УДК 343.822.9
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЩЕРБАКОВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Псковский филиал Академии ФСИН России, г. Псков, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Для цитирования
Щербаков, А. В. Инженерно-технические средства обеспечения режимных требований безопасности уголовно-исполнительной системы / А. В. Щербаков // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 4. - С. 476-481.
Аннотация. В статье отмечается важная роль инженерно-технических средств обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы, в том числе в рамках интегрированных систем, формулируются и обосновываются предложения по изменению отдельных правовых норм в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Во взаимосвязи с совершенствованием законодательных основ предлагается разработать наставление о порядке применения инженерно-технических средств охраны и надзора, где детализировать права и обязанности должностных лиц исправительных учреждений, алгоритм применения инженерных и технических средств обеспечения режимных требований в обычных и во внештатных условиях деятельности.
Состояние указанных проблем в условиях проводимого реформирования головно-исполнительной системы предопределило внесение предложений, принятие которых будет иметь существенное значение для обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: безопасность, безопасность уголовно-исполнительной системы, инженерно-технические средства, интегрированные системы безопасности.
Обозначенные в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р., основные направления реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) включают в себя создание системы противодействия пенитенциарной преступности с опорой на современные инженерно-технические средства обеспечения режимных требований и безопасности УИС во взаимосвязи
© Щербаков А. В., 2018
с достижением такого состояния, когда все пенитенциарные учреждения России будут оборудованы интегрированными системами безопасности. Значимость поставленной задачи предопределена потенциалом передовых инженерно-технических средств обеспечения безопасности УИС, связанным с использованием их возможностей по нейтрализации (минимизации) пенитенциарных угроз и опасностей и повышению эффективности работы органов и учреждений, исполняющих наказания. В частности, проведенное в рамках ФСИН России исследование позволило прийти к выводу о том, что состояние внутреннего оборудования исправительных учреждений оказывает определяющее влияние на правопорядок в местах лишения свободы, и соответственно в тех территориальных органах, где состояние внутреннего оборудования поддерживается на высоком уровне, число нарушений установленного порядка отбывания наказания более чем в два раза ниже среднего показателя по УИС [1, с. 31-36].
В специальной литературе отмечается, что интеграция представляет собой качественно новый подход к построению систем безопасности и предметно обозначает себя в объединении систем безопасности на программно-аппаратном уровне [2, с. 8-10]. Исходя из ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы инженерно-технического обеспечения деятельности УИС (приказ Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы»), а также специальной литературы интегрированные системы безопасности включают в себя технические средства охраны и надзора во взаимосвязи с программным обеспечением и соответственно предназначены для физической защиты объекта от внешних и внутренних угроз.
Как отмечают исследователи, эксплуатируемые на охраняемых объектах ФСИН России основные интегрированные системы безопасности приходят на смену морально и физически устаревшим системам технических средств охраны, при этом современные технологии постоянно наращивают темпы роста, что ведет к появлению новых технических средств, модернизации рассматриваемых систем безопасности. К важнейшим элементам комплексной системы безопасности УИС (ее инженерно-технической составляющей) отнесены биометрические технологии, позволяющие проводить идентификацию людей по физическим или поведенческим чертам, а также система охранного телевидения (современные видеосистемы, ориентированные на применение в том числе в пенитенциарных учреждениях), предназначенная для контроля за запретными зонами, режимными помещениями и повышающая в связи с этим эффективность службы сотрудников УИС в части обеспечения режимных требований [3, с. 6-7]. В специальной литературе отмечено и такое положительное свойство применения видеосистем, как своеобразный психологический эффект, заключающийся во взаимосвязи с фактом их установки на объектах охраны, в снижении количества правонарушений среди осужденных, а также в улучшении служебной дисциплины сотрудников.
Показательно, что сами сотрудники УИС, проходящие службу в исправительных учреждениях, высоко оценивают указанные технические средства с точки зрения осуществления надзора в системе профилактики преступлений и иных правонарушений среди осужденных.
Что касается осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, как свидетельствуют результаты проведенного нами анкетирования, то основная часть респондентов рассматривает установку камер видеонаблюдения в исправительных учреждениях в качестве фактора, способствующего соблюдению осужденными правил
внутреннего распорядка, и в целом оценивает данный факт позитивно с точки зрения обеспечения своей безопасности. Большинство анкетируемых осужденных указали также на ограждения и технические средства (сигнализации) запретных зон как серьезную преграду для совершения побегов. Приведенные эмпирические данные свидетельствуют о важной роли инженерно-технической составляющей безопасности УИС, значимости приведения технической оснащенности учреждений, исполняющих наказания, в соответствие с параметрами, обозначенными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Здесь также в полной мере востребован позитивный зарубежный опыт.
В специальной литературе приводятся данные о современном опыте оборудования передовыми инженерно-техническими средствами обеспечения безопасности и об их применении в деятельности исправительных учреждений.
Вместе с тем концептуально обозначенная констатация важной роли технической составляющей пенитенциарной безопасности (в частности, интегрированных систем безопасности) и наблюдаемые в этой части прогрессивные шаги не означают отсутствия проблем организационного и правового характера. В специальной литературе с опорой на статистические данные указано на недостаточную оснащенность пенитенциарных учреждений УИС современными интегрированными системами безопасности [4, с. 174-175]. Кроме того, исследователи обращают внимание на проблемы внедрения и применения современных средств инженерно-технического обеспечения безопасности УИС, а именно: отставание темпов поставки новых технических средств (вместо морально и физически устаревших); низкую эффективность применения технических средств, в том числе в связи с нехваткой квалифицированных специалистов, а также научно обоснованной и четко сформулированной тактики применения. В связи с этим для решения организационных проблем предлагается комплекс мероприятий, в том числе организационно-штатного характера, включающих в себя создание инженерно-технических подразделений, непосредственно подчиненных начальнику исправительного учреждения, замещение инженерных должностей высококвалифицированными специалистами. Данное суждение выглядит в полной мере обоснованным, принимая во внимание органичную взаимосвязь технической составляющей и человеческого фактора обеспечения безопасности УИС.
Правовые основы регулирования вопросов обеспечения при помощи инженерно-технических средств безопасности УИС и, в частности, в исправительных учреждениях также далеки от совершенства.
Во-первых, исходя из законодательной нормы ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) администрация исправительного учреждения обладает правом использовать технические средства надзора и контроля в превентивных целях (для предупреждения побегов и иных преступлений, правонарушений в связи с исполнением и отбыванием наказания). При этом не упоминается об инженерно-технических средствах охраны, вследствие чего их применение на законодательном уровне лишается правовой регламентации. Между тем на практике инженерно-технические средства охраны активно используются с учетом того, что цель их использования, отраженная в ведомственных нормативно-правовых актах, не противоречит цели и задачам уголовно-исполнительного законодательства. В связи с этим исследователи в полной мере обоснованно указывают на необходимость корректировки самого названия ст. 83 УИК РФ: «Технические средства надзора и контроля» заменить на «Инженерно-технические средства охраны и надзора». Кроме того, с учетом обозначенной значимости ин-
женерно-технических средств обеспечения пенитенциарной безопасности речь должна идти не о праве, а об обязанности по применению такого рода средств.
Во-вторых, в подзаконных (ведомственных) нормативно-правовых актах, касающихся эксплуатации и использования технических средств обеспечения режимных требований, отсутствует четкое регулирование порядка и условий их применения. При этом закрепленный в УИК РФ термин «технические средства надзора и контроля» фактически не получил своего понятийного определения в подзаконных (ведомственных) нормативно-правовых актах. Это свидетельствует о рассогласованности законодательного и подзаконного регулирования в части технической составляющей обеспечения безопасности в исправительных учреждениях ФСИН России.
В-третьих, действующие в уголовно-исполнительной сфере (в том числе в части технических средств обеспечения режимных требований) законодательные и подзаконные нормативные правовые акты не выделяют непосредственно техническую составляющую обеспечения безопасности УИС (персонала, осужденных, объектов УИС), ее значение для нормального функционирования исправительных учреждений, охраны жизненно важных интересов лиц, вовлеченных в режим пенитенциарной деятельности, защиты общества в связи с осуществлением пенитенциарной деятельности. Так, в ст. 12 «Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы» Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ничего не сказано об инженерно-технической составляющей безопасности, о том, что уровень инженерно-технических средств охраны и надзора должен соответствовать режиму исправительного учреждения, что используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также не причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде. Аналогичные положения, по всей видимости, должны быть отражены и в ст. 83 УИК РФ.
В-четвертых, в п. 3 ст. 83 УИК РФ имеется довольно общее указание на регламентацию нормативными правовыми актами Российской Федерации вопросов перечня и порядка использования технических средств обеспечения режимных требований, однако уровень таких актов не конкретизируется.
Исходя из смысла действующих нормативных правовых актов, определяющих полномочия государственных органов исполнительной власти в рассматриваемой области, следует, что вопрос о перечне основных групп инженерно-технических средств охраны и надзора, разрешенных к использованию в исправительных учреждениях, относится к полномочиям Правительства РФ, а непосредственно порядок применения указанных средств должен регламентироваться ведомственными нормативными правовыми актами Минюста России и ФСИН России.
Следует обратить внимание на повышение роли технической составляющей обеспечения пенитенциарной безопасности в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Так, в целях обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, обязанностей и ограничений используются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Перечень таких средств установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198. Как отмечают исследователи, применение электронного мониторинга поведения осужденного позволяет оказывать на него воздействие дистанционно, что во многом повышает безопасность сотрудников уголовно-
исполнительной инспекций и исправительных центров [5, с. 32-33] (где, в свою очередь, осуществляется исполнение наказания в виде принудительных работ).
Применительно к функционированию исправительных центров и исполнению в них наказания в виде принудительных работ, обеспечению правопорядка и безопасности с использованием технических средств надзора и контроля, наряду с законодательными положениями, содержащимися в ст. 69.19 УИК РФ, действует специально посвященный порядку применения технических средств надзора и контроля ведомственный нормативный правовой акт - приказ Минюста России от 1 ноября 2016 г. № 250 «Об утверждении Порядка применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам». В целом позитивно оценивая приведенные правовые нормы, следует обратить внимание на то, что в ст. 69.19 «Технические средства надзора и контроля» УИК РФ, так же как и в ст. 83 УИК РФ, во-первых, их применение рассматривается как право администрации, а не как ее обязанность, во-вторых, непосредственно не выделены вопросы безопасности УИС и безопасности общества в связи с пенитенциарной деятельностью, в обеспечении которых техническая составляющая играет важную роль.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы и внести некоторые предложения.
1. Использование в УИС интегрированных систем безопасности, включающих в себя современные компьютерные технологии, цифровые системы контроля и наблюдения, позволяет:
- эффективно реализовывать задачи по осуществлению комплексного контроля за территорией пенитенциарного учреждения;
- предупреждать преступления и другие правонарушения среди осужденных;
- предупреждать нападения осужденных на сотрудников пенитенциарного учреждения;
- предупреждать факты грубого (противозаконного) обращения с осужденными со стороны персонала пенитенциарных учреждений;
- оперативно реагировать на возникающие внештатные ситуации и тем самым обеспечивать безопасность в пределах пенитенциарного учреждения.
2. Значимость инженерно-технической составляющей обеспечения безопасности УИС (персонала, осужденных, объектов, всех лиц, вовлеченных в режим пенитенциарной деятельности), а также защиты общества в связи с пенитенциарной деятельностью в сочетании с недостатками правового регулирования в этой части предопределяет постановку вопроса о его оптимизации. В связи с этим целесообразно:
- указать в названии и в тексте ст. 83 УИК РФ наряду с техническими средствами обеспечения режимных требований инженерные средства охраны и надзора, тем самым обеспечив законодательную основу их применения;
- в ст. 83 УИК РФ сместить акцент с возможности применения администрацией технических средств обеспечения режимных требований на обязанность применения инженерно-технических средств охраны и надзора, увязав данную обязанность с целями предупреждения преступлений и иных правонарушений в связи с исполнением и отбыванием наказания, защиты безопасности персонала, осужденных, объектов УИС; при этом указать, что используемые инженерные и технические средства при правопо-слушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также не причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде;
- в ст. 69.19 УИК РФ сместить акцент с возможности применения администрацией технических средств надзора и контроля на обязанность их применения в целях предуп-
реждения преступлений и иных правонарушений в связи с исполнением и отбыванием наказания, защиты безопасности персонала, осужденных, объектов УИС; при этом указать, что используемые технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также не причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде;
- в ст. 12 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» отразить инженерно-техническую составляющую безопасности УИС, указав, что уровень применения инженерно-технических средств охраны и надзора должен соответствовать режиму исправительного учреждения, при этом используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде;
- во взаимосвязи с совершенствованием законодательных основ разработать в рамках ведомственного регулирования (Минюст России и ФСИН России) наставление о порядке применения инженерно-технических средств охраны и надзора, где детализировать права и обязанности должностных лиц исправительных учреждений, алгоритм применения инженерных и технических средств обеспечения режимных требований в обычных и во внештатных условиях деятельности.
Библиографический список
1. Пертли Л. Ф. Внутреннее оборудование исправительных учреждений: правовые основы, опыт и влияние на безопасность УИС // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. межвед. конф. Воронеж, 2016. С. 31-36.
2. Винокуров В. В. Особенности применения интегрированных систем безопасности в учреждениях УИС // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. межвед. конф. Воронеж, 2016. С. 8-10.
3. Бердников Н. Г Особенности применения инженерных и технических средств охраны и надзора в УИС на современном этапе // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. межвед. конф. Воронеж, 2016. С. 6-7.
4. Бочкарев В. В. Совершенствование использования в исправительных учреждениях инженерно-технических средств // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 174-175.
5. Казак Б. Б., Борисенко И. В. Использование электронного мониторинга при контроле за осужденными без изоляции от общества // Российский следователь. 2012. № 9. С. 32-33.