УДК 343.16
Галузин Александр Федорович
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры профессиональных дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, e-mail: [email protected]
Alexander F. Galuzin
Candidate of Law, Associate Professor,
Professor of the Department of professional disciplines,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,
e-mail: [email protected]
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ В НАДЗОРЕ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Аннотация. В статье автор обосновывает наличие у прокуратуры России пенитенциарной функции - функции обеспечения покаяния осужденных и обусловленную ею безопасность в исправительных учреждениях в рамках надзора за законностью исполнения администрациями учреждений (пенитенциариев) исполнения и отбывания уголовных наказаний.
Публикация обусловлена актуальностью вопроса о функции прокуратуры как органа государства и о ее прокурорско-надзорной деятельности в связи со сравнительно недавним введением в закон «О прокуратуре РФ» термина «функция», дискуссионностью предлагаемых определений, их видов, а также изменений в законодательство о прокуратуре, расширяющих перечень направлений ее деятельности.
Разработка автором концепции пенитенциарной безопасности и содействие прокурорского надзора ее обеспечению в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, в том числе - пенитенциарной безопасности посредством реализации законодательства о покаянии и надзора прокуратуры за его исполнением приводит к идее о наличии у прокуратуры функции обеспечения покаяния осужденных и пенитенциарной (покаянной), вследствие покаяния, безопасности в учреждениях исполнения и отбывания уголовных наказаний.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о безопасности в учреждениях УИС является направлением деятельности прокуратуры. Поскольку исполнение и отбывание наказаний осуществляется и с покаянием осужденных, которые вследствие этого не совершают правонарушения - основные угрозы безопасности в УИС, то пенитенциарная функция прокуратуры представляется подфункцией надзора прокуратуры за законностью исполнения и отбывания уголовных наказаний.
В названии функции слово «пенитенциарная» обозначает содействие покаянию осужденных и обеспечению пенитенциарной безопасности.
Ключевые слова: функция, прокурорский надзор, пенитенциарная сфера, покаяние, пенитенциарная безопасность.
THE PENAL FUNCTION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE SUPERVISION OVER LEGALITY OF EXECUTION AND SERVING OF CRIMINAL PENALTIES
Summary. In the article the author substantiates the presence of the penitentiary function of the Russian Prosecutor's office-the function of ensuring the repentance of convicts and the resulting security in correctional institutions within the framework of supervision over the legality of execution by the administrations of institutions (penitentiaries) of execution and serving of criminal sentences.
The publication is due to the relevance of the theory of prosecutorial supervision of the function of the Prosecutor's office as a state body and its prosecutorial and Supervisory activities in connection with the relatively recent introduction of the term function in the law «on the Prosecutor's office of the Russian Federation», the di s-cussion of its proposed definitions, their types, as well as changes in the legislation on the Prosecutor's office, expanding the list of its activities.
The author's development of the concept of penitentiary security and assistance in prosecutorial supervision of its provision in the institutions of the penal system of Russia, including penitentiary security through the implementation of legislation on repentance and supervision of the Prosecutor's office for its execution, leads to the idea of the Prosecutor's office's function to ensure the repentance of convicts and penitentiary (penitentiary), due to repentance, security in the institutions of execution and serving of criminal sentences.
Prosecutorial supervision over the implementation of security legislation in the institutions of the penal system is the activity of the Prosecutor's office. Since the execution and serving of sentences is also carried out with the repentance of convicted persons, who consequently do not commit offences - the main threats to security in the penal system, the penitentiary function of the Prosecutor's office is a sub-function of supervision of the Prosecutor's office over the legality of the execution and serving of criminal sentences.
In the name of the function «penitentiary» means assistance to repentance of convicts and provision ofpenitentiary security.
Keywords: function, Prosecutor's supervision, penitentiary sphere, repentance, penitentiary security.
© 2019 Галузин А. Ф.
В науке прокурорского надзора формирование понятия и определений функции этого вида государственного надзора для их адаптации в ее категориальном инструментарии и соответственно появление самостоятельных параграфов о функциях прокуратуры в учебной литературе обусловлено, во-первых, использованием в ст. 3 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г. термина «функция» для установления запрета возлагать на прокуратуру исполнение функций, не предусмотренных Конституцией и иным законодательством России о прокуратуре [1], во-вторых, прямым указанием в редакции 1995 г. ст. 1 этого Закона на осуществление прокуратурой надзора и иных функций, установленных федеральными законами [2]. При этом целью надзора и иных, ненадзорных, направлений деятельности прокуратуры, таких как участие в рассмотрении дел судами, координация деятельности правоохранительных органов о борьбе с преступностью и т. д., закон определил в ст. 1 обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, обусловив их достижением всю надзорную и иную деятельность прокуратуры как централизованной федеральной системы органов государства. В этой связи категория функция, исследуемая наукой общей теории государства и права, стала активно обсуждаться и в отраслевой науке прокурорского надзора.
В юридической литературе функции государства определяют как основные направления деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение [3, с. 197]. Каждая функция является совокупностью относительно самостоятельных и взаимосвязанных предметом, целью, средствами ее достижения направлений деятельности, определяющей функциональное назначение органа государства и разграничение их компетенции. Эти представления являются исходными для научных определений функции, функций прокуратуры и обусловливают единое их понимание (в доктрине прокурорского надзора).
Прокуратура Российской Федерации является самостоятельной структурой федеральных органов государства, осуществляющих от имени Российской Федерации: функцию надзора за соблюдением и исполнением Конституции Российской Федерации и федеральных законов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, то есть целью прокурорского надзора как самостоятельного вида государственной деятельности (функции) провозглашено правовое государство [4, с. 5; 5; 6; 7, с. 7; 8, с. 78-79], иные функции, то есть прокуратура осуществляет наряду с надзорной иную деятельность, совокупность которых могут обозначать термины «прокурорская деятельность» или «прокурорско-надзорная деятельность».
С позиции теории разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную надзорная деятельность прокуратуры и обусловленное ею назначение (цель и задачи - краткосрочные цели) функции прокуратуры относят к самостоятельной надзорно-контрольной власти российского государственного устройства, поскольку прокуратура осуществляет надзор за органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации, муниципальным самоуправлением, что является, по сути, выявлением и устранением средствами прокурорского реагирования совершаемых нарушений Конституции и иных федеральных законов - правозащитой и выражает государственно-властную природу и социальное назначение деятельности (функции) прокуратуры.
Поскольку сущность прокурорского надзора выражена в правозащите, то и сущность всей прокурорско-надзорной деятельности заключается в предупреждении (правоохране) и правозащите: выявлении и устранении нарушений Конституции и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, подзаконных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти мерами прокурорского надзора (предостережением о недопустимости нарушения закона, требованием об устранении причин правонарушений и самих нарушений, отменой незаконных решений поднадзорных органов либо о возбуждении административных, дисциплинарных производств и т. д., излагаемых в письменных актах прокурорского реагирования) - правовыми средствами досудебной защиты субъективных прав (правозащиты), а также средствами прокурорского участия в судебной правозащите (поддержанием государственного обвинения по уголовному делу, дачей заключения по гражданскому, арбитражному делу в суде и т. д.) и средствами прокурорской правоохраны: дачи согласия контролирующему органу на внеплановую проверку, отказ согласования этой проверки, разъяснение законодательства, координация борьбы с преступностью и т. д.
Правовые средства прокурорского реагирования (воздействия) на любые формы проявления вредоностности правонарушений (нарушение - возможность, нарушение - угроза, фактически состоявшееся правонарушение) - это средства противодействия угрозам и опасностям видам национальной безопасности (в том числе пенитенциарной безопасности). Средства прокурорского реагирования в целях предупреждения (правоохраны) и устранения (правозащиты) правонарушений подразделяют по видам прокурорско-надзорной деятельности на отрасли надзора: за исполнением законов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; за соблюдением прав несовершеннолетних, молодежи и т. д. Данная деятельность может быть обозначена терминами «прокурорская деятельность» или более конкретно «прокурорско-надзорная деятельность». В качестве направлений указанной деятельности можно выделить: участие прокурора в рассмотрении арбитражных, гражданских и уголовных дел судами (основное направление); координацию деятельности по борьбе с преступностью; ведение государственной статистической отчетности учета состояния преступности; рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений; правовое просвещение; участие в правотворческой деятельности и т. д.
Совокупность всех направлений прокурорско-надзорной деятельности и правовых средств выявления, предупреждения и устранения правонарушений позволяет их определять в целом как прокурорско-надзорную функцию и выделять в ней исходя из функционального назначения (цели, задач) прокуратуры в структуре органов государства (власти), предмета прокурорского воздействия (правонарушений), видов средств прокурорского реагирования функции надзора (выявления и устранения нарушений федерального законодательства); правозащиты (защиты мерами прокурорского реагирования прав человека и гражданина, законных интересов общества и государства); профилактики (предупреждения правонарушений); правоохраны (охраны прав человека, законных интересов общества и государства предостережением о недопустимости совершения правонарушений и о применении мер защиты права в случае их совершения); правового просвещения населения; координации, ведения уголовной статистики, участия в правотворчестве и иные.
Функции прокуратуры с учетом приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина от вредоносности (опасности) правонарушений, составляющей основной элемент содержания понятия обеспечения безопасности, могут быть определены функцией обеспечения безопасности человека, общества, государства в различных регулируемых правом сферах их жизнедеятельности, в том числе в пенитенциарной сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний.
Прокуратура содействует обеспечению безопасности посредством содействия законности правоприменительной практики иных органов обеспечения прав человека, включающих право на безопасность, и видов социальной безопасности (состояний объективных условий и субъективных ощущений защищенности) от вредоносности нарушений Конституции и иных федеральных законов; правозащиты - непосредственной защиты прав, права на безопасность; профилактики вредоносности правонарушений и вредоносных последствий их преступлений; координации борьбы (профилактики и пресечения преступлений) с преступностью - преступниками (источниками вредоносности преступлений) и их преступлениями.
Древнейшей социально-правовой сферой жизнедеятельности человечества является пенитенциарная сфера исполнения заключений под стражу, уголовных наказаний и их отбывания, организуется и управляется государством, существует относительно обособленно, изолированно от общества в местах лишения свободы среди иных сфер жизнедеятельности человека, общества и государства в регулируемых пенитенциарным (уголовно-исполнительным) правом пенитенциарных правоотношениях (уголовно-исполнительных правоотношениях императивных предписаний, запретов, ограничений и диспозитивных отношениях отбывания, в том числе покаяния - раскаи-вания, исправления, законопослушной социальной адаптации) как внутренне противоречивая и порождающая внутренние и внешние для себя опасности правонарушений среда заключенных под стражу, осужденных и исполнителей заключений под стражу и уголовных наказаний учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС).
Эта сфера объективно предопределена наличием, вечностью, изменчивостью, относительной самостоятельностью, социальной вредоносностью (опасностью) преступности и неизбежно-
стью борьбы общества и государства с антисоциальной опасностью преступлений, их источников в обществе и в учреждениях УИС.
Особенности опасностей жизнедеятельности пенитенциарной сферы, составляющей ее среды, позволяет выделить ее в качестве объекта пенитенциарной функции органов государства, и обеспечения самостоятельной разновидности национальной безопасности - пенитенциарной безопасности человека, общества и государства в УИС и вне УИС.
Прокурорско-надзорная деятельность в пенитенциарной сфере включает надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений УИС; правоохрану и правозащиту пенитенциарных прав заключенных под стражу, осужденных, сотрудников пенитенциарных учреждений и иных лиц; профилактику уголовно-исполнительных, антипенитенциарных и иных правонарушений (опасностей) заключенных, осужденных, сотрудников пенитенциарных учреждений и иных лиц; координацию борьбы пенитенциарных, правоохранительных и иных органов государства с преступностью заключенных, осужденных и сотрудников в пенитенциарных учреждениях путем проведения межведомственных совещаний, принятия и реализации согласованных мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотиков, мошеннических завладений осужденными посредством телефонной связи чужим имуществом и т. д.; правовое просвещение заключенных, осужденных, сотрудников; обеспечение пенитенциарной безопасности и т. д.
Совокупность названных направлений прокурорско-надзорной деятельности по выявлению и устранению нарушений закона в пенитенциарной сфере обособленна в самостоятельное направление надзора (раздел III, гл. 4, ст. ст 32-34 ФЗ о прокуратуре) на основании особенностей предмета (пенитенциарные правонарушения, преступления, обеспечение покаяния осужденных, влекущего отказ от совершения правонарушений при отбывании наказаний, и обеспечение тем самым пенитенциарной безопасности в УИС). Это позволяет выделять в прокурорско-надзорной деятельности пенитенциарную функцию прокуратуры.
Правовые основания наличия и осуществления пенитенциарной функции прокуратуры установлены главой 4 ФЗ о прокуратуре, Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК), законами «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными российскими законами, международными нормативными правовыми актами, правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 6 от 30.01.2014 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определены специальные задачи организации и осуществления пенитенциарного направления прокурорско-надзорной деятельности (функции прокуратуры).
Предметом прокурорского надзора являются нарушения законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; нарушения установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы (ст. 32 ФЗ о прокуратуре).
Прокуроры, реализуя полномочия иных отраслей надзора, предусмотренные ст. ст. 6, 10, 22, 27, 29, 30, 35 ФЗ о прокуратуре, осуществляют надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод гражданина, законов о несовершеннолетних, за законностью оперативно-розыскной деятельности, за осуществлением дознания сотрудниками органов и учреждений УИС, участвуют в рассмотрении судами административных и гражданских дел по заявлениям и постановлениям прокуроров, обращениям осужденных в порядке исполнения приговора, принимают и рассматривают жалобы и обращения заключенных, осужденных, сотрудников УИС и т. д. [2].
Широкие полномочия обусловлены важностью обеспечения прав и свобод заключенных под стражу и осужденных лиц, которые ограничены в самозащите своих прав, законных интересов и нуждаются в прокурорской правозащите. Вместе с тем прокуроры выявляют нарушения осужденными требований режима отбывания наказания, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия, а также правил материально-бытового и медико-санитарного обеспечения (ст. 9 УИК РФ).
Надзорная практика свидетельствует о наличии многочисленных, повторяющихся, однотипных нарушений законов, регламентирующих условия и порядок отбывания заключений под
стражу и уголовных наказаний, связанных с несоблюдением их конституционных и иных гарантированных федеральным законодательством прав. По актам прокурорского реагирования администрациями устраняются нарушения, не требующие значительных материальных затрат.
В осуществлении пенитенциарной функции прокуроры сталкиваются с привнесенными (внешними для УИС) пенитенциарными опасностями: пробельностью и противоречивостью уголовно-исполнительного законодательства, наличием отрядной системы содержания осужденных; материальной необеспеченностью процессов исполнения и отбывания заключений под стражу и уголовных наказаний, прав заключенных и осужденных; превышением в учреждениях УИС лимита численности осужденных и т. д.
Неустранимыми мерами прокурорского надзора и требующими реформирования УИС являются внешние для учреждений УИС опасности, такие как превышение лимитной численности осужденных в исправительных учреждениях. Оно влечет ухудшение их материально-бытового, санитарно-эпидемиологического, медицинского обеспечения, снижение плотности надзора сотрудниками УИС за заключенными и осужденными, низкий уровень обеспечения пенитенциарной безопасности, соблюдения прав осужденных на длительные свидания из-за отсутствия достаточного количества соответствующих помещений, неисполнение требований о раздельном содержании, изоляции различных категорий осужденных и т. д.
Возникновение отрядной системы совместного содержания в одном жилом помещении по 100 и более осужденных произошло в советский период организации исправительно-трудовых мест исполнения и отбывания лишения свободы (Положением об общих местах заключения РСФСР 1921 г., утвержденным постановлением Правительства, определялись функции Центрального карательного отдела НКВД РСФСР общего надзора и руководства за местами заключения. К местам лишения свободы относились: а) учреждения для принятия мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома); б) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера; в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера. В ст. 4 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. указывалось, что исправительно-трудовое воздействие на заключенных в целях полного и действительного его осуществления и максимального развития вместо оставшихся от прежнего времени тюрем сети трудовых, сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых домов, устраиваемых преимущественно вне городов.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. изменил исправительно-трудовую доктрину, однако отрядное содержание осужденных сохраняется до настоящего времени и остается идеальной формой распространения криминальной субкультуры, воздействие которой на личность происходит через коллектив, ведет к принятию ценностей криминального образа жизни. И если раньше это был трудовой коллектив, то в настоящее время из-за сокращения производственной деятельности в учреждениях УИС это коллектив до 70 % нетрудозанятых преступников со сложившимися криминальными традициями и взглядами. Привлечение к труду как одно из наиболее эффективных средств исправления и социализации осужденных в полной мере не используется. В этих условиях создаются отрицательные группировки осужденных, действуют тюремные обычаи, управление осужденными осуществляют «авторитеты», «смотрящие», а основная масса осужденных, не принадлежащих к числу лидеров преступной среды, считает главным условием обеспечения безопасности соблюдение обычаев и традиций тюремной субкультуры [9, с. 135].
Отрядная система позволяет сохранять ситуацию фактической подмены законного уголовно-исполнительного процесса самоуправлением лидеров осужденных как фактора чрезвычайных происшествий. В исправительных учреждениях Самарской области в 2003-2009 гг. систематически совершались дезорганизующие деятельность учреждений неповиновения, голодовки, побеги, массовые беспорядки, правонарушения и преступления, сопряженные с уничтожением материально-технических объектов, убийствами вставших на путь исправления осужденных. И каждое из них является массовым нарушением самими осужденными прав других осужденных, незаконным самообеспечением осужденными своих действительных, а также мнимых прав на ослабление режима, отступлением от требований уголовно-исполнительного закона. Анализ чрезвычайных происшествий показывает, что их совершение во многом облегчено, а иногда и обусловлено наличием отрядной системы, когда под воздействием «обязанностей» соблюдать те или иные неглас-
ные стандарты поведения происходит быстрое массовое вовлечение осужденных в противоправные, дезорганизующие деятельность УИС противоправные действия.
Наличие запрещенных предметов (сотовых телефонов, наркотиков) в исправительных учреждений носит характер устойчивого преступного бизнеса. Прокуроры постоянно выявляют осужденных, находящихся в состоянии наркотического опьянения, и инициируют возбуждение уголовных дел. Осужденные пытаются продолжать употреблять наркотики либо их распространять, превращая места лишения свободы в криминальный наркорынок, где действует преступный наркобизнес с участием осужденных, сотрудников УИС и иных лиц. Из мест лишения свободы осужденные с использованием незаконно доставленных им сотовых телефонов совершают мошенничества (хищений чужого имущества) в соучастии с неосужденными преступниками. Борьба с этой преступностью осуществляется согласованными действиями администраций учреждений УИС, органов министерства внутренних дел и иных правоохранительных органов, посредством координации прокуратурой борьбы с пенитенциарной преступностью.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением требований закона об исправлении и о подготовке осужденных к законопослушной социальной адаптации без совершения новых преступлений после отбытия уголовных наказаний, проводимой посредствам получения среднего и специального образования, воспитательной работы, сохранения социально позитивных связей с родными, близкими, жилищем, обеспечения трудоустройства и т. д. В порядке правового просвещения прокуроры проводят для завершающих отбывание уголовных наказаний осужденных лекции, подготавливают буклеты и брошюры с разъяснением их трудовых, социальных и иных прав, процедур их реализации и обеспечения органами государства.
Библиографический список
1. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
2. Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
3. Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. / отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 1: Теория государства. М.: Зерцало, 1998. 622 с.
4. Клоков В. Ф. Функции прокуратуры: понятие, соотношение с деятельностью, классификация // Прокуратура. Законность. Государственный контроль: сборник научных трудов. М.: Манускрипт, 1995. С. 3-17.
5. Шалумов М. С. Проблемы функционирования российской прокуратуры в условиях формирования демократического правового государства: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 398 c.
6. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 536 с.
7. Гулягин А. Ю. Правовая природа функций прокуратуры // Российская юстиция. 2011. № 11. С.50-54.
8. Мельников Н. В. Прокурорская власть и личность: правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М.: Юрист, 2003. 384 с.
9. Хлыстов А. Н. Противодействие проявлениям организованной преступности в местах лишения свободы: монография. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2006. 178 с.
References
1. Vedomosti SND RF i VS RF [Vedomosti SNM RF and RF Armed Forces], 1992, no. 8, st. 366 [in Russian].
2. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 1995, no. 47, st. 4472 [in Russian].
3. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. Akademicheskiy kurs. In prof. M. N. Marchenko (ed.). Teoriya gosudarstva [General theory of state and law. Academic course. Theory of the State]. Moscow: Zertsalo, 1998, 622 р. [in Russian].
4. Klokov V. F. Funktsii prokuratury: ponyatiye, sootnosheniye s deya-tel'nost'yu, klassifikatsiya [Functions of the Prosecutor's Office: the concept, relationship with activity, classification]. Prokuratura. Zakonnost'. Gosudarstvennyy kontrol': sbornik nauchnykh trudov [Prosecutor's Office. Legality. State control: a collection of scientific papers]. Moscow: Manuscript, 1995, рр. 3-17 [in Russian].
becthuk œu
5. Shalumov M. S. Problemy funktsionirovaniya rossiyskoy prokuratury v usloviyakh formiro-vaniya demokraticheskogo pravovogo gosudarstva. Diss. doktora yurid. nauk [Problems of the functioning of the Russian prosecutor's office in the conditions of the formation of a democratic state of law. Doctor's of Law thesis]. Ekaterinburg, 2002. 398 p. [in Russian].
6. Bessarabov V. G. Prokurorskiy nadzor [Procurator's supervision]. Moscow: TK Velbi, Prospect, 2006, 536 p. [in Russian].
7. Gulyagin A. Yu. Pravovaya priroda funktsiy prokuratury [The legal nature of the functions of the prosecutor's office]. Rossiyskayayustitsiya [Russian Justice], 2011, no. 11 [in Russian].
8. Mel'nikov N. V. Prokurorskaya vlast' i lichnost': pravovyye sred-stva obespecheniya konstitut-sionnykh prav i svobod grazhdan Rossii [Procuratorial authority and personality: legal means of ensuring the constitutional rights and freedoms of Russian citizens]. Moscow: Lawyer, 2003, 384 p. [in Russian].
9. Khlystov A. N. Protivodeystviye proyavleniyam organizovannoy prestupnosti v mestakh lisheniya svobody: monografiya [Counteraction to the manifestations of organized crime in places of detention]. Samara: Samarskij juridicheskij institut FSIN Rossii, 2006, 178 p. [in Russian].