УДК 347.963 ББК 67.409.023.2 Б43
Наталья Павловна Белая, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики
(Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
Реферат: в период становления советской России надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы начал складываться в самостоятельную отрасль прокурорского надзора, определился предмет и основные средства надзора.
28 мая 1922 г. 3-я секция ВЦИК IX созыва утвердила первое Положение о прокурорском надзоре, в котором в числе основных функций на прокуратуру возлагалось наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Основными методами надзора были регулярные посещения мест лишения свободы, просмотр личных дел заключенных, надзор за работой наблюдательных и распределительных комиссий, рассмотрение жалоб.
Положение о Народном комиссариате юстиции, принятое 1 февраля 1923 г. Декретом ВЦИК, также расширило полномочия прокуратуры по надзору за местами лишения свободы.
Дальнейшее развитие законодательство о прокурорском надзоре за соблюдением законности в ИТУ получило в связи с принятием Конституции СССР (31 января 1924 г.), Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик (2 октября 1924 г.), а 31 октября 1924 г. - Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик.
К компетенции прокурора было отнесено наблюдение за исполнением приговоров, а также надзор за состоянием и деятельностью мест лишения свободы, то есть на данном этапе формируется надзор за соблюдением законности в деятельности администрации мест лишения свободы.
10 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура Союза ССР. 17 декабря 1933 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение о Прокуратуре Союза ССР, которое в числе основных функций возлагало на Прокуратуру СССР «надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий... исправительно-трудовых учреждений». В дальнейшем укрепление прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения связано с утверждением Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР, в котором на органы прокуратуры была возложена ответственность за соблюдение социалистической законности в местах лишения свободы.
30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР г. был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закрепляется надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом.
Ухудшение состояния законности в исправительных учреждениях, рост преступных проявлений в местах отбывания наказаний обусловили необходимость активизации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. В числе мер, направленных на установление режима законности в уголовно-исполнительной системе, было образование в период 1985-1986 гг. специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов в ИТУ.
В советский период российской истории прокуратура играла заметную роль в деле обеспечения законности в исправительно-трудовых учреждениях. С развитием исправительно-трудового законодательства развивалась и совершенствовалась надзорная деятельность прокуратуры, расширялись полномочия прокуроров, перечень средств прокурорского реагирования. В системе органов прокуратуры были сформированы прокуратуры исправительно-трудовых учреждений, успешно надзирающие за исполнением законов в ИУ и по сей день.
Ключевые слова: законность, прокурорский надзор, содержание под стражей, исправительно-трудовые учреждения, заключенные, осужденные, специализированные прокуратуры, отбывание наказания, прокуратура, советская Россия.
Рассмотрение проблем осуществления надзорной деятельности прокуратуры в сфере исполнения уголовных наказаний было бы неполным без ретроспективного анализа становления института прокурорского надзора за законностью деятельности исправительно-трудовых учреждений в советский период российской истории.
Как отмечает А. И. Пригожин, законность - это ценность всепартийная. Она и западная, и восточная, республиканская и монархическая, она государственно-общественная [1].
Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 Совет народных комиссаров постановил: «Упразднить доныне существовавшие институты... прокурорского надзора... Для принятия и дальнейшего направления дел и производств. прокурорского надзора. соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архивы и имущество этих учреждений» [2]. С этого момента началось становление советской прокуратуры.
Советская власть, ликвидировав институт прокурорского надзора, возлагала функцию обеспечения революционной законности в местах заключения на новые органы, ставя перед ними задачи, вытекающие из природы диктатуры пролетариата. Надзор за местами заключения все более сосредоточивался на Народном комиссариате юстиции и следственных комиссиях.
Говоря о понятии прокурорского надзора за законностью деятельности исправительных учреждений, следует привести точку зрения М. И. Сторожу-ка, определявшего это понятие как деятельность специализированных органов и должностных лиц, устанавливаемых законодательством, по соблюдению законодательства в сфере исполнения наказаний, принимающих конкретные меры по устранению его нарушений, обязательные для учреждений и органов, исполняющих наказания, и их должностных лиц [3, с. 44].
15 декабря 1917 г. Наркомюстом РСФСР был принят первый акт центральной власти, касающийся обеспечения законности в местах заключения, - постановление «О мерах заключения задержанных и об учреждении при тюрьмах следственных комиссий, проверяющих правильность и законность ареста», согласно которому при всех тюрьмах Петрограда учреждались «временные следственные комиссии в составе 3 лиц по соглашению Петроградского Совета с районными Советами рабочих и солдатских депутатов» на которые возлагалась немедленная проверка законности содержания всех арестованных [4].
Помимо назначения комиссаров в старые тюремные инспекции, серьезных изменений в управ-
лении тюрьмами, оставшимися от царского правления, не произошло.
Кроме комиссаров юстиции и следственных комиссий, надзор за законностью в местах заключения осуществлялся судами. С целью проверки правильности содержания арестованных каждый член суда не менее одного раза в неделю обязан был посещать места заключения.
Таким образом, уже в первые годы Советской власти велись активные поиски форм обеспечения законности. Как справедливо отмечает Б. М. Спиридонов, надзор за соблюдением законности в местах заключения в этот период был еще очень несовершенным и недостаточно эффективно способствовал борьбе за укрепление законности. Он развивался вширь, а не вглубь, распылялся между многими органами [5, с. 26]. В рассматриваемый период только начинало складываться советское исправительно-трудовое законодательство, создавалась система исправительно-трудовых учреждений.
28 мая 1922 г. 3-я секция ВЦИК IX созыва утвердила первое Положение о прокурорском надзоре, в котором в числе основных функций на прокуратуру возлагалось наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. В качестве основного средства осуществления надзора закреплялась «проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся»[6]. Принятая следом 29 июля 1922 г. циркуляром НКЮ № 67 Временная инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора, устанавливала, что «наблюдение за всеми без исключения местами заключения прокурор осуществляет не только с точки зрения законности содержания под стражей заключенных (поводы задержания и соблюдение законных сроков), но и проверяет, насколько правильно применяются все мероприятия в области исправительно-трудовой в местах заключения... » В обязанность прокурора входил надзор «за состоянием мест заключения и условиями содержания в них заключенных» (п. «м» § 3) [6].
В связи с принятием Положения о прокурорском надзоре 1922 г. были внесены изменения в другие законодательные акты. В ноябре 1922 г. изменен и дополнен УК РСФСР с расширением прав прокуратуры в области надзора за местами лишения свободы (например, ст. 51 УК РСФСР): «Надзор за закономерностью содержания под стражей и действительным выполнением приговоров возлагается на прокурорский надзор в центре и на местах».
Положение о Народном комиссариате юстиции, принятое 1 февраля 1923 г. Декретом ВЦИК, также
расширило полномочия прокуратуры по надзору за местами лишения свободы. Согласно ему на прокуратуру возлагалось «наблюдение за правильным функционированием мест лишения свободы и исправительно-трудовых учреждений, и разработку, совместно с НКВД, правил об исправительно-трудовой системе в отношении к лишению свободы...» [8].
Как отмечает С. В. Куденеев, в советский период большое значение имели материальные, организационные и другие трудности, накладывавшие печать на всю работу прокурорского надзора. Например, «в течение первых трех месяцев своей работы московская губернская прокуратура шла ощупью по местам заключения, не зная определенно и точно, как овладеть огромной массой заключенных, как подойти к затхлой тюремной администрации, как сконтактировать наблюдение с органами, непосредственно управляющими местами заключения» [7, с. 29].
Таким образом, в период становления советской России надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы начал складываться в самостоятельную отрасль прокурорского надзора, определился предмет и основные средства надзора.
Одним из вопросов, требующих решения, было определение пределов прокурорского надзора в ИТУ. Как отмечалось на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, еще не были четко разграничены функции прокурорского надзора за соблюдением законности в ИТУ и инспектуры, также наблюдавшей за ними по лини НКВД. Вследствие этого имели место случаи вмешательства лиц прокурорского надзора в административно-хозяйственную деятельность администрации ИТУ.
Дальнейшее развитие законодательство о прокурорском надзоре за соблюдением законности в ИТУ получило в связи с принятием Конституции СССР (31 января 1924 г.), Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик [8] (2 октября 1924 г.), а 31 октября 1924 г. - Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик [8] и Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик.
К компетенции прокурора было отнесено наблюдение за исполнением приговоров, а также надзор за состоянием и деятельностью мест лишения свободы, то есть на данном этапе формируется надзор за соблюдением законности в деятельности администрации мест лишения свободы.
Дальнейшая правовая регламентация организации прокурорского надзора за местами лишения свободы получила развитие в Положении об исправительно-трудовых лагерях, которым устанавливалось: «Надзор за соблюдением настоящего
Положения и правильности содержания заключенных возлагается на прокуратуру той союзной республики, на территории которой расположены исправительно-трудовые лагеря; прокуратура республики в этом случае действует по специальному полномочию прокуратуры Верховного Суда Союза ССР» (ст. 52) [8].
Прокуроры, надзиравшие за ИТЛ, имели право: посещать лагеря в любое время; непосредственно опрашивать заключенных и принимать от них жалобы; наблюдать за выполнением в ИТЛ всех правил, касающихся труда заключенных, культурно-воспитательной работы, и других правил, установленных Положением об ИТЛ; делать предложения администрации о немедленном устранении обнаруженных неправильностей; приостанавливать исполнение постановлений администрации, нарушающих настоящее положение; приостанавливать исполнение неправильных постановлений о досрочном освобождении. Жалобы администрации лагерей на постановления прокурора, не приостанавливая проведения их в жизнь, подлежали направлению в ОГПУ (ст. 53, 54 Положения об ИТЛ).
Развитие полномочий прокуратуры по надзору за местами лишения свободы, их законодательное закрепление обусловили разработку методов выявления нарушений законности и средств прокурорского реагирования. Основными методами надзора были регулярные посещения мест лишения свободы, просмотр личных дел заключенных, надзор за работой наблюдательных и распределительных комиссий, рассмотрение жалоб. Практиковались плановые, а также внезапные дневные и ночные проверки мест заключения. Просмотр прокурором личных дел заключенных производился с целью выяснения как законности содержания под стражей, так и правильности приговора.
Важное место в работе прокурора занимали прием и рассмотрение жалоб. Жалобы от заключенных принимались как устно, так и письменно и рассматривались на месте или передавались в наблюдательные и распределительные комиссии.
Циркуляром № 97 Наркомата юстиции была изменена структура органов прокуратуры, создан сектор надзора за исправительно-трудовыми органами.
10 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура Союза ССР. 17 декабря 1933 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение о Прокуратуре Союза ССР [10], которое в числе основных функций возлагало на Прокуратуру СССР «надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий... исправительно-трудовых учреждений» (п. «г» ст. 4).
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного комиссариата
юстиции Союза ССР» [10] органы прокуратуры и следствия были выделены из системы Наркомюста союзных республик и были переданы непосредственно Прокурору СССР.
В 1936 г. произведена перестройка аппарата Прокуратуры СССР, в структуре центрального аппарата образован отдел по надзору за местами заключения.
Необходимо отметить слабость прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы в рассматриваемый исторический период, обусловленную особой политической ситуацией. Надзор за НКВД прокурорами практически не осуществлялся. Доступ прокуроров в те ИТУ, где содержались лица, осужденные Особыми совещаниями, образованными при НКВД, был ограничен. В эти места лишения свободы прокуроры допускались не по своим служебным удостоверениям, а по специальным пропускам, которые выдавались администрацией таких мест лишения свободы.
В дальнейшем укрепление прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения связано с утверждением Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР, которым на органы прокуратуры была возложена ответственность за соблюдение социалистической законности в местах лишения свободы (ч. 2 ст. 32) [11]. В соответствии с Положением надзор за местами лишения свободы был сосредоточен в отделах (или группах) прокуратур автономных республик, краев и областей (и прокуратур союзных республик, не имеющих областного деления). Прокурор республики (края, области) был вправе возложить осуществление надзора за отдельными исправительно-трудовыми учреждениями, исходя из их объема и назначения, на территориальных прокуроров -районов городов [12, с. 22].
В силу ст. 33 Положения прокурор надзирал за основными направлениями деятельности ИТУ, проверял законность содержания под стражей находящихся в них заключенных. При ознакомлении с личными делами заключенных прокурор выяснял основания заключения, назначенный осужденному режим, сроки содержания под стражей.
В качестве актов прокурорского надзора применялись постановления и предложения, обязательные для исполнения администрацией ИТУ.
В 1969 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. В течение 1970-1971 гг. в союзных республиках при-
нимаются исправительно-трудовые кодексы. Развитие исправительно-трудового законодательства обусловило улучшение правовой регламентации и как следствие - повышение эффективности прокурорского надзора.
30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором в отличие от ранее действовавшего Положения о прокурорском надзоре СССР 1955 г. законодательно закрепляется надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом.
Основное описание механизма осуществления надзора за исполнением действующего законодательства в пенитенциарной системе излагается в этом документе в виде отдельной гл. 4 «Надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом».
Ухудшение состояния законности в исправительных учреждениях, рост преступных проявлений в местах отбывания наказаний, нарушение прав и законных интересов осужденных, рост нападений на лиц из надзорсостава, на представителей администраций органов и учреждений уголовно-исполнительной системы обусловили необходимость активизации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. В числе мер, направленных на установление режима законности в уголовно-исполнительной системе, было образование в 1985-1986 гг. специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов в ИТУ.
В советский период российской истории прокуратура играла заметную роль в деле обеспечения законности в исправительно-трудовых учреждениях. Молодому советскому государству был необходим орган, который бы осуществлял надзор за исполнением законов, пресекал попытки их нарушения, надежно охранял права и законные интересы граждан. С развитием исправительно-трудового законодательства развивалась и совершенствовалась надзорная деятельность прокуратуры, расширялись полномочия прокуроров, перечень средств прокурорского реагирования. В системе органов прокуратуры были сформированы прокуратуры исправительно-трудовых учреждений, успешно надзирающие за исполнением законов в ИУ и по сей день.
Список литературы
1. Пригожин А. И. Законность как социальная ценность // Прикладная юрид. психология. 2010. № 1.
2. Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 51.
3. Сторожук М. И. Понятия контроля и надзора в уголовно-исполнительном праве // Уголовно-исполнительное право. 2011.№ 2. С. 44.
4. Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 9. Ст. 146.
5. Спиридонов Б. М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. М., 1978.
6. Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 36. Ст. 424; № 72-77; № 10. Ст. 120.
7. Куденеев С. В. Прокурорский надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы (исторический аспект) // Преступление и наказание. 2009. № 3. С. 29.
8. Собрание законов СССР. 1924. № 23. Ст. 203; № 24. Ст. 206.
9. Постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г. // Собрание законов СССР. 1930. № 22. Ст. 248.
10. Собрание законов СССР. 1934. № 1. Ст. 2 «б»; 1936. № 40. Ст. 338.
11. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. / под ред. Ю. И. Мандельштам. М., 1956.
12. Иванов В. А. Прокурорский надзор за исполнением судебного приговора: учеб. пособие для студентов вечернего и заочного отделений по курсу «Прокурорский надзор СССР». Л., 1966.
Nataliya Pavlovna Belaya, Assistant Professor of the Chair of Criminal Procedure and Criminalistics, PhD in Law, Associate Professor, the Academy of FPS of Russia
E-mail: [email protected].
DIRECTORATE OF PUBLIC PROSECUTIONS OVER THE LEGALITY OF CORRECTIVE LABOR INSTITUTIONS IN THE SOVIET PERIOD OF RUSSIAN HISTORY
The abstract: during the formation of Soviet Russia supervision of compliance with the law in places of detention began to emerge as an independent branch, as well as the main subject and means of supervision were identified.
May 28, 1922 the third section the ninth convocation of the All-Russian Central Executive Committee adopted the first position of the Directorate of Public Prosecutor's supervision, in which besides the main functions of the Prosecutor's Office was assigned to monitoring the accuracy of prisoners in custody.
The main methods of supervision were regular visits to places of deprivation of liberty, view the personal files of prisoners, overseeing the work of observation and distribution commissions, consideration of complaints.
Position of the People's Commissariat of Justice, which was adopted February 1, 1923 by decree of the All-Russian Central Executive Committee also extended the powers of the Prosecutor's Office for Supervision of places of detention.
Further development of the law on the prosecutor's supervision over the observance of legality in the IUT, has received in connection with the adoption of the Constitution of the USSR (31 January 1924), Fundamentals of the judicial system of the USSR and Union Republics (2 October 1924), and on October 31, 1924 - Fundamentals criminal Procedure of the USSR and the Union Republics and Basic Principles of criminal legislate the USSR and the Union Republics.
The competence of the public prosecutor was assigned supervision of the execution of sentences, as well as oversight of the status and activities of places of deprivation of freedom, i.e., at this stage the supervision of legality in the activities of prison administration is formed.
June 10, 1933 Office of Public Prosecutor of the USSR was established. December 17, 1933 the CEC and SNK approved the Regulations on USSR Prosecutor's Office, which in addition to the basic functions was assigned to the USSR Prosecutor's Office supervision, on the basis of special provisions for the legality and regularity of operations of correctional labor institutions.
In the future, strengthening the prosecutorial supervision of legality in the places of deprivation of freedom associated with the adoption of the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet on 24 May 1955 of the Regulations on the prosecutor's supervision in the USSR, in which the prosecutor's office was responsible for the observance of socialist legality in places of deprivation of freedom.
November 30, 1979 the Supreme Soviet of the USSR adopted the Law on the Prosecutor's Office of the USSR in which for the first time legally fixed supervision over the observance of laws in places of detention in imprisonment before trial, during the performance punishments and other enforcement measures taken by the court.
The deterioration of the state of lawfulness in correctional facilities, the growth of criminal phenomena in prisons led to the need to intensify public prosecutor's supervision in this sphere. Among other measures, which are aimed at establishing a regime state of lawfulness in the penal system, during of 1985-1986 were formed specialized Prosecutor's Offices to oversee the enforcement of laws in the IUT.
During the Soviet period of Russian history, Office of Public Prosecutor played an important role in ensuring the rule of law in corrective labor institutions. With the development of corrective labor legislation, oversight activities Office of Public Prosecutor developed and improved, expanded the powers of prosecutors, including a list of tools prosecutorial response. In The system of the prosecution were formed Offices of Public Prosecutor of corrective labor institutions, successfully supervising the implementation of laws in correctional facilities to this day.
Key words: rule of law, public prosecutor's supervision, detention, forced labor institutions, prisoners convicted, specialized prosecutors, serving sentence, the prosecutor's office, the Soviet Russia.
References
1. Prigojin A.I. Zakonnost' kak sotsialnayat sennost. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologia - Applied legal psychology, 2010, no. 1.
2. Sobranie uzakonenii RSFSR. 1917. № 4. Art. 54. [SU RSFSR 1917. № 4. Art. 54].
3. Storozhuk M. I. Ponyatiya kontrilya I nadzora v ugolovno-ispolnitelnom prave [The concepts of control and supervision in penal law]. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo. - Penal law, 2011, no. 2, p. 44.
4. Sobranie uzakonenii RSFSR [SURSFSR 1917 № 9, Art. 146]. 1917. № 9. Art. 146.
5. Spiridonov B. M. Prokurorskiy nadzor za sobludeniem zakonnosti v ispravitelno-trudovikh uchrezhdeni-akh. [Public prosecutor's supervision over the observance of legality in the corrective labor institutions]. Moscow, Publishing House of the Moscow University, 1978. Р. 26.
6. Sobranie uzakonenii RSFSR 1917. № 36. St 424. [SU RSFSR 1917. № 36. P. 424]; № 72-77. [SU RSFSR 1917 № 72-77]; № 10. Р. 120. [SURSFSR 1917. № 10. St. 120].
7. Kudeneev S.V. Prokurorskiy nadzor za sobludeniem zakonov v mestakh lisheniya svobody (istoricheskiy aspekt) [Public prosecutor's supervision over the observance of the law in places of deprivation of liberty (historical aspect)]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and Punishment, 2009, no. 3.
8. Sobranie zakonov SSSR. 1924. № 23. St. 203. [NWUSSR 1924. № 23. Р. 203.]; № 24. St. 206. [NW USSR 1924. № 24. Р. 206.].
9. Postanovlenie SNK SSSR ot 7 aprelya 1930 g. [the Resolution of SNKUSSR April 7, 1930] Sobranie zakonov SSSR. 1930. № 22. St. 248. NW of the USSR in 1930. № 22. Р. 248.
10. NW of the USSR in 1934 № 1. P. 2 «b» [NW of the USSR in 1934 № 1. P. 2 «b»]; 1936 g. № 40. st. 338. [USSR 1936. № 40. P. 338.].
11. Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR. 1938. iyul 1956 g. / podre-daktsiey Mandelshtam U.I. [The USSR's Collection of Laws and Presidium's Decrees of the Supreme Soviet of the USSR. 1938 - July 1956]. Moscow, State Publishing House of the legal literature, 1956.
12. Ivanov V.A. Prokurorskiy nadzor za ispolneniem sudebnogo prigovora. Uchebnoe posobie dlya studen-tov vechernego i zaochnogo otdelenii po kursu «Prokurorskiy nadzor SSSR». [Public prosecutor's supervision over the implementation of the court verdict. Textbook for students of evening and correspondence departments in the course of Public Prosecutions of the USSR]. Leningrad, Publishing House of Leningrad University, 1966.