АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА 345
Научная статья
УДК|343.827
Doi: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.345-352
ОБЫСКОВО-ДОСМОТРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Олег Геннадьевич Ковалев1, Андрей Васильевич Щербаков2
1 2 Псковский филиал Академии ФСИН России, г. Псков, Россия
1 okovalev66@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-7869-4925
2 andrey-sherbakov-1973@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-2079-1159
Аннотация. Обеспечение безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы в современных условиях ее реформирования является основной задачей, сформулированной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Цель настоящего исследования -изучить проблемы проведения обысков и досмотров в отношении спецконтингента, отбывающего уголовные наказания, и предложить эффективные способы их проведения.
В статье рассматриваются особенности содержания и организационно-правовые аспекты обыскной и досмотровой работы как фактора обеспечения безопасности исправительных учреждений. На основе проведенного теоретико-прикладного исследования выявлены и обоснованы современные тенденции и перспективы развития данного вида пенитенциарной деятельности, предложены пути совершенствования обысков и досмотров. Исследование опирается на статистические показатели Федеральной службы исполнения наказаний, информационные письма, аналитические обзоры, отдельные мнения практических работников отечественных пенитенциарных учреждений и других правоохранительных органов, а также осужденных, отбывающих наказание.
Ключевые слова: учреждения уголовно-исполнительной системы, обыскные и досмотровые мероприятия, запрещенные предметы, пенитенциарная преступность
Для цитирования
Ковалев О. П, Щербаков А. В. Обысково-досмотровые мероприятия как важнейший фактор обеспечения безопасности пенитенциарных учреждений // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30(1-4), № 3. С. 345-352. DOI : 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.345-352.
© Ковалев О. Г, Щербаков А. В., 2022
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
346 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
Original article
SEARCH AND INSPECTION MEASURES AS THE MOST IMPORTANT FACTOR IN ENSURING THE SECURITY OF PENITENTIARY INSTITUTIONS
Oleg Gennad'evich Kovalev1, Andrey Vasil'evich Shcherbakov2
1 2 Pskov Branch of the Academy of the FPS of Russia, Pskov, Russia
1 okovalev66@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-7869-4925
2 andrey-sherbakov-1973@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-2079-1159
Abstract. Ensuring the security of institutions of the penal system in the modern conditions of its reform is the main task formulated in the Concept of the Russian Penal System Development for the period up to 2030. The purpose of this research is to study the problems of conducting searches and inspections in relation to a special contingent serving criminal sentences, and to propose effective ways to conduct them. The features of the content and organizational and legal aspects of search and inspection work as a factor in ensuring the safety of correctional institutions are discussed in the article. On the basis of the conducted theoretical and applied research, modern trends and prospects for the development of this type of penitentiary activity are identified and substantiated. Ways of improving searches and inspections are proposed. The study is based on statistical indicators of the Federal Penitentiary Service of Russia, informational letters, analytical reviews, individual opinions of practitioners of domestic penitentiary institutions and other law enforcement agencies, as well as convicts serving sentences.
Keywords: institutions of the penal system, search and inspection measures, prohibited items, penitentiary crime
For citation
Kovalev, O. G. & Shcherbakov, A. V. 2022, 'Search and inspection measures as the most important factor in ensuring the security of penitentiary institutions', Man: crime and punishment, vol. 30(1-4), iss. 3, pp. 345-352. doi : 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4). 3.345-352.
Введение
Деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС) многоаспектна и нацелена не только на исполнение приговоров судов, но и на обеспечение внутренней и внешней безопасности [1]. Основными средствами обеспечения безопасности в рассматриваемой сфере являются исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений, что соответствует целям уголовно-исполнительного законодательства и предопределяет специфику деятельности УИС в данном направлении (ст. 1 УИК РФ).
В целом безопасность УИС представляет собой состояние защищенности осужденных, персонала органов и учреждений, исполняющих наказания, их родственников, всех лиц, находящихся на территории пенитенциарных учреждений, от пенитенциарных опасностей, исходящих главным образом от пенитенциарной среды, пенитенциарной
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА 347
преступности, угрожающих жизни, здоровью, чести и достоинству указанных лиц (внутрисистемная сторона безопасности), а также состояние защищенности общества от опасностей и угроз в связи с пенитенциарной деятельностью и находящимися во взаимосвязи с ней фактами постпенитенциарного рецидива, проникновением элементов криминальной и тюремной субкультуры в социум (внешняя сторона безопасности) [2]. анное состояние обеспечивается слаженной работой субъектов, в первую очередь принадлежащих УИС (проведение режимных мероприятий, обысков и досмотров лиц, отбывающих уголовные наказания на территории исправительных учреждений), кроме того, представляющих другие правоохранительные органы, иные компоненты государства, институты гражданского общества, при этом взаимодействующих друг с другом и использующих соответствующий инструментарий организационно-правовых средств в рамках своей компетенции, функционального предназначения, решаемых задач. Такое понимание безопасности УИС как важного фактора внутренней безопасности общества нуждается в закреплении в официальном программном документе - Концепции безопасности УИС.
Согласно ведомственной статистической отчетности по форме СБ-1 «О результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России» количество противоправных действий, совершенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в отношении персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов, увеличилось на 4,5 и составило 787 случаев (АППГ - 750), из которых 323, или 41 %, - случаи насилия (АППГ - 300, или 40 %) и 464, или 59 %, - угрозы применения насилия и оскорбления (АППГ - 450, или 60 %), что указывает на недостаточность принимаемых учреждениями и региональными управлениями мер по профилактике данного вида правонарушений и формальность проводимой работы. В отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных за совершение противоправных действий в отношении персонала учреждений УИС следственными органами возбуждено 405 уголовных дел (АППГ - 359), в том числе 29, или 7,16 %, по ст. 318 УК РФ (АППГ - 24), 136, или 33,58 %, по ст. 319 УК РФ (АППГ - 116)1.
Проведенное нами теоретико-прикладное исследование с использованием контент-анализа нормативно-правовых актов, литературных источников, а также интервьюирование 83 сотрудников подразделений безопасности (режимных и надзорных) УФСИН России по областям и регионам Российской Федерации показало, что основными объектами безопасности учреждений УИС являются персонал, подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в них содержащиеся, а также иные лица, находящиеся на территории учреждений УИС. Предметом безопасности при этом выступают жизнь и здоровье указанных граждан, которые обеспечиваются посредством их защиты, осуществляемой должностными лицами учреждений и органов УИС, наделенных соответствующей компетенцией, предполагающей использование специальных форм, методов, приемов
1 См.: О результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России : форма СБ-1, исх.-03-17072 от 17 марта 2021 г. Документ опубликован не был.
348 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
и технологий. Одними из таких специальных мер в пенитенциарных учреждениях выступают режимные мероприятия (обыск и досмотр).
Результаты нашего исследования позволили скорректировать определение «обеспечение безопасности учреждений и органов УИС», под которым можно понимать комплексную защиту ее объектов с применением системы форм, методов, приемов и технологий, направленных на эффективную реализацию пенитенциарной деятельности. Кроме того, подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что безопасность в учреждениях и органах УИС следует рассматривать как разноплановое, многогранное явление, эффективность обеспечения которого определяется своевременностью, полнотой и адекватностью осуществления комплексных мероприятий по защите указанных объектов.
Основная часть
Современные парадигмы обеспечения безопасности предполагают изучение и совершенствование ее правовых, организационных, оперативно-розыскных, режимных, психолого-педагогических, инженерно-технических, информационных и компьютерных основ, реализуемых в процессе активно проводимой в настоящее время цифровой трансформации в учреждениях и органах УИС. Важными направлениями обеспечения безопасности учреждений УИС в современных условиях выступают оперативно-розыскное и режимное, которые заключаются:
- в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в отношении осужденных за экстремизм и терроризм;
- противодействии проникновению в исправительные учреждения радикально настроенных лиц с целью пропаганды экстремистской идеологии;
- выявлении таких лиц из числа осужденных, принятии по отношению к ним своевременных мер профилактического и правового воздействия;
- проведении мероприятий по профилактике побегов заключенных под стражу и осужденных;
- обмене информацией с другими правоохранительными органами при условно-досрочном освобождении осужденных, обнаружении и задержании лиц, находящихся в розыске;
- обеспечении стабильного железнодорожного конвоирования;
- пресечении доставки в учреждения УИС запрещенных предметов, в том числе с использованием современных технологий, беспилотных управляемых аппаратов;
- профилактике поступления в учреждения УИС запрещенных предметов, перекрытии каналов их поступления;
- проведении общих, плановых, контрольных и внеплановых обыскных мероприятий.
Для обеспечения безопасности в учреждениях УИС, выявления и предупреждения пенитенциарной преступности, снижения побеговой активности спецконтингента, как было отмечено ранее, активно используются такие режимные мероприятия, как обыск и досмотр, эффективность которых определяется наличием и реализацией научно обоснованных методических рекомендаций, специальных тактических приемов и способов их проведения.
Правовой основой осуществления указанных режимных мероприятий являются Конституция Российской Федерации, ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок и процедуру проведения обыска осужденных и помещений, в которых они проживают, а также досмотра их личных вещей. Например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, более детально регламентируют
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА 349
организацию и порядок проведения обысков и досмотров. В указанных и других нормативных правовых актах особое внимание обращается на соблюдение прав и законных интересов лиц, заключенных под стражу, и осужденных при проведении обыскных и досмотровых мероприятий. Целесообразность и необходимость их осуществления подтверждают данные исследования, согласно которым:
- в I полугодии 2016 г. в одних только исправительных учреждениях было изъято 2267,4 руб., что на 11,4 % больше, чем за АППГ; 2226,3 л спиртных напитков промышленного производства; 26,335 кг наркотических средств; 32 258 ед. средств связи, что на 6,6 % выше показателя АППГ1;
- за 2017 г. в учреждениях УИС при проведении обысковых мероприятий было изъято 64 004 ед. средств мобильной связи (АППГ - 69 634) [3];
- за 9 месяцев 2021 г. было проведено более 2,6 млн указанных мероприятий, прирост которых составил более 100 тыс.2 При этом отмечается тенденция более частого применения внеплановых обысков для выявления и предупреждения использования подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными средств мобильной связи.
Правовое значение обыска и досмотра в местах строгой изоляции состоит в том, что они рассматриваются в качестве одного из организационно-режимных мероприятий по поддержанию правопорядка в пенитенциарных учреждениях, но в то же время направлены на обеспечение защиты законных интересов самих осужденных и заключенных [3, с. 5]. Рассматривая организационно-правовые особенности проведения обыска в учреждениях УИС, необходимо отметить, что они проводятся на охраняемых режимных объектах с использованием комплекса поисковых действий, осуществляемых сотрудниками подразделений в целях обнаружения и изъятия у подозреваемых, обвиняемых и осужденных запрещенных предметов и вещей.
Наиболее часто в учреждениях УИС изымаются следующие запрещенные предметы: различные колюще-режущие предметы; средства мобильной связи; денежные средства; алкогольные напитки на спиртовой основе (промышленного и кустарного производства); наркотики. В последнее время отмечается устойчивая тенденция активизации выявления и изъятия колюще-режущих предметов. Так, за 9 месяцев 2021 г. их изъято более 10,2 тыс. ед., что на 74 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Большинство (4/5) изымаются в ИУ; количество изъятых мобильных телефонов увеличилось более чем на 7 % (41,5 тыс.). При этом 72 % средств мобильной связи изымается по оперативной информации.
В рассматриваемом контексте представляется возможным изучение и использование опыта европейских государств в области противодействия телефонному мошенничеству, другим преступлениям в сфере информационных и компьютерных технологий, организации кибербезопасности пенитенциарных учреждений от угроз их инфраструктуре, снижения побеговой активности спецконтингента, профилактики подстрекательства,
1 См.: Анализ эффективности принимаемых территориальными органами ФСИН России мер по пресечению поступления средств мобильной связи, исх.-03-23869 от 6 апреля 2018 г. Документ опубликован не был.
2 См.: О результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России: форма СБ-1, исх.-03-17072 от 17 марта 2021 г. Документ опубликован не был.
350 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
провокаций и других деструктивных действий осужденных по дезорганизации деятельности ИУ, осуществляемых лицами, находящимися за пределами ИУ.
На 53 % выросло количество мобильных телефонов, изымаемых на территории учреждений УИС, что, безусловно, свидетельствует об эффективности обыскной и досмотровой работы, и в первую очередь при проведении внеплановых обысков, но одновременно указывает на недостатки в организации работы по перекрытию каналов поступления средств мобильной связи в учреждения УИС. Проведенный анализ показал, что в ИУ наиболее распространенными из них являются:
- переброс через основное заграждение (половина изъятых на территории ИУ);
- использование транспортных средств (14 %);
- доставка сотрудниками УИС (3,4 %);
- закладка в специально оборудованных схронах (2,7 %);
- пронос через КПП (менее 1 %);
- использование почтовых отправлений (менее 1 %).
Установлена тенденция увеличения почти на треть количества изъятых наличных денег в учреждениях УИС, причем в ИУ данный показатель вырос в 2,5 раза (с 244 до 621 тыс. руб.). К распространенным каналам доставки денежных средств в ИУ относятся: пронос лицами, прибывшими на свидания к осужденным (79 %), и почтовые отправления (15 %). В СИЗО чаще всего денежные средства доставляются самими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными по прибытии в учреждения (92 %), а также с использованием почтовых отправлений (6,9 %).
Отмечается тенденция снижения (более 40 %) изъятия алкогольных напитков промышленного производства. В то же время показатель изъятия указанного алкоголя при его доставке в учреждения УИС вырос более чем на 3 %. Основными каналами доставки алкоголя в учреждения являются: переброс через основные заграждения; поступление с режимной территории, прилегающей к учреждению; использование транспортных средств.
Несмотря на увеличение обыскной активности, существенный рост ее результативности, наличие значительного количества запрещенных предметов на территории учреждений УИС неблагоприятно влияет на оперативно-режимную обстановку, способствует ее ухудшению, является причиной пенитенциарной преступности, преступлений, совершаемых подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с использованием колюще-режущих предметов, в том числе в отношении персонала и лиц, находящихся на территории учреждений.
Так, анализ ведомственного статистического отчета по форме «2-УИС» показал, что в 2020 г. в состоянии алкогольного опьянения 20 подозреваемых, обвиняемых и осужденных совершили 18 преступлений, из них 3 - особо учитываемых; преступления с использованием колюще-режущих предметов допущены в 30 территориальных органах ФСИН России; совершено 285 преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Заключение
Проведенное теоретико-эмпирическое исследование обыскной и досмотровой работы как фактора обеспечения эффективности безопасности учреждений УИС позволяет сформулировать следующие выводы.
Рассмотренные статистические показатели обысково-досмотровых мероприятий дают нам право заявлять, что спецконтингент не оставляет попыток получить в свое
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА 351
распоряжение предметы, вещи и продукты питания, запрещенные к использованию в учреждениях УИС.
Обыскные и досмотровые мероприятия проводятся с соблюдением прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с законодательными и ведомственными нормативными правовыми актами на основании достаточных и достоверных данных о том, что в определенном месте у указанных категорий лиц могут находиться орудия преступления, документы и ценности, имеющие значение для уголовного дела, а также запрещенные предметы. При этом источник получения информации (процессуальный, оперативно-розыскной или иной) значения не имеет.
Обыскные мероприятия, осуществляемые в учреждениях УИС по уголовному делу, необходимо рассматривать как следственные действия, на которые распространяются требования УПК РФ. Они осуществляются на основании судебного решения в отношении обыскиваемого (осужденного), производятся на закрытой территории, в ограниченном пространстве, посредством принудительного обследования помещений или иных мест. Основной целью выступает отыскание и изъятие орудий преступления, предметов и ценностей, полученных преступным путем, имеющих значение для уголовного дела.
Обыскные и досмотровые мероприятия являются важным фактором обеспечения безопасности учреждений УИС, профилактики пенитенциарной преступности, побего-вой активности спецконтингента, совершения преступлений экстремистской направленности, дезорганизующих деятельность ИУ.
Предметы, вещи и документы, изымаемые в ходе указанных мероприятий, используются при доказывании в уголовном процессе, профилактике противоправного поведения лиц в условиях социальной изоляции.
Для совершенствования безопасности в деятельности учреждений УИС, повышения эффективности обыскной и досмотровой работы представляется целесообразным дополнить УПК РФ статьей, определяющей порядок и процедуру проведения обыска и выемки в условиях исправительного учреждения для использования их при доказывании результатов, полученных при проведении рассматриваемых режимных мероприятий [4]. Необходимо также:
- продолжить системную, комплексную работу по перекрытию каналов поступления в учреждения УИС запрещенных предметов (оборудование территории техническими и инженерными средствами предупреждения и пресечения перебросов);
- совершенствовать методику проведения обыскных и досмотровых мероприятий с использованием современных технических средств, оперативного и режимного сопровождения;
- предусмотреть проведение научных исследований, подготовку выпускных квалификационных работ по рассматриваемой тематике, внесение необходимых изменений в тематические планы учебных дисциплин «Обеспечение безопасности в УИС», «Организация режима и охраны»;
- широко привлекать на плановой основе к проведению обыскных и досмотровых мероприятий профессорско-преподавательский состав выпускающих кафедр (режима, надзора и ОРД) в составе подразделений территориальных органов УИС, проводящих указанные мероприятия.
В заключение отметим, что на законодательном уровне не закреплены понятия «обыск» и «досмотр». Ведомственные нормативно-правовые акты лишь содержат общий порядок их проведения. Результаты нашего исследования подчеркивают актуальность проведения ре-
352 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
жимных обысково-досмотровых мероприятий на территории пенитенциарных учреждений. От качества их проведения зависит безопасность УИС в целом.
Список источников
1. Щербаков А. В., Углицких Д. В. Теоретические, организационные и правовые основы обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2020. 263 с.
2. Галузин А. Ф. Пенитенциарная безопасность личности, общества, государства (основы концепции) : монография. Самара : Самар. юрид. ин-т ФСИН России, 2012. 224 с.
3. Анискин С. И., Бортник Л. Ю., Семенова Л. Ю. Правовое регулирование и тактика проведения обысков и досмотров в СИЗО и тюрьмах : учеб. пособие. Томск : Томский ИПКР ФСИН России, 2016. 61 с.
4. Ковалев О. Г., Щербаков Н. А. Организационно-правовые особенности проведения обыска и выемки в условиях исправительного учреждения // Столыпинский вестник. 2021. Т. 3, № 2. С. 189-198.
References
1. Shcherbakov, A. V. & Uglitskikh, D. V. 2020, Theoretical, organizational and legal bases of ensuring the security of the penal system: a textbook for universities, Urite, Moscow.
2. Galuzin, A. F. 2012, Penitentiary security of the personality, society, state (fundamentals of the concept): monograph, Samara Law Institute of the FPS of Russia, Samara.
3. Aniskin, S. I., Bortnik, L. Yu. & Semenova, L. Yu. 2016, Legal regulation and tactics of conducting searches and inspections in pre-trial detention centers and prisons: textbook, Tomsk Institute of Advanced Training of Employees of the FPS of Russia, Tomsk.
4. Kovalev, O. G. & Shcherbakov, N. A. 2021, 'Organizational and legal features of conducting a search and seizure in a correctional institution', Stolypin Bulletin, vol. 3, iss. 2, pp. 189-198.
Информация об авторах
О. Г. Ковалев - доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в УИС;
А. В. Щербаков - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в УИС.
Information about the authors
O. G. Kovalev - Sc.D (Law), PhD (Psychology), Professor, professor of the department of regime organization and operational-investigative activities in the penal system;
A. V. Shcherbakov - PhD (Law), Associate Professor, head of the department of regime organization and operational-investigative activities in the penal system.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).
Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 21.04.2022; принята к публикации 08.07.2022.
The article was submitted 11.04.2022; approved after reviewing 21.04.2022; accepted for publication 08.07.2022.