деятельности, в том числе, являются обеспечение управления исправительным процессом, создание необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечение личной безопасности осужденных, сохранение и поддержание их здоровья, проведение с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышение образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворение духовных запросов, подготовка к освобождению.
Примером ведомственных нормативных актов соответствующей тематики служат приказы Минюста России: от 30.12.2005 № 259 (ред. от 15.08.2016) «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», от 23.06.2005 № 95 (ред. от 15.08.2016) «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний», от 21.06.2005 № 91 (ред. от 21.07.2016) «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний».
Еще одним важнейшим аспектом, непосредственно влияющим на общую внутреннюю безопасность объектов (территорий) УИС, безусловно, является пожарная безопасность.
Очевидно, что устранение причин и условий возникновения возгораний и пожаров на объектах, в помещениях и местах учреждений и органов УИС, реализация иных профилактических, организационных и разъяснительных мер выступают общим важнейшим требованием обеспечения пожарной безопасности.
Любой пожар - это причинение серьезного материального ущерба, угроза жизни и здоровью людей, а в условиях любого пенитенциарного учреждения - многократное возрастание потенциальных негативных рисков и их последствий с учетом дальнейшего функционирования объекта (территории).
На федеральном уровне нормативно-правовая основа обеспечения мер пожарной безопасности включает Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 28.05.2017) «О пожарной безопасности» [11] и постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (ред. от 23.04.2020) «О противопожарном режиме» [12].
Одними из основополагающих ведомственных документов, регламентирующих противопожарный режим и специальные функции сотрудников ФСИН России по данному направлению, являются приказ Минюста России от 03.09.2007 № 177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов УИС», приказ ФСИН России от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России», приказ ФСИН России от 18.05.2020 № 318 «Об утверждении Инструкции о мерах пожарной безопасности в административных зданиях Федеральной службы исполнения наказаний и учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, и на прилегающей к ним территории».
В целях установления фактического положения дел в территориальных органах ФСИН России, а также оценки результативности служебной деятельности по выполнению возложенных на них задач, в том числе, и по обеспечению внутренней безопасности, на регулярной основе проводится плановое и внеплановое инспектирование служебной деятельности.
Порядок организации инспектирования территориальных органов ФСИН России, утвержденный приказом ФСИН России от 29.08.2014 № 444 (ред. от 07.07.2015) «Об утверждении Порядка организации инспектирования территориальных органов ФСИН России» устанавливает последовательность действий по организации и проведению инспекторских и контрольных проверок служебной деятельности территориальных органов ФСИН России.
Очевидно, что в одной статье невозможно рассмотреть все направления обеспечения внутренней безопасности УИС, поэтому за ее рамками остались такие аспекты, как вопросы противодействия коррупции, санитарно-эпидемиологическая безопасность, психологическая безопасность, техногенная безопасность, производственная безопасность и многие другие виды.
Анализ проведенного исследования позволяет определить внутреннюю безопасность УИС как систему организационно-правовых, материально-финансовых, инженерно-технических, психолого-воспитательных и иных мер, реализуемых на всех управленческих уровнях пенитенциарной системы, и направленных на обеспечение ее стабильного функционирования при решении всего комплекса профессионально-служебных задач, в том числе в условиях возникновении неблагоприятных факторов со стороны внешней среды или внутреннего характера.
В заключение отметим, что вопросы, решаемые в рамках обеспечения внутренней безопасности органов и учреждений УИС, находятся в сфере непосредственной реализации основных задач и функций фактически всех сотрудников пенитенциарной системы. Более того, обеспечение эффективной защиты персонала УИС, информации, имущества, технического комплекса и иной материальной базы выступает своеобразным вектором, на который традиционно ориентировано руководство страны и само ведомство. Только в таком ключе возможно говорить о четко выстроенной системе внутренней безопасности, устойчиво функционирующей в условиях противодействия различным негативным факторам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гришин Д.А. О мерах государственного принуждения, обеспечивающих публичную безопасность уголовно-исполнительной системы // Административное право и процесс. 2020. № 11. С. 57-61.
2. Санташов А.Л., Соколов Н.А. Виктимологические и пенитенциарные проблемы безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. № 6. С. 25-28.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020, с изм. от 28.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст.198.
4. Ковалев С.Д. Правовое регулирование применения технических средств в УИС России // Российский следователь/ 2007. № 14. С. 34-36.
5. Хохрин С.А. Предупреждение пенитенциарной преступности: проблемы и пути решения // Журнал российского права. 2016. № 3. С. 122-128.
6. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 50. Ст. 7074.
7. Жуков Д.В. Особенности защиты культурных прав в условиях развития цифровых технологий // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 44-52.
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 20. ст. 3397.
9. Ибрагимов О.А. Повышение экономической безопасности уголовно-исполнительной системы на основе развития механизмов привлечения внешних инвестиционных ресурсов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 6. С. 26-28.
10. Чорный В.Н., Сенатова Е.В. Административно-правовые режимы обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 2. С. 39-44.
11. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 28.05.2017) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. ст. 3649.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (ред. от 23.04.2020) «О противопожарном режиме» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №19. Ст. 2415.
Поступила в редакцию 22.09.2021
Шилов Юрий Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры публичного права факультета внебюджетного образования
ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России
614012, Россия, Пермь, ул. Карпинского, 125
Е-шаП: [email protected]
Yu.V. Shilov
SOME AREAS OF ENSURING INTERNAL SECURITY IN THE PENITENTIARY SYSTEM
DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-6-1098-1106
The article is devoted to the analysis of the state and activity of the penal enforcement system to ensure certain areas of internal security. Through the analysis of federal regulatory legal acts and departmental orders, the most significant components of the security system as a factor of its stable functioning in modern conditions are characterized. Various aspects of the category "internal security in the activities of the penitentiary system" are considered. Attention is paid to various theoretical, legal and applied issues of the implementation of internal security functions in the activities of individual departments of the Federal Penitentiary Service. As a conclusion, it is noted that ensuring the internal security of the bodies and institutions of the penitentiary system should be in the sphere of direct implementation of the main tasks and functions of virtually all employees of the penitentiary system.
Keywords: penal enforcement system, internal security, personal security, financial and economic security, information security.
Received 22.09.2021
Shilov Yu.V., Candidate of Law, Associate Professor,
Associate professor of the Department of public law of the Faculty of Extra-budgetary education Perm Institute of the Federal Penal Service Karpinskogo st., 125, Perm, Russia, 614012 Е-mail: [email protected]