Научная статья на тему 'Инженерно-технические средства обеспечения режимных требований безопасности уголовно-исполнительной системы'

Инженерно-технические средства обеспечения режимных требований безопасности уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1945
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / SECURITY OF THE PENITENTIARY SYSTEM / ENGINEERING AND TECHNICAL MEANS / INTEGRATED SECURITY SYSTEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаков Андрей Васильевич

В статье отмечается важная роль инженерно-технических средств обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы, в том числе в рамках интегрированных систем, формулируются и обосновываются предложения по изменению отдельных правовых норм в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Во взаимосвязи с совершенствованием законодательных основ предлагается разработать наставление о порядке применения инженерно-технических средств охраны и надзора, где детализировать права и обязанности должностных лиц исправительных учреждений, алгоритм применения инженерных и технических средств обеспечения режимных требований в обычных и во внештатных условиях деятельности.Состояние указанных проблем в условиях проводимого реформирования головно-исполнительной системы предопределило внесение предложений, принятие которых будет иметь существенное значение для обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербаков Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING AND TECHNICAL MEANS OF ENSURING SECURITY REGIME REQUIREMENTS OF THE PENITENTIARY SYSTEM

The article notes the important role of engineering and technical means of ensuring the security of the Penal system, including in the framework of integrated systems, formulates and justifies proposals to change certain legal norms in the Penal code of the Russian Federation, as well as in the Law of the Russian Federation «on institutions and bodies executing criminal Penalties in the form of imprisonment». In connection with the improvement of the legislative framework, it is proposed to develop a Manual on the application of engineering and technical means of protection and supervision, where to detail the rights and duties of correctional officers, the algorithm for the application of engineering and technical means to ensure regime requirements in normal and non-standard conditions of activity. The state of these problems in the context of the ongoing reform of the Penal system has predetermined the introduction of proposals, the adoption of which will be essential to ensure the security of the Penal system.

Текст научной работы на тему «Инженерно-технические средства обеспечения режимных требований безопасности уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.822.9

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЩЕРБАКОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Псковский филиал Академии ФСИН России, г. Псков, Российская Федерация, e-mail: andrey-sherbakov-1973@yandex.ru

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Для цитирования

Щербаков, А. В. Инженерно-технические средства обеспечения режимных требований безопасности уголовно-исполнительной системы / А. В. Щербаков // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 4. - С. 476-481.

Аннотация. В статье отмечается важная роль инженерно-технических средств обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы, в том числе в рамках интегрированных систем, формулируются и обосновываются предложения по изменению отдельных правовых норм в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Во взаимосвязи с совершенствованием законодательных основ предлагается разработать наставление о порядке применения инженерно-технических средств охраны и надзора, где детализировать права и обязанности должностных лиц исправительных учреждений, алгоритм применения инженерных и технических средств обеспечения режимных требований в обычных и во внештатных условиях деятельности.

Состояние указанных проблем в условиях проводимого реформирования головно-исполнительной системы предопределило внесение предложений, принятие которых будет иметь существенное значение для обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: безопасность, безопасность уголовно-исполнительной системы, инженерно-технические средства, интегрированные системы безопасности.

Обозначенные в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р., основные направления реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) включают в себя создание системы противодействия пенитенциарной преступности с опорой на современные инженерно-технические средства обеспечения режимных требований и безопасности УИС во взаимосвязи

© Щербаков А. В., 2018

с достижением такого состояния, когда все пенитенциарные учреждения России будут оборудованы интегрированными системами безопасности. Значимость поставленной задачи предопределена потенциалом передовых инженерно-технических средств обеспечения безопасности УИС, связанным с использованием их возможностей по нейтрализации (минимизации) пенитенциарных угроз и опасностей и повышению эффективности работы органов и учреждений, исполняющих наказания. В частности, проведенное в рамках ФСИН России исследование позволило прийти к выводу о том, что состояние внутреннего оборудования исправительных учреждений оказывает определяющее влияние на правопорядок в местах лишения свободы, и соответственно в тех территориальных органах, где состояние внутреннего оборудования поддерживается на высоком уровне, число нарушений установленного порядка отбывания наказания более чем в два раза ниже среднего показателя по УИС [1, с. 31-36].

В специальной литературе отмечается, что интеграция представляет собой качественно новый подход к построению систем безопасности и предметно обозначает себя в объединении систем безопасности на программно-аппаратном уровне [2, с. 8-10]. Исходя из ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы инженерно-технического обеспечения деятельности УИС (приказ Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы»), а также специальной литературы интегрированные системы безопасности включают в себя технические средства охраны и надзора во взаимосвязи с программным обеспечением и соответственно предназначены для физической защиты объекта от внешних и внутренних угроз.

Как отмечают исследователи, эксплуатируемые на охраняемых объектах ФСИН России основные интегрированные системы безопасности приходят на смену морально и физически устаревшим системам технических средств охраны, при этом современные технологии постоянно наращивают темпы роста, что ведет к появлению новых технических средств, модернизации рассматриваемых систем безопасности. К важнейшим элементам комплексной системы безопасности УИС (ее инженерно-технической составляющей) отнесены биометрические технологии, позволяющие проводить идентификацию людей по физическим или поведенческим чертам, а также система охранного телевидения (современные видеосистемы, ориентированные на применение в том числе в пенитенциарных учреждениях), предназначенная для контроля за запретными зонами, режимными помещениями и повышающая в связи с этим эффективность службы сотрудников УИС в части обеспечения режимных требований [3, с. 6-7]. В специальной литературе отмечено и такое положительное свойство применения видеосистем, как своеобразный психологический эффект, заключающийся во взаимосвязи с фактом их установки на объектах охраны, в снижении количества правонарушений среди осужденных, а также в улучшении служебной дисциплины сотрудников.

Показательно, что сами сотрудники УИС, проходящие службу в исправительных учреждениях, высоко оценивают указанные технические средства с точки зрения осуществления надзора в системе профилактики преступлений и иных правонарушений среди осужденных.

Что касается осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, как свидетельствуют результаты проведенного нами анкетирования, то основная часть респондентов рассматривает установку камер видеонаблюдения в исправительных учреждениях в качестве фактора, способствующего соблюдению осужденными правил

внутреннего распорядка, и в целом оценивает данный факт позитивно с точки зрения обеспечения своей безопасности. Большинство анкетируемых осужденных указали также на ограждения и технические средства (сигнализации) запретных зон как серьезную преграду для совершения побегов. Приведенные эмпирические данные свидетельствуют о важной роли инженерно-технической составляющей безопасности УИС, значимости приведения технической оснащенности учреждений, исполняющих наказания, в соответствие с параметрами, обозначенными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Здесь также в полной мере востребован позитивный зарубежный опыт.

В специальной литературе приводятся данные о современном опыте оборудования передовыми инженерно-техническими средствами обеспечения безопасности и об их применении в деятельности исправительных учреждений.

Вместе с тем концептуально обозначенная констатация важной роли технической составляющей пенитенциарной безопасности (в частности, интегрированных систем безопасности) и наблюдаемые в этой части прогрессивные шаги не означают отсутствия проблем организационного и правового характера. В специальной литературе с опорой на статистические данные указано на недостаточную оснащенность пенитенциарных учреждений УИС современными интегрированными системами безопасности [4, с. 174-175]. Кроме того, исследователи обращают внимание на проблемы внедрения и применения современных средств инженерно-технического обеспечения безопасности УИС, а именно: отставание темпов поставки новых технических средств (вместо морально и физически устаревших); низкую эффективность применения технических средств, в том числе в связи с нехваткой квалифицированных специалистов, а также научно обоснованной и четко сформулированной тактики применения. В связи с этим для решения организационных проблем предлагается комплекс мероприятий, в том числе организационно-штатного характера, включающих в себя создание инженерно-технических подразделений, непосредственно подчиненных начальнику исправительного учреждения, замещение инженерных должностей высококвалифицированными специалистами. Данное суждение выглядит в полной мере обоснованным, принимая во внимание органичную взаимосвязь технической составляющей и человеческого фактора обеспечения безопасности УИС.

Правовые основы регулирования вопросов обеспечения при помощи инженерно-технических средств безопасности УИС и, в частности, в исправительных учреждениях также далеки от совершенства.

Во-первых, исходя из законодательной нормы ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) администрация исправительного учреждения обладает правом использовать технические средства надзора и контроля в превентивных целях (для предупреждения побегов и иных преступлений, правонарушений в связи с исполнением и отбыванием наказания). При этом не упоминается об инженерно-технических средствах охраны, вследствие чего их применение на законодательном уровне лишается правовой регламентации. Между тем на практике инженерно-технические средства охраны активно используются с учетом того, что цель их использования, отраженная в ведомственных нормативно-правовых актах, не противоречит цели и задачам уголовно-исполнительного законодательства. В связи с этим исследователи в полной мере обоснованно указывают на необходимость корректировки самого названия ст. 83 УИК РФ: «Технические средства надзора и контроля» заменить на «Инженерно-технические средства охраны и надзора». Кроме того, с учетом обозначенной значимости ин-

женерно-технических средств обеспечения пенитенциарной безопасности речь должна идти не о праве, а об обязанности по применению такого рода средств.

Во-вторых, в подзаконных (ведомственных) нормативно-правовых актах, касающихся эксплуатации и использования технических средств обеспечения режимных требований, отсутствует четкое регулирование порядка и условий их применения. При этом закрепленный в УИК РФ термин «технические средства надзора и контроля» фактически не получил своего понятийного определения в подзаконных (ведомственных) нормативно-правовых актах. Это свидетельствует о рассогласованности законодательного и подзаконного регулирования в части технической составляющей обеспечения безопасности в исправительных учреждениях ФСИН России.

В-третьих, действующие в уголовно-исполнительной сфере (в том числе в части технических средств обеспечения режимных требований) законодательные и подзаконные нормативные правовые акты не выделяют непосредственно техническую составляющую обеспечения безопасности УИС (персонала, осужденных, объектов УИС), ее значение для нормального функционирования исправительных учреждений, охраны жизненно важных интересов лиц, вовлеченных в режим пенитенциарной деятельности, защиты общества в связи с осуществлением пенитенциарной деятельности. Так, в ст. 12 «Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы» Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ничего не сказано об инженерно-технической составляющей безопасности, о том, что уровень инженерно-технических средств охраны и надзора должен соответствовать режиму исправительного учреждения, что используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также не причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде. Аналогичные положения, по всей видимости, должны быть отражены и в ст. 83 УИК РФ.

В-четвертых, в п. 3 ст. 83 УИК РФ имеется довольно общее указание на регламентацию нормативными правовыми актами Российской Федерации вопросов перечня и порядка использования технических средств обеспечения режимных требований, однако уровень таких актов не конкретизируется.

Исходя из смысла действующих нормативных правовых актов, определяющих полномочия государственных органов исполнительной власти в рассматриваемой области, следует, что вопрос о перечне основных групп инженерно-технических средств охраны и надзора, разрешенных к использованию в исправительных учреждениях, относится к полномочиям Правительства РФ, а непосредственно порядок применения указанных средств должен регламентироваться ведомственными нормативными правовыми актами Минюста России и ФСИН России.

Следует обратить внимание на повышение роли технической составляющей обеспечения пенитенциарной безопасности в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Так, в целях обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, обязанностей и ограничений используются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Перечень таких средств установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198. Как отмечают исследователи, применение электронного мониторинга поведения осужденного позволяет оказывать на него воздействие дистанционно, что во многом повышает безопасность сотрудников уголовно-

исполнительной инспекций и исправительных центров [5, с. 32-33] (где, в свою очередь, осуществляется исполнение наказания в виде принудительных работ).

Применительно к функционированию исправительных центров и исполнению в них наказания в виде принудительных работ, обеспечению правопорядка и безопасности с использованием технических средств надзора и контроля, наряду с законодательными положениями, содержащимися в ст. 69.19 УИК РФ, действует специально посвященный порядку применения технических средств надзора и контроля ведомственный нормативный правовой акт - приказ Минюста России от 1 ноября 2016 г. № 250 «Об утверждении Порядка применения технических средств надзора и контроля к осужденным к принудительным работам». В целом позитивно оценивая приведенные правовые нормы, следует обратить внимание на то, что в ст. 69.19 «Технические средства надзора и контроля» УИК РФ, так же как и в ст. 83 УИК РФ, во-первых, их применение рассматривается как право администрации, а не как ее обязанность, во-вторых, непосредственно не выделены вопросы безопасности УИС и безопасности общества в связи с пенитенциарной деятельностью, в обеспечении которых техническая составляющая играет важную роль.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы и внести некоторые предложения.

1. Использование в УИС интегрированных систем безопасности, включающих в себя современные компьютерные технологии, цифровые системы контроля и наблюдения, позволяет:

- эффективно реализовывать задачи по осуществлению комплексного контроля за территорией пенитенциарного учреждения;

- предупреждать преступления и другие правонарушения среди осужденных;

- предупреждать нападения осужденных на сотрудников пенитенциарного учреждения;

- предупреждать факты грубого (противозаконного) обращения с осужденными со стороны персонала пенитенциарных учреждений;

- оперативно реагировать на возникающие внештатные ситуации и тем самым обеспечивать безопасность в пределах пенитенциарного учреждения.

2. Значимость инженерно-технической составляющей обеспечения безопасности УИС (персонала, осужденных, объектов, всех лиц, вовлеченных в режим пенитенциарной деятельности), а также защиты общества в связи с пенитенциарной деятельностью в сочетании с недостатками правового регулирования в этой части предопределяет постановку вопроса о его оптимизации. В связи с этим целесообразно:

- указать в названии и в тексте ст. 83 УИК РФ наряду с техническими средствами обеспечения режимных требований инженерные средства охраны и надзора, тем самым обеспечив законодательную основу их применения;

- в ст. 83 УИК РФ сместить акцент с возможности применения администрацией технических средств обеспечения режимных требований на обязанность применения инженерно-технических средств охраны и надзора, увязав данную обязанность с целями предупреждения преступлений и иных правонарушений в связи с исполнением и отбыванием наказания, защиты безопасности персонала, осужденных, объектов УИС; при этом указать, что используемые инженерные и технические средства при правопо-слушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также не причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде;

- в ст. 69.19 УИК РФ сместить акцент с возможности применения администрацией технических средств надзора и контроля на обязанность их применения в целях предуп-

реждения преступлений и иных правонарушений в связи с исполнением и отбыванием наказания, защиты безопасности персонала, осужденных, объектов УИС; при этом указать, что используемые технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также не причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде;

- в ст. 12 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» отразить инженерно-техническую составляющую безопасности УИС, указав, что уровень применения инженерно-технических средств охраны и надзора должен соответствовать режиму исправительного учреждения, при этом используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде;

- во взаимосвязи с совершенствованием законодательных основ разработать в рамках ведомственного регулирования (Минюст России и ФСИН России) наставление о порядке применения инженерно-технических средств охраны и надзора, где детализировать права и обязанности должностных лиц исправительных учреждений, алгоритм применения инженерных и технических средств обеспечения режимных требований в обычных и во внештатных условиях деятельности.

Библиографический список

1. Пертли Л. Ф. Внутреннее оборудование исправительных учреждений: правовые основы, опыт и влияние на безопасность УИС // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. межвед. конф. Воронеж, 2016. С. 31-36.

2. Винокуров В. В. Особенности применения интегрированных систем безопасности в учреждениях УИС // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. межвед. конф. Воронеж, 2016. С. 8-10.

3. Бердников Н. Г Особенности применения инженерных и технических средств охраны и надзора в УИС на современном этапе // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. межвед. конф. Воронеж, 2016. С. 6-7.

4. Бочкарев В. В. Совершенствование использования в исправительных учреждениях инженерно-технических средств // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 174-175.

5. Казак Б. Б., Борисенко И. В. Использование электронного мониторинга при контроле за осужденными без изоляции от общества // Российский следователь. 2012. № 9. С. 32-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.